Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные виды противоречий

  • Внутренние и внешние противоречия

  • Внутренние

  • Основные и неосновные, главные и неглавные противоречия

  • Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей

  • §5. Диалектика количественных и качественных изменений Категории качества, количества, меры

  • Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка

  • §6. Закон отрицания отрицания

  • Старое и новое. Понятие отрицания

  • З АДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ 3.1. Диалектика, как учение о всеобщих связях, изменениях, развитии. Софистика, эклектика, метафизика

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница18 из 43
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   43
    §4. Закон единства и борьбы противоположностей

    Признание диалектикой всеобщности движения и развития требует ответа на фундаментальный вопрос: что собой представляет источник, причина движения и развития? Попытки ответить на него берут начало из глубины истории философии и науки.

    Так, Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики. В период становления научного естествознания (эпоха Возрождения) большая роль в обосновании положения о противоречивости самого объективного мира принадлежит Николаю Кузанскому и Джордано Бруно

    Отрицание объективности противоречий материального мира приводило к серьезным мировоззренческим и методологическим ошибкам. Ньютон причиной движения природы считал какую-то надприродную, нематериальную, действующую извне силу. В своих "Математических началах натуральной философии" (1687) причиной движения планет он признал божественный "первотолчок".

    Перенесение источника развития материи "вовне" характерно для великого немецкого философа Канта. Состояние материи никогда не может изведать изменения иначе, как только в результате внешней причины, в то время как состояние духа может быть изменено также в результате внутренней причины, считал Кант.

    Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром..."- считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики.

    Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Ту же самую идею развивали мыслители эпохи Возрождения - Кузанский и Бруно. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. И уже в соответствии с диалектико-материалистическим мировоззрением, со всей совокупностью результатов познания и общественно-политической практикой начинается признание противоречивых тенденций во всех явлениях и процессах. Таким образом, противоположности- это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга.

    Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение.

    В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

    Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводят к многообразию противоречий. Специфика их отражается на познании, видении особенностей развития и решении сложных проблем. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий.

    Внутренние и внешние противоречия. Всеобщность развития реализуется в развитии конкретных систем (материальных, духовных), что связано с изменением их структуры, сущности через разрешение внутренних противоречий, которые являются частью еще большей системы внешних противоречий.

    Внутренние - это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы.

    Внешние - это противоречия между системами (предметами и явлениями). Такое деление, конечно, относительно, но в каждом конкретном случае, в системе определенных отношений это сделать и возможно, и необходимо.

    При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.

    Основные и неосновные, главные и неглавные противоречия. Основные - это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино.

    В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий главных и неглавных.

    Главные — это противоречия, которые на данном этапе, в определённых условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают, однако этого может и не быть. Например: в условиях перевода экономики на рельсы рыночных отношений возникло противоречие между политическими силами самой разной ориентации.

    В современных условиях общественного развития все большее значение для стран мира, в том числе и для нашей республики, приобретают противоречия в системах "человек - природа" и "общество - природа" (проблемы экологии). Противоречия в развитии науки и техники, социально-экономические, культурно-моральные и политические требуют для своего решения совместных действий в масштабах всей планеты.

    Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

    Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.

    В истории философии известны концепции, которые допускали субъективизм в трактовке противоречий (софистика и эклектика).

    Софистика (от греч. sophisma - умение вести споры) - это субъективное использование относительности противоположностей, и взаимного преобразования. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основывается на абсолютизации относительности познания. Она отрицает и наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулирует на фактах изменчивости, противоречивости и сложности познания.

    Эклектика (от греч. ektektikos - способность выбирать) - это нарушение естественного, объективного единства противоположности сочетание неоднородных взглядов, идей, принципов или теорий.

    §5. Диалектика количественных и качественных изменений

    Категории качества, количества, меры. Движение материй было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью такой категории, как качество.

    Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.

    Качество - это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств.

    При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория диалектики. Например, каждая вещь имеет свойственную ей сущность. Неправильно было бы определить качество через соотношения с существенными свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных свойств оно включает в себя и существенные, и несущественные, внутренние и внешние свойства.

    Таким образом, качество - это:

    1. внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;

    2. то, что неотделимо от бытия вещей (предметов);

    3. интегрированная совокупность свойств.

    Качество имеет свою противоположность - категорию количества.

    Количество - это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.

    Количество выражает:

    1. дифференцированность предмета на множество примет;

    2. степень отличия свойств предметов и явлений;

    3. подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Отмечая важность количественной определенности предметов и явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей: качество и количество.

    Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера - это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера - одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.

    Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием "скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь

    мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).

    Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие - с переходом всей системы в новое качественное состояние.

    В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция.

    Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) употребляется в широком смысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных комплексов (эволюция техники, идеологии, культуры, означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.

    Революция (от франц. revotutio - поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.

    §6. Закон отрицания отрицания

    Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. И действительно, теоретически направление развития можно отождествлять (сравнивать) с восходящей прямой линией, с движением по кругу, с восходящей нисходящей спиралью.

    Вопрос о направленности и поступательного развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе: к прогрессу, к вечному круговороту? Или история идет к концу?

    Старое и новое. Понятие отрицания. Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной), нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектически противоречивое единство. И тем не менее новое— это преобразованное старое, все то, что в большей степени соответствует условиям, которые сложились на определенном этапе развития.

    Нельзя нигилистически относиться к старому: новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового.

    Замена строго новым обозначается понятием "отрицание", которое выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта.

    Отрицание - это:

    1. результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;

    2. диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;

    3. отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.

    Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) - негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе - позитивный аспект.

    Всеобщий характер отрицания признается и метафизикой, однако там отрицание рассматривается как полное уничтожение старого, отрицается преемственность и вообще само развитие как переход к новому через количественные изменения.

    Отрицание отрицания. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается ("снимается") более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание - это последовательность циклов, беспрерывность развития.

    Новое никогда не может повторить старое, - что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Развитие может включать в себя движение и по кругу, и по прямой линии, однако общая тенденция развития все-таки наиболее полно характеризуется спиралью - вперед и выше, движение как бы повторяется, но на более высокой основе.

    Поскольку в обществе отрицание реализуется через действия людей, то необходимо различать:

    1. отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних);

    2. осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;

    3. практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им.

    Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.

    ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

    3.1. Диалектика, как учение о всеобщих связях, изменениях, развитии. Софистика, эклектика, метафизика

    1. Прочитайте приведенные тексты, попробуйте определить тип философской системы, к которой относится текст. Возможный вариант ответа приведен в конце задания.

    "...Мы видели внутренние противоречия, что открывались с помощью логического мышления, в собственных показаниях чувственного опыта. В силу этих противоречий непосредственная действительность единичного факта сама себя отрицает и переходит в истину всеобщую".

    "Принимать ту или другую сторону в антиномиях совсем ни на чем не обосновано; природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании; разве в ней бесконечное отделено от конечного, вечное от временного, единство от разнообразия? Строгое требование "того или другого" очень похоже на требование "кошелёк или жизнь".

    Варианты ответов: Субъективный идеализм. Метафизика. Материализм. Диалектика. Метафизический материализм. Объективная диалектика. Диалектический материализм.

    1. Попробуйте определить эпоху и авторов текстов. На каких принципах основывается определенный вами тип диалектики.

    "Ночь изменяет действительность: утаивает очевидное и указывает на скрытое".

    * * *

    "Ночь смыкает людям глаза и открывает новые - невидимые для глаз-дали".

    * * *

    "Ночь как небытие: минута в ней не отличается от вечности, страдание от счастья, начало от завершения, приобретение от утраты, и когда, окончив свой волшебный сеанс, ночь растаивает, мир появляется обновленный, "натощак", переписанным начисто".

    "Морская вода и самая чистая и самая грязная: рыбам она питье и спасение, людям же - погибель и отрава".

    "Будущее пламя все обнимет и всех рассудит".

    1. В следующем тексте автор высказывает несколько мнений.

    1. С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

    1. Возможно ли, по вашему мнению, в исторической перспективе возникновение бесконечного множества диалектик? Если возможно, то какие гносеологические и онтологические предпосылки вашего вывода.

    "...Диалектика- это значит искусство направлять ум на занятия философией, должна быть достаточна, тем не менее ее делят на две: на ту, которая вызывает споры или может вызвать спор, и ту, необходимую в первую очередь, которая должна была бы складываться из некоторых простых правил. Но разве не нелепая мысль, будто бы необходима диалектика диалектики? Однако аристотелики уже так давно запутали свои правила, что для их понимания в скором времени понадобится диалектика; и хорошо, когда следом за этим не понадобится и четвертая!"

    1. Определите, в чем тождественные и в чем разные высказывания в следующих текстах с указанием одной из функций диалектики.

    1. "Обычно диалектика совсем бесполезна для того, кто не хочет достигнуть знаний, но иногда она может быть полезна только для лучшего изложения другим уже известного, почему ее и нужно перенести из области философии в область риторики" .

    1. "...от этого его упорства у меня потихоньку накипает бешенство. С усилием я борюсь с собой. Нужно быть спокойным. Моим оружием теперь должна быть только логика Она мне послужит верно, потому что я прав.

    1. Сравните два приведенных высказывания. Сопоставьтеопределения диалектики.

    1. "диалектика очень разная по своему смыслу. Одинаковым для нее остается только то, что противоположности имеют в ней существенное значение. Диалектикой называется логический процесс, который идет через антитезис к решению в синтезе. Диалектикой называется то, что реально происходит под воздействием противоположностей к антиномиям, которые не знают решения, падение в нерешаемость, в противоречие; называется и приведение к границам, где бытие обнаруживает себя совсем разорванным, где мое собственное бытие становится верой, а вера - постижением того, что кажется нелепым.

    Философская вера содержит в себе структуру сходных диалектик. Подобно тому, как не разделены бытие и ничто, как оба они проникают один в одного, а затем самым решительным образом отталкиваются один от одного, так неразделимы и сильно отталкиваются одно от другого вера и неверие.

    Противоположности наличного бытия. Духа, мира мирятся в гармонии... тотального видения, а оно нарушается возмущением экзистенции против этой неистины".

    1. ''Раздвоение единого и познание противоречивых частей его ...есть сущность (одна из "сущностей", одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики"'.

    1. Вставьте в текстах слова, которых не хватает, которые определяют тип философии:

    "Для ...философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме беспрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

    "Нельзя в ту же ...войти дважды", ..."рассеивается и снова собирается, приходит и выходит".

    1. Каким одним философским понятием можно выразить содержание текстов?

    "Мы много слышали в последнее время о диалектическом методе, который рекомендуют нам социал-демократы для выработки социалистического идеала. Мы совсем не признаем этот метод, который также не признается ни одной из природоведческих наук. Для современного натуралиста этот "диалектический метод" напоминает что-то давно прошедшее, пережитое и, к счастью, давно уже забытое наукой. Ни одно из открытий девятнадцатого столетия — в механике, астрономии, физике, химии, биологии, психологии, антропологии — не было сделано диалектическим методом. Все они были сделаны единственно научным индуктивным методом".

    "Диалектика, которая точно также не знает... и безусловного, применимого всюду "или-или", которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с "или-или" также "как то, так и другие" и опосредует противоположности, - является единым, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим современной стадии развития природоведения".

    1. "Две основные... концепции развития (эволюции) - это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними).

    При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или этот источник переносится по-забог, субъект). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника "самодвижения".

    • Дайте философский анализ приведенных размышлений.

    • На основе ваших знаний и с помощью приведенных определений сформируйте принципы диалектики и метафизики.

    1. Прочтите текст, попробуйте определить отношение автора к диалектике. Возможно ли на основе имеющегося текста определить метод мышления самого автора?

    "Все существа веками до мира сотворены Богом, все живое существует в божьем плане космоса, во времени и в мире совершаются в идеальном процессе божьей диалектики. Но старое религиозное сознание человечества могло это воспринять только в конкретной форме элементарной и простой драмы с ограниченным количеством действующих лиц. В эту простую драму не вместилась еще полная истина об участии всех существ, всех частей сотворенного бытия в первородном грехе. Оторвалась от Бога мировая душа, носителя соборного единства творения, и поэтому все и все в мире принимает участие в предательстве богоотступничества и отвечает на первородный грех, в нем свободно участвует каждая истота и каждая былинка. Мировая душа женская по своей пассивной склонности как к добру, так и ко злу. Тайна этой женственности и есть тайна греха; она связана со свободой. Можно ли осмыслить происхождение зла, осветить первородный грех, в каком действии начало существенной истории? Возможно ли осознанно освободиться от ада соблазнительной дилеммы: возложить на Творца вину за зло, содеянное творением, и призвать образ злого бога или же совсем отрицать объективность зла в мире? Возможно ли сознательно преодолеть персидский дуализм, механическое допущение двух богов, двух равнозначных начал, и пантеистический монизм, который не признает абсолютного различия между добром и злом, который видит в зле только несовершенство частей, только недостаточное добро? Между дуализмом и пантеизмом постоянно колеблется религиозно-философское сознание; вся ересь склоняется то в одну, то в другую сторону. Познавательное отрицание зла и оправдание зла есть заманчивое отречение от свободы...'.

    1. "...Диалектики и софисты подстраиваются под философов (потому что софистика - это только видимая мудрость, и как раз так же диалектики рассуждают обо всем, а общее все ж - истинное); рассуждает же они об этом очевидно потому, что это принадлежит философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются одной и той же сферой, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своих способностей, а от софистики выбором формы жизни.

    Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика - это философия фальшивая, а не настоящая".

    • Объясните признаки диалектики и софистики, приведенные Аристотелем, и дополните их.

    1. "По Платону, философ тщательно занимается тремя вещами: он смотрит и знает истину, делает добро и теоретически рассматривает смысл (logos) разговора. Знание истины называется теорией, знание того, как нужно делать, - практикой, знание смысла разговоров - диалектикой".

    • Приведите исторические формы диалектики, объяснив смысл диалектики, названной в отрывке.

    1. "Только софист мог бы стирать разницы между империалистической и национальной войной на той основе, что одна может превратиться в другую. Диалектика не раз служила — и в истории греческой философии- мостиком к софистике. Но мы остаемся диалектиками, борясь с софизмами не через отрицание возможности превращений вообще, а с помощью конкретного анализа в его обстоятельствах и в его развитии.

    • Если вы согласны с ленинской мыслью о том, что диалектика есть "мостик к софистике", то объясните, что общее и что разное в диалектике и софистике. Какие элементы, черты диалектики имеют возможность превращаться в элементы софистики?

    1. "И философия есть язык, но он - не одно описание, а множество таких, которые превращаются одно в другое. Она - драма, потому что символы ее — символы подвижные. Диалектика — ...свободно выделила себя к углубленному пониманию мира: так и драма есть зрительно проявленная диалектика... Диалектика есть приложение реальности. Не о символах реальности им сотворенных, рассказывает философ, но сами символы, в их рождении от вещественности, показывает. Он не учит, а перед нами испытывает вещественность. Диалектика есть непрерывный опыт над вещественностью, чтобы углубиться в последовательные пласты ее реальности... Это ненасыщенное вслушивание слова ее есть диалектика. Наука довольствуется единичным опытом и, построив схему, вложив его в схему, работает над схемой; философия ищет вечно живого опыта, и мысль бытует от себя до жизни и от жизни снова к себе. Это бытие и есть диалектика, философский метод".

    • Попробуйте с помощью современной философской терминологии дать интерпретацию взглядов П.А. Флоренского на диалектику.

    1. "Современные западные философы игнорируют онтологические основы отрицания и рассматривают закон исключительно как чисто мысленную логическую категорию, не имеющую связи с объективной реальностью".

    • Какому философскому принципу противоречит недооценка западными философами онтологических основ диалектики?

    1. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и;

    всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса.

    • Согласны ли вы с такой оценкой диалектики? Если да, то покажите это на конкретном материале естественных и гуманитарных наук.

    1. "Если "материалистическая диалектика окажется несостоятельной или ничего не говорящей, - утверждал неотомист Г.А. Веттер, то рухнет здание всего учения". Экзистенциалист М. Мерло-Понти в работе "Приключения диалектики" писал, что "нет диалектики кроме как том типе бытия, где имеет место соединение субъектов"; т.е. нет объективной диалектики. Отрицание объективной диалектики - это первое направление современной антидиалектики”.

    • Докажите правильность разделения диалектики на объективную и субъективную.

    1. "Высшая диалектика понятия, - писал Гегель, — состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды"'.

    • Можно ли утверждать, что Гегель различал объективную и субъективную диалектику?

    • Что, на ваш взгляд, Гегель понимал под "собственной душой содержания"?
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   43


    написать администратору сайта