римское право. Литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных
Скачать 6.24 Mb.
|
Глава 25 Формирование доктрины планового хозяйства Марксизм о научно планируемом обществе Проект «всеобщей организационной науки» Модель «единой фабрики» и ее корректировка 1. Марксизм о научно планируемом обществе Плановое хозяйство, опыт построения которого начали захвати шие в конце 1917 г. власть в России большевики, должно было вопл тить идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о более высоком, чем капиталист ческий, коммунистическом способе производства, когда «вместе с Bd сторонним развитием индивидуумов вырастут и производительна силы и все источники общественного богатства польются полным i током»'. Историко-философское и политэкономическое обоснован революционной коммунистической доктрины резюмировал вывод, < «созданные в пределах капиталистического способа производства i совые производительные силы, которые он уже не в состоянии оЦ дать, только и ждут того, что их возьмет в свое владение организона ное для совместной планомерной работы общество, чтобы обеспечи всем членам общества средства к существованию и свободному раз^ тию их способностей, причем во все возрастающей мере»2. В категориях своего форшционного подхода Маркс п Энг дали общие определения характера производительных сил, подге ленных капиталистическим производством к переходу на более сокий уровень {обобществление труда, крупное машинное произн(| ство, электрификация), и ориентиры нового - коммунистической типа производственных отношений: «ассоциированный труд, выполняемый добровольно, с roroitij стью и воодушевлением» - «непосредственно общественный тру! мерой которого является рабочее время, поскольку «общество мо)| просто подсчитать, сколько часов труда заключено в паровой m;i М аркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 20. ' Там же. Т. 20 С. 150. 410 iic, в гектолитре пшеницы последнего урожая, в ста квадратных мет-рд\ сукна определенного качества»3; «прозрачно ясные» отношения в «союзе свободных людей, рабо-|.пощих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную ра-| Ьочую силу»4; общество, «освобожденное от пут капиталистического производ-li та», избавит работника от судьбы «искалеченной экономической ' разновидности, прикованной к одному участку производства», вырастит «новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производ-сска и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца»5; «законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием и тем самым будут подчинены их господству»6. При распределении общественного продукта должны быть выделены для обеспечения процесса расширенного производства: 1) фонд помещения потребленных средств производства; 2) фонд расширения; 3) резервный и страховой фонд. Другая часть совокупного продукта предназначена служить в качестве предметов потребления, за пычетом: 1) общих, не относящихся непосредственно к производст-пу издержек управления; 2) общественных фондои потребления (шко-| ли, средства здравоохранения); 3) фондов для нетрудоспособных7. Если использовать терминологию современной неоконсервативной философии* и институциональной экономической теории9, то в Коммунистическом проекте можно выделить три ключевые предпосылки: миф универсального гнозиса - образ прозрачного и пластичного (мира, доступного интеллекту и подвластного поле человека; ориентацию на создание структур с изначальной гуманитар- hioii и нерыночной направленностью, игнорирующую (тщетно) оп- ш>1»пунистическое поведение индивидов; ' Тамже. С. 314 4Там же Т 23. С. 77-78 > ' Там же. Т. 20. С 301. ь Там же. С. 288 7 Там же. Т. 19. С. 17, 4 Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М.. ИНИОН АН СССР, 1982. 1, " Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996. 1(14. 411 3) неограниченный (и неосторожный) оптимизм в том, что ка<| ется прогресса «производительных сил» (изобилие ресурсов и пр дуктов, открываемое прогрессом науки и техники) и пластичное человеческой природы . Ориентиры будущего послекапиталистического общества бь «намыты» в русле утопического социализма XIX в, — радужных ид^ лов и коммунитарных экспериментов, с одной стороны, «крити| политической экономии» — с другой. Доктринальные основания образов «естественного порядка» 6j жуазной политической экономии и «совершенного строя» социалр тических (коммунистических) проектов могут быть сопоставлен! трех главных антитезах: разделение труда - перемена труда как форма его превращени)) «первую жизненную потребность» и средство всестороннего разЕ тия личности; «невидимая рука» рынка и конкурентной анархии — сознател ная планомерная организация общественного производства; распределение доходов по факторам производства — распреде/ ние «каждому по его труду», а затем и «каждому по потребностям» Идея перемены труда была унаследована марксизмом от пол> зумного фантазера Шарля Фурье и практичного фабриканта-фила тропа Роберта Оуэна; идея планомерной ассоциации трудящихся принцип распределения по трудовым заслугам — от Клода Анри руа де Сен-Симона (о «гении и энциклопедическом уме» которс Маркс, по свидетельству Энгельса, отзывался «исключительно с вс торгом») и его учеников, которые ввели само слово «социализм». Фурье и Оуэн предполагали идеальный строй в виде относите но небольших хозяйственных общин, преодолевающих протипог ложность между городом и деревней, но преимущественно сельск хозяйственных. Воспитание и обучение новых поколений долж! было подготовить их к трудовым «сеансам» (Фурье), обеспечивав щим привлекательность труда в его разнообразии. Из фурьеризма оуэнизма возникли общеевропейская практика детских садов и мар систская концепция политехнической школы11. Убеждение, что «ка дый ребенок с 9-летнего возраста должен часть времени быть заь П о мнению А. Маршалла, «социалисты решительно отстаивали тез о совершенстве природы человека». 11 Англичанина-квакера Джона Беллерса (1654—1725), автора проек «колледжа промышленности» для воспитания многосторонних — а не «ч(( тичных» мануфактурного типа — работников, Маркс в «Капитале» наэн «истинным феноменом в истории политической экономии» (Маркс К ,! гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С 454). 412 |шм производительным трудом, сочетаемым с умственным образо-]вплием и гимнастикой», было закреплено в формуле I Интернационала (Базельский Конгресс, 1865) о праве каждого ребенка на «интегральное образование, которое даст ему возможность стать одновременно работником умственного и физического труда». Интегральное, ' политехническое образование и разнообразие труда были, очевидно, I дли Маркса и Энгельса предпосылками в утопии превращения труда ) ь «наслаждение», в «первую потребность жизни». Но марксизм - вслед за сен-симонизмом - представлял коммуни-| стический труд централизованным, ассоциированным в крупных масштабах, созданных машинным производством. Сен-Симон наряду с | установлением трехпалатного парламента (палаты изобретений, обра-, шиания и исполнения — последняя исключительно из богатейших промышленников) проповедовал связующую роль банков в объединении | «промышленности всех родов» для достижения цели общенародного интереса. Эту идею после смерти учителя развили в 1828—1829 гг. его последователи. Они выдвинули идею общей банковской системы с [трехуровневой иерархией (центральный, территориальные и специа-' ли мрованные отраслевые банки) для согласования потребностей производства и потребления и решения основных задач научно-промышленного общества: «точной классификации работников», «разумного pitc пределе ни я орудий производства», «правильной оценки сделанного», «справедливого вознаграждения труда»12. В годы наивысшего расцвета сен-симонистской школы (начало IK30-X годов) к ней примыкал Эмиль Перейра, который спустя 20 лет [реализовал идею удешевленного общественного промышленного Кредита с массовым распространением мелких акций среди населении, создав вместе со своим братом Исааком банк «Креди Мобилье» (I N52). Маркс заметил, что братья Перейра внесли «кредитные и банковские грезы» сен-симонистов в практику акционерного дела. Сам Ммркс считал, что в банковской системе дана форма общественного счетоводства и распределения средств производства в общественном мисштабе; кредит и акционерные общества — переходный пункт к превращению капитала в собственность ассоциированных произво-ни гелей, «упразднение капиталистической частной собственности на понове самой капиталистической системы»13 и средство к постепен-лу развитию в национальном масштабе кооперативных фабрик, юр,ые уже являются прообразом к «положительному упразднению стной собственности» при социализме. 12 Изложение учения Сен-Симона. М., 1961. С. 292. 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 479, 480. 413 В свою очередь Энгельс солидаризовался с формулой Сен-Сия на о том, что политическое управление людьми должно превратит! в «руководство процессами производства», трактуя ее как «мысль! отмене государства». Государство, по Марксу и Энгельсу, — продув частной собственности на средства производства и разделения o6t ства на классы, выражение классовой воли господствующих класс Оно будет постепенно отмирать после обобществления собствен сти революционной диктатурой пролетариата — государством пе ходного периода превращения капиталистического общества н к< мунистическое. Однако еще при жизни Энгельса партийные лидеры германи социал-демократии — А. Бебель, К. Каутский и др. - стали шир> использовать понятие «Zukunftsstaat» («государство будущего») политическую цель социал-демократов, реализация которой поз| лит осуществить необходимые экономические пpeoбpaзoвa^ В брошюре «На другой день после социалистической революц| (1902) Карл Каутский высказал мнения, что в пролетарском Zukun staat'e найдут завершение тенденции к горизонтальной конценН ции фабричного производства (экономия на масштабах) и к rocyd ственному попечению о науке, все более и более превращающейс| бесхлебное ремесло, которым нельзя добывать себе средства к ни, которому могут посвящать себя только лица, получающие за содержание у государства». Но при главенстве государственного! зяйства его роль будет второстепенной в торговле, где на первый i выступят потребительские товарищества и общины; в руки кол нальных учреждений перейдут производство предметов потребле и распределение их для удовлетворения местного спроса. При держке К. Каутского вышло в 1897 г. сочинение Атлантикуса (Ы доним уроженца Риги Карла Баллода (1864-1931), в 1905-19 if профессора Берлинского ун-та) «Der Zukunftsstaat», излагайте примере Германии детальные статистические расчеты рационаш организации социалистическим государством отдельных отра^ сельского хозяйства (от мелиорации до производства сахара и вс и промышленности (от железоделательной до производства рояле| при сосредоточении производства главнейших жизненных средся крупных предприятиях, где легко можно достигнуть обществен^ контроля, и сохранении частной инициативы в производстве метов роскоши, жилищном строительстве и издательском деле.( Балл од был первым из социалистов, кто выставил в качестве < ства достижения более высокой производительности труда всео£ распространение разработанной американским инженером Фр 414 риком У. Тейлором системы рационализации трудовых действий и управления предприятием (scientific management). При такой рацио- 1 ц;ишзации «достаточно» всеобщей трудовой повинности молодежи в (течение 5—6 лет после получения среднего образования (после завер- (пиния службы в трудовой армии — пожизненная рента), с отбором lijuoiie 2 лет особо одаренных для овладения административными, |мг 1ИЦИНСКИМИ, научными, художественными и педагогическими профессиями. Взгляды Маркса, Энгельса, Каутского и Баллода были главными Источниками представлений о плановом хозяйстве для пришедших к |л;1сти большевиков. Однако в речи на I Всероссийском съезде сове-Иов народного хозяйства (май 1918 г.) В. Ульянов-Ленин заявил, что I не шает ни одного сочинения о социалистическом обществе, «где бы f указывалось на ту конкретную практическую трудность, которая вста-Нег перед взявшим власть рабочим классом, когда он задастся зада-1чси превратить всю сумму накопленного капитализмом богатейшего ; ис юрически неизбежно-необходимо го для нас запаса культуры и зна-ний и техники — превратить все это из орудия капитализма в орудие Социализма»14. Вождь большевиков явно лукавил, поскольку уже Э. Бернштейн, рсиизуя Маркса, констатировал иллюзорность надежд на то, что уп-ршшение производством в крупных размерах и в соответствии с но-| цсйшими требованиями науки осуществимо руками самих рабочих. f Чем обширнее предприятие и сложнее ведение его дел, тем более труд-соблюдение принципа, «чтобы руководитель непосредственно Избирался теми, кем он руководит, и зависел от их расположения Уха»15. «Недомолвкам» Маркса относительно «высших форм труда» уде-Ui главное внммание в своей книге — первой в России, специально Ьоскященной критике «Капитала», — экономический обозреватель журнала «Вестник Европы» Л,3, Слонимский (1850—1918). «В капиталистическом производстве, по описаниям Маркса, господствует слож-Iiiui умственная работа, требующая технических и коммерческих зна-1й, большого практического искусства, находчивости и изобретатель-pciM, тогда как значение простой рабочей силы неизбежно понижаем имеете с сокращением и упрощением функций мускульного труда и Ленин В.И. Поли. собр. соч Т. 36. С. 382. п Бернштейн Э. Исторический материализм. СПб., 1901. С. 183. Но еще Вес выпукло проблему конкретных практических трудностей управления ВГицествленным производством в соответствии с новейшими требовани-|и науки ставил бывший партийный соратник Ульянова-Ленина А. Богда- 415 в крупной промышленности». Но это противоречит тем выводам! которым ведут Маркса «фикция кристаллизованного труда как onj делителя ценности» и «искусственное внесение элемента сурое классовой борьбы», поскольку «представители высших форм тру уже входят в состав буржуазии и тем не менее без их непосредство ного участия немыслимо существование и развитие какой бы то I было отрасли крупного промышленного производства*-16. 2. Проект «всеобщей организационной науки» Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873—192^ стал широко известен после выхода своей первой книги — «Кратн го курса экономической науки» (1897) — результата, как подчерки! автор, его сотворчества с тульскими заводскими рабочими, котор «широтой и разнообразием своих запросов» направляли «ищуи мысль молодого лектора» в сторону марксизма как «монистическ го миропонимания», соединяющего «в одной сложной цепи разв тия звенья технические и экономические с вытекающими из формами духовной культуры». «Краткий курс» Богданова стал мым популярным учебником политической экономии в Росси к 1906 г. вышло уже 9 изданий, причем появился и раздел «Соц* листическое общество». Кроме того, в соавторстве с И. Степа* вым-Скворцовым Богданов написал «Курс политической эконо\» (1-й том в 1910 г.; 2-й - в 1918 г.). Политическая экономия, так же как и активная революнион* деятельность (увенчавшаяся солидерством, а затем соперничеств с В. Ульяновым-Лениным в Большевистском центре), была лишь ч| стью напряженных усилий Богданова по претворению в жизнь щ граммы «монизма», соединяющего идеалы рабочего движения с : тегративными концепциями естествознания и философской мыс «Страсть к монизму», искания универсального «социально-трудо^ го миропонимания» и образ «планомерности как самой сущности I циализма» Богданов воплотил в работы «Эмпириомонизм» (в 3 ton 1904—] 906), «Краснаязвезда» (роман-утопия, 1908), «Тектологияи общая организационная наука» (в 3 томах, 1913—1922), «Вопросы ев ализма» (1918; написано между февральской и Октябрьской реве циями 1917 г.), «Социализм кауки» (1918) и др. Революционер-май 1 6 Слонимский Л.З, Экономическое учение Карла Маркса, СПб., И С. 129. 41G JIct, Богданов по своим философским и социокультурным позици-: был убежденным позитивистом и сциентистом. Дистанцировавшись и от большевиков, и от теоретиков II Интернационала (Г. Пле-Iihob, К. Каутский), он отказался от основанной на гегелевской диа-■ектике интеллектуальной парадоксии, сделав вывод, что «из царст-ри необходимости в царство свободы ведет не скачок, а трудный путь», ■нот путь есть путь овладения рабочими массами знаниями и навыками, необходимыми для осуществления «строя хозяйственной ланомерности». Всемирную историю Богданов резюмировал формулой «дробление Человека» — в специализации и в расхождении высших, «организаторских» форм труда от низших, «исполнительских». Именно отношения «организаторов» — «исполнителей», укорененные в технико-экономических отношениях, но оформленные и регулируемые идеологически, - основа классового деления общества; причем организаторский класс, как правило, складывается и становится классом раньше, чем исполнительский, но с течением времени теряет реально организаторскую функцию, превращаясь в класс паразитический и вырождаясь. буржуазия, утвердив капиталистическое воспроизводство, начинает рпзииваться «по преимуществу в потребительном, т.е. паразитическом, направлении» и вырождается в рантьерство. Организаторская деятельность «на службе капитала и буржуазного тсударства» переходит к «технической интеллигенции» (термин введен Ногдановым в 1909 п) — промежуточной социальной группе владельце» специализированных знаний. Социально-экономический идеал технической интеллигенции, численность и роль которой растет вслед-11 пие всевозрастающего значения «производства идей» для техничес-koi о и экономического прогресса, Богданов характеризовал так: «Планомерная организация производства и распределения под руковод-t том ученых-экономистов, врачей, юристов, вообще — самой этой интеллигенции; при этом она создает привилегированные условия для себя, но также условия жизненно удовлетворительные для рабочего к пасса, тем самым устраняются основания для классовой борьбы и получается гармония интересов»17. Этот образ целиком совпадает с технократической утопией Г, Гант-- Т. Веблена, но Богданов противопоставил ему другой утопически идеал — программу создания тектологии (от греч, тгктон — стро-гель) — «всеобщей организационной науки», универсальной теории }ганизации человеческих знаний для обеспечения интегрального |7БогдановА.А.Тектология. всеобщая организационная наука. М., 1917. 149. История экономических учений 417 образования, «всесторонней подвижности труда», «целостного оря низационного мышления» и «всесоциальной планомерности»^ основе «всеобщей организационной науки» Богданов предпол^ выработать «общие методы исследования, которые давали бы клр самым различным специальностям и позволяли бы быстро овлЛ ватьими». «Наука — великое орудие труда... будет обобществлена,1 этого требует социализм по отношению ко всем орудиям труда». Ее «всесторонняя подвижность труда» работников-универсалов — «и обходимое условие гибкости форм производства и планомерности i развития», то без наличия точных знаний, которыми «пока владе!| только интеллигенты-организаторы», рабочим даже в случае захвЯ политической власти не на что рассчитывать, кроме «перехода из-г ига капиталистов под иго инженеров и ученых»18. Свой грандиозный замысел Богданов рассматривал как развитй «исторического монизма» Маркса и Энгельса и «гносеологической демократизма» австрийского физика и историка науки Эрнста Ма (1838—1916), подчеркнувшего то «преимущество хозяйства науки i ред всяким другим хозяйством... что накопление ее богатств ников ■не приносит ущерба». «Гносеологический социал-демократизм» Ба данова был завершением выраженного в I томе «Капитала» марксис ского рационалистического максимализма: сознательный планоме ный контроль ассоциации трудящихся над системой «прозрачно fljj ных» производственных отношений19. Предложенный Богдановым «всеорганизационный» проект бь отвергнут большевиками-ленинцами, обвинившими тектолога в тс что в его системе «идея общности всех людей преобладает над иде< классовой и групповой борьбы», в ревизионизме и «оппортунист! ческом культурничестве». В свою очередь Богданов, разработа' 1917 г. концептуальную схему «обобщения всего организационн опыта, накопленного человечеством», применил ее к эпохе миро войны и революционного кризиса и раскритиковал в книге «Воп| сы социализма» представления «максималистов» В. Ульянова-Лени на и Ю. Ларина о наличии предпосылок для «завтрашнего» перехои к хозяйственной планомерности, якобы созданных системой воем но-государственного капитализма. Б огданов А А. Вопросы социализма. М., 1918, С. 104. 19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 77-78 Более отчетл!-" формулировка этого максимализма осталась в рукописях Маркса 18 1858 гг. (опубликованы п 1939-1941 гг.), где речь идето контроле «всеобп интеллекта» над общественным жизненным процессом (Маркс К., > гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. И. С. 215). 418 Богданов отодвигал возможность планомерного хозяйства, или члективистского строя», в отдаленную перспективу, гораздо чет-ругих выделяя его технические предпосылки: 1) поднятие машин-) производства на ступень автоматизации — тенденция к превра-шю рабочей силы в синтетический тип, совмещающий функции ■мз «организаторского» и «исполнительского», и к устранению со-чьной градации видов труда; 2) «грандиозная революция в спосо-сообщения»; 3) электроэнергия, которая поддается «детальному феделению, учету и контролю» — база «машинного производства tee высокой, чем нынешняя, фазе». Богданов первым в России и фовой политико-экономической литературе указал на атомный истер XX столетия и на угрозу ядерного омницида: работа над элек-юством и производными от него явлениями открывает еще более :диозные перспективы освоения внутриатомной энергии, поставив -д научной техникой самую революционную из всех задач, даже пчное разрешение которой «само по себе повело бы к преобразо-i ю всей социальной организации: оно должно дать в руки людям 1С гигантские и грозные силы, которые необходимо требуют кон-1Я общечеловеческого коллектива, иначе они могут оказаться ги-■иыми для всей жизни на земле»20. Использовать современную науку для прямого воплощения со-[изма в жизни не так-то легко. Требуется огромная предваритель-работа»21, чтобы заменить стихийный двигатель технического про-ta - экономическую конкуренцию - планомерным решением за-ia основе оформленного опыта прошлого; мобильность рыночно-фоса на рабочую силу — новым механизмом добровольного пере-сния производителей по звеньям производства, основанным на совой однородности, развитии здоровой «органической» потреб-« в труде и универсальных методах овладения знаниями и навы-I, которые должна обеспечить всеобщая организационная наука. Гектология А. А. Богданова была наиболее разработанным из уто-ских проектом социализма как безрыночного, бесклассового на-нпланируемого общества. Ходом истории ей было суждено ос-ья достоянием архива науки - после полувека отвержения и заб-1Я привлечь к себе внимание как эвристически ценный опыт сопя общей теории структур и организаций, предвосхищение ки-1етики и общенаучного системного подхода22. Примечательно, что Б огданов А.А. Вопросы социализма. С. 7—8. 'Там же. С 28. 'См.: Предисловие// Богданов А.А. Тектология: всеобщая организаци- ,1н наука. Т 1. М., 1989. С. 13-14. 419 Богданов оценивал К. Маркса как «великого предшественника орга-^ низационной науки», у которого в политической экономии последовательно проведена «структурная точка зрения». Сам Богданов по-? дробно разработал теорию устойчивого развития структур, рассмат-^ ривая при этом количественные отношения как тип структурных уделяя особое внимание категории организационной пластичности взаимодополнению комплексов более грубых, но стабильных, и бе лее гибких, но уязвимых. Универсальные «тектологические» поняпы системной дифференциации и контрдифференциации, подвижно! ч равновесия, цепной связи и «закона наименьших», бирегулятор.1. положительного и отрицательного отбора, консервативного и при грессивного отбора, системных кризисов представляют большой mi- "Тодологический интерес. Политическую экономию «коллективистского строя» Богдане рассматривал как часть тектологии - учение о функциональных с£ зях между отраслями производства и живыми элементами этих отр^ лей, функциональных зависимостях между формами труда и пот ностями работников. Однако результаты применения «организацис ного метода» в политэкономии оказались довольно скромными. 3i| номические учебники Богданова — в отличие от отвергнутой «Тек логии...» — стали общепризнанными в первое советское десятилет^ но Богданов-политэконом, ограниченный рамками позитивистски i . терпретированного марксизма (энергетическая теория трудовой стс| мости), мало использовал эвристические возможности «всеобщей i ганизационной науки». Но за создателем «Тектологии...» остается : слуга первого глубокого анализа формы, в которой началось «стр тельство социализма» в России — «военного коммунизма». В книге «Вопросы социализма» Богданов проанализировал Bod но-государственный капитализм имперской Германии, принят! Ульяновым-Лениным и меньшевиком Лурье-Лариным23 за «полн^ шую материальную подготовку социализма». Это государствен! регулирование Богданов оценил не как «прообраз» социализма новой организации общественного производства, а как ублюдочь систему приспособления к регрессу производительных сил и к рыву экономических и культурных связей между странами — «вре| ние» в капитализм «военного коммунизма», особой формы обще! венного потребления, подобной организации осажденной крепос! 2 3 Ю. Ларин (Михаил Залманович Лурье, 1882-1932) - член РСЦР} 1900 г., журналист-экономист; в легальной русской печати в 1916—191' пропагандировал широкую постановку дела государственного регулиро ния производства и распределения в Германии. 420 Постепенное распространение «военного коммунизма» с армии на остальное общество (паек семействам мобилизованных — карточное распределение — регулирование цен и сбыта, принудительное син-ищирование — контроль над направлением и размерами производства, принудительное трестирование — принудительное распределение материалов и орудий труда, всеобщая трудовая повинность) со-щано ту «атмосферу миража», в которой максималисты типа Ленина и Ларина увидели предпосылки «планомерной организации произ-■:тиа». «Ленин... встав во главе правительства, провозглашает со-листическую революцию и на деле проводит воепно-коммунис-;скую», — подытожил Богданов свой «организационный анализ»24. Большевики, п пылу революции отмахнувшись от поставленного чановым диагноза «военного коммунизма», задним числом в I г. утвердили категорию «военного коммунизма» для обозначе-своей политики в ходе гражданской войны в России. При этом ин стал настаивать, что «военный коммунизм» был вынужден :ой и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйст-1ым задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой, декларация была, однако, явной попыткой затушевать доктри-жые истоки политики «военного коммунизма», которые и сам /iH, и его соратники отчетливо раскрывали в 1917—1920 гг., в том .е в принятой в 1919 г, партийной Программе. 3. Модель «единой фабрики» и ее корректировка Кроме Программы РКП(б) доктриналыюе обоснование полити- цоенного коммунизма» можно найти в сочинениях таких руко- i щих деятелей Советского государства, как председатель Ревво- жета Л. Троцкий, главный редактор газеты «Правда» Н. Бухарин, мирный председатель ВСНХ Н. Осинский, председатель Комитета Хозяйственной политики ВСНХ Ю. Ларин, председатель президиума Социалистической академии Е. Преображенский и др. В качестве главных мер перехода к социалистическому хозяйству эти авторы Игпывали: иаксимальное — посредством национализации - обобществление йства, при котором «вообще не должно быть отдельных предпри-I, хотя бы и государственных; есть только технические производ-нные единицы, частицы единого общественного хозяйства»; Б огданов А.А. Вопросы социализма. С. 96, 421 установление в национализированной промышленности по of) разцу форм германского военно-государственного капитализма, «на полняемых пролетарским классовым содержанием», жесткой верти кали ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) — отраслевые «глан ки» и «центры» — предприятия; милитаризация труда; неуклонная замена торговли «планомерным, организованным и общегосударственном масштабе распределением продуктов», беспо щадная борьба со спекуляцией; превращение банковского аппарата в «аппарат единообразною учета и общего счетоводства Советской Республики» с перспективенi уничтожения банка и превращения его в «центральную бухгалтерию», проведение мер, расширяющих область безденежного расчета и под готовляющих уничтожение денег. Большевики довершили развал расстроенной войной и ре волю циями денежной системы, видя в полном обесценении (нуллифиц ции) денег способ борьбы с классовыми врагами и закономерный i к переходу на безденежные хозяйственные связи; была начата раз! ботка технико-статистических методик перевода сложного труда простой, для того чтобы заменить систему денежных «измерител^ ценности» иными единицами учета — трудовыми («тредами») щ «энергетическими» («энедами»). Проделывая «опыт революции», В. Ульянов-Ленин руководств вался принципом «политика не может не иметь первенства над э* номикой»25 и ограничивался на ходу вносимыми прагматическиК изменениями в те схемы, которые он в более ранних работах очерт отрывочными, хотя и категоричными, замечаниями: социализм — «крупное производство без предпринимателей" «уничтожение товарного хозяйства»26; «постоянно, сознательно поддерживаемая пропорциональное! i, означала бы планомерность»"; «все общество будет одной и одной фабрикой с равенством тру м и равенством оплаты»28; «свергнуть капиталистов, разбить железной рукой вооруженны^ рабочих этих эксплуататоров, сломать бюрократическую машину < временного государства - и перед нами... высоко технически обор дованный механизм, который вполне могут пустить в ход сами o6i Л енин В.И. Поли собр. соч. Т. 42. С. 278, 26 Там же. Т. 1.С. 253. 21Там же. Т. (7. С. 127. 28 Там же. Т. 33. С. 101. 422 диненные рабочие, нанимая техников, надсмотрщиков, бухгалтеров, оплачивая всех их, как и всех вообще государственных чиновников, заработной платой рабочего»24. Представляя себе плановое хозяйство как «единую фабрику», Ленин представлял экономическую политику «диктатуры пролетариата» как прямое властное регулирование с решением конкретных кадровых и научно-технических задач, главнейшие из которых: 1) освоение естественных производительных сил; 2) электрификация; 3) научная организация труда и управления (НОТ). Важнейшими коррективами, внесенными в первоначальный ленинский эгалитаризм, были признание несостоятельности «рабочего контроля» и особо оговоренное в партийной программе отступление «на известное время» от принципов равенства - более высокое вознаграждение специалистов, «чтобы они могли работать лучше, чем прежде». Наиболее развернутое изложение доктрины планового хозяйства как «общественно-технической задачи» дал Н. Бухарин в книге «.Экономика переходного периода» (1920), провозглашая «конец политической экономии» при переходе от «неорганизованного» товарного хозяйства к «организованному» социалистическому и «пролетарское» внеэкономическое принуждение - «начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью» — как «метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала кап италистической эпохи». В таком контексте Бухарин ставил проблему «соподчинения технической интеллигенции пролетариату». Бухарин признал «структурно решающим, самым основным вопросом» проблему «социального сгустка организационного и техническо-научного опыта — ех-буржу-;i ши организаторского типа и ниже ее стоящей технической интел-иигенции». Он писал, что «функционально техническая роль интеллигенции срослась с ее монопольной позицией как социально-классовой группы при господстве капитала»; диктатура пролетариата перс норачивает общественную иерархию, в которой техническая интеллигенция сохраняет то же «среднее место» - над основной массой Рабочего класса, но в подчинении выражающей его «коллективную нолю» государственно-экономической власти30. Бухарин считал ос-iшиной внутренней задачей строительного фазиса революции преодоление «упорства навязчивой идеи здорового капитализма» в сознании интеллигенции и уповал на внутреннее перерождение «специалистов» и на подъем из рядов пролетариата новых слоев, которые постепенно становятся вровень со старой интеллигенцией. Т ам же. С. 50. 11 Бухарин Н.И. Экономика переходного периода. М., 1920. С. 67-69. 423 Признание необходимости - ввиду угрозы «российской Ван деи» — оставить политику «военного коммунизма» и перейти к нэпу! задали новый контекст видению проблем планового хозяйства. Об щие ориентиры теперь были определены так: «развязать стихию рынка, чтобы затем обуздать ее планом»; «не запретить или запереть развитие капитализма, а направить его в русло» государственного капитализма (концессии Советского государства иностранным капиталистам, а также кооперацию, привлечение государством предпринимателей как торговцев-комиссионеров, аренду госпредприятий или земельных (лесных) угодий). Главная задача нэпа была сформулирова на Лениным как экономическая «смычка» между той мелкокрест! янской, мелкобуржуазной, мелкособственнической стихией, котор; «ежедневно, ежечасно и в массовом масштабе рождает капитализм» и социализированной «крупной промышленностью», в которую б введен принцип хозяйственного расчета. Необходимость уживаться с крестьянином-хлеботорговцем; искать компромисса (в форме концессий) с капиталистическим миром, пока пролетарская революция в других странах запаздывает; «лично заинтересовать» через хозрачет работников предприятий госпромы тленности — таковы звенья «цепи» признания Лениным неосущес i вимости непосредственного перехода к нерыночному плановому х<> зяйству. Творец нэпа определил его как «тип экономических отношении, который вверху имеет вид блока пролетарской государственной влп сти с иностранным капиталистом для свободного оборота с кресть янством внизу»11. Внимание, которое Ленин уделял концессиям, было, возможно, связано (хотя прямых ссылок на это нет) с влиянп ем книги буржуазного профессора В.И. Гриневецкого (1861 — 1919) «Послевоенные перспективы русской промышленности» (1918), где bol становление и структурное преобразование российского хозяйа ва увязывались с реинтеграцией страны в мировую экономику и пр влечением иностранных капиталов. Налаживание связи с крестьянской деревней и с мировым ры ком потребовало от большевиков проведения денежной рефор 1922-1924 гг., обеспечившей устойчивую валюту - советский чер нец. Однако надежды на приток капиталов из стана «классовых в] гов» вскоре развеялись. С другой стороны, ни сам творец нэпа, его соратники не смогли найти концептуальной смычки между п. ном и рынком, в то же время выслав из страны праволиберальн 1 1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 43. С. 68. 424 экономистов, заявлявших о несовместимости социалистического строя с рациональным хозяйствованием11. Последним усилием Ленина осуществить «коренную перемену всей нашей прежней точки зрения на социализм» был призыв обратить внимание на кооперацию, «чтобы достигнуть через нэп участия и кооперации поголовно всего населения», поскольку «строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата на буржуазией — это есть строй социализма»31. После смерти Ленина его партийным соратникам, а также и привлеченным на ответственную работу в Госплан, ВСНХ, наркоматы и пузы беспартийным экономистам и молодым «красным профессорам» предстояло в жаркихдебатах определиться по проблеме плана и рынка. Эта осевая проблема советской экономической мысли 1920-х го-дои раскрывалась веером проблем более конкретных, среди которых можно выделить: методологические проблемы познания объективных законов социалистической экономики; проблемы теоретического осмысления новых явлений, всплывавших из бурных волн нэпа, — «ножниц цен», товарного дефицита и т.д.; зз 12 Среди 160 выдворенных в конце 1922 г. из Советской России на «фи-юсофском пароходе» представителей буржуазной интеллигенции были со-]рудники закрытого по распоряжению Ленина журнала «Экономист» li Бруцкус и А. Изгоев-Ланде. Сочинение Бруцкуса (1874— 1938) «Проблемы народного хозяйства при социалистическом строе» (1922) вскоре полу-■пию международную известность как одно из наиболее резких выступлении о «логической и практической неосуществимости социализма». Менее м тестна еще более ранним статья веховца А. Изгоева-Ланде «Социализм, i MibTypa и большевизм» (в сборнике «Из глубины», 1918), примечательная 11юими резкими и лапидарными формулировками: «Долгие годы, когда эко-11 омическая теория Карла Маркса давно уже была разрушена европейскими коретиками, она наивно считалась у нас последним словом экономической и.'уки. Немало усилий тратилось нашими учеными на штопание расползавшегося по всем швам марксистского кафтана, на прилаживание его к упря-м11и действительности. Большевики и в этом случае сыграли великую роль ччепериментаторов. Когда они начали осуществлять свое «обобществление производства» на точном основании марксистской доктрины и задумали произвести «всеобщий учет» с настоящей «трудовой» оценкой, самые завзя-м.ю марксисты вынуждены были заговорить на языке не только «буржуазной», но даже «национальной» экономии. Опытом было доказано, что «тру-■ншая ценность» Маркса есть только фикция... а цены, спрос и предложение, полезность блага и количество его — живые реальности, непосредст-iii iiho проявляющиеся каждодневно». Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т 45. С. 373. 425 острейшие проблемы практической политики — о возможности построения социализма в одной стране; об источниках капиталовложений для индустриализации; о рабоче-крестьянском союзе; о характере народнозяйственного планирования. Экономические дискуссии по этим проблемам проходили на фоне ожесточенной политической борьбы за руководство в партии большевиков. |