Главная страница
Навигация по странице:

  • Гражданское общество

  • Маркс и Энгельс

  • Передовые мыслители XVII XVIII вв. - Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную

  • . Итак, правовое государство - это правовая форма организации деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

  • ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 9 .1. Определение культуры

  • 9.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры

  • 9.3. Типология культуры

  • 9.4. Роль науки в развитии культуры

  • Философия, её предмет и место в культуре человека

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница35 из 43
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43
    §2. Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества

    Понятия "гражданское общество" и "правовое государство" - концептуальные категории философии, политологии, социологии.

    Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

    Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII - началу XIX вв. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу материально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", "абсолютную идею". К гражданскому обществу он относился как к инобытию духа, идеи; во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

    Маркс и Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике государства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и определяется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество как важнейший элемент политической надстройки входит государство.

    Если государство знает различные формы правления господствующих классов - демократические, монархические, диктаторские, то для гражданского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.

    В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения. В рабовладельческом обществе раб был совершенно бесправен, его можно было продать, купить, убить. Несколько иное положение было у феодального крестьянина: оставаясь в ряде случаев объектом купли-продажи, он обрел уже право на жизнь. С возникновением буржуазного государства пролетариат, постепенно включаясь в структуры гражданского общества, стал гражданином государства с определенным объемом прав и обязанностей. Буржуазное государство было вынуждено не только считаться с возникшими общественными ассоциациями, но и встать на путь правового упорядочения своих отношений со всем населением, существенно перестроить свои собственные властные структуры.

    Передовые мыслители XVII XVIII вв. - Локк, Монтескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной; во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства.

    Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним относятся:

    1. господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламентом, не может быть изменен отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;

    2. четкое разграничение компетенции властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-правовой регламентации разделения властей;

    3. незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового государства;

    4. взаимная правовая ответственность личности и государства Это означает, что человек становится центром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответствен перед государством;

    5. наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией правовых .законов, других нормативных актов.

    Из этого следует, что первооснова правового государства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Итак, правовое государство - это правовая форма организации деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

    Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. Разнообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения в гражданском обществе не только допустимы, но и необходимы. Лишь полное и разумное самовыражение каждого человека рождает в обществе тот потенциал, который обеспечивает его динамичное развитие. В таком обществе призваны действовать многообразные политические силы, которые, прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д., должны достигать своих целей.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    9.1. Определение культуры

    1. Произведите сравнительный анализ приведенных ниже определений культуры.

    1. "Культура (cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества".

    2. "Культура- совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества и ее результатов в области науки, техники, искусства, организации общественной жизни и государства, народного образования, здравоохранения, быта и т.д.".

    3. Культура - это форма жизнедеятельности общества, т.е. а) совокупность ограничений, накладываемая на общество его же собственной жизнедеятельностью, а также б) совокупность моделей, программ и приемов деятельности, с помощью которых общество и различные социальные группы реализуют или думают реализовать свои реальные и мнимые потребности в указанной системе ограничений.

    4. Культура - это совокупность трафаретов деятельности, а также стратегий и тактик создания таких трафаретов.

    1. "Смыслы различных культур осознаются в XX веке уже не как высшие и низшие смыслы: каждый из них по праву претендует на всеобщность, единственность, вершинность, - хотя они имеют смысл только в отношении друг к другу...”.

      • Дайте оценку приведенному высказыванию с позиций соотношения мировой и национальной культуры.

    1. Понятие "культура" объемлет собой религию, язык, литературу, искусство, привычки, обычаи, законы, общественные организации, кулинарное искусство, товарообмен, а также философию и наук.

      • Сравните разъяснение этого понятия через перечисление объектов, входящих в его объем, с определениями 2), 3), 4) предыдущего упражнения. Что оно проигрывает по сравнению с ними как орудие познания?

    2. Под культурой часто понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей.

    Таким образом, культура может быть противопоставлена "натуре", т.е. природе, которая существует в мире независимо от человека.

      • Верны ли с этой точки зрения следующие положения и почему?

          1. Культура такой же древний феномен, как и человечество.

          2. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом.

          3. Деление народов на "природные" ("натуральные", "естественные") и "культурные" в методологическом отношении неудачно.

          4. Выражение "малокультурные народы" - неудачно.

    1. Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П. Сартра: "Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека- в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; "только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо".

    2. "Искусство создает новую форму как новое ценностное "отношение к тому, что уже стало действительностью для познания и поступка: в искусстве мы все узнаем и все вспоминаем, но именно поэтому в искусстве такое значение имеет момент новизны, оригинальности, ...ибо здесь есть то, на фоне чего может быть воспринята новизна... — узнаваемый и сопереживаемый мир познания и поступка, он-то и выглядит и звучит по-новому в искусстве".

      • В чем, на ваш взгляд, критерии новизны в искусстве?

      • Правомерно ли утверждать, что в искусстве всегда есть непреходящие ценности?

    3. "Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В этом смысле формула искусство для искусства вполне правильно выражает его права, его самостоятельность, его свободу от подчинения каким-либо извне поставленным, вернее, навязанным заданиям. Этому пониманию противоречит тенденциозность в искусстве, при которой у последнего отнимается его право самочинного искания, самобытных художественных обобщений и находимых в них общечеловеческих истин, при которой искусство принижается до элементарно-утилитарных целей популяризации тех или иных положений, догматически воспринятых и усвоенных извне".

      • Что вы понимаете под истинным искусством?

      • Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общества?

    9.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры

    1. В работах многих этнографов (особенно зарубежных) можно встретить термин "элемент культуры", под которым понимают культурное явление, носящее общечеловеческий характер, и хотя бы в зачаточной форме свойственное всем современным и древним народам. От элементов культуры в этнографической науке отличают такие явления, которые хотя и имеют в настоящее время широкое распространение у самых различных народов, но все же не могут быть признаны общечеловеческими, так как они возникли на определенной ступени исторического развития и не свойственны, следовательно, всем группам вида с начала его рождения.

      • Классифицируйте согласно этому критерию следующие культурные феномены: 1) изготовление орудий труда; 2) ношение одежды; 3) добывание, сохранение и использование огня; 4) сооружение жилищ; 5) складывание песен, сказок, легенд, мифов; 6) создание игр, танцев, других элементарных зрелищ; 7) культивирование растений; 8) приручение и использование животных; 9) появление колеса и колесных повозок; 10) язык; 11) переход от ручного к плужному земледелию; 12) умение добывать и обрабатывать различные металлы; 13) обыденное сознание; 14) труд; 15) элементы идеологии; 16) религиозные образования и связанные с ними нормы поведения, представления и обряды; 17) искусство; 18) традиции; 19) слухи; 20) авторитет; 21) семья; 22) мораль; 23) право.

    2. Покажите на примере культуры определенного народа (в конкретную историческую эпоху) наличие культурных явлений:

    1. свойственных только ему одному;

    2. отдельным социальным и этнографическим группам, входящим в его состав;

    3. распространенных у многих народов;

    4. свойственных всем народам.

    1. Рассмотрите перечисленные в упражнении 7 культурные феномены с точки зрения:

    1. их взаимосвязи;

    2. их связи с социально-экономическим базисом.

    1. На протяжении всей истории человеческого общества в его культуре происходит непрерывное взаимодействие нового и старого, инновации и традиции. Это непрерывное взаимодействие обновления и преемственности культуры характерно для всей истории человечества.

      • Покажите неравномерность этого процесса в разные эпохи и у разных народов.

    9.3. Типология культуры

    1. Вопрос о причинах сходства и различия в культуре разных народов, стоящих на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, всегда составлял одну из центральных тем этнографической науки. Давно уже обращали на себя внимание исследователей такие факты, как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на одном языке.

      • Всегда ли это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития?

      • Аргументируйте свой ответ.

    2. Правильным ли является утверждение, что при наличии аналогичной историко-географической обстановки одни и те же хозяйственно-культурные типы могут возникать самостоятельно у народов, живущих далеко друг от друга и не взаимодействующих непосредственно между собой.

      • Дайте философскую оценку этому суждению.

    3. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются в первую очередь основных занятий большинства населения— промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материаль-ной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются главным образом в тех обычаях, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта.

      • Являются ли перечисленные различия между хозяйственно-культурными типами достаточными для вывода о том, что социальный строй различных народов связан с характерными для них хозяйственно-культурными типами?

    4. Охарактеризуйте на конкретно-историческом материале нижеперечисленные хозяйственно-культурные типы и объясните их генетическую взаимосвязь с общественно-экономическими формациями:

    I тип - с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства.

    II тип - с преобладающей экономической ролью мотыжного (ручного) земледелия и животноводства.

    III тип — с преобладающей экономической ролью плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах.

    9.4. Роль науки в развитии культуры

    1. Отношения между какими категориями адекватно отражают взаимосвязь между наукой и культурой, если считать, что наука есть необходимый элемент и продукт всей человеческой культуры в целом, как духовной, так и материальной:

    1. это соотношение между особенным и всеобщим,

    1. между частью и целым,

    1. между следствием и причиной,

    1. между сущностью и явлением?

    1. В.И. Ленин, развивая в теории отражения идеи К. Маркса, подчеркивает, что сознание, а следовательно, и научное сознание "не только отражает объективный мир, но и творит его".

      • Прокомментируйте ленинскую мысль на примере взаимоотношения науки и культуры.

    2. Как бы ни были велики культурно-бытовые различия между социальными группами внутри одного народа, они никогда не охватывают всего его культурного достояния.

      • Согласны ли вы с приведенным положением?

    3. В повседневной жизни, а частично и в науке, широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение.

      • Согласны ли вы с этим суждением? Дайте аргументированный ответ.

    4. Основу развития всех видов культуры составляют в наши дни грандиозные достижения науки и техники.

      • Приведите примеры культурных инноваций, связанных с современной НТР.

    5. "Мы живем посередине двух культур, которые едва ли соприкасаются - традиционная ненаучная, культура и поднимающаяся научная культура. Они поразительно различны не только в интеллектуальном подходе; но еще больше в атмосфере мысли и моральных позиций".

      • Правомерно ли утверждение Сноу о растущем разрыве между двумя культурами (искусство и наука), а также о взаимном непонимании представителей интеллектуальной культуры (ученых) и эмоциональной культуры (деятелей искусства)?

    6. "Написаны монблановы горы книг и статей, посвященных разграничению науки и искусства. Его не трудно усмотреть. Наука расчленяет предмет, умерщвляет его, искусство же дает целостное восприятие. Наука - утилитарна, искусство - бескорыстно. Первая имеет прикладное значение, направлена на преобразование внутреннего мира самого человека. Наука - это понятия, логика, схема, формула; искусство - воображение, эмоции, интуиция, образ".

      • Назовите основные направления взаимовлияния науки и искусства. В чем отличия, и в чем сходство между наукой и искусством?

    7. "Цивилизация и культура- слова латинского происхождения... Цивилизованный — гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т.п. Уже в происхождении слов "культура" и "цивилизация" видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...".

      • В чем конкретно различия в содержании категорий "куль- тура" и "цивилизация"?

      • Что общее между культурой и цивилизацией?

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Антология мировой философии: В 4 ч. М., 1969-1972.

    2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

    3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

    4. Бліхарж Р.І., Краўчанка Л.Р., Мартынаў М.І. Філасофія: Кароткі курс лекцый. Мн., 1993.

    5. Волчек КЗ. Философия. Мн., 1998.

    6. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.М. Фролова. М., 1989.

    7. Гісторыя філасофіі./Пад рэд.Ч.С.Кірвеля. Гродна, 1997.

    8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

    9. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры, М., 1989.

    10. Калмыков В.Н. Основы философии. Гомель, 1997.

    11. Калмыков В. Н. Философия. Ч. 1. Гомель, 1996.

    12. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

    13. Канке В.А. Философия. Исторический и Систематический курс. М., 1997.

    14. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д., 1997.

    15. Маркс К. Философия. Современность. М., 1991.

    16. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М., 1991.

    17. Основы современной философии. /Под ред. М.Н. Росенко. СПб., 1997.

    18. Основы философии. /Под ред. Е.В. Попова. М., 1997.

    19. Проблема человека в.западной философии: М., 1988.

    20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

    21. Философия: Курс лекций. /Под ред. Е.Ф. Солопова. М., 1997.

    22. Философия. /Под ред. В.П. Кохановского, Ростов н/Д., 1995.

    23. Философия./Под ред. Н.И. Жукова. Мн., 1995,

    24. Философия./Под ред. О:С. Тернового. Мн., 1998.

    25. Философия. /Под ред. Ю.А. Харина. Мн., 1998.

    26. Философский энциклопедический словарь. /Под ред. Л.Ф. Ильичева. М., 1983.

    27. Томпсон М. Восточная философия /Пер. с англ. Ю.Бондарева. М., 2001.

    28. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

    29. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.: Изд. 2-е. М., 1994.

    30. Древнекитайская философия. М., 1972. T. I.

    31. «Книга перемен» — древнейший памятник письменности Китая.

    32. Чаттерджи С., Дайта Д. Индийская философия. М., 1994..

    33. Анатомия мудрости. 106 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Симферополь, 1995.

    34. Фейербах Л. Избр. филос. произ. Т 2.

    35. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

    36. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4.

    37. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994.

    38. Ясперс К. Ницше и христианство: Пер. с нем. М., 1994.

    39. Мах Э. Популярно-научные очерки. СПб., 1909.

    40. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

    41. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

    42. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9.

    43. Т. Манн. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1959. Т. 3.

    44. Чаадаев П. Я. Сочинения и письма. М., 1914. Т. 1.

    45. Бердяев Н. А. Философия свободы. М., 1989.

    46. Ф. Скарына. Прадмовы i пасляслоўi. Мн., 1969.

    47. Гегель. Соч. Т. 9.


    Список вопросов: Философия, её предмет и место в культуре человека

    Кол-во вопросов в тесте: 36
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43


    написать администратору сайта