Внешний облик. Материалы конференции. Материалы конференции внешний облик (А). Материалы всероссийской научной конференции
Скачать 1.34 Mb.
|
PSYCHOPATHOLOGY Borokhov B.D., 1, 2 adsamuray@gmail.com Borokhov A.D., 1, 3 borisdo69@mail.ru 1 Multi-profile hospital «the Duke», Jerusalem, Israel 2 SELA rehabilitation and corrective programme for children with behavioural problems 3 Department of psychiatry, faculty of medicine, University of Jerusalem РАЗНЫЕ ЛИКИ ЛУКИЗМА: ОТ МИФОТВОРЧЕСТВА К РЕАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ специалист по разработке спортивно-игровых реабилитационных программ для лиц с дефектами физического и интеллектуального развития, borisdo69@mail.ru Борохов Б.Д. 1, старший ординатор психиатрического отделения, лектор по клинической психиатрии, adsamuray@gmail.com Борохов АД, Многопрофильный госпиталь «Герцог» 2 реабилитационно-корригирующая программа «СЭла» для детей с проблемами поведения 3 Медицинский факультет иерусалимского Университета Прежде всего, надо признать, что индивидуальные и групповые отличия существовали всегда, столько же, сколько и существует само человечество. Когда общество в процессе эволюционного развития стало классовым, эти отличия становились более и более явными. Само понятие демократического общества подразумевает равные права для всех его членов. Поэтому между рабством как первым узаконенным дискриминационным фактом и собственно термином дискриминация лежит многовековая пропасть. Сегодня сам термин дискриминация (латин. discriminatio – различение) – ограничение и ущемление прав человека или группы людей по определенному признаку, раздроблен на два десятка новых терминов, включающих в себявнешний вид, расовую принадлежность, вес, сексуальную ориентацию, возраст, индивидуальные когнитивные способности, манеру поведения, наличие врожденных или приобретенных физических дефектов и т. д. Даже перенесенное психиатрическое заболевание путем общественной стигматизации может стать дискриминационным фактором в реабилитационном процессе (Сундеев И.Ю., 1989). Наиболее распространенными обобщенным из современных проявлений дискриминации является «лукизм» (Л) В ХХI в. Л. как поведенческий феномен является уже свершившимся фактом (Ла- бунская В.А., 2009). Многочисленные исследования и эмпирические наблюдения показывают, что люди (в своем большинстве) предпочитают общение с людьми, чья внешность находится в рамках границ, определенных этнокультурной традицией конкретных социальных групп. Благодаря процессам глобализации и расширившемуся в последние годы влиянию средств массовой информации границы предпочитаемой внешности сильно расширились. В свете преобладания как самих демократических процессов, включая рост смешанных браков, формирования однополых пар, таки расширяющейся политкорректности» происходит явный процесс сглаживания внешних отличий между людьми, который раннее позволял, с высокой степенью вероятности, идентифицировать человека по его расовой, этнической, религиозной, социально-экономической и даже половой принадлежности. Как подтверждение этому ежегодное увеличение производства одежды, помечаемой производителями как «унисекс» – одежды для обоих полов. В то время как происходит маскулинизация женщин, например, олимпийскими видами спорта стали тяжелая атлетика, дзюдо, параллельно растет и определенная феминизация мужского населения, выражающаяся в увеличении ассортимента косметических средств и украшений, ориентированных на мужчина в олимпийскую программу включено синхронное плавание для мужчин. Тенденции моды, выражающиеся в выборе цветов и фасонов одежды, все больше подчеркивают облик мужественности у женщин и женственности у мужчин. Одним из главных критериев внешности у молодежи становится вычурная экстравагантность, которая выражается не только в макияже, прическах и одежде, но ив увлечении пирсингом и татуировками (Борохов А, 2011; Борохов А, Ким О, Куджим Г, Недельская М, 2009). Этому способствует акцентирование СМИ на внешности людей, добившихся успехов в области культуры – музыкантов, певцов, актеров кино. Внешний облик диктует манеру поведения, соответствующую этому облику. Говоря иным языком, экстравагантная внешность диктует экстравагантное поведение. С одной стороны, толерантное отношение к экстравагантности внешности и поведения молодежи служит показателем социального благополучия общества. С другой – чрезмерное проявление толерантности может играть и отрицательную роль, в том числе постоянный рост требований со стороны любых меньшинство прекращении их притеснений и судебных процессов с требованием компенсаций за причиненный моральный ущерб. 247 раЗдел VIII Многочисленные эмпирические наблюдения показывают, что чем более общество является традиционным, тем жестче преследуются в нем отклонения во внешности и поведении от законодательно установленных норм. С другой стороны, экстравагантное поведение, выходя за рамки внешнего эпатажа, может представлять угрозу, как для самого молодого человека, таки для окружающих его людей (Губин В, Борохов А, 1990; Овчиннский В.С., Тем не менее, Л. – отношение к внешности как к главному критерию, определяющему потенциальную ценность общения, является показателем низкой социальной компетенции как личностной, таки профессиональной. Внешность – это один из инструментов биологической, социальной и индивидуальной личностной самореализации человека. Биологическая самореализация – это реализация генетически заложенных потенциальных качеств человека в рамках трех основных инстинктов – самосохранения, пищевого инстинкта и инстинкта размножения. Облик человека в рамках биологической самореализации играет ключевую роль, т. к. является внешним скрининг-тестом успешности его биологической адаптации, которая расценивается окружающими людьми как здоровье. Нормативная внешность является показателем того, насколько человек способен защитить себя в экстремальной ситуации как биологический организм. Критерии внешности, которые говорят о здоровье в рамках пищевого инстинкта – человек выглядит биологической особью, которая успешно добывает себе пропитание и использует добытую пищу себе во благо. Несоответствие веса человека границам возрастных и половых норм будет восприниматься окружающими как нездоровье в рамках пищевого инстинкта. Критерии внешности, которые говорят о здоровье в рамках полового инстинкта, – наличие четкой половой самоидентификации человека. Если внешность и поведение человека не соответствуют возрастно-половым нормам, принятым в конкретной культурной традиции, то человек не воспринимается здоровыми сексуально зрелым. Социальная самореализация – это реализация генетически заложенных потенциальных качеств человека в рамках сложившейся культурной традиции с целью достижения максимально высокого социального статуса. Внешность человека в рамках социальной самореализации выступает внешним экспресс-признаком успешности его адаптации как члена общества, показателем респектабельности. Индивидуаль- ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ но-личностная самореализация – это реализация генетически заложенных потенциальных качеств человека для достижения ощущения своего душевного равновесия. Человек коррекцией свой внешности пытается свое внутреннее самовосприятие сделать видимым для себя и окружающих. Успешность коррекции человеком самого себя выражается в душевном равновесии – человек чувствует, что его внешность (на данный момент) соответствует его представлению о себе. Примерами такой коррекции являются усиленные занятия спортом, в частности, бодибилдингом и бодишейпингом. Нанесение декоративных (не статусных) татуировок, увлечение пирсингом и операциями по коррекции своей внешности – все это попытки привести своей внешний вид в соответствие со своим внутренним самоощущением с целью достижения целостности своего Я. Все вышесказанное подтверждает, что Л. – оправданная биологическая поведенческая тактика, но человек, в отличие от животного, в состоянии корректировать свое биологическое поведение. Поэтому человек, который претендует на то, чтобы считать себя зрелой личностью, должен не только встречать по одежке, но принимать в расчет весь комплекс потенциальных поведенческих характеристик человека, о которых нельзя убедительно судить по его внешности. Маргинальное отношение к лукизму как поведенческому феномену, оказывает негативное влияние не только на конкретных людей, но и на общество в целом. Прежде всего, жертвами лукизма становятся люди, которые хотели бы вписаться в рамки определенных социальных групп, нов силу особенностей своей внешности не могут этого сделать. В эту категорию попадают люди, обладающие видимыми дефектами физического развития, и люди, чей рост и весне соответствуют возрастно-половым нормам мест их проживания. Другая категория людей – жертв лукизма: это люди, которые в погоне за стандартизированной моделью привлекательной внешности причиняют вред своему здоровью. Следует упомянуть и третью категорию людей, которые, сами того не подозревая, становятся жертвой лукизма. В эту категорию попадают люди, не обладающие интеллектуальной зрелостью и с высокой степенью внушаемости, эти люди руководствуются в своем поведении расхожими (или искусственно создаваемыми заинтересованными людьми) стереотипами. Такие подростки наиболее часто становятся жертвами манипуляций, в результате которых они оказываются вовлеченными в маргинальные молодежные объединения этнически-расового или религиозного толка. 249 раЗдел VIII Заключение. Лукизм – это, несомненно, вредное социально-психо- логическое явление, складывающееся из следующих аспектов. Общество оставляет за бортом потенциально перспективных своих членов из-за их внешности – характеристики, которая в современном прогрессивном обществе не может считаться ключевой. Общество толкает людей с непривлекательной внешностью к антисоциальному поведению – мстительности, агрессивности и жестокости. 3. Лукизм является показателем ксенофобии, в то время как ксенофо- бия – биологически обусловленный атавизм в поведении человека, который препятствует созданию условий для формирования зрелых конструктивных отношений между людьми. Вместе стем, стоит оговориться об опасности перекосов в борьбе с лукизмом: • Терпимость к внешнему виду должна находиться в четких оговоренных законом границах – внешний вид другого человека не должен наносить физический или душевный вред окружающим людям. • Терпимость к непривлекательному внешнему виду не должна превращаться в поощрение внешности, которая подчеркивает наличие физических недостатков. Такое отношение деструктивно влияет на желание молодежи стремиться к идеалам гармонии • Физическое несовершенство не может стать фактором, способствующим карьерному росту, как и фактором, оправдывающим антисоциальное поведение Все выше оговоренные проявления анти-лукизма на самом деле являются примерами той же дискриминации по внешности, нос обратным знаком. DIFFERENT FACES OF LOOKISM: FROM THE MYTH TO THE REAL ISSUES Borokhov B.D., 1, 2 adsamuray@gmail.com Borokhov A.D., 1, 3 borisdo69@mail.ru 1 Multi-profile hospital «the Duke», Jerusalem, Israel 2 SELA rehabilitation and corrective programme for children with behavioural problems 3 Department of psychiatry, faculty of medicine, University of Jerusalem ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДРУГОГО В СТРУКТУРЕ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ* 1 Бочарова ЕЕ. кандидат психологических наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. н.Г. Чернышевского, bocharova-e@mail.ru Постановка проблемы. Обобщение результатов многочисленных исследований феномена внешнего облика человека, выполненных на разных выборках ив разных исследовательских контекстах, свидетельствует о том, что физические характеристики внешности интерпретируются наблюдателем как свидетельства психологических особенностей социального объекта, выступающие механизмом идентификации посредством маркирования свои – чужие. Существенно возрос научный интерес к феномену дискриминационных установок, содержание и направленность которых определяется собственным опытом субъекта обыденного взаимодействия с Другими накопленным культурно-историческим опытом интерпретации Другого. Полагаем, что актуализация дискриминационных установок определяется сочетанием нескольких или множества различных признаков дискриминационной направленности (антропометрические, физические, этнические, эстетические, возрастные, половые и др, каждый из которых влияет на актуальное поведение субъекта дискриминации в зависимости от их эмоциональной и когнитивной значимости (Шамионов Р.М., 2018; Бочарова ЕЕ, 2019). Цель эмпирического исследования – фиксации признаков внешнего облика человека в структуре дискриминационных установок. Процедура и методы. Эмпирическое исследование выполнено на выборке (N = 168), средний возраст которой соответствует 27,63 (SD = 9,4); женского пола (78,6 %), студенты вузов г. Саратов – 74 человека) и работающие проживающих в городе (81,6 %) и селе. Фиксация дискриминационных установок и их содержания на эмоцио- * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00094 A. 251 раЗдел VIII нальном уровне осуществлялась посредством анкеты (Григорьева МВ, 2018). Респондентам предлагалось выразить степень своего согласия – несогласия по балльной шкале (от min – 1 до max – 5) с рядом утверждений, направленных на выявление дискриминационных установок оценку силы своих эмоций по отношению к представителям перечисленных групп. Изучение когнитивного компонента осуществлено посредством Шкалы базисных убеждений Р. Янов-Бульман (Падун МА, Котельниковой А.В., 2008). Результаты и обсуждение Результаты предпринятого ранее нами исследования базовых убеждений, выполненного на данной выборке, свидетельствуют об убеждении молодых людей в благосклонности окружающего мира, позитивном отношении к своей личности со стороны окружающих, в ценности собственного Я ив целом, об отсутствии склонности к проявлению дискриминационного отношения. Кроме того, выявлено наличие индифферентного отношения к внешнему облику Другого (Бочарова ЕЕ, 2018). Вместе стем структура предубеждения если у кого-то выражены внешние признаки другой, не моей, группы, то меня это настораживает раскрывается в наибольшем количестве взаимосвязей с эмоциями фиксация внешних признаковпредставителей иных этнических групп (r = 0,152*) и физически непривлекательных людей (r = 0,175*) сопровождается проявлением раздражения, готовности к спонтанному выражению агрессии. Внешняя непривлекательность Других, среди которых мигранты (r = 0,215**), пенсионеры (r = физически непривлекательные = 0,197*) выступает в качестве механизма идентификации скорее чужие, чем свои, вызывая отвращение, проявление которого сопряжено с предпочтением увеличения социальной дистанции. Фиксация физической непривлекательностиДругих(r = 0,154*) сопровождается актуализацией переживания злости и проявлениемагрессии кбомжам (r = 0,297**). В этом случае можно наблюдать усиление выраженности дискриминационной установки. Фиксация внешних признаковпред- ставителей иных религий (r = 0,174*), физически непривлекательных (r = 0,181*) имногодетных семей (r = 0,246**) сопровождается проявлением брезгливости, проявляющейся в готовности к ограничению контактов сними. Примечательно, что внешняя непривлекательность Другого вызывает интерес (r = 0,186*), вероятно, связанный с оценкой как минимум двух параметров болезни и чужой. Выраженность предубеждения в случае фиксации признаков статуса малоимущих ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ отличается большей устойчивостью на фоне отсутствия проявления сочувствия (r = -0,186*) и жалости (r = -0,185*) к ним. Заключение. Вполне очевидна эмоциональная значимость признаков внешнего облика представителей иных этнических групп и религий, мигрантов, пенсионеров, физически непривлекательных, лиц с низкими доходами, отличающаяся негативной направленностью и отражающая потенциальную готовность представителей молодежи к реализации дискриминационного поведения APPEARANCE OF OTHER” IN THE STRUCTURE OF DISCRIMINATION SETS OF PERSONALITY Bocharova E.E., bocharova-e@mail.ru Saratov State University 253 АРТ-МАКИЯЖ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗА кандидат культурологии, доцент, zaiceva-ia@mail.ru Зайцева И.А. 1 студент, Lorimam@mail.ru Пучкова А.А. 1 1 Самарский государственный институт культуры Креативность предстает как творческий потенциал личности, процесс раскрепощения ее творческих ресурсов, характеризующийся генерированием новаторских идей и способностью находить нестандартные решения стандартных проблем. Одним из феноменов современных креативных индустрий является мода, составной частью которой являются технологии создания креативного образа. «Образ – это отражение эмпирической действительности, непосредственно связанный с семиотическо-языковыми средствами выражения, восприятие и интерпретация которых аудиторией тесно связана с таким феноменом как видение. Образ становится видимым только посредством его изображения и имеет определенные графические и геометрические формы, цвет и пр (Самсонова ИВ, Зайцева И.А., 2013). Креативный образ – образ, отражающий идеи и чувства его создателя в виде звуков, слов, красок и пр, способный сочетать в себе несочетаемые элементы. Важной визуальной составляющей креативного образа является макияж. Макияж – это система действий и средств, направленная на зрительную трансформацию внешнего облика человека за счет выделения и (или) маскировки элементов и качеств лица с целью гармонизации, эстетизации и актуализации визуальной репрезентации личности в процессе социокультурной коммуникации (процессуальный и институциональный компоненты) (Пронькина А.В., В последнее время становится популярным такой вид макияжа, как арт-макияж, когда визажист выступает в качестве художника, а лицо или тело модели – холста. Через создание креативной арт-работы визажист заставляет окружающих посмотреть на свое творчество с другой стороны, увидеть свой внутренний мирили внутренний мир ВНЕШНИЙ ОБЛИК В РАЗЛИЧНЫХ КОНТЕКСТАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ модели. Его все чаще используют на модных показах, тематических фотосессиях. Современная мода призывает людей ходить по улице с разноцветными губами, тенями ярких оттенков. Видами креативного арт-макияжа являются макияж с элементами росписи лица (face painting), фейс-арт (авангардный макияж, фанта- зийный макияж, конкурсный макияж. Данные косметические практики украшения лица уже на уровне определения отражают разные модальности репрезентации лица человека в условиях современности креативный макияж – на уровне художественного творчества, роспись элементов лица наличествует как пограничный коррелирующий уровень между повседневностью и искусством. Основными особенностями арт-макияжа является использование таких приемов в оформлении креативного образа, как во-первых, использование новых форм стрелок (графика и разноцветные тона во-вторых, использование креативных накладных ресниц, либо создание авторских оригинальных ресниц в-третьих, применение эффекта мокрого лица, те. создание глянцевой кожи в-четвертых, использование в создании образа различных модификаций бровей (осветление, маскировка, наклеенные искусственные брови, окрашивание бровей в яркие цвета или, наоборот, в белый, бежевый, заросшие брови, акцентные брови, небрежно прокрашенные брови щеточкой для туши или одноразовой зубной щеткой, использование геля для укладки бровей. Также особенностью креативного макияжа является интересное цветовое решение, те. продуманная композиция и использование правила трех цветов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что арт-макияж – особый вид креативной практики человека, направленный на создание некоего выразительного образа на лице при помощи необычного сочетания декоративных средств и спецэффектов. Это выраженный в художе- ственно-творческой форме душевный порыв визажиста, воплощение на человеческом лице своих чувств, переживаний и фантазий. |