Главная страница
Навигация по странице:

  • Организует беседу.

  • Объяснение материала

  • Первичная проверка ровня понимания изученного материала

  • Первичное закрепление материала

  • Закрепление изученного материала

  • Задание 4. 1. Выполни задание по алгоритму. Подведение итога урока

  • Рефлексия: «Групповой обмен впечатлениями» Домашнее задание

  • Список использованной литературы

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 6 МР РУС Цифровая грамотность. Методические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность


    Скачать 7.4 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по изучению предмета Цифровая грамотность
    АнкорМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    Дата12.04.2023
    Размер7.4 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла6 МР РУС Цифровая грамотность.pdf
    ТипМетодические рекомендации
    #1056246
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Оргмомент:
    Приветствие, проверка отсутствующих
    Актуализация
    ранее
    полученных
    знаний:
    Организует повторение знаний за раздел
    «Информационн ый этикет»
    Приветствуют учителя
    Выполняют задания
    «Информационный этикет»
    По окончании выполнения задания
    «Информационный этикет»
    Самопроверка по образцу, обсуждение выполнения задания
    «Информацион ный этикет»
    Электронный журнал
    «Білімал» https://wordwall.net/ru/resour ce/34018145
    https://wordwall.net/ru/resour ce/34018206

    114
    Организует
    беседу.
    Нам пришло электронное письмо, вы хотите узнать, что в нём?
    Давайте его прочитаем. Кто может решить пример с объяснением? (К детям лицом находятся цифры, те цифры, которые они получат в ответе решения примера, их нужно перевернуть и прочитать какое слово получится).
    С какой планеты пришло письмо?
    Как вы думаете, какая тема нашего урока?
    А чему мы будем с вами учиться?
    Запомните цели нашего урока.
    Мы с вами будем учиться выделять этапы действия и составлять алгоритм.
    Выводит тему и цели урока на экран
    Пример выполнения задания
    Сканируют QR-код.
    Читают письмо, решают пример, определяют название планеты.
    Предполагаемый ответ учащихся:
    Алгоритм
    Отвечают на поставленный вопрос учителя.
    Определяют тему и цели урока, записывают в тетрадь
    Письмо
    Объяснение решения
    Цифры
    Буквы
    Презентация (слайд 1)
    Презентация (слайд 2)
    Середин Организует
    «Вытягивают» QR-
    Опрос
    QR-код с проблемным

    115 а урока
    11 – 40 минут деление на 4 группы по жребию
    (выбирают QR- код)
    Организует обсуждение
    Объяснение
    материала:
    Сегодня мы проведём необычный урок
    - мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на космическом корабле.
    А теперь закройте глазки.
    (ВКЛЮЧИТЬ
    МУЗЫКУ)
    (ОТКРЫТЬ
    ШТОРКИ,
    ВЫКЛЮЧИТЬ
    МУЗЫКУ).
    Открываем глаза.
    Посмотрите, куда мы попали?
    Перед нами планета
    «Алгоритмы».
    Но, что такое?
    Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой, замок!
    Вы хотите туда попасть?
    Чтобы открыть код с вопросом из
    «микро-корзины».
    Переходят в соответствующую группу.
    Обсуждают в группах ответы на вопросы.
    Представляют ответ.
    Выполняют указания учителя учащихся для выявления понимания нового материала вопросом «Как объяснить другому человеку, что значит»:
    1)
    Надуть шарик
    2)
    Заменить лампочку
    3)
    Сложить два числа
    4)
    Нарисовать рисунок
    Файл «Космическое пространство.mp3»
    Планета «Алгоритмы»

    116 ворота надо отгадать трудную, очень трудную загадку.
    Слушайте меня внимательно:
    А давайте-ка проверим, компьютер ли спрятался за воротами?
    Откроются ли ворота?
    Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Тином и Люком. Они помогут нам выполнить задания урока.
    У нашей планеты
    Алгоритмов есть
    4 станции.
    Ну, как,
    Слушают учителя, отгадывают загадку:
    Он рисует, он считает,
    Проектирует заводы,
    Даже в космосе летает,
    И даёт прогноз погоды.
    Миллионы вычислений
    Может сделать за минуту.
    Догадайся, что за гений?
    Ну, конечно же – …
    Предполагаемый ответ учащихся:
    Компьютер
    Рисунки из сети интернет в

    117 постараемся выполнить задания?
    Мы с вами отгадали загадку про компьютер.
    А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере?
    Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть?
    А почему?
    А ещё компьютер может быть встроен внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического корабля.
    Ребята посмотрите на картинку.
    Отвечают на вопрос учителя.
    Предполагаемые ответы учащихся:
    1. С помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача
    2. Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы свободном доступе

    118
    Кто это?
    Обязательно внутри робота есть компьютер.
    Есть ли у робота мозг? Кто управляет действиями робота?
    Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание, потому что робот – это бездумный исполнитель.
    Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагам и. Если робот часто выполняет одно и то же задание, то удобнее сохранить его – в особой электронной памяти робота. План действий (после довательность шагов) – это и есть алгоритм де йствия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это алгоритм.
    Приведите свои примеры алгоритмов.
    3. Робот.
    4. Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных.
    Действиями робота управляет человек.
    Делают записи в тетради.
    Приводят примеры:
     пришить пуговицу,
     убраться в
    Рисунок «Робот» из сети интернет
    (свободный доступ)

    119
    Каждый шаг в алгоритме принято называть команд ой.
    В начале алгоритма принято записывать команду
    «Начало», а в конце – команду
    «Конец».
    Итак, идем на станцию № 1
    «Сказочный лес», а сопровождать нас будет робот
    Люк.
    Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево.
    Что произойдет, если каждый из нас посадит дерево?
    Задание 1.:
    Пронумеруй рисунки по порядку и составь задание для Люка: запиши команды алгоритма
    «Посади дерево».
    комнате,
     сложить числа,
     открыть дверь ключом,
     сделать бутерброд,
     распорядок дня
    Предполагаемый ответ учащихся: планета станет
    «зеленой».
    Выполняют задание
    1 (составляют алгоритм)
    Проверка по образцу:
    Посади дерево:
    1. Начало
    2. Принеси лопату, лейку и саженец
    3. Выкопай ямку
    4. Поставь саженец в
    Горячев А.В. учебник
    «Информатика»

    120
    Организует обсуждение получившихся алгоритмов.
    При необходимости, дополняет ответы учащихся.
    Физ. минутка:
    К нам в гости пришёл Люк.
    Люк хочет выполнить с нами физкультминутк у? Встали все.
    Группы представляю свои алгоритмы.
    Отвечают на вопросы учителя:
    1. Что получилось на доске?
    2. Что такое алгоритм?
    3. Алгоритм, какого действия получился?
    4. Из чего состоит алгоритм?
    5. Какая команда первая? Какая команда
    (последняя)?
    6. Мы справились с этим заданием?
    7. Чему вы научились, выполняя это задание?
    (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
    Выполняют упражнения в соответствии со стихотворением или видео:
    Раз подняться, потянуться,
    Два согнуться, разогнуться,
    Три в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре руки ямку
    5. Засыпь ямку землёй
    6. Налей воды в лейку
    7. Полей саженец
    8. Отнеси лопату и лейку
    9. Конец
    Презентация (слайд 3) https://www.youtube.com/wat ch?v=5F1H16yXcGg&t=17s

    121
    Первичная
    проверка ровня
    понимания
    изученного
    материала:
    Станция № 2,
    «Фруктовый сад», а сопровождать нас будет инопланетянин
    Тин.
    Организует парную работу.
    Задание 2:
    Почему заболел
    Тин?
    Найди ошибки в его действиях.
    Объясни ему, как нужно есть банан: допиши алгоритм.
    При необходимости, дополняет ответы учащихся.
    Первичное
    закрепление
    материала:
    Организует работу в группах. шире.
    Пять руками помахать,
    Шесть за парту сесть опять.
    Рассматривают рисунок, находят и исправляют ошибки, дописывают алгоритм, используя подсказку учителя:
    1. Что нарисовано на картинках?
    2. Какие ошибки он допустил? (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал).
    3. Почему он заболел?
    Пары (по желанию) представляют свои ответы, дают объяснение.
    Вносят корректировки в свои алгоритмы
    Отвечают на вопросы учителя:
    Проверка по образцу:
    Как правильно есть банан:
    1. Начало
    2. Вымой руки
    3. Возьми банан
    4. Вымой банан
    5. Очисти банан
    6. Съешь очищенный банан
    7. Выбрось кожуру в урну
    8.
    Конец
    Горячев А.В. учебник
    «Информатика»
    Презентация (слайд 4)

    122
    Станция № 3
    «Почемучка»
    Сопровождает нас всё тот же инопланетянин
    Тин.
    Задание 3.
    Составьте алгоритм предложенного вам действия.
    Посовещайтесь в группе
    (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено.
    Покрутите колесо и выберите алгоритм, который вы будете составлять.
    Организует общее обсуждение.
    При необходимости, с помощью наводящих вопросов, дополняет
    1. Что же у нас получилось?
    2. Что такое алгоритм?
    3. Алгоритм, какого действия?
    4. Чему вы с вами научились, выполняя это задание?
    (составлять алгоритм правильных действий инопланетянина).
    5. Можно ли идти дальше?
    Группы выбирают алгоритм с помощью
    «Случайного колеса».
    Составляют алгоритмы в соответствии с заданием 3.
    Алгоритмы:
    1. Заправить кровать.
    2. Пришить пуговицу.
    3. Сделать бутерброд.
    4. Собрать портфель.
    Выбирают из группы одного учащегося, который представляет полученный алгоритм.
    Дополняют и корректируют свои алгоритмы. https://wordwall.net/ru/resour ce/34017821
    Демонстрация алгоритмов учащихся

    123 ответы учащихся.
    Мы уже прошли
    3 станции и научились …
    Можно ли идти дальше?
    Закрепление
    изученного
    материала:
    Организует индивидуальну ю работу с помощью творческого инструмента
    Wixie.
    Станция № 4 «В мире сказок». А вот кто нас будет сопровождать?
    Посмотрим на задание № 4.
    Прочитаем про себя, что там написано.
    Задание 4.
    1. Выполни задание по алгоритму.
    Подведение
    итога урока:
    Организует фронтальный опрос.
    Вот и время нашего путешествия
    Продолжают предложение
    Выполняют индивидуальную работу
    Отвечают на вопросы учителя:
    1. Чему вы научились, выполняя это задание?
    (выполнять алгоритм).
    2. Какой командой заканчивается любой алгоритм?
    (конец) https://www.wixie.com/u2564 095
    Или карточка
    Горячев А.В. учебник
    «Информатика»

    124 заканчивается.
    Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты
    Алгоритмов.
    Тин и Люк прощаются с нами. Полетим на нашей ракете обратно в класс.
    Конец урока
    41 – 45 минут
    Рефлексия:
    «Групповой обмен впечатлениями»
    Домашнее
    задание:
    П. 5, стр. 22.
    Письменно стр.
    24 (задание III) составить один любой алгоритм.
    Для подведения итогов учащиеся собираются по одному от каждой группы (всего четыре в каждой вновь образуемой группе).
    В этих «сборных» представлена информация всех прежних рабочих групп.
    Члены «сборных» рассказывают о результатах работы своей группы.
    Записывают домашнее задание в дневник
    Выражение благодарности за активное сотрудничество

    125
    Заключение
    Использование цифровых образовательных ресурсов становится эффективным инструментом не только обучения, воспитания и развития младших школьников, но и подготовки их к жизни в цифровом обществе.
    Цифровизация образования открывает новые возможности и понимание ценности таких понятий, как», «цифровой мир», «дополненный мир»
    «виртуальный мир» формирует понимание ценности таких понятий.
    В связи с этим дан обзор тенденций развития школьной информатики и цифровизации за рубежом.
    В разных государствах информационно-коммуникационные технологии находятся на разных этапах развития, поэтому каждое государство выбирает свой путь обеспечения доступа учащихся к ним.
    Проведен анализ места информатики в учебных планах школ за рубежом, изучены задачи информатики в таких странах, как Англия, Китай, Бразилия,
    Сингапур, Ирландия, Литва, Словения. В указанных странах на пути к достижению цели выделяются четыре основных этапа, охватывающих образование. Педагогическое взаимодействие осуществляют центры CAS- обучение вычислительной технике в своих школах, классах и сообществах.
    Цифровизация образования направлена на развитие цифровых компетенций младших школьников, позволяющих реализовывать цифровые технологии, такие как «Компьютер», «представление и обработка информации», «работа в сети Интернет», «вычисление», «Робототехника», ежегодно дает возможность каждому ученику получить знания не только по информатике, но и по другим учебным предметам обучения, а также формирование новых практических компьютерных навыков, основанных на ранее приобретенном опыте на школьных и внешкольных занятиях.
    В разделе «Актуальные проблемы обучения предмету «Цифровая грамотность» рассмотрены изменения и дополнения, связанные с цифровой грамотностью. Были использованы материалы МОН РК от 31 октября 2018 года
    №604 (Изменения и дополнения в общеобязательный стандарт образования) и др.
    Эффективность использования ИКТ в обучении общеобразовательных предметов может быть гарантирована только тогда, когда учитель проявляет достаточный интерес к использованию ИКТ на уроке. В этом случае он должен владеть применением программных средств в общей и учебной деятельности и иметь широкий круг знаний, чтобы определить место ИКТ в методической системе преподавания дисциплины. Установлено, что использование ИКТ в процессе обучения позволяет учителю эффективно организовать обучение.
    В данной работе даются рекомендации по применению обучающих платформ в использовании цифровых образовательных ресурсов.

    126
    Список использованной литературы
    1. Balanskat A., Engelhardt K. Computing our future: Computer programming and coding-Priorities, school curricula and initiatives across Europe. – European
    Schoolnet, 2014. 45 с.
    2. Bell T., Andreae P., Robins A. A case study of the introduction of computer science in NZ schools //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014.
    Т. 14. №. 2. С. 10-43.
    3. Bell T., Rosamond F., Casey N. Computer science unplugged and related projects in math and computer science popularization //The multivariate algorithmic revolution and beyond. Springer, Berlin, Heidelberg, 2012. С. 398-456.
    4. Brown N. C., Sentance S., Crick T., Humphreys S. Restart: The resurgence of computer science in UK schools //ACM Transactions on Computing Education
    (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 1-22.
    5. Choi J., An S., Lee Y. Computing education in Korea – current issues and endeavors //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2015. Т. 15. №. 2.
    С. 8-22.
    6. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research methods in education.
    Routledge, 2002. 657 c.
    7.
    Computer science for all.
    White
    2016.
    URL: https://www.whitehouse.gov/blog/2016/01/30/computer-science-all
    (дата обращения: 28.01.2019).
    8. Draft australian curriculum: Technologies. Australian Curriculum
    Assessment and Reporting Authority, 2012. URL: (дата обращения: 17.03.2019). https://acaraweb.blob.core.windows.net/resources/Draft_Shape_of_the_Australian_C
    urriculum_Technologies_paper_-_Marchpdf
    9. Falkner K., Vivian R., Falkner N. The Australian digital technologies curriculum: challenge and opportunity //Proceedings of the Sixteenth Australasian
    Computing Education Conference-Volume 148. Australian Computer Society, Inc.,
    2014. С. 3-12.
    10. Gal-Ezer J., Stephenson C. A tale of two countries: Successes and challenges in K-12 computer science education in Israel and the United States //ACM
    Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 1-18.
    11. Guzdial M., Ericson B., Mcklin T., Engelman S. Georgia computes! An intervention in a US state, with formal and informal education in a policy context
    //ACM Transactions on Computing Education (TOCE), 2014. Т. 14. №. 2. С. 13-39.
    12. Informatics in education: Europe cannot afford to miss the boat / Report of the joint Informatics Europe and ACM Europe Working Group on Informatics
    Education. 2015. URL: http://europe.acm.org/iereport/ACMandIEreport.pdf (дата обращения: 25.01.2019).
    13. Lukion opetussuunnitelman perusteet 2015. Finnish National Board of
    Education,
    2015.
    URL: https://www.oph.fi/download/172124_lukion_opetussuunnitelman_perusteetpdf
    (дата обращения: 04.04.2019).
    14. National curriculum in England: Computing programmes of study.
    Department for Education, 2013. 201 с.

    127 15. Papert S. An exploration in the space of mathematics educations
    //International Journal of Computers for Mathematical Learning, 1996. Т. 1. №. 1. С.
    95-123.
    16. Perusopetuksen opetussuunnitelman perusteet 2014. Finnish National
    Board of
    Education,
    2014.
    URL: http://www.oph.fi/download/163777_perusopetuksen_ opetussuunnitelman_ perusteet_2014.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
    17. Sahami M. Roach S., Cuadros-Vargas E., LeBlanc R. ACM/IEEE-CS computer science curriculum 2013: reviewing the ironman report //Proceeding of the
    44th ACM technical symposium on Computer science education, ACM, 2013. С. 13-
    14.
    18. The australian curriculum: Technologies learning area. Australian
    Curriculum
    Assessment and
    Reporting
    Authority,
    2013.
    URL: https://www.australiancurriculum.edu.au/f-10-curriculum/technologies/
    (дата обращения: 15.02.2019).
    19. Vivian R., Falkner K., Falkner N. Addressing the challenges of a new digital technologies curriculum: MOOCs as a scalable solution for teacher professional development // Research in Learning Technology, 2014; №22. С. 1-20.
    20. Wing J. Research notebook: Computational thinking—What and why //The
    Link Magazine, 2011. С. 20-23.
    21. https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z199 22. Иванова А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике сс использованием электронных образовательных ресурсов: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Йошкар-Ола. 2012.
    216 с.
    23.https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/44930/1/Perevyshko_Primene niye.pdf
    24. https://s-ba.ru/conf-posts-2021-02/tpost/1nu0bz2am1-ispolzovanie- platformi-learningapps-dlya
    25, https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/366542-statja- prilozhenie-quizizz-kak-odin-iz-sposob
    26, https://xn--j1ahfl.xn- p1ai/library/primenenie_prilozheniya_plickers_dlya_kontrolya_ucheb_211930.html
    27. https://school-science.ru/9/7/44053 28. https://pedsovet.su/ikt/7077_obzor_online_dosok
    29.https://kpfu.ru/staff_files/F202516385/interaktivnaya_doska_Galimova_2.p df
    30. Босова, Л.Л., Дмитриева Н.В. Способы использования ЦОР в учебном процессе / Л.Л.Босова, Н.В. Дмитриева // Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). –
    2008. С. 50-72.
    31. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. – 33 с.
    32. Лашкина, Т.Н. Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся [Электронный ресурс] / Т.Н.Лашкана //
    Режим доступа: http://pedsovet.org.

    128
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта