Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Средних веков

  • Основные понятия АВЕРРОИЗМ

  • ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ

  • МОНОТЕИЗМ

  • ТЕОЦЕНТРИЗМ

  • Тематика докладов и рефератов

  • Философия Возрождения

  • Основные понятия ГИЛОЗОИЗМ

  • МЕХАНИЦИЗМ

  • ОПТИМИЗМ

  • ПАНТЕИЗМ

  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

  • Искусство эпохи Возрождения

  • Жанры

  • Франция

  • Италия

  • Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
    АнкорМетодические указания.doc
    Дата13.03.2019
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодические указания.doc
    ТипМетодические указания
    #25689
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Тематика докладов и рефератов


    1. Космологический характер античной философии.

    2. Проблема субстанции античной философии.

    3. Античная диалектика.

    4. Антропоцентризм античной философии.

    5. Проблема взаимоотношения души и тела в античной философии.

    6. Становление античной науки.

    7. Идеи логоса в философии Гераклита.

    8. Учение Демокрита о человеке как макрокосме.

    9. Образ идеального государства у Платона.

    10. Учение Сократа о человеке.

    11. Концепция счастья в этике Аристотеля.

    12. Понятие судьбы в античном стоицизме.

    13. Учение Эпикура и современный гедонизм.
    Тексты и источники
    Антология мировой философии: В 4 т. - M., 1970. - T.I.

    Аристотель. Метафизика. Кн.1,4,6. - T.I; Никомахова этика. Кн. 1. - С. 54-57; Большая этика. Кн. 1. - С. 296-337; Поэтика. Кн. 7. - С. 588-627, 646-680;

    Аристотель. Сочинение: В 4 т. - М., 1975-1984. - Т.IV.

    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

    Платон. Апология Сократа // Сочинения: В 4 т. - М., 1990-1994. - T.I. - С.80-112.

    Платон. Государство // Сочинения: В 4-х тт.. М., 1990-1994.Т.III. Кн.6-7.

    Платон. Пocлeзaкoниe // Сочинения: В 4 т. - М., 1990-1994. - Т.IV.

    Римские стоики. - М., 1995. - С.I63-I93, 227-242,271-287.

    Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - Ч.1.

    Цицерон. О природе богов // Философские трактаты. - М., 1985.

    Цицерон. О судьбе // Философские трактаты. - М., 1985.
    Научная литература
    Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

    Асмус В.Ф. Демокрит. - М., 1960.

    Асмус В.Ф. Платон. - М., 1969.

    Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

    Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.

    Васильева Т.В. Античная школа философии. - M., 1985.

    Кессиди Ф.Х. Сократ. - М., 1976.

    Кессиди Ф.К. От мифа к логосу. - М., 1992.

    Лосев А.Ф. История античной, философии в конспективном изложении. - М., 1989.

    Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.,1993.

    Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

    Словарь античности. - М., 1993.

    Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии. - СПб., 1997.

    Целлер Э. Очерки истории греческой философии. - М., 1996.

    Схема 9



    Тема 4. Философия Средних веков
    План


    1. Своеобразие средневековой философии.

    2. Апологетика и патристика. Учение Августина Блаженного.

    3. Период схоластики в средневековой философии. Учение Фомы Аквинского.

    4. Развитие философии в Византии.

    5. Арабская философия Средневековья.


    Методические указания
    Подходя к изучению темы, следует иметь в виду, что средневековая философия – это длительный отрезок в истории европейской философии, который связан с христианской религией: со времени падения Римской империи в V в. до начала эпохи Возрождения (ХIV – ХV вв.). Средневековая европейская философия непосредственно связана с распространением христианства. Возникнув как еретическое движение в иудаизме (религия евреев) и пройдя через непризнание Римской императорской властью, христианство впоследствии было признано официальной государственной религией. Философия Средневековья началась раньше, чем завершился период античности. Поэтому мировоззрение человека этой эпохи опиралось, с одной стороны, на античную философию, а с другой, – на христианство. Основоположники средневековой философии были в своем большинстве «отцами церкви». Поэтому Средневековье справедливо называют «эпохой веры». В пределах теологии (систематическое изложение богословия) философское мышление выполняло «служебную роль». Для средневековой философии в целом характерны следующие черты: 1) обращенность в прошлое – истинность закодирована в Священном писании; 2) традиционализм (отрицание новаторства); 3) дидактизм (назидательность). Средневековая теология и философия опирались на два принципиальных положения: а) «идею творения» и б) « идею откровения». Философские вопросы решались с позиций: теоцентризма (понимание мира, где источником и причиной всего сущего выступает бог), креационизма (принцип, в соответствии с которым Бог «из ничего» сотворил живую и неживую природу), провиденциализма (система, взглядов в соответствии с которой всеми мировыми событиями управляет божественное «провидение», т.е. Бог и его действия).

    В средневековой философии различают два больших этапа – патристику и схоластику.

    Второй вопрос данной темы посвящен рассмотрению первого периода средневековой философии. Патристика – это совокупность теолого-фи-лософских взглядов «отцов церкви» (от лат. pater – отец), которые опирались на античную философию (прежде всего Платона) для обоснования христианства. В патристике выделяют свои три периода: 1) апологетику (II - III вв.) – оформление и защита христианского мировоззрения; 2) классическую патристику (IV - V вв.) – систематизацию христианского учения;
    3) заключительный период патристики (VI – VIII вв.) – стабилизацию дог-
    матики.

    Второй период средневековой философии называют схоластикой, которая начинается с творчества Августина Блаженного, заложившего ее основы. Схоластика (от лат. «школьный») – это определенный тип философствования, который средствами разума пытается обосновать принятие на веру идей Священного писания. Различают: а) раннюю схоластику (XI – XII), характеризующуюся спором номинализма и реализма об универсалиях; б) классический её период (XII – XIII вв.), который связан с творчеством Фомы Аквинского; в) позднюю схоластику (ХIII – ХIV вв.), которая характеризуется утверждением теории «двух истин» и подъемом номинализма.

    При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо понять глубинный смысл спора об универсалиях («общих понятиях»). Представители реализма считали, что реально существуют не единичные вещи, а общие понятия. Номиналисты (от лат. «имя») полагали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть ни что иное, как наименования, имена, обозначающие эти вещи и существующие только в языке. Но подлинная суть этого спора заключается в вопросе о существовании или не существовании бога. Если бог – это «собирательное название» всех идеальных ценностей человечества, то его реально нет, а если он существует реально, то все единичные вещи произведены им. Спор об универсалиях – это завуалированный спор между религией и атеизмом.

    Приступая к изучению четвертого вопроса, необходимо знать, что история Византии как средневекового государства началась в IV в. после распада Римской империи. Западная ее часть в 426 г. была завоевана германцами, а восточная, избежав варварского завоевания, была названа Византией. В истории Византии трудно провести грань между античностью и средневековьем, ибо традиции Римской империи здесь не прерывались. Столицу Византии – Константинополь – называли новым Римом. Термин «византизм» употребляется для обозначения всей совокупности особенностей восточной греко-римской империи. Основные черты византийской философии – это наличие двух тенденций: рационалистически-догмати-ческой и мистико-этической. Для первой характерен интерес к космологии, астрономии, физике, логике, истории. Другая тенденция сосредоточила основное внимание на внутреннем мире человека, на практических приемах его усовершенствования в духе христианской этики. В дальнейшем (в XIV – XV вв.) рационалистическое направление потеснило мистицизм и оказалось тесно связанным с итальянским гуманизмом. Наиболее значительными фигурами её были: Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.), Григорий Палама (ХIII в.). В целом византийская философия сыграла огромную роль в формировании философских воззрений Грузии, Армении и Руси. Благодаря принятию византийской православной веры, а также деятельности византийцев – братьев Кирилла и Мифодия – славянские народы включились в культурную среду народов Европы. Византийская богословская и философская литература во многом определила древнерусскую духовную культуру.

    Пятый вопрос темы посвящен рассмотрению основных особенностей арабской (или мусульманской) философии, которую принято называть арабоязычной. Арабская философия расцвела в IX – XI вв. и явилась связующим звеном между античной философией и европейской схоластикой. Огромное влияние на неё оказывал восточный перипатетизм (аристотелизм) в лице Аль-Кинди и Аль-Фараби. Но самыми выдающимися его представителями были Авиценна (Ибн-Сина) и Аверроэс (Ибн-Рушд).
    Основные понятия
    АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн-Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются переработкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие индивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходящий в индивидуальную душу извне.

    АПОЛОГЕТИКА от греч. «защищающий») – направление в раннехристианской религии, целью которой является защита и оправдание вероучения при помощи доводов, обращенных к разуму, но при этом утверждающее, что религиозные догматы им все равно не могут быть постигнуты. Аскетизм, подавление и умерщвление чувственной природы человека (отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми и вкусовыми ощущениями) рассматривается апологетикой как средство достижения нравственного совершенства и приближения к божеству.

    ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в восточной части Римской империи и ставшее главным соперником христианства. Различают христианский и языческий гностицизм. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный характер и космическое значение. Она предстаёт в виде борьбы материи – зла, с духом – носителем света и добра. Гностики считают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только наблюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога совершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограничивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу.

    ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и богословия, направленное на высвобождение науки от пут религии.

    ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официального вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста.

    КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматические особенности католицизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верховенстве римского папы как наместнике Христа и др. Культовые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ватикан. Официальной философией его провозглашен неотомизм.

    КОНЦЕПТУАЛИЗМ – философское учение, в отличие от номинализма утверждающее, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют.

    КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.

    МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гностицизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существуют два начала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая – из тьмы. Поэтому человека можно спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, применение физического труда и т.д.), ибо тогда дух побеждает материю. Манихейство отрицало Ветхий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отличие от христианства выдвигало учение о двух царствах.

    МИСТИКА («таинственный») – религиозно-идеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы, признания потустороннего мира и возможности их постижения и общения с ними.

    МОНОТЕИЗМ – единобожие, религиозное учение о едином боге.

    НЕОПЛАТОНИЗМ – мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек – это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни – освобождение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с единым великим умом. Источником всяческого зла является телесное и материальное, а источником блага – возвышенное умопостигаемое знание и философия.

    НОМИНАЛИЗМ (имя) – философское учение, утверждающее, что общие понятия (или универсалии) являются только обозначениями, именами, знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего выражать не могут. Реально существуют в объективной действительности только единичные вещи.

    НОУМЕН – термин, означающий постигаемую только умом сущность, предмет интеллектуального созерцания, аналог платоновской «идеи»
    в объективном идеализме средневековья и Нового времени.

    ОРТОДОКСИЯ (правоверный) – «правильная» доктрина какой-либо религии, где необходимым условием выполнения долга перед богом признается не только культ, но, главным образом, «чистота учения».

    ПАТРИСТИКА – совокупность философских учений христианских мыслителей II – ХIII вв. («отцов церкви»), имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выделяют три периода: апологетика (II – III вв.), классическая патристика (IV – V вв.) и заключительный её этап (VI – VIII вв.).

    ПОЛИТЕИЗМ – многобожие, поклонение нескольким богам. Возник на стадии разложения первобытной общины, когда вера в множество равноправных духов сменяется верой в богов, которые получили конкретный облик, имя, культ.

    ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоятельное направление в XI в. Догматические отличия православия: признание происхождения святого духа только от бога-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 самостоятельных православных церквей.

    РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) – направление в средневековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действительности и предшествуют существованию единичных вещей, фактически продолжая идеализм Платона.

    САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) – наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденное мирское дело приобретает божественный смысл.

    СУФИЗМ – религиозно-мистическое учение в исламе, зародившееся в VIII в. и признающее реальным лишь существование бога, понимающее окружающие вещи и явления только как его эманацию (излучение, истечение). Цель жизни человека – мистическое соединение души человека с богом с обязательным отрешением от всего земного в момент озарения под руководством старца-наставника и достигаемое путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул. Отсюда интерес к сверхразумным явлениям – гипнозу, телепатии и т.д.

    СХОЛАСТИКА (школьный) – религиозно-философское учение западноевропейского средневековья и Нового времени, в противоположность мистике утверждающее, что путь постижения Бога в логике и рассуждениях, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. В ее истории выделяют следующие периоды: формирования (V – Х вв.), позднюю схоластику (Х – ХIII вв.), зрелую схоластику (ХIII – ХIV вв.) и кризис ее (ХV – ХVIII вв.). Схоластика придерживалась представлений о боге как о вневременном и бесконечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестественной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе.

    ТЕИЗМ (бог) – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

    ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) – богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историческую (историю церкви), систематическую и практическую теологию.

    ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность.

    ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последователей, представляющая собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире.

    УНИВЕРСАЛИИ (общий) – понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номиналистами и реалистами, где шла речь о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты).

    ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи. Учение основано на вере в искупительную жертву сына божьего – Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы его верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские муки. В 1054 г. в нем выделилось два крупных направления: западное (католицизм) и восточное (православие), а в XVII в. в результате Реформации возникло третье его направление – протестантизм.

    ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) – философское понятие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего.
    Тематика докладов и рефератов


    1. Сущность христианского мировоззрения.

    2. Особенности средневековой философии: теоцентризм,

    провиденциализм, креационизм, традиционализм.

    1. Христианская картина мира и место в ней человека.

    2. Феномен религиозной веры.

    3. Средневековый символизм и мироощущение христианина.

    4. Идеал знания в схоластической философии.

    5. Религия и наука: различия и единство.

    6. Христос и этика ненасилия в современном мире.

    7. Христианская концепция смысла жизни.

    10. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

    11. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении бога.

    12. Ибн-Сина (Авиценна) и его роль в развитии науки и философии Востока.

    13. Философские основы аверроизма.

    14. Особенности византийской философии.
    Тексты и источники
    Аврелий Августин. Исповедь // Петр Абеляр. История моих бедствий М., 1992.

    Ансельм Кентерберийский. - Сочинения. М.,1995.

    Антология мировой философии: В 4 т. - М.,1969.

    Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового заветов.

    Боэций. Утешение философией. – М.,1990.
    Научная литература
    Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.,1997.

    Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М.,1975.

    Гофф. Цивилизация средневекового Запада. - М.,1992.

    Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М.,1979.

    Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. - Архангельск, 1995.

    Соколов В.В. Средневековая философия. - М. ,1979.

    Хейзина И. Осень средневековья. - М.,1988.

    Честертон Г.К. Вечный человек. - М.,1991.

    Чанышев А.К. Курс лекций по древней и средневековой философии. - M., 1991.

    Штекль. История средневековой философии. - С.-Пб., 1996.

    Схема 10



    Тема 5. Философия Возрождения
    План


    1. Европейское Возрождение как историческая эпоха.

    2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

    3. Естественнонаучные воззрения эпохи Возрождения и их философский смысл.

    4. Политические и социально-утопические учения Ренессанса.

    5. Реформация и ее значение для развития философской мысли.


    Методические указания
    Подходя к изучению первого вопроса темы, следует представить эпоху Возрождения, которая охватывает XV - XVI вв. В Западной Европе в это время в недрах феодализма начали зарождаться капиталистические отношения, что привело к быстрому расцвету естествознания и одновременно к развитию материалистической философии, которая постепенно теснила религию в ее правах. Природу начали рассматривать как основу развития всего сущего и источник познания. Успехи капиталистического производства ознаменовались первыми буржуазными революциями. Социально-экономические изменения привели к возникновению буржуазной интеллигенции, а главными центрами культуры стали города. Возникает но­вая культура, которая получила название гуманизм. Особенностью ее стало широкое использование античного культурного наследия, поэтому эту эпоху еще называют эпохой Возрождения (или Ренессанса), что указывает на возрождение многих сторон богатой античной культуры после более тысячелетнего её забвения. Колыбелью Ренессанса является Италия. Однако, процессы Возрождения античности охватили не все станы Европы, а прежде всего – самые развитые из них.

    Второй вопрос темы рассчитан на то, что студент сможет уяснить главную особенность этой эпохи: переход от теоцентризма к антропологическому пониманию мира. В борьбе со средневековым теоцентризмом на передний план культуры выступают гуманистические мотивы. Признание творческих способностей человека и его разума, а также стремление к земному счастью приходят на смену презрению к земным его потребностям. Но этой эпохе была свойственна вера в человек и его возможности, но проявлялась она в определенных религиозных рамках.

    Приступая к рассмотрению третьего вопроса, необходимо уяснить, что развитие философии данной эпохи, несомненно, связано с расцветом натурфилософии в лице ее главных представителей: Н. Кузанского, Н. Коперника, Б. Телезио, Ф. Патрици, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Нью-
    тона, учение которых в целом носили пантеистический характер с элементами диалектики. Человека они рассматривали в качестве бога, а природу - как бесконечное явление.

    Одной из характерных особенностей этого периода является зарождение социально-утопических теорий, посвященных описанию переустройства общества на принципах справедливости и равенства между людьми (Т. Мор, Т. Кампанелла), а также развитие политических и правовых учений. Одним из самых популярных из них, имевших огромное влияние на последующие периоды истории, был макиавеллизм.

    Огромное значение для эпохи Возрождения имела Реформация, т.к. она открыла новый, упрощенный путь к богу и смогла мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религии, для новых социальных преобразований.
    Основные понятия
    ГИЛОЗОИЗМ – философское учение об универсальной одушевленности материи: жизнь и чувствительность присущи всем вещам в природе, всем формам материи.

    ГУМАНИЗМ – принцип мироздания, в основе которого лежат убеждение в безграничных возможностях человека и его способности к совершенству; требование защиты достоинства личности, ее свободы; идея о праве человека на счастье и удовлетворении его потребностей и интересов как конечной цели общества.

    МАКИАВЕЛЛИЗМ – философское учение, в основе которого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которым государство признается высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – целью и смыслом человеческого существования. Причем, все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются заботой о процветании и могуществе государства. Отсюда макиавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей.

    МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи.

    НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ – философское учение о природе как целостной организации, основанное на пантеизме, динамизме и гилозоизме, а также на тождестве микро- и макрокосмоса.

    ОПТИМИЗМ – восприятие жизни, которое характеризуется надеждой на лучшее, благоприятный исход в противоположность пессимизму как неверию в будущее.

    ПАНПСИХИЗМ – учение о всеобщей одушевленности, согласно кото-рому все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой.

    ПАНТЕИЗМ – философское учение, отождествляющее бога и мир, растворение бога в природе, натуралистические тенденции которого с большей силой проявились в эпоху Возрождения.

    РЕФОРМАЦИЯ – широкое антифеодальное и антикатолическое дви-жение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму, которое ставило внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности с целью подчинения церкви властью государства.

    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – форма освобождения от религиозных и церковных
    институтов, от религиозного влияния на все сферы жизни общества и личности.

    УТОПИЯ (страна, которой нет) – течение эпохи Возрождения о коренном преобразовании общества и его описание в виде идеального гос-дарства. Введено T. Мором после опубликования его книги «Утопия» как прообраз лучшего общественного строя, а также нереальных планов социальных преобразований.
    Тематика докладов и рефератов


    1. Мировоззрение итальянских художников эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело).

    2. Понятие о счастье в итальянском гуманизме.

    3. Учение о свободе в философии Возрождения.

    4. Образ мироздания и место в нем человека в «Божественной комедии» Данте.

    5. Политика и мораль в «Государстве» Н. Макиавелли.

    6. Учение о Вселенной в ренессансном естествознании.

    7. Гуманистические и пантеистические воззрения Дж. Бруно.

    8. Значение гелиоцентрической системы Коперника для развития философии.

    9. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

    10. Социальные утопии эпохи Возрождения.


    Тексты и источники
    Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. - М.,1980.

    Макиавелли Н. Государь. - М.,1993.

    Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.,1997.

    Роттердамский Э. Философские произведения. - М.,1986.
    Научная литература
    Античное наследие в культуре Возрождения. - М.,1984.

    Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.

    Баткин. Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

    Багр М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987.

    Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

    Доброхотов А.Л. Данте. - М., 1990.

    Кузнецов Б.Г. Идеи и образы итальянского Возрождения.- М., 1978.

    Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

    Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. - М., 1984.

    Схема 11






    Схема 12

    Эпоха возрождения

    Схема 13
    Искусство эпохи Возрождения

    Жанры

    Периоды


    XII – XV в.

    XV в.

    Живопись

    Италия


    Джотто, Мартини,

    Вероккио, Мазаччо, Липпи,

    Гирландайо, Боттичелли,

    Леонардо да Винчи

    Нидерланды


    Ван Эйк, ван дер Гус,

    Мамлинг, Босх

    Франция


    Фуке

    Италия


    Рафаэль, Микеланджело,

    Джорджоне,Тициан,

    Веронезе, Тинторетто,

    Караваджо

    Нидерланды


    Брейгель старший

    Франция


    Клуэ

    Германия


    Дюрер, Грюневальд, Гольбейн Младший, Кранах

    Испания


    Эль Греко

    Архитектура, скульптура

    Италия


    Джотто, Пизано, Гиберти,

    Донателло, Вероккио,

    Альберт

    Франция


    де Шелль, де Монтро,

    де Куси, де Суассон

    Италия


    Микеланджело, Браманте, Фонтана
    Франция

    Гужон, Леско, Пилон

    Литература

    Италия


    Данте, Петрарка, Боккаччо
    Испания

    Манрике

    Нидерланды


    Эразм Роттердамский

    Италия


    Тассо, де Вега, Ариосто
    Испания

    Сервантес

    Франция


    Ронсар, Рабле, дю Белле,

    Лабе, Спенсер, Шекспир

    Португалия


    Комоэнс
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта