Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
Скачать 8.01 Mb.
|
104. Производственные отношения в широком смысле слова охватывают все формы экономических отношений между людьми в процессе общественного производства. В соответствии с этим в структурную организацию производственных отношений входят: I) отношения людей к средствам и продуктам производства, т.е. отношения собственности, обусловливаемые способом соединения средств производства с рабочей силой; 2) отношения обмена, т.е. экономические формы обмена деятельностью между людьми, распределенными в силу разделения труда по родам и видам производства; 3) отношения распределения, под которыми подразумеваются формы и способы распределения материальных благ между классами и другими социальными группами; 4) отношения потребления, т.е. способ и характер удовлетворения производственных и личных потребностей в общественном продукте.
6.10. Общественное бытие и общественное сознание 105. "История нам доказывает, что в деле управления народы были во все времена жертвами своего невежества, своего неблагоразумия, своей доверчивости, своего панического страха и в особенности страстей тех, кто умел подчинить себе толпу. Подобно больным, которые беспрестанно мечутся на своем ложе, не находя удобного положения, народы часто меняли форму правления, но никогда не было у них ни сил, ни способности преобразовать сущность, добраться до подлинного источника своих бед, и они постоянно бросались в противоположные крайности под властью слепых страстей".
106. "Нет детерминизма, человек - это свобода".
107. На вопрос преподавателя, как понять смысл основного вопроса философии применительно к обществу: "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично?" - были получены конкурирующие ответы. Студент X: Основным вопросом является распространение на общество основного тезиса всякого материализма: "Материя первична, а сознание вторично". Перенеся подобное понимание на обществе; констатируем:
Студент У: Такая трактовка основного тезиса абсурдна:
Вывод: основной тезис "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично" не верен или нуждается в иной интерпретации.
108. Каково отношение между объективными и материальными условиями общественной жизни? Студент X: Эти понятия совпадают так же, как и понятия "материя" и "объективная реальность" в диалектическом материализме. Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, - значит отступить от материалистического толкования общества к объективно-идеалистическому или дуалистическому. -Можно ли считать такой ответ правильным и исчерпывающим? 109. В социальной жизни четкой грани между материальным ч идеальным провести нельзя: они постоянно меняются местами, постоянно существуют рядом. С одной стороны, даже научная деятельность не сводится к чисто духовной; она осуществляется в определенных организационных рамках - лабораториях, научно-исследовательских институтах, различных обществах и т.д. С другой стороны, научная информация является необходимым фактором управления сложной производственной системой. Наука вообще обеспечивает все виды общественной деятельности, а следовательно, материализуется. Грани между материальными и идеальными факторами в общественной жизни не абсолютны, а относительны. Деление на материальное и идеальное в обществе реализовать не удается, оно часто просто лишено смысла. Вопрос о том, что первично - общественное бытие или общественное сознание, — неразрешим, по крайней мере, в настоящее время.
110. Одна из общепризнанных характеристик НТР на современном этапе состоит, в частности, в перестановке основных компонентов общего научно-технического движения: наука опережает развитие техники.
111. "Есть еще другой, совершенно иной ряд соображений, также по большей части игнорируемый: я говорю о материальном быте общества, о материальных изменениях, вводимых в жизнь и состояние людей новым строем или общественным переворотом. Это обстоятельство не всегда обращало на себя достаточное внимание; исследователи слишком редко задавались вопросом, какие видоизменения внесены великими кризисами мира в материальное существование людей, в материальную сторону их взаимных отношений. А между тем подобные видоизменения производят на общество большее влияние, нежели им обыкновенно приписывают".
112. Охарактеризуйте с точки зрения основного принципа материалистического понимания истории следующие положения:
113. Во всем ли вы согласны со следующими утверждениями философов:
6.11. Базис и надстройка 114. Несомненно, что экономический базис каждого общества характеризуется господствующим типом производственных отношений.
115. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания".
116. "...Один и тот же экономический базис- один и тот же со стороны основных условий — благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влиянием и т.д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирических данных обстоятельств".
117. "Политическое, правовое, философское религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывает влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающее себе путь".
118. "...Способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, -это зависит, следовательно, от материальных условий их производства".
119. В рабовладельческой формации базис относительно примитивен (в сравнении с последующими формациями), а искусство достигло высокого расцвета!.
120. "Если базис выдвигает задачи, которые он сам не в состоянии разрешить и на которые может ответить только надстройка, то именно этим он обнаруживает свое бессилие и слабость по отношению к надстройке; он не является больше причиной содержащихся в ней идей, а служит лишь поводом к их разработке".
121. Рассуждая о "нематериальной природе" базиса и "первостепенной роли" надстройки, Веттер пишет: "Если бы роль надстройки была чисто второстепенной, то базис мог бы существовать и без нее. Однако это не так. Базис насквозь пронизан духовными, следовательно, надстроечными элементами..., производственные отношения предполагают, по меньшей мере, определенный правовой строй".
122. Раскрывая вопрос об определяющей роли базиса общества по отношению к надстройке, студент изобразил на доске схему, в которой были отмечены как последовательно вытекающие друг из друга такие явления: а) производственные отношения, б) моральные отношения, в) моральное сознание, включая и этику как теорию морали.
123. "Пытаясь опровергнуть марксистское положение об относительной самостоятельности надстройки по отношению к базису. Веттер заявляет, что "активная роль надстройки несовместима с ее отражательным характером. Зеркальным образ относится пассивно к отображаемому предмету".
124. Надстройка включает в себя три группы явлений. Во-первых, общественные идеи, настроения, социальные чувства, т.е. идеологию и общественную психологию. Во-вторых, различные организации и учреждения - государство, суд, церковь и т.д. В-третьих, идеологические надстроечные отношения. Следовательно, надстройка есть совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе данного экономического базиса.
6.12. Проблема выделения типов общества 125. Американский экономист и социолог У. Ростоу устанавливает следующие пять стадий, через которые, по его мнению, проходят народы в своем развитии: традиционное общество (история человечества до феодализма включительно), переходное общество (приблизительно соответствует периоду создания условий для промышленного переворота), период сдвига (охватывает примерно период становления индустриального общества), зрелое общество (страны с развитой индустрией) и завершающая стадия - период высокого уровня массового потребления (этой стадии, по Ростоу. достигли США и другие высокоразвитые страны).
126. Историю общества Шарль Фурье разделяет на четыре ступени развития: "дикость, патриархат, варварство и цивилизация". В период цивилизации, рассматриваемой как определенный общественный строй, Фурье включил общественные формации, весьма различающиеся между собой, - рабовладельческое общество, феодальное, буржуазное. Применив понятие восходящего движения к строю цивилизации в целом, Фупье отнес буржуазное общество, которое в его время только начинало свой исторический путь, к этапу нисходящего движения, к этапу упадка цивилизации.
127. Какие общие принципы исследования социальных явлений содержат приведенные ниже определения?
128. "От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих отношениях - объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов". 129. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный политический и духовный процессы жизни вообще".
130. Как следует понимать выражение: "Формация в "чистом" виде в реальной деятельности не существует"?
131. Какое методологическое значение заключено в понятии "общественно-экономическая формация"?
|