Логопедия как наука. Предмет. Объект, цель, задачи. Методология научных исследований в логопедии. Логопедия
Скачать 0.51 Mb.
|
1.Принцип использования различных анализаторов: В процессе коррекции осуществляется опора на кинестетический анализатор (ощущение положения речевых органов); на тактильные ощущения (какая воздушная струя на ощупь: теплая или холодная); на вибрационные ощущения (при звонких слышен голос – рука прикладывается к гортани); на зрительные ощущения (наблюдение артикуляции в зеркале, имитация ее руками); на слуховые ощущения (закрыть уши, звук есть – это звонкий). 2.Принцип опоры на сохранные анализаторы При отклонении функционирования речеслухового анализатора необходимо опираться на сохранные зрительные, кинестетические, тактильные, вибрационные. При нарушении речедвигательного – на слуховые ощущения. 3.Принцип сознательности Все артикуляции, которые формируются у ребенка, он должен усваивать осознанно, должен понимать, что именно он делает. 4.Принцип поэтапности работы над звуком: 1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП– подготовка органов речевого аппарата к постановке звуков. На этом этапе создаются условия для дальнейшей работы над звуком. Сроки этого этапа зависят от механизмов нарушения звукопроизношения (при дислалии они не такие длительные, при дизартрии могут составлять несколько месяцев). Работа включает в себя несколько направлений: А) Формирование артикуляционных умений и навыков. Эта работа проходит в виде артикуляционной гимнастики, для чего детям предлагают специально подобранные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата. Эти упражнения выполняют перед зеркалом под счет. Цель артикуляционной гимнастики: трудный для ребенка уклад нарушения звука разбить на более легкие простые элементы, осуществить тренировку этих простых движений, а затем на этапе постановки объединить их в требуемую артикуляцию. В случае полиморфных нарушений предлагается общий комплекс артикуляционной гимнастики, т.е. упражнения, которые тренируют различные группы мышц. В случае мономорфных нарушений – специальный комплекс, необходимый для тренировки отдельных движений, которые используются только для этой артикуляции. Общий комплекс упражнений:
На начальном этапе по 3-4 упражнения, каждое повторять 5-7 раз, на счет до 3, до 5, до 7. Б) Работа над развитием восприятия звуков речи фонематического анализа. Сначала ребенку утрированно произносится звук, который соотносится с неречевым звучанием. Для этого целесообразно использовать картинки – символы. Ребенка приучают слышать звук, выделять его на фоне других звуков, слогов, слов. При этом ответная реакция ребенка должна быть связана с движением (т.е. ребенок не поизносит этот звук). Например, хлопай в ладошки, если услышишь песенку водички (звук с) или услышишь звук с. При этом логопед должен обязательно закрыть экраном нижнюю часть лица. На начальном этапе речевой материал не должен включать близких по артикуляции и по акустическим характеристикам звуков к данному звуку (на позднем этапе – да). Обязательна на этих порах опора на сохранные анализаторы. Параллельно ведется работа над развитием других форм фонематического анализа: --простые: выделение звука на фоне слова (хлопни в ладоши, если услышишь); определение 1-го и последнего звука в слове (кот). --сложные: определение места звука в слове; последовательный фонематический анализ слова (назвать по порядку все звуки); количественный фонематический анализ (с опорой на схему); позиционный фонематический анализ (какой по счету звук). Уделяется внимание развитию фонематического синтеза (логопед называет последний звук, а ребенок – слово). Уделяется внимание развитию фонематических представлений (отбери те картинки, в названии которых есть данный звук; придумай слово с данным звуком). В) Развитие дыхания, голоса, просодических компонентов. Голос (если эти функции нарушены) развивается в процессе речевых игр. Работа по развитию дыхания проводится в несколько этапов: --формирование правильного типа физиологического дыхания (лежа на полу) --самостоятельное выполнение упражнения ребенком --речевое дыхание развивается в процессе речевых игр Просодические компоненты: --темп, ритм, интонация, паузация, логические и словесные ударения, тембр. Эти навыки отрабатываются в речевых играх, в диалогах. 2) ЭТАП ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ - это процесс вызывания звука, формирование его правильного артикуляционного уклада. Три способа постановки звуков: А) по подражанию (иммитативный) Логопед утрированно произносит звук, показывая ребенку его артикуляцию, сопровождает показ объяснением. Ребенок пытается произнести так же. Используется опора на зрительные, тактильные и кинестетические ощущения. Б) механический Заключается во внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами, шпателями и другими средствами. В) комбинированный Сочетает в себе объяснение, показ, подражание и механическое воздействие. 3) ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ (последующее включение звуков в речь) - это выполнение тренировочных упражнений по произнесению этого звука с использованием специально подобранного материала. Последовательность: --автоматизация изолированно произносимого звука в процессе звукопроизносительных игр. --автоматизация в слогах (щелевые – сначала прямые слоги, затем обратные; взрывные, аффрикаты – обратные, а потом прямые; л – где звук лучше звучит; р – тр, др, тро-дро, отр-атр). --автоматизация в словах (сначала слова с отработанными слогами). --автоматизация в словосочетаниях с данным слогом. --автоматизация в чистоговорках. --автоматизация в предложениях. --автоматизация в тексте. 4) ЭТАП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ – различение звуков в речи. Задача: учить ребенка различать близкие по произношению звуки. Приступают тогда, когда оба звука поставлены и автоматизированы. Работа проводится в той же последовательности. На данном занятии (дифференциация в словах) дифференцируется только одна пара звуков. На итоговых занятиях можно и 4 звука этой группы, 2 пары (с ш з ж). 5.Принцип последовательности работы над звуками Нельзя работать сразу над всеми звуками. Последовательность определяется сложностью звука и его акустическо-артикуляционными признаками (нельзя одновременно ставить свистящие и шипящие, р и л) 6.Онтогенетический принцип Происходит учет того, когда эти звуки появляются в онтогенезе (заднеязычные, свистящие, потом все остальные) 7.Принцип одновременности работы над звуками В случае, если у ребенка нарушено сразу несколько групп звуков, одновременно работают над постановкой сразу нескольких звуков, обязательно отличающихся друг от друга по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие ставят одновременно с сонорными, шипящие с вибрантами) 8.Принцип воспитания правильного произношения в условиях нормального общения, в живой речи На начальных этапах звук автоматизируется в условиях логопедического кабинета, его произношение является утрированным, чтобы эта артикуляция не была искусственной, этот звук обязательно должен включаться в живую речь 9. Общедидактические принципы: --доступность --активность --учет ведущей деятельности --наглядность --индивидуальный подход 5) ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С МИКРОСОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ РЕБЕНКА. Цель: научить ребенка свободно пользоваться этими звуками в своей речи. Этот произносительный навык формируется в различных ситуациях общения. Навыки и умения выносятся за стены логопедического кабинета и включаются во вне кабинетное общение. Разыгрываются инсценировки, сюжетно-ролевые игры, драматизации, тематические занятия. Большое значение принадлежит методу моделирования реальных ситуаций общения (общение в магазине). Моделирование особенно важно для работы с подростками и взрослыми. Так же для работы с этой возрастной группой используются магнитофонные записи: речь записывается, когда ребенок читает, беседует, а затем анализируется. Необходимо сформировать мотивацию использования этого звука в процессе свободного общения с людьми. Ведущая роль на этом этапе принадлежит микросоциуму, окружению ребенка. Родители и педагоги должны следить за тем, чтобы он использовал звук в своей речи, постоянно поправлять. Только таким образом у ребенка вырабатывается самоконтроль. Устранение любой формы дислалии должно идти по вышеописанным 3 этапам, но в зависимости от механизмов дислалии. МОТОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ Специфика будет наблюдаться уже на первом этапе работы. Основное внимание уделяется развитию речевой моторики. С этой целью проводится артикуляционная гимнастика. Если слуховое восприятие не нарушено, специальной работы по дифференциации звуков не требуется. Если имеются вторичные нарушения слухового восприятия, то соответствующие задания включаются в логопедическую работу, но им не уделяется слишком большое внимание. Процесс постановки и автоматизации протекает без особенностей, а произносительной дифференциации не требуется. СЕНСОРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ Работа ведется по общей схеме, однако на 1 этапе основное внимание уделяется слуховой дифференциации звуков с привлечением сохранных анализаторов. Работа по развитию артикуляционной моторики в ряде случаев может не проводиться, однако, если проводится, то в структуре логопедического занятия ей уделяют меньше времени. На 2 этапе ведущая роль принадлежит дифференциации звуков в произносительном плане. МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ На 1 этапе внимание уделяется медицинским мероприятиям, которые проводятся в комплексе с педагогическими. Ребенок направляется на консультацию к специалисту-ортодонту, проводится ортодонтическое лечение, протезирование, подрезание уздечки. Своеобразие проявляется на этапе постановки. Если удалось полностью нормализировать строение артикуляционного аппарата, то постановка проходит без особенностей. Если аномалии устранить полностью не удалось, то у ребенка формируется компенсаторная артикуляция, т.е. артикуляционные органы будут располагаться не так, как требует нормальный артикуляционный уклад, а так, чтобы возместить недостаточное звучание, чтобы этот звук был приближен по звучанию к нормальному. Приёмы постановки звука j и заднеязычных К, Г, Х, К’, Г’, Х’. Приемы постановки [j]
Приемы постановки [к] Ставится от [т] с механической помощью. Ребенок четко повторяет слоги [та-та-та], уперев кончик языка в нижние зубы, логопед во время произнесения слегка нажимает пальцем или шпателем, продвигая его назад. При этом последовательно получаются слоги [та-тя-тя-ка]. Приемы постановки [х] Ставится так же как [г], но слогам [са]. Приемы постановки [х`] От [j], но исключить работу голосовых складок. Приемы постановки [г] Ставится от [к] или аналогичным способом от слога [да] (да-дя-гя-га). Приёмы постановки С, С’, З, З’, Ц. Приемы постановки [с], [з] 1 прием - необходимо придать губам и языку правильное положение: губы - растянуты в улыбке; язык - в форме горочки, мостика. кончик языка - за нижними зубами; вдоль средней части спинки языка - положить круглую палочку, слегка опустить ее в низ; сомкнуть зубы и подуть. 2 прием - произнести звук [с] межзубно, затем нажимом шпателя, спички перевести кончик языка за нижние зубы; используется для призубного парасигматизма и бокового сигматизма носового свистящих. 3 прием - при устранении носового сигматизма предварительно провести работу по дифференциации ротового и носового выдоха; Упражнения с дутьем - под нижнюю губу пузырек, распластанный кончик языка кладется на нижнюю губу, необходимо подуть на кончик языка в пузырек. Приемы постановки [ц]
Приемы постановки [с`] [с`] - можно получить от соответствующих твердых звуков в прямых слогах - [та], [на], [са], продвигая переднюю часть языка в глубь рта. Приёмы постановки Ш, Ж, Ч, Щ. Приемы постановки [ш], [ж]:
Приемы постановки [щ]:
Приемы постановки [ч]: Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц`], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также [т`] или [ш`]. Звук [ч] можно поставить от [т`], произносимого в прямом слоге [т`и] или обратном [ат`]. В момент произнесения этих слогов с некоторым усилием выдоха на согласном элементе, логопед шпателем слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции [щ]). Тот же эффект может быть получен при введении зонда под язык. Звук [ч] легче вызывается в обратных слогах. Приёмы постановки вибрантов.
Произносить протяжно [з], кончик языка за верхними зубами у альвеол. Рот раскрыт. Одновременно выполнять частые движения соской под кончиком языка, слева на право.
Многократно повторять на одном выдохе звук [д], кончик языка ударяется у альвеол, рот приоткрыть, если не открывается, то вставить карандаш между большими зубами. Если вибрация не вырабатывается самостоятельно, то применяется упражнение с соской.
Присосать язык к небу, до предела растянуть уздечку. Большим и указательным пальцами любой руки прижать к небу боковые края языка. Средняя часть спинки языка и уздечка должны оставаться не стиснутыми. Глубоко вдохнув, силой выдыхать на кончик языка, с включением голоса, слышится звукосочетание [тж]. У некоторых детей сразу получается вибрация [тр]. Если вибрация не производится, то подключаются движения с соской.
Приёмы постановки звуков Л и Л’. Приемы постановки [л], [л`]: Звук [л] чаще ставят от гласных.
Методика логопедической работы по преодолению дефектов озвончения. Это дефекты произношения согласных, имеющих звонкую или глухую пару. |