Главная страница
Навигация по странице:

  • Сумь... к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское Ruotsi от имени Русь

  • Данилевский И.Н. - Древняя Русь глазами современников и потомков. Литература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд


    Скачать 3.61 Mb.
    НазваниеЛитература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд
    Дата09.04.2023
    Размер3.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДанилевский И.Н. - Древняя Русь глазами современников и потомков.pdf
    ТипЛитература
    #1048093
    страница5 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
    «
    óðìàíàìè, àíú-
    ãëÿíàìè è ãúòàìè
    », следует В этом тексте русь оказывается совсем вином логическом ряду — вместе с теми, кто призывал варягов чюдью, словенами, криви- чами и весью. Правда, уже в следующей фразе оказывается, что Рю- рик, Трувор и Синеус пришли в новгородскую землю, «
    ïîÿøà ïî
    ñîáå âñþ ðóñü
    ». Это, кстати, точно соответствует утверждению Константина Багрянородного о том, что в полюдье «архонты» выходят из
    50
    Киева со всеми росами. Круг замкнулся судя по всему, русь вновь оказывается пришлой. Хотя в последнем случае речь вряд ли может идти о каком-то этносе. Тем не менее существуют и другие фрагменты начального русского летописания, в которых славяне не противопоставляются, а, напротив, отождествляются с русью: Несмотря на некоторую неясность приведенных текстов, их, видимо, вполне можно отнести уже к тому времени, когда имя варяжской руси было перенесено на восточных славян (так, во всяком случае, следует из смысла приведенных текстов, и тем самым снять наметившееся противоречие. Однако приведенными примерами подобные характеристики русине исчерпываются. Есть среди них и тексты, в которых речь идет о некой руси, которая отлична и от славян, и от варягов. Так, под 6452 (944) г, среди воинов Игоря, пошедших на Константинополь, упоминаются «
    âîè ìíîãè, âàðÿãè, ðóñü, è ïîëÿíû,
    ñëîâåíè, è êðèâè÷è, è òåâåðüöå, è Подобное разделение, как будто, находим ив рассказе 6390 (го том, как Олег обосновался в Киеве Хотя, возможно, здесь русь рассматривается летописцем как термин, включающий и славян, и варягов. Дело в том, что расстановка знаков препинания в древнерусских источниках (как, впрочем, и разбивка текста на слова) — результат интерпретации текста издателем, Поэтому приведенный фрагмент может быть понят итак «
    È áåøà ó íåãî âàðÿçè è ñëîâåíè è ïðî÷è, ïðîçâàøàñÿ ðóñüþ
    », те. всех, кто находился под властью Олега (включая варягов и славян, называли русью. Итак, Начальная летопись, как мы видели, подчеркивает связь руси с варягами, нов тоже время последовательно отличает ее не только от славян, но и от самих варягов. В качестве характерных примеров можно привести следующие тексты
    Не менее показательно противопоставление руси и варягов в договоре Новгорода с Готским берегом (1189-1199 гг.): Обычно упомянутые противоречия объясняют тем, что пассажи о призвании варягов-руси были добавлены летописцами времен правления в Киеве Владимира Мономаха или его старшего сына Мстислава. Они якобы и внесли неразбериху в когда-то стройный рассказ о начальной истории Руси. При этом, правда, остается вопрос неужели летописец, внесший такую правку в первоначальный текста также его многочисленные редакторы и переписчики не замечали возникших противоречий Или же они не воспринимались как противоречия Утвердительный ответ на последний вопросили хотя бы допущение такового) с неизбежностью должен поставить перед нами проблему цельного объяснения выявленных внешних разногласий источников Как бы тони было, все фрагменты Повести временных лет, касающиеся происхождения итак сказать, этнической принадлежности слова Русь, превратились в сплошной клубок загадок, до сих пор не распутанный учеными до конца. По мнению А.Г. Хабургаева, Это противоречие, дающее повод для самых различных (подчас диаметрально противоположных) предположений, может быть осмыслено только при условии, если история этнического наименования не будет отождествляться с историей Русского (Древнерусского) государства. Решать вопрос во всем его объеме должны историки в данном же случае представляет интерес лишь этнонимичес- кая сторона дела, связанная с поиском ответов по крайней мерена дна вопроса 1) каковы источники термина Русь и 2) почему именно этот термин закрепился за собственно Киевским княжеством, следовательно (со временем, и за всем обширным восточноевропейским государством со славяноязычным населением?»
    24
    Вероятно, действительно, вопрос об этимологии слова Русь не следует смешивать с проблемой закрепления этого имени за определенной территорией — она должна рассматриваться самостоятельно. Пока же остановимся подробнее на происхождении самого интересующего нас термина. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСХОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА РУСЬ За многие десятилетия изучения этимологии слова Русь было сформулировано множество гипотез. Предлагались славянские, древнерусские, готские, шведские, иранские, яфетические и прочие варианты происхождения имени, традиционно связываемого с древнейшими восточнославянскими государствами, а также с этносом
    (этносами), населявшими их. Исходной точкой изучения онима Русь служит его словообразовательная структура. Она рассматривается лингвистами как показатель этнической и языковой принадлежности ее носителей. По словам Ю. А. Карпенко, именно словообразовательная структура названия отражает его историю, зашифрование повествуете о его происхождении»
    25
    Этот путь приводит к довольно любопытным выводам. Уже давно было отмечено, что словообразовательная структура этнонима «русь» если, конечно, это действительно этноним) тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный (графически передастся конечным Ь корсь, либь, чудь, весь, пермь, ямъ, сумь и др. Однако все эти названия связаны с
    неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами, что как будто доказывает изначально неславянское происхождение руси. Действительно, в Повести временных лет подобные собирательные этнические термины являются славянской переданей самоназваний» и не выходят за пределы лесной зоны ГА. Хабургаев). Еще А. А. Шахма- тов отмечал Форма Русь. так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь... к финскому Suomi. Мне кажется, что элементарные методологические соображения не позволяют отделить современное финское
    Ruotsi от имени Русь»
    26
    Следовательно, можно сделать вывод, что в основе летописного Русь должен лежать финно-угорский корень. Однако сколько-ни- будь убедительной финно-угорской этимологии слова ruotsi лингвисты предложить таки не смогли. Настораживает и то, что в собственно финно-угорской языковой среде этот термин использовался для наименования представителей различных этносов: шведов, норвежцев, русских и, наконец, самих финнов (ср.: финск.-суоми Ruotsi шведы, Ruotsalainen Швеция
    53
    эст. Roots шведы, Rootslane Швеция водск. Rótsi шведы литовск.
    Rúoli Швеция и т. п. Некоторые языковеды предлагали компромиссные варианты, которые, однако, не снимали проблемы по существу. Приведу типичный пример, И. П. Шаскольский пишет Остается предположить, что это слово (ruotsi.— И.Д.) относится к первоначальному общему словарному составу данной языковой семьи, тек словарному составу прибалтийско-финского праязыка, существовавшего во II-I тыс. до н.э. и являвшегося общим предком всех прибалтийско-финских языков»
    27
    Несмотря на нерешенность проблемы происхождения интересующего нас этнонима, изучение ее привело к двум очень важным негативным выводам
    • слово «русь» вряд ли могло быть самоназванием славян
    • в период формирования ранних государственных объединений слово «русь» вряд ли могло употребляться в качестве названия какого-либо из южных союзов восточнославянских племен. Тем не менее многие исследователи (чаще всего те, для кого лингвистика не является основным занятием, а вопрос о происхождении слова русь имеет не только сугубо научное значение) продолжают искать собственно славянские корни загадочного имени. Большинство славянских гипотез происхождения слова «русь» привязывают его к известным топонимам. Чаще всего его выводят из гидронима Рось (Ръсь) — названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева. Так, по мнению МН. Тихомирова: среди восточных славян в VII1-IX вв. стало выделяться племя, жившее по среднему течению Днепра, в области поляк, в древней культурной области, где когда-то была распространена трипольс- кая культура. Но где первоначально находились поселения полян, самое имя которых обозначает людей, сидевших "в полях, тогда как окрестности Киева были лесистыми и город был окружен "великим бором, о чем еще помнил летописец Трудно сомневаться в том, что основная масса полян жила к югу от Киева до реки
    Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы. Здесь при впадении Роси в Днепр находился летописный город Родня, остатки которого видят в Княжой горе, богатой археологическими находками. Сюда в град Родню "на устьи Роси" бежит Ярополк из Киева, убегая от своего брата Владимира Святого. Рось, Россава, Родня соединены водном месте. Река Рось — только небольшой приток Днепра, впадающий в него с правой стороны. Однако весь бассейн Роси обильно усеян городищами. Центром указанной местности был бассейн Роси. Быть может, первоначальное название
    Роси распространялось на все среднее течение Днепра, а корень
    54

    Рось, возможно, уже заключен в геродотовском названии Днепра Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось, находим в вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи. Не варяги назвали страну полян Русью, а осевшие в Киеве "словени и варязи и прочий прозвашася Русью"»
    28
    Приведем еще один, более свежий пример. Как считает Б. А. Рыбаков, древности V—VII вв., обнаруженные пор. Роси, несколько севернее ее (до Киева) и южнее ее (до начала луговой степи, следует связать с конкретным славянским племенем — русами или росами. Распространение имени росов-русов на соседнее антское племя северян произошло, очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой против авар и Византии, когда анты Посемья, верховьев
    Сулы, Пела, Ворсклы и Донца вошли в союз с могущественными и богатыми росами-русами Среднего Приднепровья. Древнейшей формой самоназвания русских было, очевидно, рос, засвидетельствованное и Псевдо-Захарией Ритором для
    VI в, и топонимикой, и византийскими авторами. Смена "она "у" могла произойти позднее (в VIII-IX вв.), когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно "у" — "рус. Смену "она "умы видим ив названиях соседних народов булгары и болгары. "Русская Правда" все древнейшей части носит название "Правда Рось- кая". Арабоязычные и персоязычные авторы всегда употребляли форму "рус, а греки — "рос. К этому можно добавить, что имя антского вождя звучит у автора VI в Боз, ау автора XII в
    Бус»
    29
    Однако подобные гипотезы неудовлетворительны по нескольким основаниям. Во-первых, по всем законам словообразования, этнока- тойконим из этого гидронима должен иметь форму «Ръшане», а не
    русь / рось. Во-вторых, филологи уже неоднократно обращали внимание на то, что чередование звуков О / У или Ъ / У в восточнославянских диалектах практически невероятно, о чем ГА. Хабургаев, в частности, пишет Нет для этого этнонима опоры на восточнославянской почве ив плане этимологическом известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о / у и даже ъ / у невероятны (учитывая, что термин русь появляется около IX столетия асам этноним в славянской среде известен только су в корне (новое Россия — книжное образование, исходящее из греческой огласовки 'ρως, где соответствие ω славянскому у закономерно. И вообще этот термин на Киевщине
    55
    не обнаруживает никаких ономастических соответствий, и его появление здесь явно было связано с необходимостью общего наименования для нового территориально-политического объединения, которое непосредственно не соотносилось им с одним из прежних племенных объединений, а потому не могло использовать ни одно из прежних местных наименований»
    30
    Другими словами, название русь не могло быть производным от корня рос. Наконец, в-третьих, последние историко-географические изыскания В.А. Кучкина бесспорно доказали, что бассейн р. Рось вошел в состав Русской земли (в узком смысле этого словосочетания) лишь при Ярославе Мудром, те. во второй четверти XI в. До этого южная граница Киевской Руси проходила севернее, что хорошо подтверждается археологическими материалами. В частности, В.В. Седов отмечает, что южной границей территории, населенной летописными племенами поляна именно с нею идентифицируется летописная Русская земля в узком смысле, служил водораздел между правыми притоками Днепра — Ирпе- нью и Росью. На юго-востоке полянам принадлежали окрестности
    Переяславля. Бассейн Роси имел смешанное население. Здесь наряду со славянскими курганами известны многочисленные могильники тюркоязычного населения»
    31
    Другим примером попытки «славянизации» названия русь может служить возведение этого этнонима (естественно, это определение — условно) к топониму Руса (Старая Русса). Однако и здесь данные лингвистики не подтверждают такой возможности производной от Русы могла быть только форма рушане, что хорошо подтверждается источниками Не исключено, однако, что топоним Руса и этноним (этнотопо- иим) Русь могли иметь общее происхождение. Неприемлема, сточки зрения лингвистики, и гипотеза, возводящая название Русь к наименованию острова Руяна / Рюген в развитие уже упоминавшейся гипотезы Ломоносова—Кузьмина), так как наталкивается на серьезные фонетические несоответствия обоих названий. Предпринимались также попытки (ОН. Трубачев, Д.Л. Талис,
    Д.Т. Березовец) связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение Россотар, Рукуста, а также Rogastadzans Иордана и др. Однако и здесь мы, видимо, имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании имена разного происхождения, также, как, скажем, в именах роксаланов, росомонов и многих других. Впрочем, стоит заметить даже те исследователи, которые настаивают на том, что термин русь... тесно связан с южной географической и этнической номенклатурой, вынуждены признать, что попытки объяснить его происхождение из собственно славянского материала не выглядят убедительными Итак, приходится констатировать, что до сих пор происхождение имени «русь» продолжает во многом оставаться столь же загадочным, как и двести лет назад. Кроме лингвистических странностей сего употреблением вис- точниках связан и ряд логических несообразностей
    • Почему термин русь сплошь и рядом используется для номинации представителей разных народов
    • Если согласиться стем, что это имя славяне получили от варягов (что, повторю, сейчас представляется наиболее вероятной гипотезой, то почему оно не встречается в скандинавских источниках
    • Почему восточными славянами было заимствовано именно это имя, а не имя варяги кстати, тоже неизвестное скандинавским источникам
    • Если это название действительно скандинавское, то почему на восточнославянской почве оно приняло форму русь, а не
    русы? Ведь для наименования остальных европейцев восточные славяне использовали исключительно формы множественного числа, а не собирательные существительные. Многие из перечисленных вопросов снимаются, если признать, что слово «русь» не рассматривалось авторами древнерусских источников как этноним. Видимо, этот весьма сильный аргумент лег в основу гипотезы о том, что русь — термин, относящийся не к этническому, а к социальному тезаурусу восточных славян. Действительно, если он обозначал какую-то социальную группу, то мог относиться к представителям различных этнических групп датчанам, шведам, норвежцам, финнам, восточным славянами славянам Восточной Прибалтики, Но какие социальные функции могли объединять этих людей Приведем мнение Г. Ф. Ковалева поданному вопросу Если вспомнить термин «полюдье» — сбор дани, то можно предположить, что люди
    — те, кто вынужден был платить дань, а
    русь — те, кто эту дань собирал, Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев»
    34
    Действительно, финно-угорские народы еще долгое время названия, восходящие к корню русь-, использовали для обозначения разных народов, бравших с них дань, а также местной финнской знати, тогда как слово люди стало даже самоназванием одной из финно- угорских народностей (Ljudi). Здесь к месту вспомнить чрезвычайно интересное наблюдение выдающегося слависта П. Шафарика:
    57
    У эстонцев сакс, те. саксонец, значит господина у чухонцев купец, у итальянцев и французов — «francusingenuus», ау древних французов прилагательное «norois», образовавшееся от слова «норман», значило «superbe» гордо, надменно. У древан полабских прежде их истребления слово nemtjenka (те. немка) означало госпожу высокого рода, a nemes (те. немец) молодого господина Предлагаемая трактовка термина русь как социального обозначения, действительно, довольно привлекательна. Она позволяет согласовать почти все разночтения в ранних источниках, в которых оно встречается. Тогда русь может в одних текстах связываться с варягами если они входят в состав социальной верхушки, собирающей дань, а в других отличаться от них (если речь идет о наемных отрядах скандинавов, приглашенных на время. Так, В.Я. Петрухин пишет Историческая ономастика безусловно свидетельствует о том, что русь — более древнее слово, чем варяги первое отражено в источниках IX в, второе встречается впервые в византийской хронике под 1034 г. Первоначальное значение слова варяг — "наемник, принесший клятву верности это название отличало наемников от руси — княжеской дружины — и распространилось в русской традиции св. на всех заморских скандинавов»
    36
    В него могут включаться представители разных славянских племен также входивших в государственные структуры, но они могут и противопоставляться ему (поскольку речь шла о рядовых подданных. В ка- кой-то степени такое предположение, считает В.Я. Петрухин, подтверждается и предлагаемыми скандинавскими этимологиями этого слова Народа "русь" не существовало среди скандинавских народов так назывались скандинавские дружины "гребцов" (*rops-), участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название русь, которое распространилось на земли и народ нового Русского государства»
    37
    Есть, однако, и вопросы, на которые даже такая удобная гипотеза не в состоянии ответить. Например, почему русь часто помещается в перечни этносов? Конечно, быть может прав Г. Ф. Ковалев, который полагает, что социальный термин был впоследствии перенесен на скандинавов, составлявших большинство княжеских дружин И, быть может, позднее он действительно был распространен на все население, платившее дань этой — новой — руси... Некоторые итоги изучения интересующей нас проблемы были подведены в коллективном труде ученых ГДР, СССР, Польши, Дании, Швеции и Финляндии, опубликованном сначала на немецком языке в Восточной Германии (1982 га через несколько лет — на русском в СССР. В нем, в частности, отмечалось
    58
    Советские лингвисты за последние двадцать лет детально исследовали происхождение этого северного названия. Выводы их едины название "русь" возникло в Новгородской земле. Оно зафиксировано здесь богатой топонимией, отсутствующей на юге
    Руса, Порусье, Околорусье в южном Приильменье, Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе в Приладожье. Эти названия очерчивают первичную территорию "племенного княжения" словен, дословно подтверждая летописное "прозвася Руская земля, новогородьци". По содержанию и форме в языковом отношении "русь" — название, возникшее в зоне интенсивных контактов славян с носителями "иних языцей" как результат славяно-финско- скандинавских языковых взаимодействий, входе которых возникла группа первоначально родственных и близких по значению терминов, позднее самостоятельно развивавшихся в разных языках, наиболее полно и многообразно — в древнерусском. Первичное значение термина, по-видимому, "войско, дружина, возможна детализация — "команда боевого корабля, гребцы" или "пешее войско, ополчение. В этом спектре значений летописному "русь" ближе всего финское ruotsi и древнеисландское roρs, руническое
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта