ФКИ.1НХ. ФКИ. Литература Архипов Г. А. Марийский край в памятниках археологии йола, 1976
Скачать 177.03 Kb.
|
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАРИЙСКОГО НАРОДА
Лит-ра: Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола. 1973; Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола. 2002; Патрушев В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола. 1992. 1. Формирование древнемарийских племен Мы видели, что в эпоху раннего железа в Волго-Уральской зоне сложились три родственные историко-культурные общности: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой развилась сначала пьяноборская, затем азелинская, городецко-дьяковская на Суре, Верхней Волге и Оке и культура текстильной керамики от устья Камы до Скандинавии. Марийское Поволжье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями. О формировании мари высказывались различные мнения: 1) А.П. Смирнов основой марийского этноса называли городецкое население; 2) О.Н. Бадер – дьяковскую культуру; 3) А.X. Халиков формирование марийцев связывает с позднегородецким этносом при участии азелинского населения. Впоследствии он пишет, что основу горных марийцев составили городецко-дьяковские племена, а луговых—азелинские. Точку зрения А.X. Халикова о происхождении марийцев на основе позднегородецких и азелинских племен поддержал Г.А. Архипов. Однако Азелинские черты весьма слабо прослеживаются в материалах памятника V - VII вв. - Младшего Ахмыловского могильника. Младший Ахмыловский могильник Г.А. Архипов называет самым ранним марийским могильником. Слои VI в. открыты на Чертовом городище па Ветлуге, Васильсурском II городище в устье Суры, Сомовском II городище; 4) Т.Б. Никитина базой древних мари называет население Волго-Очья; 5) В.С. Патрушев считает, что формирование этнических основ и этнографических особенностей мари, а также мери и муромы происходило на базе финноязычного населения ахмыловского облика; этническое единство этих групп населения (прамарийско-мерянской общности) сохраняется почти до середины I тысячелетия н.э. и лишь в V в. н.э. предки мари выделились как самостоятельный народ. Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали все Поветлужье, центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали земли современного Горномарийского района и северной Чувашии. На севере граница их расселения проходила в районе города Котельнича. На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, установились довольно близкие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. С этого времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антропологический тип народности. На южных окраинах марийской территории население ассимилировалось с булгарами и частично вытеснялось к северу. Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами и не смогло завершиться оформлением собственного государства. Нелегкая судьба с самого начала выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Уже на стадии завершения своего формирования, выхода из первобытнообщинного строя древние марийцы оказались объектом внимания со стороны более сильных, в военном отношении лучше организованных соседей. Их покоряли хазары, волго-камские булгары, татаро-монголы, а с запада надвигались и теснили славяне. Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию древние марийцы были вытеснены с востока тюрками, с запада славянами. Ко времени формирования относятся первые упоминания о древних марийцах.Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X в.: в письме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминается "'цармис" (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском - чирмыш, русском - черемис). В русских летописях "черемисы" впервые упоминаются в начале XII в. ''Повесть временных лет", рассказывая о событиях середины IX в. и соседях восточных славян, сообщала: "На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык". Попытки объяснения слова «черемис» имеют длительную историю и продолжаются до сих пор. Можно признать установленным, что вторая часть слова - мис означает "человек" (в финском и эстонском языках - mies). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, "из племени Сар (Чер)" и т.д. Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выяснена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочисленных объяснений наиболее достоверным, приемлемым представляется значение «лесной человек». При этом самоназвание народа было всегда - мари, мары, марэ, что восходит к значению "муж", "мужчина", "человек", генетически связанному с иранским словом ""мортйо" (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов, как мордва, мадьяр, удмурт, мурома, меря, мещера. 2. Материальная культура древних марийцев Первые археологические памятники марийцев стали известны еще с ХIХ-начала XX вв. Материалы исследований до середины XX в. были обобщены А.П. Смирновым и О.Н. Бадером. Материалы последующих полевых исследований были обобщены в 1960—1990 гг. (Халиков, Архипов, Патрушев). Важным этапом изучения марийцев стала научная сессия по этногенезу марийского народа в 1965 г., завершившаяся изданием сборника в 1967 г. «Происхождение марийского народа». Наиболее полно фактический материал по археологии средневековых марийцев представлен в книгах Г.А. Архипова и Т.Б. Никитиной.. Многие городища средневековых мари устраивались на более ранних, и время сооружения укреплений установить не удается. Очевидно, в древнемарийское время укрепления только восстанавливались или появлялись допольнительно новые элементы. Автором на Малахайском городище прослежена дополнительная подсыпка более древнего (VII - VI вв. до н.э.) вала высотой около I м и остатки деревянных конструкций па валу дренемарийского времени, а на Ардинском городище - остатки деревянной стены но краю покатого мыса вокруг площадки поселения. На Малахайском городище, кроме того, исследовано прямоугольно наземное жилище из дерева древнемарийского времени размерами 7,2X4,5 м. Ценный археологический материал о древних марийцах дают средневековые могильники. Они грунтовые. Наиболее хорошо исследованы Дубовский, Веселовский, Руткинский, «Черемисское кладбище» и др. Судя по небольшому количеству погребений (от 5 до 62), это кладбища небольших общин. В ранних могильниках (V— XI вв.) встречаются ингумация, кремация и кенотафы (могилы с вещами без следов костяка), в поздних (XII - XIII вв.) - только ингумация. В случае трупосожжения покойный сжигался в особой кремационной яме в стороне от могилы без вещей и одежды. Затем кальцинированные кости складывались в могилы обычных размеров (в куче или рассыпались по дну ямы), вместе помещали одежду, украшения в порядке ношения по всей могиле или в одной куче с костяками. В кенотафах украшения и вещи заворачивались в одежду, стянутую поясом, сверху их прикрывали деревянной или металлической чашей, иногда котлом. С трупоположениями почти всегда прослежены следы подстилки из досок, коры дерева или войлока, а над погребенным - остатки меховой одежды или луба. Костяки всегда лежат по одному, вытянуто на спине головой на север или северо-запад. В мужских погребениях нередко встречены женские украшения - своеобразные заупокойные дары. В мужских погребениях встречаются кресала и кремни для высечения огня, ножи, рабочие топоры, шилья, кошельки, колчаны с наконечниками стрел (от 4 до 25 экземпляров), кожаные пояса, нередко с украшениями, и реже наконечники копий, боевые топоры-чеканы, железные или медные котлы. Женские погребения гораздо богаче. Иногда в них встречаются топоры, наконечники стрел, орудия литейного производства (льячки, формочки), ножи, а также шилья, кошельки. Но наибольшее количество находок на древнемарийских могильниках приходится на украшения и принадлежности женского костюма. Выделим характерные черты марийского женского костюма 1. Головные украшения: 1) венчики 2-х типов: а) из узкого кожаного ремешка с прикрепленными спиральками и обоймицами. Они одевались вокруг головы и застегивались пряжкой; б) из луба и бересты шириной 3 см, обтянутой кожей и завязанной на затылке шнурками. Повязка украшалась спереди пластинчатыми накладками или проволокой, имитирующей плетенку. 2) Выше налобного венчика голову обертывали несколько раз головной цепочкой из проволочных звеньев различной формы длиной иногда 3 м. К ней крепились свисавшие возле ушей и на затылке более короткие цепочки или кожаные ремешки, заканчивающиеся бубенчиками, пуговками, изображениями уточек, когтей рыси и т. д. 3) У висков подвешивались кольца из круглой проволоки с отогнутым, спиральным или утолщенным одним концом. 4) Во многих женских (а иногда и в мужских) погребениях встречены серьги подтреугольной формы из круглой проволоки. Позднее, в XII - ХIII вв. серьги с бусинками нa конце или сложными привесками. Л.А. Голубева считает их результатом контактов с русскими. 2. Шейные украшения 1) бронзоные и серебряные гривны с одним утолщенным четырехгранным и другим суженым концом, или одним расплющенным концом с отверстием, реже пластинчатые; 2) ожерелья из бронзовых бус, спиралек, подвесок (в том числе с изображениями всадниц камского типа). 3. Нагрудные украшения (обычно считаются оберегами («сторож груди»). 1) Нагрудники из полоски кожи прямоугольной или треугольной форм с прикрепленными украшениями. Л.А. Голубева их называет азелинской традицией. Нередко украшения на груди подвешивались на шнурках, перекинутых через шею. 2) скульптурные изображения коня, реже птицы. К ним привешивались длинные проволочные цепочки с бутыльчатыми или конусовидными привесками. Нередко использовались привозные ажурные литые и коньковые с прорезной основой щитки из Верхнего Прикамья или мерянские плечевые украшения в виде коньков. 4. Поясные 1) Пояса женщин украшались подвесными ремешками, металлическими бляшками, наконечниками. Нередко бляшки изготовлены из серебра и покрыты позолотой. Их формы характерны для поясных наборов кочевников от Алтая до Дуная. Близкие пояса с такими же наборами встречены на венгерских могильниках X в. 2) на поясах подвешивались кошельки, сумочки из тисненой кожи, украшенные расшивкой серебряными нитями и бляшками. На ряде серебряных пластин на кошельках имеются различные изображения. Такие кошельки также характерны древним болгарам Поволжья, степным кочевникам, древним венграм. К поясу прикреплялись футляры шильев. Рукоять их изготовлялась из рога и украшалась искусной резьбой. Они характерны для населения Верхнего Поволжья. Геометрическими узорами, изображениями конских головок украшены копоушки из рога или медных пластинок и орнаментированные гребни, подвешиваемые к поясу. 5. Украшения рук 1) до 19 браслетов из многогранного дрота или реже пластин, украшенных геометрическими узорами. 2) Перстни, обычно пластинчатые, широкие с внешней стороны, с валиками по краям и центру, реже спиральные из проволоки. 6. Украшения ног Спереди обувь украшали цепочки и очковидные подвески со спиралевидными щитками, а сзади умбоновидные бляхи, обычно с привесками в виде птичьих лапок. Элементы самой одежды сохранились слабо.
4) На ногах были шерстяные чулки и кожаная обувь из целого куска кожи, сшитая сзади. В XII - XIII вв. в женском костюме происходят значительные изменения: 1)исчезают головные цепочка и венчик, характерные височные кольца; 2)появляются височные подвески в виде перстней или с 2—3 бусинами; гривны проволочные или витые из 3 прутьев с завязанными или загнутыми концами, 3)стилизованные изображения головок коней на подвесках, скульптурные изображения коней с ногами, плоские литые изображения птичек, характерные для Костромского Поволжья. Есть также плетеные изображения коней мерянского облика и др. Мужской костюм практически отличался только отсутствием украшений. Но и в мужских захоронениях кроме украшений поясов, зооморфных или ажурных кресал от огнива встречены шумящие подвески на обуви. Хозяйство марийцев носило натуральный характер. Все необходимое производилось на месте. Импортные предметы представляли собой предметы роскоши, обменивающиеся, вероятно, па пушнину. В остеологическом материале до 50% костей принадлежат пушным видам животных (бобр, куница, соболь). Были также известны домашние животные — крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Исследователи полагают, что марийцы с XI в. были знакомы с пашенным земледелием. Многочисленные параллели в материальной культуре мери, мари, и муромы, а также общие топонимические названия на их территории автор объясняет их единой основой в лице ахмыловского населения. В эпоху средневековья исчезла большая часть волжских финнов, многочисленные племена мери, муромы, мещеры. Территория ныне живущих финноязычных народов (мордва, мари) на это время значительно сократилась под натиском иноязычных народов. Их яркая культура в значительной мере пострадала о' варварского отношения к ней со стороны других народов. Марийские могильники XVI - XVII вв. показывают значительное оскуднение погребального инвентаря, регресс в производстве металлических украшений (в первую очередь, очевидно, связи с запретом русского самодержавия заниматься производством металлических предметов), упадок искусства и т. д. Волжские финны в эпоху средневековья подошли к порогу нового этапа развития экономики и общественных отношений. Быстрое разложение первобытнообщинных отношений подготовило переход к классовому обществу. Этот процесс сопровождался консолидацией отдельных племенных групп и формированием народностей. Финноязычные народы стояли на пороге наивысшего могущества и расцвета культуры. Однако дальнейшее развитие народов Поволжья было остановлено русской колонизацией. Она была страшной трагедией для всех финно-угров. Она оставила глубокий след во всей дальнейшей истории финноязычных народов Поволжья. Глубокие исторические корни, богатые традиции и эстетическую ценность имеют деревянная резьба и вышивка. У древних марийцев высокий уровень развития получили кузнечное, ювелирное, гончарное ремесла. В археологических памятниках найдены богатые наборы украшений из меди, бронзы и различных сплавов местного производства, а также предметы, произведенные в отдаленных регионах, что свидетельствует о развитых торгово-обменных связях. Хозяйство древних марийцев Хозяйство марийцев было комплексным. В его основе во второй половине I и в начале П тысячелетий лежали земледелие, скотоводство и ремесло. Отметим основные достижения в развитии земледелия. 1. Появляется двузубая соха с железной полицей, - более совершенное орудие обработки почвы. Полица вместе с сошником была найдена на Вятке у д. Шамоки в Малмыжском лесничестве. С появлением сохи с перекладной полицей начался переход к пашущим орудиям плужного типа. Раньше были известны только рыхлящие орудия типа мотыги. 2. Более совершенными стали орудия вторичной обработки почвы - мотыги и борона-«суковатка», характерные для подсечного земледелия. 3. Для расчистки земель от деревьев используется железный топор с длинным лезвием и длинной рукоятью. О развитии земледелия говорят археологические данные: 1) находки зерен и семян льна, ржи, овес, пшеницы, полбы, проса, репы. Просо и полба найдены в Веселовском могильнике X—XI вв., зерна проса имелись и в чаше из погребения Руткинского могильника XII -- XIII вв. Остатки каши или сильно перегнившего зерна обнаружены в одном из погребений Выжумского III могильника XII — XIII вв. Все эти памятники расположены в среднем и нижнем течении Ветлуги, и Поветлужье следует считать одним из развитых земледельческих районов марийцев. 2) На могильниках найдены остатки ткани из нитей льна и конопли, а также орудия прядения (пряслица и т.п.). Пашенное земледелие возникло в XIII—XIV вв в прибрежных районах Волги и Вятки. Свидетельством его развития являются: 1. находки железных серпов на Юльяльском и Сиухинском городищах в Горномарийском районе. По этнографическим данным, серпы в качестве уборочных орудий характерны лишь для земледелия с применением упряжных пахотных орудий. 2. Появление косы-горбуши; они использовалась для уборки злаковых. Они найдены у д. Пекоза в Марийском крае и на Еманаевском городище на р. Пижма в Кировской области. 3. Находки крупных круглых ручных каменных жерновов для размвлывания зерна. 4. Многочисленные кости лошадей на марийских Еманаевском и Ижевском городищах: лошадь была основной тягловой силой. Пашенное земледелие предполагало залежно-переложную систему, при которой сравнительно легко решалась и проблема кормовой базы скотоводства: земли, заброшенные в перелог, служили сенокосами и выгонами. Много доказательств развития скотоводства, прежде всего это кости домашних животных – крупного и мелкого рогатого скота. Природные условия ветлужско-вятского междуречья благоприятствовали развитию скотоводства. Широкие поймы и заливные луга рек Вятка и Пижма, Немда, Ярань, Большая и Малая Кокшаги, Ветлуга служили пастбищами и базой для заготовки кормов. Содержание было стойловым. Земледелие и скотоводство стали развиваться в конце I и начале II тысячелетий н. э. во взаимодействии между собой. Значительным подспорьем в экономике были охота, рыболовство, бортничество, собирательство. Об этом говорят: 1) Во многих погребениях IX — XIII вв. сохранились остатки меховой одежды, сшитой из лисьих, куньих и заячьих шкур. 2) найдены орудия охоты - лук и стрелы, применялись различные капканы и западни. 3) много находок рыболовных крючков, железных острог, сетей, что свидетельствуют о добыче разнообразной рыбы. 4) по этнографическим данным, применялись различные капканы и западни Охота у марийцев в IX -- XIII вв. была промысловой, рассчитанной на добычу пушнины. Одним из основных районов, поставлявших пушнину в соседние земли, в Волжскую Булгарию и Русь, было Поветлужье. Мех использовался и для своих нужд. Бортное пчеловодство считалось традиционным, и в нем марийцы достигли большого искусства. «Бортные ухожаи», известные по позднейшим письменным источникам, были постоянными угодьями. На бортных деревьях уже в то время иногда ставились знаки собственности -- «бортные знаки» («тистэ»). Ремесленное производство в середине I тысячелетия н. э. делает заметные успехи. Особо следует отметить производство изделий из цветного металла. Многочисленные бронзовые, медные и серебряные украшения изготовлялись местными ювелирами. В X — XIII вв. кузнецы-ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отливались предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты, серебряные листы. Практиковалась чеканка изделий. Отдельные изделия покрывались резными узорами (перстни, пластинчатые браслеты). Была распространена позолота серебряных и медных предметов. Из материалов, служивших для изготовления украшения, особенно почиталось серебро. Древнемарийские могильники IX-XI вв изобилуют высокохудожественными бронзовыми и серебряными изделиями. В эпоху раннего средневековья возникают центры металлургического производства. Одним из них было открытое мною в 1985 г 2 Сомовское городище, где при раскопках обнаружены остатки мастерской металлурга с находками форм для литья, льячек, обожженной глины и кусков железного шлака. Здесь же находились обломки глиняного сопла от сыродутной печи и изделия из железа и бронзы. Кузнецы составляли уже социально выделившийся слой. Захоронение кузнеца с набором инструментов обнаружено в Младшем Ахмыловском могильнике V—VII вв. Широкое распространение получили орудия труда из железа, они стали более разнообразными. ХII—ХШ века - это время возникновения ряда новых металлургических центров, выделение ремесленников в самостоятельную и довольно влиятельную привилегированную группу населения. Деревенское кузнечное ремесло, сочетавшее в себе почти весь цикл металлургического производства — от добычи руды до изготовления изделия — было одной из важнейших отраслей хозяйства марийцев. Отметим свидетельства железоделательного производства по археологическим данным: 1. Остатки кузниц или домниц для варки железа. 2. Многочисленные шлаки. 3.Обломки криц, отшлакированных кусков глины. 4. Многочисленные находки вещей различной сложности и приемов изготовления. Процесс производства железных предметов включал: 1) простую обработку куска металла при помощи молотка; так изготовлялись ножи, дужки для котлов, гвозди, серпы, косы-горбуши, долота, шилья, кочедыки и др. 2) При помощи пробойников пробивались отверстия на втулках копий, на пластинках для котлов; 3) изготовление вещей при помощи сварки: так изготавливались более сложные предметы - цепи, железные кольца от поясов и сбруи, удила, кресала, остроги, пружинные ножницы. Сварка требовала большой сноровки от кузнеца, а иногда и участия его помощника; 4) работа с зубилом, применявшимся при выработке тесел, мотыг, ушков для котла и требующая особой сноровки; 5) изготовление особо прочных предметов из многослойных изделий - топоров, молотков; 6) клепка железных котлов из отдельных листов, что считалось одной из трудных работ для кузнецов. Развитию кузнечного ремесла способствовало наличие богатого сырья для него в Ветлужско-Вятском междуречье. Здесь имелось много болотной руды, по своим качествам наиболее подходящей для получения железа. При натуральном хозяйстве, характерном для этого периода, большинство бытовых предметов производилось в каждом поселении, являясь одной из форм домашнего производства. Домашним производством является: 1. Прядение и ткачество. Основными материалами для прядения и ткачества служили лен, конопля, овечья шерсть, крапива. Из шерстяной нити вязали ткани, онучи, иногда иверхнюю одежду. 2. Изготовление одежды. Сырье для них давали земледелие (растительные волокна для тканей), скотоводство (шерсть для ткани и войлока). 3. Кожевенное дело (обработка шкур и кожи). В археологических памятниках хорошо сохранились изделия из сыромятной и дубленой кожи. В отделку шли шкуры, как домашних, так и диких животных. Охота давала высококачественные меха. 4. Деревообработка. В лесных районах население широко пользовалось различной деревянной утварью. Деревообделочными инструментами являлись железные топоры, тесла, ложкари, ножи. Мастерами по дереву изготовлялись деревянные сохи, бороны, мотыги: Они же делали деревянные части лука, капканов и других приспособлений для охоты, рыбной ловли, бортничества. Из дерева изготовлялись различные рукоятки ножей, шильев, серпов, веретена, гребни. В быту использовались деревянные чаши, бочонки. Из бересты и луба делались туески и другие бытовые предметы, составные части обуви, головных уборов. Древесина употреблялась и как строительный материал. Плотники строили жилища, хозяйственные постройки, сооружали укрепления на городищах, загоны для скота и т. д. 5. Косторезное производство. Из кости делали гребни, копоушки, рукоятки ножей, шильев, различные привески для сложных (шумящих) украшений. 6. Изготовление глиняных изделий: посуды, грузил к рыболовным сетям и т. п. X - XIII вв. — период интенсивного развития торговых отношений марийцев как с соседними, так и отдаленными землями. Этому способствовал Волжский торговый путь, который связывал край как с северо-западом Восточной Европы, с мерей, весью, славянами, так и с юго-востоком, с Хазарией, затем Волжской Булгарией. Неслучайно в памятниках прошлого имеется много восточных монет X - XI вв. (дирхемов), особенно в составе марийских женских украшений; есть монеты Волжской Булгарии (сравнительно много их в Дубовском могильнике марийцев X — XI вв. на Волге). Встречаются западно-европейские монеты-денарии, В XII - XIII вв. усилилось проникновение металлических украшений славянского типа. Это является не только отражением расширения торговых связей, но и свидетельствует о продвижении славян в район проживания марийцев. Торговля была меновая. Пушнина шла в обмен на драгоценные металлы, ювелирные изделия, некоторые виды оружия и арабские дирхемы, шедшие на украшения. Одним из основных эквивалентов денег при этом была беличья шкурка (Ур = ыр). МАРИЙЦЫ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (конец XVI - XVII вв.)
Литература
1. На пути к мирной жизни Марийцы начало шестнадцатого столетия встречали в составе Казанского ханства, а конец - уже в Московском царстве. Характерные черты этого времени: 1. Повсеместно затухали последние вспышки марийских восстаний в лесном крае; завершались длительные и кровавые "черемисские войны". Марийский народ, несмотря на невиданные жертвы и громадную разруху, отстоял свое право на жизнь. В неравной борьбе много марийцев погибло на полях сражений, от царских карательных экспедиций, болезней и голода. Крестьянские хозяйства ясачных марийцев были почти полностью разорены. Некогда цветущие поля заросли кустарником и диким лесом. 2. Начинается усиление военно-административной царской власти в крае, определенная стабилизация. Марийцы стали осознавать необходимость перехода к мирному труду для налаживания хозяйственной жизни. К началу XVII в. стали восстанавливаться марийские деревни. Налаживался привычный уклад хозяйственной жизни. В отрывке из писцовой книги Казанского уезда 1602—1603 гг. приводятся следующие сведения о жизнеобеспечении жителей марийской общины "Черемисский Малмыж" Арского уезда: "за ясачною черемисою" этой волости в 38 дворов были закреплены: 1) общинные 'пашни в 228 десятин в трех полях (1 десятина равнялась 1,09 га), 2) участки, которые «лесом поросло», в 114 десятин; 3) сенокосные угодья "между полей и по реке Вятке 7600 копен"; 4)"лесу дубровы пашенные" длиною в 3 версты и поперек в одну версту; 5) им принадлежало 9 водяных мельниц на реке Малмыж; 6) они же владели несколькими промысловыми угодьями для ловли птиц и зверей, а также "черным" большим лесом. Поставленному во главе этой общины служилому человеку, новокрещеному марийцу Миките Баимову на поместном праве принадлежали 24 десятины "пахотной пашни", 8 десятин "лесом поросшие'', сенокосов в 600 копей, "лесу дубровы пашенные - 10 десятин", одна мельница, право пользоваться дарами общинного "черного леса". Как видно, пашенное земледелие, домашнее животноводство, переработка зерна в муку, традиционная охота, рыболовство и другие промыслы вновь становились определяющими факторами жизни марийской деревни начала XVII в. 2) Период "Смуты" Однако непродолжительная мирная жизнь неожиданно была нарушена бурными событиями "смутного" времени. Причина "Смут": 1) обрушившимся на страну в начале XVII в. природно-экологическое бедствие (резкое похолодание и проливные дожди, неурожаи, массовый голод); 2)династический, социальный и политический кризис в Российском государстве. События "Смуты" охватили многонациональный регион Среднего Поволжья, в том числе и марийские земли. Служилые и ясачные марийцы, как и соседние чуваши, мордва, татары, удмурты и другие народы, были вовлечены в ожесточенную вооруженную схватку. В борьбе участвовали: 1) "законно избранные"; 2) мнимые русские цари; 3) различные группировки бояр и дворян, дети бояр и стрельцов, 4) верхушка духовенства и казачества. Все боролись за власть. Ясачные марийцы открыто выступили против царской власти. Вооруженная борьба восставших ясачных марийцев была вызвана следующими причинами: 1) усилением роста ясачных платежей и повинностей, 2) произволом воеводской администрации; 3) стремлением избавиться от конкретных притеснителей в лице воевод, приказных людей, царских ратников и других русских феодалов; 4) борьбой за собственные крестьянские интересы, что было наиболее характерной чертой участия марийцев в "Смуте". По времени участие марийцев в этих событиях в значительной мере связано с периодом правления боярского царя Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Его приход к власти еще более обострил кризис в стране. Марийцы оказались перед выбором: 1) признать власть нового царя и его воевод на местах; 2) поддержать повстанцев - Илейку Муромца и предводителя Крестьянской войны И.И. Болотникова, выступавших под знаменами "царя'' Дмитрия Ивановича, последнего сына царя Ивана Грозного. Можно выделить 3 группы марийцев, выступавших на разной стороне: 1)Значительная часть служилых и ясачных ратных марийцев Козьмодемьянского, Царевококшайского, Царевосанчурского и Яранского уездов совместно с пришлыми из других уездов русскими служилыми людьми выступила против воеводской администрации царя Шуйского и участвовала в осаде Нижнего Новгорода, Свияжска, Казани, а также взятии Козьмодемьянска, Яранска, Царевосанчурска, Царевококшайска, Котельнича и других городов; принимала участие в кровопролитных сражениях против войск воеводы Ф.И. Шереметева. 2) Другая часть марийцев, в основном Уржумского и Казанского уездов, признала власть Шуйского и участвовала в военных действиях на его стороне. 3)Немало марийцев, как отмечает источник, вообще не признали ничьей власти и бежали в глухие леса. Во время бурных событий "смутного" времени марийцы в условиях безвластия не платили ясак и не выполняли повинности, расправлялись с царскими воеводами и приказными людьми, участвовали в сражениях на той или иной стороне. Но все сами терпели ущерб от воюющих сторон. Стремлением обезопасить свою жизнь и имущество можно объяснить формирование марийцами крупных военных сил. Так, в 1610 г., под началом марийского сотника Ялпая Токшейкова в Царевосанчурском уезде стоял отряд марийских ратников численностью около 2 тысяч человек; в Царевококшайском уезде находился вооруженный марийский отряд в тысячу человек; в Кокшайском уезде под началом Аникея Кошакова имелись 700 вооруженных марийцев, прибывших из Козьмодемьянского уезда. С такими ратными силами марийцев приходилось считаться, о чем, в частности, красноречиво свидетельствует и отписка пермского воеводы И. Чемоданова в Вятку. Подобные вооруженные отряды марийских ратников принимали в последующем заметное участие и в борьбе с польско-литовскими интервентами, захватившими в 1610 г. власть в Москве и бесчинствовавшими в стране. Марийцы откликнулись на призыв Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского очистить страну от интервентов, Летом 1611 г. марийские отряды пришли к стенам Нижегородского кремля. В составе всенародного ополчения марийские ратники внесли своей вклад в дело освобождения Москвы осенью 1612 г. от польских интервентов. Радость одержанной победы и обретения независимости омрачалась страшным разорением страны. Правительство избранного в 1613 г. царя Михаила Федоровича Романова остро нуждалось в деньгах на содержание войска и аппарата власти. Между тем казна была пуста. На ясачных людей Среднего Поволжья, как и на других налогоплательщиков, вновь были возложены различные казенные подати и повинности. Кроме положенного ясака с ясачных людей стали собирать чрезвычайные налоговые сборы ("запросные деньги") и денежные сборы, равные пятой части от имеющихся во владении денежно-материальных ценностей ("пятинные деньги"). Угнетенные ясачные марийцы, доведенные до разорения, отказались платить пятинные деньги. В 1614—1615 гг. они использовали самые различные формы борьбы: в массовом порядке скрывались в лесах, убегали от сборщиков податей, а нередко и расправлялись с ними. В ряде мест стали вооружаться и совместно с чувашскими крестьянами давать решительный отпор своим разорителям. О такой ситуации говорится в письме казанского воеводы от 1614 г. Упорные противодействия ясачных марийцев, чувашей, татар, мордвы, удмуртов, переросшие в вооруженные восстания, в конечном счете привели к тому, что весной 1615 г. сбор пятинных денег был отменен. А само восстание подавлено, что явилось последним отголоском "Смуты" в марийской земле. 3) Жизнеобеспечение марийцев в XVII веке Остались позади бурные события конца XVI - начала XVII вв. Постепенно изживались тяжелые их последствия. Мирный труд стал определяющим в жизни ясачных марийцев лесного края. Однако уровень их жизни зависел от многих факторов. Природная среда, и в первую очередь безбрежный дремучий лес, наложили неизгладимый отпечаток на весь облик хозяйственной деятельности марийцев. Лес не только дарил свои богатства (мясо, пушнину, мёд, ягоды, дрова, стройматериалы и т.п.). Он требовал величайшего напряжения сил от земледельца. Чтобы освоить участок леса под пашню, в первый год обдирали с деревьев кору для их подсушки. Зимой следующего года производилась подсека и рубка леса. Как только сходил снег и подсыхала почва, срубленные деревья поджигали, чтобы выжечь все пни и колоды, а землю равномерно удобрить золою. Это была очень тяжелая и трудоемкая работа, В дыму и копоти ясачные марийцы добывали себе новые пахотные участки. Вместе с пришлыми русскими крестьянами они освоили под пашню и сенокосы значительные лесные пространства Марийского края, в особенности в южной и северо-восточной его частях. На новых расчищенных участках, как и на старых пахотных участках, применялась традиционная трехпольная система севооборота (озимой и яровой клин, пар). Выращивали преимущественно рожь и овес. Посевы других культур были незначительны. Несмотря на невысокую урожайность, продукты земледелия в целом позволяли удовлетворять потребности крестьянской семьи и казны, а иногда сбывать часть их на рынке. Наличие сенокосных угодий и пастбищ позволяло ясачным марийцам содержать домашний скот - лошадей, коров, овец, свиней и т.д. Заметным подспорьем оставались традиционные занятия охотой, бортничеством и рыболовством. Заметно развивался мукомольный промысел. Возросло количество мельниц, действовавших на небольших речках. Дальнейшее распространение получила деревообработка: изготовление из древесины кадок, ушатов, блюд, различной домашней утвари (лубяные короба, корзины, циновки, рогожи и т.п.), средств передвижения (телеги, сани, лыжи). Развивалось кожевенное ремесло (сапоги, рукавицы, шубы и т.п.). Вместе с тем, из системы жизнедеятельности ясачных марийцев, как и соседних нерусских народов Поволжья, в XVII в. царскими указами 1633, 1645, 1697 и других лет были изъяты кузнечный промысел и другие виды металлообработки. Запрет ясачным марийцам заниматься металлообработкой, кузнечным и слесарным делом был вызван их активным участием в драматических событиях конца XVI - начала XVII вв. Уставная грамота царя Михаила Федоровича 1633 г. в этой связи специально предписывала: "А велети тем татарам и черемисе торговати и меняти всякие товары, опричь заповедных товаров: меди и железа, и олова, и свинца, и зелья пушешново и писщального, и серы горячие и иных заповедных товаров". То же самое говорилось в наказе 1645 г.: "чтоб в Кокшайском уезде ... у черемисов никакого вогненного бою и пороху и свинцу и кузнешные и бронныс и никакие серебряные снасти не было". Наказ 1697 г. вновь подтверждал: "кузнечного и серебряного дела чуваши и черемиса не делали бы", и топоры, косы, ножи, серпы "покупали бы на торгу" у русских торговых людей в Казани и других уездных городах. В целом в XVII в. все необходимое для своей жизни ясачные марийцы производили силами своей крестьянской семьи. В мелкокрестьянском натуральном хозяйстве все предметы и орудия труда (за редким исключением), начиная от жилища, сохи, домашней утвари, одежды, обуви и кончая продуктами питания (растительные, мясомолочные и т.п.), производились силами конкретной крестьянской семьи. Лишь изредка марийцы покупали необходимые соль, железные сошники, топоры, косы, серпы и немногое другое. 4. Социальное положение марийцев. Управление По своему социальному положению ясачные марийцы оставались в зависимости от феодального Русского государства. По месту жительства, в пределах конкретных уездов (Козьмодемьянский, Царевококшайский, Царево-санчурский, Кокшайский, Уржумский, Яранский) ясачные марийцы обязаны были подчиняться власти царских воевод, присылаемых из Москвы и подчинявшихся Приказу Казанского дворца, ведавшему в целом обширной Казанской землей. Воеводы обладали всей полнотой власти -административной, исполнительной, судебной, полицейской, фискально-податной и др. Их главной задачей было получение государственного налога и ренты за пользование землей - ясак. Марийцы вносили в казну все возрастающий ясак как деньгами, так и хлебом. Им же приходилось платить казне оброчные деньги за право владения бортными угодьями и бобровыми гонами, за обладание мукомольными мельницами и рыбными ловлями, оброчными пахотными и сенокосными участками. Налог брали даже за проведение марийских свадеб ("куничные"), за привоз, покупку и продажу товаров. Тяжелы были и сборы за соль. К тому же сборщики ясака взимали значительно больше денег, хлеба, пушнины и меда, чем предусматривал царский наказ. Взимание ясака и различных податей нередко сопровождалось истязаниями крестьян. Нередко у бедняков отнимали последнее. Чтобы обеспечить исправное поступление ясака в казну, воеводы забирали в городской острог аманатов - заложников из числа "лутчих", состоятельных ясачных марийцев. Их не выпускали до тех пор, пока крестьяне не уплачивали требуемую сумму и не выполняли различные повинности. Кроме того, по воеводским наказам приходилось выполнять и тяжелое "городовое дело" - рубить и доставлять на своих подводах или санях бревна для постройки крепостных сооружений и городских стен, выполнять неотложные работы по починке, строительству дорог и мостов. Обременительны были и частные перевозки казенных грузов, служилых и приказных людей. Тяжелы были лесорубные работы и сплав леса в низовые волжские города, многомесячные отработки на казенных селитренных и поташных заводах, расположенных за десятки и сотни верст от ясачного местожительства марийцев. По царским указам ясачные марийцы вместе с крестьянами других национальностей участвовали в строительстве Симбирской (1647-5654 гг.) и Закамской (1652-1658 гг.) укрепленных линий для защиты от набегов кочевников. Им приходилось нести ещё и караульную службу на засечных линиях, отправляя с каждого шестого двора одного взрослого мужчину. Тяжелой являлась и ратная служба. Во время войн с каждых трех дворов брали по одному человеку. Причём ратник должен был иметь при себе копьё, лук и стрелы, топор. Для снаряжения рати тоже приходилось делать специальные сборы. Тяжесть социального положения государственных ясачных марийских крестьян усугублялась всевозможными злоупотреблениями царских воевод, приказных и служилых людей. В глазах ясачных марийцев русский город-крепость был в первую очередь воплощением бесконтрольной воеводской власти, а съезжая (воеводская) изба-канцелярия - средоточием социального зла, висевшего над ними. Изредка появляясь в городах и не имея права оставаться даже на ночлег, продав привезенные хлеб, хмель, мед, воск, пушнину, кожи, ясачные марийцы вновь возвращались к родным очагам. Обман купцов, ростовщиков, торговцев, скупавших у них за бесценок добытое тяжелым крестьянским трудом, вызывал у них негодование против всех притеснителей. 5) Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. В источниках XVII в. она упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня-волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах. Несмотря на верховную земельную собственность феодального государства, каждая крестьянская община владела своими земельными угодьями и всячески отстаивала их неприкосновенность от различных притязаний. Тем более, что на протяжении XVII в. земельные владения марийских общин в различных уездах заметно сократилась из-за их захвата монастырями, помещиками, дворцовым ведомством и собственно казной ("покидные" и "умерших" владельцев земли). В частности, в Поветлужье марийские общинные земли захватили Макарьев-Успенский, Варнавинский монастыри, в Козьмодемьянской уезде - суздальский митрополит и Спасо-Юнгинский монастырь, в Царевококшайском уезде - Мироносицкая пустынь и т.д. Проводимые время от времени земельные переписи, обмежевания земельных владений общины, установления границ общинного землевладения специальными знаками - "гранями" - не обходились без участия самих общинников. Подлинные выписи с писцовых и переписных книг, хранящиеся у деревенских старожилов, являлись важнейшими поземельными документами, удостоверявшими законность владения марийцами общинными землями. При земельных и других спорах с соседней общиной, воеводской администрацией и другими, вся община выступала как единое целое и сообща защищала свои интересы. Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины-дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном сходе. Важнейшим из них был вопрос о наделении общинников пашней и сенокосами. В середине XVII в. в среднем на 1 ясачный двор приходилось от 4,5 до 9 десятин пашни и выше (в трех полях), 70 - 80 копен сена. Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам. В совместном пользовании были пастбища, водопои, озера, речки, леса, болота, а иногда и сенокосные угодья. Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" - знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора. Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. На общинные "помочи" приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение». Вместе с тем внутри марийской общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами. Кроме того, ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати. Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства. Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах-волостях Галицкой дороги Казанского уезда (Коркатово, Большой Карамас, Парат и др.) почти четыре пятых дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С незначительной части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,5 - 2 ясака со двора. В 1624 - 1664 гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти ржи и овса, пол-осмины ясака. К 1678 г. денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы увеличились в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийской деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки. Община являлась также и органом крестьянского самоуправления. На сходах выбирались "мирские" должностные лица - сотники, старосты, пятидесятники и десятники. Они были подконтрольны общине, но утверждались всвоей должности воеводской властью. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Характерно, что в первой половине XVII в. на сотнической должности в марийских общинах были служилые люди, а во второй половине века - в основном крестьяне из числа самих общинников. В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийской общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни. |