Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия АТМАН

  • БРАХМА

  • ГУРУ

  • ПРАКРИТИ

  • УПАНИШАДЫ»

  • Тематика докладов и рефератов

  • Этапы развития Варны

  • Основные понятия АКАДЕМИЯ

  • АПАТИЯ

  • АТОМИЗМ

  • ГИЛОЗОИЗМ

  • КОСМОЛОГИЗМ

  • ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ)

  • ЛИНИЯ ПЛАТОНА

  • ПЕРИПАТЕТИКИ

  • СИНКРЕТИЗМ

  • ФАТАЛИЗМ

  • Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
    АнкорМетодические указания.doc
    Дата13.03.2019
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодические указания.doc
    ТипМетодические указания
    #25689
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Преобразовательная

    Гуманитарная

    Критическая




    Тема 2. Становление философии

    в странах Древнего Востока
    План


    1. Зарождение философской теоретической мысли в странах Древнего Востока. Её культурно-исторические предпосылки.

    2. Особенности мировоззрения в культурах Древнего Египта и Вавилона: господство религиозно-мифологических представлений, политический строй, зарождение естественно-научных знаний.

    3. Философские взгляды в Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы. Основные понятия древнеин-
      дийской философии.

    4. Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.


    Методические указания
    При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что страны Древнего Востока с полным правом можно назвать колыбелью философской мысли. Все три региона – Ближний Восток, Индия и Китай – представляют собой самостоятельные культурные целостности. Если в древнейших государствах Ближнего Востока – Египте и Вавилоне – впервые появились философские взгляды, элементы атеистического и стихийно-материалистического воззрений, которые не в состоянии были сложиться в целостные философские школы и течения, то первыми странами, где возникли философские школы и оформились основные философские направления, были древние Индия и Китай.

    При изучении второго вопроса темы следует обратить внимание на то, что страны Ближнего Востока не создали в древности философской традиции в подлинном смысле этого слова. Элементы материалистической философии в Египте и Вавилоне представляют собой отдельные просветы на фоне безраздельного господства религиозного мировоззрения. В Древнем Египте и Вавилоне, несмотря на значительные достижения в области науки и культуры, возникновение философских знаний ограничилось появлением лишь отдельных зачатков философского мышления, не поднимающихся выше уровня обыденного эмпирического знания, которые не смогли пробить стену мифологического сознания. В этих странах религиозное мировоззрение подчинило себе не только зачатки философских знаний, но и научной мысли. В Древней Индии и Древнем Китае переход от мифологических представлений к научным взглядам произошел на этапе становления и выделения философии в самостоятельную, обособленную от религии область знания.

    Подходя к изучению третьего вопроса, следует помнить, что на философию Древней Индии существенное влияние оказали «Веды» – древнеиндийский памятник религиозной литературы, вобравший в себя «священные знания». Материализм возник в Древней Индии в борьбе против религиозного мировоззрения, изложенного в «Ведах», а позже в «Упанишадах» (философских комментариях к «Ведам»), где уже намечается материалистическая тенденция. Все древнеиндийские философские школы разделились на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет «Вед») и неортодоксальные (не признающие его). Большинство мыслителей относились к первым: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Однако за их внешней религиозно-этической формой проступали материалистические тенденции. К неортодоксальным школам относились: джайнизм, буддизм и учение локаята-чарваков .

    В Древнем Китае в VII – VI вв. до н. э. сформировались также две тенденции в идеологии – религиозная (консервативная) и атеистическая (прогрессивная). Против религиозно-мистической идеологии (особенно против конфуцианской теологии) выступали прежде всего моисты, высказывающие материалистические взгляды. Однако наиболее последовательный материализм (с элементами диалектики) в Древнем Китае отстаивали даосисты.
    Основные понятия
    АТМАН – одно из основных понятий ведической литературы: всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа в отличие от Брахмана (высшей объективной духовной реальности). Атман – самосознание Брахмана. Он находится во всем и все одушевляет. Это – вечное начало внутри всего.

    БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

    БРАХМАН – 1) в ведической литературе – зародыш, из которого разворачивается весь явленный мир и который существует в двух образах – воплощенном и невоплощенном; 2) член высшей жреческой касты в Индии.

    БРАХМАНИЗМ (учение брахманов, священников) – господствующая в Индии религия, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между сторонниками брахманизма существуют большие расхождения. В брахманизме имеются следующие направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворенного и непреходящего первовещества (пракрити), и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. В основе брахманизма лежит вера в перевоплощение души, верховную божественную триаду (Тримутри: Брахма, Вишну, Шива). Отличается сложным ритуалом, совершаемым специальными жрецами – брахманами.

    БУДДИЗМодна из трех мировых религий, в основе которой лежит религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в IV - V вв. до н. э. Основателем его считается принц Гаутама (623-544 до н.э.), прозванный Буддой, т.е. «просветленным». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавления от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине, возможности освобождения от них и восьмеричном пути. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

    ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канадà. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

    ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») – одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе «Упанишад» одном из разделов «Вед», философских комментарий к ведическим гимнам. В веданте существует два направления: адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя); второе направление – вишишта (основатель Рамануджа) считает, что существует три реальности – материя, душа и бог, которые находятся во взаимо-подчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну.

    ВЕДЫ (буквально - «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: «Ригведы» – гимнов мифологического и космологического содержания; «Самоведы» – песнопений, повторяющих тексты «Ригведы» и дополняющих их ритульно-обрядовыми наставлениями; «Яджурведы» – описаний ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; «Адхарваведы» – магических заклинаний и формул. За «Ведами» следуют «Брахманы» – своего рода комментарии к текстам «Вед» (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют «Упанишады» – трактаты религиозно-философского содержания.

    ГУРУ (буквально – «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

    ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие).

    ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э., основоположник Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствования.

    ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, сформировавшееся в VI - V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна).

    ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет «Вед». Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

    ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому.

    ИНДУИЗМ – одна из наиболее крупных религий мира. Священными для индусов являются «Веды» («ведать, знать») и предписание жрецов – брахманов. Основа индуизма – учение о переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). По индуистским представлениям, человек заслуживает свое положение в определенной касте всей предшествующей жизнью. Каждый индус обязан строго соблюдать предписания, необходимые для данной касты. Этим в следующей жизни он может заслужить более высокое положение в обществе. В индуизме нет единой догматики, обрядности, церковной организации. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос). Индуистская философия включает в себя учение об Атмане и Брахмане. Цель всякого прогресса – освобождение Атмана от тела и слияние его с Брахманом.

    ЯН и ИНЬ – основные понятия древнекитайской философии. В «Книге перемен» Ян и Инь выражают светлое и темное, твердое и мягкое, мужское и женское начала в природе. Полярные силы рассматриваются как основные космические движения и первопричины всего.

    ЙОГА (буквально «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

    КАРМА – в древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

    КОНФУЦИАНСТВО – одно из ведущих идейных течений в Древнем Китае, возникшее в VI в.до н. э. Основодоложник – Конфуций (Кун-фу-цзы). Согласно учению судьба человека определяется Небом, и то, что люди делятся на благородных и низких, не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему.

    ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

    ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания – ощущения. Отрицает существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также – закона кармы. Проповедует гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отрицая аскетизм.

    МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

    МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) на может быть рационально объяснено. Человек должен неукоснительно соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признаёт существование духовного и материального начал во вселенной.

    МОКША – в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

    НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана – это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это – убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана – противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана – это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенности земным бытием.

    НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие положения «Вед», считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения.

    ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизирует творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

    ПРАНА (буквально «дыхание) – в индийском философии означает космический принцип бытия, а также жизнь, одушевляющее начало и жизненные силы, объединяющие микрокосм и макрокосм.

    САНКХЬЯ –одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), неспособную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши (души), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

    CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом («колесо сансары»).

    «УПАНИШАДЫ» – один из разделов «Вед», древнеиндийские фило-софские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к VII – III вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений.

    ЦИ основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля.
    Тематика докладов и рефератов
    1. Происхождение философии в странах Древнего Востока.

    2. Предпосылки зарождения философских знаний в Древнем Египте и Вавилоне.

    3. Зарождение философии в Древней Индии.

    4. Предпосылки философских знаний и первые философские школы в Древнем Китае.

    5. Мифологические системы Древнего Вавилона и Египта.

    6. Мифологические воззрения Древнего Китая.

    7. Мифология Индии.
    Тексты и источники
    Антология мировой философии. - M., 1969. - Т. I. - Ч. I.

    Древнеиндийская философия. - М.,1972.

    Древнекитайская философия: В 2 т. - М., 1973.

    История китайской философии. - М., 1989.

    Схема 7

    Философия древней Индии


    Этапы развития

    Варны (покров,

    оболочка) – кастовое расслоение населе-

    ния на сословия:

    Веды (знание,

    ведение) – совокуп- ность древнеиндий- ских текствов

    Основные школы

    Основные понятия

    1. Ведический (XV-VII в. до н.э.)




    1. Эпические (VI в. до н.э. – II н.э.) период создания 2-х великих эпосов – поэмы «Рамаяна» и «Махарабхарата»




    1. Этап написания сутр (III в. До н.э. – II н.э.)

    1. Брахманы-священные служители, монахи, жрецы




    1. кшатрии-войны




    1. вайшьй-земледельцы, ремесленники, торговцы




    1. шудры-массы

    Выделяют 4 слоя Вед:

    1. самхиты (собстве-нно веды)

    2. брахманы – описа- ние ведических ритуалов и толко-вание текстов вед

    3. араньяки (лесные книги) – предназ- начены для размы-

    шления лесных отшельников

    1. упанишады (сидя-

    щие около ног

    учителя) –

    полупоэтические

    и полуфило-

    софские трактаты

    и комментарии к

    Ведам

    1. Неортодосальные

    (VI в. до н.э.) отрицающие авторитет вед:

    1. Джайнизм

    2. Буддизм

    3. Чарвака-Локаята

    II. Ортодоксальные

    (III в. До н.э.-II в.н.э.),

    признающие авторитет вед:

    1. Санкхья

    2. Йога

    3. Миманса

    4. Веданта

    5. Ньяя

    6. Вайшешика

    1. Брахма – бог творец

    2. Рита – закон космической эволюции и порядка

    3. Карма – закон морального воздаяния, определяющий судьбу человека

    4. Сансара – цепь перерождений, которой подвержены существа мира

    5. Дхарма – определенный образец жизни, пути жизни, этические нормы


    Схема 8

    Тема 3. Античная философия
    План


    1. Происхождение и своеобразие античной философии.

    2. Досократовский период античной философской мысли.

    3. Век «классический античности» (Сократ, Платон, Аристотель).

    4. Эллинистическая и римская философия.


    Методические указания
    При рассмотрении первого вопроса темы необходимо помнить, что античной называется греческая и римская философия периода с VII в. до н. э. до I в. н. э. Греческая философия сформировалась в VII – VI вв. до н. э., и по своей сути является первой в истории попыткой рационалистического постижения мира. В развитии античной философии можно выделить следующие основные этапы: 1) космологический или натурфилософский (VI – середина V вв. до н. э.), 2) антропологический (с середины по конец V в. до н. э.), 3) период наивысшего расцвета (с начала до 30-х гг. IV в. до н. э.),
    4) упаднический или эллинистический (конец IV – середина I в. до н. э.),
    5) римский период (I в. до н э. – начало VI в. н. э.).

    Досократовский период характеризуется тем, что на первое место выдвигаются вопросы о сущности мира и его первооснове, о движении и его источниках. К этому периоду относятся: милетская и пифагорейские школы, учение Гераклита, Эмпидокла, Анаксагора, Демокрита и элеатов.

    Изучая третий вопрос темы, необходимо иметь в виду, что классический период в античной философии это период творчества великих греков – Сократа, Платона и Аристотеля. С именем Сократа связан переход греческой философии с проблем натурфилософии и космологии к проблемам человека (антропологии) и гносеологии. Человек, а не природа, становится центром в исследованиях Сократа. С антропологическим периодом античности связана также деятельность софистов и учеников Сократа (сократовские школы – прежде всего, киники и киренаики).

    К классическому периоду античной философии относятся учения Платона и Аристотеля, которые продолжают развивать проблемы натурфилософии и одновременно отвечают на вопросы антропологического характера.

    Рассмотрение четвертого вопроса необходимо начать с уяснения основного понятия этого периода – «века эллинизма» в античной философии. Этот этап античности связан с переходом к идеализму и пессимизму. В это время упадка античной философии и культуры параллельно существуют следующие школы: академики, перипатетики, стоики, эпикурейцы, скептики. Все они, постепенно исчерпав свою проблематику, уступили место эклектике (соединению разнородных взглядов, идей, теорий и принципов) и мистике.

    Римским период характеризуется рассмотрением этических проблем. Основные его школы: эпикурейство, стоицизм, скептицизм, эклектицизм, мистицизм. Но самым главным его открытием является раннее христианство, которое в то время представляло собой философию рабов, проповедующих фатализм и смирение перед лицом судьбы, а лишь потом превратилась в религию.

    Кроме этого, изучая данную тему надо помнить, что, начиная с Гераклита, в древнегреческой философии все более прослеживаются две тенденции – материалистическая и идеалистическая. Материалистическая тенденция впервые была обоснована в атомистическом учении Левкиппа и, особенно, Демокрита, а развита - Эпикуром и Лукрецием Каром. В борьбе с материалистическим мировоззрением формировался философский идеализм. Родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма был Платон. Попыткой примирить эти две линии в философии («линию Демокрита» и «линию Платона») в пределах единой философской системы было учение Аристотеля. Древнегреческая философия породила также зачатки как субъективной диалектики в лице Сократа, так и объективной диалектики – в учении Гераклита, а также метафизику элеатов.

    Античная философия определила все основные виды мировоззрения и все основные проблемы философии, попытавшись ответить на них. Поэтому античная философия никогда не потеряет своего огромного значения для и истории человеческой культуры.
    Основные понятия
    АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

    АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей проблематикой которых были нравственно-этические вопросы, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного).

    АПАТИЯ (бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души: чувства не мешают деятельности разума.

    АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным, но производит все качественно определенные тела.

    АПОРИИ («безвыходное положение») – понятие, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Впервые ввел в обиход Зенон из Элеи в рассуждениях о невозможности движения.

    АТАРАКСИЯ – душевный покой, невозмутимость, безмятежность как высшая ценность жизни и идеальное состояние души в учениях Эпикура, Демокрита, Лукреция. Скептики (Пиррон) учили, что атараксия достигается воздержанностью от суждений, а стоики – путем равнодушия во всему.

    АТОМИЗМ («неделимый») – учение о строении материи из микрочастиц (атомов).

    ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения.
    Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

    ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать.

    КАТАРСИС («очищение») – термин древнегреческой философии и эстетики для обозначения сущности эстетического переживания. Это - эмоциональная разгрузка, мистическое очищение души от грязи телесности и чувственности.

    КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Синопа. Её сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением.

    КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Её сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни (счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избегать зло и жить без боли и огорчений.

    КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

    ЛОГОС – термин, обозначающий всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. У Гераклита – это всеобщая закономерность, а в идеалистической философии – духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.

    ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимназией, посвя-щенной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни.

    ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит.

    ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель – Платон.

    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, получившая свое название от города Милеты. Ее представители – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – были одновременно естествоиспытателями.

    НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческой философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последовательности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

    ПЕРИПАТЕТИКИ (буквально «совершаемый во время прогулки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

    ПИФАГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жившего во второй половине VI в. до н. э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.

    ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н. э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

    СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

    СКЕПТИЦИЗМ – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Возник в период кризиса античного общества. Указывал на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий.

    СОФИСТИКА (умение хитроумно вести беседу) - сознательное применение в спорах или доказательствах неправильных доводов, так называемых «софизмов», т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешне формальной правильностью.

    СОФИСТЫ – условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Они не составляли единой школы. Прибегали в спорах к приемам, получившим впоследствии название «софизмов».

    СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом - бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания - сенсуалисты (основа познания которых – чувственные восприятия).

    ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) – мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум).

    ЭВДЕМОНИЗМ – античный принцип жизнепонимания, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

    ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческой философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Её особенностью является отчетливо выраженная идеалистическая направленность. Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблему логического выражения диалектических противоречий.

    ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура – видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта