Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие социальной структуры общества. Возникновение классов государства, политической системы общества

  • Все эти общности и коллективы являются составными частями единого целого - общества и в своей совокупности, во взаимодействии и взаимосвязи составляют его социальную структуру

  • Можно сделать вывод

  • §9. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

  • Эта поступательность исторического развития общества отражается в понятии общественного прогресса

  • Критерии общественного прогресса

  • Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса

  • Необратимость общественного прогресса

  • Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности

  • ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 6.1. Системная характеристика общества

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница24 из 43
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   43
    §8. Источники и движущие силы развития общества

    Деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, борьба производителей за свои коренные интересы являются главным источником развития производства вообще, производительных сил в частности.

    Производство и его законы, вся совокупность экономических законов общественного развития через потребности людей и их интересы определяют содержание и форму деятельности. Можно сказать, что объективные законы общественного развития реализуются в деятельности людей, преломляясь через призму их потребностей, интересов.

    Потребность — это такое отношение общества, класса, социальной группы, личностей к условиям существования и развития, в котором выражается определенная необходимость в материальных и духовных ценностях.

    Все потребности человека берут свое начало от мотиваций, что обеспечивает индивидуальное и видовое самосохранение: потребности в пище, одежде, жилье, в продолжении рода.

    Потребности являются двигателем истории и движущей силой поведения отдельного человека, они - действительная и единственная первопричина исторического процесса.

    Потребности имеют объективный характер, они обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений общества.

    Потребности находятся в противоречивом единстве с производством. С одной стороны, потребности обусловливают развитие общественного производства, толкают его к прогрессу. С другой — производство, создавая конкретные виды материального и духовного богатства для удовлетворения потребностей, порождает новую потребность в них.

    Уловить назревшие потребности развития общества-значит реализовать общественный интерес в целом. Интересы совпадают с тем, что мы называем потребностями общественного развития.

    Интерес — это не только определенное психологическое переживание, которое выражается в целевой направленности человека, коллектива, класса на приобретение или освоение тех или иных богатств - материальных или духовных.

    Интересы рождаются и объективно обусловливаются, в первую очередь, экономическим положением, ролью социальной общности в системе экономических отношений.

    "...Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы”, - считал К. Маркс.

    Если потребности ориентированы преимущественно на их удовлетворение, то интересы нацелены на те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе и направлены или на их укрепление, или на изменение. В интересах отражается социальное положение индивидов, что обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития.

    Если в основе прогрессивного развития лежит закономерное изменение способов производства, то творческой силой, определяющей это закономерное изменение и прогрессивное развитие всего общества, является народ.

    Понятно, что роль народных масс нельзя рассматривать абстрактно, в оторванности от классов и партий, от вождей, которые их возглавляют. Как свидетельствует история, роль народных масс во многом зависит от того, какое политическое и идейное руководство они имеют в данный исторический момент в данной стране.

    Марксизм, выявивший закономерности исторического развития, в то же время никогда не отрицал большой, а в определенных обстоятельствах-решающей роли личных качеств.

    Но роль личности в истории нельзя понять вне диалектической связи ее с исторической необходимостью, с решающим воздействием ее на общественное развитие народных масс. Только с учетом этих моментов можно научно объяснить причины появления великих исторических деятелей, способствующих общественному прогрессу.

    Понятие социальной структуры общества. Возникновение классов государства, политической системы общества. Решающим условием жизни общества является производство материальных благ. Однако люди производят эти блага не поодиночке, а вместе, создавая определенные устойчивые общности, различные взаимосвязанные группы и коллективы. Истории известны такие общности людей как род, племя, народность, нация, население города, деревни, разные коллективы - производственные, профессиональные, политические и другие, общественные группы, классы, семья и т.д. Все эти общности и коллективы являются составными частями единого целого - общества и в своей совокупности, во взаимодействии и взаимосвязи составляют его социальную структуру.

    Социальная структура общества исторически изменяется, все ее элементы и составные части находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, в развитии и изменении, основой которых являются изменения в системе общественного производства. Каждый способ производства определяет возникновение и существование соответствующих устойчивых общностей и групп людей, коллективов, семьи. "Возьмите, - писал Маркс, - определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, — словом, определенное гражданское общество".

    Появление частной собственности и антагонистических классов повлекло за собой большие перемены в социальной действительности. Во-первых, коренным образом преобразуются те сферы общественной жизни, которые уже сложились (изменяются характер производства, общественное устройство, а также структура и содержание общественного сознания). Во-вторых, зарождаются новые сферы и новые явления общественной жизни, среди которых особое значение имеет сфера социально-политических отношений, институтов, учреждений и организаций - политическая система общества, регулирующая всю совокупность социально-политических отношений данного общества. Политическая сфера- это сфера, где непосредственно осуществляется социально-историческая практика общественных субъектов (классов, социальных групп, партий), которые вступают в определенные отношения друг с другом, используя, разные политические и общественные институты.

    Структура политической системы общества включает в себя государство, политические партии, общественные организации, различные союзы и т.п.

    Основная функция политической системы заключается в мобилизации сил и средств общества для достижения целей и интересов господствующего класса.

    При этом необходимо различать понятия "политическая система общества" и "система политической власти". Если политическая система включает в себя все институты, организации и учреждения, существующие в данном обществе, и помогает реализовать классовые интересы, то система политической власти определенного класса включает в себя только те организации и учреждения, через посредничество которых определенная часть общества осуществляет свою политическую власть.

    Можно сделать вывод: под политической системой общества нужно подразумевать всю систему государственно-правовых, политических и общественных институтов, организаций и учреждений, которые регулируют политические взаимоотношения между социальными группами, классами, нациями, государствами, отношения, которые так или иначе проявляются не только в области политической, но и хозяйственной, культурной и во всех других сторонах общественной жизни.

    §9. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности

    История человечества - это закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Эта поступательность исторического развития общества отражается в понятии общественного прогресса.

    Понятие "прогресс" возникло давно. Существует ли общественный прогресс? Что такое общество и что такое прогресс вообще? Не идет ли история вспять? Эти и другие вопросы волновали мыслителей многих поколений. Материалисты древности говорили о том, что первые люди вели тяжелую жизнь в непрерывной борьбе со стихией и голодом и постепенно научились, благодаря опыту, получать пользу от общественной жизни. Одним словом, "потребности научили людей всему". По мнению Лукреция, "потребности, время и разум явились источниками и двигателями прогресса".

    Платон и Аристотель, Вико и Руссо, Кондорсе и Гегель стремились понять ход человеческой истории, высказали немало смелых гипотез и гениальных догадок, которые выходят далеко за рамки условий своего времени.

    Общественный прогресс - это направление развития человеческого общения, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

    Стремление людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития. Строя свои отношения с природой, люди всегда стремятся укрепить свои позиции в этих отношениях, усовершенствовать орудия труда и производственные умения, приобрести больше знаний и тем самым более полно удовлетворять свои возрастающие потребности.

    Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать, прежде всего, в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.

    В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности.

    Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства.

    Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.

    Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека, ибо сущность прогресса заключается в том, чтобы "...обеспечить всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей...".

    Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя: а) уровень развития производительных сил общества; б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил; в) социальную структуру, определяющую политический строй общества; г) ступень и уровень развития свободы личности.

    Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием.

    Рассматривая прогресс как объективный закон исторического развития, нельзя вместе с тем понимать его узко, как беспрерывное прямолинейное восхождение от низшего к высшему. Могут быть и зигзаги, скачки назад.

    Единой детерминанты разных социальных изменений нет и быть не может, но общее для всех существует. Это разрешение социальных противоречий в их разных видах и формах. Благодаря чему развитие выступает как саморазвитие.

    Человеческое общество есть живой социальный организм, который находится в постоянном развитии. И поэтому сама история человечества - это процесс постоянного изменения, развития формаций, отдельных элементов, сторон. Он закономерен и необратим.

    Необратимость общественного прогресса - закономерность реального исторического процесса.

    Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.

    Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты. К ним принадлежат: I) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости - голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).

    Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.

    Главное сегодня - проникнуться чувством ответственности за свою судьбу и судьбу грядущих поколений, трезво оценить эту ситуацию в которой оказалась цивилизация, понять неотложность решения названных проблем. Необходим психологический перелом, новый интеллектуальный прорыв политиков, ученых, конструкторов в деле налаживания международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

    Дальнейший всемирный прогресс возможен только через поиск общечеловеческого консенсуса.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    6.1. Системная характеристика общества

    1. "Идя назад, я с материалистами; идя вперед, я не с ними".

    • Как вы понимаете данное утверждение Фейербаха?

    1. "Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество"60.

    • Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

    • В силу каких причин невозможно перенесение законов из области биологии на социальную область?

    1. Старый материализм смотрел на общество как на механическую совокупность индивидов.

    • В чем слабость такого понимания?

    • Исходя из какого принципа К. Маркс преодолел эту ограниченность "предшествующего материализма"?

    1. "Природа человека есть сумма его природных способностей и

    сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного".

    • Объясните, что привело известного философа к столь бедному в методологическом плане пониманию сущности человека.

    1. Некоторые современные западные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции.

    • В чем ошибочность подобных рассуждений?

    • Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

    1. "...Опыт доказывает нам, что почти все вопросы нравственности и политики решаются силой, а не разумом, и что если мнение правит миром, то в конечном счете сильные мира правят мнением".

    • Дайте материалистическое толкование этой мысли.

    • Проиллюстрируйте ее на конкретном историческом материале.

      1. "Но чему, чёрт побери, он хочет нас обучать в своем "Трактате о феодах"? Разве это тот вопрос, который поможет проявить мудрый и рассудительный ум? Какое законодательство может проистекать из этого варварского хаоса законов, которые установила сила, а уважало невежество и которые всегда будут противодействовать созданию надлежащего порядка вещей?”.

    1. "Попытка философов разработать всемирную историю согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода, должна рассматриваться как возможная и даже как содействующая этой цели природы".

    • Что, по вашему мнению, подразумевает И. Кант под всемирной историей и планом природы?

    • Как взаимосвязаны история и природа?

    • Как вы относитесь к географическому детерминизму?

    1. "В многообразии мнений, концепций, школ немарксистской социальной философии XX в. выделяются по их содержанию, предмету размышлений - основные направления... Первое направление. В качестве определяющего и решающего фактора исторической действительности рассматриваются разнообразные феномены психики, сознания…

    Второе направление составляют те философские школы и их представители, которые признают определяющую значимость в историческом процессе за вещественным, технико-технологическим фактором общественного производства...".

    • Назовите течения современной буржуазной философии, которые развивают первое и второе направления. В чем их суть?

    1. Некоторые представители западной философии, например, Г. Риккерт, отрицают, что обществу присущи какие-то законы. "Современные экзистенциалистские концепции, вплоть до Ж.П. Сартра, наоборот, полагают, что диалектический разум, диалектические законы присущи обществу, истории, но не природе".

    • Как разрешить этот спор?

    1. Известный французский философ Ж. Лакруа в книге "История и тайна" утверждает, что человека в истории окружает нечто таинственное, что ни разум, ни наука не в состоянии постичь смысл как человеческой жизни вообще, так и истории.

    • Сформулируйте свое отношение к этому суждению.

    1. Согласно концепции английского историка и социолога А.Тойнби, "не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых)... Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения (...), роста (...), надлома (...) и разложения (...), после чего гибнет, уступая место другой".

    • Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свою позицию.

    1. "Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, является "творческое меньшинство", носитель мистического "жизненного порыва", которое, удачно отвечая на различные исторические "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации. иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни".

    • Назовите крупные исторические события, которые не укладываются в схему А. Тойнби.

    1. Общество - совокупность индивидуальных действий, интегрированных общепризнанными образцами поведения, характер которых детерминируется исторически определенными философскими и социологическими идеологиями.

    • Какие принципы исследования заключены в подобном понимании? Дайте их сравнительную оценку,

    • Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающиеся системы?

    • Сравните между собой биосферу и человечество как сверхсложные системы.

    1. Повторяемость как важнейший признак любого закона в развитии общества реализуется при значительно более сложных, чем в природе, обстоятельствах. Более ускоренный процесс развития социальной формы движения материи, когда в обозримой нами истории человеческого общества мы наблюдаем смену ряда крупных исторических эпох, нескольких общественных формаций (коренное изменение всего общественного и политического строя, всего уклада жизни, нравов, обычаев, психологии и сознания людей), ведет к тому, что при сравнении различных времен, народов и стран на передний план выступают, бросаются в глаза индивидуальные, неповторяемые черты событий, движений, великих людей и вообще своеобразие, уникальность исторических факторов.

    • Какие социально значимые следствия влечет этот факт?

    • Диалектика, каких категорий выдвигается на первый план этой особенностью исторического развития?

    1. В наше время человечество превращается в глобальную систему. Этот процесс характеризуется следующими чертами:

    1. Многие слабые виды зависимости между частями человечества и различными сферами человеческой деятельности заменяются более сильными.

    2. Нередко локальные, региональные зависимости перерастают в универсальные, мировые.

    3. Усиливается в целом степень детерминации будущих состояний человечества предыдущими.

    4. Человечество превращается во все более упорядоченную систему.

    • Покажите на фактическом материале верность или ошибочность этих мыслей.

    1. Среди студентов шел спор о том, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   43


    написать администратору сайта