Главная страница
Навигация по странице:

  • Дежурный

  • Список детей с указанием даты рождения, места проживания, данных о родителях.

  • Психолого-педагогическая характеристика отряда по итогам организационного периода.

  • Основной период

  • Самоанализ педагогической практики

  • П Р И Л О Ж Е Н И Я

  • Список детей по звеньям (инициативным группам)

  • Тетрадь решений совета и сборов отряда

  • Дневник дежурного по отряду.

  • НАЗВАНИЯ И ДЕВИЗЫ: "Ритм " В бешеном ритме ХХ векасамое главное - быть человеком"Улыбка

  • Олимпийцы " Олимпийцы - беспокойные сердца.Олимпийцы все доводят до конца."Зеленый каштанчик

  • Дружба " Дружить всегда, дружить везде,Дружить на суше и в воде."Мечта

  • Дельфин " Дельфин всегда плывет впередИ никогда не отстает."Кристалл

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ ОТРЯДА КТД "Знакомство" Цель игры

  • Практикум в табір. Методические рекомендации по организации коллектива отряда ведение отрядной документации рекомендации по проведению коллективных творческих дел


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по организации коллектива отряда ведение отрядной документации рекомендации по проведению коллективных творческих дел
    Дата15.10.2021
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрактикум в табір.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #248216
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

    Организационный период - самый важный. От того как Вы сможете его организовать - зависит вся ваша дальнейшая деятельность. За время оргпериода, который длится всего два-три дня, нужно успеть сделать очень много: разбить отряд на звенья, выбрать актив, объяснить и научить выполнять санитарно-гигиенические требования по самообслуживанию (как убирать постели, как дежурить в спальне, где хранить обувь, где сушить одежду, что хранить в тумбочках, что в шкафчиках, где стирать, где гладить и т.д.). Надо не просто объяснять, надо добиваться, чтобы было чисто, чтобы привыкали ребята вовремя и быстро вставать, умываться, делать зарядку, собираться по сигналу, ложиться спать.

    Но и этим не ограничивается оргпериод. Первые дни - это период организации коллектива, отношений в нем, планирования деятельности, формирования психологической атмосферы и т.д. В лагерь попадают ребята с самыми разными потребностями. У одного и того же мальчишки уйма стремлений - потребность в новых впечатлениях, в движении, в игре, в занятиях любимым делом. У кого-то преобладает желание утвердить себя в коллективе, добиться признания сверстников, у кого-то получить новый опыт для работы в отряде, дружине. Но у всех в равной степени в самый начальный период очень сильна потребность в адаптации, в приспособлении к новым условиям жизни.

    В первый день все испытывают своеобразный информационный голод, стремятся побольше узнать о требованиях коллектива, о товарищах, о вожатых. Вот почему в первые дни ребята интенсивно устанавливают связи, идет активное узнавание черт, интересов сверстников, характера их поведения.

    Одни состояние незащищенности скрывают за напускной грубоватостью, другие - педантичной исполнительностью. Но все вместе в этот период нащупывают пределы дозволенного и недозволенного, ищут среди товарищей тех, в ком можно было увидеть защиту, опору, понимание.

    Уже в первый день начинается работа по организации коллектива отряда. Выучите какую-нибудь песню, которая, возможно, в последующем станет любимой отрядной песней. Проведите защиту приветственной газеты, которая может лечь в основу лагерного сбора "Давайте познакомимся". Ребята описывают свои первые впечатления о лагере, какие-то курьезы, пожелания, готовят инсценированную защиту. Вечером - огонек знакомств. На огоньке можно поиграть в игру "Снежный ком". Смысл игры заключается в том, чтобы дети как можно быстрее запомнили имена друг друга. Первый ребенок называет свое имя. За ним второй называет имя первого и свое. Третий человек называет имена двух предыдущих ребят и свое и так далее, пока все ребята не назовут себя. Если вы в течение дня выучили песню - закончите ею огонек. Это немножко поможет вам сплотиться, почувствовать себя чем-то единым.

    Второй день должен быть посвящен изучению творческих, интеллектуальных, организационных способностей ребят. Как мы это можем узнать? Конечно же с помощью КТД - коллективных, творческих дел. Они помогут вам и сплотить отряд, и узнать кто на что горазд, и выявить возможных лидеров, на которых в дальнейшем будете опираться в организации работы отряда, и просто провести хорошо время. Это могут быть различные КТД: "Ромашка", "Шифровка", "Разнобой", "Веселый цирк", "Теле-ревю", "Ателье мод" и т.д. (Примерные варианты КТД вы найдете в приложении). Всевозможные КТД подскажут вам сами ребята, как только они поймут что это такое. Создайте на этот случай своеобразную "Копилку". Она вам очень пригодиться в те часы, если на улице идет дождь и вы не можете пойти на пляж или экскурсию, которая запланирована. Можно назвать ее приблизительно так: "Банк идей", "КИД (копилка интересных дел)", "Если дождь стучит по крыше…" и т.д.

    Во время проведения КТД ребята раскрываются. Четко видно кто из них прирожденный лидер, кто инициативен, кто, наоборот, пассивен. Вы сразу можете определить на кого можно положиться, кому можно поручить организовать работу, нарисовать газету, подготовить концерт, на кого нужно обратить внимание, потому что он явно сторонится ребят, может боится показаться неинтересным? Подбодрите его, поручите ему провести какое-либо дело.

    Важным моментом огрпериода является коллективное планирование. Ребята проводят разведку интересных дел ("РИД"): узнают где, кому и как могут принести пользу, помочь в организации жизнедеятельности лагеря: помочь завхозу провести трудовой десант по озеленению и благоустройству территории лагеря, помочь привести в порядок книги в библиотеке, взять шефство над младшими отрядами и т.д.

    Ребята сами предлагают дела, которые они хотели бы провести у себя в отряде. Дают "отрядное слово", в котором отражают чему хотят научиться, какие цели преследуют, к каким результатам хотят прийти по окончании смены. Проводят конкурс на лучшее название отряда, оформление отрядного уголка, отрядного места.

    Важно подвести ребят к тому, что в отряде должен действовать закон "Три "С": сами планируем, сами готовим и проводим, сами анализируем.

    Заканчивается организационный период открытием лагерной смены и сбором лагеря по планированию.
    ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

    Задача основного периода лагерной смены - развивать организаторские знания, умения и навыки через систему общественных поручений; помочь ребятам организовать и провести те дела, которые они запланировали во время оргпериода. Во время основного периода действует система советов дел (или инициативных групп) и дежурного командира.

    Отрядная работа разнопланова и неоднозначна. В условиях лагеря она насыщена от подъема до отбоя. Отрядная работа предполагает: выполнение всех режимных моментов, участие в общелагерных делах, работу по звеньям, индивидуальные беседы вожатого, прогулки, походы; подготовку и проведение КТД, работа с органами самоуправления, купание в море и т.д.

    Каждый из этих моментов должен быть насыщен творчеством, романтикой, игрой, иметь полезную направленность. В течение основного периода можно провести такие КТД: "Что? Где? Когда?", "Рыцарский турнир", "Музыкальную гостиную", "Застывшее мгновение", "Веселые старты", "День именинника", "Веселую ярмарку", "Литературный салон", "Два корабля", "Турнир смекалистых", "Вечер вопросов и ответов" и т.д., которые требуют более длительной подготовки, чем КТД организационного периода. Нельзя забывать, что очень большим стимулом для ребят является элемент соревнования. Поэтому желательно некоторые КТД (в которых обязательным моментом является соревнование команд) проводить совместно с другим отрядом, близким по возрасту.
    ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД

    Цель итогового периода - подведение итогов лагерной смены. Задача - подвести итоги работы отряда за смену, выполнение данного в начале смены "Слова", выявить причины удач и неудач, дать оценку органам самоуправления; определить качество знаний, умений и навыков, полученных ребятами в лагере. Можно предложить ребятам написать "Наказ" следующей смене, в котором они поделятся своими впечатлениями о жизни в лагере и порекомендуют проведение каких-либо отрядных дел.
    ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
    Во время оргпериода проводится организационный сбор отряда, на котором избирается актив отряда, формируются звенья (группы), распределяются поручения, выбирается название отряда, вносятся предложения для плана работы отряда. Для каждого ребенка важным является принадлежность к отряду, который не похож на другие. Важный элемент этой непохожести - эмблема отряда, которая может прикалываться к одежде и будет указывать на принадлежность именно к этому отряду.

    Актив отряда предполагает наличие командира отряда, члена лагерного совета, главного редактора отрядной газеты, физорга, завхоза и т.д. Они отвечают за жизнедеятельность отряда в целом, составляют план работы отряда на смену, планируют ежедневную работу отряда на основе плана-сетки, распределяет поручения между звеньями, осуществляют взаимосвязь отряда с другими отрядами и структурными подразделениями лагеря.

    Звенья или группы формируются на основе тех творческих групп, которые получились у нас в ходе проведения различных коллективных творческих дел.

    Очень эффективной формой организации самоуправления в отряде является система советов дел и дежурных командиров. Это предполагает вовлечение всех членов отряда к руководству отрядом и ответственности за проведение дела.

    Для подготовки и проведения любого коллективного творческого дела избирается совет дела (творческая группа), в который входят ребята, способные наиболее творчески организовать и провести данное дело. Советом дела может быть назначено целое звено или в него входят представители различных звеньев. Обязательно назначается председатель совета дела, отвечающий за него. Совет дела составляет сценарий проведения дела, распределяет задания каждой группе или отдельным ребятам по художественному и музыкальному оформлению места проведения КТД, творческие задания. На огоньке обязательно отчитывается и анализирует проведенное дело.

    Дежурныйкомандир избирается на вечернем огоньке по рекомендации отряда. Отряд рекомендует, подчиняется и помогает своему товарищу руководить ими в течение дня. В обязанности дежурного командира входит выполнение отрядом организационных и режимных моментов дня, распределение поручений в отряде при получении внеочередного задания. Отчитывается на вечернем огоньке.
    КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА


    Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, это система действий на общую радость и пользу. Оно планируется, готовится, проводится и анализируется всем коллективом. Основная форма проведения КТД - игра.

    Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего, гармонического развития личности.

    Вожатый, организуя работу по подготовке и проведению КТД, должен:

    • помнить, что это первые шаги ребят в самостоятельном творчество лагеря;

    • следить за выполнением заданий в группах, настраивать на серьезный деловой лад;

    • в ходе проведения постоянно наблюдать за ребятами, делая соответствующие выводы, решая задачу создания коллектива;

    • помнить, что залог успеха КТД - это соревнование;

    • отмечать степень творческого отношения к выполнению заданий.

    Рекомендации по проведению коллективных творческих дел мы даем в нашем приложении. Однако хотим обратить внимание на то, что готового сценария КТД быть не может. Никаких готовых сценариев, шаблонного оформления мы не даем, потому что каждый конкретный отряд, в каждом конкретном лагере проводит свое дело, построенное на интересах, возможностях именно этого отряда. Поэтому оно и называется коллективным и творческим. Ребятам гораздо интереснее быть творцами, чем слепыми исполнителями готового сценария. Мы хотим, чтобы в ходе проведения любого дела развивалось коллективное творчество: ваше и детское.

    В своей работе мы руководствовались опытом работы таких детских лагерей как "Артек", "Орленок", "Молодая гвардия", которые добились огромных результатов в воспитании временных детских коллективов и память о которых на всю жизнь сохраняется у детей. Мы хотим, чтобы пребывание детей в вашем отряде также надолго осталось в памяти ваших воспитанников. Ищите, творите, дерзайте.


    ИГРЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
    Одним из видов физического воспитания школьников являются игры как на местности, на площадке, так и на воде. Игры увлекают ребят, прекрасно укрепляют здоровье, вырабатывают морально-волевые качества. В играх дети многое познают и многому учатся. Они развивают силу, ловкость, закаляют волю, учатся быстрому ориентированию в любой обстановке, вырабаты­вают в себе решительность, организованность и дисцип­лину.

    Игры приучают ребят к сознательным действиям. Подражая в играх любимым героям, дети проявляют самостоятельность. Коллективные игры способствуют развитию чувства товарищеского долга, сплоченности, соревнования.

    Большое влияние игры оказывают на умственное развитие ребят. Они развивают у них мышление, внимание, память, воображение, умение действовать в трудных и незнакомых условиях.

    Игры на местности знакомят ребят с различными способами ориентирования, маскировки, составлением простейших графических документов, преодолением пре­пятствий, учат наблюдательности, навыкам работы с компасом.

    Прежде чем выбрать игру, решите, какие качества вы хотите привить ребятам, и после этого остановите свой выбор на той игре, которая больше всего подходит для достижения поставленной цели. Известно, например, что меткость вырабатывается в играх, связанных с ме­танием и попаданием в цель, скорость - в играх, включающих быстрые передвижения, и т. д.

    При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребят и физическую нагрузку, допустимую для данного возраста. Каждая игра должна быть до­ступна и понятна ребятам. Только в этом случае она достигнет своей цели, и дети будут играть охотно, с интересом, без нарушения установленных правил.

    Выбирая игру, нужно учитывать, что для ребят младшего возраста (9 - 11 лет) характерна повышенная подвижность, стремление к беганию, прыжкам, лазанию. При этом надо помнить, что мышечная сила и работоспособность у них невелики по сравнению с ребятами среднего и старшего возраста. Поэтому для них нужно выбирать игры с простыми правилами, короткие по про­должительности, без преодоления сложных препятствий.

    Ребята-подростки (12 - 15 лет) имеют более крепкую мускулатуру, способны к быстрым и продолжительным передвижениям. Они обладают развитой памятью и вни­манием. С ними можно проводить игры с достаточно сложным замыслом и правилами.

    У ребят этого возраста сильно развито чувство товарищества, стремление действовать в составе коллектива. Поэтому дети этого возраста особый интерес проявляют к групповым играм, проводимым на больших участках местности, к походам, требующим проявления смелости, инициативы, умения выручать товарищей. В коллектив­ных играх каждый участник может выступить в той ро­ли, которая ему нравится, и показать или проявить свои способности.

    Выбор той или иной игры зависит также и от числа участников. Есть одиночные игры (поединки между от­дельными игроками) и групповые.

    Групповые игры, как и одиночные, рассчитаны на различное число учащихся, например на звено (10 чело­век), отряд (20-25 человек), дружину (50-100 и более человек). Поэтому, подбирая игру, нужно знать, сколь­ко человек может принять в ней участие.

    Игры могут быть односторонними и двусторонними. При проведении двусторонних игр стороны можно име­новать, например: “отряд № I” и “отряд № 2” или “пра­вая сторона” и “левая сторона” и т. п. Наименование сторон присваивается руководителем игры. Для каждой стороны устанавливаются отличительные знаки.
    ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ
    Лучше всего проводить игру на незнакомой или малознакомой местности. Это вызовет больший интерес у ребят. Чтобы не было никаких неожиданностей, вожатый вместе с помощниками, а в условиях городского лагеря - с привлечением актива детально знакомится с местностью в намеченном для игры районе.

    Лучше всего для проведения игр выбирать участки с неровным рельефом, покрытые лесом и кустарником, канавами, речками и ручьями. На такой местности очень хорошо можно организовать игры, связанные с наблюдением, маскировкой, ориентированием.

    В районе игры не должно быть опасных мест (трясин, ям, осыпающихся обрывов). Однако не нужно чрезмерно опекать ребят (особенно старшего возраста) от различного рода препятствий, ибо преодоление внезапных преград имеет большое воспитательное значение, способствует выработке у пионеров смелости и решительности.

    Выбранный участок обозначают хорошо видимыми предметами. Если нет возможности выбрать местность, ограниченную канавами, просеками, дорогами, надо обозначить ее границы флажками, вехами или другими указателями.

    Обозначение границ района игры ясно видимыми предметами облегчает руководителю наблюдение за действиями играющих, дает возможность своевременно пресекать нарушение правил игры, когда отдельные игроки, стараясь перехитрить друг друга, переходят границы, из-за чего могут возникать споры и снизится интерес ре­бят к игре.

    Вас назначили руководителем игры. Теперь вы — старший над всеми, участвующими в игре. Вы несете ответственность за подготовку и проведение игры, за состояние дисциплины и соблюдение мер безопасности при проведении игры.

    Если вы сами плохо подготовитесь к игре, она приобретет неорганизованный характер и может превратиться в пустую забаву.

    Если игра проводится с большим количеством участвующих, то в помощь руководителю назначаются помощники из преподавателей, родительского актива, старших детей.

    Выбрав игру, хорошо изучите сами ее содержание и правила, продумайте, как лучше довести их до играющих. Определите количество участников игры, расстановку их по группам или отрядам.

    Вместе с помощниками изучите избранный район игры. Здесь на местности уточните условия игры. После этого определите потребность в инвентаре, продумайте весь ход игры и составьте план ее проведения, наметьте мероприятия по подготовке пионеров к игре и доведите их до вожатых отрядов.

    В плане указывают тему игры, цель, район игры, время проведения, какие отряды участвуют. В основной части плана указываются действия сторон, помощников, место сбора по окончании игры.

    Сложные игры целесообразно объяснять заблаговременно, чтобы участники смогли продумать все детали подготовки к игре и выяснить непонятные вопросы. Одна­ко надо помнить, что сообщение слишком многих подробностей об игре, особенно ребятам младшего возраста, снижает их интерес. Поэтому ознакомление с содержанием игры пионеров младшего возраста (9-11 лет) должно быть кратким.

    Объявив название игры, руководитель сообщает основную цель, которой должны добиться ее участники (найти пакет, захватить флаг и т. п.), затем объясняет условия и правила игры. Можно на схеме показать ребятам отдельные положения играющих отрядов и порядок их действий или продемонстрировать отдельные мо­менты игры с небольшой группой пионеров.

    Необходимо рассказать ребятам, какие знания потребуются им для участия в данной игре, и наметить с ними одно-два занятия. Например, перед играми с применением компаса хорошо провести занятие на тему “Движение по азимуту”. Перед играми “Наблюдатели” и “Сл­допыты” можно изучить способы действий на местности, обязанности наблюдателя, связного, сигнальщика и др. До начала игры надо изучить с ребятами сигналы и команды, которые будут применяться в данной игре.

    Кроме того, всех пионеров необходимо ознакомить с требованиями, предъявляемыми к каждому участнику игры:

    • знать цель игры и поставленную задачу;

    • играть честно, строго соблюдать правила игры;

    • действовать дружно и сплоченно в интересах кол­лектива (звена, отряда);

    • согласовывать свои действия с действиями товарищей;

    • быть дисциплинированным, удерживать товарищей от нарушений правил игры;

    • строго выполнять указания руководителя, его помощников, назначенных или выбранных ответственных за отдельные группы;

    • выручать товарища, находящегося в “опасности” или в затруднительном положении;

    • не портить зеленые насаждения, не топтать посе­вы и другие посадки;

    • без разрешения ответственного не разводить огня;

    • беречь инвентарь, применяемый в ходе игры.

    Большое значение при подготовке к игре имеет правильное распределение ролей между участниками согласно их наклонностям. Особое внимание при этом надо обратить на наименее дисциплинированных ребят, чтобы, участвуя в игре, они не мешали, а содействовали успеху ее проведения.

    Во всякой игре имеются элементы соревнования. Поэтому, распределяя участников на группы, стремитесь не разбивать звенья (отряды) по различным группам, а вводить их в игру по возможности целиком. Такие группы будут больше заинтересованы в выигрыше, чем смешанные, составленные из ребят различных звеньев (отрядов).

    Особое внимание обратите на подбор ответственных за группу. Ответственный должен проявлять сметку, выдумку, изобретательность, инициативу, вносить в игру задор, оживление, увлекать ребят своей группы на луч­шее выполнение поставленной задачи.

    Ответственные за группу назначаются по-разному: в порядке очередности, по жребию, по выбору самими играющими. Однако лучше, когда ответственный выбран по добровольному согласию играющих. В этом случае он будет добросовестнее выполнять свою роль и чувствовать большую ответственность за свои действия.

    Очень важно постоянно воспитывать у ребят сознательное отношение к игре. Необходимо разъяснять им, что только тогда можно получить настоящее удов­летворение от игры и одержанной в ней победы, когда успех заслужен, когда каждый участник добросовестно выполнял все правила игры и честно вел себя по отно­шению к товарищам, а спорные вопросы разрешались руководителем игры или его помощниками.

    Применение в игре сигнальных флажков, различных указателей, знамен отрядов, отличительных повязок, средств связи и другого инвентаря оживляет игру, делает ее более увлекательной. Поэтому заранее позаботь­тесь об инвентаре, необходимом для проведения игры.

    В подготовке инвентаря к игре должны принимать участие сами ребята. Это будет помогать им расширять и закреплять знания по общеобразовательным предме­там, приобретать трудовые навыки. Выдается инвентарь перед выходом в район игры, хотя каждый участник дол­жен заранее знать, с каким инвентарем он участвует в игре и отвечает за его сохранность.

    Игра должна начинаться в точно назначенное время и в заранее выбранном районе. Действующие группы должны быть своевременно разведены в определенные для них районы и расположиться согласно плану и усло­виям игры. Помощники руководителя игры проверяют, правильно ли группы заняли исходное положение, интересуются деятельностью ответственных за группы.

    Проверив решения на предстоящие действия, принятые ответственными за группы, и убедившись в готовности групп к выполнению поставленных задач, помощники докладывают об этом руководителю игры. После этого руководитель дает сигнал о начале игры.

    Руководитель при проведении игры находится в таком месте, которое обеспечивает непрерывное наблюдение за действиями групп, управление игрой и связь с помощниками. Помощники во время игры находятся возле ответственных за группы. Они должны знать все решения, принимаемые ответственными, все распоряжения руководителя игры, постоянно следить за расположением и действиями групп.

    Если в решениях ответственных будут допущены серьезные ошибки, влияющие на ход игры, руководитель и помощники должны помочь устранить допущенные ошибки и принять наиболее целесообразное решение, отвечающее условиям игры в сложившейся обстановке.

    Особое внимание руководитель и помощники должны обращать на дисциплину в процессе игры. В ходе игры нужно поддерживать инициативу, смелость, стремление перехитрить другую сторону, но в то же время надо строго пресекать малейшую недисципли­нированность и непослушание, вплоть до удаления из игры.

    Необходимо добиваться, чтобы все члены отряда заинтересовались игрой, действовали дружно и сплоченно.

    Руководителям игры следует обращать внимание на то, как играющие ведут себя, как помогают своим това­рищам, как соблюдают дисциплину, используют окружающую местность для маскировки, преодолевают препятствия и т. п. Все это поможет воспитывать в детях морально-волевые качества.

    Руководство игрой должно быть активным на протя­жении всей игры. Руководителю и его помощникам во всех случаях необходимо сохранять спокойствие и требовательность, беспристрастно оценивать действия участников, своевременно пресекать нетоварищеские поступки играющих.

    После сигнала, оповещающего об окончании игры, необходимо собрать пионеров в заранее намеченном месте, построить, произвести проверку участников игры и собрать инвентарь. Не явившихся к построению участников игры следует разыскать. Затем, посоветовавшись с помощниками, руководитель игры объявляет победителя и делает краткий разбор игры.

    На разборе руководитель дает общую оценку проведенной игре, оценивает отдельные решения ответствен­ных за группы и действия групп, отмечает наиболее существенные недочеты, допущенные в ходе игры, приводит примеры поучительных действий отдельных групп и участников игры.

    При проведении каждой игры на местности должны соблюдаться меры безопасности.

    Следите за тем, чтобы игра не была грубой и опасной, не вела к порче одежды и инвентаря, к потере имущества и травмам. В игре запрещается применять камни, палки, а также различного рода колющие и режущие предметы. Запрещается преодолевать непроверенные ручьи, реки, болота, озера. Ответственные за группы обязаны на протяжении всей игры следить за соблюдением мер безопасности участниками игры своих групп.

    В ясный, солнечный день необходимо следить за тем, чтобы у ребят не было ожогов и перегрева.

    Продолжительность игры для учащихся младшего возраста не должна превышать 1-1,5 часа, а для учащихся среднего возраста – 2-2,5 часа.

    В игре нужно следить за тем, чтобы вспотевшие ребята не пили холодной воды. Не разрешайте пользоваться водой из реки, неразведанного колодца и других подобных источников.

    При проведении игр на воде необходимо заранее обследовать водоем. Надо избегать мест, имеющих глубокие ямы, крутые обрывы и спуски. Выбранное для игры место должно быть огорожено буйками или веревками, за которые нельзя заходить играющим.

    Руководитель должен позаботиться о том, чтобы в районе игры был медицинский работник или один из старших ребят с походной аптечкой. В аптечке должны быть перевязочные средства, жгуты, йодистая настойка, нашатырный спирт и т. п.

    В случае травм необходимо оказать первую помощь пострадавшему, а затем немедленно доставить его на медицинский пункт.
    ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВОЖАТОГО


    Организация труда вожатого - это овладение прогрессивными способами и приемами труда, организации деятельности коллектива. Организация труда вожатого включает в себя: рациональное использование рабочего времени, профессиональных и личных качеств, особенностей детского коллектива, отбор оптимальных методов воспитания и организаторской деятельности.

    В условиях лагеря организацию труда вожатого можно рассмотреть в трех аспектах:

    1. Осмысленная подготовка вожатого к смене.

    2. Умелое педагогическое руководство отрядной работой в смене.

    3. Объективный анализ работы за смену.

    Начиная работу, вожатый должен представлять условия, в которых она будет вестись. Условия работы отряда - это:

    • специфика смены, ее характер, направленность, особенности, знаменательные события;

    • особенности данного лагеря;

    • личные наклонности, увлечения самого вожатого;

    • материально-техническая база лагеря и т.д.

    Ежедневный анализ своей деятельности вожатый осуществляет через свой педагогический дневник. Это документ вожатого. Сюда заносится список детей, распорядок дня, анализ работы. Вожатый вначале определяет задачи на оргпериод смены, намечает пути их решения. После оргпериода вожатый составляет психолого-педагогическую характеристику отряда, где отмечает уровень развития детей, их взаимоотношения, определяется, каковы основы для формирования коллектива, над развитием каких качеств ребят вожатому предстоит работать в течение смены.

    Далее вожатый, ежедневно определяя свою деятельность, ставит методические, организационные, воспитательные задачи, которые он должен решать и анализирует их выполнение с точки зрения качества проведенной работы. Следует обратить внимание на ежедневную постановку задач и ежедневный анализ. Именно такой подход позволит не просто перечислять сделанное, а увидеть обстановку в отряде, понять, как и куда вести свой коллектив дальше.
    Педагогический дневник вожатого




    1. Список детей с указанием даты рождения, места проживания, данных о родителях.

    2. Режим дня

    3. План-сетка отрядных дел

    4. Организационный период

    Анализ дня:

    1. План работы отряда на день.

    2. Какие воспитательные цели и педагогические задачи были поставлены.

    3. Что было проведено в отряде в течение дня (коллективные творческие дела, трудовые задания, экскурсии, подвижные игры и т.д.).

    4. Какие эмоциональные состояния преобладали у детей в течение дня.

    5. Как ребята относились к проведению конкретного дела, как готовились, какое принимали участие (кто был явным лидером, кто пассивно относился к делу, какие межличностные отношения складывались во время подготовки дела), какое впечатление осталось после проведения дела.

    6. Были ли достигнуты поставленные цели на день.

    7. Выводы.




    1. Психолого-педагогическая характеристика отряда по итогам организационного периода.

    I. Что сделано вожатыми в течение организационного периода (как встречали детей, какие коллективные творческие дела проведены, какие беседы и т.д.).

    II. Структура:

    1. Возрастные психологические особенности детей.

    2. Чем увлекаются дети (какие кружки хотели бы посещать, любят ли читать и что именно, какие игры являются любимыми и т.п.).

    3. Какие складываются взаимоотношения между членами коллектива (кто является лидером, по каким качествам, кого не замечают, наличие дружеских пар, группировок, взаимоотношения, сложившиеся между мальчиками и девочками и т.д.).

    4. Уровень воспитанности (отношение к взрослым и товарищам, способы проявления и выражения чувств, эмоций, навыки культуры поведения в общественных местах, умение согласовывать свои действия с действиями окружающих).

    5. Особенности темперамента и характера отдельных ребят (как они проявляются у различных детей: холерический, флегматический, сангвинический, меланхолический типы нервной системы и как учитывать их в работе); наиболее характерные черты характера: моральные (чуткость, внимательность, деликатность, скромность, отзывчивость, равнодушие и т.д.); волевые (настойчивость, твердость, трудолюбие, дисциплина, выдержка, самостоятельность); эмоциональные (нежность, вспыльчивость, стеснительность, самообладание, несдержанность и т.д.).

    6. Выявление индивидуальных специфических особенностей (речь, внимание, слух, зрения).

    1. Выводы (специфические задачи для дальнейшей реализации в работе: на кого обратить особое внимание, какие воспитательные методы использовать в работе с детьми, какие коллективные творческие дела можно провести в отряде).

    1. Основной период

    2. Итоговый период

    3. Педагогический анализ работы смены:

    1. Какие воспитательные цели ставились в начале лагерной смены и как они реализовывались.

    2. Какие воспитательные методы использовались в течение смены.

    3. Какие межличностные отношения сложились в отряде; какие коллективные дела были проведены в течение лагерной смены и как они влияли на взаимоотношения ребят в коллективе.

    4. Как работали органы самоуправления отряда. Какие взаимоотношения сложились между лидерами (формальными и неформальными) и другими членами отряда

    5. Взаимовлияние коллектива и отдельных личностей. Роль общественного мнения в коллективе, какое влияние оно оказывало на ребят.

    6. Как изменились ребята в течение лагерной смены (какие черты характера проявились, от каких отрицательных привычек избавились, какие приобрели).

    7. Выводы.




    1. Самоанализ педагогической практики:

    1. Чему научились во время прохождения педагогической практики (какие знания, умения, навыки приобрели, развитие (или нет) коммуникативных, организаторских способностей и т.д).

    2. Какие взаимоотношения сложились с детьми в отряде, с педагогическим коллективом лагеря.

    3. Что помогало в работе с детьми.

    4. Чего не хватало, что мешало в работе с детьми.

    5. Как изменились личностные качества (избавление от страха перед детьми, налаживание определенных отношений, волевые качества и т.д.).
    Выводы.


    П Р И Л О Ж Е Н И Я


    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ ОТРЯДА
    Обычно к документации отряда относится:

    • списки детей по звеньям (инициативным группам);

    • список совета отряда;

    • план работы отряда на смену;

    • план работы совета отряда на смену;

    • летопись отряда;

    • отрядный уголок;

    • тетрадь решений сборов и советов отряда;

    • дневник дежурного по отряду;

    • стенгазеты, молнии, плакаты

    • трудовые паспорта;

    • награды.

    Формы ведения документации:

    1. Список детей по звеньям (инициативным группам):

    Название звена:

    1.Фамилия, имя, поручение


    1. План работы отряда на смену:

    1.Что проводится

    2.Дата и время проведения

    3.Кто отвечает за проведение дела


    1. Летопись отряда

    Это один из основных документов, в котором отражаются события самых интересных дел отряда, рассказывается о гостях отряда, о выполнении законов и традиций лагеря. Летопись ведется летописцем и художником под руководством совета отряда.

    Форма заполнения летописи:

    • титульный лист с эмблемой отряда и его названием;

    • второй лист с указанием сроков лагерной смены, номера отряда, девиз отряда, список детей, песня, речевка, фотография отряда;

    • третий лист с фотографией вожатых, планов работы отряда, традиций отряда;

    • последующие листы отражают деятельность отряда в лагере.

    Для оформления летописи используются рисунки, аппликации, вырезки из журналов и газет и т.д.


    1. Тетрадь решений совета и сборов отряда:

    Форма ведения протоколов:

    Решение № 1

    Совета отряда № 1 "Крылатый" от 5 июня 1998 года

    Присутствовали: 1.

    2.

    Отсутствовали: 1.

    2.

    Повестка дня:

    1.

    2.

    Совет отряда решил: (перечисляются вопросы)
    Председатель совета отряда


    1. Дневник дежурного по отряду.

    Заполняется дежурным по отряду. Отражает ежедневную жизнь отряда. Форма ведения:

    • титульный лист;

    • права и обязанности дежурного по отряду;

    • дата, день недели;

    • фамилия, имя дежурного;

    • путевка дня отряда;

    • задания звеньям (группам) на день;

    • выполнение режимных моментов;

    • замечания и предложения по итогам дня.



    1. Трудовой паспорт

    Заполняется начальником службы или отдела лагеря, где отряд или отдельные дети участвовали в выполнении каких-либо работ. Форма заполнения:

    • титульный лист;

    • задание отряду;

    • дата, время проведения;

    • место работы, количество детей;

    • оценка работы, замечания;

    • подпись начальника отдела.
    7.Примерное содержание отрядного уголка, его оформление

    Отрядный уголок - это одна из форм наглядного отражения деятельности отряда. Это - лицо отряда. Проявляйте вместе с ребятами свою фантазию. Уголок должен быть красочным, ярким, отражающим сущность отряда, его настроение.

    В верхней части уголка помещается название и девиз отряда. В верхнем левом углу располагается эмблема отряда. Дальше в произвольном порядке размещаются:

    • песня и речевка отряда;

    • список отряда по звеньям (группам);

    • план работы на смену;

    • памятки дежурному по отряду;

    • путевка дня;

    • условные обозначения, определяющие активность звеньев (групп);

    • "Это интересно";

    • "увези эти песни с собой"

    • совет отряда решил и т.д.


    НАЗВАНИЯ И ДЕВИЗЫ:
    "Ритм"

    В бешеном ритме ХХ века

    самое главное - быть человеком
    "Улыбка"

    Веселиться, улыбаться,

    Никогда не огорчаться
    "Олимпийцы"

    Олимпийцы - беспокойные сердца.

    Олимпийцы все доводят до конца.
    "Зеленый каштанчик"

    Зеленый каштанчик рисует, поет,

    В обиду себя никому не дает.
    "Дружба"

    Дружить всегда, дружить везде,

    Дружить на суше и в воде.
    "Мечта"

    Мечта окрыляет, мечта позовет,

    Мечта помогает идти нам вперед.
    "Дельфин"

    Дельфин всегда плывет вперед

    И никогда не отстает.
    "Кристалл"

    Каким бы в жизни ты ни стал,

    Всегда будь чистым, как кристалл.

    РЕЧЕВКИ
    Раз, два - ритм мы любим.

    Три, четыре - с ним мы дружим.

    Мы в столовой не зеваем,

    Аппетитом не страдаем.

    Набираемся мы силы,

    чтобы быть всегда красивым.
    Раз - два, три-четыре,

    Горны звонкие трубят,

    собирают всех ребят.

    Только самых бодрых,

    веселых и задорных,

    смелых и упрямых,

    решительных самых.

    Забота о друге - закон для всех.

    Оружие друга - веселый смех.
    Раз, два - подтянулись.

    Три, четыре - улыбнулись.

    Выше ногу, шире шаг -

    жить на свете только так.
    Раз, два - три, четыре.

    Три, четыре - раз, два

    Кто шагает дружно в ряд?

    Наш отряд, отряд орлят.

    Как орлята тут живут?

    Дружно, очень любят труд.

    Раз, два - вейся флаг!

    Ну, орлята, тверже шаг!

    Бодрой поступью шагаем

    С жарким пламенем в сердцах.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

    КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ ОТРЯДА

    КТД "Знакомство"

    Цель игры: разбить отряд на творческие группы, выявить творческий потенциал групп, определить лидеров.

    Подготовка: разрезанные открытки ( количество открыток берется в зависимости от количества творческих групп, разрезаются по количеству ребят в группах), на каждой из открыток написано задание группе, которое можно прочитать лишь собрав открытку, аудиторию можно украсить веселыми плакатами, рисунками, шаржами, шарами и т.д.

    Ход игры:

    Четыре открытки, разрезанные по количеству детей в отряде, смешиваются. Каждый из участников берет какой-либо кусочек. По команде ребята должны собрать открытки воедино. Каждая собранная открытка означает образовавшуюся творческую группу. На собранной открытке написано задание. На подготовку задания дается 30-40 минут. Примерные задания группам:


    1. Провести экскурсию по музею лагерных "достижений".

    2. Используя только названия фильмов (мультфильмов) составить детективный рассказ из лагерной жизни.

    3. Исполнить песню "Вместе весело шагать по просторам" в различных стилях: рок, поп, опера, балет, хоровое исполнение и т.д..

    4. Придумать 27 серию мультфильма "Ну, погоди!".

    Во время игры важно понаблюдать за тем, как ребята готовятся. Кто из них проявляет себя явным лидером, смело берет на себя организацию подготовки задания, кто наоборот принимает пассивное участие.

    По истечении времени каждая из групп показывает, что она подготовила.

    Важной составной частью каждого коллективного творческого дела является его анализ. После того как группы показали свое мастерство, все начинают обсуждение. Здесь раскрываются ответы на вопросы: что дало нам коллективное творческое дело? Что я узнал нового о своей группе, товарище? Являются ли лидерами в группе те, которые явно были лидерами в подготовке и проведении данного КТД? Нужны ли мне коллективные творческие дела?

    В дальнейшем при подготовке следующих КТД ребята могут работать в составе тех творческих групп, которые были образованы в первом КТД, либо можно объединить творческие группы по желанию самих ребят.


    КТД "Ромашка"

    Познавательная игра-обозрение. Заблаговременно изготавливается ромашка - картонный круг диаметром 15-20 см и лепестки из белой бумаги . Количество лепестков должно совпадать с количеством команд. На каждом лепестке с обратной стороны пишутся веселые задания каждой команде. Например:

    • придумать и разыграть мимическую сценку;

    • сочинить стихотворение по срифмованным словам (буриме);

    • сочинить маленький рассказ по данному началу и проинсценировать его;

    • придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему;

    • изобразить пантомимой куплет известной песни и т.д.

    Перед началом игры участники садятся в круг по командам, каждая выбирает капитана. В центре круга вожатые кладут "ромашку". По сигналу капитаны команд бегут к лепесткам и берут их по одному на команду. На подготовку дается 20-30 минут. Команды расходятся на подготовку своих заданий, а по истечении срока снова собираются в круг. Затем все команды показывают свое решение той или иной задачи. Действия ребят получают оценку всего отряда.
    Кольцовка песен

    Это игра, участники которой поочередно по кругу исполняют песни на выбранную тему. Каждая команда поет только один куплет и должна исполнять его сразу же после предыдущей команды. Если команда допустила паузу более 3-5 секунд или исполнила песню не на выбранную тему, то по решению ведущего она выбывает из игры. Побеждает та команда, которая последней исполнила песню на данную тему. Совещание команд по выбору очередной песни должно идти так, чтобы не мешать поющим. Ведущий имеет право отстранить команду за шум.

    Советы организатору: не стоит проводить больше одно-двух туров кольцовки песен, чтобы не допустить утомления участников.
    Концерт-загадка

    Командам дается задание на инсценировку данной песни и время на подготовку - 30-40 минут. В ходе игры другие команды должны узнать песню.
    Конкурс-реклама

    Команды готовят пародийную рекламу на предметы общего употребления. Ее можно представлять в виде рисунка, песни, сценки.
    Веселый цирк

    Каждая команда получает задание на подготовку одного циркового номера:

    • Жонглеры,

    • Дрессировщики;

    • Укротители;

    • Акробаты;

    • Канатоходцы;

    • Клоуны

    • Фокусники

    Избирается совет дела, который готовит "манеж" и сценарий цирковой программы, выбирает ведущего. После подготовки группами своих заданий ребята садятся в цирк вокруг "манежа" и начинается цирковое представление.
    "Теле-ревю"

    Каждая команда готовит какую-либо популярную телепередачу:

    • Угадай мелодию

    • Смак

    • Эти забавные животные

    • Утренняя почта

    • Очевидное-невероятное

    • Зеленый абажур

    • Два рояля

    • Мир приключений

    • Караоке на майдане и т.д.

    Совет дела готовит место проведения, оформляет его в виде телевизора, выбирает ведущего телепрограмм, готовят рекламные ролики и заставки. После подготовки, команды показывают свою передачу.
    Бал у Мухи-Цокотухи

    После того, как Муха-Цокотуха была спасена, после того, как доблестный Комар победил злого Паука, как известно был устроен бал. На этом балу веселились и плясали только насекомые. Попробуйте изобразить этих насекомых и станцевать так, как могли бы танцевать:

    • Тараканы;

    • Бабочки;

    • Кузнечики;

    • Стрекозы;

    • Майские жуки.



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта