Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ОПЫТ

  • ДЕДУКЦИЯ

  • МОНАДОЛОГИЯ

  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

  • ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

  • Тематика докладов и рефератов

  • Философия Нового времени XVII в.

  • Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
    АнкорМетодические указания.doc
    Дата13.03.2019
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодические указания.doc
    ТипМетодические указания
    #25689
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    Тема 6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения
    План


    1. Своеобразие и фундаментальные основания классической европейской философии.

    2. Проблема метода познания в философии Нового времени.

    3. Рационалистическая метафизика ХVII в.

    4. Эволюция английского эмпиризма.

    5. Европейское Просвещение. Французский материализм ХVIII в.


    Методические указания
    Приступая к изучению темы, необходимо осознать, что эпоха Нового времени в культуре Европы хронологически начинается с конца ХV в. и длится до середины XVIII вв., для которой интерес к земным ценностям, к собственной жизни и успехам является ведущим. Этой эпохе свойственно разложение феодализма и развитие капитализма, подорвавшие положение церкви в обществе. Важнейшим фактором этих изменений оказывается наука и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Поэтому ХVII в. обычно величают эпохой научных революций, а потребность в рационализации производственных процессов стимулировало процесс развития науки в Новом времени, что вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь опирается главным образом на науку. Развитие естествознания, земной и небесной механики создали прочный фундамент для успехов в материалистической философии, точнее, в метафизическом материализме. На целое смотрят как на механическую сумму частей, а отдельные части нередко наделяют свойствами целого. Такие приемы и приводят к созданию механистического материализма с присущим ему метафизическим ме-тодом исследования окружающего мира. В философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), и прежде всего проблема истины. Что лежит в основе познания – ощущения или разум, интуиция или логика; каковы методы познания?..

    Второй вопрос темы касается метода теоретического исследования. Метод – это путь исследования и познания, форма практического и теоретического освоения действительности. Возникновение методов научного познания связано с развитием опытной науки Нового времени. Разработка физико-математических основ механики, ставшей теорией производственной практики, получила общественное значение универсальной естественнонаучной картины мира, которая явилась отрицанием натурфилософии и метафизики в старом смысле философской науки о сущем. Новая философия понималась как общая теория преобразования мира в интересах человека. Поэтому метод становится главным и основным содержанием философствования эпохи. Ф. Бэкон считает, что наука должна исходить из анализа, наблюдения и эксперимента, восходя к познанию причин, законов, простейших элементов при помощи индукции. Научный эксперимент является исторически первой формой единства теории и практики. Этот путь аналитического восхождения к абстрактным определениям, перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, создал специфическую ограниченность Нового времени – метафизический способ мышления. Это был период накопления, собирания и классификации фактов, их анализа, разложения на отдельные элементы, свойства и силы. Новый метод, давший отставку умозрительному схоластическому подходу к действительности, сыгравший прогрессивную роль в развитии естествознания, вместе с тем привел к забвению общей картины мира, ее целостности, внутренних связей вещей и явлений, их перехода друг в друга; к забвению того, что природа развивается.

    Изучая третий вопрос, необходимо уяснить, что рационализм стал основной тенденцией развития философской мысли ХVII в., так как возникло нефизическое противопоставление разума и опыта, характеризующее гносеологический рационализм. Таковы были воззрения Декарта, Спинозы, Лейбница. Высоко ценя значение опыта, они не могли понять, каким образом из опыта могли и могут быть получены хорошо известные им по их научному творчеству и по их логическому сознанию математические свойства явлений или различные процессы в естествознании. При этом рационализм у них приобрел различные оттенки, в зависимости от того, как каждый из них решал вопрос о происхождении не зависимых от опыта идей, или понятий разума («врожденные идеи» – у Декарта, наличие в душе разумных монад - у Лейбница, признание мышления атрибутом субстанции – у Спинозы).

    Четвертый вопрос темы связан с выяснения понятия «эмпиризм», т.е. направления, представители которого считают чувственный опыт единственным источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, эмпиризм возник в философии Нового времени и связан с английской традицией. Сильная сторона эмпиризма состояла в ориентации на детальный анализ чувственного познания и на сенсуализм в теории познания. Но вместе с тем для него характерно резкое принижение и даже игнорирование роли рационального познания. Для эмпиризма Нового времени характерен материалистический подход. Наиболее яркими его представителями были: Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты ХVIII в., Кондильяк.

    Последний вопрос темы посвящен изучению эпохи ХVIII века в Европе, которая названа Просвещением. Ее основу определяла деятельность представителей идейного течения, связанного с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма, стремящихся установить «царство разума», основанного на «естественном равенстве», политических свободах и гражданском равенстве. Большое место в достижении нового общественного порядка они отводили распространению знаний. Наиболее яркими представителями этой эпохи были французские материалисты XVIII в.: Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах, излагавшие свои философские взгляды не в форме научных трактатов на латинском языке, а на французском языке и в форме широкодоступных изданий – словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т.п.
    Основные понятия
    ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ОПЫТ – одна из основных концепций гносеологического учения Локка, согласно которой все человеческие знания проистекают из опыта внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии, т.е. самонаблюдения, самопознания внутреннего духовного мира).

    ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – гносеологическое учение идеалистического рационализма, признающее наличие знаний, которые имеют врождённое происхождение, изначально не зависящее от опыта. Родоначальником его был Платон. По мнению одних философов, врожденные идеи даны от бога (Декарт), другие считали их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). Рационалистические теории признавали интеллектуальную интуицию (непосредственное знание): некоторые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте. Но несмотря на различие указанных подходов, в них признается существование такого содержания знания, которое не зависит от опыта и предшествует ему.

    ДЕДУКЦИЯ («выведение») – путь мышления, который идет от общего положения – к частному, от общего – к особенному.

    ДЕИЗМ – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи сотворен, предоставлен действию собственных законов. Деизм возник в Англии и выступал в виде естественной религии или религии разума, сыграв положительную роль в развитии свободомыслия ХVII – ХVIII вв.

    ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) – учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее распространение получило в ХVII – ХVIII вв.
    в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людей действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно.

    ИНДУКЦИЯ («наведение») – движение знания от отдельного - ко всеобщему, от особенного – к закономерному. Противоположностью индукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновывается и развивается Бэконом.

    КАРТЕЗИАНСТВО – направление в философии и естествознании XVII – XVIII вв., в основе которого лежит учение Декарта. Исходными пунктами его является последовательный дуализм тела и души и рационалистический математический метод в познании. Теория врожденных идей является исходным моментом картезианской гносеологии.

    МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения.

    МОДУС («мера, способ») – термин в философии Спинозы, обозначающий все преходящие состояния субстанции, имеющие причину своего бытия не в себе самих, а в субстанции и ее атрибутах (неотъемлемых свойствах). В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная субстанция. Модусы пассивны.

    МОНАДА («единица») – в идеалистических учениях является духовной единицей бытия и антиподом материального атома. Наибольшее развитие термин получил в философии Лейбница, который утверждал, что все вещи обладают собственной силой, внутренней способностью непрерывно действовать. Согласно Лейбницу, эти силы всегда равновелики и являются их субстанциями. Число этих субстанций бесконечно, и все они – первоэлементы вещей. Монадами Лейбниц называет простые, телесные душевные, более или менее сознательные субстанции, а их действующие силы заключаются в их представлениях. Бог есть первомонада, а все другие монады – её излучения. Тело – совокупность монад, душа – тоже монада. Минералы и растения – спящие монады с бессознательными представлениями. Монады делятся на простые, монады-духи и монады-души.

    МОНАДОЛОГИЯ («учение о монадах») – философское учение Лейбница, названное по его одноименному произведению (1714 г.).

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. Значительным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо. Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Но в то же время граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государство: в результате договора, а не насилия. Развернутую форму теория получила в ХVII – ХVIII вв. в учениях Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка, Тассо и др.

    ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – одна из гносеологических концепций Локка. Под первичными качествами понимаются объективные свойства материальных тел: движение, непроницаемость, плотность, сцепление частиц, фигура, объем и др. Вторичные качества, по Локку – это субъективные ощущения, результат воздействия невидимых частиц на наши чувства.

    ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ – понятие, введенное в философию Лейбницем с целью обоснования учения о взаимоотношении монад: их взаимодействие есть результат гармонии, предустановленной богом. Предустановленная гармония превращает каждую монаду в «живое зеркало» Вселенной. Благодаря этой божественной гармонии существует мировой порядок, происходит развитие всех вещей по единому плану.

    РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ – этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII –ХVIII вв., в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из прирожденных ему стремлений к наслаждению, счастью, славе и т.п., но он должен повиноваться требованиям морали, общественным интересам прежде всего потому, что это в конечном итоге будет выгодно ему. Отсюда, будучи разумным эгоистом, человек в своих действиях поступает морально – не лицемерит и не обманывает других людей, удовлетворяя свой интерес. Эту теорию развивали Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах.

    РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее естественным источником знания разум в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт. Родоначальником рационализма является Декарт, который утверждал, что основные разумные идеи заложены в душе человека богом, на чем роль последнего ограничивалась. Он обосновал всесилие разума, считая, что критерий истины – в разуме. Человек усматривает разумные идеи внутренним зрением (интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Спиноза также считал, что знания, полученные из опыта, являются недостоверными, случайными, смутными, тогда как разум дает знания достоверные. Крайнее выражение принципа рационализма находим у Лейбница, который считал, что соответствие знаний внешнему миру гарантировано извечной предустановленной гармонией, которую установил Бог, чем, однако, ограничивается его исходная роль.

    СЕНСУАЛИЗМ (чувства) – направление в теории познания, согласно которому, в отличие от рационализма, чувственность является главной формой познания. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей.

    СОЛИПСИЗМ – философское направление, согласно которому единственно существующим является субъективное «Я» и содержание моего сознания; единственной реальностью является исключительно наша собственная душевная жизнь, а все остальное – лишь видения, подобные снам. Это субъективно-идеалистическая теория, которая утверждает, что есть только человек и его сознание, а мир, в том числе и люди, существуют лишь в сознании индивида.

    СУБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, игнорирующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Декарт как обозначение поворота к субъекту, т.е. взгляда на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсизму, в этике – к эгоизму, в политике – к волюнтаризму.

    ЭМПИРИЗМ (опыт) – направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единственным источником познания. Сильная его сторона – детальный анализ чувственных знаний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. Различают материалистические и идеалистические его разновидности.

    ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ – основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая дала систематический свод достижений своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопедии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за невмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторонниками общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гнета.
    Тематика докладов и рефератов


    1. Наукоцентризм философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

    2. Учение о человеке и обществе в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк).

    3. Философия французского Просвещения XVIII века.

    4. Ранние буржуазные революции и формирование нового естественного права.

    5. Идея правового государства в новоевропейской философии.

    6. Образ новой науки в философии Ф. Бэкона.

    7. Дедуктивный метод в рационализме Р. Декарта.

    8. Проблемы человека в философии Спинозы.

    9. Концепция «общественного договора» в философии Нового времени и Просвещения.

    10. Теория «разумного эгоизма» во французском Просвещении ХVIII в.

    11. Фатализм и проблема свободы в философии французских материалистов ХVIII в.

    12. Проблема человека в философии французских просветителей ХVIII в.


    Тексты и источники
    Бэкон Ф. Новый Органон: Соч.: В 2 т. - М., 1972. - Т.2.

    Вольтер. Философские сочинения. - М., 1989.

    Гельвеций К.А. Об уме: Соч.: В 2 т. - М., 1973.- T.1.

    Гельвеций К. Соч.: В 2 т. - М., 1973-1974.

    Гоббс Т. Соч.: В 2 т. - М., 1989-1991.

    Гольбах П. Система природы: Соч.: В 2 т. - М., 1983. - T.1.

    Декарт Р. Соч.: В 2 т. - М., 1989.

    Дидро Д. Избр. философ. произв.: В 2 т. - М., 1983.

    Ламетри Ж.О. Человек-машина: Избр. соч. - М., 1976.

    Локк Д. Соч.: В 3 т. - М., 1985-1988.

    Руссо Ж.Ж. Трактаты. - М., 1969.
    Научная литература
    Гайденко П.П. Эволюция понятия наука (XVII – XVIII вв.). - М., 1987.

    Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989.

    Кузнецов В.Н., Меефовский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVIII века. - М.,1986.

    Кузнецов В.Н. Французский материализм ХVIII века. - М., 1981.

    Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М., 1993.

    Момджян Х.Н. Французское Просвещение ХVIII века. - М., 1983.

    Мотрошилова Н.В. Познание и общество: Из истории философии ХVII – ХVIII вв. - М., 1969.

    Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. - М., 1973.

    Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. - М., 1986.

    Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991.

    Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1983.

    Схема 14

    Философия Нового времени XVII в.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта