Главная страница
Навигация по странице:

  • 2

  • 3) философское познание

  • 4) художественное познание

  • Агностицизм

  • Логика, этика и эстетика.

  • моральные максимы

  • утилитаризм и прагматизм.

  • 3. Многообразие философских направлений. Разнообразие способов философствования.

  • умкд 2022-2023 философия. Литература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеЛитература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении
    Дата05.10.2022
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаумкд 2022-2023 философия.doc
    ТипЛитература
    #716287
    страница6 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Виды познания:

    1)обыденное или индивидуальное познание: формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимого знания. Специфика этого знания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано со знанием, информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Оно представляет собой информационно самую емкую форму знания. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к двадцати годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленный всеми науками.

    2)научное познание отличается от повседневного, обыденного, индивидуального, прежде всего, своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т. е. в науке доминирует логическое, понятийное знание и, более того, системное понятийное знание.

    3) философское познание: является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого – это обязательный элемент данного вида познания.

    4) художественное познание: в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. Однако по своему предмету оно содержит общее и необходимое, т. е. типическое и этим сближается с наукой, ограничиваясь при этом сферой своего предмета – человеком и человеческими отношениями.

    Основной вопрос — познаваем ли мир в принципе? Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному: гносеологический оптимизм (гностицизм) — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. Агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия. Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего.

    Антропология — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождением, развитием, существованием в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека. Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в теологии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.
    Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения. Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? В чем конкретно «философские антропологии» усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся.

    Макс Шелер (1874-1928 гг.) – основоположник философской антропологии – дает наиболее полную характеристику этого понятия: «Если в наш век существует философская задача, решение которой требует уникальной спешности, то это философская антропология. Под ней я понимаю и фундаментальную дисциплину о человеческой природе и ее структуре, о связи человека со сферами природы (неорганической, с миром растений и животных) и с обоснованием всех вещей; о его метафизическом происхождении и о его физическом, психологическом и духовном начале в мире; о силах и энергиях, которые двигают его и которыми движет он, об основных тенденциях и законах его биологического, психологического, культурного, духовно исторического и социального развития; о его существенных возможностях и реальностях. В ней содержатся психологические проблемы души и тела, познавательные и жизненные вопросы. Только такая антропология может дать конечное обоснование, и, вместе с тем, определить и уточнить цели исследования всех гуманитарных дисциплин, как научных, так и медицинских, или доисторических, этнологических, исторических и общественных дисциплин, нормализованной и развивающейся психологии и характеристикологии».

    Логика, этика и эстетика.

    Этот термин имеет греческие корни. Он образовался от слова «логос», что переводится как «рассуждение, разум, мысль, смысл». Это не случайно, ведь основы современной логики заложил древнегреческий философ Аристотель.Логика – наука о законах и формах мышления. Логика — это внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям; правильный разумный ход рассуждений. Своя внутренняя логика прослеживается у различных процессов, в связи с этим говорят о логике эмоций. О логике принятия решений. При этом логика как наука исследует, как из одних утверждений можно выводить другие.

    Этика – наука о морали и нравственности, занимается исследованием проблемы морального добра и зла, принципами моральных (нравственных) отношений людей. Основные идеи этики добродетелей разработал Аристотель.Термин «этика» Аристотель образовал от греч. слова ethos, которое переводится на русский язык как обычай, характер. Под добродетелями понимаются такие качества личности, которые помогают человеку контролировать свои страсти. Действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неизбежно оказывается нравственным. Зло связано с отсутствием или скудостью добродетелей. Согласно Аристотелю, главными добродетелями являются следующие: мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Рассел предлагает иной список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Другие авторы указывают на такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие и т.д.

    В противовес этике добродетелей Кант развил этику долга. По Канту, идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он, случается, приводит и к злу – когда им распоряжается тот, в венах которого течет «холодная кровь злодея». Основополагающим критерием добра может быть лишь то, что является добром без каких-либо оговорок и ограничений. Критериями добра оказываются моральные максимы типа «Не убей», «Не лги», «Не используй человека как средство», «Не воруй». Вернейшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий, универсальный и формальный характер моральные максимы (законы). У этики долга имеется много сторонников, но у нее много и критиков, упрекающих ее за отстраненность от жизни и склонность к догмам.

    Современная этика слагается из большого числа теорий, главными из которых являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей.

    Согласно этике ценностей, существуют только относительные ценности и относительное добро. Эти ценности нужно учитывать, чтобы избежать этических химер. Наиболее значительными разновидностями этики ценностей являются утилитаризм и прагматизм. Английский утилитаризм был развит А. Смитом, И. Бентамом, Дж. С. Миллем. Латинский термин «utilitas» означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы, но не во что бы то ни стало, а в соответствии со знаменитой формулой Бентама: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Саму полезность Бентам понимает, как наслаждение при отсутствии страданий.

    В прагматизме, развивавшемся Ч. Пирсом, У. Джемсом, Дж. Дьюи и др., моральное благо понимается как достижение успеха, которое увязывается с разрешением конкретных проблемных ситуаций. Прагматисты более определенно, чем утилитаристы, настаивают на том, что ценности являются результатом деятельности человека.

    Можно сказать, что каждое из трех направлений в этике имеет как свои достоинства, так и недостатки. Этика добродетелей концентрируется на понимании морального облика отдельной личности, этика долга ставит на первое место всеобщие моральные законы, этика ценностей рассматривает бытие человека в мире. И первое, и второе, и третье, конечно же, актуально.

    Эстетика – наука о красоте и прекрасном. Эстетика — это раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

    В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии. У досократиков эстетика -- одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика--это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона -- вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Немецкий философ А. Баумгартен впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука; Баумгартен считал, что: предмет эстетики -- чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике -- эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.

    Для Канта предмет эстетики -- прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства».

    . Предмет эстетики -- весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.

    Эстетика -- философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

    Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

    Определить социальную философию сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире.

    Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» осуществляет логико-понятийный анализ древнегреческого общества, Аристотель в «Политике» – эмпирико-научные исследования социальных проблем современного ему мира.

    Средневековая мысль выдвигает модель общества, в котором порядок и моральные устои регулируются волей Бога и традициями. Как на востоке (ислам), так и на западе (христианство) церковь начинает выступать в роли государства. Замечательной иллюстрацией этому служит роман итальянского философа Умберто Эко «Имя розы», в котором четко прослеживается прямая зависимость общества от церковных институтов.

    Новым этапом в развитии социальной мысли можно считать эпоху Возрождения. Поиск оптимальных путей совершенствования общества приводит к появлению утопических произведений, таких как «Утопия» Томаса Мора, или «Город солнца» Томмазо Кампанеллы. Утопия как форма отражения действительности занимает свою нишу в сфере социального знания именно в эпоху Возрождения.

    Эпоха Просвещения представлена в социальной мысли такими известными именами как Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций и другие. В их произведениях содержится теоретическая база социальной философии.

    Анализ общества во времена французских просветителей не предполагал использования принципов и методов исследований, присущих естественным наукам, поскольку основывался на освоении людьми высших ценностей культуры и поведения, осознании ими необходимости наилучшей модели обустройства общества.

    Одним из первых, кто встал на точку зрения примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри де Сен-Симон (1768-1825 гг.) – философ, один из родоначальников концепции, вошедшей в социальную науку под названием «утопический социализм». С 1817 по 1824 годы вместе с ним в качестве личного секретаря работал Огюст Конт (1798-1857 гг.), который и считается основателем социологии. В 1822 году они составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась бы в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Первоначально новая наука об обществе и называлась «социальная физика» – название, в своей сущности передававшее основной замысел «позитивного» метода познания – открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Таким образом, социология явилась результатом стремлений заменить в изучении общества прежний спекулятивный, чисто абстрактный метод научным, образцы которого представляют собой отрасли естествознания.

    Одной из центральных фигур социологии конца XIX – начала XX веков является немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920 гг.). Главная проблема в теории познания Макса Вебера: как обеспечить наукам о культуре такую же строгость и общезначимость, какой обладают естественные науки.

    Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

    Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

    Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности. Иначе, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, что для такой сложной иерархической системы, как общество, может быть сопряжено с большими проблемами и грозить самому его существованию. Социальная философия представляет собой философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем.

    3. Многообразие философских направлений. Разнообразие способов философствования. Философия и фальсафа этим словом в Средневековье называли сочинения и рассуждения философов, которые опирались на взгляды различных античных мыслителей. Большую роль в развитии мировой философской мысли в то время играла Сирия, которая была достаточно благоприятным местом фактического смешения эллинистической (европейской) культуры с ближневосточной (арабской). Такие выдающиеся философы-неоплатоники, как Порфирий и Ямвлих, были именно сирийского происхождения.

    Заметим: в Средние века в Европе древние традиции и устои античной философии и науки стали подвергаться ожесточенному давлению и репрессиям со стороны христианской церкви, выступившей в союзе с государственными властями тех времен. Эти репрессии и преследования были настолько сильны, что стали закрываться философские школы, а сами философы массово подвергались гонениям и преследованиям, их книги публично сжигались на кострах. Например, фактически последняя философская школа неоплатоников в Афинах была закрыта в 529 г. Жестокие гонения начались и по отношению к тем христианским учениям, которые не соглашались с учением господствующей в то время православной церкви, все они были объявлены еретиками с вытекающими отсюда последствиями.

    Единственным местом в Византийской империи, где еще продолжала функционировать философская школа, была Эдесса в Сирии. Благоприятные условия для занятий философией были также в Иране. В условиях жесточайших гонений неоплатоники, перипатетики и представители других философских школ были вынуждены эмигрировать именно в Иран, где правящая династия Сасанидов создала вполне сносные условия для их деятельности: более того, во многих городах Ирана возникли новые научные и философские школы, которые сохранили и развивали традиции и взгляды древней античной мысли, например, в V—VI вв. были хорошо известны Нисибинская и Гундишапурская академии. В Иране и Сирии также развивались науки — математика, астрономия, медицина, география. В отличие от деятелей средневекового христианства мусульманские правители не подвергали преследованиям ни ученых, ни философов. Более того, мусульманское общество того времени бурно развивалось и значительно опередило в развитии европейские страны. В этих условиях интерес к античному мировоззрению стал резко повышаться. Мусульманские мыслители стали знакомиться с древним философским наследием и применять его в своих трудах. В этом была потребность еще и потому, что при становлении ислама как мировой религии мусульмане стали сталкиваться с новыми проблемами доктринального и правового характера, которые невозможно было решить лишь апелляциями к Корану и хадисам. Заметим: мусульмане не только заимствовали содержание античной, иранской, индийской философий, но и значительно развили их, внесли свои важнейшие принципы, начала, понятия. По этой причине философию того периода, которая развивалась в мусульманских странах, стали по праву называть именно мусульманской философией. Эти замечания общего характера позволяют понять, что фактически центр развития наук и философии того времени переместился именно в этот регион мира, а Европа стала местом, плохо пригодным для занятий наукой и философией.

    После мусульманского завоевания и бурного развития Халифата началась великая эра развития, включающая в себя и время важных переводов различных философских и научных сочинений с греческого, сирийского и других языков на арабский язык. Особенно бурно проходил этот процесс в Багдаде, который в то время был столицей Аббасидского халифата и являлся по сути основным мировым культурным центром. Заметим: при халифе аль-Мамуне там был учрежден «Дом мудрости» (Байт аль-Хикма), где работали многие мыслители, философы и переводчики; ничего подобного ни в каких городах мира в это историческое время просто не было, Багдад был не только первым, но и единственным подобным местом. Все эти позитивные процессы привели к тому, что в мусульманском мире стали хорошо известны все основные философские сочинения античных мыслителей — Платона, Аристотеля, неоплатоников и многих других. Ярким и убедительным свидетельством этого является, например, труд аш-Шахрастани — «Книга о религиях и сектах», где он подробно описал не только историю и основы учения различных мусульманских сект, но и воззрения многих философов и философских школ, в том числе европейских, и даже вероучения других религий.

    Еще одна особенность арабо-муссульманской духовной жизни — развитие философской мысли параллельно и во взаимосвязи со становлением наук. Во многих городах функционировали различные кружки, в которых собирались ученые, велось преподавание наук и философии. Особенно большие достижения были достигнуты в арабской математике; например, среднеазиатский ученый аль- Хорезми является основателем такой математической дисциплины, как алгебра, — именно он ввел позиционную десятичную систему счисления, которая используется и по сегодняшний день. Усилиями мусульманских ученых были заложены также основы тригонометрии, которая, в свою очередь, была связана с открытиями в области астрономии. А уж медицина в мусульманских странах была, бесспорно, самой передовой в мире: фундаментальные работы в этой области были написаны Ибн Синой, Абу Бакром ар-Рази, Хали Аббасом и многими другими. Не менее значимые и глубокие труды были созданы также в области биологии, химии, минералогии. В таких условиях бурного развития мусульманского мира и арабской науки не могла не развиваться, совершенно очевидно, и философия.

    Первым мусульманским философом принято считать аль Кинди.Более того, его по праву назвали философом арабов. Его философские размышления были основаны на блестящем знании различных наук: он был автором более чем 200 различных работ по астрономии, математике, философии, химии. Однако большая часть этих сочинений не дошла до нашего времени. Его философия во многом основывалась на методах и идеях Аристотеля и Плотина. Будучи глубоко верующим человеком, аль Кинди с философских позиций размышлял о сущности окружающего мира и необходимости существования Аллаха. Используя аристотелевскую терминологию, он говорил об Аллахе как о «действующей и целевой причине всего сущего».

    Другим известным мусульманским философом, ученым- энциклопедистом был аль-Фараби. Особый интерес он проявил к философии Аристотеля, к сочинениям которого он писал свои комментарии — фактически в них он излагал не только комментируемые им философские положения Античности, но и свои собственные взгляды. За это его стали называть «вторым (после Аристотеля) учителем». Какова проблематика его трудов? В его философии уделяется значительное место проблеме Бога и мира, проблемам космологии и космогонии, например, бытие в философии аль- Фараби едино, но в то же время и множественно. Это результат истечения (эманации) Единого (Бога), в результате которого возник мир. В то же время Бог в его философии выполняет функции безличного аристотелевского «перводвигателя», который приводит всю Вселенную в движение и придает ей форму. Аль-Фараби вошел в историю науки еще и тем, что он классифицировал науки на два больших класса — теоретический (логика, философия) и практический (этика, политика). Широко известны воззрения аль-Фараби о «добродетельном городе», который управляется мудрым философом, отождествляемый с халифом (прямо как у Платона в его идеальном государстве, где управлять должны философы!). Этот идеальный правитель должен был обладать всеми основными добродетелями: умом, знаниями, справедливостью и т.д. Аль-Фараби считал, что «добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной». Некоторые идеи об устройстве «добродетельного города» напрямую повторяют положения из «Государства» Платона, но есть и собственные, авторские заметки и взгляды аль Фараби о жизни этого «добродетельного города», пусть и несколько наивные, и сугубо идеализированные.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта