Главная страница
Навигация по странице:

  • §1. Философское понимание сознания

  • Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы сознания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии

  • : сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.

  • Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира.

  • §2. Отражательно-информационная и социальная природа сознания

  • Деятельность человека имеет активно-преобразующий, систематический, целесообразный и мотиванионно-организованный характер

  • §3. Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание

  • Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их содержание (значение) не может ни формироваться, ни функционировать

  • З АДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 4.1. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания

  • 4.2. Самосознание. Структура самосознания

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница20 из 43
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   43
    ГЛАВА V

    СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ



    Известно, что "описанием" разнообразных явлений сознания и сознательной деятельности людей занимаются многочисленные научные дисциплины. Но философию интересует не только проблема реальности сознания. Предметом философского анализа становится сама природа этой реальности, проблема сущности ее происхождения, природа удивительных возможностей созидательной силы сознания, человеческого разума в познании и преобразовании окружающего мира.

    Главным вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, о тех возможностях, которые придает сознание индивиду, и о той ответственности, которую оно накладывает на человека.

    Проблема сознания затрагивает коренные вопросы мировоззренческой ориентации человека, выявляет отношения самой философии к науке. Интерпретация явлений сознания неизбежна при решении практических задач. К последним можно отнести и проблемы образования и воспитания, управления социальными процессами, манипуляции сознанием при помощи средств массовой информации, развитие генной инженерии, психофизиологические основы человеческой деятельности и т.д.

    §1. Философское понимание сознания

    Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой своей собственной душевной деятельности. Возникло представление о "душе" как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться по ту сторону видимого мира. При этом каждая конкретная вещь, которая чувственно воспринимается, также наделяется "душой", а окружающий мир (особенно природный) оказывается очень зависимым от своеволия различных "душ". Такой взгляд называется анимизмом (от лат. anima - душа) и выступает основой всех религиозно-мифологических взглядов на сознание и психическую деятельность человека. Ко взглядам такого рода присоединяется и гилозоизм (греч. hyle - вещество + zoe - жизнь) - учение о всеобщей одушевленности мира.

    Позднее, несмотря на наивность таких предположений, очи стали общей исходной предпосылкой всех идеалистических учений о природе и человеке. И это не случайно. Разделение органического и неорганического, материального и психического, психического и сознательного совсем не является непосредственно данным и самоочевидным. Определение критериев этого деления и теперь находится в центре внимания наук. которые специально занимаются проблемами сознания, психики, мышления, духовной жизни общества и индивида (субъекта). Решение этой проблемы усложняется и невозможностью выявить психические явления или тонкие духовные связи при помощи органов чувств. Как говорил античный философ Гераклит Эфесский (ок. 520-460 гг. до н.э.): "По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, такой глубокий ее логос". Но уже античные мыслители высказывали суждение о "связи разума" с деятельностью мозга. Сегодня это элементарная истина. Но механизмы деятельности мозга, психических явлений до настоящего времени во многом остаются загадочными.

    Сказанное совсем не означает отрицания идеализмом сознания или психического, идеальной природы познаваемых образов. Наоборот, согласно философской традиции, именно идеалистическим учениям принадлежит заслуга "выделения" (или определения) явлений, которые отличаются принципиально и, вероятно, независимы ни от тела, ни от "души" каждого отдельного индивида.

    Платон, Аристотель, Августин, Лейбниц, Беркли, Кант, Гегель и многие другие представители этого направления в философии обращали внимание на ряд существенных моментов. Так, был сделан вывод об общественном характере мышления, мыслительной деятельности человека, социально-исторической и субъективной (индивидуальной) природе сознания, ее действенной сущности (сознание "творит" мир). Положительным было и утверждение о принципиальной невозможности сведения душевных (духовных, идеальных) процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.

    Материалисты, которые мыслили метафизически, стояли в основном на позициях гилозоизма или панпсихизма, согласно которым вся материя одушевлена и владеет определенными психическими свойствами, хотя человеческая психика "вырабатывается" не всей материей, а наиболее сложной формой живой материи.

    Нужно отметить, что заслуга введения в научный и философский аппарат (словарь) термина "сознание" принадлежит французскому философу Декарту.

    Понимание сознания только как какой-то особенной духовной сущности не раскрывает действительную природу ни самого сознания, ни специфические отличия идеальных явлений от материально-природных. Как видим, проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души: что является определяющим и что чему предшествует. Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но ч для наук, что изучают феномен сознания. Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы сознания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии формулирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания за его границами научно необоснованно. Между материей и сознанием диалектическая "тождественность" и "отличие". Между ними существует как причинно-результативная, так и пространственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, поскольку оно существует только как свойство высокоорганизованной материи, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отличается от него.

    Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только человек. Причем содержание сознания существует для отдельного человека как его эмоционально-психические переживания, ценностные отношения к миру. Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определить свое отношение к окружающему миру. духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки. Благодаря этому, сознание "осваивает" мир вещей, явлений, объектов только в их практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам, которые соответствуют целевым установкам, идеалам, образам. Отсюда и такая специфическая черта сознания, как его предметность и практическая направленность. Она проявляется в том, что содержание сознания по своему качеству является идеальным. Если материя как объективная реальность имеет свое собственное содержание, которое существует в виде конкретных материальных образований и систем, то формы бытия сознания и его содержания существенно различаются: сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.

    Поэтому "дух", сознание всегда "обременены материей" и вне своего материального воплощения не существуют. Эта "материя" сознания выступает в данном случае в виде двигательных пластов воздуха, звуков, в виде языка, языковой деятельности. Благодаря этому, содержание сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове. его знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества, приобретает качество какой-то данной индивидуальной "объективной реальности". Кроме того, содержание сознания фиксируется в идеальных системах разного иерархического ранга - чувственные данные, абстрактные понятия, художественные образы, духовные ценности, материальные продукты (предметы) человеческой деятельности, нормы культуры, языка, мышления и т.д. Содержание сознания может быть сохранено, передано, не "потеряется", потому что сознание, выступая как субъективная реальность, реализует себя не только в форме индивидуального сознания. Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание -социальная "память" общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, литературных текстах, хрониках, пословицах и поговорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этических нормах и др. Эти формы существования сознания, его "идеального" качества тесно связаны, переплетены, способны как бы переливаться одна в другую, взаимообогащаться и изменяться.

    Таким образом, важными характеристиками или существенными свойствами сознания являются субъективность и идеальность.

    Сознание есть специфически человеческая форма идеального воспроизведения объективного мира. Тем самым человек получает возможность не только определять свое отношение к миру, свое место в нем, духовно его осваивать, но и прогнозировать и организовывать свою деятельность. Именно благодаря сознанию человек творит, создает мир собственной духовной сущности, предметно-вещественный мир "второй природы", изменяет и приспосабливает его к своим потребностям и интересам, идеалам и целям. Отсюда большая роль тех или других социально-ценностных установок, морально-этических ценностей, теоретических предсказаний, гипотез, суждений, которые господствуют в общественном сознании, норм и суеверий в повседневно-жизненном отражении мира.

    §2. Отражательно-информационная и

    социальная природа сознания

    Сознание как духовный процесс определения отношений человека к миру, как способ осознания им бытия, реальности, как форма его жизнедеятельности может быть понято через выявление абсолютной , противоположности его существенных свойств- субъективности (идеальности) и материальности. Между сознанием и материей существует и что-то общее, кроме реальности их бытия. Именно это и позволяет понять и раскрыть глубинную сущность и природу свойств сознания, определяет относительность противоположности сознания и материи.

    Безусловно, сознание и все формы проявления его идеальной сущности (представления, взгляды, мысли, идеи, суждения, теории и т.д.) не имеют самостоятельного физического, материально-вещественного существования. Однако это положение и предостерегает от прямолинейного понимания специфической природы сознания, его абсолютной и относительной противоположности материи. Разграничение материального как первичного и сознания (духовного) как вторичного позволяет дать научно обоснованное объяснение их связи, взаимодействия. Таким "мостиком" связи выступает отражение.

    Отражение есть способность материальных систем (тел) изменяться под воздействием других систем (тел), возобновлять в своих изменениях особенности объектов, которые воздействуют на них, сохранять "следы" взаимодействия с ними. Отражающее так или иначе воспроизводит отражаемое, и сведения об этом выступают в форме информации, которая является содержанием отражения.

    Отражение как атрибутивное свойство материального дает неодинаковые результаты. Это зависит от своеобразия форм движения материи, системно-структурной организации материальных объектов. Поскольку отражение есть всеобщее свойство материального, постольку информационные процессы имеют место и в неорганической природе, и в мире животных и растений, и в обществе.

    Человек развивает и реализует себя не как чисто природную силу, которая непосредственно природой детерминируется, а как социальное явление. Поэтому, включая в себя биологическую жизнедеятельность, человеческая жизнедеятельность существенно отличается от последней.

    Деятельность человека имеет активно-преобразующий, систематический, целесообразный и мотиванионно-организованный характер. Она становится непрерывным процессом обновления и преобразования изучаемых человеком явлений и предметов природы. Процесс совместной трудовой деятельности потребовал и новых социальных связей, и новых средств передачи накопленного индивидуального или коллективного опыта.

    Переработка информации для получения конкретной программы обеспечения новых отношений людей между собой и с окружающим миром приводит к возникновению специфического интеллектуального свойства - сознания.

    Носителем сознания всегда выступает человек как отдельно взятый конкретный индивид, субъект. Но его бытие есть бытие общественного человека. В акт сознания всегда включены определенные общественные нормы и ценности.

    Содержание сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека, общества, с поло- рением, которое индивид занимает в данной социально-культурной среде. Сознание связано с материальными процессами мозга, обусловлено его деятельностью, которая подчиняется таким же объективным законам, что и окружающий мир.

    §3. Активно-творческий характер сознания.

    Сознание и самосознание

    Содержание связей сознания человека с функционированием мозга помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности. К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипотез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобразующей деятельности. Их исследование свидетельствует, что в психике человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание). К первому виду относят все приспособительные реакции, которые имеют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмоций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

    К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое "озарение", интуицию, формирование совершенно новых, а. чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения.

    Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их содержание (значение) не может ни формироваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична. В материальной (знаковой) форме слов и их связи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксируется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахождение причинно-результативных и пространственно-временных взаимоотношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, "надстраивается" над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, "...язык,- как отмечал Гегель, - делает людей способными постигать вещи как всеобщие, способными достигать сознания своей собственной всеобщности, способными высказывать свое "Я".

    Особая роль в интеллектуальном механизме переработки информации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношении с окружающим. Они подчеркнуто субъективны, очень "предвзято" оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным "предмышлением". Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль.

    Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля- это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.

    Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе социальной эволюции выработала способность человеческой психики создавать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный отход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого, является представление- создание разных типов модельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

    Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действительности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и институтов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей. Оценка является формой отношения человека к действительности, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоятельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки выступают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы. Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень культуры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от оценок, которые даются сиюминутно, основываются на эмоциях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида. Эта функция сознания зависит от воспитания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

    Самосознание - неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    4.1. Проблема сознания в философии.

    Детерминанты сознания

    1. Вопрос об источниках сознания "...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др ".

    • В чем же суть и особенности каждого из. этих подходов в анализе источников сознания?

    • Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

    1. "Сознание не только чудо мироздания, но и крест... подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание - это "проклятый дар" Божий человеку и без него человек был бы счастлив. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т"'.

    • Почему в сознании "я" человека живет раздвоеннойжизнью?

    • Почему христианская теология считает, что состояние осознания - следствие греха человека?

    • В чем, с точки зрения экзистенциализма, трагизм и грусть дознания?

    1. "Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природой и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально: идеальное выступает как предмет деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира"'.

    • Можно ли сказать, что сознание - это экран, на который проецируется окружающий мир?

    • В чем сущность этого механизма проекций?

    • Есть ли что-то в сознании, не обусловленное окружающим миром?

    1. а) "Определение идеального ...очень диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем есть. Это то, чего не существует в виде внешней. чувственно-воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как активная способность человека - Это бытие, которое, однако, равняется с небытием, или существующее бытие внешней речи в фазе се становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа потребности, мотива, цели"

    1. "К идеальным явлениям относится предметное содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют образы, что представляет собой данность объекта субъекту";

    1. "...Идеальное - это предмет, "отчужденный" от самого себя, который существует не в своей собственной конкретно чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга";

    1. "Характеристика психического как идеального относится собственно к продукту или результату психической деятельности - к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи".

    • Проанализируйте отрывки, дайте определения Идеального. Как вы понимаете соотношение идеального и сознания?

    1. "Представляя собой свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане — как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним".

    • Всегда ли сознание является осознанным бытием? Откуда в сознании возникает то, чего нет в жизни? В чем причина искаженного отображения мира сознанием?

    1. "...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"'.

    • В чем связь материального и идеального? Можно ли говорить об их абсолютной противоположности?

    1. "В течение столетий человеческое сознание все более показывает свою мощь. Тысячи фантастических утопий - оживление человека из мертвых, регулирование пола. передача знаний во время сна, полеты к звездам, умение добывать еду и одежду из воздуха и нефти - все эти утопии перестали быть только сказками, сознание их разъяснило, раскрыло, как их можно достигнуть. Но материальных, технических возможностей для этого не хватает, сознание стремительно пошло впереди материальной жизни. Оно могло бы в один миг установить рай на земле;

    стоит только осуществить хотя бы сотую часть его великих открытий и социальных идеалов".

    • В чем причина опережения или отставания сознания от практики? Почему не все идеалы сознания можно воплотить в жизнь?

    1. "...Каждый философ в большей части своего сознательного мышления тайно находится под руководством своих инстинктов, которые и вынуждают его идти определенными путями. За всякой логикой, за ее, по-видимому, автономными движениями прячутся наши уважительные отношения, яснее говоря, физиологическая потребность в сохранении известного характера жизни".

    • Проанализируйте такую точку зрения на природу сознания. Как называется это философское направление, в чем его специфика?

    1. Раскройте смысл высказываний:

    1. сознание по своей природе имеет общественный характер;

    1. сознание предметное;

    1. человек мыслит при помощи мозга;

    1. сознание- это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;

    1. самосознание выступает в разных формах;

    1. сознание - это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;

    1. при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

    1. Прокомментируйте поговорки: "Чужая душа- темный лес", "Язык у дипломата для того, чтобы скрывать свои мысли", "Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке", "Язык мелет, а голова не знает", "Язык мой - враг мой", "Ребенок не заплачет- мать не знает", "Слово - не стрела, а ранит хуже стрелы"

    2. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

    1. Сознание - это продукт не всякой материи, а только…;

    1. сознание не определяется мозгом само по себе. Источник наших знаний-...;

    1. по словам К.Маркса, идеальное это ..., пересаженное в ... и преобразованное в ней;

    1. сознание - это ... образ объективного ...;

    1. появление сознания имеет предпосылкой осознание и ... деятельность;

    1. образ ... по форме, но ... по содержанию и источнику.

    1. Раскройте смысл понятий: "гилозоизм", "витализм", "информация", "отражение", "первая сигнальная система", "вторая сигнальная система", "искусственный язык", "образ и объект внешнего мира", "самосознание", "интуиция".

    2. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:

    1. духовное, сознание могут, существовать до материального и без него;

    1. материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;

    1. мир есть не Я, сотворенный нашим Я;

    1. сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;

    1. отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том; что у живых организмов есть нематериальная "живая сила";

    1. сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

    1. мысль - это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки - мочу;

    1. противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер;

    1. материя и сознание - это две равноценные субстанции.

    1. С какими высказываниями можно согласиться? С какими - нельзя?

    1. человек не может познать свою собственную психику, как не может вытянуть себя за волосы из болота, или же увидеть себя в окне, как будто он сам идет по улице;

    1. о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению;

    1. о сознании человека судят не по тому, что он говорит или же пишет, а по тому, что он делает;

    1. мое психическое состояние можно понять через самонаблюдение;

    1. мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме;

    1. индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением.

    1. "В математической реальности мы, строго говоря, не найдем квадрата, треугольника, прямой линии и подобных объектов, которые по

    необходимости используются в геометрии. Они в значительной мере -результат представления, логического конструирования, приемов идеализации. Еще большая опасность прячется в противоположных взглядах, в утверждении, будто бы математические свойства фигуры есть не что иное, как результат чистой фантазии, который ничего общего не имеет с объективной реальностью".

    • В чем специфика математических абстракций? Как возникает понятие числа, фигуры?

    1. "Дальше о том, как мысль и язык говорили: "Я- красивая". На самом деле мысль и язык сказали: "Я - красивая!"

    Мысль сказала: "Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты перенимаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!" Тогда язык сказал: "Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным".

    • Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком? В чем их взаимосвязь и независимость?

    1. "Если ходячая мысль, что плоть и платонизм - враги, что чистое и невинное только платоническая любовь, а все плотское, телесное -нечистое. Но по своей глубокой сущности любовь - это "страсть, чистая, как огонь" (Ролан), и это относится ко всем ее граням".

    • Прокомментируйте первое и другое высказывания. Согласны ли вы с такими рассуждениями? В чем причина разрыва материального и духовного в человеке? Приведите примеры, когда этот разрыв преодолевается.

    1. Штирлиц, разговаривая с пастором Шлагом, говорит: "Вы упрекаете нас в том, что мы апеллируем к низкому, считая духовное вторичным. Духовное, действительно, сущность вторичная. Духовное вырастает как грибок на основной закваске.

    • И эта закваска?..

    • Стремление к славе. Это то, что вы называете желанием"'.

    • Как трактовал "духовное" национал-социализм? В чем сущность марксистского понимания "духовного"? Место "духовного" в тоталитарной общественной системе.

    1. Согласны ли вы со словами Парменида о том, что "Одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли", что мысль - только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен"

    2. "Происхождение сущности бытия существующего непонятно, загадочно... Мы мыслим еще не в буквальном смысле слова- Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?

    • Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?

    1. М. Хайдеггер Считает: "Мысль - всегда немного одиночества. Когда ее присоединяют, она может отклониться".

    • Согласны ли вы с таким утверждением? Как же тогда быть с общественной природой сознания и связью се с практикой?

    4.2. Самосознание. Структура самосознания

    1. "...В одном и том же индивиде возможно несколько душевный группировок, которые могут существовать в одном индивиде довольно, независимо друг от друга, могут ничего "не знать" друг о друге, и которые по очереди захватывают сознание. Случаи такого характера под названием "раздвоение сознания" иногда возникают самопроизвольно. Когда при таком расщеплении личности сознание постоянно свойственно одному из двух состояний, то это последнее называют "осознанным душевным состоянием", а отдельное от него - неосознанным".

    • Как связаны осознанное и неосознанное? Что входит в состав неосознанного? Можно ли говорить о сознании личности как моноцентричном образовании (одно "я") или полицентричном образовании (несколько "я").

    1. Э. Фромм, анализируя фрейдовскую концепцию Самопознания, пишет, что она основана на идее разрушения иллюзий ("рационализации") с целью осознания неосознанной действительности. Цель познания — процесс самоутверждения человеческого разума.

    • Объясните слова: "осознание неосознанной действительности", "самоутверждение человеческого разума". Как достичь самоутверждения человеческого разума?

    1. "Но мышление, которое традиционно понимается как представление, является своеобразным желанием, волеизъявлением, вот и Кант так же понимал мышление, характеризуя его как самодостаточность. Мыслить - значит хотеть, а хотеть - значит мыслить" .

    • Что такое мышление? Какое место оно занимает в сознании?

    1. "В недоступной сложности человеческого духа нет ничего раздельного, нет никаких механических переходов от низших движений к высшим, от чувства до желания, от чувственного восприятия до абстрактной мысли, но все в нем соединено и едино. И все-таки непосредственным внутренним опытом мы констатируем в себе разные сферы духа и постигает характер их особенностей. Это прежде всего относится к природе нашего логического сознания"

    • Каким образом достигается единство сознания? Назовите элементы структуры сознания? О каких "разных сферах духа" может идти речь?

    1. Все, что живет, живет индивидуально, это значит по особенному для каждого живого существа и абсолютно целостному плану. Но человеку, кроме этой стихийной воли, свойственно самосознание, и поэтому стать человеком значит осознать своеобразие своей личности и определить свое отношение к миру.

    • Что такое самосознание? Какая связь между становлением самосознания и становлением личности?

    1. "Та особенность, что человек может иметь представление о своем "я", бесконечно возвышает его над всеми другими существами, которые живут на земле. Благодаря этому, он - личность, и в силу единства сознания при всех переменах, какие он переживает, он одна и та же;

    личность, это значит существо, по своему положению ч сущности совсем отличное от вещей, например, от непонятных животных, с которыми можно объединяться и распоряжаться, как захочется".

    • На каком уровне развития сознания появляется самосознание? Назовите виды самосознания.

    1. "Совокупность психических процессов, через которые индивид представляет себя субъектом деятельности, называется самосознанием, а его представление о самом себе складывается в "образ Я". Все три аспекта проблемы "Я" - "идентичность" (самостоятельность), "Эго" (субъективность) и "образ Я" взаимосвязаны и имеют предпосылки один у другого".

    • Проанализируйте отрывок, раскройте каждый аспект проблемы "Я". В чем их взаимосвязь?

    1. "...Мысль появляется тогда, когда "она" этого захочет, а не тогда, когда пожелаю "Я". Таким .образом утверждение, что субъект "Я" обусловливает предикат "Мыслю", подает дело в искаженном виде. Мыслит нечто ("Я"), но заявление, что это нечто и будет как раз тем древним, прославленным "Я", нужно признать, высказываясь осторожно, допущением, утверждением, но ни в коем случае его нельзя считать непосредственной вероятностью".

    • Согласны ли вы с этим утверждением? Какая существует связь между мозгом нервными процессами и объективной реальностью?

    1. "Доктор все еще смотрел в окно. По ту сторону окна - ясное: весеннее небо, а по эту - слово, которое до той поры звучало в комнате - "чума". Слово это содержало в себе не только то, что положила в него наука, но и бесконечный ряд самых необыкновенных образов, которые так не вязались с нашим темно-серым городом, в меру оживленным в этот час, скорее приглушенно гудевшим, чем шумным, а по существу-то счастливым и поникшим".

    • Как слово и знак связаны с мыслью? Владеет ли слово самостоятельностью по отношению к мысли? Согласны ли вы с выражением: "Тот, кто ясно мыслит, — ясно и говорит?"

    1. "Потому что микроб - это что-то натуральное- Все остальное: здоровье, неподкупность, если хотите даже чистота, - все это уже продукт, воли, и воли, которая не должна давать себе передышки". Человек совестливый, который никому не передает заразы - это как раз тот, который ни на миг не имеет права расслабиться".

    "Раньше именно верили в "душу", как верили в грамматику и грамматичный субъект, говорили "я" - условия, "мысль" - предикат и обусловленное, мышление есть действие, в отношениях к которому субъект должен мыслить как причина. Сегодня люди с удивительным упорством и хитростью пробуют выпутаться из этих сетей, но не окажется действительным, может быть, обратное, когда "мыслю" мы будем считать условием, а "я" - обусловленным; "я", таким образом, оказывается только синтезом, который сам образуется в процессе мышления".

      • Проанализируйте оба положения. Какой вы представляете связь субъекта в процессе мышления?

    1. "Когда человек в процессе психической саморегуляции и в состоянии "просветления" освобождается от иллюзии своего "Я", коего сознание стабилизируется, становится похожей на зеркальную поверхность спокойной воды, естественно, пропадают и различия между субъектом и объектом восприятия и реагирования, познания и действия, между внутренней психической реальностью и окружающей средой, и они сливаются один с другим, переставая восприниматься и переживаться как два отдельных и противоположных феномена".

    • На основе отрывка выделите существенные черты сознания в понимании чаньбуддизма.

    1. Можно даже сказать, что реагирование в общепринятом представлении (как дискретного процесса обмена реакциями между субъектом и объектом) в целом нет, а есть ряд синхронных изменений состояния целостной системы, при этом процесс имеет континуальный характер.

    Такая "децентрализация" происходит прежде всего за счет освобождения сознания от дискретных структур и возрастания в общем потоке психики удельного веса континуальных процессов в целом и интуиции особенно, даже до полного перехода на интуитивный способ отражения и реагирования. По мере того как сознание освобождается от дискурсивного мышления, понятийные структуры начинают играть все меньшую роль в процессе восприятия, которое приобретает все более непосредственный характер.

    • Как вы понимаете "освобождение сознания от дискретных структур", от "дискурсивного мнения", "функционирования сознания на вневербальном уровне", "интуитивный способ отражения".

    1. "Развитие сознания субъекта определяется многими обстоятельствами, это очевидно. Находясь в обществе людей, ребенок усваивает сознание членов данного общества. От общения с другими, участия в различных формах кооперативной деятельности индивид получает мощные импульсы для развития своего сознания. В этом смысле правомерно подчеркивать общественную природу сознания".

    • В чем отличие индивидуального от общественного сознания?

    1. "На формирование сознания решающее воздействие оказывает культура в целом, в то же время и бессознательное на уровне ощущений, влечений, страстей и т.п. детерминирует сознательные действия и поступки. Бессознательное накапливается в виде информации, определяющей вкусы, привычки и т.п. и остается в памяти человека, в том числе и в виде социального опыта человечества (сновидения, инстинкты), что оказывает так или иначе воздействие на сознание".

    • Как решается проблема бессознательного в различных направлениях современной западной философии?

    • Почему этот вопрос был и остается в центре внимания науки и религии?

    • В чем проявляется социальное бессознательное?

    1. "Сознание и язык неразрывно связаны. Достаточно указать на тот факт, что одним из условий возможности сознания индивида является его способность сказать о себе "я" и тем самым заявить о своем относительно самостоятельном бытии"1.

    • В чем еще проявляется связь языка и сознания?

    1. Следует, наверное, согласиться с мыслью философа Э. Гуссерля о том, что философия, наука- это название особого класса культурных образованй.

    • Попробуйте хотя бы фрагментарно раскрыть проблему соотношения науки и философии как форм общественного сознания.

    1. Достаточно распространено утверждение о том. что наука сегодня выступает непосредственной производительной силой общества. Разве не противоречит это утверждение пониманию науки как формы общественного сознания?

    2. М. Хайдеггер в статье "Что значит мыслить?" пишет: "Она (наука) не мыслит, потому что ее способ действия и ее средства никогда не дадут ей мыслить так, как мыслят ученые. То, что наука не может мыслить, - это не ее недостаток, а ее преимущества. Только это одно. дает ей возможность исследовательски войти в теперешнюю предметную сферу и поселиться в ней"3.

    • Согласны ли вы с таким утверждением? В чем специфика научного сознания? В чем его отличие от других форм общественного сознания?

    1. В статье "Что такое "антинаука"? Дж. Холтон пишет: "В понятии "антинаука" сплелось в одно множество самых разных смыслов и явлений, однако их объединяет общая направленность против того, что можно назвать "просвещением". В этом конгломерате смыслов необходимо отмечать его основные элементы и, в частности, иметь в виду следующие подразделения: настоящая наука ("хорошая", "злая", "нейтральная", "старая", "новая", которая возникает вновь), патологическая "наука" (это значит занятие людей, уверенных, что они создают "настоящую" науку, но на самом деле запутавшихся в плену своих болезненных фантазий и иллюзий); псевдонаука (астрология, "наука" о паранормальных явлениях, очевидная бессмыслица и забобоны типа истории о "духах пирамид" и т.д.); сциентизм (чрезмерный энтузиазм верь: в силу науки, который проявляется в навязывании ненаучным отраслям культуры "научных" моделей и рецептов; чрезмерные претензии технократов, которые слепо надеются на всемогущество и чудодейственность науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта "звездных войн".

    • Что такое "антинаучное" сознание? К каким результатам может привести широкое распространение антинаучного сознания, в современном обществе?

    1. Сформулируйте два подхода к пониманию философского сознания:

    1. По словам М. Хайдеггера: "Ее (философии) первоначальная задача - делать вещи более тяжелыми, более сложными...

    Философия никогда не сможет непосредственно придавать силы или создавать формы действия и условия, которые вызывают исторические события".

    1. С точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса:

    "Философы только по-разному объясняли мир, но дело заключалось в том, чтоб изменить его".

    • Проанализируйте оба подхода. В чем вы видите задачу философского сознания, как оно связано с практикой?

    1. Нередко мы видим скептическое отношение к философскому сознанию.

    • На чем, на ваш взгляд, основываются подобные высказывания? В чем сущность философского сознания? Покажите его связь с научным и религиозным сознанием.

    1. Как вы относитесь к утверждению французского физика, математика и философа XVII в. Б. Паскаля: "Атеизм свидетельствует о силе разума, но силе очень ограниченной?.

    2. Наиболее сложный вопрос - это вопрос о соотношении философского и религиозного сознания. В этой связи попробуйте дать оценку и свою интерпретацию следующему утверждению Л. Фейербаха: "Религия - это первая любовь, юношеская любовь, та любовь, которая думает, что она познанием принижает свой предмет. Напротив, философия - брачная любовь, любовь мужа, которая приносит ему власть и наслаждение своим предметом, однако поэтому и разрушает всю прелесть и иллюзии, которые связаны с таинственностью первой любви".

    3. Английский профессор Джон Ленокс в статье "Поиск смысла и ценностей" пишет: "Я осмеливаюсь утверждать, что материалистическая интерпретация является одной из главных причин, главных источников той потери смысла и ценностей, которую сегодня многие ощущают".

    У Достоевского сказано: "Нет бессмертия души, значит нет и благотворительности, значит, все позволено". Эту мысль перефразировал Ницше: "Когда нет Бога, тогда вес позволено".

    • Как вы расцениваете эти слова? Согласны ли вы с мнением английского профессора относительно того, что только на позициях религиозного, но ни в коем случае не атеистического, мировоззрения можно приобрести смысл жизни и веру в высшие ценности, т.к., считает Дж. Ленокс, атеизм не может дать ответ на вопрос о происхождении моральных основ общества?

    1. Почему, по-вашему мнению, от безверия к вере один шаг? Покажите взаимосвязь религиозного и атеистического сознания. На чем базируется религиозное и атеистическое сознание? Возможен ли здесь взаимный переход? Если так, то что служит

    для него источником?

    1. Отец Панлю в романе "Чума" на исповеди говорил: "Итак, пришёл час раздумий. Вы думали, что достаточно один раз в неделю, в воскресенье, зайти в храм божий, чтобы в остальные шесть дней у вас были развязаны руки. Вы думали, что преклонив колена десять раз, вы загладите вашу преступную беспечность. Но Бог, он не терпел. Эти редкие повороты к небу не могут удовлетворить его ненасытную любовь. Ему хочется видеть вас постоянно, таково проявление его любви к вам и, честно говоря, единственное ее проявление. Вот почему, уставши ждать ваших посещений, он позволил бичу обрушиться на вас, как обрушился он на все увязшие в горах города с тех пор, как ведет свою историю род человеческий".

    • Подумайте над этим отрывком. Какая связь существует между религиозным и моральным сознанием? Есть ли зависимость уровня духовности народа от его религиозности? Выделите социальные, психологические, гносеологические корни религиозного сознания.

    1. В произведении П. Лаврова "Три разговора о современному значении философии" затрагивается вопрос о специфике художественной деятельности: "Искусство имеет ввиду красоту, стройную форму, оживленную пафосом художника; форма здесь индивидуальная и только поэтому тянет за собой пафос, что художник - живая личность; полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму".

    • Попробуйте, опираясь на высказанное П. Лавровым суждение, сравнить искусство с наукой, философией и религией, делая акцент на специфичность эстетического сознания.

    1. "...Философия и поэзия стоят на противоположных вершинах, но говорят одно и то же".

    • Прокомментируйте отрывок. Как, на ваш взгляд, философское сознание связано с эстетическим?

    1. Приведем отрывок из книги Ю. Рюрикова "Три страсти": "На рубеже ХIХ- XX вв. связь любви и художества считали такой тесной, что Мечников даже соглашался с Мебиусом, немецким ученым, который говорил; "Художественные способности, по всей вероятности, ни что иное, как вторичные половые оценки". И сам Мечников так высоко ставил любовь, что писал: "Главным стимулом гениальности Гете была любовь". Взгляды эти близки к взглядам Фрейда, который так же считал, что художественный дар - косвенное проявление "либидо", любовных инстинктов человека".

    • Дайте оценку этого отрывка. Если вы разделяете такую точку зрения, то в чем видите связь любви и искусства?

    1. Альберт Камю в романе "Чума" словами доктора Риэчестка, который исполняет свой долг во время чумы, говорит: "Итак, вот что дает уверенность - каждодневный труд. Все остальное держится на ниточке, все зависит от того самого незначительного движения. К этому не привяжется. Главное - это хорошо выполнять свою работу"4.

    • Что значит "хорошо выполнять свою работу"? Как вы понимаете свой моральный долг?

    1. Журналист Рамбер в романе А. Камю "Чума", стремясь покинуть город, закрытый на карантин, неожиданно понимает, что аморально быть счастливым одному, если все несчастливы.

    • Согласны ли вы с этим утверждением? Насколько созвучно это с моралью эпохи первоначального накопления капитала"? Как соотносятся понятия "капитализм" и "совесть", "капитализм" и"порядочность"?

    1. "Что для людей высшего порядка служит добром и утехой, то для людей, резко отличающихся от них и меньшего калибра, должно служить практически ядом. Добродетели обычного человека в глазах философа, оказались бы, наверное, пороком и слабостями, и возможно, что человек высшего порядка в процессе своего вырождения и гибели приобретает такие свойства, которые вынуждают низший свет, куда он спустился, беречь его как святого. Есть книги, которые для души и здоровья имеют противоположное значение, смотря на то, кто ими пользуется — низшие люди с более слабыми жизненными силами или высшие и более сильные люди…".

    • К какому философскому направлению принадлежит приведенная точка зрения? В чем опасность этой морали "Избранных"? Какие общечеловеческие аспекты характерны для любой морали?

    1. Порассуждайте над следующим утверждением: "Добро должно быть с кулаками".

    • Есть ли отличия между тем, чтобы творить зло и платить за это злом? От чего зависит мера наказания за зло? Есть ли связь между правовой и моральной оценкой зла?

    1. Друзей вниманием неожиданно не удивлял.

    Со сверстниками разговаривал издалека.

    Тот человек, кому ты полностью верил, не враг.

    Уму доверь свой взгляд".

    • На чем базируются отношения дружбы? Как гуманизировать природу человека?

    1. Очень сложным в жизни является вопрос о моральном возрождении человека и общества- Возможно ли это? Если так, то ответьте на следующие вопросы.

    • В чем смысл морального просвещения? Что необходимо сделать, чтобы оно наступило?

      1. Неразрывная связь человека и политики — аксиома античной политической мысли. Человек - существо политическое. Этот тезис Аристотеля лежит в основе большинства философско-политически концепций древности.

    • Выскажите свое мнение по этому утверждению; попробуйте, хотя бы в общих чертах, проследить отношения человека и политики в последующие эпохи и, следовательно, выяснить особенности политики как формы общественного сознания.

      1. Какие особенности политического сознания отражены в высказывании великого французского моралиста XVI! в. Жана де Лабрюйера:

    "Если народ охвачен волнением, никто не сможет сказать, как возобновить спокойствие; если он усмирен, никто не знает, что может нарушить его покой"'.

      1. Русский философ В.Л.Соловьев в работе "Мораль и политика", критикуя теорию национального эгоизма, в частности, пишет:

    "Нехорошо, когда существует международное людоедство, оправданное, или не оправданное высшим призванием; нехорошо, когда в политик властвуют взгляды того дикого африканца, который на вопросы о добрей и зле отвечал: добро - это когда я отниму у соседей их стада и жен, а зло - когда у меня отнимут. Такой взгляд доминирует в международной политике; но он же в значительной мере управляет и внутренними отношениями: в границах одного и того же народа сограждане ежедневно эксплуатируют, обманывают, а временами и убивают друг друга, однако же никто не делает вывод из этого, что так и должно быть; почему же такое заключение приобретает силу в применении к высшей политике?".

    • Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

      1. Философ Карл Поппер писал: "...Моральный релятивизм один из самых пагубных ядов для демократии, потому что демократия существует тогда, когда властвует..."

    • Как бы вы продолжали эту цитату? Согласны ли вы ей утверждением К. Поппера?

      1. Согласны ли вы со следующим утверждением: "В революционные эпохи политика и правосознание классов, что пришли к власти, нередко придают общественным отношениям правовой характер еще до того, как в законодательном порядке сформированы соответствующие нормы права".

      2. Политика как форма общественного сознания имеет много аспектов рассмотрения. Одним из них является проблема власти.

    • В этой связи ответьте на следующие вопросы:

    1. Что вы понимаете под властью?

    2. Назовите основные типы власти.

    3. Дайте оценку словам французского политолога Мориса Дюверже:

    "Управление народа, при помощи народа", "управление нации при помощи ее представителей"- хорошие формулы..., которые ничего не значат. Никогда не было народа, который бы управлял собой, и никогда его не будет... Настоящая демократия - это что-то иное: более скромное, но и более реальное'.

      1. Как вы относитесь к такому широко распространенному тезису о том, что "нет общества без прав"?

    Как никогда актуальны сегодня высказанные еще в XVH в. слова Ж. Лабрюйера: "Наказанный злодей - это пример для всех негодяев; без вины осужденный - это вопрос совести всех людей гордости.

    Я, пожалуй не решусь утверждать, что никогда не стану злодеем или убийцей, но когда я начну утверждать, что меня никогда не осудят за воровство или убийство, я покажусь себе очень легковерным человеком. Достойна жалости судьба невинного, который из-за спешности судопроизводства объявлен преступником, но не более ли достойна жалости судьба его судьи?".

    • Какие аспекты, уровни правосознания рассматриваются в этом утверждении?

      1. "Правовая республика", "общественная организация", "демократическое общество" - этими фразами перенасыщены средства массовой информации. Как, на ваш взгляд, соотносятся эти понятия?

      2. Можете ли вы согласиться с предложенными ниже характеристиками правового государства:

    1. это государство, в котором строго выполняются законы:

    1. это государство, основанное на верховенстве правовых законов;

    1. это государство, основанное на политическом плюрализме и демократическом построении всех сторон общественной жизни;

    1. это государство, которое признает приоритет прав личности над всеми правами, в том числе и государства.

    • Попробуйте критически осмыслить предложенные варианты ответов и сформулируйте свое понимание сущности правового государства. (Желательно это сделать на примере Республики Беларусь.)

      1. Согласны ли вы с утверждением В.И. Ленина: "Закон есть мера политическая, есть политика".

    • Какие, по-вашему, существуют механизмы взаимодействия права и политики?

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   43


    написать администратору сайта