Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 9 .

  • ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

  • Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС

  • Методич.реком РЯ И КРВ 2021 (1). Методические разработки к практическим занятиям (лабораторным занятиям, семинарам) для студентов по дисциплине


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеМетодические разработки к практическим занятиям (лабораторным занятиям, семинарам) для студентов по дисциплине
    Дата21.10.2021
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМетодич.реком РЯ И КРВ 2021 (1).docx
    ТипМетодические разработки
    #252545
    страница49 из 56
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   56

    Градация – нанизывание синонимов по степени интенсивности признака: Проделана большая, гигантская, титаническая работа.

    Антитеза – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, мыслей, образов, что способствует усилению выразительности речи: Новый режим – старые кадры.

    Оксюморон– стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: красноречивое молчание, звонкая тишина, мрачное веселье.

    Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание: «Станет ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем прогорели?» (МК, 1996).

    А также другие фигуры и тропы: аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, такой способ повествование, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования.

    аллюзия – соотнесение описываемого или происходящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифологического происхождения.

    анафора – единоначатие, повтор слова или оборота в начале отрезка текста.

    антистрофа – повторение слов первой части высказывания во второй его части, но в обратном порядке.

    антитеза – противопоставление сравниваемых понятий.

    антифразис – один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном контексте (разновидности: ирония, мейозис, сарказм).

    антиципация – предвосхищение, предвидение событий.

    антономасия (антономасия) – употребление имени собственного в нарицательном значении и наоборот.

    апозиопеза – риторический прием, больше известный под названием “фигура умолчания”: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливается, предоставляя слушателям возможность сами сообразить, в чем дело.

    гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого явления.

    градация – такое расположение слов или понятий, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или ослабляющееся значение.

    именительный представления – простая, но эффектная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением.

    инверсия – необычный, особый порядок слов.

    каламбур – остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с разными значениями.

    коммуникация – общение индивидуумов, основанное на взаимопонимании. Говорящий или пишущий формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и после небольшой паузы дает свой заранее подготовленный ответ.

    литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого явления.

    оксюморон – соединение двух противоречащих друг другу понятий.

    парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях.

    паралипсис (претериция) – притворное умалчивание: оратор подчеркивает, что опускает какие-то факты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их.

    параллелизм – подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следующих друг за другом.

    период – фигура речи, предполагающая структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей, – восходящей и нисходящей.

    полисиндетон – повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения.

    риторический вопрос – вопрос, цель которого не получение ответа, а привлечение внимания к определенному явлению.

    риторическое обращение – подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь.

    синекдоха – разновидность метонимии – перенос наименования с целого на его часть или наоборот.

    сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку.

    умолчание – указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли.

    эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения.

    эпифора – концовка, повтор слова или оборота в конце отрезка текста.

    5.Выражение оценки в публицистическом тексте.

    Оценочность - универсальная черта публицистического стиля. Она не ограничивается пределами лексической системы данного стиля, а пронизывает все ярусы публицистических текстов.

    Оценочность как основной стилеобразующий фактор публицистических материалов начинает играть свою роль уже на самой ранней стадии создания текста. Оценочность проявляется в отборе и классификации фактов и явлений действительности, в их описании под определенным углом зрения, в соотношении негативных и позитивных деталей, в специфических лингвистических средствах. Именно такую преобразованную информацию и потребляет читатель.

    Оценка может быть имплицитной, т.е. заложенной в значение слова, и эксплицитной, присущей не конкретному слову, а его употреблению.

    Имплицитные оценки в публицистике - это метафоры, эвфемизмы.

    Оценочные метафоры в публицистике призваны организовать общественное мнение, создать у адресата нужный адресанту яркий, зримый образ, суггестивно влияющий на восприятие информации под заданным углом зрения.

    Наряду с имплицитными оценками существуют и такие языковые механизмы оценочности, как контекст, квазисинонимическая ситуация и квазицитата, где оценка выражена эксплицитно.

    Контекст - мощный механизм формирования нужной оценки у нейтральной номинации. Оценка закладывается не в сему (основное значение) номинации, а в ее словесное окружение. Так, различные идеологические установки современных печатных органов диктуют употребление одних и тех же по значению слов в совершенно противоположных по стилистической окраске контекстах. Например, антонимичные контексты окружают слова «коммунист» и «демократ». Эти слова, ранее входившие в одно концептуальное поле, сегодня составляют семантическую оппозицию. Стилистическая окраска данных номинаций выражается эксплицитно (она выводится из контекста и может быть как положительной, так и отрицательной) и не связана с признаками самих обозначаемых данными словами понятий: «Коммунист - член коммунистической партии»; «Демократ - 1. Сторонник демократии. 2. Член демократической партии».

    Формирование заданной оценки с помощью контекста у исходно нейтрального слова активно используется современными СМИ. Положительное или отрицательное значение у нейтрального слова развивается через формирование у него заданной коннотации при сохранении нейтральной семы. Коннотацию же можно привить любому слову, так как в устойчивых контекстах она «формируется из словосочетания и закрепляется за словом как таковым». А какой (положительной или отрицательной) будет коннотация, зависит от говорящего.

    Наиболее исследована оценочность в статьях политического характера. Примечательно, что чаще всего она негативна. Оценочность в спортивных статьях изучена не так тщательно. Несмотря на преобладающую информативность спортивных статей они не лишены оценочности, выражающейся различными способами.

    I. Через аффиксы.

    • Футбольная форма была ему великовата…

    II. Через метафоры:

    • 1. В блестящей карьере Феди были победы на всех турнирах Большого шлема.

    III. Через слова, в которых оценка (негативная или позитивная) закреплена в лексическом значении:

    IV. Предложения, в которых оценка выражается через контекст.

    А вот форвард московского «Динамо» Александр Кержаков хоть тоже давненько не выходил на поле в футболке сборной, но дорогу помнит отлично.

    7.2. Материал для самоподготовки

    Вопросы:

      1. Дайте определение понятию «публицистический стиль речи».

      2. Назовите сферы применения публицистического стиля.

      3. Какие жанры публицистического стиля вам известны?

      4. Что понимается под средствами речевой выразительности?

      5. Как выражается оценка в публицистическом тексте?

    Тесты

    1. Какого стиля нет в русском языке:
    а) коммуникативно-эмоциональный
    б) научный
    в) разговорный

    2. Какой из нижеперечисленных жанров не относится к публицистическому стилю:
    а) заметка
    б) справка
    в) фельетон

    3. Главная цель публицистического текста:
    а) передача точной информации в полном объеме
    б) создание художественного образа
    в) воздействие на адресата

    4. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
    а) риторический вопрос
    б) риторическое утверждение
    в) риторический ответ

    5. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
    а) риторическое дополнение
    б) риторический ответ
    в) риторическое обращение

    6. Какая из риторических фигур может использоваться в публицистическом стиле:
    а) фигура речи
    б) фигура умолчания
    в) риторическое дополнение

    7. В каком из этих источников скорее всего встретится текст в публицистическом стиле:
    а) газета
    б) уголовный кодекс
    в) сборник лирической поэзии

    8. Найдите ряд, в котором указаны черты публицистического стиля:
    а) логичность, объективность
    б) простой язык, неполные предложения
    в) оценочность, призывность

    9. Что общего у публицистического стиля с научным:
    а) наличие ссылок на источники
    б) использование терминов при необходимости
    в) эмоциональность

    10. Что из нижеперечисленного обычно не используется в текстах публицистического стиля:
    а) канцеляризмы
    б) фразеологизмы
    в) экспрессивная лексика

    11. В текстах публицистического стиля обычно много:
    а) неполных предложений, слов-предложений
    б) апелляций к адресату
    в) графиков, схем

    12. Публицистический стиль используется в жанре:
    а) повести
    б) устные выступления
    в) статья

    13. Публицистический стиль используется в жанре:
    а) очерк
    б) повести
    в) устные выступления

    14. Публицистический стиль используется в жанре:
    а) справка
    б) репортаж
    в) повести

    15. Публицистический стиль используется в жанре:
    а) юмористические рассказы
    б) устные выступления
    в) интервью

    16. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через:
    а) книги
    б) СМИ
    в) радио.

    Задачи І уровня:

    Упражнение 1. Данные ниже слова запишите, распределяя по группам (понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние.. переживания человека); каждый ряд продолжите 5-6 своими примерами.

    Активизировать, благ..д..рить, благородный, вдохн..влять, вел..к..душный, деструктивный, ко?ледж, волнующий, долг, д. .сто. .нство, заставлять, оправд..вать, оск..рблять, пам..ть, правосудие, прославлять, беспокойный, спр..в..дливый, уб..ждать, ун..чтожать, цел..устремленный, че?ствовать, чу?ст-ва, чуткий, экстр..мизм, во?друзить, ком?юн?ике, собс?вен?ость, цивилизация, бе. .корыс?ный, кр..мин..ген?ый, кор?умпиро-ван?ый, одн..мандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транс?национальный, ал?янс, депутат?кий, журналис?кое рас?ледование, милосердие, безвозмез?ный, благ..действие, девальвация, консолидация, консенсус.

     

    Найдите значение непонятных для вас слов, составьте с этими словами словосочетания.

    Задачи ІІ уровня:

    Упражнение 1. Составьте с указанными словами словосочетания и определите, в каких стилях речи они могут быть использованы. Сгруппируйте их по тематическому принципу.

    Гипот..за, гуман?сть, идс.лизм, конвенц..я, консул, критерий, матер..ализм, мирово?зрение, мис?ия, мрак..бесие, направление, об?ективность, пакт, пес?имизм, п..сол, пр..гресс, развитие, самое, .знание, сол..дарность, сх..ластика, ф..тализм, фил.хофия, эклектизм, д..пл..матия.

    Упражнение 2. Подберите по 15—20 слов с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-, составьте с ними словосочетания. Укажите, какую стилистическую окрашенность будут иметь эти слова, в каком стиле речи возможно их употребление. Выделите в подобранных словах суффиксы и окончания.

    Упражнение 3. Определите, в каких стилях речи употребляются указанные фразеологизмы. Подтвердите свои выводы, построив с ними предложения.

    Сыграть (свою) роль, носиться в воздухе, ахиллесова пята, без экивоков, бить в набат, Боже упаси, втирать очки, пустить корни, пир во время чумы, душа нараспашку, взять на заметку, в самом деле, как говорится, у разбитого корыта, выйти в свет, увидеть свет, на каждом шагу, вилять хвостом, сплошь и рядом, с точки зрения, скрещивать шпаги, вносить (свой) вклад, в пер­вую очередь, вчера родился, другими (иными) словами, жребий брошен, задирать нос, играть роль, иметь значение, развесить уши.

    Упражнение 4. Сгруппируйте слова в зависимости от того, к какому стилю речи они могут принадлежать. Если слово может использоваться в разных стилях, выпишите его в отдельную группу. С некоторыми из этих слов составьте предложения или микротексты, отвечающие требованиям определенного стиля речи.

    Лаконизм, белиберда, бессмыслица, конвенция, «баранка», знания, имидж, программист, аксессуары, декларация, отсрочить, человечество, единомышленники, мазня, вояж, истина, прогнозы, доморощенный, побеждать, веник, очи, инфинитив, экспериментатор, великодушие, невиновный, доказательство, соглашение, возрождение, традиция, праздник, торжество, конгресс, бюджет, дебаты, замарашка, термограф, показатель, лесостепь, разновидность, департамент, резюме, реферат.

    Постарайтесь определить слова по их происхождению (исконно русские, заимствованные, старославянские).

    Упражнение 5. Подберите из текстов публицистического стиля 2-3 небольших отрывка, в которых будут использованы изобразительно-выразительные средства языка. Охарактеризуйте, какие именно средства языка вы встретили в подобранных вами текстах.

    Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.

    Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты, рычаги, инфляция. 

    Раскройте терминологические для соответствующей отрасли научных знаний значения этих слов.

    Упражнение 7. В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

    Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.

     

    Упражнение 8. В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (вспомните, что такое перифраза). Подберите перифразы к данным словам.

    Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

    Составьте сами несколько подобных примеров с перифразой.

    Упражнение 9. Подберите синонимы к следующим фразеологическим выражениям. При затруднении обращайтесь к фразеологическим словарям.

    Составьте предложения с этими фразеологизмами и со всем синонимическим рядом. Какие из них могут быть употреблены в публицистичеком стиле речи, а какие — в других стилях? Аргументируйте ответ.

    С точки зрения, книга за семью печатями, ниже всякой критики, подавать (протягивать) руку (помощи).

    Упражнение 10. Отличаются ли по стилистической окраске синонимы; в каком стиле речи может быть использован каждый из них?

    1. Уронить себя в глазах — оконфузиться — покрыть себя позором — сесть в лужу — скомпрометировать себя — сесть в калошу.

    2. Наоборот — в обратном порядке — с хвоста — шиворот-навыворот.

    Задачи ІІІ уровня:

    Задание. Укажите лексические и стилевые особенности текста, назовите тип речи и его признаки (тема, идея). Найдите синтаксические средства, позволяющие отнести этот текст к публицистическому стилю речи.

    ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

    Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

    Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

    И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло не­виданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили пре­ступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя—Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

    Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды  крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

    Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

    Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. (Д.С.Лихачев.)

    Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

    Подготовьте доклады по данным темам:

    1. Ингвистическая характеристика публицистического стиля речи.

    2. Сферы употребления публицистического стиля речи.

    3. Синтаксические особенности публицистического стиля речи.

    4. Функциональные разновидности публицистического стиля речи.

    5. Ораторская речь как разновидность публицистического стиля речи.
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   56


    написать администратору сайта