Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия всегда стремилась дать тот или иной ответ на вопросы: что такое человек, что составляет его сущность, в чем его главное отличие от всего живого на Земле

  • Кьеркегором

  • . Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец.

  • Личность-это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь.

  • Диалектика исторической необходимости и свободы

  • Второй вариант

  • Абсолютной свободы нет

  • §3. Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы

  • Гегеля

  • Понятие отчуждения широко используется в современной западной философии

  • §4. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте человечества

  • §5. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека

  • З АДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 7.1. Человек, индивид, личность

  • 7.2. Характеристика и типология личности

  • 7.3. Политическая система общества и личность

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница31 из 43
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   43
    ГЛАВА VIII

    Проблема человека в философии

    §1. Личность и общество

    На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философия всегда стремилась дать тот или иной ответ на вопросы: что такое человек, что составляет его сущность, в чем его главное отличие от всего живого на Земле?

    Какая бы проблема природного бытия или общественной жизни ни осмысливалась, она так или иначе касается человека, понимания его природы и сущности, смысла его жизни.

    Философских взглядов на сущность человека, предназначение и смысл его бытия существует очень много. Начало им положили концепции древнегреческих философов, которые понимали человека как существо разумное, более причастное, чем другие существа, к объективному бытию, космосу, природе, логосу, вечным идеям и сущностям. Исключительность положения человека в мире особенно подчеркивал Протагор в известном изречении: "Человек есть мера всех вещей". Все, что необходимо человеку, он должен найти в природе, в обществе и в самом себе.

    В античной философии известны и другие учения о человеке. Так, Платон считал, что собственно человеком является только душа, а тело есть низшая и враждебная для души материя.

    В античной философии заложены основы натуралистического антропологизма, а затем и эволюционизма, а также разнообразные концепции человека, основанные на дуалистических и идеалистических принципах.

    В 30-40-е годы XIX в. осуществился поворот философской мысли к конкретному человеку. Этот поиск велся в нескольких направлениях. Одно из них связано с датским философом Кьеркегором, который создал своеобразную религиозно-философскую концепцию человека. Ее существенной чертой является положение о том, что действительное бытие человека есть отношение человека к самому себе.

    Человек, по мнению философа, первоначально греховное и конечное существо, замкнутая духовная монада, и всякие природные формы человеческой общности (род, семья, государство), как и другие люди, находятся с ним только в чисто внешних отношениях. Эти отношения не имеют глубинного, сущностного характера и поэтому не затрагивают личное, субъективное. Благодаря этому человек и способен к неповторимо-индивидуальному постижению "действительного смысла" своего существования, своих страданий, своего отчуждения от общества, реальных жизненных отношений, в которые "замкнут" не по своей воле. Осознание этого и означает действительную свободу человека. Кьеркегор создал своеобразную религиозную антропологию, которая немногим отличается от традиционной теологии. Призыв к безоглядной преданности Богу, утверждение об абсолютной независимости человеческой субъективности от объективного мира не позволяет решить проблему, что такое человек.

    В этот период формировался и иной подход к проблеме человека. Он связан с именем немецкого философа Л. Фейербаха, который утверждал, что человек есть психофизическое существо, в котором душа и тело не могут быть отделены друг от друга.

    Для того, чтобы "получить" целостную концепцию человека, нужно прежде всего обозначить методологические принципы, опираясь на которые только и можно решить вопросы о его природе, сущности и существовании.

    Человек - самое сложное природно-биологическое создание, которое обладает определенными биологическими потребностями, функциями, инстинктами и другими формами психики.

    Но сущность человека не сводится к биологической жизнедеятельности, ибо сама эта жизнедеятельность специфическая и заключается в том, что человек есть существо социальное. Такие человеческие качества, как мудрость, социальность, способность к целенаправленности, продуктивной деятельности, созданию особенного мира культуры и др. есть результат социальной эволюции, конкретно-исторических общественных связей и отношений, исторических эпох и цивилизаций. Поэтому сущность человека не может быть понята вне общества, в котором он живет. Человек - это продукт и субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры. Он есть единство природы и истории, продукт социальной среды, определенной совокупности общественных отношений и одновременно их творец.

    Определение сущности человека дает возможность понять, что является неотъемлемым и определяющим фактором его бытия как человека, что сделало его человеком и что постоянно обновляет все характерные для человеческого рода качества. Таким фактором, таким вечным и естественным условием человеческой жизни является труд, который только и может осуществляться в определенных общественных отношениях. В процессе преобразования природы преобразуются и сами общественные связи и отношения. Тем самым человек неизбежно преобразует и условия своего существования. Благодаря этому содержание человеческой сущности никогда не остается неизменным. В процессе общественно-исторической практики оно наполняется новым конкретно-историческим содержанием, зависит от характера общественных отношений.

    Включенность человека в разнообразные формы социальной деятельности есть всеобщий признак человека, выражение его универсальной родовой сущности.

    Общественная сущность человека выражается в индивидуальной особенности мыслящего и действующего индивида. Определенная совокупность социально значимых качеств и создает неповторимое индивидуальное целое - человеческую личность, которая обладает своим внутренним миром и своими личными интересами.

    Личность-это индивид, наделенный системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь.

    Человек как личность выступает одновременно объектом и субъектом общественной жизни. А способом реализации социальных качеств человека является активное участие личности в общественной жизни. Общество не просто окружает индивида, создавая его как личность, но и живет "внутри" его.

    В отношениях к действительности человек всегда ориентируется на свои стремления, потребности, цели.

    Диалектика исторической необходимости и свободы. Среди философских вопросов, которые всегда находятся в центре внимания мыслителей, важное место занимает проблема свободы. В философских концепциях рассматривается свобода воли, свобода совести, свобода действий, свобода определения и т.д. Общий смысл этой проблемы связан с ответами на вопросы: может ли быть свободным человек, можно ли считать действие человека результатом его свободного выбора, какие пути ведут к свободе, свобода абсолютна или относительна? Существует несколько вариантов решения проблемы свободы.

    Первый из них связан с полным отрицанием свободы человека. Сторонники подобной позиции считают, что любой поступок причинно обусловлен, а если поступок имеет причину, значит, человек не свободно определяет действие, а только подчиняется воздействию внешних обстоятельств. Подобная аргументация ведет к фатализму, признанию религиозного, мистического предопределения (рока) жизненного пути человека, истории народов и государств. Согласно этой позиции, все действия человека жестко предопределены какой-то сверхъестественной силой: Богом, судьбой, всемирной волей, абсолютным духом и т.д.

    Второй вариант связан с противоположным пониманием свободы. Его сторонники считают человека абсолютно свободным существом. Все поступки и действия, начиная с простейшего поведения и элементарной жизненной практики и заканчивая крупнейшими историческими событиями, решающими судьбу целых народов и стран, зависят целиком и полностью от собственной воли людей. Это позиция так называемого волюнтаризма.

    Третий вариант понимания свободы связан со стремлением преодолеть крайности вышеприведенных позиций. Смысл его раскрывается в признании того, что жизнь человека и общества направляется некой не зависящей от них силой, определяется объективными обстоятельствами, но человек в той или иной степени способен познать природу и характер внешних причин и воздействовать на них, изменять действительность в соответствии с личными представлениями и интересами. Тем самым признается относительный характер свободы. Абсолютной свободы нет, но это не значит, что свобода совсем невозможна. Свобода существует, но есть и границы ее существования, т.е. условия и обстоятельства, которые становятся препятствиями на пути реализации свободы.

    Подобную точку зрения на свободу отстаивает философия марксизма. Здесь свобода трактуется как конкретно-историческая категория, а свобода выбора рассматривается как свобода человека ставить цели и строить идеальные модели поступка. И если экзистенциалисты сводят свободу только к свободе выбора, свободе мысленного преобразования действительности, т.е. фактически к идее свободы, то марксизм считает, что сами по себе идеи ничего не могут изменить, а для существования идеи, в том числе и идеи свободы, требуются практические усилия, реальные действия индивидов и групп людей.

    Еще Спиноза писал о том, что свобода есть познанная необходимость. Ф. Энгельс утверждал, что познание внешних причин и обстоятельств не является самой свободой, а представляет собой только необходимые условия для ее реализации. Свобода есть основанная на познании (но не тождественная ему) возможность принимать решения, возможность "заставлять" законы природы действовать с определенной целью, господство над ними и над внешней природой. Чтобы быть свободным, человек должен иметь возможность осуществить ряд взаимосвязанных действий, которые в своей совокупности создают особое "поле" свободы. Для этого человек должен сознательно, а значит, и свободно выбирать цели своих действий, а также средства для их осуществления. Наконец, признаком действительной свободы является ответственная позиция человека, который осуществляет свой выбор на основе научных знаний о действительности.

    §2. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода

    Многогранность общественных отношений обусловливает разнообразие проявлений свободы. Жизнедеятельность человека осуществляется в разных сферах общественного бытия, и в зависимости от этих сфер выделяют экономическую, политическую, духовную, моральную свободу. Выделяют также два диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный и объективный.

    Путь к свободе - это путь всестороннего развития духовных и физических сил личности в условиях гармонии общественных и личных интересов, которые раскрывают творческий потенциал и смысл жизни человека.

    §3. Философский анализ отчуждения:

    сущность, социально-исторические причины и формы

    Термин "отчуждение" имеет множество разных значений. У Аристотеля он расшифровывается как "исключенный из общества" или как "передача собственности другому". В христианской теологии считается, что язычники "отчуждены от жизни Божьей".

    Истоки идеи отчуждения можно найти в работах теоретиков "общественного договора" Гоббса и Руссо. Для них отчуждение - это акт добровольной передачи человеком своих прав государству, в результате чего государство приобретает самодовлеющее значение, становится как бы над человеком, превращается в источник "добровольного" насилия над ним. В понимании Гегеля эта категория означает акты отчуждения абсолютной идеи в природу, мир объектов, который трактуется как мир "отчужденного духа".

    Фейербах использовал категорию отчуждения для объяснения природы религии и сущности идеалистического мировоззрения. Религию он трактовал как отчуждение человеческой сущности, а идеализм - как отчуждение разума. Процесс преодоления отчуждения Фейербах связывал с переориентацией сознания и утверждением культа Богочеловека.

    Большое внимание анализу отчуждения уделял Маркс. Он связывал отчуждение с определенной ступенью в развитии общества, считал его причиной разделения труда, в результате чего происходит отчуждение родовой сущности человека, "частичным" носителем определенных функций, рабочей силой определенного качества, личностью, которой извне навязана определенная роль. Маркс показал, что сама экономическая природа общества, основанного на господстве принципа частной собственности, эксплуатации наемного труда, порождает отчуждение в экономической сфере, которая и обусловливает все остальные формы отчуждения:

      • отчуждение человека от общества, результатом которого является индивидуализм и эгоизм;

    • отчуждение человека от политики, которое ведет либо к пассивной позиции равнодушного наблюдателя, либо к конформизму, неосмысленному соглашательству;

    • отчуждение от социальных институтов, которые превращаются в сознании индивида в бюрократические организации, стоящие над ним;

    • отчуждение человека от труда, его содержания и результатов, что порождает эксплуатацию труда, товарный фетишизм, безудержное потребление;

    • отчуждение человека от культуры, что выражается в бездуховности, замене действительно культурных ценностей эрзацами "всеобщей культуры", контркультуры и т.д.;

    • отчуждение человека от достижений науки и техники, что порождает сциентистские ориентации, индустриальный фетишизм;

    • отчуждение от морали, что проявляется в аморализме, оправдании зла, насилия, безжалостности и эгоизма;

    • отчуждение человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей, одиночеством;

    • отчуждение человека от самого себя, что ведет к "разделению" человеческого "Я", деперсонализации личности и др.

    В марксистской интерпретации понятие "отчуждение" характеризует процесс и его результат в определенных социально-экономических условиях, превращение результатов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека во что-то независимое, внешнее, чаще враждебное ему. Для того чтобы уничтожить отчуждение, недостаточно только осознать неразумность, недействительность нахождения человека в ситуации отчуждения (как это видим у Гегеля). Маркс связывал этот процесс с уничтожением бесчеловечных структур, институтов и общественных отношений.

    Понятие отчуждения широко используется в современной западной философии. Так, представитель неофрейдизма Фромм считает отчуждение болезнью современного общества, следствием "досконально человеческой ситуации", сущность которой в наличии глубокой бездны между человеком и природой.

    Теоретик постиндустриального общества Белл, полемизируя с Марксом, видит причину отчуждения в социотехнических и технологических факторах труда, а возможности преодоления отчуждения связывает с процессами гуманизации труда, сокращением рабочего дня, привлечением рабочих к управлению и т.п.

    Анализ исторической практики, характерным моментом которой является движение за социальное освобождение, наглядно показывает, что преодоление отчуждения в одной его форме может вести к усилению в другой.

    §4. Проблема смысла жизни и смерти

    в духовном опыте человечества

    Разум и труд резко отличают человека от животного, но не приносят ему полного осознания противоречивости и принципиальной незавершенности бытия. С одной стороны, в процессе деятельности человек удовлетворяет свои потребности, но никогда не останавливается на достигнутом, перед ним возникают новые проблемы, трудности, которые приходится преодолевать. С другой - он хорошо знает, что наступит момент, когда жизнь оборвется, и ничто больше не вернет его к повседневным хлопотам, наполненным поиском благосостояния для себя и общества. В результате внутренняя напряженность, которая толкает человека к решению вопроса: в чем смысл жизни? Философия дает несколько ответов:

    • человечество не имеет никакого значения, оно — ошибка природы, человек всегда остается один на один с нерешенным вопросом о смысле своего бытия (точка зрения экзистенциалистов);

    • определение смысла человека имеет сверхъестественный и внебиологический смысл. Если разгадка проблемы не достигается в мире телесном несмотря на напряженные поиски, следует верить в бессмертную душу, освобожденную от тела и отнесенную к бесконечности (теологический ответ на вопрос);

    • стремление к бесконечности удовлетворяется отождествлением человека с обществом: конечность (смертность) отдельного человека входит в вечное существование человечества, и смысл существования индивида заключается в служении обществу. Это, вероятно, наиболее разумное решение вопроса. Однако оно не в полной мере объясняет тот факт, что индивид как существо не только рациональное, но и чувственное, эгоистическое, желает бесконечности для себя, а не для общества. Мало выяснить акценты, перенесенные из индивидуальной сферы в плоскость общественного прогресса, надо, чтобы люди видели и осознавали определенные конечные цели своей жизни.

    Представления о жизни, смерти и бессмертии в ходе истории менялись в зависимости от состояния знаний людей. Они всегда противопоставлялись друг другу, как абсолютно противоположные. Религия, например, всегда считала, что после смерти у человека начинается что-то более ценное, чем при его земной жизни.

    Заметим, что жизнь— это постоянное самообновление, сущность которого заключена в развитии клеток и органов, и этот процесс обновления и есть время жизни человека. Значит, живое есть единство противоположностей - жизни и смерти.

    Смерть - это остановка жизнедеятельности всего организма в Целом, регресс, переход от более высокого уровня движения к более низкому, что носит закономерный характер. И тем не менее человек всегда воспринимает смерть как самое страшное и непонятное ему явление.

    Важной философской проблемой всегда был вопрос, для чего живет человек, в чем смысл его жизни. Этой темой интересуются как материалисты, так и идеалисты, но по-своему ее трактуют. Так или иначе, жизнь и смерть исключают одно другое, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым моментом и закономерным итогом жизнедеятельности организма, осознание неизбежности смерти, убеждение в том, что человек живет только один раз, требует активности, побуждает людей создавать материальные и духовные ценности, бороться за осуществление определенных идеалов. Ощущение границы жизни заставляет человека принимать какие-то решения, действовать.

    Если человек осознает необходимость и пользу своего общественного труда, то проблема личной смерти для него не исчерпывается фактом физической смерти. Такие люди составляют часть целого, всего общества, они смотрят в будущее. Из этого вытекает, что смерть индивида как определенного представителя человеческого рода ни в коем случае не перечеркивает творческое наследие личности. Из деятельности талантливых людей в прошлом складываются, например, наши сегодняшние достижения в искусстве и культуре, которые по своей сущности бессмертны, ибо будут служить новым и новым поколениям, обогащая духовное наследие человечества.

    Смысл жизни человека в том, чтобы он осуществил свою свободную деятельно-творческую сущность. По мере развития общества, это понятие всегда означает что-то новое, иное, учитывая опыт прошлого и прогнозы на будущее.

    §5. Ценности, их классификация и роль

    в жизни общества и человека

    В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выражение "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

    Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или моральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо определить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

    Безусловно, необходимо отметить существование общих ценностей, которые выступают как определенные регулятивные принципы человеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных ценностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

    Действительно, общество есть живой организм, который функционирует и развивается. Каждая система имеет свои законы зарождения, функционирования и перехода, превращения в другой социальный организм со своими социально-культурными ценностями. Но не только они создают основное содержание развития общества. Механизм социализации человека значительно сложнее и противоречивее, чем это кажется на первый взгляд, ибо само функционирование ценностей и ценностно-ориентировочной деятельности человека связано не только и не столько с простым механизмом приспособления взглядов, становлений, мотиваций установок к существующим нормам, стандартам поведения, к выполнению ролевых функций и социальным институтам. Конечно, каждый человек оценивает свое поведение с точки зрения социальных ценностей, которые осознаны им как необходимые, целенаправленные и полезные прежде всего для себя. Это значит, что социальные нормы наиболее действенны и эффективны только тогда, когда они отражают или удовлетворяют интересы и потребности личности, становясь компонентами ее индивидуального сознания. Только в этом случае можно говорить о высших формах социализации - саморегулировании и самоконтроле за своим поведением. Фиксация только идеальных мотивов "выбора" ценностей совсем не отвечает на ряд так называемых "вечных" вопросов, в том числе и на вопрос, что является связующим звеном между культурными ценностями и человеком, личностью в конечном итоге. Однако только ль личный выбор тех или иных ценностей определяет действие личности? Конечно, нет. Сюда можно причислить и отношение человека к природе и самому себе, предметно-вещественному миру, истории и ее смыслу, к существующему обществу, его идеалам, традициям, общепринятым нормам поведения, началом и связующим звеном всех этих отношений является предметно-практическая деятельность людей, которая осуществляется в разнообразных организационно-коммуникативных формах.

    Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено в сферу действенно-практических связей системы "человек - окружающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-исторический базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

    Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в целом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценностей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

    Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные).

    К материальным ценностям относятся потребительные стоимости, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

    Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.

    Политические ценности - это демократия, права человека.

    Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этические— это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические — область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей - предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

    Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. Например, добро, справедливость как ценности существуют не фактически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

    Человечество не только создает ценности в процессе общественно-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оценки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности. Как один из сложных и специфических моментов познания действительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная. Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объективная истина.

    Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятельности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

    Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

    Моральная оценка представляет собой важнейший элемент морали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

    Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые сами в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

    Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззрения, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

    Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей является обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию человека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, выступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловеческие. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации. Развитие человечества - естественно-исторический процесс. Общечеловеческие ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализируются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию ценностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социально-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

    Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем культуры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет человек, формируется как личность. Они — действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопределению, включению в конкретно-исторические условия культурного бытия.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    7.1. Человек, индивид, личность

    1. "…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".

    • Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

    • Кого имеет в виду К.Маркс: а) индивид, б) личность или в) человек как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ.

    1. "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг другу".

      • Объясните данное высказывание К. Маркса.

    2. "Когда идет борьба за отечество или за идею, пусть в минуты, отдыха зоолог в своем кабинете исследует формы инфузорий; пусть скульптор в своей мастерской отделывает голову Афродиты. Но минута настала, когда они не как ученые, не как художники, но как люди нужны в рядах своих единомышленников; тогда они нравственные уроды, если не бросят микроскопа и резца, чтобы делом, жизнью служить отечеству или идее"

      • Согласны ли вы с позицией автора?

      • Не идет ли речь в приведенном высказывании о раздвоении личности?

    3. "Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я — порождение обстоятельств". (Наполеон).

      • О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь?

      • Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

    4. В современную эпоху на макроуровне социальной действительности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья.

      • Согласны ли вы с данным утверждением?

    5. Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?

    6. Если генетически племя предшествует народности, а народность нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.

      • Проанализируйте это положение.

    7. "В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил внимание на специфику проблемы "человек- машина". Он указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху формирует бездуховный и антигуманный образ человека, разрушающего посредством машины свое единство с природой, деформирующего свою гуманистическую иерархию ценностей".

      • Как, по мнению ряда философов возможно остановить этот процесс?

      • Что означает понятие "человеческая революция"?

    7.2. Характеристика и типология личности

    1. При рассмотрении проблемы типологии личности на семинарском занятии были высказаны следующие мнения:

    1. Типология личности сводит все сложное и неповторимое, присущее личности, к каким-то группам и рассматривает каждую личность как представителя той или иной группы, которая обладает общими характерными свойствами, чертами, направленностью и т.д.

    2. Типологический подход к личности огрубляет характер личности, он является лишь первым приближением к ее действительному богатству.

    3. Типология личности практически и теоретически позволяет глубже понять некоторые общие черты, свойственные тем или иным людям.

    4. Разработка типологии личности необходима для воспитания и самовоспитания, пожалуй, для счастья каждого человека. Осознание типологии личности влияет на выбор деятельности, на воспитание и развитие каждого человека.

      • Проанализируйте представленные здесь точки зрения.

    1. Примеров типологии личности довольно много в зависимости от критериев, по которым она осуществляется. Личности делятся на группы;

    1. по профессиональному признаку, например, по принципу наибольшего соответствия той или иной профессии;

    1. темпераменту (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) или по типам нервной системы, которые в основном совпадают с типами темперамента.

      • Продолжите характеристики типологии.

    1. Дж. Холланд выделяет шесть типов личностей: а) реалистичный, б) интеллектуальный, в) социальный, г) стандартный, д) предприимчивый, е) художественный. Причем каждый из них характеризуется определенными качествами ума, характера, темперамента.

      • В чем достоинства и недостатки такой типологии?

    1. Немецкий психолог Э. Кречмер в основу типологии личности брал физическую конституцию, которая, как он подчеркивал, соответствует особенностям темперамента и характера. Он выделял пикнический, астенический, диспластический типы и давал характеристику особенностей психики каждого.

      • Как вы оцениваете эту типологию?

    1. "Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы остаются".

      • Почему остаются? Прокомментируйте данное положение.

    1. К. Маркс указывал, что "человек... смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку".

      • Как вы понимаете эту мысль К. Маркса?

    1. Возведя в ранг первичных и универсальных отношений связь между трудом и досугом, Ж. Дюмазедье делает вывод о появлении новых типов личности, новых общностей, основанных на совместном (групповом) использовании того или иного вида деятельности в сфере досуга. Речь идет о добровольных ассоциациях рыболовов, спортсменов, самодеятельных музыкантов и т.д. В конечном счете, согласно утопии французского социолога, эти ассоциации должны послужить ядром для возникновения в рамках капитализма одного внеклассового типа личности с едиными характеристиками, важнейшими из которых Дюмазедье считает отрицательное отношение к прошлому, стремление убежать от реального настоящего и безразличие к будущему.

      • Согласны ли вы с позицией автора?

    1. "Книги должны отлежать свой срок в земле, которая... безжалостно сдирает с них кудри и румяна моды, шпаклевку накладного оптимизма, как это произошло с Марлинским, Кукольником, Озеровым - им при жизни были выданы талоны на бессмертие... А то еще был в пушкинскую эпоху некий поэт Тимофеев, провозглашенный за величайшего гения. Ему принадлежит неизгладимое сочинение под названием "Борода ль моя, бородушка".

    Словом, только чистому золоту дано выдержать испытание забвением".

      • Что, на ваш взгляд, является критерием гения?

      • Изменяются ли эти критерии? Если да, то по какой причине?

    1. Французский социолог Н. Навиль считает, что ныне все классы носят маски, подвержены галлюцинациям, склонны к бюрократизации и что теперь все социальные конфликты переносятся из сферы межклассовых отношений между социопрофессиональными группами.

      • Каковы социальные цели этой точки зрения?

    7.3. Политическая система общества и личность

    1. Некоторые буржуазные социологи считают, что исторический материализм абсолютный суверенитет государства ставит над личностью, отрицая ее права и нивелируя ее.

      • Опровергните этот тезис.

    1. "Политика- это помойка"- такая характеристика дается политической жизни буржуазного общества во многих ответах представителей самых различных слоев населения. Отношение к политическим деятелям принимает нередко характер "подлинно классовой ненависти".

      • Чем вы объясните подобное отношение к политике в буржуазном обществе?

    2. Среди идеологов современного буржуазного общества широко распространена концепция "персонализация власти", суть которой в идеалистическом подходе к соотношению народных масс и личности в истории и политике, в преувеличении роли "носителя власти". Политическая власть, как правило, рассматривается с точки зрения личных качеств того или иного государственного деятеля, его воли и комплекса побуждений.

      • Какова точка зрения исторического материализма по этому вопросу?

    3. Профессионально-квалифицированные характеристики работника не только находят прямое проявление в его экономических результатах, но и в конечном счете представляют собой самостоятельную общественную ценность. В этой связи ликвидация неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства является не только экономической, но и социальной задачей.

      • Как осуществляется эта задача в Республике Беларусь?

    4. Для того, чтобы освоить любую профессию, индивид вынужден овладеть определенными алгоритмами деятельности. Количество алгоритмов, которым должен следовать каждый человек, желающий стать специалистом, из года в год растет. Наш век - век невиданной стандартизации производства, охватывающей как продукты труда, так и технологию и производственно-техническую структуру отношений между людьми. Автоматизация - это лишь материализованный алгоритм.

      • Не несет ли с собой прогресс профессиональной деятельности стандартизацию всей нашей социальной жизни, стандартизацию общества, коллектива, стандартизацию личности? Дайте развернутый ответ.

    5. "...Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей".

      • Как вы понимаете данное высказывание В.И. Ленина?

    6. "...Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает".

      • Основываясь на данном положении, покажите возросшую значимость ответственности, исполнительности, дисциплинированности и инициативности служащих, рабочих и крестьян на современном этапе развития общества.

    7. "...История носила бы очень мистический характер, если бы "случайности" не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих "случайностей", среди которых фигурирует также и такой "случай", как характер людей, стоящих вначале во главе движения".

      • Раскройте смысл суждения К. Маркса.

    8. П. Навиль механически выводит из технического характера труда модели поведения рабочих. В зависимости от технической его формы он различает четыре психологических типа работника: апатичный, капризный, стратегический и консервативный.

      • Объясните, в чем состоит методологическая несостоятельность подобной классификации.

    9. Человек свободен в выборе направления своих действий. Деятельность человека подчинена объективным социальным законам.

      • Не противоречат ли друг другу эти утверждения?

    10. "Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного".

      • Разделяете ли вы взгляды Н.Бердяева на соотношение единого и общего в социальном бытии?

    11. "Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах.

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово".

    А. Ахматова

    • О каких социальных качествах человека идет речь?

    1. "Счастлив, кто посетил сей мир

    В его минуты роковые

    Его призвали всеблагие

    Как собеседника на пир;

    Он их высоких зрелищ зритель,

    Он в их совет допущен был

    И заживо, как небожитель.

    Из чаши их бессмертье пил".

    Ф. Тютчев

    • О каких формах проявления личности идет речь?

    1. "Как дымный столп светлеет в вышине! —

    Как тень внизу скользит неуловима!

    "Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, —

    Не светлый дым, блестящий при луне,

    А эта тень, бегущая от дыма".

    Ф. Тютчев

    • О каких противоречиях в жизни человека говорит Ф. Тютчев?

    1. "Смерть и время царят на земле —

    Ты владыками их не зови;

    Все, кружась, исчезает во мгле,

    Неподвижно лишь солнце любви".

    А. Соловьев

    • Согласны ли вы с тем, что "солнце любви" - главный мотив жизни человека?

    1. Могучие ветры истории проносятся над головой человека и часто превращают его в песчинку, заброшенную в глухие края. Но человек должен активно включиться в историю, а история должна дать человеку счастье. Человек не имеет права не быть счастливым, а история не имеет права обделять человека судьбой.

    • Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что судьба человека в его собственных руках?

    1. Духовное развитие человека должно идти через общество, во имя людей, а развитие общества должно идти через человека, во имя личности.

    • Согласны ли вы с этой мыслью?

    Нет прогресса вне гуманизма, и нет гуманизма вне общественного прогресса. Эту проблему рассматривает И. Нилин в повести "Жестокость".

    • В чем суть данной концепции?

    1. "Мир не хлам для аукциона.

    Люди мы, а не имя рек.

    Все прогрессы - реакционны,

    Если рушится человек".

    А. Вознесенский

    • Раскройте диалектику духовного и материального прогресса.

    1. "Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли тебе понять намеки неба? Заметь: в этой жизни мы все время болеем - то этой болезнью, то другой... Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?".

    • Определите свое отношение к высказываниям Сенеки.

    1. "Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери... Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии".

    • Признаете ли вы то предназначение философии для человека, о котором говорит Марк Аврелий?

    • Чем, на ваш взгляд, измеряется продолжительность жизни человека?

    1. "В свое время Паскаль заметил, что ветвь никогда не может постичь смысла всего дерева. Современная биология показала, что всякое живое существо замкнуто в своем специфическом окружении и практически не способно вырваться за его пределы. И хотя человек занимает исключительное положение, хотя он может быть необычайно восприимчив к миру и весь мир может выступать его окружением, все же кто может поручиться, что за пределами этого мира не существует какого-нибудь сверх мира?... Домашнему животному неведомы цели, ради которых человек его приручает. Так откуда же и человеку знать, какова "конечная цель его жизни, каков "сверхсмысл вселенной?" (В. Франкл).

    • Выделите проблемы, о которых идет речь в высказывании Франкла.

    1. "Сегодня все чаще слышны пророчества гибели. Хотя они выполняют важную функцию привлечения внимания к опасным тенденциям в нашей нынешней ситуации, но в них не учтено обещание, заключенное в достижениях человека в естественных науках, психологии, медицине и искусстве. А эти достижения отражают наличие мощных плодотворных сил, не вяжущихся с картиной разлагающейся культуры".

    • Что должно делать человеческое сообщество для сохранения своего будущего?

    1. "Подведем итоги рассмотрения проблемы человека в различных философских направлениях: "Было выяснено, что человек есть .единство телесного и духовного... Следует, однако, отметить, что ныне термин "душа" употребляется не столь часто, как в античности и средневековье. Вместо термина "душа" используют синонимичные ему термины "психика", "внутренний мир человека"... Сколь бы причудливым образом ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете речь идет о его психике, сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п.".

    • Дайте краткую характеристику оценки проблемы человека в современной западной философии:

    1. философии жизни;

    1. экзистенциализме;

    1. феноменологии;

    1. философской антропологии.

    1. "Если человек черпает свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами... Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человеческими".

    • Сформулируйте свое отношение к позиции К. Маркса.

    • Что вы понимаете под "обстоятельствами человеческими"?

    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   43


    написать администратору сайта