ифыафыв. Максим Кузнецов Игорь Симдянов СанктПетербург бхвпетербург 2007
Скачать 3.13 Mb.
|
Ãëàâà 6. Òðàíñàêòíûé àíàëèç, ñêðèïòîâîå ïðîãðàììèðîâàíèå 181 Прочитав эти строки, читатель может подумать, что авторы ударились в глубокую философию, и, наконец, ответили на вопрос, давно мучавший все человечество "Что наша жизнь — предрешенная кем-то судьба или мысами строители своей жизни" А заодно и вывели формулу жизни, по которой мы все живем. Увы, не так. Увы, потому что это сделали не авторы, а великие психологии психотерапевты. И основателем этого направления в психологии является уже много раз упоминавшийся нами Э. Берна также Э. Карпмпан, М. Литвак — эти психологи много потрудились на ниве сценарного программирования. Они же и ответили на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы самим стать строителями своей жизни, даже если до этого мы живем понаписанному кем-то скрипту. Это направление в психологии называется сценарное или скриптовое перепрограммирование. Ответили они и на вопрос, кто пишет нам скрипты. Родители, как мы уже выяснили. Человеческую жизнь ненужно сводить к формулами все психологи в один голос твердят о том, что нормальная жизнь — это жизнь не по формуле. Нормальная жизнь — это когда человек сам хозяин своей судьбы, когда он живет разумно строя свою жизнь, с учетом действий внешних обстоятельств и жизни других людей. Однако большинство людей, увы, живут ненормально. Живут по формуле. По сценарию. Психолог сидит в своем кабинете, хмуря лоб и изображая мудреца. Передним сидит робкий, на первый взгляд, юноша со стопкой листков. Юноша — это пациента стопка листов это его жизнеописание, начиная от момента "первой памяти" и заканчивая сегодняшним днем. Жизнеописание психотерапевт попросил его написать на предыдущей встрече, попросив писать как можно подробнее и сформулировав вопросы, на которые в этом описании жизни должны быть даны ответы. Психотерапевт прочитал жизнеописание до 7 лета остальное отложил. — Почему же вы не читаете дальше, ведь дальше самое интересное спросил юноша с некоторым раздражением. — Да нет, — задумчиво ответил психотерапевт, — самое интересное уже произошло, а что у вас было дальше, я вам сам могу рассказать. ×àñòü II. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ìèíèìóì ñîöèàëüíîãî ïðîãðàììèñòà 182 Все верно. До семи лет "движок скрипта" (костяк скрипта) уже был создан. Дальше будет лишь его "тюнинг". Дальше ребенок будет встречать все больше и больше людей, причем именно тех, которые будут исполнителями ролей в его скрипте. Если его скрипт — скрипт неудачника, то и встречать он будет только неудачников. Вернее, он может встречать и других людей, очень удачливых, ему самому может не раз улыбаться удача, но он пройдет мимо и удачливых людей, и удачи. Потому что в его скрипте нет для них роли. И далее всю свою жизнь человек будет проигрывать свой скрипт с учетом уже новых, появившихся ролей. Ïðèìå÷àíèå Смотрю на посетителей нашего форума. Есть и баловни судьбы, есть и неудачники, есть и явные антисоциальные психопаты. Всякие есть. Ведь посетители форума — это срез реальной жизни. А вот и социальный хакер с отрицательным уклоном. Ужи так нас из себя пытается вывести и эдак. Не выйдет, не старайся. Мы уже ушли от тех своих скриптов, в которых таким людям было место. Смотрим на него и даже не злимся. Наоборот — жалеем. Потому что примерно понятно, почему он такой и почему так себя ведет. Пытаемся угадать его скрипт. Скорее всего, догадка будет правильной, потому что у всех провокаторов "движок скрипта" примерно одинаков. Наблюдаем дальше. Ан нет. Смотри-ка ты, ошиблись. Это не провокатор. Вернее внешне он провокатор, но по сути своей внутренней — нет. Это человек, которому в скрипте было записано, что его все время будут бить. И все его поведение вызывающее — это не провокаторство, это желание спровоцировать свое избиение, доведя администрацию форума и некоторых посетителей "до белого каления. Не будем мы тебя бить, тебя итак бьют все кому не попадя. А вот здесь — стоп. Здесь внимательно это к нам пришел разрушитель. Почти классический "скрипт Герострата". Этого модерировать, модерировать и моде- рировать. Даже то, что он пишет "по делу. Потому что нужно чтобы он быстрее ушел с форума, пускай в другом месте крушит и рушит. Как жаль, что у нас в вооруженных силах нет психологов, вон сколько генералов большезвездных с геростратовскими скриптами только по телевизору показывают. Вся цель скриптового анализа — превратить неудачников в удачливых, выяснив предварительно, согласно какого скрипта они действуют. Это и есть сценарное перепрограммирование. Вещь Ãëàâà 6. Òðàíñàêòíûé àíàëèç, ñêðèïòîâîå ïðîãðàììèðîâàíèå 183 сложная и серьезная. Кто бы спорил. Переделать судьбу человека это не может быть просто. Но вполне возможно. Примеров много. Естественно, уже положительных. Ïðèìå÷àíèå Сложность в сценарном перепрограммировании нередко заключается в том, что люди часто пытаются стать счастливыми совсем не для того, чтобы им стать по факту, те. не для того, чтобы быть счастливыми жить счастливо. А лишь только для того, чтобы стать "более успешным неудачником. Потому что если человек становится счастливчиком, ему приходится выбросить свой скрипта большинство людей делают это крайне неохотно. Ну что ж, пойдем дальше, — посидим на приеме у психотерапевта и посмотрим, какие скрипты бывают. Вот зашел грузный усатый дяденька. Жалуется на то, что ничего не успевает. Хоть и на машине везде ездит, а все равно ничего не успевает. На машине Это интересно. — Ау вас часто бывает так, что бензин вдруг заканчивается за 10 метров дозаправки, ивам машину толкать приходится с помощью всех, кто в ней на ваше счастье оказался, — спрашивает психолог. — Да почти каждый раз такое. А откуда вы это узнали А оттуда, что вы не первый. Не у вас одного за 10 метров дозаправки кончается бензин, хотя если не сломан указатель топлива в машине, то о том, что бензин скоро может кончиться известно всегда заранее. Мы же смотрим на этот указатель, планируем "чуть позже" заехать на заправку и, как всегда, не заезжаем, отложив на потом. А потом толкаем машину, потому что бензин почему-то "вдруг внезапно" закончился. Ив жизни у таких людей все точно также. А история с бензином — это всего лишь рядовая сцена в пьесе, которую играет неудачник. Ïðèìå÷àíèå Это один из ряда вопросов, которые в серьезных фирмах задают устраивающимся на работу. Часто ли у вас заканчивается бензин за 10 метров дозаправки Часто Извините, вы нам не подходите. ×àñòü II. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ìèíèìóì ñîöèàëüíîãî ïðîãðàììèñòà 184 А вот еще девушка. Миловидная такая, но уже с какой-то фантомной печатью на лице. Так оно и есть. Девушка решила совершить самоубийство. Только скрипт, видно, "дал сбой, иона пришла к психотерапевту. Бывает такое со скриптами, недопро- граммировал где-то программист. Девушка рассказывает, что "как-то вдруг почувствовала непреодолимую тягу к самоубийству. Не как-то и не вдруг, конечно. Наверняка в семье уже были самоубийцы, и наверняка все ее воспитание в детские годы велось по принципу "Жизнь — обман с чарующей тоскою. (Это у Есенина такие строки есть) А вот почему вдруг девушка почувствовала это стремление сейчас — это вопрос, в котором стоит разобраться. Может быть, ее отец покончил жизнь самоубийством в том возрасте, в котором она сейчас Нет, наверное, все чуть-чуть не так. В данном случае виноват так называемый эффект Вертера. Вертер — это главный герой романа Гете "Страдания юного Вертера", который в романе заканчивает жизнь самоубийством. Роман этот прославился среди прочего и тем, что после его выхода в Европе случилась массовая волна подражательных самоубийств (в книге тема самоубийства — центральная. В ряде стран даже запретили публикацию этого романа. Очень много изучал эффект Вертера американский психолог Д. Филипс, который пришел к потрясающим выводам. Анализируя статистику самоубийств, Филипс пришел к выводу, что после публикаций в газетах историй о самоубийствах количество самоубийств возрастало. Причем именно в тех регионах, где вышла публикация. Интересная и драматическая вещь. Ученый из этого сделал вывод, что это скопированные самоубийства, те. люди, прочитав заметку в газете, приходили к выводам о том, что для них аналогичный путь — самый лучший. Ïðèìå÷àíèå Конечно, заметка в газете это лишь толчок к развязке скрипта. Реально же все было запрограммировано заранее. "Роковые письмена" уже написаны, если выражаться строкой из того же стихотворения Есенина. Филипс, кроме того, выяснил, что после подобных публикаций возрастало также число погибших в авиа- и автокатастрофах Мистика, казалось бы Нет, это объясняется тем, что некоторые люди совершают "замаскированное самоубийство. Известно, что церковь и многие люди осуждают самоубийство. Поэтому, избавляя семью от этого ярлыка, многие совершают самоубийство так едя на машине нажимают газ там, где нужно жать тормоз. Тоже самое делают и пилоты некоторых самолетов штурвал вниз" и — верная смерть. Это — научные данные. Количество аварий после публикаций о самоубийствах резко возрастает. Более того, если, к примеру, в газете, сообщали о самоубийстве молодого человека, тов данном регионе увеличивалось число автокатастроф, участниками которых были именно молодые люди. Теперь выйдем на некоторое время из кабинета психолога и обратимся к теории. Ñêðèïòû â ÷åëîâå÷åñêîé ñóäüáå Сначала сложно поверить в то, что вся судьба человека, все поступки, которые он совершает в жизни, будет он героем или подонком, все это решается ребенком в возрасте не старше 7 лет. Однако в это уже легче верится после общения с трехлетними и семилетними детьми, а также после того, как посмотришь на всю нашу жизнь. Причем самое опасное, когда люди, "играя свой скрипт, являются политическими деятелями и имеют большое влияние на общество, которое убеждают в том, что надо жить так, как они говорят. Или, сточки зрения скриптового анализа, нужно жить так, каким когда-то приказали жить их родители. К счастью для нас, кроме таких людей есть люди с хорошими скриптами, и есть те, кто сумел освободиться от своих плохих скриптов и приобрел права жить по-своему. Таким образом, скрипт — это то, что человек сам для себя запланировал в раннем детстве, в большинстве случаев, при помощи своих родителей. Мы уже говорили о том, что родительские скрипты — самые сильные. По мнению Берна это происходит потому, что родители представляются ребенку в виде этаких великанов, наделенных какой-то магической силой. В это несложно поверить, учитывая то, что родители в несколько раз выше, вне сколько раз шире своего ребенка и совершают волшебные, сего точки зрения, действия. Вернемся в кабинет психолога. Старшеклассник. Привела мать. Проблема — сильно пьет. Скрипт Не исключено. Дальнейшие расспросы показали, что действительно скрипт, и на "питье" он уже был запрограммирован с пятилетнего возраста. И запрограммирован некем иным, как своей матерью. Что же тогда произошло А произошла сцена, которая из раза враз повторяется в семьях алкоголиков. Мать зашла и застала ребенка затем, что он рассматривал бутылку водки, которая осталась от недавнего застолья. — Что ты делаешь, — закричала она, — тебе еще рано пить. Это могут делать только взрослые мужчины А он не делал ничего особенного. Просто рассматривал бутылку. Просто из детского любопытства. А мама его своими фразами запрограммировала на дальнейшее питье. Вот и получилось, как по ее рассказу "до 15 лет был примерным, ни разу не выпивала потом как сорвался. Да не сорвался он. Просто решил, что уже настало время, когда можно, те. когда уже не рано. Ведь фразой "Тебе еще рано пить" мать подсознанию ребенка сказала нечто иное, как "придет время, и пить тебе будет можно. Более того, второй фразой "это могут делать только взрослые мужчины" в подсознание ребенка была вложена установка, что "когда ты станешь взрослым мужчиной, пить тебе будет можно. Что из этого следует Правильно. Что критерий взрослости мужчины — это тот момент, когда он сможет начать пить. Значит, для того чтобы стать Взрослым мужчиной, нужно начать пить. Вот исток алкоголизма в данном конкретном случае. Àíåêäîò â òåìó Все думали, что из-за того, что мальчик Вова родился в доме рядом с винно-водочным магазином, его судьба была предрешена Нонет Он вырос, окончил школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, потом устроился на мебельную фабрику и там спился. Снова вернемся к теории. Ãëàâà 6. Òðàíñàêòíûé àíàëèç, ñêðèïòîâîå ïðîãðàììèðîâàíèå 187 Ïàðàìåòðû õàðàêòåðà èëè ôîðìóëà óäà÷è Берн предложил описывать характер человека потрем параметрам Я (отношение к себе ВЫ (отношение к близким ОНИ (отношение к людям. Известный российский психотерапевт М. Литвак добавил к этим трем параметрам еще один — ТРУД (отношение к предметной деятельности. В каждой из этих позиций у конкретного человека может быть знак "+" или "–". Рассмотрим эти позиции подробнее. Я+ Такой человек воспринимает себя как благополучную личность и ведет себя как благополучная личность. Я Этот человек воспринимает себя как неблагополучную личность, как неудачника. Даже если у него и случаются успехи, то он их считает случайными. И даже в моменты успеха его не покидает чувство неуверенности, чувство непрочности этого успеха. Все неудачи же воспринимаются им как совершенно закономерное явление. Такой человек — дитя жизненных обстоятельств. Как правило, у таких людей чрезмерно высокий уровень притязаний. Это закономерность чем выше у человека уровень притязаний, тем ниже его самооценка, и даже при наличии реальных успехов он будет чувствовать себя несчастным (потому что уровень притязаний слишком завышен. В этом, кстати, корень большинства неврозов. Ïðèìå÷àíèå Известно, что если человека, который считает себя бедным, озолотить с ног до головы, то он не станет от этого богатым. Потому что все равно будет считать себя бедным, даже если будет ходить в расшитых золотом одеждах. Ему все время будет чего-то не хватать есть одежда, — будет не хватать машины, есть машина самолета и т. д. С другой же стороны, человек, который считает себя богатым, не будет выглядеть бедным, даже если внезапно останется без средств к существованию. Для него это будет не бедность, а "временные финансовые трудности. ВЫ+ Человек со знаком плюс в позиции ВЫ считает близких людей благополучными людьми ив разговорах сними вербально и невербально обращается только к их положительным качествам. Такой человек дружелюбен, предпочитает компромиссы ссоре. К недостаткам своих партнеров по общению (которые он прекрасно видит) он относится как к шипам у розы наслаждается запахом розы, при этом стараясь не наткнуться на шипы. ВЫ Такой человек рассматривает людей своего близкого окружения как неблагополучных и изначально настроен на конфликт сними. В людях он видит только недостатки. В аналогии с шипами у розы, он все время натыкается только на шипы, не чувствуя при этом, что у розы кроме шипов может быть еще прекрасный запах. Такие люди придирчивы, стремятся перевоспитать других, излишне саркастичны. Они готовы даже по незначительному поводу затеять большую ссору с дальнейшим разрывом отношений. Безболезненно сосуществовать рядом с такими людьми можно только постоянно, и во всем им уступая. ОНИ+ Личность с плюсом в позиции ОНИ расположена к людям, легко заводит новые контакты. ОНИ В этом случае наоборот человек стремится избегать новых контактов, при возникновении новых знакомств застенчив и неуверен. Очень медленно адаптируется к новой обстановке. ТРУД+ Такой человек живо относится к своей деятельности, постоянно самосовершенствуется, ему нравится сам процесс труда, он Ãëàâà 6. Òðàíñàêòíûé àíàëèç, ñêðèïòîâîå ïðîãðàììèðîâàíèå 189 хочет внести свой творческий вклад в то, что он делает. Важно то, что процесс труда для такого человека — первичен. Материальные ценности, награды и прочие блага отходят на второй план, при этом самое интересное, люди с позицией ТРУД+ почти всегда их получают, не в пример тему кого материальные ценности на первом месте. ТРУДУ такой личности процесс труда — вторичен. На первое место выходят те материальные блага, которые личность может получить в процессе своего труда. Такой сотрудник, к примеру, постоянно ищет более выгодную работу, и все время смотрит как бы его только не обделили при распределении материальных благ. Ïðèìå÷àíèå Это очень сложно бывает объяснить. что материальные блага — вопрос вторичный. Нередко все сознание человека противится этому положению. Посылаешь человека на учебу, а он мало того, что ехать не особо хочет (казалось бы, самосовершенствование за счет фирмы, так еще испрашивает, сколько ему за это доплатят к основной зарплате. Или другой пример. Говоришь сотруднику нужно вот это освоить. "Освою, — отвечает, — если мне доплатят вот столько-то". Ясно, что такие люди никогда не станут богатыми, в том числе ив материальном плане, несмотря на то, что сами этого страстно желают. Не станут по одной простой причине. Если исключить все прочие способы наживы, получать хорошие деньги за свой труд может только специалист экстра-класса. А для того, чтобы стать таким специалистом, нужно совершенствоваться каждый день, без отгулов и выходных. А для того, чтобы так поступать, нужно очень любить свое дело. Сильнее, чем деньги. Если бы мы, когда писали книгу, все время мысленно калькулировали в уме, сколько же мы за нее получим гонораров, то мы бы ее либо вообще не написали, либо написали так, что она была бы аутсайдером рейтингов продаж. Мы не знаем, и не разу не видели ни одного писателя, в том числе и с миллионными гонорарами на счетах, который бы стал знаменитым, если бы писал свои книги только с целью получения гонораров. В первую очередь пишется для дела и ради дела. Пишут, потому что не могут не писать. А потом уже приходит и слава, и гонорары, и награды. Потому что все это приходит только в награду за хорошо сделанное дело. ×àñòü II. Ïñèõîëîãè÷åñêèé ìèíèìóì ñîöèàëüíîãî ïðîãðàììèñòà 190 А хорошо сделать дело можно только в том случае, если делаешь его только ради дела. Зато все мы видели нашу сборную по футболу. Аутсайдерскую. Футболисты которой, являясь легионерами различных зарубежных клубов, играют в сборной в первую очередь не за игру, а только за деньги. Все видели, как они играют. Даже для человека, не разбирающегося в футболе, это позорище, а не игра. Также мы видели много сотрудников, которые из кожи лезут, чтобы стать богатым, действуя при этом по принципу "я буду делать только то дело, которое принесет мне большой и, желательно, немедленный, доход. Это все равно, что писатель сказал бы Я буду писать только ту книгу, за которую мне дадут Нобелевскую премию в области литературы. Ясно, что богатство — это не их удел. Таким образом, мы приходим к выводу, что структура характера гармоничной личности определяется следующей формулой, и не будет большой натяжкой, если эту формулу мы назовем формулой удачи |