Учебник по гимнастике. Гимнастика учеб. М. Л. Журавин 4 10. 3 10. 4 совместно с О. В. Загрядской 10. 5 10. 6 совместно
Скачать 5.14 Mb.
|
6.3. Обучение гимнастическим упражнениям Участниками учебного процесса являются учитель и ученик. Характер их отношений к этому общему делу и взаимоотношений определяет конечный итог совместной деятельности: успешность овладения занимающимися знаниями, умениями и навыками в выполнении упражнений, достижение спортивного мастерства. Они оба по отношению друг к другу выступают как личности, а их взаимоотношения носят личностный характер. Учитель выступает как субъект учебного процесса. Он со знанием дела его создает, изменяет, совершенствует; сознательно, целеустремленно и настойчиво добивается намеченной учебной цели. К ученику он относится как к объекту своих педагогических воздействий. Изучая индивидуальные особенности ученика, он изыскивает наиболее рациональные способы взаимоотношений с ним. Чем полнее информация об ученике, о его способностях, тем эффективнее учебный процесс и воспитательная работа педагога. Ученик к овладению упражнениями относится как личность, как субъект познания и активной деятельности. В общении с учителем он познает назначение упражнений, технику их исполнения и практически овладевает ими. В этом процессе ученик по отношению к самому себе выступает как субъект: он глубже и разностороннее познает самого себя, свои физические и духовные возможности, способности; учится правильно, осознанно соотносить их со сложностью изучаемых упражнений и разумно, со знанием дела действовать, а если надо, то и заблаговременно развивать у себя необходимые способности, активизировать работу над самовоспитанием. Взаимоотношения между учителем и учеником могут быть непосредственными и опосредованными. Непосредственные взаимоотношения строятся на основе знания индивидуальных особенностей друг друга. Учитель должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности ученика, историю их происхождения. Используя эти знания, он избирает и соответствующую тактику взаимодействий с учеником, направленную на более успешное решение Учебных задач. Ученику тоже надо знать своего учителя, для того чтобы правильно строить с ним свои взаимодействия. Опосредованные взаимоотношения учителя с учеником строятся через учебный материал, коллектив группы, класса, через учителей по другим учебным дисциплинам, через родителей и прочих лиц, имеющих отношение к учебно-воспитательному процессу. Учитель в работе с каждым учеником опирается на коллектив класса, формальных и неформальных лидеров, на своих помощников. 134 135 Непосредственные и опосредованные взаимоотношения между учителем и учеником носят системный характер. В сложных переплетениях субъектно-объектных взаимоотношений между учителем и его учениками при ведущей роли учителя происходит обучение гимнастическим упражнениям. Его принято разделять на три этапа: а) ознакомление с упражнением, создание предварительного представления о нем; б) разучивание упражнения; в) закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения. Четкую границу между этапами провести трудно, но их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения. 6.3.1. Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Формирование образа упражнения происходит в соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется рациональной (осознанной) и результаты обеих форм познания проверяются в практике. Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. В результате начинают функционировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания) вплоть до активной мыслительной деятельности и включения в процесс познания личностных свойств гимнаста. Формируется его отношение к изучаемому упражнению. И после того как вся информация об упражнении будет переработана и создан живой образ упражнения, гимнаст получает основания для его осознанного выполнения. Успех зависит от четкости сформированного представления и способностей гимнаста выполнить упражнение в соответствии с его образом. Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ, объяснение его назначения и техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся. Название упражнения в создании представления о нем играет важную роль. Между тем название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение начинают с его показа. Сущность приема заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно, достаточно громко, с отчетливой дикцией, при хорошо организованном внимании занимающихся. В некоторых случаях название может носить оттенок загадочности, особой значимости, должно вызывать положительное отношение. Название должно обладать не только эмоциональным, смысловым, но и внушающим воздействием на занимающихся. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений и для эффективной работы органов и систем, которым предстоит обеспечивать выполнение упражнения нужной информацией и энергией. Известно, что эффективность работы любой системы — технической, биологической, социальной — зависит от качества и полноты введенной в нее информации, а также возможности этой системы ее переработать. Всякая утечка информации, ее неточность или избыточность могут привести к сбою в работе, к ошибкам. Это справедливо и по отношению к формированию представления об упражнении у гимнастов. Потеря информации на этой стадии может быть как по вине педагога, так и по вине занимающихся. По вине педагога часть информации об упражнении может пропасть в результате: а) недостаточно четкого названия упражнения и терминологической неточности, его слабой смысловой, а следовательно, убеждающей и внушающей силы; б) недостаточной организации внимания занимающихся в момент названия упражнения; в) нечеткости организации учебного занятия; г) слабого авторитета педагога. По вине обучаемых часть информации может быть невоспри-нята в силу: а) недостаточного двигательного опыта, незнания двигательных действий, подобных изучаемым; б) невнимательности, несерьезного отношения к изучаемому упражнению и к занятию в целом; в) неуважительного отношения к педагогу. Показ упражнения — основное правило реализации дидактического принципа наглядности. Его эффективность в создании представления об упражнении определяется следующими условиями: Техническое совершенство. Неточность показа приводит к искажению и утрате части информации об упражнении. Она или не доходит до обучаемых, или упражнение воспринимается в искаженном виде, с ошибками в технике движений. Это затрудняет образование четкого представления об упражнении. Индивидуальные особенности восприятия, связанные с типом нервной деятельности обучаемых. Показ воспринимают точнее лица, относящиеся к художественному типу нервной деятельности. Во время показа у них активизируются главным образом Функции правого полушария головного мозга. Менее отчетливо воспринимают показ упражнения лица, относящиеся к мыслительному типу, в силу преобладания у них функций левого полушария. В результате часть информации ими может быть недовос-Нринята. 136 137 Запас двигательного опыта обучаемых лиц. От него зависит уровень развития специальных ощущений и восприятий, необходимых для формирования отчетливого образа упражнения, «слепка», «копии» его в ЦНС. У лиц с бедным запасом двигательного опыта, с неразвитой формой чувственного познания образ просмотренного упражнения будет неотчетливым, расплывчатым, неполным. Следовательно, с него труднее снять «копию», т.е. выполнить упражнение. Способностью к сосредоточению внимания. Внимание проявляется в виде настроя сознания на активное восприятие упражнения. Невнимательное отношение к просмотру упражнения приводит к недополучению части информации, к неточности ее переработки, к нечеткости образа, с которого надо снять копию, и, в конечном итоге, к ошибкам в исполнении упражнения. Значение внимания отмечал еще К.Д.Ушинский, говоря, что внимание — это та дверь, через которую проникает все, чем богат человек. Показ упражнения может дополняться применением наглядных пособий. Они помогают детально проанализировать ряд быстро протекающих, но очень важных моментов техники, которые при показе трудно заметить. В качестве наглядных пособий могут использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение упражнения, отдельных его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др. Показ упражнения может сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается информация, сообщаемая об упражнении. Однако наглядностью надо пользоваться в меру, нельзя злоупотреблять ею в ущерб активизации мыслительной деятельности, развития абстрактного мышления у гимнастов. Здесь также потеря информации об упражнении может быть как по вине педагога, так и по вине обучаемых. К упущениям педагога можно отнести: а) нечеткий показ, технические погрешности в исполнении упражнения; б) отсутствие вспомогательных средств наглядности (схем, рисунков, моделей гимнастов, кинокольцовок и др.); в) неумение направить сознание обучаемых на главное в технике исполнения упражнения. Со стороны обучаемых могут быть следующие упущения: а) недостаточно серьезное отношение к данному занятию или к изучаемому упражнению; б) невнимательный просмотр упражнения, отсутствие желания осмыслить способ его выполнения, соотнести свои способности с трудностями выполнения упражнения, созерцательность; в) непонимание сути упражнения, основ техники его исполнения. На этой стадии формирования представления об упражнении основное воздействие оказывается на первую сигнальную систему 138 обучаемых. В то же время при восприятии показа закладываются основы для понимания, осмысливания способа выполнения упражнения. Переход от чувственной формы познания упражнения (через ощущения, восприятия и представления) к рациональной, т.е. к разумной, осмысленной, осуществляется путем объяснения назначения упражнения и техники его исполнения на основе законов механики, анатомии, физиологии и психологии. Объяснение техники исполнения упражнения. Это наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Приступая к объяснению техники исполнения упражнения, указывают, к какой группе оно относится (статическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и операционные знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам упражнения. Объяснение должно быть по возможности кратким, образным, ярким, основанным на знакомых занимающимся ощущениях, восприятиях, представлениях; надо опираться на известные обучаемым законы механики, анатомии, физиологии, психологии, а если необходимо, то и сообщать им нужные знания на специальных занятиях или по ходу обучения упражнениям. Педагог должен стремиться к тому, чтобы ученики хорошо поняли его объяснение, и сам должен быть уверен, что они усвоили его действительно правильно. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением. При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения. Однако обучаемые могут недополучить информацию как по вине педагога, так и по своей собственной вине. По вине педагога часть информации может быть утеряна в силу следующих методических погрешностей: а) недостаточно полное и доходчивое раскрытие закономерностей техники движений и способов их выполнения, неправильная и искаженная информация; б) слабая организация внимания, памяти и мыслительных процессов занимающихся во время объяснения; в) отсутствие в распоряжении педагога вспомогательных средств для образного, эмоционально окрашенного объяснения (схем, рисунков и др.). По вине обучаемых часть информации может быть недовос-Принята по следующим причинам: а) отсутствие необходимого настроя, а следовательно, и слабой активизации внимания, памяти, мыслительных процессов и воли; б) недопонимание закономерностей движений, а значит, и способов выполнения упражнения. 139 Отмеченные выше причины неполноты информации об изучаемом упражнении не только затрудняют овладение им, но могут привести к срыву со снаряда, травме и, в конечном счете, к утрате интереса к занятиям гимнастикой. Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными. Это вселяет уверенность в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно. В процессе восприятия упражнения, создания его образа происходит преобразование информации, полученной от педагога, в двигательные действия. При этом энергетические процессы, осуществляющие преобразование информации в образ упражнения, имеют подчиненное значение; на первый план выступают условия передачи информации от педагога к ученикам, ее качество, достаточное количество и возможности переработки учениками. В компьютерах преобразование информации, по-видимому, происходит точнее и быстрее, нежели в человеческом сознании, — по принципу жесткой детерминации, обусловленности. У человека же на каждом этапе формирования образа упражнения возможна утечка информации, в результате чего образ воспринимаемого упражнения становится неточным, без отдельных деталей, расплывчатым, неотчетливым. Четкость образа изучаемого упражнения теряется и с течением времени. Однако у человека есть огромное преимущество перед машиной в том, что он может уточнить, исправить представление об упражнении за счет повторных восприятий, напряжения внимания, памяти, мыслительных процессов, воли и других личностных свойств. Более того, обучаемый может вскрыть внутренние и внешние механизмы, лежащие в основе формирования более отчетливого образа упражнения, а следовательно, и движений, необходимых для его успешного выполнения, создать индивидуальный стиль исполнения упражнения, развить у себя способности, необходимые для успешного овладения им. Этого не может сделать машина — ей не свойственно творчество, вдохновение. В процессе восприятия упражнения его образ уточняется, а техника исполнения шлифуется путем многократного повторения. Педагог и ученики анализируют качество выполнения упражнения, ошибки и их причины, изыскивают способы их устранения. 140 При опробовании упражнения у обучаемых могут возникнуть следующие трудности: а) трудно представить технику движений, соотнести требования, которые предъявляет изучаемое упражнение, со своими способностями («все понимаю, но сделать не могу»); б) трудно ориентироваться в пространстве и времени, соблюсти ритм движений, скоординировать движения (упражнения на кольцах в каче, вращение в безопорном положении и др.); в) трудно подавить защитную реакцию, проявить нужную решительность и смелость, если упражнение содержит элементы опасности. В преодолении этих трудностей педагог может оказать своим ученикам помощь, прибегнув к следующим методическим приемам: а) уточнить представление об упражнении путем дополнительного показа и объяснения техники движений в наиболее сложных частях и фазах упражнения; б) заставить учеников «проговорить» последовательность и технику движений, посмотреть на исполнение упражнения лучшими гимнастами группы, рассказать им о своих затруднениях и послушать их объяснения о том, как надо действовать в отдельных фазах и частях упражнения; в) для лучшей ориентировки в пространстве можно применить зрительные ориентиры и звуковые сигналы, помощь, фиксацию тела и отдельных его звеньев в наиболее сложных положениях в пространстве, «проводку» по упражнению, использовать тренажер и специальные приспособления; г) помочь подавить защитную реакцию можно путем выполнения упражнения по частям, умелого подбора подводящих упражнений, организацией надежной страховки и помощи, стимулированием воли обучаемых, примером смелого выполнения упражнения другими, применением игрового и соревновательного методов. При опробовании упражнения отчетливо проявляется способность обучаемых с его образа (слепка, копии в ЦНС) сделать (снять), сотворить само упражнение. В проявлении этой способности важную роль играют координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, внимание, точность представления об упражнении, запоминание последовательности и закономерностей движений, волевой настрой, общее отношение к занятию. В ходе овладения упражнением идеальное (образ), как слепок с материального, при просмотре упражнения превращается в материальное (овеществляется), т.е. в качество выполнения упражнения. Анализируя методику создания представления об изучаемом Упражнении, следует подчеркнуть, что четкость представления зависит от грамотного и искусного использования достоинств каждого из методических приемов. Здесь в логической последовательности и в соответствии с теорией отражения в активную работу вовлекаются чувственная, рациональная и практическая формы 0тРажения, а следовательно, первая и вторая сигнальные системы; 141 активно взаимодействуют две личности — учитель и ученик, оба они находятся в сложных субъектно-объектных отношениях. Ведущую роль играет учитель. Он готовит обучаемых к активному овладению упражнением: организует их внимание, память, мыслительную деятельность и волю, настраивает на активное, творческое отношение к учению. Без этой подготовительной работы трудно создать четкое представление об изучаемом упражнении, а это, в свою очередь, затрудняет обучение и на последующих этапах. Приведем вариант совместной работы учителя и ученика над созданием представления об изучаемом упражнении (табл. 1). После каждого методического приема педагог осведомляется об уровне складывающегося представления об упражнении путем опроса одного-двух учеников. Этим самым он, с одной стороны, активизирует их познавательную деятельность, а с другой — получает ценную информацию о появляющемся у них представлении, об общих и индивидуальных ошибках, неточностях. 142 Для активизации познавательных действий обучаемых могут применяться дополнительные методические приемы: оценка степени точности восприятия, словесного изложения и показа способов выполнения всего упражнения с помощью вспомогательных средств, похвала, использование элементов игрового, соревновательного и других методов. При создании представления об упражнении у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ведущим методическим приемом следует считать показ. Это объясняется тем, что у них чувственная форма восприятия развита значительно лучше рациональной, осмысленной. Они хорошо копируют движения взрослых и своих сверстников. Объяснение, введенное сразу после показа, может разрушить еще нечеткий и неустойчивый образ упражнения. Поэтому краткие пояснения о способе выполнения упражнения даются во время его показа с помощью наглядных средств. После того, как в сознании гимнастов сложится достаточно отчетливое предварительное представление об изучаемом упражнении, переходят к его разучиванию. 6.3.2. Разучивание упражнения При разучивании упражнения уточняются полученные ранее представления о нем по возможно большему числу параметров техники движений, устанавливается самоконтроль за движениями, устраняются ошибки в технике исполнения, совершенствуется культура движений, происходит овладение основами техники упражнения. Методика обучения на этом этапе складывается в основном из методов целостного выполнения изучаемого упражнения с избирательным совершенствованием деталей техники. Уточнение представления об упражнении — очень сложный и трудоемкий процесс. Помочь ученикам здесь можно путем применения следующих методических приемов: а) отчет обучаемых о представлении об изучаемом упражнении, а также о тех представлениях, которые они получают в результате удачных и неудачных попыток, об испытываемых ими трудностях (недостаток силы, гибкости, координации движений и др.), внесение на основании этой информации необходимых поправок в методику обучения; б) организация обсуждения техники изучаемого упражнения хорошо и слабо усвоившими ее учениками путем сопоставления качества их представлений, знаний способов выполнения и умений теоретически обосновать их; в) ознакомление учеников с двигательными представлениями, сформировавшимися у самого педагога, в результате выполнения изучаемого упражнения; г) применение подводящих упражнений; д) оказание физической помощи, поддержки, психологический настрой учеников на активное выполнение упражнения; е) проводка по упражнению с фиксированием отдельных трудноусвояемых положений и последующим объяснением техники движений. Для уточнения представления об упражнении большое значение имеет взаимодействие в работе сенсорных систем: двигательной, зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной. В каж- 143 дом конкретном случае ведущую роль играет какая-либо одна из них. Только совершенно четкие представления об образе изучаемого упражнения в целом и его деталях, о своих собственных возможностях позволят гимнасту выполнить его вполне осознанно, уверенно, решительно и смело. Точность представлений об упражнении зависит от качества и количества информации, получаемой о нем от сенсорных систем. Для активизации их работы могут применяться следующие методические приемы: а) установка ориентиров для уточнения пространственных характеристик движений; б) подсказки момента, когда надо начинать то или иное движение, прилагать наибольшее мышечное усилие и др.; в) уточнение ритмического рисунка выполнения упражнения; г) активизация умственной деятельности занимающихся, направленной на анализ и обобщение своих ощущений при восприятии всей информации об упражнении. В первых попытках исполнения сложного упражнения трудно избежать неточных, ошибочных движений, и здесь большое значение имеет своевременное исправление допущенных неточностей. Для этого педагогу необходимо постоянно уточнять представления учеников об упражнении, их собственных возможностях выполнить его, научить осуществлять контроль и самоконтроль за своими действиями, своевременно вводить дополнительные объяснения техники движений. Ошибка — это действие, не позволившее достичь поставленной цели. Ее оценивают по следующим критериям: а) по степени выраженности, грубости для данного этапа обучения и стойкости; б) по связи с другими ошибочными действиями; в) по причине, обусловившей ошибочное действие. Причинами ошибки могут быть недопонимание техники исполнения упражнения, слаборазвитые способности, недисциплинированность, нерешительность и робость, отсутствие целеустремленности, недостаточная нравственная воспитанность. Нельзя допускать ошибочных действий — очень сложно устранить въевшуюся ошибку. Если все же ошибка закрепилась, то для ее устранения могут быть применены следующие методические приемы: а) на время прекратить выполнение упражнения, чтобы затормозить процесс образования ненужных условных связей; б) переучить упражнение в другую сторону; в) воспользоваться правилом от трудного к легкому; г) обучить надежной самостраховке; д) потребовать словесного отчета о проделанном упражнении (о правильных и ошибочных действиях, об испытываемых трудностях в координировании движений, в проявлении воли и др)-Часто в процессе такого устного изложения гимнаст лучше осмысливает технику движений, уточняет представление об упражнении в целом и его отдельных деталях. Рассказ ученика поможет педагогу подобрать наиболее эффективные методические приемы для уточнения представления об упражнении. Продолжительность этапа разучивания упражнения зависит от сложности его структуры, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся к овладению им, от типа их нервной системы (художественный, мыслительный, средний) и от методического мастерства педагога. Данный этап обычно заканчивается, когда обучаемые смогут самостоятельно и правильно выполнить разучиваемое гимнастическое упражнение, хотя при этом еще возможны отдельные неточности в выполнении некоторых деталей техники упражнения. 6.3.3. Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения После устранения ошибок, когда упражнение выполняется уже достаточно уверенно и точно, переходят к совершенствованию техники его исполнения. Учащихся приучают выполнять упражнение в меняющихся условиях занятий. В этом случае могут использоваться следующие методические приемы: а) изменение высоты снаряда, на котором выполняется изученное упражнение, перестановка его на другое место; б) соединение изученного элемента с другими или включение его в различные комбинации, выполнение их на тренировках в непривычных для занимающихся условиях; в) приглашение на тренировку опытных судей с целью оценки качества выполнения изученных упражнений и комбинаций, соревнование на лучшее исполнение упражнений или на количество раз; г) выполнение упражнений на фоне утомления, эмоционального возбуждения или угнетения и др.; д) искусственное удлинение комбинации за счет включения в нее 2—3 дополнительных элементов. Перечисленные выше методические приемы являются основными, они подтверждены практикой или вытекают из нее. Однако предоставляются большие возможности для творчества, изыскания новых, наиболее эффективных приемов обучения упражнениям, закрепления и совершенствования техники их исполнения. Эти возможности заложены в детальном анализе техники гимнастических упражнений, требований, которые они предъявляют к занимающимся, в совершенствовании методики изучения индивидуальных способностей гимнастов и своевременном развитии их в процессе занятий. Большие возможности открывается при изучении и воспитании личностных свойств гимнастов. Это почти не изученный вопрос, хотя именно личностные качества показывают, чем богат человек от природы, что в него вложено воспитанием, на что он способен в любом виде деятельности. 144 145 6.4. Практическая реализация принципов дидактики при обучении упражнениям Успешное обучение гимнастическим упражнениям требует соблюдения принципов дидактики, а также правил их практической реализации. Правила реализации принципа сознательности и активности. а) постановка задач перед уроком и при обучении каждому упражнению, связке, комбинации, при развитии двигательных или психических способностей у гимнастов, при проведении мероприятий, связанных с учебной и воспитательной работой педагога; б) систематический контроль за качеством исполнения упражнений, дисциплиной и активностью на занятиях, страховкой, помощью и др.; в) анализ качества исполнения упражнений занимающимися, своевременное обнаружение ошибочных действий и указание на причины и способы их устранения (нельзя только указывать на ошибку, надо находить способы ее упреждения или исправления); г) поощрение успехов, инициативы и активности занимающихся, порицание нерадивости, пассивности и др. Принцип наглядности реализуется путем: а) хорошего показа упражнения; б) демонстрации наглядных пособий, рисунков, схем, чертежей, кинокольцовок; в) применения различных ориентиров, ограничителей и других приспособлений; г) образного словесного объяснения с применением фигурки гимнаста и др. Принцип систематичности и последовательности реализуется постепенным усложнением изучаемых упражнений, повышением физической и психологической нагрузки на занимающихся в уроке, в системе уроков, в течение года и ряда лет. Принцип доступности реализуется: а) правильным выбором упражнений для изучения в соответствии со способностями учеников; б) применением подводящих и подготовительных упражнений, приспособлений и тренажерных устройств, облегчающих овладение учебным материалом; в) своевременным развитием способностей, необходимых для успешного овладения намечаемыми упражнениями и программным материалом в целом; г) надежной страховкой, своевременной и в меру оказанной помощью. Принцип воспитывающего обучения находит свое практическое выражение: а) в научности обучения; в применении индивидуального и личностного подхода к каждому ученику; б) в требованиях педагога точно и своевременно выполнять его команды, распоряжения, просьбы, сигналы; в) в самостоятельном выполнении упражнений, заданий педагога, в действиях в коллективе (игры, соревнования, трудовые процессы) и в подчинении своих интересов коллективным; г) в воспитании уважительного отношения к окружающим, особенно к старшим, товарищества в иг- pax, организации страховки и помощи, в достижении общих коллективных целей; д) в воспитании целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, решительности и смелости, выдержки и самообладания; е) в требованиях бережно относиться к оборудованию, спортивному инвентарю и другому государственному и общественному имуществу; ж) в привлечении учеников к посильным работам в зале, на площадке, к ремонту инвентаря и оборудования и др. Сформированные на уроках гимнастики навыки, привычки, манеры поведения, отношение к занятиям, дисциплинированность, организованность по так называемому механизму положительного переноса будут проявляться и в других видах деятельности, в иных обстоятельствах (в учебе, труде, общении в коллективе и в быту). В этом и состоит прикладной характер гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, большая социальная значимость труда педагога по физическому воспитанию. Длительные занятия гимнастикой оставляют специфический след на личности гимнаста. Этот след — отражение структуры его спортивной, учебно-тренировочной деятельности и системы воспитательных воздействий педагога, его физического и нравственного облика. В учебно-тренировочной работе с гимнастами дидактические принципы рекомендуется использовать не изолированно один от другого, а в определенной взаимосвязи, в виде сопряженных пар: принцип научности обучения — с принципом доступности; принцип систематичности в овладении знаниями, умениями, навыками—с принципом связи обучения с жизнью; принцип прочности знаний — с принципом свободы, гибкости в их практическом применении; принцип наглядности в обучении — с принципом развития абстрактного мышления и т.д. Необходимость в таком сопряжении принципов вызвана тем, что каждый из них в отдельности, в изолированности неизбежно порождает односторонность в обучении, а это противоречит широте педагогических целей, их обобщающему характеру. Органическое же сочетание принципов, их взаимное обогащение и при этом уточнение формы действия каждого обеспечивают такую организацию обучения, которая содействует формированию личности. Это относится и к принципам воспитания. А. С. Макаренко указывал, что воспитание на каждом шагу требует совмещенного в едином ключе решения разных, внешне противостоящих педагогических задач. Всем хорошо известен его принцип: как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему. Процесс обучения гимнастическим упражнениям, вся постанов-Ка учебно-тренировочной работы, взаимоотношения педагога с гимнастами должны носить воспитывающий характер. Только тогда, когда 146 147 обучение и воспитание выступают как сопряженные стороны целостного педагогического процесса, они способны решать как общие (оздоровительные, образовательные и воспитательные), так и специфические (в данном случае гимнастические) задачи. Такое требование естественно вытекает из природы самой человеческой личности как целостной системы внутренне сопряженных свойств (способностей). Из этого утверждения, очевидно, следует исходить при решении задачи разностороннего развития личности. Его нельзя представлять в виде рядоположенного наличия различных способностей, формируемых в каждом отдельном случае специальным обучением. Разностороннее развитие способностей предусматривает их диалектическое взаимодействие: компенсацию недостаточно развитых способностей за счет более развитых, изменение структуры способностей, необходимых для успешного овладения изучаемым упражнением, в зависимости от поставленной цели, задач, условий деятельности. Наряду с изложенными принципами обучения эффективными оказываются и такие, как: обучение на высоком уровне трудности; продвижение вперед быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения; равномерное развитие всех учащихся (сильных и слабых). 6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям Квалифицированное преподавание гимнастики возможно при условии твердого усвоения теоретических и методических основ обучения, воспитания и спортивной тренировки. Однако одних только этих знаний еще недостаточно, они должны быть доусво-ены, отработаны в процессе педагогической практики. К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я». Выбор того или иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места и условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности гимнастов, общих и частных задач обучения. При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения. Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба. С помощью этого метода и его приемов воздействие оказывается преимущественно на вторую сигнальную систему. В процессе постепенного овладения упражнениями занимающиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности. Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. В данном случае преимущественное воздействие оказывается на первую сигнальную систему. В активную работу вовлекается зрительный анализатор. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения. Поэтому чем точнее этот слепок соответствует технике идеально показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет с него копию). Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью, с практикой, что, в конечном итоге, приводит к технически правильному исполнению изучаемого упражнения. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу быстрее научить упражнению. Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения. При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям. Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог располагают эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям применяются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом. Этот метод имеет несколько разновидностей: а) самостоятельное выполнение изучаемого упражнения; б) выполнение упражнения 148 149 с направляющей помощью; в) замедленная или быстрая проводка; г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоновой ямой. С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение. Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения: а) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения); б) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях. При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: а) временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; б) проводка в изучаемой части или фазе упражнения; в) имитация движения; г) изменение исходных и конечных условий движения; д) освоение главного в технике исполнения упражнения. Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности. Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами: а) подводящими упражнениями; б) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; в) физической помощью; г) изменением условий обучения и др. При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто относится к художественному типу высшей нервной деятельности, более ценной будет информация, получаемая от показа упражнения, наглядных пособий, а для лиц мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому, ког- да на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бывает ведущим. Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила: а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями; б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий; в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему; г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста. Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения. Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности. Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия. Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой 150 151 ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям. При оказании помощи применяют следующие методические приемы: а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения; б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее. Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным. К ним относятся: а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.); б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.); в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.); г) обучающие устройства и тренажеры. Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации. Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям. Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта. Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика. Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся. Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия гимнастикой: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др. |