Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права
Скачать 1.56 Mb.
|
ГЛАВА III. ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА. ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ Порядок приобретения наследства. В момент смерти наследодателя происходило открытие наследства (delatio hereditatis), за которым следовал переход прав и обязанностей умершего к наследникам – принятие наследства (acquisitio hereditatis). В некоторых случаях оба эти момента совпадали по времени. Так, считалось, что лица, которые находились под отцовской властью покойного в момент его смерти (т.е. sui heredes), принимают наследство немедленно, поскольку по цивильному праву они не имели права отказаться от наследства и, соответственно, не имели времени на раздумья. Правда, по преторскому праву тем «своим наследникам», которые не желали принимать обремененное долгами имущество, было дано право воздержаться от наследования, и тогда наследство поочередно предлагалось следующим очередям наследников, а при отсутствии желающих становилось добычей кредиторов. Отказаться от наследства не могли рабы, освобожденные и назначенные наследниками по завещанию; если такой вольноотпущенник не платил по долгам бывшего господина, его ждало бесчестие (infamia). Все прочие наследники считались heredesvoluntarii (добровольными наследниками), и для них открытие наследства означало лишь возникновение права, которое они могли принять или отвергнуть. Поэтому возникал некий временной промежуток, в течение которого наследственное имущество считалось ничейным, или, как его называли римляне, «лежачим наследством» (hereditas jacens). Все это время наследственное имущество условно считалось принадлежащим наследодателю, как будто тот еще был жив. Определенного срока для принятия решения о том, вступать ли в права наследника, не устанавливалось, однако в том случае, если наследник медлил платить по долгам умершего, кредиторы могли потребовать, чтобы такой срок был определен судом (обычно на размышление давалось 100 дней). Кроме того, те наследники, которые должны были получить имущество покойного не по цивильному, а по преторскому праву, обязаны были заявить о своем согласии или отказе принять наследство в течение года (прямые восходящие и нисходящие родственники) или ста дней (прочие наследники). Заявление о согласии принять наследство в древнейшие времена делалось в особой торжественной форме, а в классический период могло быть совершено и более простым способом, т.е. с помощью неформальных выражений и даже конклюдентных действий. Тем не менее, изъявление воли должно быть серьезным и недвусмысленным. Так, если наследник заявляет, что примет наследство на определенных условиях или с какими-то оговорками, принятия наследства не происходит. От имени несовершеннолетних и душевнобольных лиц заявление о принятии наследства делал отец или опекун. Если после смерти наследодателя наследник также умирал, не успев принять наследство, происходила т.н. наследственная трансмиссия (transmissio hereditatis). Она заключалась в том, что право принять наследство переходило к наследникам того лица, которое было призвано к наследованию, но не смогло это право осуществить. Наследственная трансмиссия была введена преторами, а при Юстиниане появилось следующее уточнение: данное правило вступало в действие, если наследник умирал в течение года после того, как он узнал об открытии наследства, либо до истечения срока, предоставленного ему на размышление. В противном случае все права переходили к следующим по очереди наследникам первоначального наследодателя, а не к наследникам по трансмисии. К примеру, если завещатель назначил основным наследником сына, а «запасным» - племянника, и сын умер вскоре после отца, не заявив о принятии наследства, его право перейдет к внуку. Если же сын не принимал наследства более года, а затем умер, наследником станет племянник. В том случае, если наследников было несколько, и один из них отказывался от наследства или умирал, не оставив собственных наследников (что исключало возможность трансмиссии), его доля делилась поровну между остальными. При наследовании по закону эта доля распределялась между родственниками той же очереди, а при наследовании по завещанию отдавалась прочим наследникам, названным в завещании. Правовые последствия принятия наследства. Согласно принципу универсального преемства, лицо, принявшее наследство, тем самым приобретало все права и обязанности, принадлежавшие умершему. Если наследников было несколько, то каждый получал свою долю наследственного имущества вместе с обязанностью уплатить часть долгов наследодателя, пропорциональную своей доле наследства. Однако в том случае, когда права или обязанности являлись неделимыми, наследники приобретали солидарное право или несли солидарную ответственность. Иногда при разделе наследства между несколькими лицами применялось т.н. «внесение имущества» (collatio bonorum), которое состояло в том, что некоторые наследники были обязаны перед разделом присоединить к наследственной массе и собственное имущество. В полной мере это касалось эманципированных сыновей, которые, в отличие от сыновей подвластных, не умножали своим трудом собственность отца, и поэтому для справедливого раздела наследства должны были присоединить к отцовскому имуществу все свое добро. Дочь вносила в наследственную массу полученное от отца приданое; подвластные сыновья, которые в свое время получили от отца какое-то имущество или денежное пособие, также вносили их в «общий котел». Споры о наследственном имуществе после принятия наследства могли возникнуть не только между сонаследниками, но и между наследником и кредиторами наследодателя. С одной стороны, у кредиторов наследодателя могли появиться опасения, что наследник растратит наследственное имущество на уплату своих собственных долгов, так что для покрытия долгов умершего ничего не останется. Поэтому претор по просьбе кредиторов покойного мог предоставить им «льготу отделения» (beneficium separationis), т.е. гарантию того, что наследственное имущество будет отделено от собственного имущества наследника до полной уплаты им всех долгов наследодателя. Таким образом, наследник лишался возможности обмануть кредиторов наследодателя и решить свои собственные финансовые проблемы за счет наследства. Другая проблема могла возникнуть в той ситуации, когда долги наследодателя превышали стоимость наследственного имущества. Разумеется, наследник мог отказаться от такого наследства, несущего ему одни убытки, а если он принадлежал к числу sui heredes («своих наследников») и отказаться не мог, то ему следовало испросить у претора т.н. «льготу воздержания» (beneficium abstinendi), и воздерживаться от принятия имущества и уплаты долгов умершего, сохраняя формально звание наследника. В законодательстве Юстиниана наследнику был предложен еще один выход из подобной ситуации – «льгота описи» (bebeficium inventarii), которая заключалась в том, что наследник мог отвечать по долгам умершего только в пределах стоимости наследственного имущества, если в течение 30 дней с момента открытия наследства он в присутствии нотариуса и свидетелей начинал опись наследственного имущества и заканчивал ее в течение последующих 60 дней. Споры между претендентами на наследство разрешались посредством предъявления иска о требовании наследства - petitio hereditatis, который защищал права наследника от любого лица, препятствующего ему воспользоваться этими правами, например, неправомерно удерживавшими имущество покойного. Легаты. Как уже говорилось в главе I, наряду с универсальным преемством могло существовать и сингулярное, т.е. переход определенных прав наследодателя к лицам, указанным им при жизни, без возложения на этих лиц каких-либо обязанностей. Если указание о том, что тому или иному лицу (не наследнику) оставляется определенная сумма денег, некая вещь, какое-то право, содержалось в завещании, такое распоряжение называлось легатом (legatum), а указанное завещателем лицо – легатарием. Ответственность за исполнение распоряжения нес наследник, который должен был передать легатарию часть прав, но не мог возложить на него пропорциональную часть обязанностей 141. «Легат – это сокращение наследственного имущества, посредством которого завещатель желает передать третьему лицу что-либо из того, что полностью перейдет к наследнику» (D. 30. 116). Легат вступал в силу, и легатарий мог предъявлять претензии к наследнику только при наличии следующих условий: завещание является действительным; наследник принял наследство (если нет, легатарий терял свое право); легатарий был жив в момент вскрытия завещания (если нет, то наследники легатария не имели права требовать исполнения легата в их пользу); легатарий является лицом, способным принимать наследство по завещанию. Кроме того, если легатарию следовало передать какие-то вещи или деньги, ему нужно было дождаться, пока наследник не оплатит все долги наследодателя. Составление легата долгое время требовало особой точности выражений, поскольку от формулировки распоряжения зависели его юридические последствия. Так, если завещатель писал: «Такую-то вещь я Луцию даю и отказываю», то Луций уже в момент принятия наследником наследства становился собственником данной вещи и мог потребовать ее посредством простого виндикационного иска. В этом случае легат имел силу только при том условии, что названная вещь была собственностью наследодателя и в момент составления завещания, и в момент смерти. Если же в завещании была другая формулировка – «Наследник мой пусть отвечает за передачу Луцию такой-то вещи», то Луций в момент принятия наследства собственником вещи не становился, но мог требовать от наследника исполнения его обязанности с помощью «иска из завещания» (actio ex testamentо). Такой легат мог касаться и вещи, не принадлежавшей завещателю; в этом случае на наследника возлагалась обязанность приобрести указанную вещь и отдать ее легатарию. Если наследнику поручалось выполнить некие действия в пользу легатария, или позволить ему забрать некую вещь, или дать ему возможность пользоваться узуфруктом, права легатария также защищались «иском из завещания». Всего римские юристы насчитывали четыре вида легатов. В классический период разница между ними стала стираться, и прежней строгости формулировок уже не требовалось. При Юстиниане все формальности, связанные с составлением легатов, были отменены. Фидеикомиссы. Другим способом сингулярного преемства, т.е. перехода по наследству прав без обязанностей, был фидеикомисс (fideicomissum – «порученное совести»). Это было неформальное распоряжение наследнику, сделанное в устной или письменной форме отдельно от завещания, в качестве приложения к завещанию или вообще при отсутствии завещания. Таким образом, фидеикомисс мог быть адресован как наследнику по завещанию, так и наследнику по закону. Нередко фидеикомиссы представляли собой предсмертные просьбы. Лицо, в пользу которого устанавливался фидеикомисс, именовалось фидеикомиссарием. До классического периода фидеикомиссы не имели судебной защиты; единственным залогом их выполнения была совесть наследника. Со времени правления Августа иски о фидеикомиссах стали рассматриваться в особом экстраординарном суде, затем была даже введена должность претора по фидеикомиссам. Таким образом, фидеикомиссы почти полностью уподобились легатам. В законодательстве Юстиниане разница между легатом и фидеикомиссом была устранена вообще: и то, и другое стало иметь одинаковую силу. После признания юридической силы за фидеикомиссами их стали использовать не только для того, чтобы обязать наследника выполнить отдельные действия в пользу третьих лиц, но и в других целях. В частности, завещатели, которые опасались, что по тем или иным причинам их завещания будут признаны недействительными, вносили в текст оговорку, согласно которой завещание во всяком случае имеет силу фидеикомисса. Тем самым воля завещателя должна была быть исполнена даже в том случае, если само завещание оказывалось недействительным 142. Некоторые римляне по тем или иным причинам использовали фидеикомиссы для того, чтобы обязать наследника передать все наследственное имущество или его значительную часть другому лицу (это называлось «универсальным фидеикомиссом»). В таком случае могло возникнуть крайне несправедливое распределение прав и обязанностей: наследник платил все долги умершего, а лицо, получившее немалую долю наследственного имущества, или даже все, от этой обязанности было свободно. Чтобы устранить такую несправедливость, в I в. до н.э. было установлено, что в подобной ситуации кредиторы умершего могут предъявлять фидеикомиссарию «иски по аналогии», как будто он также являлся наследником. Зато и сам фидеикомиссарий был наделен рядом прав, подобных правам наследника. Ограничения свободы легатов и фидеикомиссов. Размеры легатов всегда подвергались определенным ограничениям, которые были вызваны заботой об интересах наследников. При полной свободе легатов распоряжения завещателя в пользу третьих лиц могли бы настолько истощить наследственное имущество, что непосредственному наследнику остались бы одни долги. Чтобы этого не случилось, уже в предклассический период был испробован ряд способов, с помощью которых свобода легатов ограничивалась. Вначале закон Фурия запретил оставлять легаты стоимостью более 1000 медных ассов, а затем по закону Вокония было установлено, что размеры каждого легата не могут превышать той доли, которая остается наследнику. Тем не менее, эти законы все же оставляли возможность того, что завещатель, оставив множество небольших по размеру легатов, оставит наследника ни с чем. Поэтому самым удачным и действенным оказался закон Фальцидия, принятый в 40 году до н.э. Согласно этому закону, наследникам в любом случае полагалось не менее 1/4 всего наследственного имущества. Если завещатель нарушал эту норму, наследник имел право сократить размеры легатов так, чтобы оставить себе положенную долю (т.н. «Фальцидиеву четверть»). В течение всего классического периода именно закон Фальцидия наиболее эффективным образом защищал интересы наследников. В конце I в. н.э. то же правило «Фальцидиевой четверти» было распространено и на фидеикомиссы, так что общий размер легатов и фидеикомиссов вместе взятых не мог превышать 3/4 наследственного имущества. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА Вопрос 1. Этапы развития римского государства и периодизация римского права. Система римского права. План подготовки и изложения вопроса Царский период в истории Рима. Эпоха Республики. Эпоха Империи: принципат и доминат. Четыре периода в истории римского права: древнейший (архаический), предклассический, классический и постклассический. Система и институты римского права. Основные понятия и даты: республика, империя, принципат, доминат, комиции, магистраты, претор, империй, патриции, плебеи, сенаторское сословие, квириты, цивильное право, преторское (магистратское) право, право народов. VIII-VI вв. до н.э. – царский период; конец VI – конец I в. до н.э. – эпоха Республики; конец I – конец III в. н.э. – принципат; конец III – конец V в. н.э. – доминат (Поздняя империя). Содержание данного вопроса в значительной мере пересекается с материалом курса «Истории государства и права зарубежных стран», который обычно изучается после курса римского права. Поэтому можно обратиться к соответствующим разделам учебных пособий по истории государства и права зарубежных стран. Достаточно полно и подробно необходимый материал изложен и в данном учебном пособии. Изучая данный вопрос, необходимо запомнить основные этапы истории Римского государства с точки зрения их хронологической последовательности и главных особенностей. Следует иметь в виду, что периодизация истории римского права только отчасти совпадает с основными эпохами истории Рима, так как в основе выделения этапов в развитии римского права лежат иные критерии, а именно: состав и характер источников права, преобладающие формы гражданского процесса, степень развития юридической науки и др. С точки зрения данных критериев и следует характеризовать каждый из четырех периодов истории римского права. В некоторых учебных пособиях в развитии римского частного права выделяются не четыре, а три этапа: в древнейший период включается также предклассический, а заключительный, постклассический период продлевается вплоть до VI в.н.э. – до времени создания и действия Свода гражданского права Юстиниана. Лучше следовать четырехчленному делению истории римского права. Чтобы не запутаться в деталях многовековой истории Древнего Рима, необходимо при изучении материала учитывать следующие моменты, имеющие принципиально важное значение для понимания многих институтов и исторических особенностей римского права. (1) Римское государство с самого начала своей истории формировалось как гражданская община (civitas), т.е. автономное самоуправляющееся образование, город-государство, члены которого были наделены определенными правми и обязанностями, являлись гражданами и как таковые противопоставляли себя всем негражданам и рабам. (2) В развитии римского гоcударства всегда очень большое значение имели старинные установления и традиции, имела место постоянная преемственность в развитии государственных и правовых институтов. В то же время римляне были открыты чужеземному опыту и многое заимствовали у соседних народов. (3) На ранних этапах римской истории огромную роль играли родовые структуры и патриархальные устои (особенно в семейно-брачной сфере), которые в виде тех или иных пережитков сохранялись и в более поздние периоды. (4) Консерватизм римского общества и государства во многом обусловлен тем фактором, что экономической основой всегда оставалось сельское хозяйство, земельная собственность. Именно вопрос о земле определял многие римские завоевания и напряженную политическую борьбу. Вместе с тем, в первые века нашей эры римское общество достигло максимально высокого в древнем мире уровня развития товарно-денежных, рыночных отношений, что способствовало интенсивному развитию правовой мысли и практики. (5) Римское государство было по своему характеру рабовладельческим и сословным. Борьба различных сословий и групп населения составляла важнейшее содержание римской истории и определила многие моменты в развитии частного и публичного права. Характеризуя отдельные периоды в развитии римского права, выделите и запомните важнейшие факты и процессы, определяющие специфику каждого из этапов. Так, древнейший период был временем, когда господствовало обычное право, правовые нормы теснейшим образом переплетались с религиозными установлениями. В этот период создается первый свод римских законов – Законы XII таблиц, складывается система магистратур, возникает светская юриспруденция, начинает формироваться преторское право. Для предклассического периода характерно превращение преторского права в один из ведущих источников частного права, появление настоящей юридической науки, возрастание авторитета правоведов. Предклассический период заканчивается падением Республики и установлением принципата. Отметьте, какие факторы и причины привели к смене формы государственного строя, какие в связи с этим появились новые явления в развитии права. Особое внимание обратите на изменение формы гражданского процесса, на признание государством правотворческой деятельности юристов, на переход законодательных полномочий от народных собраний к императору и сенату. Аналогичным образом дайте характеристику постклассического периода. Говоря о системе римского права, важно уяснить прежде всего различие публичного и частного права, цивильного права и права народов, обратив внимание на тенденцию к постепенному слиянию цивильного, преторского права и права народов. Подумайте, чем современное гражданское право отличается от римского цивильного права. Запомните, какие сферы регулировало частное право. Проверьте, усвоили ли Вы материал, ответив на следующие вопросы: 1. Какие столетия занимал классический период римского права? 2. Какое из должностных лиц Рима формулировало нормы «права народов»? 3. Относились ли нормы, устанавливавшие наказания за уголовные преступления, к частному праву? |