МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 6 МР РУС Цифровая грамотность. Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность
Скачать 7.4 Mb.
|
Miro. Онлайн-доска, которой пользуются по всему миру. Miro — не просто белое поле, а целый набор шаблонов, из которых можно выбрать удобный для конкретного направления работы: генерация идей, планирование, прототипирование, выработка стратегии. Работу с доской можно начать с белого поля, но основная ее фишка все- таки — шаблоны для организации информации. Здесь можно проводить онлайн-уроки, создавать план работы или закреплять задачи, которые нужно выполнить. Есть функция рисования. На доску можно «клеить» стикеры — добавлять важные идеи на поле, участники могут комментировать их. Интерфейс доски интуитивно понятен, управлять ей просто — передвигать нужные шаблоны и другие элементы мышкой. Доской можно 96 пользоваться и с компьютера, и со смартфона — это удобно. Размер доски можно менять, готовые проекты можно сохранять на Гугл Диске, в формате jpg, pdf. Рисунок 4.14 – Miro AWWApp. С этой доской можно работать прямо в браузере. Чтобы начать работать, нужно просто открыть сайт, зарегистрироваться и пригласить других участников. Все приглашенные могут использовать полный функционал доски. Готовую доску можно сохранить. Есть бесплатная доска — ее возможностей хватит для обучения, платная версия подойдет для постоянного использования на больших рабочих проектах. У доски белый фон, есть точечная сетка — удобно рисовать и писать текст. Есть кнопки для удаления ошибок и полной очистки доски. Пользоваться AWWApp можно как с компьютера, так и со смартфона. Если приходится использовать сервис с телефона, искажений в изображениях не будет — они передаются точно так же, как и в компьютерной версии. Рисунок 4.15 – AWWApp Autodraw. Autodraw — умная бесплатная доска от Google. Интересный инструмент 97 — умное перо (кстати, в Miro такая функция тоже есть). Когда кто-то что изображает, сайт пытается угадать, что это, и предлагает варианты. Так рисовать получается намного быстрее и аккуратнее — программа распознает самые сложные каракули. Рисунок 4.16 – Autodraw [28] Применение видео контента в образовательном процессе. Наглядность способствует лучшему усвоению образовательных материалов, а также пониманию связи теоретических знаний с практической стороной жизни. Современные технологии позволяют сделать учебный процесс приятным и захватывающим – это может быть качественные видео лекции или видео уроки. Такими технологиями и пользуется наш университет уже несколько последних лет, внедряя все более усовершенствующие информационные мультимедийные технологии в образовательный процесс. Майер объясняет, что просмотр, хотя и может показаться пассивным, может включать в себя высокую когнитивную активность, необходимую для активного обучения: «хорошо продуманные мультимедийные обучающие сообщения могут способствовать активной когнитивной обработке, даже когда ученики кажутся поведенчески неактивными». Содержание и контекст просмотра являются важными элементами для привлечения. Контент должен соответствовать возрасту и навыкам, поскольку «контент, который вы смотрите, может быть более точным фактором, определяющим будущий академический успех, чем количество времени, которое вы проводите за просмотром телевидения»). Другими аспектами видео, которые были продемонстрированы для привлечения учащихся к активному обучению, являются его обращение к различным формам интеллекта, его использование нескольких режимов доставки контента и его эмоциональная привлекательность для зрителей. Список мультфильмов для детей по информатике и ИКТ. «Фиксики». Интернет - https://www.youtube.com/watch?v=kt6Hnr61Gm0 ДимДимыч и компьютер - https://www.youtube.com/watch?v=8EGelxh4ZlY Компакт диск - https://www.youtube.com/watch?v=SrWYMz26ZOU&t=292s 98 Клавиатура - https://www.youtube.com/watch?v=F2HE4rPy9JI&t=1s «Смешарики». Азбука цифровой грамотности - https://www.youtube.com/watch?v=_4cV2AFTb1E Серия мультфильмов «Почемучки» 15 серий. https://www.youtube.com/user/volciti Технические средства. Использование в учебном процессе интерактивных и мультимедийных досок. Задачи, наметившиеся в развитии современного образования, требуют от каждого учителя профессионального мастерства и самоотдачи. Новый стандарт предъявляет и новые требования к учителю. В соответствии с требованиями стандарта профессиональное мастерство учителя заключается в умении проектировать учебный процесс, использовать технологии развивающего обучения, осуществлять оценочную деятельность на основе проецирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Поэтому компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой, например, как мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках информатики и ИКТ. Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку. Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Основные способы использования интерактивных досок: - возможность делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений 99 - демонстрация веб - сайтов через интерактивную доску всем слушателям - использование групповых форм работы - совместная работа над документами, таблицами или изображениями - использование конференц - связи - управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) - использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д. - изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски - изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок - сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет - сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради - демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса - демонстрация учебных видеороликов - создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши - создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке - при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика. Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании: - Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока. - Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке. - Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски. Во-первых, интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Во-вторых – это повышение активности учеников на уроке. В-третьих, увеличение темпа урока. Все записи на интерактивной доске 100 могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а также учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. Преимущества интерактивной доски: - помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом; - помогают расширить использование электронных средств обучения, передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств; - позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов; - позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке; - позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее; - позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными; - позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем; - позволяют проводить проверку знаний, обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь «ученик- учитель»; - при полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и 29 демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени; - возможность более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя; - стимулирование более активной деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске; - развитие положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала [29]. Использование в учебном процессе проектора. Введение новых технологий во всех отраслях человеческой деятельности позволяет облегчить работу, обеспечивает быстрое и хорошее восприятие всех процессов в науке и жизни человека. Эффективным оборудованием для подачи и восприятия материала в общеобразовательных учреждениях являются проекторы. Незаменимые проекторы в школах. Они все чаще вытесняют 101 традиционные классные доски. Использование проекторов экономит много времени. Одна за другой меняются первоклассные картинки, объемный звук погружает учащихся в глубину событий на экране. Проекторы повышают эффективность работы преподавателей и учащихся. Видео проекторы выводят с файлов на экраны учебные материалы и иллюстрации к ним. Наслаждаясь широкоэкранными проекциями, учащиеся быстрее и лучше воспринимают материал, не тратится время на изготовление карт, таблиц, схем на бумажных плакатах, нет проблем с их местом хранения, повышается уровень запоминания и восприятия учебных материалов, выведенных на экран, концентрируется внимание. Проекторы играют важную роль в проведении интерактивных уроков, семинаров и научных конференций. Материально-техническая база обучения включает следующие составляющие: 1. Каналы связи; 2. Компьютерное оборудование; 3. Периферийное оборудование; 4. Программное обеспечение. Требования к материальной базе обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи. При использовании компьютерного оборудования необходимо учитывать, что не допускается использование на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) и личных мобильных средств связи, например, смартфонов для образовательных целей. Для того чтобы сделать урок познавательным, увлекательным и полезным учителю необходимо использовать для проектирования урока различные инструменты IT-технологий, в частности Web 2.0. В образовании Web 2.0 – это прежде всего доступ к обучающим инструментам через браузер, иначе сервисы для интерактивных заданий и упражнений. Интерактивные задания – это задания, предполагающие какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране – перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, каждого ученика с любым другим учеником, например, посредством выполнения интерактивных заданий на интерактивной доске. Встраивание интерактивных заданий в сценарий урока делает его более интересным и динамичным, повышает учебно-познавательную активность учащихся и развивается самостоятельность. Чтобы хорошо закрепить новые знания, учащемся нужно выполнить некоторое количество заданий, но подача таких заданий, с одним и тем же 102 материалом, должна представляться в разных формах. Используя интерактивные задания, педагог имеет возможность отслеживать решения каждого ученика. Также во многих заданиях необходимо организовывать обратную связь, то есть, когда ученик выполняет задания, он может увидеть правильно или неправильно он выполнил это задание, иногда просто увидеть решение своего задания, а также можно сбросить результат и заново начать выполнять это задание. Задания по степени их увлекательности, красочности и жесткости постановки задачи можно представить в виде линейки, где «передвижение» от заданий и интерактивных заданий к заданию конструктору, а затем к тренажеру и интерактивной дидактической игре приводит к возрастанию увлекательности и привлекательности, и смягчению постановки задачи [30]. Интерактивные задания-тренажёры для самостоятельной работы младшего школьника должны иметь интуитивно понятный интерфейс, поддерживать возможность многократного выполнения, поддерживать консультирующую обратную связь и т.д. Создание интерактивных учебно-методических заданий по «Цифровой грамотности» можно разработать на различных платформах. Проведем обзор основных онлайн-сервисов, предназначенных для создания и публикации дидактических материалов: FlashcardMachine – это онлайн сервис (http://www.flashcardmachine.com), созданный для подготовки дидактических материалов в игровой форме в виде наборов карточек. Материалы, представленные на карточках в виде текста, картинок, звука, ссылок. Вопросы готового набора карточек при запуске тасуются случайным образом. Сервис поддерживает кириллицу. Так же можно выступать в роли преподавателя, ученика и организовать групповую работу с карточками. Имеется большая коллекция готовых карточек, разложенная по темам, возрастам. Рисунок 4.17 - Онлайн сервис FlashcardMachine Онлайн сервис JeopardyLabs (http://www.jeopardylabs.com) создан для генерации тематических викторин. Чтобы работать на сервисе не нужно регистрироваться. Только ввести пароль для редактирования. Сервис 103 поддерживает кириллицу. После заполнения данными сервис предложит ссылку для работы с викториной. Рисунок 4.18 - Онлайн сервис JeopardyLabs JigsawPlanet (http://www.jigsawplanet.com/) – это онлайн сервис для генерации пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Чтобы работать на этом сервисе, для начала нужно зарегистрироваться. После этого пользователь создает альбом(ы) и загружает тематические изображения, из которых сервис предлагает создать различные по сложности и форме пазлов игры. Созданные работы можно сохранять на страничках сайтов в виде альбомов и как отдельные работы. Можно поделиться работами в социальных сервисах и посредством электронной почты. Работы можно создавать с общим доступом (публичные) - для тех, кто имеет ссылку, и приватные. Рисунок 4.19 - Онлайн сервис JigsawPlanet 104 Рисунок 4.20 – Пазл JigsawPlanet Творческий инструмент для 21-го века Wixie (https://www.wixie.com/). На этом сервисе возможно рисование, добавление изображений и многое другое. Что дает прекрасную возможность попробовать Wixie (полная версия ориентирована на учебные заведения) и апробировать в практической деятельности. Бесплатная версия не требует регистрации и поддерживает кириллицу. Ученики имеют возможность в Wixie инструментами рисования, менять параметры текста, изображений и встраивание голосовых записей при разработке электронных публикаций и флэш-анимации. Благодаря этому сервису возможна помощи в создании основных навыков работы с информационными технологиями 21 века. Рисунок 4.21 - Творческий инструмент Wixie PurpozeGames (http://www.purposegames.com/) – это сервис для создания тематических игр онлайн. Чтобы начать работать на этом сервисе нужна регистрация. Сервис поддерживает кириллицу. Возможны два способа создания игр: 1. Привязывая к точке на изображении вопроса с однозначным ответом. Возможность дать альтернативный ответ. 2. По результатам игры ведется рейтингование. 105 Рисунок 4.22 - Онлайн сервис PurpozeGames StudyStack (http://www.studystack.com) – бесплатный онлайн сервис, созданный в 2001 году, предназначенный для организации интерактивного самоконтроля можно выбрать любые другие форматы: кроссворд, игры, тесты и др. Сервис содержит большое количество флэш-карточек. Порядок работы с материалами: это работа с текстом (вопросы и ответы) и работа с графическими изображениями и комментариями к ним. Набрав один раз комплект вопросов и ответов, получаете несколько вариантов для генерации дидактических материалов в игровой форме. Готовые работы легко можно встроить на странички сайтов, блогов, поделиться информацией в социальных сетях. Для начала работы необходимо зарегистрироваться или воспользоваться аккаунтом от Facebook. Сервис поддерживает кириллицу. Рисунок 4.23 - Онлайн сервис StudyStack Многофункциональный онлайн-конструктор Genially (https://www.genial.ly/) – это интуитивно понятный и бесплатный онлайнинструмент для создания интерактивного контента. 106 С помощью сервиса Genially можно создавать: интерактивные презентации; видеопрезентации; инфографику; интерактивные игры; интерактивные плакаты; викторины, квизы; веб-квесты. Система предлагает сотни готовых анимированных интерактивных шаблонов слайдов на любые темы: просто выбираем подходящий шаблон и наполняем нужными объектами. Среди них: текстовые блоки; изображения; шаблоны графиков и диаграмм; инфографика; иконки; фигуры; интерактивные элементы (элементы управления слайдами и объектами на слайдах); смарт объекты (объекты для демонстрации процессов в динамике). Готовый продукт, созданный в сервисе Genial.ly, можно опубликовать на сайте, в социальных сетях или просто поделиться ссылкой на ресурс. Рисунок 4.24 - Онлайн конструктор Genially Для автоматического перевода данного сайта на русский язык заходите через браузер Google или зайдя на сайт щелкните правой кнопкой мышки, появится меню, выберите пункт «Перевести на русский язык». Заполняем форму для регистрации: указать адрес электронной почты, придумать пароль. Ставим галочку напротив «I have read and accept the user agreement and privacy conditions», нажимаем «Start». После регистрации сервис поинтересуется вашей сферой деятельности и профессией. Для активации аккаунта Вы получите письмо на электронную почту: нужно нажать «Confirm my account». После регистрации вы сразу попадете в онлайн-конструктор и вам будет показана небольшая инструкция по работе. Нажимайте Next или Следующий. Онлайн - сервис Liveworksheets (https://www.liveworksheets.com) – мощный и простой инструмент для создания интерактивных заданий на рабочих листах в электронном виде. Здесь множество инструментов, необходимых учителю для создания интерактивных листов. Оценка вычисляется сразу при отправке и выполненные задания с оценками, 107 написанными на листе, накапливаются у учителя в ящике. Регистрация ученика не нужна. Ученик получает задание просто по ссылке. Задание составляется на основе PDF-документа (любой документ в WORD можно переформатировать в PDF) или просканированной картинки из любого задачника, учебника. Если у Вас уже есть готовые задания, то Вам останется расставить только интерактивные элементы управления (выпадающие списки, множественный выбор, галочки да/нет, соединение линиями и т.д.). На лист также можно вставить пояснительное видео (предварительно загруженное в youtube). Рисунок 4.25 - Онлайн сервис Liveworksheets Wordwall (https://wordwall.net) – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Большинство шаблонов доступны как в интерактивной, так и в печатной версии. Многих учителей порадует тот факт, что сервис имеет русскоязычную версию. В вашем браузере она появится автоматически. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий. Шаблоны включают в себя знакомые дидактические игры, которые часто встречаются в педагогической практике. Даже в бесплатной версии вы получаете доступ к большому арсеналу игр. Алгоритм работы примерно такой же, как в популярном среди учителей LearningApps. Однако качество данных шаблонов и функциональные возможности намного выше. Для создания своего учебного задания вы выбираете шаблон, а затем вводите свой контент. Вы можете использовать имеющиеся версии игры или начать её создание с нуля. В любом случае создание игры займёт не очень много времени. Большим подспорьем в игре является подключение к поисковой системе Bing, которая поможет вам быстро найти нужное изображение. Имеется небольшой текстовой редактор, с помощью которого вы можете 108 использовать различные варианты введения шрифта (жирный, подстрочный, надстрочный), вставить символ или математическую формулу. Вы можете подготовить игровое упражнение, внедрить его на сайт или отправить ссылкой ученикам. Задания можно персонифицировать. То есть назначить задание, где ученик указывает свою фамилию. Благодаря этому, вы можете отследить результаты работы каждого ученика. Краткий алгоритм: Шаг 1. Заходите на сайт https://wordwall.net/ru. Регистрируетесь, создаете учетную запись. Нажимаете вкладку «Создать учебное задание». Шаг 2. Выбираете шаблон. Шаг 3. Озаглавливаете. Вводите контент. Сохраняете. Шаг 4. На экране видите интерактивный вариант задания. Шаг 5. Нажимаете «Поделиться – Сделать открытым - Опубликовать». Рисунок 4.26 - Онлайн сервис Wordwall Canva (https://www.canva.com) – это онлайн-сервис, позволяющий создавать инфографики, листовки, баннеры, изображения для социальных сетей и многое другое. Предлагает использовать готовые шаблоны или создавать собственные проекты с нуля. Готовым материалом можно «Поделиться» или «Скачать». Для создания наглядных материалов можно использовать эти шаблоны: 1. Шаблоны «Классный уголок» https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/klassnyj-ugolok/. 2. Расписание уроков https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/raspisanie- urokov-25-luchshix-shablonov/. 3. Шаблоны «Классный уголок» для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXi3f9ak/share/preview?token=VqFDQ9Mo87a gpyeTomgLRw& role=EDITOR&utm_content=DAEGXi3f9ak&utm_campaign=designshare&utm_me dium=link&utm_sou rce=sharebutton. 4. Шаблоны «Рабочие листы с заданиями» 109 https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/rabochaya-tetrad/. 5. Шаблон рабочих листов для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXDhGXXo/share/preview?token=nDr8gFlejo VbvhCmf0 Krug&role=EDITOR&utm_content=DAEGXDhGXXo&utm_campaign=designshare &utm_mediu m=link&utm_source=sharebutton. 6. Шаблон Интерактивный план урока для редактирования https://www.canva.com/design/DAEGXZZDPYM/share/preview?token=xmCLw7Jfd kxWVrf7E1PU8g& role=EDITOR&utm_content=DAEGXZZDPYM&utm_campaign=designshare&utm _medium=link&utm_s ource=sharebutton. Рисунок 4.27 - Онлайн сервис Canva Mentimer (http://mentimetr.com) – любопытный сервис, позволяющий задавать вопросы классу и получить мгновенную обратную связь через любые мобильные устройства, имеющие доступ в Интернет. За последнее время разработчики добавили еще несколько инструментов для учителей. Последний из них – это возможность создать викторину. Учительский конструктор представляет собой небольшую панель инструментов. В ходе демонстрации опроса в помощь учителю имеется всплывающая панель слева. Сервис даёт замечательную возможность показать немедленную обратную связь с классом по каждой учебной задаче. Учитель может установить время выполнения теста и или ответа на вопрос. Ученики вставляют в поисковую строку браузера ссылку govote.at и код викторины (опроса). Или могут сканировать QR-код, который вы показываете им на экране. Дисплей на мобильном устройстве представляет собой ряд цветных вариантов ответов на поставленный вопрос. Причём, помимо альтернативного теста, учитель может предложить вариант с несколькими правильными ответами. Данный инструмент приближает сервис к 110 конструкторам Kahoot, Triventy и другим. В отличие от указанных сервисов опрос проводится анонимно. Вместо имён на экране появляются аватары. Рисунок 4.28 - Онлайн сервис Mentimer QR-code generator (https://ru.qr-code-generator.com) – бесплатный сервис, позволяющий получить нужный уникальный QR-код за считанные минуты. Рисунок 4.29 – Генератор QR-кодов Вы можете заключить в код обычный текст, ссылку, адрес электронной почты, изображение... 1. Сначала необходимо выбрать, какую функцию должен выполнять генерируемый код 2. Затем вводится шифруемая информация 3. Нажимаем «Создать код» 4. Справа появляется QR-код 5. Можно изменить цвет и форму кода (для этого нужно зарегистрироваться на платформе) 6. Нажимаем кнопку «Загрузить» и скачиваем в Загрузки 7. Если вы хотите встроить код на сайт или блог, то нажимаем на значок в верхнем левом углу и получаем ссылку для встраивания. Считать QR-код и получить зашифрованную информацию: 1. Произведите установку специального бесплатного приложения для сканирования на мобильный гаджет с камерой (например, QR Code Reader, BIDI, iPhone: Quick Scan). 111 2. Откройте приложение и наведите камеру смартфона на QR-код (черно-белый квадратик), чтоб он полностью оказался в кадре. 3. Отсканированная информация через несколько секунд будет выведена на экран. Способы использования QR-кодов: создать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы; на карте компактно поместить информацию о культуре, истории, ссылки на статьи в соответствии с изучаемой темой; разместить в библиотеке ссылки на электронные версии текстов, на дополнительную информацию; зашифровать вопросы, и предложить учащимся ответить на них; зашифровать ответы на задачи, предложив ученикам проверить себя, считав код. Завершая краткий обзор основных цифровых инструментов и сервисов для организации урочной деятельности в начальной школе, отметим, что выбор инструмента, разработка цифрового контента потребует от учителя определенных знаний и умений. Готовность педагога к применению новых решений – очень важный фактор успеха качества преподавания и повышения мотивации к изучению предмета «Цифровая грамотность». Но не стоит забывать и про педагогическую целесообразность использования тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий, цифровых ресурсов и сервисов Интернета на конкретном этапе урока в соответствии с возрастными особенностями [31]. Исходя из анализа основных программных продуктов, предназначенных для разработки интерактивных заданий можно выделить следующие этапы проведения интерактивных заданий [32]: 1. Разминка. 2. Объединение в группы. 3. Организация учебной деятельности учащихся в группе. 4. Подведение итогов. 5. Презентация групповых решений. 6. Рефлексия. Следует иметь в виду и гигиенические ограничения времени использовании младшими школьниками средств информационно- коммуникационных технологий. Приведем ряд методических рекомендаций по использованию интерактивных заданий для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках «Цифровая грамотность». Самостоятельная работа с заданиями может быть организована как в классе на уроке в процессе реализации практического этапа, так и в домашних условиях (по желанию и возможностям учащихся). Для организации самостоятельной работы в классе необходимо обеспечить каждому учащемуся индивидуальное рабочее место за компьютером, заранее загрузить приложение. 112 При использовании интерактивных заданий для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках «Цифровая грамотность» учителю необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций: Рекомендация № 1. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. Рекомендация № 2. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Рекомендация № 3. Учитель должен быть уверен, что применение ИКТ на уроке будет способствовать усвоению учебного материала, а не отвлекать учащихся от него. Рекомендация № 4. Для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Рекомендация № 5. Важно обеспечить соответствие приёмов использования ИКТ содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. При использовании на уроке информационных технологий структура урока принципиально не меняется. Кроме того, учитель должен помнить, что разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером: ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю; лучше работать за компьютером в первой половине дня; комната должна быть хорошо освещена; мебель соответствовать росту ребенка; расстояние от глаз ребенка до монитора – 60 см; периодически делать зарядку для глаз; непосредственное сидение за компьютером перемежать физическими упражнениями. Рассмотрим использование возможностей некоторых вышеперечисленных сервисов на уроках «Цифровая грамотность» в 1 классе при изучении темы «Моя первая программа. Линейный алгоритм». 113 Пример 1. КГУ «ОШ № 4» ОО г. Балхаш УО Карагандинской области (наименование организации образования) Краткосрочный план урока Раздел: Раздел II. Программирование. Сквозная тема: «Традиции и фольклор» ФИО педагога Харламова Светлана Александровна Дата: Класс: 1 Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Моя первая программа. Линейный алгоритм Цели обучения в соответствии с учебной программой 1. 4. 1. 1. реализовывать линейный алгоритм Цели урока Все ученики: - знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов Большинство учеников: - знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов, умеют выделять этапы действия Некоторые ученики: - знают понятия «алгоритм», «команда», умеют определять правильный порядок выполнения шагов, умеют выделять этапы действия, умеют рассуждать по данной теме Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока 10 минут |