Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия АРХЕТИП

  • ВОЛЮНТАРИЗМ

  • ИНТРОЕКЦИЯ

  • ИРРАЦИОНАЛИЗМ

  • НЕОФРЕЙДИЗМ

  • СТРУКТУРАЛИЗМ

  • ФЕМИНИЗМ

  • ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ

  • Тематика докладов и рефератов

  • Различия в философских воззрениях Шопенгауэра и Ницше

  • Экзистенциалы человеческого бытия

  • Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма

  • Литература к I разделу курса

  • ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Тема 11. Проблема бытия и теории развития в современной

  • Основные понятия АТРИБУТ

  • АБСОЛЮТНЫЙ

  • ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

  • ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

  • ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

  • ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  • КАТЕГОРИЯ

  • Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям


    Скачать 1.69 Mb.
    НазваниеМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
    АнкорМетодические указания.doc
    Дата13.03.2019
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодические указания.doc
    ТипМетодические указания
    #25689
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Схема 24



    Схема 25

    Тема 10. Западная философия второй половины XIXXX веков
    План


    1. Характерные черты современной западной философии.

    2. Позитивизм: проблемы и исторические формы.

    3. Иррационализм и философия жизни: Шопенгауэр и Ницше.

    4. Экзистенциализм: проблемы и противоречия.

    5. Религиозная философия ХХ века.

    6. Фрейдизм и неофрейдизм как разновидность миротворчества.

    7. Философия науки: сциентизм и антисциентизм.


    Методические указания
    Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что современной западной философией принято называть философскую мысль Европы конца XIX – ХХ веков, основной чертой которой можно назвать противоречивость.

    Но какими бы ни были разными направления современной западной философии, всем им присущи общие черты и тенденции: они не представляют собой единого учения; практически все школы и направления являются разновидностями субъективного идеализма (объективный идеализм представлен только неотомизмом и его разновидностью – тейярдизмом); все они стоят на антидиалектических позициях; намечается общая тенденция перехода от позиций рационализма к позиции иррационализма (т.е. отрицание роли разума и неверие в возможности человеческого сознания; преувеличение таких элементов психики, как воля, инстинкт, бессознательное и др.); культ науки или наоборот отрицание ее возможностей в лице сциентизма или антисциентизма; концентрация внимания вокруг проблем человека и его места в мире (экзистенциализм, персонализм, философская антропология, религиозная философия); фидеизм как стремление подчинить науку и философию целям и защите религиозных догм; эклектизм – соединение в едином учении почти несоединимых идей и различных теорий, чаще всего из «большой тройки» (экзистенциализм, неопозитивизм и теотомизм).

    Изучая второй вопрос темы, надо обратить внимание на то, что позитивизм – это одно из ведущих направлений современной западной философии, охватившее прежде всего круги научно-технической интеллигенции, объявившее единственным источником положительного знания конкретные эмпирические науки, отрицавшее познавательную ценность философии. В истории философской мысли различают три его формы: классический позитивизм (Конт, Спенсер, Милль), эмпириокритицизм или махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (включающий школы: логического атомизма, логического эмпиризма, логической семантики, аналитической философии).

    В 60-70 гг. XIX в. в Германии и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как правление некой первоначальной реальности – жизни, недоступной ни чувствительному, ни рациональному познанию и постигаемой только интуицией через непосредственные переживания. Идейным источником «философии жизни» явилось иррациональное и волюнтаристское учение немецкого философа Шопенгауэра (1788-1860), развитием которого является теория Ницше (1844-1900) о воли к власти и сверхчеловеке, но самым крупным из них был Бергсон (1859-1941) – автор теории о сверхразумной интуиции (схема 37).

    Четвертый вопрос темы связан с анализом одного из популярных течений западной философской мысли – экзистенциализма (или философии существования), охватившего круги художественной интеллигенции. Его предшественниками считают датского философа Кьеркегора, немецкого философа Ницше и Ф.М. Достоевского. В России его идеи проповедовали Шестов, Бердяев, в Германии – Хайдеггер и Ясперс, во Франции – Марсель, Сартр, Камю, а среди писателей ХХ в. его взгляды выражали Хемингуэй, Беккет, Сент-Экзюпери. Предметом изучения экзистенциализма был человек, его бытие. Однако, по их мнению, наука о человеке невозможна: каждый человек обладает своей истиной, у каждого своя философия, ибо каждый творит свой мир таким, каким хочет видеть. Жизнь – бессмысленна, абсурдна, а человек испытывает перед ней страх, поэтому стремится к смерти – это высшая свобода. Смерть – это цель существования. Жить или не жить – вот в чем вопрос экзистенциализма. Только на пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию, когда человек познает свою сущность и приобретает высшую ценность.

    Подходя к изучению пятого вопроса темы, необходимо помнить, что все религиозные школы современной западной философии являются разновидностями объективного идеализма и основаны на учении средневеко-
    вого схоласта Фомы Аквинского, которое принято называть томизмом, а его современный вариант – неотомизм – признан официальной философией римско-католической церкви. Его представителями являются: Маритен, Шестон (Франция), Веттер (Италия), Бохенский (Германия) и др. Неотомизм – это философское обоснование религии, а основные его задачи – рациональное раскрытие и оправдание истин теологии. Мир представляется как сотворенный богом, иерархически расчлененный на ряд ступеней. Разновидностью неотомизма является тейярдизм (основатель – французский ученый Тейяр де Шердан (1881-1955), для которого модернизация христианства становится основной идеей, а главное место в этом отводится науке, которая трактуется как разновидность религиозного отношения к действительности.

    Шестой вопрос темы изучает одно из самых популярных направлений западной философской мысли – фрейдизм и неофрейдизм, которые являются разновидностью мифотворчества. Основателем его является З. Фрейд – австрийский врач-психиатр, который, занимаясь лечением душевно больных детей, создал на этой основе философию бессознательного. Это учение подхватили «новые левые» – бунтующая молодежь и авторы различных жанров художественного творчества (литература «потока сознания», театр абсурда, сюрреализм, поэзия рока и какофоническая музыка). Учениками и последователями Фрейда были Юнг (1875-1961), Адлер (1870-1937) и Ранк (1880-1939). Если Юнг разработал учение о психологических типах и архетипах, Адлер – учение о «комплексе неполноценности», то Ранк – учение о «травме рождения». Идейными предводителями неофрейдизма являются: Хорни, Маркузе, Фромм. Основоположником теории фрейдо-марксизма считается К. Хорни (немка, активно выступавшая против фашизма), создавшая её вместе с Маркузе и Фроммом.

    Последний вопрос темы посвящен анализу философских школ Запада, которые развивают проблемы взаимоотношений человека и общества с наукой и техникой, т.е. влияния НТР на мир. Различают два диаметрально противоположных подхода в решении этой проблемы: сциентизм (наука призвана стать ведущей областью человеческой деятельности и в состоянии усовершенствовать общество и решить все мировые проблемы) и антисциентизм (высказывающий сомнения в возможностях науки). Причем сциентизм и антисциентизм периодически сменяют себя на исторической арене. С 80-х годов нашего века поднимается новая волна озабоченности судьбами мира и человека, появляются теории «умеренного» или «сдержанного технооптимизма» (два последних Всемирных философских конгресса, последний из которых проходил в Москве в 1993 г., были посвящены этой проблеме).
    Основные понятия
    АРХЕТИП – основной термин теории Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики.

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – учение З. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю созна-
    тельную жизнь и судьбу человека, являющуюся основой интуиции при решении задач и всех актов человеческой деятельности.

    ВЕРИФИКАЦИЯ – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опытной проверки путём сопоставления с чувственными данными.

    ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель – Шопенгауэр, а продолжатели – Штирнер и Ницше.

    ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство и теория истолкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человеческого бытия.

    ИНТРОЕКЦИЯ – философское понятие, обозначающее вкладывание сознания в мозг, то есть мыслей об объектах.

    ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению.

    ИРРАЦИОНАЛИЗМ – тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства и интуиция.

    ЛИБИДО («страсть») – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви.

    МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Авенариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки.

    НЕОМАРКСИЗМ – условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифицированные в соответствии с требованиями современности.

    НЕОПОЗИТИВИЗМ – обобщенное название современных философских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия).

    НЕОТОМИЗМ – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представители: Маритен, Лоц, Грабман и др.

    НЕОФРЕЙДИЗМ – обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм.

    ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бытия.

    ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психо-эмоционального стресса и т.п.).

    ПОЗИТИВИЗМ (положительный) – философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии три этапа: классический (Конт, Спенсер, Милль), махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (логический атомизм, логический эмпиризм, логическая семантика, аналитическая философия).

    ПРАГМАТИЗМ – философское учение, согласно которому знанием является только то, что имеет практическую применяемость; философия действия.

    СТРУКТУРАЛИЗМ – философское мировоззрение, согласно которому имеет приоритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры.

    СУБЛИМАЦИЯ – в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую.

    УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») – тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является целью и средством че-ловеческого бытия, а ценность поступка определяется его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам.

    ФЕМИНИЗМ – философский принцип, согласно которому права и свободы женщин должны быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью.

    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – философское учение, согласно которому предметом учения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии – раскрытие сущности предмета, явления.

    ФИДЕИЗМ (от «вера») – учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм.

    ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое философское течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ее представители: Ницше, Дилльтей, Зиммель, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму.

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ («существование») – философское учение, в конце которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления существования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу.

    ЭКЗИСТЕНЦИЯ – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях.

    ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат).
    Тематика докладов и рефератов


    1. Философия второй половины XIX в. как самосознание европейской культуры.

    2. Проблема человеческой свободы в философии Ницше.

    3. Идейные истоки и смысл философии жизни (Шопенгауэр, Ницше).

    4. Наука второй половины XIX века и позитивизм в философии (Конт, Спенсер).

    5. Философия и наука: сциентизм и антисциентизм.

    6. Экзистенциальная философия и ее основные направления (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю).

    7. Религиозная философия: основы направления и тенденции.

    8. Человеческое сознание в зеркале фрейдизма и неофрейдизма.


    Тексты и источники
    Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии. Культурология. ХХ век: Антропология. - М., 1995.

    Зимель Г. Конфликты современной культуры; Культурология. ХХ век: Антропология. - М., 1995.

    Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

    Конт О. Дух позитивной философии. - М., 1910.

    Культурология. ХХ век: Антропология. - М., 1995.

    Маритен. Ж. Философ в мире. М., 1994.

    Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения: В 2 т. - М., 1990. – Т.2.

    Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

    Рассел Б. Человеческое познание. - М., 1957.

    Самосознание европейской культуры ХХ века. - М.,1997.

    Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм Марксизм и гуманизм. - М., 1995.

    Сартр Э.П. Тошнота. - М.,1994.

    Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

    Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. - М., 1992.

    Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997.

    Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.
    Научная литература
    Богомолов А.С. Буржуазная философия США. - М., 1974.

    Буржуазная философия ХХ века. - М., 1974.

    Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М., 1991.

    Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.

    Зотов А.Ф., Мель иль Ю.К. Западная философия ХХ века. - М., 1978.

    История современной западной философии. - СПб., 1997.

    Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная ан-тропология. - М., 1985.

    Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия ХХ века. - М., 1976.

    Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - М.,1994.

    Смирнов Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». - М., 1997.

    Современная буржуазная философия. - М., 1978.

    Современная буржуазная философия и религия. - М., 1977.

    Чуешов В.Ч. Введение в современную философию. - Минск, 1998.


    Схема 26

    Схема 27

    Схема 28
    Различия в философских воззрениях Шопенгауэра и Ницше




    Шопенгауэр

    Ницше

    1. Первооснова мира и человека

    «Воля к жизни» - демиург Вселенной

    «Воля к власти» - ничем

    причинно не обусловленное

    явление

    1. Общая характеристика мира




    Мир един, поскольку является

    «объективацией» единой «воли

    к жизни»

    Мир дискретен,

    так как существует

    множество «воли к власти»

    1. Саморазвитие мира




    Мир динамичен, так как «воля

    к жизни» обеспечивает его переход

    от одной ступени «объективации»

    к другой

    Прогресс отсутствует,

    есть только

    «вечное возвращение»

    1. Пути «освобождения человека»




    Нравственное и эстетическое

    прозрение. Освобождение

    от индивидуальности и «воли

    к жизни»

    Утверждение

    индивидуальности

    посредством борьбы

    с коллективно значимыми

    формами морали и религии

    1. Итог самосовершенствования человека

    Осознание индивидуальной ценности

    человеческой жизни. Отказ

    от «воли к жизни»

    Выращивание индивидуальных качеств «сверхчеловека»

    как полной реализации воли

    к власти

    Схема 29


    Экзистенциалы человеческого бытия






    Ясперс

    Сартр

    Камю

    1. Бытие в мире

    Бессмысленное, враждебное к человеку бытие

    Не подлинное бытие

    человека, потеря

    изначальной свободы

    Безразличное,

    жесткое,

    абсурдное бытие

    2. Экзистенция

    Временные душевные

    озарения, связанные

    с пограничными ситуациями и коммуникацией

    Душевное напряжение,

    связанное с обретением

    свободы и ответственности

    Бунт абсурда

    в завоевании

    индивидуальной

    свободы

    3. Трансценденция

    Удержание постоянного

    душевного состояния

    посредством обращения

    к богу

    Утверждение личной

    ответственности

    за весь мир,

    как реализацию абсолютной

    свободы

    Обретение

    оллективно-индивидуальной

    свободы

    Схема 30
    Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма




    З. Фрейд

    Юнг

    Фромм

    1. Онтологический статус личности

    Человек эротическое

    существо

    Человек архетипическое

    существо

    Человек

    психосоциальное

    существо

    1. Природа

    бессознательного

    Индивидуальный

    иансексуализм

    Коллективно-бессознательный архетип

    Совокупность

    социально-психологических свойств, именных

    в своей сущности

    1. Механизмы развития психики

    Вытесненная

    сексуальность

    Оборачиваемость, единого

    жизненного потока энергии

    Конфликтная

    ситуация,

    обусловленная социально-культурными

    причинами

    1. Механизм адаптации личности в окружающей среде

    Сублимация

    Синхронность

    беспричинных и причинных связей

    Выработка

    социального

    характера

    1. Проблема гармонии

    личности и мира

    Рациональное подавление сексуальности

    Соответствие различных

    типов культур архетипу

    бессознательного

    Формирование

    продуктивного

    социального

    характера

    Литература к I разделу курса
    Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

    Бабушкин В.У. О природе философского знания. - М., 1978.

    Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1986.

    Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. - М., 1983.

    Буржуазная философия кануна и начала империализма. - М., 1977.

    Галактионов А.А., Никондров П.Ф. Русская философия XI – XIX вв. - М., 1989.

    Гегель Г. Лекции по истории философии: Сочинения. - М.; Л., 1935. – Т.2.

    Гарфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. - М., 1980.

    Гугыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

    Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX – начала ХХ в. - М., 1988.

    История античной диалектики. - М., 1972.

    История диалектики XIV – XVIII вв. - М., 1974.

    История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1978.

    История современной западной философии. - СПб., 1997.

    История философии. - М.: Приор, 1997.

    История философии в кратком изложении. - М., 1995.

    История философии. Запад-Россия-Восток. - М., 1996. – Кн.1, 2.

    Кувакин А.В. Что такое философия. - М., 1989.

    Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. - М., 1986.

    Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. - М., 1989.

    Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

    Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

    Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

    Марксистская философия в XIX в.: В 2 т.- М., 1974.

    Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ в. – М., 1983.

    Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1973.

    Некрасова Н.А., Некрасов С.И. История философии в терминах и понятиях. – Белгород, 1996-1998. – Ч.1, 2.

    Новиков А.И. История русской философии Х – ХХ веков. - СПб., 1998.

    Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - М., 1982.

    Реале Дж., Антисери Д. История философии: В 4-т. - СПб., 1994-1997.

    Современная буржуазная философия. - М., 1978.

    Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

    Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. - М., 1984.

    Философия. Ч.1. История философии: 2-е. изд. - М.: Юрист, 1999.

    Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1983.

    Хрестоматия по истории философии: В 3 т. - М., 1997.

    Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.

    Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1990.


    РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    Тема 11. Проблема бытия и теории развития в современной

    философии
    План


    1. Постановка проблемы бытия в истории философии.

    2. Фундаментальные принципы определения бытия. Бытие, и его ат-
      рибуты, формы.

    3. Проблема объективной реальности в классической и современной философии.

    4. Многовариантность развития. Единство упорядоченности и изменчивости.

    5. Идея развития в современной науке. Синергетика.


    Методические указания
    Данная тема посвящена рассмотрению основ онтологии. Онтология – особая область философских знаний, где рассматриваются проблемы бытия и небытия, существования и не существования, а также выявляется сущность всего того, что обладает этим качеством – быть, существовать. Она изучает проблемы бытия, принципы его построения, законы и формы. Онтология оказывается своего рода картиной, определяющей позиции человека в мире, ориентацию его деятельности и познания. Иными словами, она является как бы надстройкой над всем философским научным познанием.

    Первый и второй вопросы темы посвящены самой общей философской категории – категории бытия. Бытие – всеобщее свойство любого объекта, любой части реального мира; это все то, что существует, причем наличествует сейчас, в настоящее время (бытие всегда в настоящем). Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности, лежащей в основе всех вещей, явлений космоса, природы, человека. Различают объективное бытие (независимое от сознания) и бытие субъективное (независимое от первого). Кроме этого различают реальное бытие (действительное), номинальное (умопостигаемое), кажущееся (каким оно нам кажется, представляется) и формальное (явление, данное нам в опыте). В построении общей картины бытия получается своеобразная пирамида, в основании которой находится неживая природа, над ней – живая, а еще выше – человек как единство живой и неживой природы. Каждая из ступеней обладает своей спецификой и неповторимой сущностью. Принято различать следующие формы бытия: бытие вещей и процессов неживой природы, бытие живой природы, бытие духовное (идеальное) и бытие социальное.

    Третий вопрос темы дает возможность проанализировать другую всеобщую категорию – категорию субстанции, которой принято обозначать то, из чего состоит, откуда появляется то или иное «бытие», т.е. первооснову всего существующего. Такими основаниями в философии выступают: материя, сознание, бог и т.п. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те направления, которые выходят из приоритета одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская концепция называется дуализмом, если более двух – то это плюрализм.

    В монистических философских системах различают материалистический монизм (мир един и неделим, изначально материален; дух, сознание – идеальное – не обладают субстанциональной природой и являются свойством материи) и идеалистический монизм (признает материю производной от идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия). Таким образом, выделяют два основания, различных по природе и принципиально несводимых друг к другу – материю и сознание. Философская категория «материя» отражает всё бесконечное многообразие реально существующих видов материи и подчеркивает принципиальную несводимость ее к сознанию. Философское определение материи следует отличать от естественнонаучных представлений о ее строении, видах и свойствах. Материи как философской категории присущи такие атрибуты, как неисчерпаемость, неуничтожимость, движение, пространство и время. Неисчерпаемость материи подтверждается современным естествознанием так же, как и принципиальная неуничтожимость. Наиболее фундаментальными формами бытия являются пространство и время. В философии сложились принципиально отличные друг от друга направления, связанные с трактовкой пространства и времени: субстанциональное и реляционное. В субстанциональном направлении их рассматривают как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности, а реляционное – связывает с материей, движением и сознанием. Кроме этого, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании данных категорий. Материалистический подход: пространство и время – это атрибуты материи, основные формы ее существования, неразрывно связанные с ней, существующие вне и независимо от сознания, т.е. объективно. Идеалистические взгляды связаны с отрицанием объективной природы пространства и времени и признанием их зависимости от разных форм сознания, которые так или иначе выступают первопричиной их существования (представители субъективного идеализма рассматривают их как формы индивидуального сознания, а объективный идеализм утверждает, что они сотворены богом, абсолютной идеей или мировым разумом и являются свойством сотворенной им же материи, а поэтому имеют свое начало – момент творения). Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии и других естественных и точных наук. Пространство и время имеют свои особенности и виды.

    Четвертый вопрос темы фактически затрагивает проблему метода в философии и связан с вопросами соотношения изменчивости и покоя, развития и движения. Все перечисленные вопросы являются предметом особого раздела философских знаний, который называется «диалектика». Все структуры, внешне находящиеся в покое, пребывают в постоянном напряжении (ибо состоят из элементарных частиц, находящихся в непрерывном движении). Движение – способ существования материи. Оно неотрывно от материи и абсолютно. Покой же относителен и имеет преходящий характер. Движение происходит как самодвижение любой реальности. Сущность самодвижения раскрывается во всеобщем законе единства и борьбы противоположностей.

    Выделяют два основных типа движения: количественные и качественные изменения. Принято выделять пять форм движения (механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное), причем каждому уровню организации соответствует специфическая форма движения и между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, но высшие – качественно специфичны и несводимы к низшим.

    Попытка свести сложные формы движения к простейшим называется механицизмом или редукционизмом (отодвигать назад), а упрощение социальных форм движения до уровня биологических имеет место в биологизаторских концепциях. Вопрос об источнике изменения материи – вечный философский вопрос. В материалистической традиции выделяются два
    подхода к его решению: одни говорят о наличии у всякого движения внеш-него источника, а другие разрабатывают идею самодвижения материи под влиянием внутренне присущих противоречий. До недавнего времени прин-цип самодвижения материи сохранял умозрительный характер. Но в 50-60 годы XX столетия начинает разрабатываться синергетика как особая наука о самоорганизующихся системах, которая позволяет рассматривать самодвижение с позиции развивающегося естествознания.

    Научным объяснениям синергетики посвящен последний вопрос дан-ной темы. Основатели синергетики считают, что самоорганизация – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы без участия внешних сил или причин. Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Эти процессы носят спонтанный естественный характер, протекая при взаимодействии со средой, но в то же время они автономны от нее. Возникновение новых систем происходит в результате флуктуации (колебание, случайное отклонение), т.е. всеобщей формы изменений. Случайно возникшее в результате флуктуации структурное состояние систем закрепляется, становится устойчивым. Эта устойчивость возможна лишь от притока энергии из внешней среды. Далее эта система развивается по динамическому типу (сохраняя устойчивость объекта, его качество) даже при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования, т.е. происходит процесс приращения организации в пределах того же вида материи. Дальнейшее развитие ведёт опять к нарушению устойчивости и порядка.
    Основные понятия
    АТРИБУТ – неотъемлемое существенное свойство субстанции.

    АБСОЛЮТ (безусловный, неограниченный) – всеобщая основа мира, завершенное совершенство в идеалистической философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая материальное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о связи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести?

    АБСОЛЮТНЫЙ – независимый, свободный от всех отношений, самостоятельный, совершенный.

    БЕСКОНЕЧНОСТЬ – философское понятие, отражающее безграничность, беспредельность, отсутствие у исследуемого объекта (материи, природы и др.) начала и конца во времени и пространстве, неисчерпаемость познания. Бесконечное и конечное образуют противоречивое единство: бесконечное проявляется, существует в конечном, а конечное есть форма существования бесконечного, его проявления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выявляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы изменения и развития бесконечного мира, учитывать их в практической действительности.

    ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – один из основных принципов диалектики, состоящий в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.

    ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Вечность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если материализм трактует ее как атрибут материи, то идеализм – как атрибут бога или абсолютного духа.

    ВРЕМЯ – одна из основных форм существования субстанции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, её универсальное свойство, выражающее длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. В истории философии различают две концепции: субстанциональную и реляционную. Первая концепция рассматривает время как особую сущность, которая существует сама по себе, а вторая – связывает понимание времени с носителем и отношением его к другим объектам и процессам. Современные философские представления о времени основаны на последних достижениях в области естествознания, подтверждающих реляционные взгляды на его природу: современная физика утверждает, что как такового времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой координату в четырехмерном континууме – трехмерное пространство и одномерное время (его направленность из прошлого в будущее). Но это лишь один из возможных случаев бытия материальных тел, ибо существует многомерность пространства и времени, а также допускается существование иных миров наряду с нашей метагалактикой.

    ВСЕЛЕННАЯ – 1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечный во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, доступный астрономическому наблюдению.

    ДВИЖЕНИЕ – всякий процесс изменения и развития материальных объектов, процесс перехода этих объектов из одного состояния в другое. Движение является всеобщим, вечным, несотворимым, неуничтожимым, т.е. является абсолютным и коренным свойством, то есть атрибутом материи. Движение материально, т.е. материя существует в движении, без которого она не обладала бы ни какими свойствами, качествами, структурой, т.е. не обладала бы реальностью. Движение это бытие материи: в мире нет материи без движения, как и без движения нет материи. Покой – разновидность движения (сохранение его качества). Покой – относителен, а движение – абсолютно. Различают два типа движения: количественные изменения и качественные изменения. По своему носителю движение классифицируется на материальное и духовное. Различают (по Энгельсу) пять форм движении материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Современная наука открывает не только большое многообразие форм движения, но и раскрывает новые способности уже существующих его форм и способов. Однако любая схематизация форм, типов и способов движения всегда является неполной и отражает только достигнутый уровень в познании объективного мира.

    ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.

    ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – искусство аргументации, разработанное Сократом (искусство спора, диалога) и дополненное Платоном (логические операции расчленения и соединения понятий), которое осуществляется путем вопросов и ответов, ведущее к истинному определению понятия.

    Различают как субъективную, так и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом и софистами, которые превратили ее в интеллектуальное оружие в борьбе за существование, т.е. способ мысленной деятельности, главная цель которого – искажение действительности (сознательное и преднамеренное), стремление выдать заблуждение за истину при помощи внешне правильных логических уловок (софизмов). В средневековой схоластике – обозначение школьной логики (псевдофилософствование).

    Объективную диалектику разработал Гегель, рассматривая её как метод познания мира. Диалектика – это движение, которое лежит в основе подлинно духовной действительности, и прежде всего в человеческом мышлении, подчиняющееся своим законам, которых, по Гегелю, три: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

    Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развитие объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм), поэтому здесь диалектика – это прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира.

    Таким образом, различают три исторические формы диалектики: античную (все течет, все изменяется), немецкую классическую (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическую (где законы развития присущи самой объективной действительности). Кроме того, различают субъективную диалектику (искусство спора с целью достижения истины) и объективную (как изменение и развитие явлений и вещей в результате взаимного перехода противоположностей, т.е. как саморазвитие вещи), а также диалектику материалистическую с ее историческими типами: стихийную или наивную диалектику и идеалистическую с ее двумя разновидностями – объективная (Гегель) и субъективная (Сократ, софисты, Кант).

    АКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают специфические, общие и всеобщие законы.

    ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

    ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повто-ряемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осу-ществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращения этого положения в противоположное (антитезис) и превращения этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым в прогрессивном развитии. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона.

    ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно которому изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство – явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории меры – это интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количества в новое качество осуществляется при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи).

    ЗАКОНОМЕРНОСТЬрезультат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями системы) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности.

    КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

    МАТЕРИЯ – это философская категория, которая обозначает всю объективную реальность, данную человеку в его ощущениях и которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Понятие материи изменялось в истории философии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как прасвойство или качество. Философское понимание материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи – это ее структурные элементы, основными из которых являются: элементарные частицы и поля (электромагнитное, гравитационное); атомы, молекулы; земля, планета, звезды, галактика метагалактика.

    ПРОСТРАНСТВО – одна из основных форм материи (наряду со временем), выражающая порядок расположения одновременно существующих
    объектов. В истории философии существовали различные концепции пространства: субстанциональная (как особая сущность, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов) и реляционная (это особое отношение между объектами и процессами вне их не существуют). Если материалисты рассматривают пространство как существующее вне и независимо от сознания (т.е. объективное), то идеалисты отрицают объективность и признают его зависимость от различных форм сознания, причем субъективные идеалисты рассматривали его как форму индивидуального сознания, а объективные идеалисты – как основанное богом вместилище тел. Современные научные представления подтверждают материалистический релятивизм на природу пространства, считая его неразрывно связанным со временем, с материей и движением. Пространство трехмерно, но это лишь один из возможных случаев бытия материальных тел. Пространство имеет свою специфику на уровне микро- макро- и мегамира так же, как и на уровне живой природы и социальной действительности.

    СИНЕРГЕТИКА – новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (открытое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для выявления общих закономерностей самоорганизации, установления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения. Термин образован от греч. «синергос» – совместно действующий, имеются в виду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общества и созданию общей картины мира, отвечающей современным требованиям.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта