Книга. Максим Ильяхов
![]()
|
к версии текста, которая всех устроила. Только текст был коротким, сухим и нудным. Мы поняли, что придется начинать сначала. Здесь мало полезной информации. За роскошеством однородных членов ничего не стояло. История невнятная, нет нужных деталей. Это повод всё стереть и написать заново: Мы согласовывали текст два месяца. Наконец все сказали: «Окей», и мы поставили текст на сайт… и поняли, что придется начинать сначала. Текст оказался нудным и непонятным, а по дороге мы по теряли самое главное — то, ради чего затеяли весь проект. Редактору бывает трудно свыкнуться с мыслью, что из текста можно выбрасывать какие-то подробности в угоду истории. Возьмем пример из студенческой жизни: Чтобы сдать экзамен, придется внимательно и вдумчиво готовиться. «Внимательно» и «Вдумчиво» — разные вещи. Внимательно — то есть не отвлекаясь. Вдумчиво — то есть разбираясь в подробностях. Но действительно ли нам важны эти оттенки смысла? Ответ не такой очевидный, каким кажется. Если мы просто хотели сказать, что к экзамену придется ботанить, то хватит и одного слова: Чтобы сдать экзамен, придется вдумчиво готовиться. И тут же захочется объяснить, как именно, — ведь мы стараемся писать объективно: Чтобы сдать экзамен, придется учить по четыре билета в день, а каждый билет — это двадцать страниц конспекта плюс глава учебника. И всё это на французском. Близкие по смыслу — удалить. Предположим, что «Внимательно» и «вдумчиво» всё-таки были нам важны по отдельности. Тогда каждую идею следует донести отдельно. Ведь в одном предложении — одна мысль: Чтобы сдать экзамен, придется учить по четыре билета в день. На каждый уйдет как минимум полтора часа. Поэтому отвлекаться будет некогда, придется учить внимательно. На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Поэтому пройтись по вершкам не получится, каждый билет придется учить вдумчиво. Каждая деталь ожила и получила развитие. Теперь хочется «внимательно» переименовать во что-то более сильное — например, «Прилипнуть к стулу». Но оставим это на будущее. Обратите внимание на «имена, даты и статистику» Это однородные члены. По идее, мы должны от них избавиться. Но это важное перечисление: оно показывает, насколько преподаватель строгий. Эти однородные члены в нашем случае далеки друг от друга по смыслу, несут ценную информацию и дополняют историю. Их оставляем. Но чтобы совсем продать эту мысль, лучше усилить это перечисление: На экзамене преподаватель будет спрашивать все детали билета, начиная с имен, дат и статистики и заканчивая бытовыми подробностями жизни. Если попадется геополитика XV века, придется рассказывать и сколько денег было у Испании и Франции, и кто там занимался финансами, и откуда у них были деньги, и как они их тратили. Вплоть до того, какой была структура налогов в Испании XV века и как это было связано с арабами. Пройтись по вершкам не получится, даже если считаешь себя знатоком… В предыдущем варианте мы не только оставили перечисление, но и усилили его примером. Близкие по смыслу слова не стоит удалять еще и тогда, когда вы пишете текст для специалистов в отрасли. Но в этом случае вы и так будете знать, что эти слова нельзя сократить: Учебно-методический комплекс — это учебная и методическая документация, средства обучения и средства контроля определенной учебной дисциплины. Здесь однородные члены заметно распространены и не близки, потому что для преподавателя «методическая документация» и «средства обучения» — это разные вещи, не перепутаешь. Если бы мы писали этот текст для новичков, мы бы могли немного упростить, но всё равно перечисления остались бы: Учебно-методический комплекс — это учебники, методички, тесты, наглядные пособия и всё остальное, что использует учитель для преподавания дисциплины. Сокращать ли этот ряд однородных членов, оставлять как есть или раскрывать — остается на усмотрение редактора. Мы рекомендуем раскрывать с помощью примеров: …Например, к вашему учебнику по английскому прилагаются диски с аудированием, книжка с тестами, преподавательская методичка и рабочая тетрадь. Всё это вместе с учебником — учебно-методический комплекс. Удаление близких по смыслу однородных членов помогает избежать пустословия. Не удаляйте их механически — всегда думайте над смыслом. Если при удалении вы потеряли что-то важное — возвращайте и дополняйте примерами. АБЗАЦЫ Навести порядок в абзаце До сих пор мы смотрели на текст с точки зрения отдельных слов и предложений. Теперь переходим на следующий уровень — к абзацам. Проведем эксперимент. Первый пример текста без внятного деления на абзацы. Следующий — тот же текст, но разделенный на абзацы. Какой из них легче читать и почему? Если выбираете наушники, обратите внимание на конструкцию, а не только на звук. От корпуса и качества сборки зависит срок службы наушников. Чашки не должны давить на уши. Прислушайтесь к ощущениям во время примерки: если наушники хотя бы немного давят, носить их больше часа будет трудно. Уши будут уставать, голова — болеть. Выбирайте наушники с легкими просторными чашками. Поролоновые прокладки (амбушюры) не должны сжимать уши. Причина та же: больше часа со сжатыми ушами будет неудобно. Выбирайте амбушюры по размеру: большим ушам в маленьких амбушюрах будет тесно, берите большие. Если у вас большие уши, сразу ищите наушники с комплектом сменных амбушюр. Подвижные части обода должны быть металлическими или из прочного пластика. Если пластик хлипкий, наушники сломаются от одного неосторожного движения. Чтобы проверить качество пластика, растяните наушники в руках в разложенном состоянии, будто вы надеваете их на голову одной рукой. Если пластик скрипит, наушники ненадежные. Вывод провода — самое хрупкое место на наушниках. Если провод впаян в чашки, в случае поломки его починят только в мастерской. Съемный провод можно заменить самостоятельно. Если покупаете наушники надолго, выбирайте со съемным проводом. Если выбираете наушники, обратите внимание на конструкцию, а не только на звук. От корпуса и качества сборки зависит срок службы наушников. Чашки не должны давить на уши. Прислушайтесь к ощущениям во время примерки: если наушники хотя бы немного давят, носить их больше часа будет трудно. Уши будут уставать, голова — болеть. Выбирайте наушники с легкими просторными чашками. Поролоновые прокладки (амбушюры) не должны сжимать уши. Причина та же: больше часа со сжатыми ушами будет неудобно. Выбирайте амбушюры по размеру: большим ушам в маленьких амбушюрах будет тесно, берите большие. Если у вас большие уши, сразу ищите наушники с комплектом сменных амбушюр. Подвижные части обода должны быть металлическими или из прочного пластика. Если пластик хлипкий, наушники сломаются от одного неосторожного движения. Чтобы проверить качество пластика, растяните наушники в руках в разложенном состоянии, будто вы надеваете их на голову одной рукой. Если пластик скрипит, наушники ненадежные. Вывод провода — самое хрупкое место на наушниках. Если провод впаян в чашки, в случае поломки его починят только в мастерской. Съемный провод можно заменить самостоятельно. Если покупаете наушники надолго, выбирайте со съемным проводом. Проследите, по какому признаку текст разделен на абзацы и что общего у всех абзацев. С чего они начинаются и чем заканчиваются? Как это влияет на чтение? Порядок и навигация Абзацы создают ощущение порядка. Текст, разбитый на абзацы, выглядит простым: раньше это был большой сложный текст, а теперь это много простых текстиков. Благодаря абзацам читатель легко скользит по тексту. Если начало абзаца интересное, читатель изучает его подробнее, если нет — прыгает к следующему. Если он прочитал начало абзаца и согласился с ним, переходит к следующей мысли в следующем абзаце. Так мы удерживаем внимание читателя, даже если текст ему не слишком интересен. Правильное деление на абзацы помогает читателю ориентироваться в тексте. «Там было что-то о подвижных частях обода, — думает читатель. — Где же это было? Ах да, вот же оно!» Если текст плохо разделен на абзацы, сразу понятно, что автор не владеет повествованием: одни мысли у него большие и подробные, другие короткие и невнятные; тут у него порядок, а там — хаос. Абзацы говорят о тексте еще до того, как вы начинаете читать. В устной речи абзацев нет. Вместо них — длинные паузы и вводные слова. На письме они не нужны: во-первых, во-вторых, для начала, далее, наконец, прежде всего, отметим также, допустим, представьте себе, скажем, рассмотрим, наша первая тема, подведем итог, в завершение, таким образом, какие выводы. Как читатель изучает текст Чаще всего читатель не изучает текст подряд, скользит по нему в поисках интересного. Примерно так: Если выбираете наушники, [Так, текст о наушниках. Что тут у вас?] обратите внимание на конструкцию, а не только на звук. От корпуса и качества чашки зависит срок службы наушников. Чашки не должны давить на уши. [Ага. О чашках я уже знаю, что дальше?] Прислушайтесь к ощущениям во время примерки если наушники хотя бы немного давят, носить их больше часа будет трудно. Уши будут уставать, голова болеть. Выбирайте наушники с легкими просторными чашками. Поролоновые прокладки (амбушюры) не должны сжимать уши. Причина та же: больше часа со сжатыми ушами будет неудобно. [Понятно. Большим ушам — большие амбушюры.] Выбирайте амбушюры по размеру: большим ушам в маленьких амбушюрах будет тесно, берите большие. Если уши — ваша гордость, сразу ищите наушники с комплектом сменных амбушюр. Подвижные части обода должны быть металлическими или из прочного пластика. [Ух ты! А об ободе я-то и не подумал. Что тут сказано?] Если пластик хлипкий, наушники сломаются от одного неосторожного движения. Чтобы проверить качество пластика, растяни те наушники в руках в разложенном состоянии, будто вы надеваете их на голову одной рукой. Если пластик скрипит, наушники ненадежные. [Довольно интересно, попробую.] Вывод провода — самое хрупкое место на наушниках. [Да, провод — важно. У меня сто раз ломался. Что тут о нем?] Если провод впаян в чашки, в случае поломки его починят только в мастерской. Съемный провод можно заменить самостоятельно. Если покупаете наушники надолго, выбирайте со съемным проводом. [О! Такие бывают?] Первое предложение абзаца Представьте, что читатель просматривает текст не подряд, а по первым предложениям абзацев. Как сделать так, чтобы ему было интересно прочитать всё? Первый способ — начинать абзац с главной мысли. Если она интересная, то читатель захочет прочитать дальше; если мысль знакомая и неинтересная, читатель перескочит к следующему абзацу. Этот способ подходит в деловых письмах, резюме, новостях, объясняющих статьях и коммерческих предложениях — когда вы объясняете что-то сложное или доказываете важную мысль: Нет Когда запланировать технические работы — вопрос непростой. С одной стороны…. Да Предлагаю запланировать работы на ночь четверга. Тогда урон будет минимальным… Нет Я давно думал, чем хочу заняться в жизни, и наконец понял: мое призвание — текст. Поэтому я хочу работать… Да Хочу помогать вашей компании с текстом: вести корпоративный журнал, писать статьи в блог, готовить письма… Нет Можно ли представить себе объем груза, который ежедневно проходит границу Китая с Россией? Недавно наши пограничники убедились, что… Да Четыреста тонн подозрительного груза из Китая задержала российска таможня. В контейнерах производителя бытовой техники пограничники нашли… Нет Далее мы рассмотрим деталь, которая обязана своими свойствами химии. Это резистор… Да Резистор — деталь, которая создает сопротивление и тем самым понижает напряжение. Не всякая главная мысль будет полезной. Иногда главная мысль по сути верная, но читать о ней не хочется. Если пишете инструкцию или совет, поставьте в начало абзаца полезную главную мысль: Бесполезное__Постоянное_голосовое_управление_расходует_больше_энергии,_чем__управление_с_кнопки._Отключите…_Полезное_начало'>Бесполезное__Подберите_вклад_с_капитализацией._Тогда_доход_будет_расти__быстрее:_каждый_месяц_банк_добавляет…_Полезное_начало'>Бесполезное Подберите вклад с капитализацией. Тогда доход будет расти быстрее: каждый месяц банк добавляет… Полезное начало Быстрее всего доход растет на вкладе с капитализацией. При капитализации банк каждый месяц добавляет… В первом варианте в начале главная мысль, но она непонятная сама по себе. Что за капитализация? Почему мы должны об этом знать? Читать этот абзац неинтересно. Второй вариант начинается с пользы: «быстрее всего доход растет». Это тоже важная мысль, но более полезная. К тому же она состоит из понятных слов. Читать интересно. Попробуем еще полезных главных мыслей: Бесполезное Постоянное голосовое управление расходует больше энергии, чем управление с кнопки. Отключите… Полезное начало Чтобы сэкономить заряд батареи, отключите постоянное голосовое управление. Бесполезное Пограничник не имеет права выпустить ребенка без свидетельства о рождении. Поэтому если свидетельство… Полезное начало Возьмите с собой в аэропорт копию свидетельства о рождении, заверенную нотариусом. Без нее ребенка не выпустят за границу. Второй способ начать абзац — с чего-то, интригующего и не обычного: обращения, вопроса, сильного слова. Этот способ полезен, когда вы развлекаете читателя: пишете рецензию, выражаете мнение в колонке. Нет Несмотря на негативную критику предыдущего альбома, новая работа группы… Да Безухие кретины, которые вопили о предыдущем альбоме, теперь пожалеют о своих… Нет В народе существует немало средств борьбы с клещами… Да Что вы будете делать, если вас укусит клещ? Обычно на этот… Особенно этот прием полезен в начале статьи, когда вы разжигаете интерес. Журналисты называют такой абзац кикером: Нет К сожалению, проблема малой подвижности населения становится все более актуальной в больших городах. Да Год назад я не мог заходить в магазины одежды. Я весил 125 кг, и мне ничего не подходило. Я понял, что если не изменю свою жизнь, то… Задача кикера — разжечь интерес в начале статьи. Когда интерес есть, разбрасываться эффектными словами больше не нужно. Если каждый абзац начинается со скандала, читатель устает. Поэтому создавайте скандал в начале статьи или в начале каждого раздела, но не пестрите. Если не знаете, с чего начать статью, — начните с истории. История всегда привлекает внимание: Олег бросил свой Бентли и пошел рыбачить на озеро… Два года назад, когда меня еще не бросил муж, я сидела в кафе… По первым предложениям абзацев легко понять, насколько текст стройный. Сравните эти два набора первых предложений из статьи об эксплуатации звуковой системы: 1. Звуковая система — сложная цепь из множества электрических компонентов… 2. Когда будете включать звуковую систему, следуйте трем правилам… 1. Итак, допустим, у вас есть сложная система из пульта, усилителя и колонок… 2. Включать систему следует по направлению от источника к колонкам… 1. Кстати, обратите внимание на одну особенность колонок… 2. Если колонки питаются от усилителя, следите за… 1. Напротив, сигнал следует сохранять, если… 2. Выключать систему лучше от колонок к источнику… 1. Совсем забыл: есть большая разница в том, как… 2. Если колонки питаются от усилителя, сначала… 1. Так что проверьте, как система будет реагировать на перепады напряжения… 2. Перед включением и после выключения системы проверьте, чтобы… 1. Осталось последнее… 2. Всегда держите под рукой… В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст первыми предложениями, и вы увидите, где заблудились в мыслях. Вывод к абзацу Если у вас текст на сложную тему, в конце абзацев полезно ставить выводы. Вывод отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?» Считается, что нельзя ходить на пробежку, когда попало. Если вы пришли бегать после завтрака, сначала организм будет расходовать ту энергию, которая поступает с едой. Жир начинает сжигаться только через полчаса. Поэтому мой тренер советует: если хотите сжигать жир сразу, ходите на пробежку утром натощак. Я окончил факультет иностранных языков, свободно владею французским, английским и испанским. Владею техникой свободного и последовательного перевода, поэтому умею переводить выступления, встречи и документы. Обращайтесь ко мне, если собираетесь встречаться с иностранными |