6.18. Общая характеристика типов и
форм общности людей
Термин "исторические формы общности людей" (племя, народность, нация), употребляемый в философии, неточен в двух отношениях.
Во-первых, государственная, религиозная, классовая и другие общности сложились исторически. Однако, как известно, в нашей философской, исторической и историко-этнографической литературе к "исторически сложившимся" относили только общности людей, "не связанных кровным родством" (народность и нация), и исключали племя как тип, возникший на базе кровнородственных отношений. Объективно получалось, что племенная общность сложилась вне истории возникновения и функционирования общественных отношений племени, словно; чисто биологическое явление.
Во-вторых, этот термин неточен еще и потому, что во всех посвященных им философских работах фактически речь идет о типах, т.е. о племени, народности и нации "вообще", а не о конкретных формах их проявлениях.
Насколько справедлива эта критика? Дайте развернутый ответ.
Какие вы знаете основные типы национальных общностей? Поясните:
Племя, союз племени, народность (ранний феодализм), национальность (поздний феодализм), нация (капитализм).
Племя, демос (рабовладение), народность (ранний феодализм) нация (поздний феодализм), нация (поздний феодализм и капитализм).
Расположите национальные (этнические) общности людей по степени их развитости:
1) "нация",2) "племя", 3) "род", "семья", 4) "народность".
Каковы отношения по объему между понятиями:
1)"племя", 2)"народность", 3)"нация", 4) "национальность" 5) "раса"?
Рис.1. Рис. 2. Рис. 3
Рис.4. Рис.5.
Каковы отношения по объему между понятиями:
1) "народность", 2) "нация", 3) "национальность"?
Рис.1. Рис. 2. Рис.3.
Рис. 4. Рис.5.
Расположите национальные общности таким порядком, чтобы каждая последующая национальная группа образовалась на базе ряда предыдущих:
1)народность, 2) племя, 3) "род", 4) нация, 5) "семья".
Дайте сравнительную оценку данных ниже характеристик племени.
Если нет налицо кровного родства, то ни территория, ни языковая, никакая связь не делают данную группу людей собственно племенем…
Самое главное отличие племени от других исторических тип их общностей - это отсутствие классов, господство естественного деления труда, коллективная работа и особая форма совместного проживания на одной территории всех членов коллектива, включая распределение продуктов, форма брака и другие стороны быта, характерные только для племени.
Племя - самая древняя исторически засвидетельствование форма общности и общественной организации, характерная для первобытнообщинного строя. Из племенных союзов возникает более высокая общественная форма - народность. Элементы племенной организации все еще встречаются среди этнических групп Азии, Африки, Америки , Океании.
Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений народности.
Народность - это общность людей, которая в силу особенностей своего исторического развития еще не успела сложиться в нацию всех признаков, необходимых для нации, у народности нет. Народностью этническая, т.е. племенная или межплеменная общность, базирующаяся, как правило, на отсталой, патриархальной культуре, характеризующаяся нередко кочевым или полукочевым образом жизни и другими пережитками родового строя.
Народность от нации, на наш взгляд, отличается отсутствием промышленного центра, местного (своего, национального) рабочего класса и соответственно этому слабой и неустойчивой общностью языка и культуры.
Народность - исторически сложившаяся (языковая, территориальная, экономическая) общность людей, которая предшествовала образованию нации и восходит к тому периоду, когда создавались племенные союзы и началась их постепенная консолидация. Большая часть европейских народностей складывалась при феодализме.
"При всяком действительно серьезном и глубоком политическом вопросе группировка идет по классам, а не по нациям". - Проанализируйте это положение на примере капиталистического общества.
Чаще всего нация возникает путем слияния нескольких даже многих народностей (например, немцы, французы, англичане, итальянцы и т.д.), в ряде случаев народность перерастает в нацию (например, армяне, греки).
Дополните перечень примеров, характеризующих тот или другой путь образования нации.
"Несмотря на сравнительно высокий уровень классовых антагонизмов в Германии в 1870 г., возникновение опасности нападения нее Франции, констатировал Ф. Энгельс, вызвало такой национальный подъем, перед которым "исчезли все классовые различия"'.
Объясните описанную Ф. Энгельсом ситуацию с точки зрения соотношения национального и классового.
К. Маркс еще на опыте Парижской Коммуны сделал вывод, что отстранение от власти эксплуататорских классов, уже утративших способность управлять нацией и страной, "есть необходимое условие национального спасения".
Покажите правильность этого положения на примерах мирового революционного процесса на современном этапе.
В Египте к арабской нации относят всех говорящих на арабском языке, указывая на их языковую и культурную близость.
Какова ваша позиция по этому вопросу?
Нацию обычно связывают с общностью экономической жизни, с территориальной, языковой и культурной общностями, а также с многочисленностью населения.
Какой из этих признаков является самым устойчивым?
Научно-техническая революция накладывает свою печать на физиономии всех стран, в том числе и слабо развитых. В некоторых странах, например Африке, возникают экономические центры, подчиняющие себе экономическую жизнь ряда племен, устанавливаются более тесные культурные контакты. В то же время иногда при этом отсутствует резкое преобладание языка одной народности перед другой. И вообще темпы языкового развития катастрофически отстают от темпов развития экономики и всей культуры. С помощью родного языка оказывается невозможным овладевать современной мировой культурой. В этих условиях нация начинает складываться на базе чужого развитого языка - часто языка бывших колонизаторов.
Как вы думаете, скажется ли это существенным образом на облике наций? Если да, то каким образом?
"Подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечества может прийти лишь через переходный период полного освобождений всех угнетенных наций, т.е. их свободы отделения".
Проанализируйте данное высказывание В.И. Ленина.
6.19. Общая характеристика семьи
как общественного явления
Первые попытки применить принципы математического моделирования к социально-демографическим процессам были предприняв ты более 100 лет назад и связаны с именем известного бельгийского статистика Л.А. Кегле.
Понимая абсурдность выдвинутой Мальтусом гипотезы об экспоненциальном росте численности населения, Л.А. Кетле предположил, что рост населения сдерживается пропорционально квадрату его Численности.
Дайте интерпретацию этого положения с точки зрения марксистской концепции закона народонаселения.
Американские демографы М. Шеис и Ж. Ридли исходят из того, что любые социально-экономические факторы, воздействующие на рождаемость, чтобы их действие отразилось на частоте деторождения, должны оказать влияние на одну или несколько физиологических переменных, непосредственно определяющих частоту деторождения.
Согласны ли вы с данным утверждением?
"Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организмов..."'.
Является ли семья одним из таких организмов?
Критикуя фрейдистскую идею о коренной половой порочности человека, об эгоистическом, антиобщественном характере полового института, А.М. Коллонтай доказывала, что любовь представляет собой фактор социальный, "что на всех ступенях исторического развития человечество устанавливало нормы (правила), определявшие: при каких условиях и когда любовь "законна" (т.е. отвечает интересам данного коллектива) и когда она "греховна", преступна (т.е. противоречит задачам данного общества)".
Приведите доводы, подтверждающие точку зрения А.М. Коллонтай.
О каком типе семьи говорит Ф. Энгельс и какие социально-экономические факторы привели к возникновению этого типа семейных отношений:
"Она (семья. — Авт.) основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима, потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом".
Швейцарский историк права И.Я. Бахофен в работе "Материнское право" (1861) рассматривал период перехода от полигамии к моногамии и от материнского права к отцовскому как следствие дальнейшего развития религиозных представлений.
Что можете сказать вы по этому поводу? Каковы действительные причины исторических изменений во взаимном общественном положении мужчины и женщины?
Охарактеризуйте так называемую "редакцию функций" (эволюцию функций) семьи как социального института в связи с основными этапами исторического прогресса общества. Отметьте в этой связи, в чем состоит непосредственное и опосредованное воздействие способа производства на семейные отношения.
Согласны ли вы с утверждением, что только зарегистрированный брак придает любовному союзу нравственный характер?
"В силу экономических условий и в силу правильного воспитания, самоанализа и самодисциплины он (человек) поймет, что отцом и матерью зря быть нельзя, что это есть один из тончайших видов творчества. Человек поймет, что надо оздоровить человечество".
Ваше отношение к данному положению.
"В вопросе о населении в будущем обществе решающее значение приобретает более высокое, более свободное положение, которое тогда займут все наши женщины без исключения. У интеллигентных и энергичных женщин – об исключениях не говори – нет склонности давать жизнь большому числу детей по "божьей воле" и проводит лучшие годы своей жизни в состоянии беременности или с ребенком на груди".
Согласны ли вы с бебелевским объяснением причины снижения воспроизводства населения?
К. Каутский поддерживал идею о сужении семьи до парной, брачной или внебрачной ячейки, состоящей только из мужа и жены и нерасторжимой до тех пор, пока ее связывают узы любви. Он считал, что семья в ее теперешнем виде, которую нравственно скрепляют не только чувства супругов, но и родительские и отцовские чувства, должна исчезнуть с ликвидацией товарного производства.
Согласуется ли эта точка зрения с материалистическим пониманием истории?
В современную эпоху на макроуровне социальной деятельности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне - семья.
Согласны ли вы с данным утверждением?
Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?
Если генетически племя предшествует народности, а народность - нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.
Проанализируйте это положение.
В обществе существует огромное количество социальных групп: малые и большие, агрессивные и мирные, устойчивые и неустойчивые, принудительные и свободные, антагонистические и неантагонистические, простые и сложные, группы, основанные только на личных и формальных связях, и т.п.
Как определить социальный вес каждой из них? Что более важно?
192.1) Если группа большая, то она имеет большое социальное значение. 2) Если группа формальная (не личностная) и имеет сложное иерархическое строение, то она играет важную роль в жизни общества. 3) Если группа существует длительное время, то ее важность неоспорима.
Верны ли эти утверждения?
6.20. Определение социальной организации
Термин "организация" многозначен. Принято, во-первых, понимать группу людей, которая характеризуется определенными признаками:
относительной устойчивостью целей;
более или менее им соответствуют определенные стереотипы (программы) деятельности;
относительной устойчивостью системы запретов;
выполнение последних гарантируется определенной системой контроля;
а также системой наказания и поощрения и т.п.
Во-вторых, под организацией имеется в виду не группа людей, а сама форма деятельности группы и ее членов, т.е. в первую очередь:
определенная система запретов,
стереотипов деятельности,
системы средств контроля, поощрения и наказания,
система принципов принятия решения и т.д.
- Что вы можете сказать о каждом из этих употреблений термина "организация"? Проиллюстрируйте его живыми примерами.
194. Проанализируйте приведенные ниже характеристики и определения социальной организации с точки зрения их логической правильности.
"Организация - объединение, учреждение, социальный институт".
"Организация - союз, общественное объединение, учреждение".
Организация - это совокупность методов и способов эффективного достижения определенных целей.
Что дает и что не дает для познания общественной жизни каждое из приведенных ниже определений социальной организации?
Социальная организация - это социальная группа, которая сознательно подчиняет свое поведение достижению своих интересов, стремлений, целей.
Организация - это система запретов, накладываемых на деятельность социальной группы ее ценностными ориентациями, а также стратегия и программа поведения.
Общественная организация - это совокупность средств, при помощи которых группа сохраняет себя как систему.
Общественная организация любой группы - это система образцов поведения, норм, общественных ролей, средств общественного контроля, которые обеспечивают сотрудничество ее членов, приспосабливая их стремления и действия во время удовлетворения потребностей, решения проблем и конфликтов, возникающих в процессе совместной жизни.
Равнозначен ли термин "общественная организация группы", употребляемый в этом тексте, термину "социальная структура группы"?
Попробуйте упростить это несколько громоздкое определение.
Студент X: Никак не пойму, в каком отношении находятся понятия "социальная организация" и "социальная структура".
Студент У: По-моему, эти понятия совпадают - все они противопоставлены субстрактному подходу. В них речь идет о различных структурных стереотипах деятельности, о зависимостях между ценностями и запретах, т.е. социальной структуре.
Студент X: Под организацией я понимаю не любую структуру деятельности, а только устойчивые ее структуры и различные типы социальных запретов. Понятия "социальная организация" и "социальная структура" хотя и однопорядковые, но не тождественные. Первое ко второму относится как вид к роду.
Студент У: Эти два понятия полезно различать. Структура — это ение. основа строения некоторой целостности; организация - основа её функционирования.
Оцените выступления и сделайте заключение по дискуссии.
Отметьте, насколько необходимы или достаточны следующие признаки социальной организации. Это система:
Устойчивых потребностей.
Сложившихся ценностей.
Иерархическая.
Управляющая.
Антагонистическая.
Самоорганизующаяся.
Общие печать, знамя, форма, медали или значки и т.п.
Определенные критерии приема в организацию.
Формальные отношения между членами организации.
Специальные стереотипы поведения.
Какие из перечисленных ниже признаков христианской церкви можно рассматривать в качестве параметров любой социальной организации и почему?
"Я говорю: "христианская церковь", а не "христианство" конце IV и в начале V века христианство не составляло уже просто личного верования; оно было уже учреждением, получило определенное устройство, имело свое управление, свое духовное сословие, свою иерархию, определенную различными функциями духовенства, свои доходы, независимые средства деятельности, свои сборные пункты, свои национальные, провинциальные, вселенские соборы; оно уже привыкло разбирать миром дела общества. Одним словом, христианство в эту эпоху было не только религией, но и церковью".
Назовите социальные организации, характеризующиеся
следующими признаками:
Являются системами 1) большими, 2) устойчивыми, 3) центрированными (т.е. такими системами, связь между элементами каждой из которых определяется через отношение к одному центральному элементу),4) имеют четкое иерархическое строение, 5) основные отношения между членами организации формальные (не личностные).
Какими признаками характеризуется Союз художников РБ как социальная организация?
Он является закрытой системой;
информационной;
устойчивой;
управляющей;
центрированной;
отношения между членами Союза носят неформальный характер.
Каждая организация для своего нормального функционирования и укрепления вынуждена решать определенные задачи. Нельзя ли социальную значимость общественной организации измерять значениями параметров, связанных с характеристикой решаемых задач? У различных групп, например, не одинаково разнообразие задач и их количество, различна сложность систем их решения.
Предложите свои способы определения сравнительной значимости социальных организаций.
|