УЧЕБНИК. ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времён до наших дней). М. В. Ломоносова исторический факультет а. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина История России с древнейших времен до наших дней учебник
Скачать 3.72 Mb.
|
Глава 22. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее "золотым веком". Если в эконо- мическом и социально-политическом развитии Россия отставала от пе- редовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в гра- мотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процес- сы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выражен- ный национальный характер. Существенное влияние на литературу, те- атр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Алек- сандра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало ши- рокому народному образованию. Крепостничество не давало возможно- сти пользоваться высокими культурными достижениями всему населе- нию. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции. Просвещение и образование. Уровень образованности общества яв- ляется одним из показателей культурного состояния страны. В конце XVIII - первой половине XIX в. в России законодательно оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных кресть- ян. Лишь единицы имели возможность получить начатки грамотности у приходского дьячка. Для государственных крестьян были созданы (особенно после проведения реформы ПД.Киселева) приходские учи- лища с программой обучения, рассчитанной на один год. В городах дети недворянского происхождения учились в уездных училищах, дети дво- рян - в гимназиях. Кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и др. Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царско- сельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала 255 университетской. В лицее получили образование литераторы А.С. Пуш- кин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков- Щедрин; дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гире; министр народного просвещения Д.А. Толстой; публицист Н.Я. Данилевский и др. Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, сло- весности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине XIX в. в России не было системы женского об- разования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институ- тов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного ин- ститута благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обу- чения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер- офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образова- ние. В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие госу- дарственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя'бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. "Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не по- сягнул тогда на послабление их власти". Под строгим правительствен- ным контролем находились все программы образовательных учрежде- ний. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принци- пами, воспитывавшими монархические чувства. Однако даже в этих сложных условиях высшее образование про- должало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консерва- тивной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по мало- имущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия. Технологический, Строи- тельный и Межевой институты. Высшее училище правоведения. Лаза- ревский институт восточных языков и др. 256 Университеты и институты стали основными центрами, пропаганди- ровавшими современные научные достижения и формировавшими на- циональное самосознание. Большой популярностью пользовались пуб- личные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным нау- кам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории про- фессора Т.Н. Грановского. Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недво- рянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся рус- ской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист и историк Н.А. Полевой, литературный критик и академик Петербургской акаде- мии наук А.В. Никитенко, многие другие известные в будущем ученые. Наука. В отличие от XVDI в., для которого был характерен энцик- лопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М.Г.Павлова, медика И.Е. Дядьков- ского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Мо- сковского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Ло- бачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы ХЗХ в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсервато- рию возглавил астроном В.Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути. В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригиналь- ных физических приборов и положил начало практическому примене- яию электричества. ПЛ. Шиллинг создал первый записывающий элек- тромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой «История России. 257 •rare. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина — ор- ганического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в тек- стильной промышленности. П.П. Аносов раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали. Н.И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял анти- септические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Фи- ломафнтский разработал методику использования микроскопа для ис- следования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым метод внут- ривенного наркоза. Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геопо- литические интересы требовали активного исследования не только при- легающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803- 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских остро- вов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические ма- териалы об этих территориях. В 1819-1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинс- гаузеном и М.ПЛазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая ;16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф.П. Литке изучал Се- верный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г.И. Невельский от- крыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ранее. О.Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно разви- вались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опуб- ликовано "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерус- ской литературы XII в. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались пер- вые археологические раскопки на территории России. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Рос- сийского" Н.М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) по- 258 рицали его. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и иронич- ной эпиграммой: "В его "Истории" изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья - И прелести кнута". Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, истори- ческие романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника. Для следующих поколений историков (К.Д. Кавелин, Н.А. Полевой, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по- новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специ- фику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, историче- ские наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х го- дов начал свои исследования корифей русской исторической науки С.М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50- 70-х годах XIX в. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времен" и множество других работ по разным проблемам отечественной истории. Важной задачей в процессе становления национальной культуры бы- ла разработка правил и норм русского литературного и разговорно- го языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дво- ряне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низ- копоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Боль- шое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества лю- бителей российской словесности. Разработка основ русского лите- ратурного языка окончательно осуществилась в творчестве писате- лей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и ДР. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамма- тику". 9. 259 Просветительская деятельность. Распространению знаний способст- вовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы. Общество истории и древ- ностей российских, упомянутое выше Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования. Особое значение для просвещения народа играло издание книг. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30- 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно, прежде всего, связано с именем А.Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем- просветителем. В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостей" поя- вились многие частные газеты ("Северная пчела", "Литературная газета" и др.). Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н.М. Карамзиным. Материалы патрио- тического содержания публиковались в журнале "Сын отечества". Ог- ромной популярностью в 30—50-е годы пользовались литературно- художественные журналы "Современник" и "Отечественные записки", в которых сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен и другие прогрес- сивные общественные деятели. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей. В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные му- зеи, ставшие местом хранения вещественных памятников, представляв- ших историческую, культурную и художественную ценность. Примеча- тельно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в про- винциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н.П.Румянцевым и передано после его смерти государ- ству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило осно- вой Румянпевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа. 260 Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйствен- ные выставки. Литература. Именно расцвет литературы позволил определить пер- вую половину XIX в. как "золотой век" русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общест- венно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее раз- витие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирова- ния общественного сознания. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализ- му. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г.РДержавин. Главным представителем русского сенти- ментализма был писатель и историк Н-М.Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.). Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические со- бытия войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А. Жу- ковского проявился "салонный" романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декаб- ристы (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических поряд- ков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм ока- зал заметное влияние на раннее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лер- монтова. Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утвер- ждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин. После создания романа "Евгений Онегин" этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности яо всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа. 261 Большое значение для развития литературы имела деятельность "толстых" литературных журналов "Современник" и "Отечественные записки". Основателем "Современника" был А.С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н.А. Некрасов и В.Г. Белинский. В 40-е годы XIX в: "Отечественные записки" сплачивали вокруг себя наиболее талантли- вых писателей того времени - И.С. Тургенева, А.В. Кольцова, Н.А. Не- красова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами ли- тературных объединений, и выразителями разных общественно- политических взглядов. В них отражалась не только литературная по- лемика, но и идейная борьба. Развитие литературы происходило в сложных социально- политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры, В 1826 г. цензур- ный устав, названный современниками "чугунным", сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. "История нашей литературы, по словам А.И. Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги". А.И. Полежа- ев и Т.Г. Шевченко были отданы в солдаты. А.И. Герцен и Н.П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А. Бестужев-Марлинс- кий убит во время Кавказской войны. Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь всту- пила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежне- му широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Алек- сандрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Моск- ве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая по- стоянно вмешивалось в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями. Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические коме- дии Д.И. Фонвизина и И.А. Крылова. В 30-40-е годы XIX в. под влия- нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утвер- 262 ждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жиз- ни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор". Талантливые артисты - В.А. Каратыгин, П.С. Мочалов, Е.С. Семе- нова и другие — закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор") прославился М.С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александрийском театре реалистические образы Хлеста- кова в "Ревизоре" и Митрофанушки в "Недоросле" создал А.Е. Марты- нов. Балет. Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влияни- ем отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты "чистей- шего классицизма". Им на смену приходили сентиментальные мелодра- мы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан оте- чественной литературой ("Руслан и Людмила", "Бахчисарайский фон- тан", "Кавказский пленник" А.С. Пушкина). В либретто балетов ис- пользовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран. Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш-Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцеваль- ного искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блиста- ли А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина и др. Музыка. В первой половине XIX в. открылась новая страница в ис- тории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стреми- лись к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития нацио- нальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман- тизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев). Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И.Глинка. В его творчестве искусно переплетались клас- сические каноны европейской музыкальной культуры с русскими на- родными мелодиями. Оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Куколь- ника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки. 263 Реалист и новатор А.С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал прие- мы и Средства музыкальной выразительности в операх "Русалка" и "Каменный гость". Крупным представителем романтического направле- ния в музыке был композитор А.Н. Верстовский (опера "Аскольдова могила"). Живопись и скульптура. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально при- знанным методом был классицизм. Академия художеств стала консерва- тивным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам класси- цизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к порт- ретному жанру. Ярким представителем романтизма в живописи был О.А. Кипрен- ский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. Реалистическую манеру отражали произведения В.А. Тропинина. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает умуд- ренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа ("Кружев- ница", "Портрет сына" и др.). Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу". В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сю- жет. Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов. Он посвятил свои картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" изображению крестьян. Его традиции продолжил П.А. Федотов. Его полотна реали- стичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торга- шескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майо- ра", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. На рубеже XVID-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И.П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. По- жарскому на Краевой площади. По проекту А.А. Монферрана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловскому принадлежат памятники М.И. Кутузову и 264 М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П.К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Ни- колая I. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и меда- лей, посвященных Отечественной войне 1812 г. Архитектура и градостроительство. Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Харак- терная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А.Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростраль- ные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А.А. Монферрана был создан Исаакиевскнй со- бор - самое высокое здание России того времени. К.И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александрийского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодче- ства. Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях клас- сицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитек- турным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями университета (перестроенными Д.И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О.И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. О.И. Бове оформил также ансамбль Театральной площа- ди, возведя здания Малого и Большого театров. В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться "русско-византийским сти- лем". К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.) Существенные преобразования затронули лишь центр старой столи- цы России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась дере- вянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Твер- скую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на ко- 265 тором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П.А. Вяземский: "...здесь чудо - барские палаты С гербом, где венчан знатный род. Вблизи на курьих ножках хаты И с огурцами огород". Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я.Н. Попов, В.П. Стасов и др. По проекту В.П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Примор- ского бульвада с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губерна- тору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю. В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произве- дения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекто- ров и композиторов. Завершился процесс складывания русского литера- турного языка и в целом - формирования национальной культуры. Тра- диции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумно- жались в последующее время. |