Данилевский И.Н. - Древняя Русь глазами современников и потомков. Литература по гуманитарными социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института Открытое общество Фонд
Скачать 3.61 Mb.
|
государство Лекция Образование Древнерусского государства Лекция Власть в Древней Руси Лекция Древняя Русь Общая характеристика Лекция 4 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событиями приблизительно середины IX в. и имеют легендарный характер. Под 6370 (862) г. в Повести временных лет сообщается Итак, среди племен новгородских словен, чуди, мери, веси и кри- вичей, незадолго до того прекративших платить дань варягам « èç çà- ìîðüÿ », началась усобица. Закончилась она тем, что ее участники решили найти себе князя, который бы ими « âîëîäåë è ñóäèë ïî ïðàâó ». По их просьбе на Русь пришли три брата-варяга: Рюрик, Трувор и 41 Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Ладоге. Аналогичные легенды, связанные с зарождением государственных институтов, есть у многих других народов Европы. Так, предание о Рюрике едва лине дословно совпадает с рассказом Видукинда Корвейского о приглашении саксов бриттами И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях сак- сов, жители Британии послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи, И послы из Британии, прибывшие к саксам, заявили "Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить бриттов без помощи. Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, бритты готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению сна- шими] врагами, то знайте, какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести. Саксы ответили на это кратко Знайте, что саксы — верные друзья бриттов и всегда будут сними, в равной мере ив их беде, ив их удачах. <...> Затем в Британию было послано обещанное войско [саксов] и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество» 2 Такое совпадение довольно любопытно. Дело в том, что автор Повести временных лет, скорее всего, не знало труде Видукинда. Естественно, и сам Видукинд не мог пользоваться Повестью, хотя бы потому, что писал Деяния почти на столетие раньше. В тоже время, трудно представить себе, чтo подобная параллель возникла случайно. Когда мы сталкиваемся с такими дублировками, речь чаше всего идет о каком-то литературном источнике, на который опирались авторы обоих упомянутых текстов. Лишь обнаружив такой текст, мы сможем уловить смысл данного сообщения, заложенный летописцем. Не считая этот вопрос вполне решенным, полагаю, что и основе приведенных фрагментов источников вполне мог лежать текст третьего стиха 111 псалма Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. Во тьме восходит свет правым. (Курсив мой И.Д.) Иную библейскую параллель кинтересующему нас летописному рассказу предложил ГМ. Барац. Он считал, что в основе статьи 6370 42 (862) г. лежит текст I Книги Царств, рассказывающий о том, как состарившийся пророк Самуил доверил власть над народом Израиля своим сыновьям, ноте судили неправедно И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» 4 Исходя из этой параллели, ГМ. Барац пришел к выводу, что Сказание о призвании скандинавских Варягов, не имея никакой исторической достоверности, а также не отражая элементов народного эпоса, является изложенным библейским слогом рассказом, сочиненным применительно к чертам еврейской истории периода "судей"» 5 С подобными интерпретациями несогласен В.Я. Петрухин. Опираясь на широкий круг литературных и фольклорных аналогий, он пришел к следующим выводам Естественно, библейский сюжет призвания царя оказал существенное влияние на формирование раннеисторических традиций, в т.ч. славянских. Однако возводить весь сюжет призвания к Библии невозможно. Более того, обращение к традициям, несвязанным явно или вообще изолированным от культур средиземномор- ско-европейского круга, показывает, что мотивы интересующего нас сюжета о призвании правителя создавали вполне определенную и непротиворечивую структуру. Если и допускать влияние книжной (славянской или библейской) традиции, то оно явно вторично. И далее Разительные эрзянские и корейские фольклорные параллели легенде о призвании варягов подтверждают ее фольклорные истоки и делают неубедительными любые (не основанные на прямых текстологических изысканиях) предположения об искусственности легенды» 6 Как бы тони было, летописец, видимо, стремился прежде всего не столько точно описать конкретное событие, сколько передать смысл легендарного призвания Рюрика с братьями. Реальные обстоятельства образования государства, которое происходило за два с половиной века до него, волновали его гораздо меньше. Кстати попутно заметим чтó такое государство он, как и его потенциальные читатели, явно не представлял. Судя по той образной системе, которой пользовался автор летописи, призвание варягов для него было связано с первыми шагами к обретению правды — истинной веры, Слова Божия. Недаром ведь очень близкую фразеологическую параллель мы находим в Житии Мефодия 43 При этом следует учесть, что под словом правда в древнерусских текстах чаще всего понималось то, что мы сейчас называем верой. Смысл приведенного отрывка становится еще яснее в Житии Кирилла К этой теме мы еще вернемся, Пока же отметим лишь то, что буквальное понимание известия о призвании варягов может привести кдовольно своеобразным выводам. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НОРМАННСКАЯ ПРОБЛЕМА Именно так было воспринято сообщение Повести временных лет Иоганном Готфридом Байером и Герардом Фридрихом Миллером, двумя немецкими историками, приглашенными Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. В частности, опираясь на приведенный текст, они утверждали, что свое имя Россия — вместе с государственностью получила от скандинавов, Ответом на это стал «репорт» МВ. Ломоносова на высочайшее имя от 16 сентября 1749 г. по поводу труда Г. Ф.Миллера О происхождении имении народа Российского. В нем, в частности, утверждалось, что если бы г. Миллер умел изобразить живым штилем, то он Россию сделал бы столь бедным народом, каким еще ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен» 9 В приведенной фразе настораживает сослагательное наклонение, употребленное великим ученым. Из этого как будто следует, что Г. Ф. Миллер все-таки не изобразили не сделал Россию бедным народом. Он лишь дал повод для такого толкования зарождения русской государственности. А потому именно МВ. Ломоносову, которому после упомянутого «репорта» Елизавета Петровна поручила написать историю России, мы в значительной степени обязаны появлением в законченном виде так называемой норманнской теории. Точнее, химии адъюнкту Ломоносову принадлежит сомнительная честь придания научной дискуссии о происхождении названия «русь» и этнической принадлежности первых русских князей вполне определенного политического оттенка. Спор между «норманистами» и «антинорманистами», то затихая, то вновь обостряясь, продолжается 44 уже свыше двух веков. Однако, повторю, он имеет не столько научный, конкретно-исторический, сколько политический характер. Так что придется, видимо, согласиться с В.О.Ключевским, который называл варяжскую проблему патологией общественного сознания Я знаю, Вы очень недовольны, что все эти ученые усилия разъяснить варяжский вопрос я назвал явлениями патологии. Я думаю, что могут прийти в голову вопросы, не лишенные интереса с ка- кой-либо стороны и имеете лишенные всякого интереса со стороны научной. В книгах, которые так сильно Вас занимают, я не нашел ничего кроме бескорыстных и обильных пóтом усилий разрешить один из таких вопросов. Иногда общественная или ученая мысль с особенной любовью обращается к сухим, бесплодным мелочам в области знания. А ведь такой поворот в умах есть несомненно симптом общественной патологии. Я решительно порицаю насмешливое отношение к ученой пытливости, обращенной на подобные вопросы но только если она ограничивает научное значение своих разысканий пределами этнографической номенклатуры или генеалогической химии. Но когда исследователь подобных вопросов идет прямо в область настоящей, научной истории и говорит, что он разрешает именно вопрос о происхождении русской национальности и русского государства, будет жаль, если он не остановится на границе и не вспомнит, что национальности и государственные порядки завязываются не от этнографического состава кропи того или другого князя и не оттого, на балтийском или азовском поморье зазвучало впервые известное племенное название. Итак повторяю еще разя совсем не против вопроса о происхождении имени Русь и первых русских князей, совсем не против пользы исследований подобных вопросов, а только против того положения, что в этом вопросе ключ к разъяснению начала русской национальной и государственной жизни» 10 Несомненно, следует согласиться с великим историком и разделить фиктивную — в научном плане — норманнскую проблему наряд более мелких, но гораздо более реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов. В частности, следует особо рассмотреть проблемы • происхождения и значения самого онима Русь • этнической принадлежности первых русских князей • роли варяжского элемента в ранних государственных структурах Древней Руси и, наконец, • происхождения государства у восточных славян. Несмотря на вненаучность традиционной постановки варяжской проблемы, нельзя не отметить, что споры «норманистов» и «анти- норманистов» оказались довольно плодотворными. Они заставили оппонентов для доказательства своей правоты привлечь максимальное количество аргументов лингвистических, текстологических, источниковедческих, археологических и пр. В результате современная наука располагает огромным фактическим материалом, который позволяет с достаточным основанием сформулировать следующие основные выводы. РУСЬ ВАРЯГИ ИЛИ СЛАВЯНЕ Прежде чем приступить к рассмотрению происхождения и первоначального значения слова Русь, необходимо договориться об отделении этого вопроса от проблемы происхождения Древнерусского государства, Киевской Руси. Согласимся в данном случае с ГА. Ха- бургаевым, который пишет Вопрос о происхождении этнонима-топонима Русь в последние десятилетня крайне запутан, и прежде всего в исследованиях историков концах началах годов, почему-то решивших, будто признававшееся прежними исследователям иноязычное происхождение термина подрывает идею "самобытности" древнерусской государственности и свидетельствует о "норманистских" устремлениях. И действительно, рассуждения о происхождении термина и Русского (Древнерусского) государства в исторических сочинениях переплетаются настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга. А фиксируемые в древних источниках названия, близкие по звучанию к Русь Нит. п, дают повод для развития идеи о том, что этим термином именовалось какое- то северно-причерноморское племя, возможно, входившее ван- тское" объединение, может быть, и не славянское, но впоследствии ассимилированное славянами и передавшее им свое имя. Анализ происхождения и первоначального значении этого термина на славянской почве требует забвения всех этих бесчисленных предположений и обращения к самим фактами собственно славянским (в первую очередь — древнерусским) источникам» 11 Действительно, в древнейших отечественных источниках, прежде всего в Повести временных лет, названия славянских племен, вошедших в состав Древнерусского государства, довольно четко отделяются от Руси 46 Приведенные примеры кажутся достаточно красноречивыми. Летописец непросто различает, но противопоставляет русь славянам, прямо отождествляя ее с варягами Не менее последовательно различают русь и славян арабоязычные авторы. Их свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к деталям жизни народов, о которых ведется рассказ (в отличие, кстати, от европейцев, которые обычно все сводили к тому, какие соседние народы грязные и дикие. Вот одно из таких свидетельств И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути от 250 до 800 км. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит). Путь в эту сторону идет по степям пустынями бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нету них виноградников и пахотных полей. И есть у них что-то вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. <...> И они народ, пасущий свиней, как мы овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день, после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. <...> И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. <...> Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого (ниже) человека те. царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середение страны славян. И упомянутый глава, которого они называют главой глав («ра'ис ар-руаса»), зовется у них свиет-малик, ион выше супанеджа, а супа- недж является его заместителем наместником. Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, ив этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду, В таком жилье остаются они до весны. 47 Царь ежегодно объезжает их. <...> И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений. <...> Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они [русы] живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется от обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян, <...> И нету них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. <...> Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты У них много городов и живут они привольно. <...> Мечи у них сулеймановы. <...> Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Нона коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях. [Русы] носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Все они постоянно носят мечи. <...> Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в туже могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканую монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении» 13 «О стране славян. На восток от нее — внутренние бул- гары и некоторые из прусов, на запад — часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и на восток от нее всюду пустыни и ненаселен- ный север. Это большая страна ив ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они живут между этими деревьями. И у них нет иных посевов, кроме проса, и нет винограда, но очень много меда. <.....> Они имеют стада свиней, также как мы стада баранов. Мертвого сжигают. Если у них умирает человек, то его жена, если любит его, убивает себя. Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек Их оружие — щиты, дротики и копья. Царь (падишах) их зовется Смут-свит... Зимой они живут в хижинах и землянках. У них много зáмков (кала) и крепостей (хиоар). Одежда их большей частью из льна. <...> Страна рус о в ) . На восток от нее — гора печенегов, на юг — река Рута, на запад — славяне, на север — ненаселенный север, Это большая страна, и народ ее плохого нрава. Царя их зовут 48 хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. <.....> Среди них есть группа славян, которая им служит. Они [русы] шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка. Мертвого сжигают совсем, что ему принадлежало из одежды и украшений. Сними (мертвыми) кладут в могилу еду и питье...»" 14 «Рассказывают также, что Руси Хазар были от одной материи отца. Затем Рус вырос итак как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искали нашел место себе. Остров небольшой и немаленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом там они обосновался. Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места. <.....> И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус же ему ответил, что это место тесное (для нас двоих. Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежали достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу. (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. Ион (Славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь и на них лили воду, пока не пошел пари под землей не стало тепло. И сейчас они зимой делают также. И эта земля обильна. И много занимаются они торговлей...» 15 Как видим, при всех различиях в приведенных рассказах русы арабских авторов отличаются от славян территорией проживания и окружающими их народами, одеждой и жилищами, родом занятий и вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обрядами. Кстати, как было замечено ГС. Лебедевым, все детали этих описаний, касающиеся русов, практически полностью совпадают стем, что известно о варягах по археологическим материалам. Не расходятся подобные наблюдения и с противопоставлением русских и славянских названий поротой, которое мы находим у Константина Багрянородного: «Однодеревки, приходящие в Константинополь из внешней Руси земли славянских племен, подданных киевского князя, идут из Невогарды, в которой сидел Святослав, сын русского князя Игоря, а также из крепости Милиниски, из Телюцы, Чернигоги и из Вышегра- да. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата. Данники их Славяне, называемые Кри- витеинами и Лензанинами, и прочие Славяне рубят однодеревки в своих горах в зимнюю пору и обделав их, с открытием времени плавания, когда лед растает, вводят в ближние озера. Затем, так как 49 они озера впадают в реку Днепр, то оттуда они сами и входят в туже реку, приходят в Киев, вытаскивают лодки на берег для оснастки и продают Руссам. Руссы, покупая лишь самые колоды, расснащива- ют старые однодеревки, берут из них весла, уключины и прочие снасти и оснащают новые, В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они спускаются в Витичев, подвластную Руси крепость, Подождав там два-три дня, пока подойдут все однодеревки, они двигаются в путь испускаются по названной реке Днепру, Прежде всего они приходят к первому порогу, называемому Эссупи, что по-русски и по-славянски значит "не спи. <...> Пройдя этот порог, они. достигают другого порога, называемого по-русски Улворси, а по-славянски Островунип- раг, что значит "остров порога. И этот порог подобен первому, тяжел и труден для переправы. Они опять высаживают людей и переправляют однодеревки, как прежде. Подобным же образом проходят и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски значит "шум порога. Затем также проходят четвертый порог, большой, называемый по-русски Аифор, а по-славянски Неясыть, потому что в камнях порога гнездятся пеликаны. <...> Прибыв к пятому порогу, называемому по-русски Варуфорос, а по-славянски Вульнипраг, потому что он образует большую заводь, и опять переправив однодеревки по изгибам реки, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, по-русски называемого Леанти, а по-славянски Ве- руци, что значит "бурление воды, и проходят его таким же образом. От него плывут к седьмому порогу, называемому по-русски Струкун, а по-славянски Напрези, что значит "малый пороги приходят к так называемой Крарийской переправе, где Херсониты переправляются на пути из Руси, а Печенеги — в Херсон» 16 Казалось бы, все данные источников сходятся, и можно совершенно обоснованно делать вывод о скандинавском происхождении летописной руси. Однако обращение к иным текстам Повести временных лет внезапно вносит неразрешимое противоречие в наметившуюся строгую дизъюнкцию. Вспомним, что сразу за уже приводившимся текстом, в котором русь стоит водном ряду с |