Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость

  • 6.3. Природа как объект философского анализа 35.

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница25 из 43
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   43

    Студент X: Природа не может управлять ни обществом, ни чем иным, так как она не может мыслить. Природа не субъект, а объект управления. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила. Человек же управляет природой. Сначала люди управляли небольшими фрагментами природы, затем возникает необходимость в управлении огромными экосистемами и даже биосферой в целом.

    Студент У: Не общество управляет природой, а природа обществом. Предыдущий товарищ узко понимает термин "субъект деятельности". Субъектом является такая система, которая управляет хотя бы одной другой системой или создает такую систему. Но природа обладает значительно большим творческим потенциалом, чем человек. Не люди породили природу, а природа людей.

    Природа управляет обществом в двух смыслах: законы природы ставят деятельность людей в определенные границы. Во-вторых, биологический субстрат человека представляет собой часть природы. Биологические законы - природные законы. Они также накладывают ограничения на деятельность общества. Управлять деятельностью можно только путем ее ограничения. Ограничивать деятельность - значит, управлять ею.

    • Включитесь в этот диалог.

    1. Единственное спасение человечества в ближайшие 200 лет американец Д. Форстер видит в сокращении капиталовложений на 40, рождаемости - на 50, потребления сырья - на 70 процентов.

    • Допустим, что человечество вняло совету Форстера. К каким социальным последствиям привело бы это?

    1. В начале нынешнего века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

    • Ваше отношение к точке зрения Гальтона?

    6.2. Историческая закономерность и сознательная

    деятельность людей. Свобода и необходимость

    1. "...Потребности животных — даже стоящих на эволюционной лестнице ближе всего к человеку - практически не изменяются", потребности же людей постоянно изменяются".

    • Какие важные социальные следствия влечет этот факт?

    1. "...Изменение человеческих потребностей не ограничено в сравнении с потребностями животных.

    Этот факт требует особого объяснения. Видимо, у человека имеются особые и одновременно исключительные причины, приводящие изменению потребностей, а через них к изменению форм жизни. Что это за причины?".

    1. "Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую".

    • Раскройте смысл данного тезиса Ф. Энгельса?

    1. "Каковы бы ни были внешние события, мир создается преимущественно самим человеком. От его чувств и идей, нравственных и умственных наклонностей зависит устройство и движение мира; от его внутреннего состояния зависит и состояние общества».

    • Какое отличие между этим взглядом Гизо и взглядом

    К. Маркса на историю как на "деятельность преследующего свои цели человека"? К каким методологическим и практическим последствиям ведет это отличие?

    1. Утверждая, что в обществе законы и причинность носят, как правило, статистический характер... не следует забывать о том, что общее направление исторического процесса подчиняется динамическим закономерностям.

    • Как вы смотрите на отношение между динамическими и статистическими законами в обществе?

    • Покажите взаимодействие между этими двумя типами законов.

    1. Бельгийский статистик и социолог Л.А. Кегле на большом историческом материале показал, что рождаемость, смертность, преступность и другие массовые явления подчиняются определенной закономерности, обладают внутренней необходимостью. Но, как отмечал К Маркс, "объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось".

    • Почему не удавалось? Дайте ответ на основании следующего отрывка из работы Кетле:

    "Законы, управляющие развитием человека и видоизменяющие его действия, являются вообще как результат его организации, образования, степени благосостояния общественных учреждений, влияния местности и бесчисленного множества других причин, нелегко доступных для наблюдения и из которых многие, вероятно, навсегда останутся неизвестными" .

    1. О критериях социальной значимости различных видов деятельности выдвинуто немало тезисов, в частности, что таким критерием является мера:

    1. важности тех потребностей, которые удовлетворяются с помощью данного вида деятельности;

    2. разнообразия новых потребностей, порождаемых данным видом деятельности;

    3. усилий (материальных ресурсов, кадров и т.д.), затрачиваемых на тот или иной вид деятельности;

    4. в качестве такого критерия можно взять количество времени, затрачиваемое обществом на тот или иной вид деятельности.

    • Попробуйте расширить этот список. Внимательно следите за тем, чтобы Ваши критерии были объективными.

    1. Что можно получить на основании каждого критерия, сформулированного в предыдущем упражнении? Каковы недостатки этих критериев?

    2. "Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят"

    • Согласны ли вы с позицией Реклю.

    29. Своеобразие поверхности и климатические условия уже в древности привели к необходимости создания на территории Восточной Индии системы искусственного орошения, которая стала основой восточного земледелия. Строительство и поддержание ирригационной системы в нормальном состоянии требовало вмешательства государства. Правительства азиатских государств вынуждены были выполнять важную хозяйственную функцию, что содействовало росту зависимости населения от них, а следовательно, необычайно содействовало укреплению централизованной власти.

    • Припомните из истории аналогичные примеры влияния географической среды на экономический базис и надстройку.

    • Опишите подробнее сам механизм воздействия. Является ли во всех подобных случаях географическая среда определяющим фактором развития общества и почему?

    30. Охота, рыбный и китобойный промыслы, сельское хозяйство, войны, спорт, промышленность и ее предшественники, медицина - вот далеко не полный перечень различных видов материальной деятельности.

    • Является ли какая-нибудь из них решающей? А может быть человеческая история - это смена доминирующих видов деятельности?

    31. Сельское хозяйство оказывает влияние на многое в жизни, потому что его продукты служат предпосылкой любого человеческого деяния. Оно стимулирует другие виды деятельности в том смысле, что является важной целью общества. Оно частично обеспечивает промышленность сырьем.

    • Почему же сельское хозяйство не определяет направления и характера прогресса в других областях жизни?

    32. "...Ясно, что приводит в движение такая способность души, которая называется стремлением"'.

    "...Ум не приводит в движение без стремления. Ведь воля есть стремление. Всякий раз, как происходит осмысленное движение, движение это осуществляется сообразно волевому решению".

    "Всякое стремление также появляется ради чего-нибудь. То, ради чего возникает стремление, составляет исходную точку практического разума: предельная цель и есть источник деятельности" .

    Орган же, которым стремление осуществляет движение, есть уже место, связанное с телом"'.

    • На основании приведенных выдержек представьте схематично аристотелевскую психофизиологическую модель человеческой деятельности. Сравнимы ли классы явлений, которые можно объяснить на основании этой модели, с классом объектов, который можно предсказать на основе той же модели? О чем говорит этот факт?

    33. Прочитайте предыдущее упражнение и скажите: что мешает на основании аристотелевской модели делать эффективные предсказания?

    34. Как в мире физики различные уровни природы определяются размерами масс - микромир, макромир, мегамир, - так и в обществе различные уровни социальной реальности связаны с размерами субъекта деятельности, как бы с размерами "социальной массы". С этой точки зрения различают деятельность на уровне личности (например, процесс ее социализации), группы людей, больших групп (классов, социальных слоев, национальных групп), функционирование общества и всего человечества.

    • Какие отличия в характере деятельности, протекающей на различных уровнях социальной реальности, вы можете отметить?

    6.3. Природа как объект философского анализа

    35. Как бы вы прокомментировали такое высказывание Ф. Энгельса: "Природа - сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, тот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу".

    36. Опираясь на современные данные естественных наук, Дайте характеристику таких фундаментальных свойств природы как материальность, системность, иерархическая структурность, многообразие проявления жизненных сил, количественная и качественная определенность, способность к изменению и развитию.

    37. У Фихте природа - костное образование, предстоящее деятельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого — внешняя противоположность для субъекта.

    • Проведите сравнительный анализ и определите философские принципы такого понимания природы.

    38. Какие философские предпосылки лежат в основе следующих суждений о природе:

    "Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индеферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто"'.

    "... вся Вселенная... есть не что иное, как одно живое "Я".

    39. Проанализируйте следующие высказывания о природе и укажите лежащую в их основе общую идею:

    1. Природа - связанное целое.

    2. "В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития".

    3. "Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлеченного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира".

    4. "...в природе все совершается... диалектически, ...она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а переживает действительную историю".

    5. "Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы".

    40. Каково соотношение таких понятий как "природа", "при- родная среда", "географическая среда", "ландшафтная среда"?

    41. Прокомментируйте тексты, определите философскую позицию авторов.

    "Разница между мировой и живой материей заключается в том, что мировая материя - это просто фантазия, иллюзия, нечто невозможное между тем как живая материя - это реальность, которая существует и всегда существовала".

    "...органический продукт природы есть то, в чем все цель и вместе с тем все средство. Ничто в нем не бывает даром, бесцельно и ничто нельзя приписать физическому механизму".

    42. Научно обоснуйте каждый из этих тезисов. С чем можно согласиться, а что принципиально неприемлемо?

    1. "Понятие "жизнь" очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы не пытались к нему подойти, всегда остается ощущение, что оно ускользает от нас".

    2. "Жизнь - это экологическое свойство, она лишь на короткий миг проявляется как средство индивидуума".

    3. "Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимой в конечном счете энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности".

    4. "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", - говорил Ф. Энгельс. Однако, такая "...дефиниция жизни... весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а ...ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них".

    5. "Нам не остается ничего другого, как признать, что жизнь пришла на Землю из мирового пространства, то есть из прежде населенных миров, что она подобно материи и энергии - вечна".

    43. Остановилась ли эволюция на человеке? Является ли человек конечным этапом развития жизни?

    • Один из ответов можно сформулировать так: считать так, все равно что придерживаться взгляда, согласно которому Земля находится в центре Вселенной. А каково Ваше мнение? Аргументируйте свой ответ.

    44. Объясните почему проблемы диалектики природы и общества составляют важную часть научного мировоззрения?

    6.4. Отношения в системе

    "общество - природа - человек"

    45. "Действуя на природу вне его, человек изменяет свою собственную природу. Он развивает все свои способности, а между ними и способность к "деланию орудий". Но в каждое данное время мера этой способности определяется мерой уже достигнутого развития производительных сил"'.

    • Что Г.В- Плеханов имеет ввиду под "собственной природой"?

    • Сформулируйте основной закон развития общества. Соотнесите его с мыслью Г.В. Плеханова.

    46. Что такое естественная и искусственная среда обитания человека? Чем они отличаются друг от друга, каковы характерные черты и перспективы развития?

    47. Система отношений человека с природой обладает качественным своеобразием:

    1. В отличие от животных человек вырабатывает особую систему средств и механизмов, не предусмотренную его физиологическими особенностями;

    2. Человек обеспечивает необходимый ему обмен веществ и энергии с природой с помощью органов - посредников - орудий труда,

    3. Задавая природным процессам требуемую человеку форму протекания, он использует законы природы;

    4. Но самое главное, в процессе труда изменяется сам человек;

    5. И как следствие формируются общественные отношения, которые активно влияют на человеческое развитие.

    • Попробуйте расширить этот список качественных особенностей взаимодействия человека с природой.

    48. Расскажите об основных исторических этапах взаимодействия общества и природы.

    49. Определяя механизм единства природы и общества, Маркс говорил, что "природа является для человека звеном, связывающим

    человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для нежизненным элементом человеческой деятельности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком".

    • Ваше отношение к данной точке зрения. Если иное, то аргументируйте свою позицию.

    50. Сравните концепции "географического детерминизма" и "демографического детерминизма". Дайте им критический анализ и покажите, используя соответствующий фактический материал, к каким социально значимым следствиям можно прийти, следуя положениям этих концепций.

    51. Термин "ноосфера" был введен в конце 20-х годов XX в. французским математиком и философом Э. Леруа. Им широко пользовался П. Тейяр де Шарден и академик В.М. Вернадский.

    • Почему и для чего был введен в научный оборот этот термин? Что он обозначает?

    • Как понимали ноосферу П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский?

    52. Раскройте связь между понятиями "биосфера", "техносфсра", "ноосфера". Что общего между ними и что их различает? Сравните их как сверхсложные системы.

    53. Двойственность (биосоциальность) человека характеризуют два типа отношений человека к природе: отношение единства с природой и отношение противопоставления. В истории цивилизации эти отношения причудливо переплетались, отрицая и переходя в свою противоположность, появляясь в разных сферах человеческой деятельности.

    • Дайте развернутый ответ, используя конкретные данные истории.

    54. Философское осмысление отношений в системе "природа общество" опирается на такие положения;

    1. нельзя абсолютно противопоставлять природу и общество, как две обособленные друг от друга "вещи";

    2. человек "имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю";

    3. вместе с тем, сравнивая природные и социальные формы движения материи, необходимо видеть в них качественное различие.

    • Раскройте на конкретных примерах смысл этих положений.

    55. К каким направлениям в социологии принадлежат авторы данных суждений? Какие научно-практические следствия можно получить из этих утверждений?

    1. "Власть климата сильнее всех властей"'.

    2. "Характер нашего мышления определяется географическими условиями".

    3. "Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят".

    4. "Благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, средств и способов труда".
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   43


    написать администратору сайта