Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права
Скачать 1.56 Mb.
|
ГЛАВА II. ЛИЦА Субъект права и правоспособность. Римское право выработало общее понятие лица (persona), т.е. субъекта права, который может быть участником правоотношений и носителем прав и обязанностей. Термин persona римские юристы относили к отдельным людям, т.е., по современной терминологии, к физическим лицам. Понятия “юридическое лицо” в римском праве не существовало, хотя на практике римская юриспруденция все-таки пришла к пониманию того, что субъектами права могут быть также учреждения и организации. Нормы римского права наделяли правоспособностью (caput), т.е. способностью иметь права и обязанности, далеко не каждого человека. В частности, в правоспособности было отказано рабу, который поэтому не мог считаться лицом. Правоспособность свободных людей могла быть полной и ограниченной, что зависело от происхождения, пола и других факторов. На протяжении римской истории правоспособность различных категорий населения изменялась, однако в классический период развития римского права обнаружилась отчетливая тенденция стирания различий в правоспособности, что нашло свое выражение и в эдикте императора Каракаллы 212 г. н.э., по которому права римских граждан получили все свободные жители империи. Правоспособность в понимании римских юристов зависела от трех состояний (status): 1. Cостояние свободы - status libertatis. Это состояние отличало свободного человека от раба, который никакой правоспособностью не обладал. 2. Состояние гражданства - status civitatis. Не все свободные люди могли иметь полную правоспособность, но только римские граждане (cives Romani). Правоспособность прочих лиц имела те или иные ограничения. 3. Семейное состояние - status familiae. В этом отношении граждане делились на самостоятельных “лиц своего права” (homines sui juris) и “лиц чужого права” (homines alieni juris), которые находились под властью отца семейства и были поэтому ограничены в правах. Если какое-либо из этих состояний изменялось, то лицо подвергалось ограничению правоспособности (capitis deminutio). Согласно римскому праву было три степени такого ограничения: 1 - максимальное ограничение наступало при потере свободы (capitis deminutio maxima); 2 - средняя степень ограничения наступала при потере гражданства (capitis deminutio media); 3 - минимальная степень ограничения имела место при перемене семейного положения, т.е. при переходе лица самостоятельного под власть отца чужого семейства (capitis deminutio minima). Римские юристы четко фиксировали момент наступления и прекращения правоспособности. По римскому праву, правоспособность человека начинается с момента его рождения; причем человек считается рожденным с момента его полного отделения от матери, а дитя, умершее до полного отделения его от матери, считается как бы никогда не жившим. Ребёнок, ещё находящийся в утробе матери, считается как бы уже существующим, так как он является лицом возможным. Поэтому римские юристы признавали его субъектом права в тех случаях, когда могли быть затронуты его будущие интересы, в частности, при наследовании имущества отца, умершего во время беременности матери. Прекращается правоспособность человека с его смертью. Это правило сопровождалось двумя оговорками: (1) римский гражданин, умерший в плену, считается умершим с момента взятия его в плен, т.е., когда он ещё был свободным, а не рабом; (2) личность умершего продолжает жить в его имуществе до перехода последнего к наследнику; поэтому, например, рабы умершего могли совершать юридические действия с этим имуществом как бы от его имени. Правоспособность и дееспособность римских граждан. Римское гражданство приобреталось, во-первых, рождением от отца и матери - римских граждан 18, во-вторых, освобождением от рабского состояния, если господином отпущенного на волю раба был римский гражданин, в-третьих, путем усыновления чужеземца римским гражданином, в-четвертых, дарованием гражданских прав отдельным лицам или целым общинам государственными актами. Прекращалось римское гражданство либо смертью, либо утратой свободы в результате захвата в плен неприятелем, либо обращением гражданина в раба за некоторые тяжкие преступления, либо добровольным отказом от гражданства с сохранением свободы. Полная правоспособность римского гражданина включала в себя четыре основных права: jus conubii - право заключать законный брак, дети от которого будут римскими гражданами, jus commercii - право совершать имущественные сделки, jus suffragii - право голоса в народном собрании, jus honorum - право быть избранным в магистраты. Первые два относились к области частноправовых отношений, прочие - к сфере публичного права. В полной мере этими правами пользовались далеко не все граждане. В частности, политические права jus suffragii и jus honorum не предоставлялись женщинам. Ограничениям правоспособности также подвергались некоторые категории граждан-мужчин, и прежде всего вольноотпущенники, т.е. бывшие рабы, которым их господа - римские граждане - даровали свободу. Вольноотпущенники не имели jus honorum, им было запрещено заключать браки с лицами сенаторского сословия, они пожизненно несли ряд обязанностей перед своим бывшим господином - патроном: могли предстать перед домашним судом патрона, причем сами не имели права предъявить патрону судебный иск, должны были оказывать патрону разнообразные услуги (на этот счет обычно заключался специальный договор), предоставлять ему материальную помощь в случае нужды 19. Патрон становился наследником вольноотпущенника, если тот не оставил детей и внуков и не составил завещания. Другой категорией граждан ограниченной правоспособности были лица, подвергшиеся умалению гражданской чести. Было три основных вида подобного ограничения прав. Умаление гражданской чести лица, бывшего свидетелем при совершении сделки и затем отказавшегося подтвердить факт или содержание этой сделки, называлось intestabilitas (“неспособность быть свидетелем”) и заключалось не только в том, что данное лицо не может впредь быть свидетелем при совершении сделок, но и в том, что сделки, заключаемые им самим, не будут совершаться с участием свидетелей; поэтому, например, никто не сможет засвидетельствовать подлинность завещания, составленного таким человеком. Infamia (“бесчестие”) была следствием позорного для гражданина поступка - недостойного поведения в армии и изгнания из легиона, обручения с двумя невестами в одно время, замужества вдовы до истечения года после смерти мужа, недобросовестного выполнения обязанностей опекуна, осуждения за уголовное преступление или серьезное частное правонарушение (например, за кражу), бесчестного поведения по отношению к партнерам по сделке (при договорах товарищества, хранения, поручения). Infamia означала невозможность выдвижения кандидатуры опороченного гражданина на общественную должность, а также некоторые частноправовые ограничения: лишение права выступать в суде от имени другого лица, быть опекуном, вступать в брак с лицом свободнорожденным (т.е. не вольноотпущенником). Наконец, turpitudo (“позор”) являлась формой умаления гражданской чести в связи с занятием данного лица позорной профессией и влекла за собой ограничения в области наследования. Полной правоспособности не имели также граждане, находившиеся под отцовской властью, и женщины, находившиеся под властью мужа. Об этом подробнее речь пойдет в следующей главе. В период поздней империи ограничениям правоспособности были подвергнуты сельские арендаторы - колоны. В IV в. н.э. им было запрещено покидать возделываемые ими участки, отчуждать имущество без разрешения землевладельца, предъявлять землевладельцу судебные иски. Колон подлежал телесному наказанию, подобно рабу. Прочие права - заключать законные браки, сделки, оставлять и принимать наследство и т.д. - колоны сохраняли. Дееспособность римских граждан, т.е. их физическая способность и возможность своими действиями приобретать, осуществлять и исполнять права и обязанности, зависела главным образом от возраста. Дети до семи лет считались недееспособными, и в случае необходимости (в частности, после смерти отца) все юридические действия от их имени предпринимал опекун (tutor) 20. Мальчики от 7 до 14 лет и девочки от 7 до 12 лет были ограничены в дееспособности тем, что могли совершать лишь такие сделки, которые вели к приобретению прав, но не к прекращению их и не к установлению обязанностей. Все прочие сделки (например, заем, дарение) становились действительными и налагали обязанности на несовершеннолетнего лишь при согласии опекуна, причем данном не до и не после, а именно в момент сделки. Дееспособность наступала в 12 лет у девочек и в 14 лет у мальчиков, но до 25 лет и юноши, и девушки считались minores (“младшими”), т.е. людьми неопытными по причине молодости и поэтому нередко нуждающимися в помощи старших. Поэтому претор по просьбе подобного лица мог лишить юридических последствий заключенную им невыгодную сделку, воспользовавшись своим правом “восстановления в первоначальное положение”. Кроме того, minores имели право испрашивать себе попечителя (curator), который, будучи назначен, выполнял примерно те же функции, что и опекун несовершеннолетнего, однако с той разницей, что согласие на сделку попечитель мог дать и до, и после ее заключения; кроме того, совершеннолетние minores имели право вступать в брак и составлять завещание без разрешения попечителя. Ограничена была и дееспособность душевнобольных, которым тоже назначался попечитель. Своего рода болезнью признавалась также неспособность того или иного лица воздерживаться от неоправданных расходов, разбазаривания своего имущества, что могло привести к разорению семьи. Такое лицо объявлялось расточителем и ограничивалось в дееспособности наподобие minores. Без согласия попечителя ему запрещалось заключать сделки, сокращающие имущественные права и устанавливающие обязанности; расточитель также был лишен права составлять завещание. Правовое положение рабов. Раб (servus) в древнем Риме признавался только объектом, но не субъектом права. В правовом отношении раб рассматривался как часть имущества господина, особая разновидность вещей: “servi res sunt (рабы суть вещи)”, пишет Ульпиан. Раб не имел собственности, не мог быть участником судебного процесса, браки между рабами рассматривались как простое сожительство, не влекущее за собой никаких правовых последствий, а дети рабыни, как и приплод скота, становились собственностью рабовладельца. Рабов покупали и продавали, сдавали в наем; причиненное рабу телесное повреждение в суде трактовалось как ущерб, нанесенный имуществу хозяина. Тем не менее, было невозможно отрицать, что раб, в отличие от прочих вещей, наделен человеческим разумом и волей. Поэтому взгляд на раба как на вещь в Риме никогда не имел своего последовательного логического завершения, и с течением времени изменялся. В период республики власть господ над рабами была безграничной, а положение их исключительно тяжелым, особенно при использовании труда рабов в латифундиях или на рудниках. Но уже в эпоху империи, сначала под воздействием стоических идей 21, а позднее - под влиянием христианской этики, римляне стали принимать законы, направленные на защиту человеческого достоинства рабов. Так, раб мог жаловаться претору на чрезмерное насилие со стороны господина и тогда претор мог заставить рабовладельца продать раба другому господину. За убийство собственного раба хозяин мог понести уголовную ответственность. Господин, выгнавший из дома престарелого или больного раба, терял все права на него. В период поздней империи различия между свободными простолюдинами и рабами стали уменьшаться также в силу того, что колоны, ремесленники и прочие “низкие люди” потеряли определенную часть своей правоспособности и в некоторых отношениях стали напоминать рабов 22. В классический период римского права за рабами были признаны определенные возможности распоряжения имуществом. Во-первых, раб мог совершать известные сделки с хозяйским имуществом от имени господина. При этом все права, вытекавшие из подобных сделок, доставались рабовладельцу, который и предъявлял иск лицу, заключившему договор с его рабом. Однако ответственность по сделкам, которые совершил раб, хозяин нес не всегда, а лишь в следующих случаях: (1) если господин поручил рабу определенные хозяйственные функции - приказчика в торговом заведении, капитана грузового судна и т.д., то он отвечал в полной мере по договорам, заключенным рабом в рамках данных ему полномочий; (2) если сделка была совершена рабом по прямому указанию господина, который уведомил об этом другую сторону, ответственность опять-таки в полной мере ложилась на хозяина; (3) если на основании заключенного рабом договора в имущество господина, даже без его ведома, поступили какие-то суммы, господин раба отвечает по иску в пределах этих сумм. Во-вторых, господин мог отдать рабу в полное и самостоятельное управление ту или иную обособленную часть своего имущества - земельный участок, торговую лавку, ремесленную мастерскую, грузовое судно - с тем, чтобы раб по своему усмотрению вел дело, сам себя обеспечивал и делился прибылью с хозяином. Такое имущество называлось пекулием (peculium). Юридически собственником и владельцем пекулия был господин, однако раб распоряжался им вполне самостоятельно и заключал различные сделки с коммерческими партнерами. По этим сделкам ответственность нес его господин, однако опять-таки в ограниченных размерах: долги раба он уплачивал только в пределах стоимости пекулия. Лишь в том случае, если хозяин обогащался благодаря заключенным рабом сделкам, он отвечал по иску и собственным имуществом в пределах суммы этого обогащения. Некоторые из рабов, распоряжавшихся пекулием, могли иметь даже своих собственных рабов - викариев. Государственные рабы имели право передавать по наследству по завещанию половину своего пекулия. Рабство устанавливалось следующими способами: взятие в плен, рождение от матери-рабыни, кем бы ни был отец 23, обращение в рабство за тяжкие преступления. Свободный человек, из своекорыстных соображений выдавший себя за раба, в наказание оставался рабом. Путем выхода из рабского состояния была прежде всего манумиссия - отпуск раба на волю по решению господина посредством официального заявления, завещания, усыновления. Раб мог стать свободным и согласно закону, независимо от воли господина, например, если он прожил 20 лет как свободный человек, или если он выдал правосудию убийцу господина. Пленник-римлянин, каким бы то ни было способом возвратившийся из чужеземного плена, снова получал права гражданства. Правовое положение чужеземцев. Кроме римских граждан, определенные привилегии в правовом отношении имели латины - родственные римлянам обитатели латинских общин Средней Италии, а также лица, приравненные к ним специальными решениями государственных органов. Все они имели в Риме jus commercii, а некоторые (жители латинских городов, исторически наиболее тесно связанных с Римом) - также и jus conubii. Латины могли приобрести и полные гражданские права в Риме, если переселялись туда на постоянное жительство или становились декурионами в своих общинах. С 89 г. до н.э. все латины, жившие в Италии, получили римское гражданство. Среди латинов выделялась особая категория латинов-вольноотпущенников. По происхождению это были рабы, отпущенные на волю господами-латинами, а с 19 г. до н.э. также и рабы римских граждан, которым господа давали свободу без соблюдения древних формальностей, путем простого заявления. Как и прочие латины, они имели jis commercii, однако для них свобода совершения имущественных сделок ограничивалась запретом составлять завещание, поскольку по закону единственным наследником латина-вольноотпущенника был его бывший господин. Во времена Юстиниана это ограничение было снято. Имущественные споры латинов разрешались в римских судах точно так же, как и споры римских граждан. Все остальные свободные жители Италии и провинций Рима, не имевшие римского гражданства, а также временно находившиеся на римской территории иностранцы, имели правовой статус чужеземцев (peregrini). Свои имущественные тяжбы перегрины разрешали в собственных судах согласно своим национальным нормам права. Однако по мере развития коммерческих отношений между разными областями Римского государства, по мере того, как в самом Риме увеличивалось количество сделок, заключаемых между представителями различных общин, в том числе сделок между римлянами и чужеземцами, возникла необходимость разработать единые правовые нормы, которыми руководствовался бы римский судья, разбиравший споры между участниками подобных правоотношений. Поэтому в Римской республике появилась должность претора по делам иностранцев и определяемые в его эдикте нормы права народов (jus gentium), о чем уже говорилось выше. При судебном разбирательстве имущественных тяжб между перегринами и римскими гражданами обе стороны имели равные права, так что римское гражданство с точки зрения права народов не давало никаких преимуществ его обладателю. Не имея в Риме jus commercii, перегрины, тем не менее, могли рассчитывать на судебную защиту своих прав, если обращались к претору по делам иностранцев. Таким образом, перегрины также обладали имущественной правоспособностью. В 212 г. н.э. все свободные жители Римской империи, имевшие статус перегринов и латинов, стали римскими гражданами. Юридические лица. В современном праве под юридическим лицом понимается организация, обладающая своим имуществом, обособленным от имущества входящих в организацию физических лиц, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, приобретающая, подобно физическому лицу, права и обязанности, выступающая в суде в качестве истца и ответчика. Римское право не знало термина “юридическое лицо”, однако само представление о том, что участниками имущественных отношений и частноправовых судебных споров могут быть не только физические лица, но и их объединения, располагающие своим обособленным имуществом и действующие personae vice (“в качестве лица”), у классических римских юристов, безусловно, существовало. Поэтому можно утверждать, что основы учения о юридическом лице были заложены уже в древнем Риме. В классический период римского права права юридического лица были признаны за следующими организациями: 1) государственная казна (сначала aerarium populi - республиканская казна, затем fiscus - императорская казна); 2) городские и сельские общины, в частности, самоуправляющиеся города - муниципии; 3) религиозные союзы (коллегии и “содружества” - sodalitates), впоследствии также христианские церковные и благотворительные учреждения; 4) экономические союзы (коллегии ремесленников одной профессии, коллегии откупщиков, подрядчиков и т д.); 5) похоронные коллегии, которые организовывали похороны своих участников за общий счет, а также прочие общества взаимопомощи. Некоторые юридические лица возникали самостоятельно, например, религиозные и похоронные коллегии, но возникновение большинства союзов после издания закона Августа о коллегиях (конец I в. до н.э.) требовало разрешения государства. Функционирование юридических лиц, согласно римскому праву, прекращалось либо по распоряжению государственной власти, либо по единогласному решению членов организации. Существование юридического лица не прекращалось в связи с изменением состава членов организации, кроме тех случаев, когда смерть почти всех участников сделает деятельность организации невозможной 24. Если из организации выбывает кто-то из ее членов, он не имеет права требовать возвращения ему какой-то доли ее имущества, а организация продолжает отвечать по своим обязательствам в полной мере, как бы ни сократился ее численный состав. Имущество юридического лица рассматривалась не как сумма имуществ, принадлежащих членам организации, но как обособленное имущество самой организации как субъекта прав. По словам Ульпиана, “если мы что-то должны организации, то мы не должны ее отдельным участникам, а долги организации не ложатся на ее членов” (D. 3. 4. 7. 1). Поэтому, например, долги городской общины не могли быть взысканы с отдельных горожан. За юридическими лицами признавались не только имущественные, но и некоторые личные права, в частности, подобные организации могли являться патронами вольноотпущенников, наследовать имущество по завещанию 25. Судебные тяжбы от имени юридического лица вело уполномоченное на то физическое лицо, например, муниципии и многие коллегии на суде представлял специальный агент - актор. |