УЧЕБНИК. ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времён до наших дней). М. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Скачать 3.72 Mb.
|
Глава 21. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и об- щественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных револю- ций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социаль- но-политический строй. Причины подъема общественного движения. Основная причина - растущее понимание всем обществом отставания России от более пере- довых западно-европейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интелли- генции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость кардинальных перемен. Поэтому идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы при- способления социально-политической системы России к требованиям времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западно- европейской, имела своеобразные черты. В то время как в Западной Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного общества, в России создавались теории или ломки самодержавно- крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консер- вации. На развитие общественного движения большое влияние оказывали народные волнения. О недовольстве свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян (Поволжье, Ук- раина, Польша, Армения, Азербайджан, Грузия); городской бедноты (Петербург, Тамбов); работных людей (Урал и Владимирская губерния); солдат и матросов (Петербург и Севастополь); военных поселян (Новгородская и Херсонская губернии, Чугуево на Слободской Украи- не). В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массово- го размаха, характерного для XVII-XVIII вв. Однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правитель- ство усиливать репрессии и искать идеологическое обоснование суще- ствовавшего в России социально-политического строя. Общественное движение развивалось на фоне подъема национально- го самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в ми- ровой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне. 2+1 Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловли* валось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои привилегии, спасти крепостнические отношения и самодержавный строй, а с другой - непрекращающимися народными волнениями и стремлением части общества выступить защитником народа. Этот про- цесс не смогла затормозить охранительная политика правительства. В первой четверти XIX в. в России не сложились еще идейно и ор- ганизационно оформленные общественно-политические направления. Сторонники разных политических концепций часто действовали в рам- ках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны. Однако представители радикального направления оказались более активными. Они первыми выступили с программой преобразова- ния экономического и социально-политического строя России. Пытаясь осуществить ее, они подняли восстание против самодержавия и крепо- стничества. ДЕКАБРИСТЫ Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и между- народными событиями первой четверти XIX в. Причины и характер движения. Главная причина - понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребыва- ние русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы назы- вали себя "детьми 12-го года". Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского кре- стьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они нахо- дили в произведениях французских просветителей, которые высказыва- лись против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских револю- ционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие госу- дарственные и общественные деятели уже в XVIII - начале XIX в. вы- ступали с осуждением крепостного права. Формированию революционного мировоззрения у части русских дво- рян способствовала и международная обстановка. По образному выра- жению П.И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял "везде умы клокотать". 242 "Что ни почта, то революция", - говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпа- дали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с обще- европейскими революционными процессами. Они имели объективно буржуазный характер. Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, спо- собной бороться за свои интересы и за демократические преобразова- ния. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходи- мости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключи- тельно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен - в ос- новном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса. Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, ли- берально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок "Чока" из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тай- ные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами. В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована "Священ- ная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали актив- ных действий, но имели большое значение, так как в них формирова- лись идеи и взгляды будущих руководителей движения. Первые политические организации. В феврале 1816 г. после воз- вращения большей части русской армии из Европы в Петербурге воз- никло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения". С февраля 1817 г. оно было названо "Общество истинных и верных сынов Отечества". Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубец- кой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др. "Союз спасения" — первая русская политическая организация, имев- шая революционную программу и устав - "Статут". В нем были зало- жены две основные идеи переустройства российского общества - лнк- 243 видадия крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие - как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, кото- рая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие спо- ры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо выска- зывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монар- хию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г. В январе 1818 г. был создан "Союз благоденствия" — довольно круп- ная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по- прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было мно- го молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителя- ми стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкнн, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа - общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший исполнительной вла- стью. Местные организации "Союза благоденствия" появились в Петер- бурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде. Программам устав союза назывались "Зеленая книга" (по цвету пе- реплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с ле- гальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционно- го правления и, главное, об осуществлении этих требований насильст- венными средствами, была известна особо посвященным. Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литера- турные альманахи. Члены общества действовали и личным примером - отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпус- кали на волю наиболее одаренных крестьян. Члены организации (в основном, в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революцион- ного переворота. Одни настаивали на конституционной монархии, другие - на республиканской форме правления. К 1820 г. стали преоб- ладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопро- сов - когда и как производить переворот — выявило большие разногла- 244 сия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испа- нии и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более ради- кальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого. В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске "Союза благоденствия". Предприни- мая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от пре- дателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созда- нием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению. В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республи- канец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учреди- телями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его при- знанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубец- кой, М.С. Лунин. Оба общества "не иначе мыслили, как действовать вместе". Это были крупные для того времени политические организа- ции, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами. Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проекта- ми стали "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пес- теля. "Конституция" отражала взгляды умеренной части декабристов, "Русская правда" - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию - полити- ческую систему, в которой исполнительная власть принадлежала импе- ратору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть - парламенту ("Народное вече"). Избиратель- ное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения. П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский госу- дарственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной - "Державная дума" в со- ставе пяти человек. Ежегодно один из членов "Державной думы" стано- вился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с 245 президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрес- сивных политических проектов государственного устройства того вре- мени. В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы де- кабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю непри- косновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно не- достаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства. По мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковыва- лась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их "пропитания". Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следова- тельно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев. Оба проекта касались и других сторон социально-политической сис- темы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских, свобод, отмену сословных привилегий, значительное об- легчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федератив- ное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель на- стаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы долж- ны были слиться в единый. Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руко- водителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло "Общество соединенных славян", образовав особую Славян- скую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитиче- ские события заставили их ускорить свое выступление. Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Се- верного общества решили, что смена императоров создала благопри- ятный момент для выступления. Они разработали план восстания и назначили его на 14 декабря — день принятия Сенатом присяги Нико- лаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый про- граммный документ - "Манифест к русскому народу" - и вместо при- сяги императору провозгласить переход к конституционному правле- нию. 246 В "Манифесте" были сформулированы основные требования декаб- ристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внима- ния было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных посе- лений. В "Манифесте" заявлялось об установлении временного револю- ционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего по- литического устройства страны. Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сена- торов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизо- на - около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабрис- тами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Вы- яснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить "Манифест" было некому. С.П. Тру- бецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Вос- ставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и ре- шительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им. Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, ос- тавшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли вос- стание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на пора- жение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными вой- сками и расстрелян картечью. Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, при- влекли 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек - П.И. Пестель, ^ К.ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Ка- ховский - были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в 247 Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоми- нать о восстании. Причины поражения и значение выступления декабристов. Став- ка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятель- ности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восста- ния - основные причины поражения декабристов. Однако их выступление стало значительным событием в русской ис- тории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практиче- ская попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальней- шее развитие общественной мысли. КОНСЕРВАТОРЫ, ЛИБЕРАЛЫ И РАДИКАЛЫ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной поли- тики правительства не привели к спаду общественного движения. На- против, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), лите- ратурные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыду- щего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищав- ших существовавший в России строй. Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле прису- щей России формы политической власти своими корнями уходит в пе- риод укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенст- вовалась в течение XVin-XDC вв., приспосабливаясь к новым общест- венно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея 248 приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсо- лютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости со- хранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консер- вативную общественную мысль. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, на- родность. В этой теории преломились просветительские идеи о едине- нии, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противопо- ложных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в при- знании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для парода и го- сударства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христиан- ству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепле- ния самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гре- чем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропаган- дировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвеще- ния и образования. Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего "Фило- софические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Запад- ной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православ- ных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит ду- ховную свободу всех народов. Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский над- зор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагоги- ческой деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вы- 249 звали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных тече- ния - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов бы- ли писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами за- падников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Гранов- ский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И. Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло же- лание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европей- ских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социаль- но-политический строй, установить конституционную монархию, смяг- чить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести не- обходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славяно- филов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную са- мобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они на- стаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доно- сили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основопола- гающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от За- падной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низ- копоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модерни- зации социально-политического строя России. Их критика крепостниче- ских порядков и призыв к изменению внутренней политики также спо- собствовали развитию общественно-политической мысли. 250 Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении. Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой поло- вине 30-х годов характерной организационной формой антиправительст- венного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Моск- ве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился по- лицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабри- стов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодо- леть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую извест- ность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачиты- валась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за сво- бодолюбивую поэму "Сашка" был исключен из университета и отдан в солдаты. Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских. Его члены в день коронации Ни- колая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью кото- рых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правле- нию. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты. Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в ос- новном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Бе- линского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены кото- рых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образова- лось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, чле- ны организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они высту- пали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской дея- тельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Мо- скве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изме- нение политического положения в России. Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передо- вых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля "все разумное действительно, все действи- тельное разумно" и на этой основе пытались примириться с "гнусной", по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью. 251 В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметался новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других. Литературный критик В.Г. Белинский, раскрывая идейное содержа- ние рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди". В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его "Письмо к Гоголю", в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белин- ский писал: "России нужны не проповеди, а пробуждение чувства чело- веческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека". Разошедшееся в сотнях списков "Письмо" имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов. Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах вы- разилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писа- тели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков- Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). М.В. Петрашевский на паях создал со своими друзьями первую кол- лективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петер- буржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения про- блем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои соб- рания - известные в Петербурге "пятницы". Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшего большое влияние на формиро- вание их мировоззрения. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное пра- во. В республике они видели идеал политического устройства и наме- чали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", пред- лагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем на- делом земли, который они обрабатывали,- Радикальная часть петрашев- 252 цев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала. Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифи- цировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участ- ники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 че- ловека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе "Идиот".) Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распро- странению в России социалистических идей. А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с "гнусными и злоумышленными" выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен зани- мался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. По- няв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Гер- цен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал "Вольную рус- скую типографию" (1853 г.), выпустил 8 книг сборника "Полярная звез- да", на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П. Огаревым издание первой бес- цензурной газеты "Колокол" (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей. В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, призна- вал единство исторического развития России и Западной Европы. Одна- ко близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что историче- ский опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он за- нялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал обществен- ного развития А.И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский кре- стьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общест- венной собственности на землю и ее периодическим переделам. В кре- стьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку сопиалистическо- го строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне го- 253 тов к социализму и что в России нет социальной основы для развития • капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Гер- ценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народ- ной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в. В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутреннего освобождения". Одни - молчали, напуганные правитель- ственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодер- жавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Ос- новные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века. |