Главная страница
Навигация по странице:

  • . Иными словами, субъект - это тот, кто познает, а объект-это то, что познается.

  • §2. Чувственное познание и его формы

  • §3. Рациональное познание. Формы мышления

  • §4. Понятие и объективность истины

  • Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, относительной - к релятивизму.

  • §5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины Практика

  • §6. Методы и формы научного познания Изучая мир, человек одновременно вырабатывает и приемы (методы) его познания.Метод

  • Учение о построении и практическом применении методов называется методологией

  • Методы эмпирического исследования

  • Анализ

  • Методы теоретического исследования

  • Восхождение от абстрактного к конкретному

  • Формы научного познания

  • З АДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 5.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру

  • 5.2. Роль подсознания в творчестве

  • 5.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница21 из 43
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   43
    ГЛАВА VI

    ПОЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

    §1. Социально-историческая, деятельная природа знаний

    Отношение человека к миру, познание и преобразование мира одна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот вопрос раскрывает другую сторону основного вопроса философии, где выясняются соотношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать действительность.

    Важное значение при этом имеет положение о том, что основным критерием истинности знаний является предметная, практическая деятельность человека. А это часть всей реальной жизни человека, которая сопровождается мышлением, эмоциями, волей и памятью.

    Субъект и объект. Под субъектом (от лат. subjectum - то, что лежит в основе) в философии понимается отдельный человек или социальная группа, все человечество, общество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом (от лат. objectum - предмет, то, что противостоит) называется часть материального мира или духовной сферы, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Иными словами, субъект - это тот, кто познает, а объект-это то, что познается.

    В роли объекта могут выступать природа, общество и мышление. При этом важно помнить, что если природные процессы происходят без участия человека, его сознания (имеется в виду "первая природа"), то законы общества реализуются в процессе сознательной, активной деятельности людей и не могут существовать вне общества, вне материального ("вторая природа"), духовного, не задевая интересов людей.

    §2. Чувственное познание и его формы

    Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга. Органы чувств человека - это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир.

    Ощущения - это отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов и явлений материального мира, иными словами, - субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущения возникают в результате воздействия материальных предметов на органы чувств человека. Важно заметить, что ощущение - исходный, самый простой элемент познания.

    Ощущения дают первую, элементарную форму отражения отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира в их непосредственной реальности.

    На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания — восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.

    Восприятие - это целостный образ, который отображает предметы и явления, что непосредственно воздействует на органы чувств. Оно формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. В этом случае проявляется более высокая форма чувственного познания - представление.

    Представление — это высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств человека. Это уже "отрыв" мысли от действительности, что дает возможность перейти к образно-абстрактному мышлению. Представления, как и другие формы чувственного познания, опосредуются и обогащаются всем предыдущим опытом человека, уровнем его культуры. Создавая представления-образы, человек может творчески; комбинировать ощущения и восприятия и на этой основе создавать новые образы (представления).

    Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств конкретных людей.

    Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов, открыть законы природного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, умственного познания.

    §3. Рациональное познание. Формы мышления

    Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления)- понятия, суждения и выводы (умозаключения)- это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

    Понятие - такая форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, приметы реальных предметов и процессов.

    В процессе познания и практической деятельности недостаточно только выяснить общее, существенное, необходимо познавать связи между явлениями, отношения между ними. А сделать это можно только объединив понятия в суждения.

    Суждение - это форма выявления мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета, утверждается или отрицается что-нибудь.

    Необходимость повышения степени обобщенности знаний, их углубления и конкретизации проявляется в выводах (умозаключениях).

    Вывод - это рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной или диалектической логике.

    Вывод (умозаключение) как установление определенных связей между суждениями приводит к новым знаниям, связанным с творчеством.

    Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру. Благодаря ему создаются культурные ценности, выявляются новые связи и отношения, формируются законы, разрабатываются методы познания и преобразования действительности. Творческая деятельность по-разному проявляется в науке, производстве, в педагогической и всякой иной практике, искусстве, политике и т.д.

    В творчестве большую роль играет интуиция (от лат. intueri -пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания истины как бы непосредственно: без логических рассуждений. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.

    Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рациональных отношений человека к действительности, через творчество и интуицию ведет к отношениям истины.

    §4. Понятие и объективность истины

    Диалектический материализм рассматривает истину как объективное содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта (человека и человечества). Такое понимание называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания.

    Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, ибо человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологически состояние и социальный опыт субъекта.

    Познание — процесс, который всегда развивается. Знания человека постоянно обогащаются, все более полно отражают строение и свойства объективно существующего мира. В силу этого истина относительна, так как знания на каждом этапе развития науки, общества отражают объект не полностью, а в известных пределах, отношениях. Относительность истины проявляется и в смене концепций, теорий в процессе развития науки. Новые знания не отбрасывают старые, а углубляют, уточняют и расширяют наши представления о материальном и духовном, мире.

    Признавая относительную истину и рассматривая познание как переход от одной относительной истины к другой, важно понимать, что в ней есть и нечто абсолютное.

    Абсолютная истина - это такие знания, которые полностью характеризуют предмет и не могут быть заменены или дополнены в дальнейшем процессе познания. Достигнуть таких знаний невозможно, но это утверждение не есть агностицизм. В каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной. Человечество движется по пути все более полного овладения абсолютной истиной, которую нужно рассматривать как сумму относительных истин. Диалектика относительной и абсолютной истины указывает на постоянное развитие знаний о мире. Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, относительной - к релятивизму.

    Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом конкретном случае они отражают только определенные предметы и процессы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, условий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще — истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкретности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устаревших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.

    §5. Понятие практики.

    Практика - основной и всеобщий критерий истины

    Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества.

    Как по содержанию, так и по способу существования практика носит общественный характер.

    В связи с тем, что деятельность человека качественно разнообразна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разнообразии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды: а)материально-производственная, б)социально-политическая, в)научный эксперимент.

    К специфическим видам практической деятельности можно отнести семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образовательную (педагогическую) деятельность и др.

    Практика служит критерием истинности знаний. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

    Однако противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она не только абсолютна, но и относительна, потому что всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Именно поэтому гипотезы являются неотъемлемым моментом в развитии научных знаний.

    Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными возможностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фантазией.

    §6. Методы и формы научного познания

    Изучая мир, человек одновременно вырабатывает и приемы (методы) его познания.

    Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического (в том числе философского) освоения человеком окружающего мира (материальной и социальной действительности). Иными словами, метод - это знания, которые превратились в руководство деятельностью. Учение о построении и практическом применении методов называется методологией (греч. methodos - исследование Logos - слово, понятие, учение). Она представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

    Заметим, что не все методы можно применить в конкретной деятельности, нужна их классификация. Условно они делятся. на частные, общие и всеобщие

    К тому же методы можно классифицировать в зависимости от уровня познания. В этом случае выделяют эмпирические и теоретические методы.

    Методы эмпирического исследования. Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов.

    Экспериментом называют такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от активности субъекта, который его проводит. От материального эксперимента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами.

    Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюдении и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы.

    Анализ (от греч. analysis- разложение, расчленение)- это деление целого на части с целью познания каждой из этих частей.

    Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление) представляет собой обратную процедуру, когда проводится соединение отдельные элементов в единое целое (системы) с целью его познания.

    Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей, дополняют друг друга.

    В процессе познания знания постепенно расширяются, что даёт возможность увеличить степень обобщенности выводов и на основе отдельных фактов с помощью метода индукции приходить к более общему, создавать условия для формулирования закономерностей.

    Индукция (от лат. inductio - наведение, настраивание) - это такой метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности. Индукция — это движение от единичного и частного к общему.

    Основой индукции является наблюдение, эксперимент, анализ синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объекта их свойствах и на основании их делает общие выводы.

    Противоположным индукции методом является дедукция (от лат. deductio - выведение), имеющая теоретическую направленность. Индукция и дедукция связаны между собой таким же образом, как синтез и анализ. Классификация содействует переходу научного познания со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического обобщения. Она является наивысшей степенью описания, т.е. упорядочения фактического эмпирического материала в соответствии с выявленными общими, особенными и единичными свойствами, приметами.

    Методы теоретического исследования. Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории.

    На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.

    Идеализация как метод представляет собой процесс мыслительного конструирования понятий об объектах, реально не существующих в объективной реальности (например, модель абсолютно черного тела в физике, понятие точки в математике и др.), но таких, для которых в реальном мире есть прообразы. Этим идеализация отличается от фантазии. Идеализированные объекты помогают познавать реальные объекты, строить абстрактные схемы реальных объектов, процессов. В этом смысле идеализация тесно связана с методом моделирования.

    Моделирование - это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно, например, термоядерные процессы на Солнце. Этот метод широко применяют в системе образования.

    Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

    Формализация как метод представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма и содержание). Формализация связана с использованием формализованного языка (математики). Формализация имеет в виду единство формы и содержания. Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Особенно опасен формализм в сфере человеческих отношений.

    Дедукция непосредственно связана с индукцией и представляет собой метод получения частных выводов (посылок) на основе общих. качестве общих посылок могут выступать не только научные факты, но и гипотетические суждения.

    Использование дедукции связано с использованием системы определенных мыслительных правил, которая называется логикой. Чаще всего дедукция применяется в математике, теоретической физике и других науках высокого уровня теоретических обобщений.

    В основе аксиоматического метода лежит понятие аксиомы.

    Аксиома - это такое утверждение, доказывать истинность которого нет необходимости. Например, геометрия Евклида была пестрое на посылках, которые считались интуитивно истинными. Заметим, что построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам в области математики.

    Исторический и логический методы исследования. В основе исторического метода исследования лежит изучение реальной истории, разнообразия ее проявлений. Логический метод раскрывает логику развития реальной истории, бытия.

    Логический и исторический методы выступают как приемы построения теоретических знаний о природной и социальной действительности, отображают одни и те же процессы и поэтому совпадают по содержанию, но отличаются по форме.

    Единство исторического и логического позволяет рассматривать объект или процесс в единстве: прошлое, настоящее и будущее.

    Восхождение от абстрактного к конкретному. Каждый объект или процесс реализует свое объективное бытие через множество связей. отношений, взаимоотношений, познать которые сразу человек не может. В процессе познания что-то фиксируется, а от чего-то человек отходит, абстрагируется. Познавая отдельные стороны вещей, связей и отношений, человек вынужден сводить свои знания в единую систему, что находит отражение в диалектике абстрактного и конкретного.

    Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяете как в естествознании, так и в социальных науках. Конкретное в нем рассматривается на двух уровнях. Во-первых, как чувственно данное, в вторых, как элемент теоретических знаний.

    Гипотетико-дедуктивный метод заключается в том, что развитие знаний идет не от эмпирии (опыта) к теоретическим обобщениям и выводам, а наоборот: сначала создается гипотетическая конструкция (система гипотез), а затем осуществляется опытная проверка суждений (гипотез). Практика или подтверждает их и переводит в ранг истинных, научных знаний, или опровергает.

    В реальном научном познании все методы могут проявлять себя одновременно, во взаимодействии. Их конкретное применение в каждом 124отдельном случае определяется как уровнем научного познания, так ч особенностями объекта или процесса. Они не остаются раз и навсегда данными.

    К формам научного познания относят научный факт, проблему, гипотезу, теорию.

    Формы научного познания. Несколько подробнее рассмотрим сквозь призму отмеченных форм схему развития знания. Факт как форма научного познания характеризует достоверное эмпирическое знание, т.е. установленное, доказанное знание о каких-то проявлениях, характеристиках, свойствах изучаемых объектов.

    Эмпирический факт формируется на основе интерпретации с помощью уже существующего теоретического знания, а затем может быть использован для построения нового, еще не существующего теоретического знания.

    В итоге возникает проблемная ситуация как первая фаза становления научной проблемы. Проблема как форма научного познания характеризует знание о каких-то вновь открытых, ранее неизвестных сторонах какого-то известного объекта. Иными словами, это определенное знание о незнании, фиксация того, что в известном обнаружено что-то неизвестное, подлежащее раскрытию и объяснению.

    Но если окажется, что имеющихся средств в наличии у исследователя или в целом у научного сообщества недостаточно для ликвидации разрыва, что разрыв носит принципиальный характер, тогда возникает необходимость в разработке нового знания, которое бы устранило возникший разрыв. Это новое знание предстает первоначально в форме научной гипотезы.

    Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, содержащее в себе новое знание теоретического характера, объясняющее новые факты, не укладывающиеся в старую теорию, которые и породили проблемы. Поэтому и возникает необходимость в генерации нового знания, призванного эту проблему решить.

    Гипотеза не может противоречить существующим законам из той же предметной области, к которой относится гипотеза. Однако это требование не является абсолютным.

    Следует отметить, что превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.

    Как система знаний теория имеет сложную структуру. Основными структурными компонентами теории являются теоретическая модель. т.е. система абстрактных объектов, относительно которых строятся все высказывания теории. Эта теоретическая модель сложным образом связана с математическим аппаратом теории.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    5.1. Творчество - высшая форма познавательного

    отношения человека к миру

    1. Что такое творчество? Встречаются разные объяснения этого понятия. Ознакомимся с приведенными ниже соображениями. Какое определение творчества вам кажется наиболее подходящим?

    "Творчество - деятельность, которая порождает нечто качественно новое, которого никогда раньше не было".

    "...Повседневная жизнь и есть творчество - творение неповторимой жизни. А то, что человек не оставил каких-либо результатов, которые получили бы признание общества, так это просто случайность, результат исторических обстоятельств.

    "...Большинство проблем, которые мы называем творческими, это как раз те, что находятся за строго обозначенной целью, где творец до конца не знает, в каком направлении ему необходимо двигаться и далеко ли еще до завершения работы'".

    1. Чем отличается творчество от репродуктивной деятельности. Сопоставьте свое мнение с нижеприведенными высказываниями.

    "Несложно также показать, в чем отличие произведения искусства от продукта, часто ремесленного по своему характеру, поскольку эстетическое творчество должно быть со своим характером, поскольку эстетическое творчество должно быть по своим принципам абсолютно свободным; художник создает, правда, под воздействием противоречий, но таких, которые заключены в глубине его собственной натуры, тогда как в основе всякого другого создания лежат противоречия, которые находятся за тем, кто создает, тем самым и цель такого создания всегда будет за ним".

    1. Как вы считаете, процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным?

    2. Как вы считаете, есть ли место для творчества за границами искусства, науки и изобретательства?

    3. Чем детерминируется творческая деятельность человека? Сравните нижеприведенные суждения:

    "Все эпичные поэты создают свои прекрасные поэмы не благодаря мастерству, а только в состоянии вдохновения и возвышенности; так же и хорошие поэты: подобно тому как корибанты танцуют в приподнятости, так и они в приподнятости создают свои прекрасные песнопения; ими овладевает гармония и ритм, и они становятся вдохновленными и приподнятыми". "...Ради того бог и отнимает у них разум и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, которые лишены разума, говорят такие ценные слова, а говорит сам бог и через их подает нам свой голос".

    "...Мы создаем свои идеи не потому, что желаем этого, они создают нас не по причине нашего желания, а по причине нашей природы и природы вещей... Душа есть духовный автомат ... по причине божьей преформации она создает эти прекрасные идеи, в которых наша воля не принимает участия..."

    "...Эта склонность, задаток, который определяет нашу душу, и, благодаря которому, эти истины могут быть приобретены из него. Это похоже на различие между фигурами, которые произвольно высекаются из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже отмечены или способны обозначиться, когда скульптор использует их".

    "...Только противоречие между известным и неизвестным в свободном действии может придать импульс художнику, и только искусству дано успокаивать наши безграничные порывы и определить у нас последнее, самое глубокое противоречие".

    "Творчество человека имеет своими предпосылками три элемента—элемент свободы, благодаря которому, только и возможно творчество нового и несуществующего, элемент дара и связанного с ним предназначения и элемент уже созданного мира, где и осуществляется творческий акт и, где он берет свои материалы. Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога и поэтому ощущает себя в руке Божьей, орудием Божьих дел в мире".

    1. Почему, по вашему мнению, люди в разной степени способны к творчеству?

    2. Какие факторы обусловливают творческие способности человека? Какую тут роль играют прирожденные качества человека - образование, воспитание, а так же социальные условия, в которых он существует?

    "...Гений - это такой зародыш, развитие которого ускоряется добродетельностью или тормозится разрушением общества, этим завсегдашним спутником тирании; так как под властью деспотизма гениальны человек, может, легче других заражается всеобщей апатией".

    "Гениальность - есть целостное качество человеческой личности, а не специальный дар и она свидетельствует о том, что человек прорывается к первоисточнику, что творческий процесс в нем первостепенный, а не определен социальными наслоениями. Этому может не соответствовать способность реализации искусства, мастерства".

    1. "Гениальность творческой личности в том и заключается, что она превращает искусство из самовыявления личности, в самовыявление общества".

      • Согласны ли вы с мыслью Норберта Винера о том, что лень - действительно мать изобретателей?

    2. Как соотносятся в творческом процессе необходимость и случайность, необходимость и свобода?

    "...Часто величайшие открытия обязаны своим происхождением самым маленьким случайностям, и - если говорить всю правду - они не столько обязаны нашим талантам, скорее фортуне, это значит - милости Божьей..."

    "Случайности ничего не создают, подобно тому, как кирка рабочего, проливающего пот в копях Галконды, не создает добываемые из недр земли алмазы". "...Ты, гениальный человек, не знаешь себя, если думаешь, что ты создан этой самой случайностью; вся ж заслуга ограничивается тем, что она взяла тебя в гении: она только подняла заслон, который скрывал это чудо природы как от других, так и от самого себя.

    Гениальности и глупости, злу и благодеяниям нужно только время, - чтобы дождаться своего часа".

    "Наивысшая способность воображения, поэтическая фантазия, находится на службе не случайных состояний и определенных чувств, а на службе идей и истины духа вообще. Она отбрасывает случайные и произвольные обстоятельства наличного бытия, концентрирует внимание на его внутренних и существенных сторонах, формирует это существенное и обнаруживает его в образах".

    "...Вдохновение художника проявляется как некоторая чуждая ему сила, как несвободный пафос; творчество в самом себе имеет тут форму природной непосредственности, оказывается присущей гению как особенному субъекту. И в то же время представляет собой работу, которая связана с техникой и внешними механическими приемами, поэтому и произведения искусства как раз так же являются делом свободного выбора, а художник - мастером Бога".

    "Последний акт Божественного творчества был первым актом человеческого мастерства, потому что предназначение человека - быть существом свободным, и, таким образом, самостоятельным, потому что самостоятельное существо может быть свободным".

    "И автор не сразу находит неслучайное, творчески-принципиальное видение героя... Сколько слоев нужно снять с лица самого близкого, казалось бы, хорошо знакомого человека, слоев, которые нанесены нашими случайными реакциями, отношениями и случайными жизненными Ситуациями, чтобы увидеть настоящим и целым его лицо."

    1. Как вы понимаете парадоксальную фразу: "Будущее служит причиной настоящего?"

    2. Выделите условия и составные части творческого процесса, который отметил А.С. Пушкин в знаменитых строках:

    О сколько нам открытий чудных

    Готовит просвещенья дух

    И опыт, сын ошибок трудных,

    И гений, парадоксов друг,

    И случай, бог-изобретатель.

    1. Согласны ли вы с мыслью, что талант, когда он настоящий, всегда способен проложить себе дорогу?

    2. Как вы понимаете слова В.И. Ленина: "Человеческое сознание отражает не только объективный мир, но и творит его". Нет ли здесь противоречия с материалистическим принципом бытия и вторичности сознания?

    3. Когда-то Раймонд Лулий (1235-1315) изобрел "логическую машину" (прообраз сегодняшнего компьютера), которая на его взгляд, могла ответить на всевозможные вопросы человека, это значит - автоматически делает любое открытие. Как вы думаете, может ли подобный компьютер заменить творческую деятельность человека?

    4. "Когда говорят о творчестве, то чаще всего имеют в виду лишь гениальные произведения искусства, литературы, открытия в науке и изобретения в технике. Между тем творчество - это свойство сознания вообще. Вся история развития человечества связана с такой деятельностью людей, которая дает новые результаты, имеющие общественное значение. А это и есть творчество".

      • Согласны ли вы с предложенным пониманием творчества?

      • Можно ли утверждать, что любая деятельность человека включает момент творчества?

    5. В философской мысли XX века интуиции придается решающее значение в интуитивизме (Бергсон), феноменологии (Гуссерль), философской антропологии (Шелер), психоанализе (Фрейд).

      • В чем оригинальное понимание сути интуиции в каждом из указанных направлений?

      • Укажите общие позиции авторов во взглядах на интуицию.

    6. "В последнее время встал вопрос о создании особой науки,

    которая исследовала бы творческую деятельность человека" - эвристика. Круг ее проблем широкий: здесь и вопрос о специфических чертах творческой деятельности, о структуре, этапах творческой деятельности...

    • Назовите те проблемы, которые связаны с изучением творческой деятельности, кроме приведенных в данном отрывке.

    • Какие из проблем творчества и почему относятся к сфере изучения философии?

    5.2. Роль подсознания в творчестве

    1. В каких отношениях находятся рациональное мышление и творчество?

    2. Возможно ли формирование фундаментальных научных принципов, постулатов, аксиом методами дедукции и индукции?

    3. Почему многие современные ученые считают, что только рациональное мышление и эмпирические исследования не в силах обеспечить возникновение новых научных теорий, и что в теоретическом поиске с необходимостью должна присутствовать так же интуиция? В качестве примера ознакомимся с суждением А. Эйнштейна:

    "В настоящее время известно, что наука не может вырасти на основе одного только опыта и что при построении науки, мы вынуждены обращаться к свободно созданным понятиям, пригодность которых можно проверить опытным путем. Эти обстоятельства проходили вне внимания предыдущих поколений, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не обращаясь к свободному, творческому созданию понятий, чем более примитивно состояние науки, тем легче исследователю сохранить иллюзию на счет того, что он будто является эмпириком. Еще в XIX в. многие верили, что ньютоновский принцип "hypotheses non figno" должен служить фундаментом всякой здоровой природоведческой науки.

    В последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к тому, что признание умственного характера науки сделалось всеобщим достоянием".

      • Какая роль принадлежит интуиции в научном познании?

    1. "Люди гениальные, обращая свой прозорливый взор на предметы, часто по какому-нибудь внутреннему чутью, возможно неосознанному, открывают истины, не видя путей к ним...".

    "В образовании физической теории существенную роль играют фундаментальные идеи. Физические книги полны сложных математических

    формул. Но началом каждой физической теории являются мысли и идеи, а не формулы".

    1. На протяжении истории науки многие ученые использовали термин "интуиция". Ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями и определите, является ли в них смысл термина "интуиция" тождественным.

    "Под интуицией я имею в виду ... понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и ясное, что не остается совсем никакого сомнения относительно того, что мы понимаем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного разума, который рождается один только светом разума и является более простым, а значит, и более точным, чем сама дедукция... "

    "...Иногда разум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через их самих, без вмешательства каких-нибудь других идей; это, как мне кажется, можно назвать интуитивным познанием. Так как разуму не нужно при этом доказывать или изучать, он воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он направлен на него".

    Интуиция - "род интеллектуальной симпатии, посредством которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единого и, значит, непередаваемого".

    "Вообще говоря, в сознании человека могут иметь место следующие типы процессов преобразования знаний: а) переход от одних наглядных образов к другим наглядным образам - чувственная ассоциация; 6) переход от одних понятий к другим понятиям - логическое рассуждение: в) переход от наглядных образов к понятиям; г) переход от понятий к наглядным образам. В процессах первого и второго типов новые знания приобретаются за счет перекомбинирования элементов, которые уже вмещались в старых знаниях. Поэтому эти процессы сами по себе не могут привести к разработке принципиально новых наглядных образов и понятий. Это, однако, становится возможным в процессах третьего и четвертого типов, поскольку они открывают дорогу к формированию наглядных образов, которые выходят за рамки данных чувств венного опыта, которые были раньше, и к построению понятий, содержание которых включает в себя чувственный материал, который еще не подвергался логическому анализу в понятиях, какие имелись раньше.

    Процессы последних двух типов и составляют, на наш взгляд, гносеологическое содержание творческой интуиции".

    "То, что принято называть интуицией, или чувством, есть по существу, неосознанный опыт. Человек издавна научился использовать свое подсознательное мышление - Если он откладывает работу, чтобы дать мыслям "созреть", он прямо рассчитывает на работу своего мышления на подсознательном уровне".

    "ИНТУИЦИЯ... способность постижения истины посредством ее прямого схватывания без обоснования с помощью доказательства".

    1. Кондильяк писал: "Мы в сущности не создаем идей, а только

    комбинируем посредством сочетания и расчленения те идеи, которые мы приобретаем через органы чувств. Изобретательность заключается в умении делать новые сочетания".

      • Чем такой взгляд сенсуалиста Кондильяка на процесс возникновения идей отличается от взглядов рационалиста Р. Декарта? (см. предыдущее упражнение).

    1. Можно ли считать интуитивные догадки безусловно точными знаниями?

    2. Каким образом осуществляется проверка интуитивных догадок?

    3. Сравните взгляды основателя психоанализа 3. Фрейда и представителя постфрейдизма К. Юнга на природу творчества и роль подсознания в ней. Чем они отличаются?

    "Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность по причине внешних преград или по причине внутреннего недостатка в приспособленности''. "Если враждебная к действительности личность имеет еще загадочный для нас художественный талант, она может представлять свои фантазии не симптомами болезни, а художественными произведениями, избегая этим невроза...".

    "...Сущность художественного произведения заключается, не в его отягощении чисто персональными особенностями - чем больше он ими отягощен, тем меньше может идти разговор об искусстве, - но в том что он говорит от имени духа человечества и обращается к ним".

    "Каждый творчески одаренный человек- это некая двойственность или синтез парадоксальных качеств. С одной стороны, он представляет собой что-то человечески-личное, с другой - это надличностный человеческий процесс".

    1. Почему, на ваш взгляд, "механизм творческих процессов, свойственных человеку, на сегодняшний день остается в значительной степени загадочным для науки? Что мешает решению загадки творчества?

    "...Творческая работа переживается, не слышит и не видит себя, а только создаваемый продукт или предмет, на который она направлена. Такому художнику нечего сказать о процессе своего творчества - он весь в созданном продукте, и ему остается только показать нам свое произведение".

    5.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества

    1. К. Маркс писал, что, "воздействуя на окружающую природу и

    изменяя ее", человек "в то же самое время изменяет свою собственную природу'. Почему воздействие субъекта на объект приводит к изменению субъекта?

    1. Подумайте, какой характер, на взгляд мыслителей, чьи размышления приведены ниже, носит связь между автором и его; произведением?

    "...Человек есть второй бог. Как бог-творец реальных сущностей так человек-творец мысленных сущностей и форм искусства, которые есть аналоги его интеллекта, как сотворения бога - аналоги божьего Интеллекта".

    "Есть великая печаль и горечь, которая связана с творчеством. Творчество есть большая неудача, даже в своих самых совершенные продуктах, всегда не соответствует творческому замыслу"

    "...Будучи настолько требовательной к языку, поэзия тем не менее пересиливает ее как язык, как лингвистическую очерченность. Поэзия не является исключением из общего для всех искусств положения: художественное творчество, определяемое в отношении к материалу, есть его преодоление".

    1. Многие писатели и литературоведы высказывали мысль, что не только автор определяет содержание и форму, ход событий в своем произведении, но и само произведение, его персонажи влияют на развитие замысла автора, меняют его первоначальную задумку. Почему автор не имеет полной свободы в отношении к своему произведению?

    2. Прочитайте приведенные ниже слова К. Юнга и ответьте, можно ли утверждать, что произведение создает автора?

    "...Работа есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете производит "Фауста", но какой-то психический компонент "Фауст" производит Гете". "Автор представляет собой в наиболее глубоком смысле Инструмент и в силу этого подчинен своему творению... "

    1. Некоторые ученые считают, что научные знания - это результаты творчества разума, что они не зависят от действительности. Среди ниженазванных философско-методологических течений выделите те, Которым соответствует это определение:

    Иррационализм. Конвенционализм. Позитивизм. Прагматизм. Сенсуализм. Неотомизм.

    1. Прочитайте нижеприведенные строки и ответьте, откуда ученые черпают уверенность в том, что законы, которые они открывают, существуют в объективной реальности, а не являются плодом только их творческой фантазии? Всегда ли такая уверенность находит подтверждение?

    "Без веры в то, что можно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества".

    "Ощущение красоты в науке обычно возникает в том случае, когда под великое множество разнородных явлений удается подвести единую теоретическую основу, выяснить их происхождение при помощи одного-двух принципов. Объективными предпосылками подобной эстетической доскональности в конечном результате является соразмерность, гармония, упорядоченность, симметрия, материальное единство самого познаваемого мира".

    1. Кто является субъектом творчества? При ответе на этот вопрос снова нужно вернуться к размышлениям философов разных эпох и направлений, которые уже приводились выше, и проанализировать их с этой точки зрения. Можно выделить несколько основных вариантов ответа:

    1. человек как личность;

    2. человечество в целом;

    3. Бог;

    4. Мировой дух;

    5. природа как одушевленное существо.

      • К каким из этих вариантов склонялись ниженазванныё мыслители: Платон, Николай Кузанский, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Кондильяк, Дидро, Шекмене, Гегель, Маркс, Бергсон, Бердяев, Фрейд, Юнг.

    1. Можно заметить, что для каждой исторической эпохи характерно свое понятие движущих сил творчества. Попробуйте сопоставить варианты субъекта творчества (см. предыдущее упражнение) с философией той или иной эпохи. Как бы вы могли объяснить исторические изменения в определениях субъекта творчества?

    2. Деятельность всегда предметная, в ней есть субъект (кто действует) и объект (то, на что воздействует субъект). Что является объектом творчества? - этот вопрос не менее сложный, чем вопрос о субъекте. Рассмотрите предложенные ниже варианты и попробуйте определить свою позицию.

    1. В художественном творчестве:

      • материал, с которым работает художник (краски, глина и т.д.);

      • инструмент, на котором играет музыкант;

      • язык, который использует писатель;

      • человек (зритель, слушатель, читатель), на чье восприятие рассчитывает автор.

    1. В научном творчестве:

      • объект наблюдения и эксперимента;

      • знаковая модель (на "натуральном" или искусственном языке), в которой формулируется научная гипотеза или теория;

      • собственное мышление ученого;

      • сознание научного общества или всего человечества. (Возможны другие варианты).

    1. "Интеллект и основанная на нем наука служат потребностям... человека, создающего искусственные орудия. Интеллект способен познать не сами вещи, а лишь отношения между ними. В силу этого, по Бергсону, относительна и истина, которую дает наука. Лишь интуиции, вырастающей из непосредственного жизненного инстинкта, дано постичь абсолютную истину-жизнь в ее глубинных проявлениях..."

      • Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании?

      • Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   43


    написать администратору сайта