Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.3. Элементы и структура общественного сознания

  • 8.4. Формы общественного сознания

  • 8.5. Закономерности развития духовной жизни общества

  • 8.6. Общественное и индивидуальное сознание

  • 8.7. Определение обыденного сознания 1)

  • 8.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура 1)

  • 8.9. Развитие обыденного сознания

  • 8.10. Определение общественной психологии

  • 8.11. Уровни общественной психологии

  • 8.12. Элементы и структура общественной психологи.

  • 8.13. Определение идеологии

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница33 из 43
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   43

    8.2. Уровни общественного сознания

    1. В одних случаях видение мира, а следовательно, и его результаты, определяются настроением социальной группы, ее стремлениями, идеалами. В других случаях информационный поиск детерминируется интересами, стремлениями, идеалами, связанными не с отношениями между социальными группами, а с отношением людей и природы. Здесь, видимо, можно говорить о двух уровнях общественного сознания.

    • Перечислите факты сознания, относящиеся к каждому из этих уровней.

    • К каким ошибкам может привести смешение этих уровней?

    1. Об идеологии говорят как о теоретической форме общественного сознания в отличие от социальной психологии, которую не относят к какому-нибудь понятию; науку относят к теоретической форме сознания, а обыденные знания нет.

    • На каком основании противопоставляются теоретический и нетеоретический уровни общественного сознания.

    1. Вместо чисел назовите соответствующие формы общественного сознания (см. рис. 1).



    Рис.1.

    1. В каком секторе (рис. 1) можно поместить название каждой из перечисленных ниже форм общественного сознания:

    1) политическое сознание, 2) правовое, 3) обыденное сознание, 4) нравственное сознание, 5) наука, 6) социальная психология, 7) религиозное сознание, 8) философия?

    • Дайте аргументированный ответ.

    1. Общественные интересы выполняют системообразующую

    функцию на всех уровнях общественной духовной деятельности. На уровне социальной психологии они выступают в форме устойчивого построения социальной группы, в форме стихийно возникающих влечений. На теоретическом уровне они предстают в виде идеалов, убеждений, точек зрения, всевозможных критериев и т.д.

    • Раскройте смысл этого положения.

    1. Обыденное сознание - это такое сознание, которое направлено

    на круг явлений, не обязательно требующих для своего практического использования научного подхода, которое основано на житейско-эмпирических знаниях и навыках, добытых вненаучным путем.

    • На какой посылке строится противопоставление обыденного сознания теоретическому?

    • На чем еще можно строить противопоставление общественной психологии и идеологии, обыденного знания и науки?

    8.3. Элементы и структура общественного сознания

    1. История свидетельствует, что вожди контрреволюции в конечном итоге терпели поражение.

    Почему это? А единственно потому, что у контрреволюции нет никаких лозунгов, способных привлечь массы. Наоборот, "политические преобразования в действительно демократическом направлении, а тем более политические революции, ни в коем случае, никогда, ни при каких условиях не могут ни заслонить, ни ослабить лозунга социалистической революции".

    • Являются ли лозунги компонентом только одной формы общественного сознания?

    • Какие возможны отношения между лозунгами какого-либо класса и его идеологией, психологией?

    1. Существуют такие компоненты общественного сознания, которые присутствуют во всех его формах. Так, например, традиции не только компонент общественной психологии, но и идеологии, а также науки.

    • Выделите еще несколько таких компонентов общественного сознания и укажите, какую роль они играют в духовной жизни людей.

    1. Общим для традиций, обычаев, социальных Привычек и других компонентов общественного сознания является их устойчивость.

    • Перечислите такие явления духовной жизни, которые характеризовались бы неустойчивостью.

    1. Рассматривая общественное сознание в социологическом плане, можно указать на четыре группы элементов: а) знания, мнения, убеждения, нормы, символы, ценности; б) большие сферы общественного сознания — общественную психологию, идеологию и науку; в) формы или виды общественного сознания в их функционировании; г) состояния общественного сознания.

    • Исходя из каких оснований выделяются элементы общественного сознания?

    • Из каких иных оснований при этом можно исходить?

    1. Можно ли, исходя из элементов общественного сознания, указанных в предыдущем упражнении, выделить элементы таких форм общественного сознания, как общественная психология, идеология, наука, обыденное знание?

    Приведите аналогичные примеры.

    1. В нашей современной духовной жизни господствует политическое сознание. Однако даже в антагонистическом классовом обществе были моменты, когда политические интересы затушевывались и на первый план выступали другие формы духовной жизни: религия, мораль и т.д.

    Допустим, что некто научился ослаблять влияние одних форм сознания и усиливать другие.

    В одном обществе он раздул бы до гигантских размеров политическое сознание, а правовое очень ослабил. Считалось бы, что мораль совпадает с политическим сознанием. К религии отношение скептическое: требование политических интересов - вот современная религия. Задача искусства-воплощать политический идеал...

    В другом он преувеличил бы до гигантских размеров правовое сознание...

    В третьем превратил бы в господствующую форму сознания религию...

    В четвертом он в центральную форму сознания превратил бы мораль...

    В пятом ведущей формой общественного сознания сделал бы науку...

    • Заполните многоточия. Скажите больше о гипотетических обществах и причинах их упадка.

    1. "Как форма коллективного сознания идеология выполняет ряд важнейших функций. Она является:

    формой передачи коллективного опыта;

    фактором, закрепляющим групповые связи;

    принципом, упорядочивающим и унифицирующим индивидуальное и коллективное поведение.

    Идеология представляет членам группы соответствующую мотивацию.

    Наконец, идеология - действенный инструмент воздействия на деятельность людей с помощью определенных способов обработки их сознания".

    • Являются ли перечисленные положения функциями одной лишь идеологии? Дайте развернутый ответ.

    1. Говорят, что идеология является формой передачи коллективного опыта, упорядочивающим и унифицирующим индивидуальное и коллективное поведение и т.д. Но разве наука не является формой коллективного опыта, принципом, упорядочивающим поведение людей?

    • Почему нельзя отождествлять идеологию и науку?

    1. Функция общественного сознания — прежде всего "обслуживать" саму практическую деятельность.

    • Исчерпываются ли этим функции общественного сознания?

    1. В условиях первобытнообщинного строя отношения между людьми регулировались главным образом обычаями, последние были теми правилами поведения, которые определяли поведение членов по отношению к своему роду, племени, к чужим родам и племенам. Хранителем обычаев выступали или племя в целом, или община.

    • Какие компоненты общественного сознания впоследствии выполняли эту функцию? Кто является их хранителем?

    1. Что вам известно о регулятивных механизмах массового поведения, не относящихся к общественному сознанию? Каково отношение между материальными и духовными регулятивными механизмами в различных типах общества?

    2. Общественная психология и идеология являются мощными регуляторами массового поведения. Однако эту же функцию выполняют политическая экономия, история, география, этнография, теория управления, теория военного искусства и другие науки.

    • Одни ли и те же механизмы управления, идущие от общественной психологии и идеологии, и механизмы управления, идущие от науки?

    • Чем отличаются механизмы управления, идущие от социальных и несоциальных наук?

    8.4. Формы общественного сознания

    1. Знания отличаются не только по содержанию, но и по глубине, по своему объему, области их приложимости и другим признакам. Можно говорить о регулятивной силе различных идеологий и различных компонентов одной и той же идеологии, о мере иллюзорности ее целей и идей.

    Все перечисленные признаки можно рассматривать в качестве величин, значениями которых характеризуются некоторые формы духовной деятельности, а также их компоненты. Имеются также параметры, которыми характеризуются любые формы духовной жизни общества.

    • Какие вы знаете параметры, относящиеся к характеристике идеологизированных форм общественного сознания?

    • Какие вам известны параметры, значениями которых характеризуются неидеологизированные формы общественного сознания?

    1. Пусть g будет обозначать количество выполнения данной формой общественного сознания гносеологической функции. Пусть переменная величина g принимает два значения: 1 - хорошее выполнение данной функции и 0 - плохое. Качество выполнения регулятивной функции обозначим буквой R. R - также принимает два значения: 1 и 0. Все возможные сочетания значений представим в виде таблицы.

    Таблица 5.




    g

    r

    1

    0

    0

    2

    0

    1

    3

    1

    0

    4

    1

    1

    • Проиллюстрируйте каждую строку табл. 5.

    1. Познавательная и регулятивная функции .обнаруживаются во всех формах общественного сознания. Однако каждая из них выражается не с равной силой: в одной форме познавательная функция играет существенную роль, в другой - нет. То же самое можно сказать о регулятивной функции.

    • Назовите такие формы общественного сознания, у которых бы познавательная функция:

      1. была выражена слабо, а регулятивная - ярко.

    1. Выражена ярко, а регулятивная не очень сильно.

    1. Были бы ярко выражены обе функции.

    1. Идеология и общественная психология различным образом могут относиться друг к другу. И от этого в значительной мере зависит эффективность каждой из этих форм общественного сознания. Общественная психология и общественная идеология могут: 1)усиленно влиять друг на друга (рис. 1, 2); 2) они могут быть в значительной мере безразличны друг к другу (рис. 3). И, наконец, одна форма общественного сознания может уменьшать влияние другой; 3) при этом подобное влияние может быть частичным (рис. 4) и 4) диаметрально противоположным (рис. 5)




    Рис.1. Рис.2. Рис.3.



    Рис. 4. Рис.5.


    • Требуется проанализировать каждый из пяти случаев взаимоотношения общественной психологии и идеологии.

    1. Найдите компоненты различных форм общественного сознания, которые характеризуются следующими признаками:

    1. достоверное - недостоверное, полное - неполное, глубокое - поверхностное, своевременный - запоздалый,

    2. напряженность (слабый - сильный), групповой - индивидуальный,

    3. устойчивый - неустойчивый.

    8.5. Закономерности развития духовной жизни общества

    1. Продолжите названные ниже закономерности духовной жизни общества.

    1. Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

    2. Экономическая информация возрастает как функция второй степени предприятий и количества производимой продукции.

    3. Если складываются эмоциональные напряжения в социальной группе, то их сумма в общем случае больше суммы их частей.

    4. Закон, говорящий о росте общественной роли науки в период НТР.

    1. Прочитайте внимательно предыдущее упражнение и скажите, чем отличается последний из перечисленных там законов от двух предыдущих. Сформулируйте подобный закон.

    2. "Объективность есть обязательный признак реальных закономерностей. Как же обстоит дело с объективностью закономерностей, действующих в сфере духовной жизни общества".

    3. "...Потребность есть сила, которая, организуя восприятие,

    рассуждение, усиливает действие с тем, чтобы изменить существующую ситуацию".

    • Проиллюстрируйте эту мысль.

    • Не выражена ли здесь закономерность духовной жизни?

    1. Формирование общественного сознания на основе гуманистических принципов...

    • Почему на основании некоторых принципов могут складываться те или иные образования духовной жизни группы, общества и даже всего человечества?

    • Покажите, как под влиянием националистических идей формировалась духовная жизнь отдельных стран и социальных групп.

    1. "...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие- политические и идеологические,- являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию".

    • При каких же условиях духовная деятельность оказывает активное влияние на жизнь общества?

    8.6. Общественное и индивидуальное сознание

    1. "Общее сознание человечества не ошибается, индивидуальное же сознание в своих частых поисках обязательно ошибается каждый раз, если оно самовольно отворачивается от личности".

    • Означает ли это, что общественное сознание никогда не ошибается? Раскройте связь общественного и индивидуальной сознания. В чем особенности личностного сознания?

    1. Какая особенность общественного сознания отмечена французским ученым Марком Блоком: "Жизнь очень короткая, знания добываются долго, чтобы самый обычный гений мог бы надеяться усвоит тотальный опыт человечества".

    2. В состав общественного сознания входят разные его форм наука, философия, искусство, мораль, религия, политика, право.

    • Что, на Ваш взгляд, положено в основу классификации норм общественного сознания?

    • Согласны ли вы с таким делением общественного сознания на указанные формы? Обоснуйте свою точку зрения.

    1. В повести В. Быкова "Сотнікаў" мы читаем “Гітлер іх (немцаў – Аўтары) вызвалі ад сумлення, ад людскасці і нават звычайнай чалавечай маралі, іх звярыная сіла ад таго, вядома, пабольшала. Ён жа (Сотнікаў - Аўтары) звязаны дзесяткам абавязкаў перад людзьмі і Радзімай, магчымасці хлусіць і апраўдвацца ў яго не надта вялікія. Так, іх сродкі ў гэтай барацьбе аказаліся нероўныя, перавага была на баку ворага: што выстаўляў Сотнікаў, тое з надзвычайнай легкасцю абвяргаў следчы”.

    • Можно ли, на ваш взгляд, охарактеризовать на пример этого отрывка философскую проблему соотношения между индивидуальным и общественным сознанием? Если да, то сделай это. Попробуйте раскрыть особенности той формы общественного сознания, которая затрагивается в приведенном выше тексте.

    1. К каким формам общественного сознания отнесли вы следующие присказки и прибаутки:

    1. з багатым не судзіцца, з дурным не біцца;

    1. сыты галоднаму не спагадзе;

    1. шынкар п’яніцу любіць, ды дачкі за яго не аддасць;

    1. не за праўдаю суд ідзе, а за падмазкаю;

    1. кожны святы да сябе горне.

    8.7. Определение обыденного сознания

    1. 1) Обыденное сознание содержит не только отражение социальных условий, но и результаты эмпирического наблюдения над природой, которое осуществляет человек в своей повседневной жизни, знания и навыки, почерпнутые в процессе труда и др.

    1. Но общественное сознание - это не только идеологические системы. теоретически разработанные взгляды и накопленные научные знания, а также сознание массы людей, возникающее в процессе их повседневной, будничной практики - так называемое обыденное сознание: В отличие от идеологии и науки последнее не поднимается до теоретического понимания действительности, а ограничивается рамками эмпирического опыта, закрепляется в традициях, нравах, обычаях и т.п.

    • Прокомментируйте приведенные определения обыденного сознания, исходя из следующего положения Ф. Энгельса:

    "Искусство оперировать понятиями не есть нечто враждебное и не дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления, которое тоже имеет за собой долгую эмпирическую историю, столь же длительную, как и история эмпирического исследования природы".

    1. Исторически религия возникает, и длительное время существует в качестве несистематизированных, теоретически не оформленных верований, в которых человек выражает свое отношение к миру. В этом случае религия выступает как мировоззрение и как способ действия людей (с помощью культа). С отделением умственного труда от физического, с возникновением частной собственности и классов появляется особая группа людей, которая канонизирует эти верования, оформляет их теоретически. Так, наряду с обыденным религиозным сознанием возникает богословие, т.е. теоретически оформленная религия... Богословская система отличается от обыденного сознания, прежде всего наличием в ней четкой логически разработанной системы принципов, идей, Представлений.

    • Из приведенного отрывка следует, что религиозное мировоззрение возникло в дотеоретической форме на основе о6ыденного сознания. Как вы считаете, возможно, ли формировав философского мировоззрения на уровне обыденного эмпирического сознания?

    1. Проявление эмпирических знаний по времени предшествовало возникновению науки. Повседневный эмпирический опыт и знания послужили исходной основой для научных обобщений. И в наше время в повседневной практике накапливаются эмпирические знания, которые до известной степени продолжают питать науку.

    • Можно ли на основании сказанного отождествлять повседневный эмпирический опыт с экспериментальными данные науки и относить их к обыденному сознанию?

    8.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура

    1. 1) Обыденное... сознание- это массовое сознание людей, возникающее в процессе их повседневной жизни. Оно представляет собой довольно широкую область, включающую в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности людей, наивные представления об окружающей их природе, непосредственно житейские нравственные нормы, обычаи, представления людей об их собственном социальном положении и потребностях.

    1. Материальные экономические отношения, социальные условия существования людей, их повседневная деятельность и накапливаемый опыт отражаются в человеческой психике в виде чувств, настроений, мыслей, побуждений, привычек. Их обычно называют общественной психологией... Она не выступает в виде общественной системы взглядов и воззрений, а проявляется в суждениях, эмоциях, чувствах, настроениях, волевых актах и т.д. Идеи и взгляды людей на уровне общественной психологии не имеют теоретического выражения, они носят эмпирический характер... Общественная психология представляет собой часть обыденного сознания людей.

    • Какие элементы обыденного сознания можно выделить основании приведенных выше характеристик?

    1. Г.В. Плеханов подразделял общественное сознание на два уровня: "психику общественного человека" и "различные идеологии". Различие между ними он усматривал в том, что первая определяется не посредственно экономикой общества и выросшим на ней "социально - политическим строем", а "различные идеологии" отражают в себе свойства "психики общественного человека".

    • Прав ли Г.В. Плеханов в решении вопроса о соотношении идеологии и общественной психологии?

    1. Общественное сознание в зависимости от его распространенности в обществе подразделяется на специализированное, не получившее его широкого распространения и массовое, т.е. широко распространенные взгляды и представления, чувства и настроения, привычки и традиции, присущие тем или иным социальным общностям людей.

    • Каковы различия между идеологией и массовым сознанием этим последним и обыденным сознанием:

    1. С точки зрения выполняемых ими социальных функций?

    2. Под углом зрения глубины отражения действительности?

    1. Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В отличие от других видов общественного сознания оно направлено на регламентирование, развитие и регулирование хозяйственной жизни, на поиски определенных методов хозяйствования, принципов ведения хозяйства в соответствии с интересами субъектов хозяйствования. Экономическое сознание не исчерпывается экономическими учениями, в которых в логической связи излагаются проблемы развития экономики, в теоретической форме выражаются те или иные способы производства. Оно появляется и на уровне обыденных представлений и взглядов.

    • Признаете ли вы право на существование "экономического сознания"?

    • Допустимо ли, учитывая взаимодействие теории и практики, выделять наряду с "экономическим сознанием", также и "практическое сознание", которое, по мнению отдельных авторов, отражает объект через призму задач взаимодействия человека с миром? Аргументируйте свой ответ.

    8.9. Развитие обыденного сознания

    1. "Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми".

    • Проанализируйте это ленинское положение, принимая во внимание дифференцированность теоретического сознания в зависимости от глубины проникновения в сущность вещей и явлений.

    1. Все общественное сознание первобытнообщинного строя может быть сведено только к общественной психологии.

    • Согласны ли вы с этой точкой зрения?

    1. Как вы полагаете, привело ли возникновение противоположности между умственным и физическим трудом к тому, что носителями обыденного сознания стали исключительно трудящиеся, а теоретического сознания - только представители интеллектуального труда?

    2. С точки зрения материалистического понимания истории являлось ли достаточным (или необходимым) условием формирования научно-теоретического сознания отделение умственного труда от физического?

    3. В.И.Ленин отмечал, что наивный материализм, т.е. выработанное человечеством стихийное представление о мире в целом, сознательно кладется марксизмом в основу своей философии.

    • Руководствуясь этим ленинским положением, раскройте диалектику обыденного и теоретического сознания.

    8.10. Определение общественной психологии

    1. В одних определениях общественной психологии последняя представляется как нечто целостное, в других - нет. Сам признак целостности не всегда дается одинаково четко.

    • Расположите приведенные ниже определения общественной психологии, исходя из того, насколько точно в них выражено свойство целостности. Начинайте с определения, в котором целостность общественной психологии выражена с наибольшей полнотою.

    1. Составной частью обыденного сознания является общественная (социальная) психология. Это область социальных чувств, представлений, настроений, эмоций, а также иллюзий, предрассудков и традиций.

    2. Материальные экономические отношения, социальные условия существования людей, их повседневная деятельность и накапливаемый опыт отражаются в человеческой психике в виде чувств, настроений, умелей, побуждений, привычек. Их обычно называют общественной психологией.




    1. Что в приведенных выше определениях общественной психологии (см. упражнение 53) играет системообразующую роль? Замените его другим системообразующим свойством или отношением. Что выигрывает или проигрывает определение после такой замены?

    2. Общественная психология складывается из огромного количества общественных мнений.

    • Попробуйте эту характеристику превратить в системное определение общественной психологии, т.е. такое, в котором системообразующее свойство получило бы явное выражение.

    1. Допустим, что две равные группы, каждая в несколько тысяч человек, переживают одно и то же событие, думают над одной проблемой. При этом в первой каждый переживает и думает по одиночке, во второй - все вместе.

    • Спрашивается: 1) равны ли суммы всех переживаний и дум в двух группах, а 2) также тождественно ли качество переживаний и процесса познания в этих группах? Дайте развернутый ответ.

    8.11. Уровни общественной психологии

    1. В каких смыслах в следующих отрывках употребляется

    термин "социальная психология"?

    1. Различение коллективов и корпораций - одна из задач социальной психологии.

    2. Основной круг проблем прикладной социальной психологии, так или иначе, связан с современной научно-технической революцией.

    3. Составной частью обыденного сознания является социальная психология.

    1. Обычно выделяют две функции общественного сознания: а) познавательную и б) регулятивную.

    • Как проявляются эти функции в следующих типах общественного мнения:

    1. в котором огромную роль играют традиции и обычаи;

    2. господствуют сплетни, слухи и молва;

    3. играет мода.

    1. В общественной психологии происходит непосредственно отражение действительности.

    • В каких формах общественного сознания происходит опосредованное отражение действительности?

    • Дайте сравнительную характеристику общественной психологии и идеологии в плане рассматриваемых уровней общественного сознания.

    1. Большим недостатком, существенно снижающим эффективность воздействия воспитательной работы на сознание и чувства людей являются нередко встречающиеся формализм, склонность к словесной трескотне..., многократное механическое повторение общих истин вместо их творческого осмысления, поиска живой и доходчивой формы.

    • Укажите пути устранения отмеченных недостатков.

    1. Всеми, пожалуй, без исключения психологами сейчас признается существование психических явлений, свойственных индивидууму только тогда, когда он находится в группе других людей, а также психологических явлений, не могущих быть у изолированного индивидуума свойственных группе людей в целом.

    • Чем объяснить наличие этих двух психических явлений в общественной психологии выделяются познавательная и релятивная функции. Допустим, мы можем по своей воле усиливать сдерживать действие этих функций.

    "Спрашивается, что мы получим из некоторой общества ной психологии в случаях, если мы:

    1. Весьма уменьшим действие познавательной функции и оставим без изменения регулятивную функцию.

    2. Уменьшим познавательную функцию и увеличим действие регулятивной функции.

    3. Будем стимулировать познавательную функцию и оставим изменения регулятивную.

    4. Станем стимулировать познавательную функцию, и сдерживает действие регулятивной.

    5. Будем стимулировать действие обеих функций.

    6. Сдерживать действия двух функций.

    8.12. Элементы и структура общественной психологи.

    1. Ниже дана схема общественного мнения, которую при известных оговорках можно трактовать как схему общественной психологии. Попытайтесь проиллюстрировать и восполнить некоторые недостающие компоненты общественного мнения.




    1. Что общего у таких компонентов общественной психологии, как а) сплетня, 6) слухи, в) мода?

    2. Некоторые компоненты общественного сознания обладают противоположными свойствами, как, например, традиции и мода.

    • Перечислите другие пары явлений общественной психологии, обладающие противоположными свойствами.

    1. Каково отношение между объемами понятий:

    а) "психологический климат", б) "духовная атмосфера"?



    Рис. 1. Рис.2. Рис. 3.



    Рис. 4. Рис.5.

    1. Вместо точек поставьте выражение "психологический климат" или "духовная атмосфера".

    1. "...или преобладающее в тот или иной период времени настроение группы, может быть самым различным".

    2. "В отличие от понятия... понятие ...обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь устойчивые черты этой…".

    3. "Таким образом, под ...подразумевается преобладающая и относительно устойчивая... коллектива, проявляющаяся как в стиле и тоне отношений людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу".

    1. Общественная психология характеризуется мерой своей целостности, тем, насколько устойчиво настроение, выполняющее системообразующую функцию, напряженностью этого настроения.

    Свойство целостности, устойчивость, напряженность - все это важные параметры общественной психологии.

    • Продолжите их перечень.

    1. Дано:

    1. Явления общественной психологии: а) паника, б) привычка.

    1. Параметры компонентов общественного сознания: а) устойчивый - неустойчивый, б) большой - небольшой, в) напряженный - ненапряженный, г) постоянной силы - непостоянной силы, д) выполняющий регулятивную функцию.

    • Значениями, каких параметров характеризуется каждое названных явлений?

    1. Такие термины, как "(не) - сознательность", "коллективизм" "индивидуализм" относят к отдельным социальным группам и людям. Однако этими словами начали характеризовать и отдельные типы общественной психологии.

    • Насколько оправдано такое употребление этих терминов. Дайте обоснованный ответ.

    1. Отдельные психологические климаты весьма отличаются друг от друга по силе и характеру напряжения, в котором они держат своих носителей. Отсюда мы имеем: а) переменные и б) постоянные психологические климаты. В переменных психологических климатах колебания в изменениях могут быть равномерными или неравномерными, быстрыми или медленными и т.д. Постоянные психологические климаты по силе напряжения могут быть разделены на а) психологические климаты со слабым напряжением, б) с напряжением средней силы и в) сильным напряжением.

    • На основании этого текста сформулируйте задачу и решите ее.

    1. Общественное сознание — сложное образование, включающее разнообразные компоненты. Отдельные из них не в равной степени релевантны системообразующему настроению и не в равной мере согласуются друг с другом.

    • Отсюда вопрос: как же определить меру целостности данной общественной психологии? Как функционирование общественного сознания зависит от тех или иных характеристик ее целостности?

    1. Что касается побудительной силы коллективных групповых настроений, то они обладают способностью прогрессивно, непосредственно и очень оперативно усиливать чувства составляющих группу индивидов и на этой основе многократно увеличивать их энергию.

    • Проиллюстрируйте действие этой закономерности и по возможности объясните ее действие.

    1. Допустим, что в двух социальных группах при формировании общественного мнения исходили из противоположных принципов: гласности (а), отсутствия гласности (а), оперативности (b), отсутствия оперативности (Б), верности информации, предназначенной для формирования общественного мнения (с), ложности соответствующей Информации (с).

    Все возможные комбинации букв а, b, с и их отрицаний можно представить в виде таблицы.

    Таблица 6.




    x

    y

    z

    1

    a

    Б

    c

    2

    a

    Б

    c

    3

    a

    b

    c

    4

    a

    b

    c

    5

    a

    Б

    c

    6

    a

    Б

    c

    7

    a

    b

    c

    8

    a

    b

    c

    • Найдите интерпретацию для каждой строки таблицы.

    • Укажите на социальные последствия, которые вытекают из каждого типа формирования общественного мнения.

    8.13. Определение идеологии

    1. Разбейте на родственные группы приведенные ниже определения идеологии:

    1. Идеология - это система оценивания социальных фактов с точки зрения определенного общественного слоя, социальной организации или этнической группы.

    2. Идеологию можно определить как относительно систематизированное множество взглядов, характерной чертой которого является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которого входят идеи, описывающие действительность, и вытекающие из этих идей правила поведения.

    3. Идеология - это духовная структура социальной группы.

    4. Идеология- это система норм, стереотипов и программ социального поведения некоторой группы.

    5. Идеология - система принципов социального поведения.

    6. Идеология - это вся духовная структура эпохи.

    1. Дайте развернутую характеристику каждой группы определений, выделенной в результате выполнения предыдущего упражнения.

    2. Американские социологи Т.Парсонс и Р.Мертон сконцентрировали свое внимание на социологическом анализе систем идей в обществе и показали теоретически и эмпирически, что системы идей, включая науку, являются функционально независимыми составными частями общества и независимыми от других функциональных элементов, таких, как экономические и политические структуры.

    • Какую идеологическую функцию выполняют подобные идеи?

    • Дайте оценку позиции американских социологов с точки зрения основного вопроса философии.

    1. Общественное сознание объективируется в общественных ношениях: наглядным примером этого служат идеологические отношения. Политические, нравственные и иные идеологические отношений позволяют судить и о реализующихся в них идеях и взглядах. Другими словами, по структуре общественных отношений мы можем в известной мере судить и о структуре общественного сознания.

    • Прокомментируйте указанное положение. Определите, как соотносятся базис общества, идеология и соответствующие ей идеологические отношения.

    1. Автор подчеркивал, что "в исследовании любой идеологической формы основным должен быть такой вопрос: кого, т.е. какие элементы общества и в каких отношениях она организует? Только выяснив этот вопрос, можно понять возникновение, развитие, преобразование изучаемой идеологической формы и научно предвидеть ее судьбу".

    • Критически оцените это рассуждение.

    8.14. Функции идеологии

    1. Ниже перечислены некоторые функции идеологии. Требуется продолжить этот перечень.

    1. Идеология является формой передачи опыта некоторого класса или социальной группы.

    2. Она закрепляет групповые связи.

    3. Она упорядочивает индивидуальное и коллективное поведение.

    1. Социологи получают разнообразную информацию о жизни общества, в том числе и горькую правду для господствующих групп и социальных слоев.

    • Заинтересованы ли последние в получении подобной информации? Продолжите спор двух авторов.

    1. "Клиент сам заинтересован в истине, ибо истина всегда полезна для тех, кто стоит у власти, независимо от того, хотят ли они делить эту истину с управляемыми".

    2. Люди, стоящие у власти, не просто техники, озабоченные лишь поиском эффективных средств для реализации своих целей; это политики, связанные с определенными морально окрашенными принципами и символами и заинтересованные, как и все прочие люди. в продолжении своего самоуважения. Истины, несовместимые с их собственным представлением о себе, оказывают деморализующее воздействие и поэтому никоим образом не являются "полезными" для них. Понимание того, что противоречит их интересам, ослабило бы сопротивляемость, и они всячески противятся такому знанию.

    1. Французский католический социолог А. Шамбр пишет: "...Идеология выступает как совокупность иллюзий, мистификаций, ложных представлений, которые люди составляют о самих себе: более или менее сознательная, более или менее иллюзорная маскировка подлинной природы ситуации".

    • Выражает ли данное определение:

    1. сущность современной идеологии?

    1. природу гуманистической идеологии?

    1. Немецкий социолог К. Мангейм: "При разоблачении идеологий мы стремимся вынести на свет бессознательный процесс не для того чтобы морально уничтожить лиц, высказывающих определенные утверждения, но для того, чтобы разрушить общественную действительность... идей посредством разоблачения функции, которую они выполняют".

    • Какую социальную функцию идеологии подразумевает К. Мангейм?

    1. Основой идеологического процесса в социально-антогонистическом обществе являются интересы классов, вытекающие из их положения в обществе и условий жизни: непосредственной задачей - духовное выражение, обоснование и оправдание этих интересов, а вовсе не познание истины.

    • Прокомментируйте данное положение с учетом социального и познавательного аспекта идеологии.

    1. В ходе семинарского занятия, на котором анализировалась структура идеологии, один из студентов сказал, что в философской литературе имеется точка зрения, согласно которой под идеологией в широком смысле понимается общественное сознание в целом.

    Ему возразил другой студент. Он подчеркнул, что отождествлять эти два духовных образования нет оснований, так как идеология входит в структуру общественного сознания в качестве его классовой стороны. В спор включился третий товарищ, который обратил внимание на то, что отождествление общественного сознания с идеологией влечет за собой необходимость считать все конкретные науки "идеологическими", а, это явно ошибочно.

    • Выразите свою позицию в этом споре. Найдите, дополнив тельные аргументы в пользу той или другой спорящей стороны.

    1. "Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений".

    • О каком элементе структуры общественного сознания ведет речь К. Маркс? Вытекает ли из этого вывод о взаимодействии структурных элементов сознания?

    1. В принципе раскрыть структуру общественного сознания можно лишь через анализ системы общественных отношений и потребностей, вызвавших к жизни данные отношения, а следовательно, и соответствующих идей, взглядов, чувств, с помощью которых реализуются общественные отношения. Поскольку в разные исторические эпохи общественные отношения существенно изменяются, то и структура общественного сознания претерпевает от эпохи к эпохе серьезные преобразования.

    • В связи со сказанным определите существенные различия между структурами различных идеологий.

    1. Зависимость от сознания выражается в том, что идеологические отношения... возникают только после того, как людьми осознается, под влиянием материальных потребностей, необходимость их создания... Эти отношения строятся людьми в соответствии с определенными идеями, и при этом настолько, что являются результатом их практического воплощения.

    • Можно ли на том основании, что формирование идеологических отношений связано с сознанием, сделать вывод об их порождении общественным сознанием? Аргументируйте свой ответ.

    1. Ф. Энгельс, говоря о влиянии материальной экономической основы на философию, указывал: "Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения".

    • На основании данного положения Ф. Энгельса обоснуйте вывод о разнопорядковой связи идеологических образований с общественным базисом.

    1. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия. искусство и философия выполняют функцию регулятора общественной жизни.

    • Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?

    1. "Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественный отношений?".

    • Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Попытайтесь обосновать свою мысль.

    8.15. Формы идеологии

    1. В любой человеческой деятельности всегда присутствует

    нравственный аспект, обусловленный тем, что она совершается в обществе, в непосредственном общении с другими или опосредована многообразными связями с обществом... Нравственность есть сторона поведения и потому входит в понятие общественного бытия...

    "Обоснуйте вашу позицию по данному вопросу, учитывая качественное отличие материальных отношений от идеологических.

    1. Важной составной частью политического сознания является правосознание - совокупность взглядов, выражающих отношение данного класса к существующему праву, а также обоснование установленных им или предполагаемых юридических порядков.

    • Разделяете ли вы эту точку зрения? Сформулируйте свой ответ.

    1. Генерал Мольтке утверждал, что вечный мир есть мечта и даже

    далеко не прекрасная. Война является одним из элементов общественного порядка, установленного богом. В ней проявляются благороднейшие доблести мужчин. Без войны мир выродился бы и исчез в трясине материализма.

    • Дайте научный анализ подобных взглядов по вопросу войне и мире.

    1. Что общего и каковы различия между правовой идеологией и моралью с точки зрения выполняемых или регулятивных функций?

    2. На семинарском занятии возникла дискуссия по вопросу о том, следует ли считать скульптуру компонентом общественного сознания или она принадлежит к общественному бытию.

    Некоторые студенты настаивали на том, что, поскольку скульптура представляет собой воплощение эстетического сознания художника, ее следует отнести к духовным ценностям общества.

    Другие студенты, участвовавшие в дискуссии, доказывали, что эстетическое сознание, воплощаясь в каком-либо материальном произведении, тем самым превращается в элемент общественного бытия.

    Преподаватель, подводя итоги дискуссии, дал научно обоснованный ответ на вопрос, ставший предметом спора.

    • Попытайтесь воспроизвести аргументацию преподавателя.

    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   43


    написать администратору сайта