Главная страница
Навигация по странице:

  • “лицом своего права” (persona sui juris)

  • Прямая восходящая

  • Брак и отношения между супругами.

  • Дети и родители.

  • Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права
    Дата07.01.2023
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrimskoe_chastnoe_pravo.doc
    ТипМетодические рекомендации
    #875832
    страница6 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
    ГЛАВА III. СЕМЬЯ
    Исконный строй римской семьи и виды родства. В древнейший период римская семья была образцом семьи патриархальной, причем деспотического типа. В подчинении главы семьи, домовладыки или paterfamilias, находилась familia, включавшая жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов, причем домовладыка имел над всеми ними одинаковую неограниченную власть. Даже крайний, вопиющий произвол со стороны paterfamilias оставался для него практически безнаказанным. В законах XII таблиц сказано: “Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца” (IV. 2). Ранняя римская история знает примеры того, как домовладыка, пользуясь своей отцовской властью, предавал сына казни. Из чужого владения он мог истребовать и раба, и вещь, и сына с помощью одинакового виндикационного иска. Лишь после смерти домовладыки домочадцы освобождались от его власти, причем взрослые сыновья сами становились домовладыками. Статус рaterfamilias можно было получить, даже не имея жены и детей: домовладыкой считался любой взрослый римлянин, который не подчинялся ничьей отцовской власти. Как субъект права рaterfamilias являлся носителем полной правоспособности - “лицом своего права” (persona sui juris), а остальные члены семьи именовались “лицами чужого права” (persona alieni juris), т.к. подчинялись чужой власти и имели поэтому ограниченную правоспособность. Лицо, над которым не было власти домовладыки (например, вдова рaterfamilias), также признавалось persona sui juris. Тем не менее, женщина, даже ставшая “лицом своего права”, подобно несовершеннолетним нуждалась в опеке (Законы XII таблиц, V. 1). Впрочем, в классический период эта опека над самостоятельными взрослыми женщинами носила скорее символический характер; они сами распоряжались своим имуществом и заявляли судебные иски, нуждаясь лишь в формальном согласии опекуна 26.

    Такое строение деспотической патриархальной семьи породило особое, т.н. агнатическое родство. Агнатами признавались лица, подчиненные власти одного и того же paterfamilias в настоящем или в прошлом, а также те, которые подчинялись бы одному домовладыке, если бы этому не помешала его смерть (к примеру, племянник, родившийся после смерти деда, и дядя). Агнатическое родство не было обязательно кровным и определялась только по мужской линии. Например, девушка считалась агнаткой своего отца, братьев и сестер только до замужества. Вступая в брак, она переходила под власть другого домовладыки - мужа или свекра, если тот был еще жив, и, соответственно, состав ее агнатов полностью менялся. Ее дети уже не были связаны агнатическим родством с дедом по матери и его агнатами. Агнатическое родство имело разные степени, которые определялись числом рождений, отделявших двух агнатов от того домовладыки, под властью которого они находятся, находились или могли бы находиться. По прямой линии отец и сын (родной или усыновленный) считались агнатами первой степени, дед и внук - агнатами второй степени. По боковой линии агнатами первой степени считались братья, второй степени - дядя и племянник (сын его брата) и т.д. Этот вид родства в древнейшем римском праве служил единственным основанием для наследования и опеки.

    По мере развития семейного права власть рaterfamilias все более ограничивалась (было запрещено продавать детей в рабство, убивать их, жена домовладыки также приобрела правоспособность), и в этой связи агнатическое родство вытеснялось когнатическим, т.е. обычным кровным родством как по отцу, так и по матери. Оно определялось происхождением от общего предка, причем различались линии и степени этого родства. Прямая восходящая линия шла от потомка к предку (отец, сын, внук), прямая нисходящая - от предка к потомку (внук, сын, отец). По боковой линии когнатами были брат и сестра, дядя и племянник и т.д. Степени высчитывались по числу рождений, на которое один родственник отстоит от другого. Мать и сын, которых отделяет друг от друга одно рождение, были когнатами первой степени, брат и сестра, между которыми два рождения, являлись родственниками второй степени, дядя и племянник - третьей.
    Брак и отношения между супругами. Римское право знает два вида брака между римскими гражданами 27. Древнейший из них - matriminiumcum manumariti (брак с властью мужа). При заключении такого брака жена переходит под власть мужа (а если он сам - persona alieni juris, то и под власть его домовладыки), во время брака она лишена личных и имущественных прав и поэтому даже собственным детям юридически приходится чем-то “вроде сестры”. Имущество жены после заключения брака становилось полной собственностью мужа. Со временем исчезли такие крайние проявления мужней власти, как право убить жену, отдать ее в кабалу и т.д., но бесправие жены и полное господство мужа продолжали оставаться главными чертами matriminium cum manu mariti. Заключение такого брака оформлялось древними обрядами - confarreatio (поедание новобрачными священного хлеба farreus в присутствии жрецов и свидетелей с последующим жертвоприношением Юпитеру) и coemptio (cимволическая “покупка” невесты способом манципации с произнесением строго установленных фраз), либо брак заключался без всяких церемоний, а власть мужа автоматически устанавливалась через год его сожительства с женой в силу “давности владения”. Развод мог иметь место только по инициативе мужа. В законах XII таблиц порядок расторжения брака сводился к тому, что муж отбирал у жены ключи, приказывал ей собрать вещи и покинуть дом (IV. 3). Таким образом, matriminium cum manu mariti являлся браком, основанным на соблюдении древних формальностей, и имел целью закрепить старинные патриархальные отношения в семье.

    Тем не менее, уже в древнейший период начинается отход от этого жесткого порядка. Так, законы XII таблиц давали женщине, вступившей в брак без торжественных формальностей, возможность избежать установления над ней мужней власти: покидая дом мужа ежегодно на три ночи, она тем самым прерывала годичный срок давности владения (VI. 4). Так начал зарождаться новый, для того времени удивительно прогрессивный вид брака - matrimonium sine manu mariti (брак без власти мужа). Первоначально такой брак представлял собой фактическое наличие брачной связи без юридического оформления, но затем его стали признавать законным браком, влекущим правовые последствия. В классический период брак без власти мужа стал обычным видом брака, в то время как matriminium cum manu mariti превратился в пережиток, так что уже в I в. н.э. заключение брака с властью мужа было редким явлением.

    Отличия matrimonium sine manu mariti от более древнего вида брака заключались в следующем:

    1) над женой не устанавливается власть мужа (и свекра), она либо остается под властью прежнего paterfamilias (т.е., родного отца, деда и т.д.), либо, если она до брака являлась “лицом своего права”, сохраняет этот статус;

    2) жена сохраняет право на имущество, принадлежавшее ей до брака;

    3) формальности, сопутствующие заключению и расторжению брака, предельно упрощены: для заключения брака достаточно предварительного обручения (sponsalia), во время которого домовладыка невесты и жених обмениваются торжественными обещаниями, последующего брачного соглашения и вступления жены в дом мужа 28;

    4) развод возможен по соглашению или по желанию любой из сторон 29; при этом вступление в следующий брак не встречало никаких препятствий.

    Таким образом, в классическом римском праве жена приобрела совершенно иное правовое положение, нежели в древнейший период, хотя полного равенства с мужем она по-прежнему не имела. Сословное положение жены зависело от того, к какому сословию принадлежит ее муж. Жена была обязана проживать в доме мужа, и если она меняла местожительство, супруг мог потребовать ее возвращения по суду. Последствия супружеской неверности были тяжелее для жены, чем для мужа. При Августе был издан суровый закон о прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis - 18 г. до н.э.), вводивший уголовную ответственность за нарушение супружеской верности, прежде всего со стороны жены, причем ответственность несли даже муж и отец распутной жены за то, что не возбудили против нее обвинения (т.е. за попустительство). Личные отношения между супругами подчинялись правилу: муж обязан защищать жену, жена обязана почитать мужа. Супруги имели право предъявлять друг другу судебные иски, кроме тех, которые могли повлечь за собой бесчестие (infamia).

    Условия вступления в брак, как с властью мужа, так и без таковой, определялись следующим образом:

    1) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет - для мужчин, 12 лет - для женщин) .

    2) В древнейшее время согласия невесты на вступление в брак не требовалось, а согласие жениха было необходимо лишь в том случае, если он был “лицом своего права”; брачное соглашение заключалось домовладыками. Позднее первостепенное значение приобрело согласие жениха и невесты. С 4 г. н.э. отказ домовладыки дать согласие на брак могло быть обжаловано перед магистратом.

    3) Не допускался брак лица, состоявшего в другом браке.

    4) Лица, вступающие в римский брак, должны были иметь ius conubii, что подразумевало право на брак с римским гражданином любого сословия 30.

    5) Запрещались браки между близкими родственниками, как агнатами, так и когнатами, а также между свойственниками. В классический период невозможными считались браки между родственниками по прямой линии и теми родственниками по боковой линии, хотя бы один из которых был нисходящим первой степени общего для обоих предка (например, между теткой и племянником) 31.

    Брачный союз прекращался смертью одного из супругов, утратой свободы или гражданства одним из супругов, разводом. Брак с властью мужа мог быть также расторгнут по требованию домовладыки мужа.

    В классическом римском праве действовали следующие нормы имущественных отношений между супругами, сочетавшимися браком sine manu mariti. Имущество супругов оставалось раздельным, так что брак не создавал общности имущества. Если жена доверяла мужу управлять своим имуществом, то между ними возникали отношения, определявшиеся правилами, которые регулировали договор поручения. Приобретения жены во время состояния в браке также поступали в ее имущество. В случаях, когда муж и жена оспаривали друг у друга право собственности на какую-либо вещь, доказательства своей правоты должна была предоставлять жена, поскольку обязанность содержать семью лежала на муже, и все приобретения семьи считались его собственностью, пока жена не докажет обратное. Супруги могли заключать между собой различные имущественные сделки, кроме сделок дарения (чем подчеркивалась раздельность их имущества и охранялись права наследников каждого из супругов). Супруги также не могли наследовать друг другу, если были какие-то другие наследники.

    Римские юристы разработали определенные нормы, согласно которым регулировался древний обычай давать невесте приданое (dos). Приданое устанавливалось“для облегчения мужу семейных расходов” либо домовладыкой жены, либо ею самой (если она являлась “лицом своего права”), либо третьим лицом. Первоначально приданое становилось полной собственностью мужа, что со временем привело к всякого рода злоупотреблениям: в конце республики появились “охотники за приданым”, которые женились исключительно ради обогащения, а затем расторгали брак, оставляя приданое за собой. Тогда, чтобы защитить интересы невесты, лицо, устанавливающее приданое, стало требовать от жениха обещания вернуть приданое в случае развода, что могло дать основание для судебного иска. В классический период необходимость брать с жениха подобное обещание уже не была столь безусловной, т.к. были разработаны универсальные правила, определявшие правовое положение приданого. Оно по-прежнему считалось собственностью мужа, но в случае его смерти не переходило к его наследнику, а возвращалось жене (или совместно ей и ее отцу). В случае смерти жены приданое оставалось у мужа или возвращалось отцу жены (если тот еще был жив). При разводе, если брак расторгался по инициативе или по вине жены, приданое оставалось у мужа, в иных случаях возвращалось жене. В период брака муж имел право отчуждать имущество, входившее в состав приданого (кроме недвижимости 32), зато жена после развода могла ему вчинить иск о возмещении отчужденной части приданого в денежной форме. Муж, со своей стороны, мог удержать известную долю приданого на содержание оставшихся с ним детей, в качестве возмещения издержек на содержание входившиего в приданое имущество (например, на ремонт дома) и т.д. Наследники жены до Юстиниана имели право требовать себе ее приданое только в том случае, если между мужем и женой было соглашение о возврате приданого; со времен Юстиниана они могли предъявлять подобный иск и при отсутствии соглашения.

    В классический период возник обычай устанавливать не только приданое со стороны невесты, но и добрачный дар (donatio) со стороны жениха, обычно равный приданому. Эту сумму, установленную до брака (поскольку в браке дары запрещены), муж обязывался отдать жене в случае развода по его инициативе или вине. Обычно в соглашении по этому поводу оговаривалось право жены на это имущество после смерти мужа. По существу, donatio нельзя рассматривать как дар в полном смысле этого слова, поскольку в течение брака муж сохранял право собственности на это имущество в полной мере, а если брак заканчивался разводом по почину или по вине жены, то муж оставлял его у себя. Таким образом, приданое и добрачный дар стали инструментами борьбы с распутством и легкомыслием. Государство, заинтересованное в прочности брака, не имело права вмешательства в отношения между супругами, но косвенным образом поощряло стремление сохранить семью.
    Дети и родители. Независимо от того, был ли заключен брак с властью мужа или без таковой, родившиеся от этого брака дети находились под полной властью отца (patria potestas). Как уже отмечалось, отцовская власть в древнейшее время была практически безграничной, и несмотря на то, что в классический период были допущены определенные послабления, Гай имел полное право заявить: "...едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, римские граждане" (I. 1. 55). Дети были “лицами чужого права” (personae alieni juris) и назывались “подвластными”. Достижение детьми совершеннолетия отнюдь не прекращало эту зависимость. Несмотря на то, что сыновья могли уже быть взрослыми, иметь гражданские права и делать успешную военную и политическую карьеру, это не избавляло их от patria potestas. В частности, отец имел право наказывать подвластных 33, требовать от любого лица их выдачи виндикационным иском. В имущественном отношении patria potestas выражалась в том, что имущество подвластных детей считалось собственностью отца. Подвластные могли совершать сделки от своего имени, но первоначально все вытекавшие из такой сделки права доставались домовладыке, а обязанности он мог игнорировать. Иски из договоров, заключенных подвластными, как от имени отца, так и от своего имени, предъявлялись не отцу, а им самим, хотя собственного имущества они не имели.

    Разумеется, такое положение в условиях развитого хозяйственного оборота стало нетерпимым, и со временем преторы стали предоставлять лицам, заключившим сделку с подвластными детьми, возможность предъявлять требования к отцу своего контрагента. По существу, это были те же иски, которые предъявлялись господину по поводу обязательств, взятых на себя его рабом. С одной стороны, отец был обязан отвечать по сделкам, которые дети совершали по его поручению, если он либо предоставлял им определенные хозяйственные функции (приказчика в лавке, капитана судна и т.д.), либо предупреждал контрагента, что договор заключается по его указанию, либо получал от сделки какие-то имущественные приобретения. С другой стороны, имущество, выделенное отцом подвластному лицу - дома, земельные участки, скот и т.п. - стало рассматриваться как пекулий, и тогда появилась возможность вчинять домовладыке иски в размере стоимости пекулия (или в большем размере, если отец имел прибыль от хозяйственной деятельности сына). На практике взрослые сыновья в классический период уже мало зависели от произвола отца, имели свои дома, виллы, коммерческие предприятия, но юридически право собст-ти на их имущество принадлежало домовладыке и считалось всего лишь пекулием. В случае смерти подвластного лица пекулий не передавался по наследству, а возвращался отцу как часть его собственности; если сын тем или иным способом освобождался от власти отца, тот мог потребовать возврата пекулия, и сын был обязан подчиниться.

    Со времени Августа сыновья получили право и на собственное имущество, которое домовладыка не вправе отобрать - т.н. “военный пекулий” (все, что приобретено подвластным сыном на военной службе). Лишь в случае смерти сына без завещания это имущество отходило к отцу, во всех же прочих отношениях “военный пекулий” находился в полном распоряжении сына, и отец не имел на него никаких прав. В поздней империи (IV в. н.э.) к военному пекулию были приравнены имущества, полученные на гражданской службе (государственной, придворной, церковной), а также унаследованные детьми от матери и ее родственников. Ко времени Юстиниана отец сохранил права только на то имущество, которое он сам предоставил сыновьям. Другие права отца были также урезаны, например, на него можно было подать жалобу (но не иск) магистрату, если он запрещал подвластному лицу вступать в брак, несправедливо лишал его наследства.

    Отцовская власть возникала с рождением сына или дочери от родителей, состоящих в законном браке, а кроме того, устанавливалась путем узаконения или усыновления. Рождение в браке подразумевало следующие условия: если ребенок родился не ранее, чем через шесть месяцев после заключения брака и не позднее, чем через десять месяцев после расторжения брака, и если не будет доказан факт отцовства другого лица, то такой ребенок считался сыном или дочерью мужа родившей его женщины и находился под его отцовской властью с момента рождения. Узаконение давало статус законного сына или дочери ребенку, рожденному вне брака, которого отец признал своим. В классическом римском праве существовало три способа узаконения внебрачных детей: (1) браком родителей после рождения ребенка; (2) специальным императорским указом; (3) зачислением сына в сословие декурионов данной общины с наделением его соответствующим имущественным цензом (те же последствия имел выход дочери замуж за декуриона). Усыновление устанавливало отцовскую власть над лицом, не рожденным от данного отца ни в браке, ни вне брака. Римляне имели два названия для этого правового акта: если усыновлялось “лицо своего права”, это называлось arrogatio, а усыновление лица, уже находящегося под чьей-то отцовской властью, называлось adoptio. Аrrogatio первоначально производилась публично, в народном собрании, а в период империи заключалась в обращении к императору с соответствующей просьбой, на которую должен был последовать письменный ответ (рескрипт). Данный вид усыновления требовал предварительной проверки, не ухудшит ли этот акт положение усыновляемого. Аdoptio в древнейшие времена требовала совершения сложного обряда, который заключался в фиктивной троекратной “продаже” сына доверенному лицу, что, по закону XII таблиц (IV. 2), освобождало сына от отцовской власти, после чего усыновитель предъявлял “покупателю” иск и заявлял о своих “правах” на усыновляемого, каковые и подтверждались претором. В классический период adoptio совершалась путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. Оба вида усыновления подчинялись следующим правилам: усыновителем может быть мужчина, который старше усыновляемого не менее, чем на 18 лет 34, и является “лицом своего права”; в более поздние времена право на adoptio получила и женщина, которая до усыновления имела детей и их потеряла.

    Прекращалась отцовская власть либо смертью домовладыки 35, либо смертью подвластного, либо утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным, либо лишением домовладыки прав отцовской власти. Последнее в классический период происходило в трех случаях: (1) если подвластное лицо обращалось к магистрату с жалобой (например на то, что paterfamilias оставил его без средств к существованию), и власти принуждали домовладыку отказаться от patria potestas; (2) если подвластный сын становился жрецом Юпитера (в поздней империи - епископом), консулом, префектом города; (3) если домовладыка добровольно освобождал подвластное лицо от своей власти, произведя эманципацию (emanсipatio). Этот акт совершался путем фиктивной продажи подвластного, которого затем “покупатель” отпускал на волю. При этом старший сын должен быть “продан” трижды, а младший сын или дочь - однажды (Гай. I. 132). В VI в. н.э. была введена эманципация, совершавшаяся с письменного разрешения императора или путем заявления домовладыки в судебном заседании. После эманципации отец сохранял право на половину имущества сына.

    Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

    Отношения между детьми и матерью регулировались римским правом в зависимости от вида брака: если мать находилась под властью мужа, то юридически она приходилась собственным детям “как бы сестрой”, т.е. имела равное с ними правовое положение. Если же заключался брак без власти мужа, то по агнатической системе родства мать и дети принадлежат к разным семьям (поскольку она является агнаткой своего отца и членов его семьи). Со временем когнатическое, т.е. кровное родство матери и детей все же нашло отражение в юридической практике: в классический период оно стало служить основанием для проживания детей с матерью после развода, для установления опеки матери (а не мужчины-агната) над несовершеннолетними детьми, для иска об алиментах с детей, для наследования детьми имущества матери. Обязанностью детей было проявлять уважение к обоим родителям, позорящие иски против матери не принимались.

    ЧАСТЬ III. ВЕЩНЫЕ ПРАВА

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта