Главная страница
Навигация по странице:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАШАЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ В РИСУНКЕ

  • PSYCHOLOGICAL CONTENT OF THE USE OF DECORATING ITEMS IN THE PICTURE Admakina T.A., admakina.ta@gmail.com

  • Ролевая игра 2. В аэропорту»

  • Ролевая игра 3. Сдать квартиру»

  • Ролевая игра 4. В университете»

  • OF SUBJECTS AND OF OBJECTS OF DISCRIMINATIVE BEHAVIOR ON THE BASIS OF THE PARAMETER «ETHNOCULTURAL APPEARANCE» Alperovich V.D., alper@sfedu.ru

  • Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции


    Скачать 1.34 Mb.
    НазваниеМатериалы всероссийской научной конференции
    АнкорВнешний облик. Материалы конференции
    Дата23.01.2022
    Размер1.34 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМатериалы конференции внешний облик (А).pdf
    ТипДокументы
    #339792
    страница23 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    INTERPERSONAL COMMUNICATION IN FORMATION
    OF THE RELATION TO THE APPEARANCE OF SPOUSE
    Chumakova Yu.A.,
    1
    cumakovaulia227@gmail.com, Korochantseva A.V.
    1
    1
    Don State Technical University
    РАЗДЕЛ VIII
    ЛУКИЗМ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕШНЕМУ ОБЛИКУ
    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАШАЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ В РИСУНКЕ
    кандидат психологических наук, старший преподаватель,
    Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, admakina.ta@gmail.com
    Адмакина Т.А.
    Обрамление своей внешности – средство кодировки информации о себе и ее трансляция в социальное окружение. Люди украшают себя, добавляют разнообразные детали в свой внешний вид, как правило, с целью привлечения внимания к своей личности. Умение нравиться, умение выделиться среди людей, передавая правильные сигналы и сообщения через свой внешний облик – залог социального роста. Однако помимо подчеркивания собственной привлекательности посредством украшения себя, существует и другая функция у броской и яркой внешности противопоставление себя другим, демонстрация обществу протеста. Попробуем рассмотреть содержательное наполнение такого психологического явления, как украшение внешности на базе анализа проективных характеристик рисуночного теста и экстраполировать результаты на социальную реальность. В психологической практике нередко используется методика Рисунок несуществующего животного (автор – М.З. Дукаревич), которая призвана диагностировать большой диапазон индивидуально-ти- пологических особенностей человека эмоциональное состояние испытуемого, его характерологические, личностные черты, наличие психопатологии и др. Рассмотрим такой параметр рисунка, как обилие разнообразных украшающих деталей у вымышленного существа и его корреляцию с другими проективными характеристиками.
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    Исследуемую выборку составили 108 детей. Возраст группы варьирует от 8 до 14 лет. Средний возраст – 10,8 лет. 57,5 % – мальчики,
    42,5 % – девочки. Для математико-статистической обработки данных применялся коэффициент корреляции r-Спирмена. По результатам корреляционного анализа было обнаружено, что параметр обилие разнообразных украшающих деталей в рисунке несуществующего животного отрицательно взаимосвязан с такими изобразительными признаками, как наличие у животного шипов, игл (r = -0,250; p < 0,01), выраженность нижних конечностей (r = -0,199; p < 0,05). Нижние конечности – это базисная часть фигуры. По М.З. Дукаревич, ноги – свидетельство обдуманности, основательности суждений, опоры на существенные положения, а их отсутствие – признак поверхностности, легкомыслия, импульсивности. У Г.Ф. Музыченко ноги животного символизируют фундамент, практические, обыденные ценности, тонкие ноги – идеалистичность, наличие неустойчивой основы наземную реальность. Иглы и шипы у животного традиционно принято рассматривать как маркер защитной агрессии. Таким образом, стремление ребенка украсить изображенный им образ (в данном случае, как референт привлечения к себе внимания, желания вызвать восхищение окружающих) соотносится с ощущением нестабильности, неустойчивости, уходом в идейный мир, далекий от действительности, возможно, беззащитностью и уязвимостью. Исходя из полученных данных, можно полагать, что такие люди в данном случае, дети, обращая внимание социального окружения на себя посредством украшения внешности, ищут в обществе поддержку, опору, защищенность, стараются благодаря другим людям быть ближе к реальности.
    В настоящей работе показана возможность оценки психологического наполнения использования украшающих деталей в рисунке. Для получения более репрезентативных выводов, которые можно экстраполировать на социальную реальность, необходимо выявить связь между использованием украшающих деталей в рисунке и реальным обрамлением своей внешности людьми. А также произвести корреляционный анализ изобразительных характеристик с результатами других непроективных методик.
    PSYCHOLOGICAL CONTENT OF THE USE OF DECORATING
    ITEMS IN THE PICTURE
    Admakina T.A., admakina.ta@gmail.com
    Saint-Petersburg humanitarian University of trade unions
    ИНТЕРАКТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РОЛЕЙ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ДИСКРИМИНАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАРАМЕТРА ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК»
    кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет,
    alper@sfedu.ru
    Альперович В.Д.
    В современных условиях актуализации межэтнических конфликтов в разных странах мира, приобретающих характер военных столкновений, и вынужденной миграции населения психологи часто обращаются к проблеме формирования толерантности личности к представителям иных социальных групп, в т. ч. этнических, социокультурных, религиозных и т. д. Одним из эмпирических способов ее решения и путей развития системы толерантных отношений субъекта к другим людям в обыденном общении в психологии является социально-психологи- ческий тренинг. Многие отечественные авторы предлагают программы тренингов толерантности, ориентированные на детей (Ферапонто- ва ЯН, 2015), подростков (Донских Т.П., 2016; Еремина Т.В., Сушко- ва Т.В., 2015; Порфирьева А.В., Царева Е.В., 2015), молодежь (Башни- на АЖ, 2017) и взрослых людей (Крутова В.В., 2008), в частности, тренингов межэтнической толерантности (Лейбман И.Я., 2015; Кара Ж.Ю.,
    Крутелева Л.Ю., 2011; Мирошниченко А.В., 2010; Солынин Н.Э., 2010;
    Хилювчиц Ю.А., Научная новизна данного тренинга толерантности, разработанного нами, заключается в том, что он включает интерактивное моделирование принятия ролей субъектов и объектов дискриминационного поведения по отношению к другим людям в повседневном общении на основе 4 параметров «гендер», этнокультурный внешний облик, возрасти вес. Ролевые игры, связанные с параметром этнокультурный внешний облик, представленные в данной статье, как часть программы данного тренинга разработаны сквозь призму субъектной эмпирической модели отношения к этнолукизму», сформулированной
    В.А. Лабунской (Лабунская В.А., 2016). Перед началом данного тренинга толерантности для каждого участника определяется его уровень при
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    нятия дискриминационного поведения по отношению к другим людям по методике В.А. Лабунской и А.А. Бзезян. Данный тренинг толерантности ориентированна участников, находящихся в периоде ранней и средней взрослости, и предназначен для лиц со средними высоким уровнями принятия дискриминационного поведения по отношению к другим людям. Ролевая игра 1. В аптеке»
    Процедура. Наблюдатели, члены тренинговой группы располагаются сидя на стульях по кругу. В центре круга находятся двое доброволь- цев-участников. игровые роли женщина с иным этнокультурным внешним обликом, плохо говорящая по-русски, и фармацевт. Ход игры женщина с иным этнокультурным внешним обликом, плохо говорящая по-русски, возможно, в хиджабе, приходит в аптеку, чтобы срочно купить лекарство для больного ребенка. Продавец в аптеке неохотно разговаривает с ней, не спешит с выдачей лекарства, делает вид, что не понимает заказ, хотя предыдущих покупателей обслуживал быстро. Клиентка уходит из аптеки. Далее данные участники меняются ролями и снова разыгрывают эту игровую ситуацию.
    Продолжительность упражнения 10–20 мин.
    рефлексия упражнения. Групповое обсуждение следующих вопросов) Причины поведения фармацевта) Обоснованы ли выводы фармацевта относительно именно этой клиентки) Что чувствует фармацевт в данной игровой ситуации) Что чувствует женщина-клиентка в данной игровой ситуации?».
    Ролевая игра 2. В аэропорту»
    Процедура. Наблюдатели, члены тренинговой группы располагаются сидя на стульях по кругу. В центре круга находятся двое доброволь- цев-участников. игровые роли женщина с арабским этнокультурным внешним обликом, в хиджабе и полицейский.
    Ход игры женщина с арабским этнокультурным внешним обликом, в хиджабе, в длинной темной свободной одежде, нервозно ведет себя в аэропорту, оглядывается по сторонам. Ее останавливает сотрудник полиции и просит предъявить паспорт и билет. Женщина предъявляет ему ее паспорт и билет, которые в полном порядке, но полицейский

    239
    раЗдел VIII задерживает ее и после обыска отпускает. Далее данные участники меняются ролями и снова разыгрывают эту игровую ситуацию.
    Продолжительность упражнения 10–20 мин.
    рефлексия упражнения. Групповое обсуждение следующих вопросов) Причины поведения полицейского) Обоснованы ли выводы полицейского относительно именно этой пассажирки) Что чувствует полицейский в данной игровой ситуации) Что чувствует пассажирка в данной игровой ситуации?».
    Ролевая игра 3. Сдать квартиру»
    Процедура. Наблюдатели, члены тренинговой группы располагаются сидя на стульях по кругу. В центре круга находятся трое доброволь- цев-участников. игровые роли жительница курортного города и супружеская пара – мужчина и женщина из иной этнической, национальной группы и/или с иным этнокультурным внешним обликом.
    Ход игры жительница курортного города отказывается сдать квартиру супружеской паре из иной этнической, национальной группы и/или с иным этнокультурным внешним обликом и упоминает, что сдаст ее только отдыхающим из той же этнической, национальной группы и/или стем же этнокультурным внешним обликом. Далее данные участники меняются ролями и снова разыгрывают эту игровую ситуацию.
    Продолжительность упражнения 10–20 мин.
    рефлексия упражнения Групповое обсуждение следующих вопросов) Причины поведения жительницы курортного города) Обоснованы ли выводы жительницы курортного города относительно именно этих клиентов) Что чувствует жительница курортного города в данной игровой ситуации) Что чувствует супружеская пара из иной этнической, национальной группы и/или с иным этнокультурным внешним обликом в данной игровой ситуации?».
    Ролевая игра 4. В университете»
    Процедура. Наблюдатели, члены тренинговой группы располагаются сидя на стульях по кругу. В центре круга находятся 5–7 доброволь- цев-участников.
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    игровые роли студенты-иностранцы из иной этнической, национальной группы, с иным этнокультурным внешним обликом и местные студенты. Ход игры занятия в университете посещают студенты-иностранцы из иной этнической, национальной группы, с иным этнокультурным внешним обликом, ровесники местных студентов. Несмотря на то, что они владеют местным языком, местные студенты не приглашают их сесть рядом сними на занятиях, почти не вовлекают их в общение, не помогают им в учебе. Далее данные участники меняются ролями и снова разыгрывают эту игровую ситуацию.
    Продолжительность упражнения 10–20 мин.
    рефлексия упражнения. Групповое обсуждение следующих вопросов) Причины поведения местных студентов относительно студентов- иностранцев) Обоснованы ли выводы местных студентов относительно этих студентов-иностранцев?»;
    3) Что чувствуют местные студенты в данной игровой ситуации) Что чувствуют студенты-иностранцы в данной игровой ситуации MODEL OF ACCEPTANCE OF ROLES
    OF SUBJECTS AND OF OBJECTS OF DISCRIMINATIVE
    BEHAVIOR ON THE BASIS OF THE PARAMETER
    «ETHNOCULTURAL APPEARANCE»
    Alperovich V.D., alper@sfedu.ru
    Southern Federal University

    241
    ЛУКИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХОПАТОЛОГИИ ТАТУИРОВКИ
    специалист по разработке спортивно-игровых реабилитационных программ для лиц с дефектами физического и интеллектуального развития,
    borisdo69@mail.ru
    Борохов Б.Д.
    1, старший ординатор психиатрического отделения, лектор по клинической психиатрии,

    adsamuray@gmail.com
    Борохов АД, Многопрофильный госпиталь «Герцог»

    2
    реабилитационно-корригирующая программа «СЭла» для детей с проблемами поведения
    3
    Медицинский факультет иерусалимского Университета
    Внешний вид человека является неотъемлемой частью его конкретного психического состояния, как в частности, таки общего здоровья личности в целом. Он описывается в психиатрическом статусе пациента вовремя обследования. При этом оценивается не только состояние личной гигиены пациента, избыток или недостаток массы тела, но и соответствие одежды общепринятым социально-культурным нормам в обществе, включая соответствие определенному образу жизни (религиозность и соответствие конфессии, а также соответствие времени года и погодным условиям. Более того, обычная визуальная оценка внешнего облика происходит в це- фалокаудальном направлении, те. от головы к стопами справа налево. Считается, что эмоциональное восприятие одного человека другим при визуальном контакте, на уровне нравится – не нравится, происходит в течение первых 10 секунд. Здесь играет роль совокупность факторов, включающая в себя собственный опыт, стереотипы восприятия образа и соответствие реального образа тому, который предварительно создан нашим воображением, а также оценка степени угрозы со стороны образа другого не Я. Иными словами, когда вступает в силу оценочное суждение «свой–чужой», индивидуум сравнивает, насколько чужой похож на него, по одежде, внешнему виду, манере поведения и т. д. Чем больше сходств, тем меньше уровень тревожности, и наоборот. Поэтому люди, объединенные в какие-то неформальные объединения, создают свою
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    собственную униформу, включающую в себя не только специфическую одежду группы, но и знаки различия, манеру невербальных приветствий, прически, пирсинг и татуировки. По внешнему облику мы вряд ли спутаем байкера с панком, а скинхеда с кришнаитом (Борохов А, 1991). Нас заинтересовал феномен татуировки (Т) как постоянный элемент сознательно или бессознательно выбранного образа, добровольно нанесенный на тело, который всегда присутствует после нанесения, в отличие от одежды, прически и пирсинга (Егоров Р, 2004; Ельский А,
    1997; Борохов А, 1991). Исключение составляет небольшая группа татуировок, наносимых насильно с целью наказания, унижения и социального отчуждения (концлагерь, группа неприкасаемых в местах лишения свободы) (Борохов А, Исаев Д, Столяров А, 1990; Мелья- ненков Л, В качестве объекта исследования были избраны пациенты с кли- нически подтвержденным психиатрическим диагнозом (психические и поведенческие расстройства, имевшие татуировки и наблюдавшиеся в рамках госпитализации в психиатрических больницах и наркологических диспансерах, отбывавшие срок в тюрьмах и ИТК, обратившиеся за помощью к военному психиатру вовремя призыва или прохождения действительной воинской службы (Казахстан, Россия, Израиль. Все случаи как пациентов, таки контрольной группы, были лично наблю- даемы автором за период с января 1987 по январь 2017 год. Предметом исследования являлась изобразительная и смысловая интерпретация татуировок у 586 больных (498 мужчин и 88 женщин) с различными видами психических и поведенческих расстройства также человек – контрольная группа лиц без психических нарушений
    (232 татуировки. Также был проведен сравнительный и семантический анализ более 12 000 фотографий и рисунков татуировок из специальной и научно-популярной литературы и интернет-ресурсов. Психосеман- тический анализ графических изображений и символов сравнивался с имеющимся анализом в научной и научно-популярной литературе. Результаты. По результатам исследований было опубликовано три монографии и более 30 статей. Найдены следующие статистически достоверные корреляции между Т. и суицидальным поведением, Т. и агрессией, Т. и употреблением наркотиков, Т. и криминальным поведением, Т. и различными видами психопатологии и т. д.
    Как правило, носитель татуировки при выборе изображения, размера и локализации символа или рисунка руководствуется не только особен-

    243
    раЗдел VIII
    ностями своего внутреннего мира, но и требованиями той социальной группы, к которой он принадлежит. Иными словами, татуировка – это своеобразный индикатор характера человека, его приоритетов, ценностных ориентаций, складывающихся из целей и путей их достижения, его отношения к окружающему миру. Кроме того, сами татуировки зачастую несут в себе скрытую, зашифрованную информацию о стремлении ее носителя принадлежать к той или иной микросоциальной группе.
    Обращает внимание влияние психоконституционального типа на выбор татуированного изображения. Так, люди астенического телосложения, имеющие в своем анамнезе такие диагнозы, как шизоидное, шизотипальное, пограничное и истероидное расстройства личности, бредовые психозы шизофренического спектра, предпочитают татуировки мистико-магического содержания, в то время как татуировки других видов встречаются реже, люди гиперстенического телосложения, склонные к расстройствам аффективного спектра, предпочитают экзотические татуировки украшающего характера, которые бессознательно выполняют косметическую функцию, привлекая внимание только к определенной части тела. Нормостеники – люди, чей угол соединения реберных дуг составляет 90 градусов, в свою очередь, менее других подвержены психическим нарушениям, исключения составляют лица, страдающие расстройством личности, преимущественно неустойчивого круга и врожденной умственной отсталостью. Часть татуировок имела примитивно-знаковую символику, а также инди- видуально-памятные татуировки, связанные с каким-либо значимым событием в жизни, а также украшающие татуировки, целью которых было подчеркивание физической мощи или привлекательности владельца, типа узоры на рельефной мышечной поверхности, драконы, хищные звери, рыцари, гладиаторы и т. д.
    В условиях современного урбанизированного общества все больше и больше стираются индивидуальные черты личности, маскулинность и феминность взаимно перетекают друг в друга как сообщающиеся сосуды. Отсюда и возникает потребность в собственной индивидуальности и неповторимости, путем выражения себя через определенный нарисованный на своем теле образ. Или же подчеркнуть принадлежность к конкретной группе, что придает человеку не только определенный статус, но и ощущение уверенности, что за ним стоит группа ион не один.
    Мы пришли к выводу, что ни одно татуировочное изображение не наносится просто так, по нескольким причинам осмысление та
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    туированного образа и места нанесения рисунка на теле происходит или до нанесения, или после, и адресуется к тому, кто наблюдает эту татуировку. Человек выбирает конкретный образ, соответствующий, прежде всего, не только его половой идентификации, но и доминированию в характере маскулинных или феминных черт личности. Так, среди опрошенных 100 студентов медицинского факультета Иерусалимского Университета (2013–2017), не имеющих татуировок, на вопрос Если бы пришлось делать татуировку, какую именно бы Вы выбрали бабочку или меч, оказалось, что татуировку бабочка выбрало 94 % лиц женского пола, а татуировку меч – 97 % мужчин. Мы считаем, что феномен татуировки представляет научно-практи- ческий интерес для многих отраслей науки и нуждается в дальнейшем изучении AND PROBLEMS OF TATTOO

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта