Главная страница
Навигация по странице:

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ РИМА И РИМСКОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ ГЛАВА I. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД И ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ Периодизация истории Рима и римского права.

  • Царский период в истории Рима

  • Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права
    Дата07.01.2023
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrimskoe_chastnoe_pravo.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #875832
    страница1 из 26
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский

    Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского»
    РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

    Учебно-методическое пособие


    Рекомендовано методической комиссией Института экономики и предпринимательства для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

    Нижний Новгород

    2019
    УДК 341.9

    ББК 67.412.2


    РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО: Составитель С.К. Сизов. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 258 с.

    Рецензент:

    к.ю.н., доцент П.П. Востриков
    Пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса по римскому праву. Пособие включает учебный материал по каждому разделу курса, методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.

    Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» заочной и очно-заочной форм обучения.
    Ответственный за выпуск:

    председатель методической комиссии ИЭП ННГУ,

    к.э.н., доцент Едемская С.В.

    © Нижегородский государственный

    университет им. Н.И. Лобачевского, 2019

    ОГЛАВЛЕНИЕ




    Введение……………………………………………………………………….......4

    Часть I. История Рима и римского права.

    Источники права в древнем Риме

    Глава I. Царский период и эпоха республики …………………………...7

    Глава II. Эпоха империи..………………………………………………...25

    Часть II. Защита прав и субъекты права

    Глава I. Иски……………………………………………………………...38

    Глава II. Лица……………………………………………………………...48 Глава III. Семья……………………………………………………………56

    Часть III. Вещные права

    Глава I. Вещь и владение…………………………………………………65

    Глава II. Собственность………………………………………………….71

    Глава III. Права на чужие вещи………………………………………….80
    Часть IV. Обязательства

    Глава I. Содержание, виды и субъекты

    обязательственных отношений…………………………………………..89

    Глава II. Исполнение обязательств и ответственность за

    неисполнение. Обеспечение обязательств……………………………...94

    Глава III. Договор в римском праве: содержание, виды,

    условия действительности договора…………………………………...101

    Глава IV. Вербальные, литеральные и реальные контракты…………110

    Глава V. Консенсуальные контракты: купля-продажи и наем……….119

    Глава VI. Консенсуальные контракты:

    договоры поручения и товарищества…………………………………..131

    Глава VII. Безыменные контракты и пакты…………………………...138

    Глава VIII. Обязательства, возникшие без договора………………….143
    Часть V. Наследственное право

    Глава I. Наследование по закону…………………………………….....155

    Глава II. Наследование по завещанию…………………………………160

    Глава III. Принятие наследства. Легаты и фидеикомиссы…………...167

    Методические рекомендации по самостоятельному изучению материала...173

    Контрольные тесты для самопроверки………………………………………..206

    Практические задачи…………………………………………………………...215

    Словарь латинских терминов, понятий, выражений

    из римского права………………………………………………………………235

    Список рекомендуемой литературы…………………………………………..257

    В В Е Д Е Н И Е
    Римское право возникло в глубине веков - тогда, когда Рим был ещё маленькой общиной среди многих других подобных же общин средней Италии. В то время римское право представляло собой архаичную систему, проникнутую патриархальным и узко-локальным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, то, конечно, было бы давно забыто. Но судьба уготовила Риму великое будущее. Из маленькой гражданской общины (civitas), каких было много в Италии, Рим стал сначала центром средиземноморской, а затем мировой державы. По мере этого в Риме происходили глубокие внутренние преобразования. На смену патриархальному строю с присущим ему натуральным ведением хозяйства приходит новая более сложная социально-политическая система, основанная на принципах индивидуализма, частной собственности, относительно развитых товарно-денежных отношений и свободного рынка. Смягчаются всевозможные сословные ограничения правоспособности в имущественной сфере.

    В соответствии с этим меняло свой характер и римское право. По мере изменений в общественной и хозяйственной жизни в нем выкристаллизовались важнейшие принципы:  свобода хозяйственной деятельности, свобода договора и завещаний, универсальность права. Своеобразием римского права, сделавшегося в первые века новой эры общим правом всего средиземноморского античного мира, было успешное соединение в нем принципов универсализма и индивидуализма. Именно римские юристы впервые в истории разработали детальную систему норм, регулирующих отношения между собственниками, определяющих содержание различных вещных прав; ими было создано подробнейшее обязательственное право, исчерпывающим образом сформулированы нормы, касающиеся наследования. Становление римского права как целостной системы юридических норм окончательно завершилось созданием свода гражданского права (Сorpus juris civilis), написанного лучшими юристами по приказанию императора Юстиниана (VI в. н.э.).

    К тому времени античная цивилизация, одним из достижений которой являлось римское право, уже давно вступила в фазу кризиса. Варварские народы, скопившиеся на границах Римской империи, беспокоили римские власти непрерывными набегами на территорию римских провинций. Наконец, они мощной волной хлынули в пределы Западной Римской империи, сокрушили её и на развалинах Римской державы стали создавать новые государства, из которых затем вырастут западноевропейские средневековые королевства - Французское, Английское и другие. Процесс этот был долгим и мучительным. Многие традиции античной культуры, составной частью которой было римское право, были надолго забыты. Господствующей идеологией стало христианство. Христиане, помня о страшных страданиях, которые им пришлось испытать от римских властей, не преминули воспользоваться плодами своей победы. Охваченные чувством яростной мести, они разрушали остатки античной культуры, уничтожали храмы и статуи, сжигали античные книги, жестоким образом расправлялись с выдающимися античными учеными и философами, видя в них только злых язычников, не желавших признавать христианского Бога. Так погибли многие литературные памятники, в том числе памятники римского права.

    Однако постепенно беспокойный и жесткий период уходил в прошлое. Европейские народы переходили к более или менее спокойной жизни. Мыслящие и образованные люди стали осознавать величие и ценность античного наследия. С XIV в. в Европе начинается возрождение римского права, античной культуры и искусства. Получают развитие гуманистические идеи, призванные освободить человека от пут сословно-феодальной и религиозной иерархии. Экономическое и политическое развитие европейских государств вновь потребовало свободы хозяйственной деятельности индивида. Рост торговых связей привел к новым международным отношениям. Снова, как и в античном мире, для регулирования международного обмена возникла потребность в едином общем универсальном праве. Римское право стало предметом изучения в университетах Европы. Его стали применять в законодательствах европейских государств. Это явление получило название рецепции римского права. Непрерывное многовековое изучение римского права формировало юридическое мышление многочисленных и высокообразованных правоведов Западной Европы и стало одной из главных причин того, что в странах, где происходила рецепция, выросли целые поколения законопослушных граждан, обладавших высоким уровнем правовой культуры.

    Россия в том, что касается восприятия античной культуры, в том числе и рецепции римского права, и ранее отставала от Западной Европы, а в советский период нашей истории это отставание усугубилось прямым отказом от международных правовых и этических норм, основывающихся на признании важнейших ценностей римского права. Поэтому для того, чтобы российское общество вернулось на подлинно цивилизованный путь развития и не отгораживалось более от выдающихся достижений мировой культуры, составной частью которой является правовая культура, необходимо, помимо всего прочего, вновь внимательно изучать важнейшие принципы римского частного права. Но, конечно, задачей сегодняшнего дня в области правовых отношений, и, в частности, в сфере гражданского права, не может быть простое копирование древнеримских правовых норм. Хозяйственная жизнь общества, техническая оснащенность современной экономики уже далеко не те, что были в древние времена. Современное гражданское право формировалось согласно принципу, сформулированному немецкими юристами: "Через римское право вперед и дальше его". Поэтому изучение римского частного права на юридических факультетах вузов не является самоцелью; задача этого учебного курса - выявить важнейшие фундаментальные принципы римского права, необходимые для развития правовой культуры и уважения к законам в российском обществе, проследить корни современных институтов и норм гражданского права, выработать у будущих правоведов юридическое мировоззрение, навыки юридического анализа и представление о развитой юридической технике, для чего данный предмет предоставляет исключительно богатые возможности. В начале ХХ века выдающийся российский правовед В.М.Хвостов отмечал, что “особо важное значение в этом смысле занятия римским правом получают именно в России, ибо при неполноте, неясности и неточности многих отделов и положений нашего отечественного Гражданского кодекса было бы весьма затруднительно предлагать учащимся юристам работать над этим кодексом, не приучивши их предварительно к юридической работе на более удобном материале, каковым является римское право” 1. Это высказывание актуально звучит и в настоящее время.

    Основное внимание в этом пособии будет уделено римскому частному праву. В свое время римские юристы разграничили две основные области права - частное и публичное - следующим образом: “Публичное право есть то, которое относится к состоянию всего Римского государства, а частное право - то, которое относится к интересам отдельных лиц” (Ульпиан: D. 1. 1. 2). Таким образом, нормы права, которые устанавливались исключительно государством и ограждали государственные и общественные интересы (например, нормы уголовного права), составляли древнеримское публичное право. Его содержание не оказало решающего влияния на развитие современных правовых институтов, и поэтому изучение римского публичного права представляет интерес главным образом для историков. Напротив, римское частное право, которое по содержанию примерно соответствует современному гражданскому праву, сыграло огромную роль в развитии мировой юридической мысли, и поэтому именно те нормы, которые регулировали имущественные и семейные отношения между частными лицами (и в значительной степени устанавливались самими этими лицами на основе общих правил) прежде всего должны изучаться будущими юристами. К римскому частному праву относятся следующие основные институты: права на вещи, договоры и обязательства, семейные правоотношения, наследование. Огромное значение в римском частном праве имели также способы защиты частных прав, т.е. прежде всего разнообразные иски, с помощью которых римляне отстаивали свои интересы в суде. Этим вопросам в настоящем пособии отводится основное место.

    ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ РИМА И РИМСКОГО ПРАВА. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

    ГЛАВА I. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД И ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ
    Периодизация истории Рима и римского права. Если в качестве главного критерия периодизации избрать существенные изменения государственного и общественного строя, то римская история делится на следующие этапы:

    • царский период (VIII – VI вв. до н.э.);

    • эпоха республики (конец VI в. – конец I в. до н.э.);

    • эпоха империи (конец I в. до н.э. – конец V в.н.э.).

    В свою очередь, каждый из этих крупных этапов можно разделить на периоды: ранняя и поздняя республика, периоды принципата и домината в эпоху империи.

    Периодизации истории римского права отчасти совпадает с данным делением на периоды и эпохи:

    - древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.);

    - предклассический период (середина III в. до н.э. - I в. до н.э.);

    - классический период (I - III вв. н.э.);

    - постклассический период (IV - VI вв. н.э.).
    Древнейший период в истории римского права совпадает с царским и раннереспубликанским периодами в истории Римского государства; предклассический период совпадает с периодом поздней республики; классическое римское право сложилось в период ранней империи (принципата); постклассический период охватывает время поздней империи или домината.

    Царский период в истории Рима. Город Рим был основан на территории одной из областей Средней Италии - Лациума, которую в древности населяло племя латинов. Во времена основания Рима латины жили небольшими общинами, которых насчитывалось около 30. Каждая община имела крепость (arx), куда население пряталось в случае вражеского набега, и где находились общинные святыни. Вокруг крепости, на склонах холма и у его подножия, были жилища членов общины - крестьян и ремесленников. Поскольку со временем жителей становилось слишком много и крепость не могла всех вместить, стали укреплять по периметру всю территорию общины, сначала вырывая ров и насыпая вал, а затем стали строить оборонительные стены. Так возникал urbs - город, и его население вместе с населением окрестностей составляло гражданскую общину (civitas). Каждая из латинских общин была совершенно автономна, однако общность этнического происхождения, языка и религиозных верований связывала все латинские общины под общим именем "латины".

    Одной из таких латинских общин был Рим. Он возник в середине VIII в. (как считали сами римляне, в 754/753 г. до н.э.) в результате объединения общин, расположенных на семи холмах на берегу реки Тибр. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, а вся территория объединившихся общин, составивших город Рим, была обнесена стеной. Легенда связывает основание Рима с именем героя Ромула, который стал первым римским царем. В это время Рим не был значительным городом, хотя и выделялся среди других общин. Площадь его превышала 7,5 кв.км, а население составляло не более 10 тыс. человек. В составе Латинского союза Рим занимал положение одного из рядовых городов. Центром союза был древний город  Альба Лонга. Однако постепенно значение Рима стало возрастать. Между Римом и Альба Лонгой возникло соперничесто из-за господства в союзе, завершившееся победой римлян.

    Уже в древнейшую эпоху в Риме отсутствовал родовой строй в чистом виде. Это подтверждается тем, что римский народ в это время делился не на естественным образом сложившиеся кровнородственные группы, а на искусственные политические образования, представлявшее собой математически правильное деление всего римского общества на 3 трибы (племени), 30 курий (объединение родов), и 300 родов. К моменту образования Рима в нем уже не существовало родовой общности имущества, напротив, уже существовала семейная собственность. Главной социальной ячейкой римского общества в царский период уже был не род, а семья (familia). В эти ранние времена семья включала в себя несколько поколений ближайших родственников (например, взрослые сыновья продолжали жить вместе с отцом) и представляла собой своеобразную семейную общину («большая семья»). Отец семейства или “домовладыка” (paterfamilias) имел полную власть над членами семьи, включая “право жизни и смерти” по отношению к домочадцам. Под властью отца семейства находилось также все движимое и недвижимое имущество семьи. Важнейшую роль в древнейшей организации римского общества играли курии. Они имели политическое значение, так как древнейшие народные собрания собирались и голосование в них проводилось по куриям. Таким образом, семья, род и курия были важнейшими элементами римского общественного строя. Без принадлежности к этим объединениям нельзя было считаться полноправным гражданином Рима. Такие полноправные граждане назывались патрициями, т.е. теми, которые могли указать своего отца 2, род и курию. Слово “патриции” первоначально обозначало коренных и потому полноправных жителей Рима. Кроме патрициев в Риме были плебеи, которые представляли собой либо местное население, не принадлежащее ни к одному из патрицианских семейств, юридически самостоятельное, но неполноправное, либо переселившихся в Рим чужеземцев. С расширением Рима число таких переселенцев быстро возрастало. Многие из них находились в личной зависимости от какого-нибудь влиятельного патрона из числа патрициев и назывались клиентами. Клиенты входили в состав патрицианской семьи и обязаны были во всем поддерживать патрона. В свою очередь, патрон был обязан защищать клиента, так как он не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получал только через посредство патрона.

    Поскольку Рим формировался как гражданская община (civitas), то первоначально земельные угодья, принадлежавшие коллективу граждан, считались общим достоянием (“общественное поле” - ager publicus). Однако уже во времена первых царей каждый взрослый гражданин получал из этой общей земли собственный надел в 2 югера (югер - 1/4 га). По мере завоевания соседних общин и приобретения Римом новых земель патрицианским семьям разрешалось приобрести столько земли, сколько каждая семья сможет обработать своими силами в течение дня. Эта земля ранее всего переходила в индивидуальную собственность отца семейства и могла отчуждаться. Плебеи, не входившие в патрицианские роды и курии, не имели права на какую-то долю общественного поля (ager publicus). Но они с давних времен владели своими земельными участками, которые превратились в отчуждаемую собственность. Так постепенно создавались условия для утверждения частной собственности на недвижимость. Кроме земледелия в Риме в царский период было развито и скотоводство. Часть ager publicus использовалась под общественные пастбища и выгоны. Скот первоначально выполнял функцию меры стоимости, отчего позднее деньги по-латыни стали называться pecunia (от pecus, что значит “скот”). Штрафы вплоть до начального периода республики назначались в виде известного количества скота. В царский период уже существовало ремесло. С именем царя Нумы Помпилия связывают возникновение в Риме нескольких ремесленных коллегий (союзов). Получила развитие меновая торговля, причем со временем вместо скота в качестве эквивалента стоимости стали употреблять слитки меди определенного веса. Чеканная монета появилась в Риме лишь позднее, в начальный период республики. Самой древней денежной единицей был as libralis - асс, равный 327,5 гр. меди.

    Основными элементами древнейшего государственного строя Рима были  царь, сенат и народное собрание. Царь являлся верховным правителем государства. Он соединял в своих руках военные, административно-правовые и жреческие полномочия. Царя избирало народное собрание. Наряду с царем государством управлял сенат (senatus), членами которого были предводители патрицианских родов. Сенат был совещательным органом при царе. Решения сената назывались сенатусконсультами (senatus consulta), т.е. "советы, данные сенатом". Третьим элементом государственного устройства Рима было народное собрание (comitia), т.е. собрание всех взрослых, способных носить оружие полноправных граждан-патрициев. Собрания назывались куриатными (comitia curiata), потому что в основе их было деление по куриям, ипри голосовании каждая курия подавала один голос. Народное собрание созывалось по инициативе царя.

    Значительную роль в общественной жизни римлян играла религия, хотя римляне очень рано стали отделять право человеческое, светское (jus humanum) от божественного права (jus divinum). Поэтому, например, рядом со светским уголовным правом существовало религиозное уголовное право. Религия сохраняла большое влияние на семейные отношения. Дело в том, что каждая патрицианская семья имела свой культ предков, души которых, согласно верованиям римлян, продолжали жить возле домашнего очага и нуждались в жертвоприношениях. Большое значение в жизни государства имели т.н. dies nefasti - праздничные и другие неприсутственные дни, в течение которых нельзя было проводить заседания сената и народных собраний. Высшая жреческая власть в Риме находилась у коллегии понтификов. Область публичного права, связанная с делами политическими, тоже не была свободна от влияния религии. И в этой области никакое дело не могло быть начато, не будучи освященным. Для этого использовался обычай гаданий (auspicia). Были специальные жреческие коллегии, которые по полету птиц (авгуры) или внутренностям жертвенных животных (гаруспики) узнавали волю богов. Вопросы международных отношений курировала специальная жреческая коллегия фециалов, которые вели переговоры с неприятелем, скрепляли мирные договоры клятвами и жертвоприношениями.

    Развитие Римского государства сопровождалось ростом населения, в составе которого увеличилось число плебеев за счет новых поселенцев. Однако их приниженное, по сравнению с патрициями, положение становилось все более ощутимым. Кроме того, усиливались противоречия между патрицианской знатью и царской властью, и поэтому цари, начиная с Тарквиния Древнего, пытались использовать в борьбе против патрицианской знати плебеев. В условиях острых социальных и политических противоречий римское общество нуждалось в реформах. В них были заинтересованы отчасти и плебеи и патриции. Патриции не хотели одни нести тяготы воинской повинности и были заинтересованы привлечь к этому и плебеев. Плебеи, особенно зажиточные, были недовольны тем, что статус гражданина в Риме определялся не его имущественным положением, а происхождением. Поэтому в VI в. до н.э. царь Сервий Туллий провел реформу, установившую имущественный ценз, в соответствии с которым всё население Рима - как патриции, так и плебеи - было разделено на 5 классов. Имущественные нормы, служившие основанием для распределения по классам, известны в позднейшем денежном исчислении (от 100 тыс. ассов до 11,5 тыс.). Но, вероятно, первоначально в основу были положены нормы землевладения, согласно которым к первому классу относились те, кто владел 20 югерами (= 5 га) земли, ко второму - от 15 до 20, к третьему - от 10 до 15, к четвертому - от 5 - 10, и к пятому - владевшие менее, чем 5 югерами. Каждый из классов выставлял известное количество военных подразделений - центурий: 1 класс - 80 центурий, 2 - 4 классы - по 20, и 5-й - 30 центурий. Каждый гражданин соответствующего ценза должен был являться на службу со своим оружием, причем более высокому классу соответствовало более дорогостоящее вооружение. Кроме того, было было ещё 18 центурий всадников, набиравшихся из самых богатых граждан 1-го класса и служивших в коннице, 2 центурии мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 центурия из т.н. пролетариев, т.е. граждан, лишенных средств к существованию, которая выполняла различные вспомогательные работы. Всего центурий было 193.

    Хотя патрицианский строй не был уничтожен этой реформой, тем не менее, он был ею поколеблен. Появился новый тип народных собраний - comitia centuriata, где участвовали и патриции, и плебеи, причем каждая центурия, независимо от численности, имела один голос. Правда, плебеи не обладали достаточным числом голосов, так как из 193 голосов 98 принадлежало центуриям высших классов, т.е. прежде всего патрициям.

    После смерти Сервия Туллия к власти пришел Тарквиний Гордый. Противоречия между ним и патрицианской знатью достигли такого накала, что разразился открытый конфликт, который привел к падению царской власти.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта