Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
Скачать 8.01 Mb.
|
§4. Анализ общественно-исторической практики Для построения теоретической модели общества недостаточно определить лишь его основу. Необходимо рассмотреть, как функционирует и развивается целостная общественная система, взятая в единстве всех ее компонентов, т.е. следует проанализировать общественно-историческую практику. Общественно-историческая практика есть постоянное взаимоизменение человека и социума, в реальной человеческой истории она предстает как множество противоречивых тенденций и событий, намерений и поступков, переплетающихся между собой. Общественно-историческая практика есть единое, осознанное человеческое существование, человеческое творение собственной истории. В общественно-исторической практике в целом можно выделить определенные направления развития, социальные процессы соединения человечества, которые в целом свидетельствуют о возможности общечеловеческой "линии" исторического развития. При этом следует отметить также существование закономерных связей в разных сферах общества (экономике, политике, духовной жизни и т.д.) и необходимость изучения их содержания, специфики, роли в конкретно-историческом процессе, их взаимодействия. §5. Природа как предмет философского анализа Понятие природы. Понятие природы и отношение человека к ней исторически менялись, будучи тесно связанными с человеческой практической деятельностью, с интересами, ценностями, политикой, идеологией. Используется понятие природы в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле это все существующее, материя, взятая во всем разнообразии ее форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего существования. Для анализа деятельности человека в природе и учета результатов этой деятельности в философии используются понятия "первая природа" и "вторая природа". "Первая" и "вторая" природа. Отношения в системе "общество - природа". "Первая природа" - это то, что существовало и существует до, вне и независимо от сознания человека, его деятельности. Это объективная и первичная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека. "Вторая природа" - это "первая природа", измененная человеческой деятельностью на основе его замыслов, плюс то, что создано человеком. Создается "вторая природа" в процессе труда, который сам имеет два аспекта - природный и социальный - и выступает как социальная форма обмена веществ с природой. "Вторая природа" - это единство природного материала и опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности, приобретшей социальное признание. Предметы "второй природы", ставшие реальностью, в свою очередь влияют на человека, предопределяя его дальнейшую жизнь, поступки. "Вторая природа" - это комплексная природно-духовно-социальная реальность. Это - орудия труда, окультуренные поля, города, произведения искусства - вся материальная культура. Это предметы и явления, погруженные во время и пространство человеческого существования, социальное бытие. Чтобы "вторая природа" функционировала, удовлетворяя потребности человека, она должна быть постоянно под контролем его живого труда. В последнее время человек своей производственной деятельностью значительно ускорил развитие процессов обмена веществ и энергии в биосфере Земли, усилив тем самым взаимозависимость стран, человечества и природы. Отметим основные исторические этапы взаимодействия природы и общества:
Глобальность экономических проблем все отчетливее выявляет взаимозависимость знаний и оценок, науки и искусства, производства, стран и народов, природы и общества. Задача, стоящая перед человечеством, - найти выход из экологического кризиса. В 60-е годы Б. Коммонер очень сжато сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-либо деваться; 3) все имеет какую-то стоимость; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, в первую очередь включает в себя определенный уровень образования, т.е. приобретенные знания, представления, понимание экологических проблем, их причин. Экологическая культура связана с мировоззрением, идейно-политическими, нравственно-эстетическими стремлениями личности. §6. Формации как глобальные этапы исторического развития Анализируя опыт общественного развития XIX в., К. Маркс показал, что сами имущественные, материальные отношения, которые лежат в основе политической жизни общества, определяются не идеями людей, а достигнутым уровнем развития производительных сил. Из этого можно сделать следующие выводы. Во-первых, поскольку типы производства различны, постольку различны и общественные отношения. Это значит, что в жизни нет абстрактного общества, общества "вообще", а есть определенное общество, которое соответствует определенному уровню производства, есть та или иная общественно-экономическая формация. Во-вторых, общество есть совокупность, система различных отношений людей. Марксизм, принявший за основу существования и развития общества способ добывания средств к жизни, поставил в связь с ним те отношения между людьми, что складываются в процессе производства. Маркс в системе производственных отношений увидел ту основу (базис), которая облекается надстройкой. Каждая такая система производственных отношений является особым социальным организмом, который имеет свои законы зарождения, функционирования и перехода в высшую форму, превращения в иной социальный организм. Анализ материальных отношений дал возможность подметить повторяемость и обобщить ступени развития разных стран в одно основное понятие общественно-экономической формации. Только такое обобщение и дало возможность перейти от описания (и оценки с точки зрения идеала) общественных явлений к строго научному их анализу. Понятие общественно-экономической формации отражает системный характер общественного устройства и выражает единство сложного исторического процесса, проявляющегося во всем его многообразии. Анализ конкретных типов общественно-экономических формаций, выявление того общего, повторяющегося, что присуще всем им, позволили раскрыть не только специфические, но и общие законы общественного развития. Различают неодинаковый уровень общности законов, действующих в истории. С этой точки зрения можно выделить две группы законов.
Если первая группа законов раскрывает специфику общественной жизни по сравнению с биологическими сообществами, то законы второй группы выражают особенности развития конкретных общественно экономических формаций. Эти законы позволяют выявить общие закономерности развития разных стран, которые находятся на одинаковой ступени развития материального производства, позволяя тем самым использовать для характеристики их общественных отношений тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого в социологии отрицали субъективисты. С категорией "формация" тесно связано понятие исторической эпохи, под которой следует понимать определенную стадию развития в рамках данной формации. Понятия "общественно-экономическая формация" и "историческая эпоха" не совпадают не только по объему, но и по содержанию. Если категория "общественно-экономическая формация", характеризующая общество на конкретной ступени развития, определяется уровнем производительных сил, то понятие "историческая эпоха", отражая задачи, которые человечество решает в данный период, раскрывает динамику общественного развития и позволяет выявить его направление. "Эпоха" и "общественно-экономическая формация" принадлежат к таким социологическим категориям, без которых невозможно диалектико-материалистическое понимание развития общества. Отсюда можно сделать следующий вывод: общественно-экономическая формация — это исторический тип общества, находящегося на определенной ступени своего развития, со свойственным ему способом производства, базисом и надстройкой, а также всей совокупностью таких общественных явлений и отношений как социальные общности людей, быт, семья, культура и т.д. Формационный подход к познанию истории и общества не может сегодня претендовать на глобальную эвристическую функцию в историческом познании вообще, поскольку он оставляет вне поля зрения множество элементов и связей общества как системы, которые тем самым не находят в монистическом взгляде на историю своего адекватного объяснения. Но, с другой стороны, формационный подход к истории единственно способен обеспечить адекватное познание ее объективного аспекта, обоснования идеи закономерности поступательного развития человечества, рассмотрения диалектики производительных сил и производственных отношений как главного источника развития "мотора" прогресса, т.е. процессов, которые складываются из "суммирования" результатов индивидуальных действий общественных индивидов. Он был и остается крупнейшим научным достижением социологической мысли. Цивилизационный подход к истории ставит человека - единственного творца истории — в центр при изучении прошлого и настоящего общества. Цивилизационный подход ориентирует исследователя на познание прошлого через все формы объективизации субъекта истории, т.е. на раскрытие его внутреннего "Я" во всех формах деятельности -трудовой, социальной, политической и духовной, во всех общественных связях. Выработка цивилизационного подхода означает нечто значительно большее, чем просто выдвижение новых концепций. Речь идет о создании важных предпосылок формирования в обществе новой программы-парадигмы (от греч. paradeigma- пример, образец). Ее краеугольным камнем должен стать общенаучный принцип дополнительности, впервые сформулированный Н. Бором, который исключает возможность абсолютизации какой-то одной точки зрения на предмет исследования. В этой связи надо подчеркнуть, что новая парадигма не может не включать в себя обновленный формационный подход; признание "сущностного" статуса категории цивилизации не отменяет аналогичного статуса категории формации, поскольку формационный подход направлен на исследование механизмов социального изменения, а цивилизационный подход - социальной преемственности. Базис и надстройка в структуре общественно-экономической формации. Каждое общество характеризуется, как сказано выше, определенным типом общественных отношений. Чтобы разобраться в этом разнообразии, установить закономерную взаимосвязь общественных отношений, К. Маркс разделил все общественные отношения на материальные и идеологические (базис и надстройку). Понятия "базис" и "надстройка" являются соотносительными, они неразрывно связаны с категорией общественно-экономической формации. Базис определяет качественную особенность каждой формации и тем самым отделяет одну от другой. Надстройка же характеризует особенности социальной и духовной жизни каждой данной формации. Поэтому понятия "базис" и "надстройка" вне связи с понятием "формация" утрачивают всякий смысл. Экономическую структуру или базис общественно-экономической формации составляет совокупность производственных отношений, т.е. отношений в сфере производства и распределения. К. Маркс подчеркивал, что производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным характером. Объясняя построение и развитие данной общественной формации исключительно производственными отношениями, К. Маркс тем не менее всюду и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки. В структуру общественно-экономической формации входят и надстроечные явления - идеи, отражающие базис, созданные в соответствии с этими идеями учреждения и идеологические отношения, которые возникают на основе определенного экономического базиса. Наконец, сюда входят и такие явления, которые не принадлежат ни к базису, ни к надстройке, - быт, семья, а также конкретно-исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация) но именно базис и надстройка определяют специфику формации как целостного социального организма. Категории базиса и надстройки используются с целью обоснования прежде всего того положения, что главным фактором в жизни общества является общественная практика, а в ее структуре главной формой - материально-производственная деятельность людей и экономические отношения между ними. Каков экономический базис данного общества, таковы и господствующие в нем системы политических, правовых, философских взглядов, а также соответствующие отношения и учреждения этого общества. В то же время надстройка не пассивна по отношению к экономическому базису, она активно воздействует на него. §7. Функционирование общества как сложной социальной системы Общественное производство, материальное производство — основа целостности и конкретно-исторической определенности общества. Оно представляет собой общественный процесс производства и воспроизводства социальной жизни, общественных связей, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Общественное производство можно рассматривать в двух планах: в узком, экономическом - как производство средств для жизни, потребительной стоимости и в более широком — философском—как производство непосредственной жизни. Определение общественного производства в философском плане дал Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи...": "Согласно материалистическому пониманию, - писал он — определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно снова же бывает двоякого рода. С одной стороны - средств к жизни: продуктов питания, одежды, жилья и необходимых приспособлений, с другой - производство самого человека, продолжение рода". Итак, общественное производство представляет собой диалектическое единство двух сфер: 1) сферы производства средств жизни и 2) сферы производства самого человека - семьи и всей общественной системы воспитания и образования человека. Заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса заключается в том, что они впервые ввели в социальную философию понятие "способ производства материальных благ", которое отражает существование материального производства в исторически конкретных формах и воспроизводство материального богатства как непременное условие самого существования общества. Кроме того, создавая материальные блага, люди производят и воспроизводят свои собственные-общественные отношения. Определяющая роль материального производства заключается также в том, что основные изменения в обществе начинаются в материальном производстве, а потом - в духовной жизни общества. Основа жизни общества — материальное производство детерминирует деятельность людей через систему потребностей. Однако и потребности людей способны оказывать большое влияние на социальную деятельность. Такой подход дает ответ на вопрос, почему материальное производство является основой общественной жизни. Способ производства материальных благ — это определенный вид жизнедеятельности людей, определенный способ добывания средств к жизни, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Производительные силы — это те силы, при помощи которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Из трех компонентов, составляющих производительные силы общества - человек, средства труда (машины, станки и т.д.), предметы труда (сырье и вспомогательные материалы), главным является человек. Другую сторону способа производства составляют производственные отношения. Прежде всего надо отметить, что, как и производительные силы, производственные отношения принадлежат к материальной стороне жизни общества. Материальность производственных отношений выражается в том, что они складываются в процессе материального производства, существуют независимо от сознания людей, носят объективный характер. Это происходит потому, что производственные отношения зависят от уровня развития производительных сил общества, определяются ими. Люди не могут выбирать производительные силы по своему желанию. Каждое новое поколение людей застает те производительные силы, которые были созданы предыдущими поколениями. В связи с этим и отношения между людьми в процессе производства складываются независимо от сознания и воли людей. Сущность диалектики развития производительных сил и производственных отношений заключается в том, что обе эти стороны любого способа производства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие производства всегда начинается с развития производительных сил, и прежде всего орудий труда как наиболее революционного и подвижного элемента производства. Они являются ведущей и определяющей стороной общественного производства. Необходимость удовлетворения все больших потребностей человека вызывает необходимость развития производительных сил. Новый уровень развития производительных сил порождает все новые и новые потребности. Вместе с производительными силами развиваются и производственные отношения. Выше уровень одних- выше ступень других. Все здесь взаимосвязано и взаимообусловлено. Но не только стремление к полному материальному благополучию заставляет человека двигаться от "станции" к "станции", а в первую очередь извечная борьба за свободу, Взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями выражается в общесоциологическом законе, законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Этот закон, с одной стороны, характеризует зависимость производственных отношений от развития производительных сил. Производительные силы, развиваясь, раньше или позже вызывают соответствующее изменение производственных отношений. С другой стороны, он показывает зависимость производительных сил от изменения производственных отношений. Определенные производственные отношения, возникшие на основе данных производительных сил, в свою очередь воздействуют на их развитие. Но диалектика производительных сил и производственных отношений осуществляется не автоматически: на ее темпы и характер влияет осознание людьми своих интересов, потребностей и их оценка. |