Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям
Скачать 1.69 Mb.
|
Методические указанияПриступая к изучению темы, необходимо иметь в виду, что марксизмом называют учение К. Маркса (1818-1883 гг.), Ф. Энгельса (1820-1895 гг.) и развитое В.И. Лениным (1870-1924 гг.). Возникновение марксизма – закономерный процесс и критическое переосмысление всей предшествующей философской мысли. Марксизм вышел на историческую арену в 40-х годах, в России – в конце XIX века. Появлению философии марксизма предшествовали научно-теоретические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки. К социально-экономическим относятся: утверждение капитализма и выход пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии и чартистское движение в Англии). К естественнонаучным пред-посылкам относятся: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина и клеточная теория. Теоретические источники марксизма: немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. В истории марксизма различают три этапа: начало деятельности Маркса и Энгельса, развитие теории от буржуазной революции до Парижской коммуны и от Парижской коммуны до смерти Маркса и Энгельса. Далее различают: Ленинский этап его развития, Сталинский этап, советский период и неомарксизм (современный и его разновидности). Отвечая на второй вопрос темы, необходимо уяснить, что марксизм объяснил, почему основным элементом развития общества является способ производства в единстве двух его сторон – производительных сил и производственных отношений. Именно они определяют положение общества, характер организации труда, социально-классовую структуру и все другие проявления общества. Совокупность производственных отношений выступает в качестве базиса (скелета), на котором формируется надстройка данного общества (идеи, теории, взгляды, учреждения, организации, идеология). Классики марксизма выделили несколько типов организации общества – общественно-экономических формаций: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический; ввели понятия общественное бытие (материальная жизнь общества) и общественное сознание (духовная его жизнь, отражение материальной жизни в идеях, представлениях, теориях), сделав вывод, что общественное бытие определяет общественное сознание. Третий вопрос темы раскрывает главную особенность философии марксизма – решение им проблемы человека, ибо целью коммунистического общества является освобождение человека от всех форм гнета. По Марксу, вся предшествующая история была историей развития частной собственности. Победа пролетарской революции есть не уничтожение частной собственности, а лишь начальный шаг к ее «упразднению». Коммунизм есть не идеальный способ производства, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности, по завершению которой наступит новая эпоха – эпоха «положительного гуманизма», где «свободное развитие каждого будет условием развития всех». Уничтожение частной собственности – это овладение всей совокупностью господствующих над индивидами производственных отношений. Поэтому целью коммунистических преобразований, прежде всего является освобождение человека от всех форм гнета (отчужденных производственных отношений), возвращение человеку отчужденной от него человеческой сущности, то есть возвращение к самому себе как человеку общественному, к человеческому общественному бытию, что является действительным разрешением противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, между сущностью и существованием, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Сущность социализма и коммунизма – планомерное уничтожение производственных отношений, а оно полностью совпадает с уничтожением труда, ибо он является силой, стоящей над индивидом. Но нельзя считать упразднение труда как уничтожение всякой деятельности, во имя основания царства бездеятельности. Упразднение труда – это есть превращение трудовой деятельности в подлинно человеческую, уничтожение производственных отношений во имя утверждения отношений человеческих. Четвертый вопрос темы освещает развитие философии марксизма в России в лице Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. С именем Плеханова связывают раскрытие им идей о законах развития общества, роли народных масс и личности в истории, роли идеологии в жизни общества и механизме ее обратного воздействия на экономику. Он не избежал ошибок, полагая, что наши ощущения (иероглифы) способны передавать как сами события, так и те отношения, которые между ними существуют (влияние Гельмгольца), то есть допускал возможность идеализма в естественнонаучном знании. Вкладом В.И. Ленина в разработку философии марксизма явилась книга «Материализм и эмпириокритицизм», где получили развитие следующие идеи: основной вопрос философии – как вопрос об отношении материи и сознания, анализ понятий «материя» и «сознание», теория познания как теория отражения, проблемы истины. Он показал, что законы диалектики полностью приемлемы для анализа общественных процессов. Нельзя отрицать вклада В.И. Ленина в философию конца XIX – начала XX веков. Последний вопрос темы мало разработан в литературе, здесь огромное поле для дальнейших исследований. После смерти Ленина главными становятся проблемы изучения и разработки ленинских положений марксизма. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был А.М. Деборин. Он допускал, что марксистская философия – это синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, не заметив качественного скачка, происшедшего в философии марксизма. Со второй половины 30-х до начала 50-х годов (культ личности Сталина) все философские проблемы рассматривались в свете работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.), которая страдала схематизмом и содержала ряд ошибочных положений: противопоставление диалектического и исторического материализма, отсутствовало понимание диалектики как общей теории развития, закон единства и борьбы противоположностей бал заменён учением о единстве противоположностей при отсутствии закона отрицания отрицания. И таких «просчетов» в его работе предостаточно. Тем не менее, в стране шла работа по разработке коренных вопросов диалектического материализма: о материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины. Среди исследователей были Т. Павлов («Теория отражения»), Е.П. Ситковский («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П.В. Копнин («О количественных и качественных изменениях в природе») и др. Под неомарксизмом следует понимать название целой группы философских течений, ориентирующихся на отдельные положения и использующих категориальный аппарат марксистской философии. Неомарксизм может быть разделен на два основных направления: гуманистическое и сциентистское. Гуманистические основы заложены в 30-х годах венгерским философом Д. Лукачем и итальянским философом А. Грамши, а сциентистское (научное) течение сформировалось в 60-х годах под влиянием работ французского философа Л. Альтюсера. Гуманисты полагали, что в марксизме недостаточно внимания уделялось личности, проблемам духовности, и стремились восполнить этот пробел. К этому течению можно отнести: франкфуртскую школу (Адорно, Хебермас), которая была теоретической базой движения «новых левых»; фрейдо-марксизм (Райх, Фромм); экзистенциальный марксизм (Сартр, Мерло-Понти); группу «Праксис» (Петрович, Маркович). Сциентисты стремились придать своим исследования естественнонаучный характер. Его продолжателями являются: итальянский философ Делла Вольпе, считавший, что философские абстракции непригодны для конкретно научных исследований; аналитический марксизм (Коэн) в Англии и США в конце 70-х годов, развивающее учение об обществе на основе методов современной науки (функциональный анализ, теория игр и др.). Основные понятия БАЗИС И НАДСТРОЙКА – основные категории марксизма; базис – экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка – это система идей и складывающихся в соответствии с ней идеологических отношений. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – одна из форм материализма, создателями которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – учение марксизма о закономерностях общественной жизни, законах развития истории. КЛАССЫ – это большие группы людей, которые характеризуются четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения доли дохода. Маркс и Энгельс объяснили происхождение классов экономическими причинами развития общественного труда и возникновением частной собственности, а Ленин разработал теорию классов и классовой борьбы (в работе «Великий почин») и дал развернутое определение классов. КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ – типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как антисоциальное существо, а принцип коллективизма налагает высокую меру ответственности человека за судьбу коллектива. Но если коллективизм, индивидуализм – это абсолютизация одной из сторон человеческой сущности, то коллективность и индивидуальность – это поистине диалектическое единство её противоположных начал, выражающих две её тенденции: к слиянию с обществом и выделению «Я» в качестве автономной единицы. КОММУНИЗМ – это эпоха, а не особый способ производства, которая характеризуется становлением практического гуманизма, связанного с освобождением человека от всех конкретных форм гнета отчужденных производственных отношений, возвращение человеку отчужденной человеческой сущности; это положительное упразднение частной собственности, самоотчуждение человека и в силу этого – подлинное присвоение человеком его сущности. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА – это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни людей их общественного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм – к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общество, а конкретное, функционирующее по определенным законам как единый социальный организм. ОТЧУЖДЕНИЕ – понятие, характеризующее процесс превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него и господствующее над ним. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средства производства) факторов, необходимых для преображения вещества природы в нужные человеку продукты. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, необходимых для движения общественного продукта от производства до потребления. РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – коренной переворот в социально-эко-номической структуре общества, сопровождающийся внезапным насильственным изменением существующего политического строя. СОЦИАЛИЗМ («общественный») – низшая фаза коммунистической эпохи, сутью которой является планомерное и сознательное уничтожение частной собственности, производственных отношений и самоотчуждение человека с целью возвращения ему его отчужденной сущности. Коммунистическая эпоха имеет три фазы: низшую (социализм), среднюю (развитой социализм) и высшую (коммунизм в собственном смысле слова). Основное содержание социализма – уничтожение трех экономических форм частной собственности (капитал, деньги и права), снятие отчужденных экономических отношений распределения, обмена, производства и потребления. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями; это влечет за собой замену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. ЧЕЛОВЕК – субъект исторического процесса, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них, благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид – это единичный человек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа, то человек – это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых существ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность – это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные качества и воспроизводящий социокультурный опыт человечества. Тематика докладов и рефератов
Тексты и источники Ленин В.И. Карл Маркс // ПСС.-Т.26 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. -Т.3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.42. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.3. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю: Избр. философ. произв: В 5 т. - М., 1956. - Т.1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах в конце классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.21. Научная литература Арон Р. Карл Маркс, этапы развития социологической мысли. - М.,1993. Бердяев Н.А. Историки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. Квинтэссенция: Философский альманах. - М., 1992. Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина: формирование и основные черты. - М.,1990. Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М.,1986. Марксистская философия в XIX веке: В 2 кн. - М., 1979. Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство. - Киев, 1983. Марксизм в России. - М., 1990. Освобождение духа. - М., 1991. Ойзерман Т.Н. Формирование философии марксизма. - М., 1988. Философское сознание: драматизм обновления. - М., 1990. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса. Душа человека. - М., 1992. Схема 17 Схема 18 Схема 19
Тема 9. Русская философия План
Методические указания Приступая к изучению первого вопроса, обращаем внимание на то, что первый период развития философии на Руси (XI – XVII вв.) – это этап допетровской Руси, который соответствует эпохе средневековья в западноевропейской культуре. Этот период делится на период Киевской Руси (XI – XII вв.) и московский период (XIII – XVII вв.). Важнейшим событием киевского периода была христианизация Руси (988 г.), которая сформировала новую духовную культуру под влиянием Византии как центра православия, ставшего в России государственной религией. Важнейшие факторы развития культуры этого периода: письменность, просвещение, а также религиозное мировоззрение. Первые литературные памятники Руси – «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Данилы Заточника, «Слово о полку Игореве», где на религиозной основе формировался понятийный философский аппарат. Произведения Иллариона Киевского («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедь веры») пронизаны религиозно-философским содержанием, это попытка осмыслить ход истории. Святослав в своем «Изборнике» (1073г.) разрабатывает понятие патристики и тему Софии как символа божественной премудрости. «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), включенное в «Повесть временных лет», содержит моральные, правовые и политические проблемы. Второй период – период киевской Руси связан с образованием Московского государства. Огромное влияние на Русскую философию этого времени оказывает исихазм – богословское учение византийского философа Григория Паламы. В XIV – XVI вв. в высших православных церковных кругах образовались два направления – иосифляне и нестяжатели, если иосифляне считались приверженцами священного писания, то нестяжатели были близки к исихазму. Видными нестяжателями были: Нил Сорский, Максим Грек. Развитие русской государственности в XV – XVI вв. выразилось в доктрине «Москва – третий Рим», сформулированной монахом Псковского монастыря, иосифлянином Филофеем, который в своем послании царю Василию III доказывал, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя духовно-нравственные и политические предначертания. Второй этап в развитии русской философии – Петровская Русь (XVIII в.). Здесь можно иметь в виду, что на развитие философии этого этапа влияли два важных фактора: процесс европеизации Руси, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризация общественной жизни. Этому способствовали отмена Петром I патриаршества и установление для церкви синодального правления. Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти. XVIII век поставил Россию вровень с Европой. Высокие темпы развития, прогрессивные нововведения внедрялись в жизнь жестокостью и насилием. На протяжении этого века бунтовали крестьяне (войны под предводительством К. Булавина, Е. Пугачева). Россия вела войны, зрели заговоры сначала в боярской, а затем в дворянской и разночинной среде. Страна воспринимала западную культуру, а нежелавшие ее усваивать принуждались к этому силой. В 1755 г. был открыт Московский университет. С этого времени образование отходит от схоластики, а наука освобождается от церкви. Наиболее существенным явлением в среде науки в этот период стал кружок, получивший название «ученая дружина Петра I», самыми видными его участниками были: Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), А.Д. Кантимир (1708-1744 гг.), но первой научной величиной был М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), который заложил основы материалистической традиции, а также А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – известный борец с абсолютизмом и крепостным правом, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», деист, который изложил свои философские воззрения в книге «О человеке, его смертности и бессмертии». Третий вопрос темы важно начать с рассмотрения дискуссии западников и славянофилов. Западничество восходит к «Философским письмам» П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). К видным западникам относились: А.И. Герцен, Н. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.В. Станкевич, И. Пантилеев, В.Г. Белинский. В среднем западничество характеризуется европейской ориентацией, направленностью исторического развития России на путь европейской цивилизации. В противовес им славянофилы (К.А. Аксаков, И.В. Киреев, А.С. Хомяков) отстаивали самобытный путь России, основанный на православии и монархии, считая, что русскому народу исконно присуща религиозность, аскетизм, смирение и подданность царизму. Они идеализировали допетровскую Русь, патриархальную крестьянскую общину. Материалистической философия России XIX века представлена именами: Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Антоновича. Но самой великой фигурой в философии этого времени был В. Соловьев (1853-1900 гг.), создавший самостоятельную философскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. В последнем вопросе темы освещается русская философская мысль ХХ века, представленная концепциями: Н.А. Бердяева (1874-1948 гг.) и рус- ского космизма в лице Н.Ф. Федорова (1829-1903 гг.) с его системой философии «общего дела», В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и других. Русский космизм – уникальное явление в философской мысли, сыгравший огромную роль в развитии европейской науки и философии. Основные понятия БРАТСТВО – понятие социальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей – это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм – это порок, он сродни самолюбию, а отечественность – это любовь к отцам, и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен быть заменен отечественностью, что означает общебратское дело – возвращение отцов к жизни. Братство – это основа будущего устройства общества и рецепт спасения мира от духовно-нравственного одичания людей. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ) – учение Н. Федорова, которое является его концепцией космизма, названной философией «общего дела», суть которой является воссоздание всех живших на земле поколений, их преображение и воскрешение к богу. На основе одного из тезисов христианской веры «Чаю воскресенья мертвых», где выражена вера в то, что мертвые воскресают, ибо бог смерти не создавал («чаю, что тела умерших, соединяясь с их душами, оживут и будут бессмертны»). Воскресение Иисуса Христа есть несомненное доказательство возможности воскреснуть из умерших людей. Это можно достигнуть путем регулирования человечеством слепых сил природы средствами развивающейся науки и техники. По Федорову, разложение тела и полное рассеяние его частиц невозможно, следовательно, не является препятствием к его восстановлению (т.к. частицы тела не могут покинуть пределы пространства). Этим он утверждал идею всеобщего спасения человечества во Вселенной, критикуя христианскую идею личного спасения. ВСЕЕДИНСТВО – принцип, означающий принцип Вселенной, всего сущего на основе взаимопроникновения и вместе с тем взаиморазделенности всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединства как абсолют (благо, красоту, истину). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др. ГРЕХОПАДЕНИЕ – в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева оно означает развитие человеческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления. ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу. К ним относились: Герцен, Грановский, Огарев, Кавелин, Боткин, Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев. КОСМИЗМ РУССКИЙ – направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но собственную природу. ЛЮБОВЬ – в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить – отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви – это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной). НИГИЛИЗМ – в широком смысле слова это отрицание общественных ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций. НООСФЕРА (сфера разума) – в философии Вернадского естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), ибо разумная жизнь – это живое вещество, имеющее не случайное и локальное, а глубинное и космическое распространение. НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящего дела людей выше их возвышенных мыслей. ОБЩЕЕ ДЕЛО – философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело человечества. ПОЧВЕННИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея – утверждение в том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой её общественно-политического и духовного развития – идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. ПСИХОКРАТИЯ – в философии Н. Федорова форма общественного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отношениями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и проникновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психократии – одна из форм социальной утопии. РУССКАЯ ИДЕЯ – идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX – начала XX вв. Доминирующий мотив русской идеи – признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей все народы мира в единое, нерасчлененное целое, вера в то, что России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение в России и идеалистическое философское направление общественной мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России. Возглавлено Киреевским, братьями Аксаковым и Хомяковым. Выступило с основаниями самобытности пути России, основанном на православии, патриархальной общине, механизме русского народа. СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – одно из учений русских славянофилов, согласно которому соборность – это общий принцип устроения бытия, когда множество людей объединяются на основе сил любви, свободы и братства (в противоположность ассоциации, которая является формальным и чисто внешним соединением множества элементов). Русская крестьянская община приближалась к идеалу соборности. СОФИЯ (мудрость) – одно из основных понятий религиозной русской философии, означающее вечную женственность и творческую божественную мудрость, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в себе всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София – некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она – источник божественной энергии. ТЕОСОФИЯ – название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиозно-философских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом). ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женственность) – философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892 г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение человека; эротический подъем – реальное преодоление между человеком и Богом. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО – одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология – это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, божьем царстве на земле. Эсхатологическое христианство – это цикл человеческого существования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, а синтезом становится формирование богочеловечества, которое является концом истории и наступлением вечного царства духа, свободы и бессмертия. Эсхатологическое христианство – это истинная религиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения – опосредуются богом. Смысл истории – это переход в иной мир, находящийся за пределами истории и времени, причем существующий не в будущем, а просто в другом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкоснуться с ним в акте творчества. Тематика докладов и рефератов
Тексты и источники Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - № 1,2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1990. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М., 1994. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. Леонтьев К. Записки отшельника. - М., 1992. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. О России и русской философской культуре. - М., 1990. Русский космизм. Антропология. - М., 1993. Соловьев В.С. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1988. Трубецкой С.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева: В 2 т. - М., 1995. Хомяков А.С. Историософская публицистика // Сочинения: В 2 т. - М., 1994. - Т.1. Чаадаев П.Я. Философические письма: Избр. произв. - М., 1989. Научная литература Акулин В.Н. Философия единства: от В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991. Галабионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX вв. - Л., 1989. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII в. - М., 1990. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1995. Зеньковский В.В. История русской философии. - М., 1991. Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах. - М., 1997. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М., 1996. Лосев А.В. Владимир Соловьев и его время. - М., 1990. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. Новиков А.И. История русской философии. - СПб, 1998. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. Серебриенко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток, Россия. - М., 1994. Тарасов Б.Н. Чаадаев. - М., 1991. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX – XX вв. - Нижний Новгород, 1992. Шкуринов П.М. Философия России XVIII века. - М., 1992. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии: Сочинения. - М., 1989. Философы России XIX – XX столетий. - М., 1993. Схема 20 Схема 21 Схема 22 Схема 23 Схема 24 |