Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Источники по истории Крыма

  • § 2. Источники по истории Кавказа

  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров. М. Н. Тихомиров источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в


    Скачать 1.52 Mb.
    НазваниеМ. Н. Тихомиров источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в
    АнкорИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров.doc
    Дата17.03.2018
    Размер1.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ_тихомиров.doc
    ТипРеферат
    #16782
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    § 2. Сочинения второй половины XVIII в.

     

    Во второй половине XVIII в. появляются сочинения, связанные с вопросом об усилении крепостного гнета. В 1765 г. в придворных кругах образовалось «Патриотическое общество для поощрения в России земледелия и экономии». После утверждения устава общества, как уже упоминалось выше, Оно стало называться Вольным экономическим обществом приращения в России земледелия и домостроительства. В этом обществе рассматривались, главным образом, вопросы экономики сельского хозяйства в крепостной деревне. Вольное экономическое общество объявило конкурс на тему: «В чем состоит или состоять должно для первого распространения земледельчества — имение и наследие хлебопашца». В апреле 1768 г. было прислано 162 сочинения, в большинстве случаев теоретического характера. Почти все сочинения были написаны на иностранных языках (129 — на немецком, 21—на французском, 3 — на латинском и только 7 — на русском).

    Как ни осторожны были суждения авторов о крепостном хозяйстве и крепостном праве, тем не менее некоторые из конкурсных сочинений высказывались неодобрительно, о порядках, царивших в поместьях русских дворян. Такова была, например, работа Поленова. Автор ее

     

    [239]

     

    учился в Германий, в университетах Страсбурга и Геттингена. За свою работу он был награжден медалью в 12 червонцев. Но сочинение его не было напечатано, так как мысли Поленова найдены были «по здешнему состоянию неприличными». Поленов исправил свое сочинение, и, таким образом, возникли две редакции: одобренная и неодобренная.

    Поленов указывал, что крестьяне в России «в своем имении не вольны», между тем как необходимо, чтобы крестьянин был владельцем своей земли и имущества. Крестьянин - собственник лучше обрабатывает землю и платит налоги, а угнетенный крестьянин, наоборот, восстает. Поленов приводил несколько примеров крестьянских восстаний (восстание илотов в Греции, рабов в Италии, казацкие восстания на Украине). Поленов не стоял за отмену крепостного права, но он предлагал завести школы для крестьян и считал необходимым, чтобы крестьянин имел землю для скотоводства и хлебопашества в своем владении. Поленов предлагал точно определить сумму податей, идущих с крестьянства, установить сельские суды, позволять богатым крестьянам записываться в мещане и т. д.

     

    В основном ко второй половине XVIII в. относится политическая деятельность князя Михаила Михайловича Щербатова (1733—1790). В его лице мы встречаемся с убежденным идеологом реакционной части дворянства XVIII в. Взгляды Щербатова на значение дворянства в России проявились уже во время его деятельности в Комиссии по составлению нового Уложения (1767), в которую он был послан от ярославских дворян. В одном из своих сочинений он описывает порядки некоего «Офирского» государства, рисуя значение дворянства в управлении этим аллегорически надуманным государством. Щербатов оппозиционно настроен против Екатерины И.

    Наиболее интересно для историка сочинение Щербатова «О повреждении нравов в России». Смысл этой работы выясняется с первых же вступительных слов: «Взирая на прежнее состояние отечества моего с таковым оком, каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам, у коего страсти летами в ослабление пришли, а довольное испытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах, не могу я не удивиться, в коль краткое время повредились по - всюдно нравы в России». Щербатов вначале рисует состояние нравов до Петра I, когда якобы «почти всякой по состоянию своему без нужды мог своими доходами проживать и иметь все нужное, не простирая к лучшему своего желания, ибо лучше никто и не знал». Далее описывается «нужная, но, может быть, излишняя перемена Петром Великим». Эта вторая часть сочинения имеет особый интерес для историка, поскольку в ней даны характеристики наиболее известных деятелей XVIII в.

     

    Резко отзывается Щербатов о Екатерине II: «Дружба чистая никогда не вселялась в сердце ее, и она готова лучшего своего друга и слугу предать в угодность любовника своего. Не имеет она материнских чувств к сыну своему и обо всех за правило в себе имеет ласкать безмерно и уважать человека, пока в нем нужда состоит, а потом, по пословице своей, выжатый лимон кидать».

     

    Наиболее выдающимся политическим писателем второй половины XVIII в., оказавшим громадное влияние на последующие

     

    [240]

     

    поколения и в то же время бставившим правдивейшее и ярчайшее изображение крепостного права, был Александр Николаевич Радищев. Он родился в дворянской семье в Саратовской губернии в 1749 г., учился в Пажеском корпусе, а в 1766 г., в числе 12 молодых людей, послан был за границу, откуда вернулся в Петербург в 1771 г.

    Радищев рано стал заниматься литературой. Один из первых его очерков был напечатан в журнале «Живописец» в 1772 г., являясь как бы первым наброском знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». «Путешествие», написанное в 1790 г., было напечатано анонимно и в небольшом количестве экземпляров. Появление этой книги вызвало негодование придворных кругов и самой Екатерины II, тем более что «Путешествие» появилось в годы французской революции, к известиям о которой с большой тревогой прислушивался петербургский двор. Екатерина II сама прочла «Путешествие» и написала свои замечания на полях. Об авторе она выразилась так: «он — бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован. Следствие по его делу вел знаменитый Шешковский. Дело перешло на суд уголовной палаты, которая 24 июля 1790 г. вынесла Радищеву смертный приговор. Екатерина II заменила смертную казнь ссылкой на 10 лет в Сибирь, в Илимский острог. Когда при Павле I происходил возврат ссыльных, Радищев также был возвращен и поселился в Калужской губернии, где находился под надзором полиции. Только при следующем императоре Радищев получил право въезда в столицу, причем был привлечен к работе в комиссии по составлению законов. Эта работа оказалась для него роковой. Предполагают, что он составил проект «всемилостивейшей грамоты российскому народу», который навлек на него новые преследования. 12 сентября 1802 г. Радищев кончил жизнь самоубийством.

    Из всех работ Радищева наибольшее значение имеет «Путешествие из Петербурга в Москву». К книге взят эпиграф из того места «Телемахиды» (поэмы Третьяковского), где описываются мучения порочных людей в загробном мире: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй». Под чудищем Радищев понимал крепостной строй России XVIII в.

     

    «Путешествие» написано в виде путевых очерков, но рассказ о путешествии является только рамкой для сочинения, направленного против крепостного гнета. Книга разделена на главы, носящие названия почтовых станций («София», «Тосна», «Любань», «Чудова», «Спасская Полесть», «Подберезье», «Новгород», «Бронницы», «Зайцево», «Крестьцы», «Яжел - бицы», «Валдай», «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочек», «Выдропуск», «Торжок», «Медное», «Тверь», «Городна», «Завидово», «Клин», «Черная Грязь»).

     

    Книга Радищева дает ценнейший исторический материал о положении владельческих крестьян в XVIII в.

    В сочинениях Радищева ясно чувствуется идейное влияние буржуазной французской революции. В главе «Тверь» Радищев помещает известную оду «Вольность», которая в книге

     

    [241]

     

    дана, впрочем, в выдержках, хотя известна и в полной редакции.

    Большой исторический интерес имеют и другие сочинедия Радищева, в том числе «Житие Федора Васильевича Ушакова», в котором описывается заграничное путешествие Радищева. Произведения Радищева являются для конца XVIII в. историческими источниками важнейшего политического значения. В. И. Ленин в 1915 г. дал такую оценку деятельности Радищева в статье «О национальной гордости великороссов»: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной "гордости? Конечно, нет. Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9 /10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти - насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров - разночинцев 70 - х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика» (Соч., т. XVIII, стр. 81).

    Несомненно публицистический характер имеют и некоторые статьи в сатирических журналах второй половины XVIII в., издававшихся Николаем Ивановичем Новиковым (1744— 1818). В 1769—1770 гг. выходил его журнал «Трутень». Позже Новиков пытался издавать журнал «Пустомеля», выпустив два номера; в 1772—1773 гг. выходил журнал «Живописец» и в 1774 г. — «Кошелек». Издательская деятельность Новикова, как и вся его деятельность, вызывала постоянные подозрения правительственных кругов. В 1773—1775 гг. он напечатал десять томов «Древней Российской Вивлиофики», впервые опубликовав в ней многие исторические памятники. В 1779 г. Новиков взял в аренду типографию Московского университета и вновь начал издавать журналы: «Московское ежемесячное издание» (1781), «Вечерняя заря» (1782), «Покоящийся трудолюбец» (1784—1785). В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда вышел только после смерти Екатерины II.

    В сатирических журналах Новикова находим ряд статей, направленных против крепостного права.

     

    До последней четверти XVIII в. Крым, а Кавказ и Средняя Азия в некоторых своих частях даже до второй половины XIX в. не входили в состав России. Поэтому источники по истории этих стран за XVI—XVIII вв. удобнее рассмотреть в особом разделе.

     

    [242]

     

    ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ XX.

     

    Завещание отеческое, сочинение И. Т. Посошкова. Новое издание, д0. полненное вновь открытою второю половиною завещания, под ред. Е.М. Прилежаева, Спб. 1893. - Я. Т. Посошков, Книга о скудости и богатстве. Редакция, вступительные статьи и примечания Б. Б. Кафенгауз, М 1937 —Павлов - Сильванский, Проекты реформ в записках современников Петра Великого (изданы проекты Салтыкова, Курбатова, Зотова и др.) Спб 1897— В. И. Семевскии, Крестьянский вопрос в XVIII и в первой половине XIX в. в России, т. I, Спб. 1885.— Сочинения кн. М. М. Щербатова, т. 1—II, Спб. 1898. —Д. Н. Радищева, Полное собрание сочинений, т. I, изд. Академии наук СССР, М.—Л., 1938. — В. П. Семенников, Русские сатирические журналы.

     

    [243]

     

    РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

     

    ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КРЫМА, КАВКАЗА

    И СРЕДНЕЙ АЗИИ В XVI—XVIII вв.

     

    ГЛАВА XXI

     

    § 1. Источники по истории Крыма

     

    Источники по истории Крыма в XVI—XVIII вв. довольно разнообразны. Ряд сочинений турецких историков говорит о событиях в Крыму в связи с историей Турции. Наиболее значительные из их трудов относятся к указанному времени.

    Особенно крупное значение имеет сочинение Сейида-Мухаммед-Риза «Семь планет в известиях о царях татарских». Риза жил в Константинополе. Он считался «потомком пророка», т. е. принадлежал к знатным лицам мусульманского общества и был, повидимому, крымским татарином, хотя и писал по-турецки. «Семь планет» начинаются с рассказа о крымском хане Менгли Гирее и доведены до середины XVIII в. Во второй половине XVIII в. сочинение Риза было сокращено, и на его основе возникла «Краткая история Крымского ханства», также написанная на турецком языке. Некоторые дополнения, сделанные в ней к известиям, помещенным у Риза, придают ей значение самостоятельного источника.

    В начале XVIII в. написал свои заметки о крымской истории Мухаммед Гирей (племянник Саадет Гирей-хана), весьма ценные как источник по истории Крыма (за 1683—1703 гг.). В XVIII в. было написано и сочинение Фундуклулу, охватывающее промежуток времени с 1655 по 1720 г. Фундуклулу служил при дворе турецких султанов. Он рассказывает о походе русских на Крым в 1689 г. и многих других событиях.

    Документы архива крымских ханов сохранились только в небольшом количестве. Известны так называемые казы-эскерские дефтери, являющиеся остатками ханского архива (до 100 дефтерей) и представляющие собой копии официальных документов (решения по судебным процессам, духовные завещания, подворные переписи и т. д.).

    Сохранилось и некоторое количество ярлыков крымских ханов XVI—XVIII вв. Ярлыки (или грамоты) крымских ханов

     

    [244]

     

    преимущественно являются грамотами иммунитетного характера, заключая в себе данные о привилегиях, какие получал тот или иной землевладелец. Ярлыки позволяют судить и о положении населения, жившего на владельческих землях. В них указываются права населения и повинности, которыми оно было обложено или от которого было освобождено. Ярлыки караимов большей частью относятся к крепости Чуфут-Кале в окрестностях Бахчисарая, являвшейся центром караимских поселений.

    Для истории Крыма крупное значение имеют дела московского Посольского приказа за XVI—XVII вв. Крымские посольские дела начали составляться в конце XV в. В них вносились записи документов как получаемых в приказе, так и отправляемых из него. Крымские дела вводят нас в круг взаимоотношений Московского государства и Крыма с Казанью, Ногайской Ордой, Астраханью, Сибирским царством, великим княжеством Литовским. В посольские книги включены, в переводе на русский язык, ярлыки крымских ханов. Таким образом, в русских переводах крымских ярлыков, по существу, сохранились архивные документы крымских ханов и их дипломатической деятельности. Переводы с татарского языка на русский сделаны не всегда точно и сохраняют некоторую неясность языка, зависевшую от того, что переводчики старались переводить как можно ближе не к смыслу, а к словарю грамоты. Тем не менее они дают представление о содержании крымских грамот.

     

    Как пример подобного перевода приведем «ответ царев Менгли Гиреев» Ивану III, относящийся к сентябрю 1486 г. «А что ми еси говорил о Литовской войне, ино ныне мя дело зашло, того ми делати нельзя; а на то есми дело готов, а на зиме сам сяду на конь, а Орды ся уже не блюду. А что ми еси говорил о том; пойдут на великого князя, и мне бы сести на конь, а итти на Орду. И пойдут на великого князя цари, и яз на то дело готов, сам сяду на конь, а на Орду иду, или брага своего отпущу со всеми своими людьми. А пойдут цари на меня, и князь бы велики отпустил на царей брата моего Мердовлата царя со всеми с его людьми».

     

    В посольских книгах имеются указания не только на политические события, но и на торгово-экономические сношения с другими странами. На эту сторону уже со времени Ивана III обращалось большое внимание. Известна переписка между Иваном III и ханом Менгли Гиреем об обидах, чинимых русским торговым людям в городе Кафе (современной Феодосии).

     

    § 2. Источники по истории Кавказа

     

    На первом месте по значению стоят грузинские источники. Феодальная раздробленность Грузии в XVI—XVII вв: наложила отпечаток на характер грузинских исторических трудов этого времени. Источники связаны с отдельными грузинскими царствами.

    В копии половины XVIII в. сохранился отрывок хроники за 1476—1620 гг., в котором довольно подробно описываются

     

    [245]

     

    войны Турции и Персии за обладание Кавказом и феодальные войны в самой Грузии в XVI в.

    История отдельных царств Грузии, составляющая продолжение хроники «Картлис-Цховреба», была собрана грузинским царевичем Вахушти (ум. в 1772 г.), который с 1724 г. жил в России (в Москве) и занимался составлением ученых трудов. История Вахушти состоит из нескольких книг, посвященных истории Грузии с 1469 по 1744 г. В распоряжении Вахушти находились многие древние грузинские рукописи, в том числе имеретинский судебник. Вахушти дает материал уже в обработке XVIII в., но на основании древних источников.

     

    Повидимому, в начале XVIII в. была составлена Хроника, приписываемая Чхеидзе, автор которой пишет, что он «будет рассказывать все, что знал, а порой даже то, чему он был очевидцем». Особый интерес эта Хроника представляет для истории Грузии. Хроника впоследствии была продолжена по 1758 г. Папуна Орбелиани, который говорит, что решил продолжать историю Чхеидзе, «чтобы передать нашим потомкам воспоминания о таких обстоятельствах, когда Грузия была подвергнута стольким несчастиям, быстрым сменам государей и правителей нашей страны, этим ужасный и жестоким действиям, которым я сам был очевидцем или о которых мне рассказали люди, достойные веры». Обе указанные истории рисуют нам картину разорения Закавказья турецкими и персидскими войсками.

     

    Ценнейшим источником по истории Грузии является Грузинская география Вахушти, которую он окончил составлением в 1745 г. В начале географии помещена глава «О нравах и обычаях грузин», затем следуют описания Картлии (Карталинии), Кахетии, Имеретии и других частей Грузии, а также Осетии. К географии приложено 6 карт (по 10 верст в дюйме) с нанесением на них рек и важнейших населенных пунктов и списки деревень Картлии и Кахетии. Карты Вахушти составлены без геодезических съемок, но отличаются значительной точностью. Сама же география имеет исключительно важное значение для истории Грузии XVIII в.

     

    Грузинская литература XVI—XVIII вв. весьма значительна и разнообразна. Ценны для историка описания путешествий. Своеобразным памятником является так называемое «завещание» Иессея Осешвили, написанное им в форме Дневника в XVIII в.Осешвили занимался приобретением земельных имуществ. Он умоляет своих детей сохранить его имение в целости, хотя из шести сыновей считает способным к хозяйству лишь одного. Завещание Осешвили рисует нам земельные порядки в Грузии XVIII в., закрепощение крестьян, эксплоатацию крепостных, спасающихся бегством от жестокости помещиков, и т. д.

     

    К истории рассматриваемого периода относится значительное количество грузинских грамот, в которых, по выражению Броссе, «находится теперь настоящая история Грузии». К сожалению, большая часть документов еще не переведена на русский язык. Грузинские акты дают ценнейший материал по экономической и социальной истории Грузии XVI—XVII вв., в особенности по истории крестьянства и его положения. В грамоте, относящейся к 1583 г., указываются иммунитетные права собора в Мцхети («какие там ни есть крестьяне... пре-

     

    [246]

     

    доставьте их собственным делоправителям, чтобы служили церкви, и ничего с них не требуйте следующего нам»),

    В так называемом Бичвинтском акте, окончательно составленном в конце XVII в., находим перечисление пеней за различные преступления, в том числе «за вырубку виноградника, принадлежащего церкви», «за ловлю рыбы» без ведома церковных властей и т. д.

    В начале XVIII в. был составлен сборник царских постановлений и распоряжений по земельным вопросам, включивший в свой состав и постановления предшествующих грузинских царей. В нем особенно важны сведения о положении крестьян в царских имениях.

    От XVII—XVIII вв. сохранились переписи отдельных частей Грузии. Перепись «района передовой армии» в 1721 г. «имела целью переписать только то население и владение, на которые были возложены царские подати и повинности. Поэтому из этой переписи исключены все слабые и несостоятельные, количество коих, по тогдашнему состоянию, должно было быть довольно значительным» (Лордкипанидзе).

    В начале XVIII в. царь Вахтанг VI, прозванный Законодателем, приказал составить сборник грузинских законов. Источниками законов Вахтанга были сборники грузинских правовых норм. Законы Вахтанга основывались на более ранних юридических памятниках.

    В XVII в. написал свою «Армянскую историю» вардапет (доктор богословия) Аракел из Тавриза. История охватывает события за 1605—1662 гг. Она была написана по просьбе армянского патриарха. Автор лично побывал на местах описываемых событий и собирал сведения от очевидцев. Аракел говорит о могуществе турок, которые захватили почти весь Кавказ. Турецкие паши сидели в Еревани, Гандже, Шемахе и Дербенте; Грузия платила в это время дань турецкому султану. Правление турок, по словам Аракела, было невыносимым не только для христиан, но и для мусульман. История Аракела содержит сведения об эксплоатации Турцией народов Закавказья и о войне Турции с Ираном, в результате которой Грузия была опустошена иранскими войсками.

    Известны и другие армянские исторические сочинения этого периода. Таковы хроники Захария Дьякона (описал события XVII в.) и Авраама Критского. История Закавказья в XVI—XVIII вв. нашла свое отражение и в трудах турецких и персидских историков этих веков.

    Турецкий историк Абдул-Азис-эффенди составил историю завоеваний Еревани. Для истории СССР любопытно также сочинение Евлиа-эффенди в четырех частях («История путешественника»), описавшего провинции Оттоманской империи в XVII в.

    Ценный материал по истории Кавказа в XVI—-XVIII вв. имеется в русских архивах. Сношения России с Кавказом нача-

     

    [247]

     

    лись уже с XVI в. и особенно усилились в XVII—XVIII вв. Статейные списки Посольского приказа XVII в. важны не только для истории торговли Московского государства, но и для истории Кавказа. В них описаны подробные пути из Москвы в другие страны и даются сведения о государствах, с которыми Москва поддерживала сношения. Кроме того, посольские книги содержат отчеты о посольствах в Московское государство из Грузии и других стран Кавказа. Так, посольства из Грузии ходили в Москву в 1608, 1624 и 1635 гг. В 1636 г. в посольских книгах записано о посольстве в Москву из Дидянской (Мингрельской) земли. В статейном списке о посольстве 1650 г. в Грузию описан город Кутаиси: «город каменной, стоит на реке Реоне на берегу под горами на ровном месте».

    В состав грузинских дел, относящихся к московскому посольству в Грузию в 1649—1652 гг., входят, например, следующие документы: переводы писем (написанных по-гречески) кахетинского царя Теймураза I и имеретинского Александра III к царю Алексею Михайловичу, записи о приеме кахетинских и имеретинских послов в Посольском приказе, наказы московским послам в Имеретию, крестоцеловальная запись имеретинского царя Александра III в 1651 г., отписки московских послов к царю, прибытие в Москву имеретинского посольства, отчет в денежных расходах московского посольства в Имеретию. Наиболее важны и ценны статейные списки посольства Никифора Толочанова в. Имеретию. Еще полнее в русских источниках представлена история Кавказа в XVIII в.

     

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта