Методические указания. Методические указания для подготовки к семинарским занятиям
Скачать 1.69 Mb.
|
МатериализмДуализмПлюрализмИдеализм субъективный Р.Декарт (1596-1650) Г.Лейбниц(1646-1716) Д.Юм(1711-1776) Д.Беркли (1684-1753) Эмпиризм Ф.Бэкон (1561-1626) Т.Гоббс (1588-1679) Сенсуализм Дж.Локк (1632- 1704) Рационализм Б.Спиноза (1632- 1677) Схема 15 Тема 7. Немецкая классическая философия План
Методические указания Приступая к изучению первого вопроса, надо иметь в виду, что немецкая классическая философия охватывает время от 80-х годов ХVIII в. до 1831 г. (год смерти Гегеля) и является вершиной в области философии. Вторая половина ХVIII в. в Западной Европе – это время социально-экономических преобразований: утверждение капитализма и превращение буржуазии в экономически господствующий класс. Французская буржуазная революция 1789-1794 гг. пробудила революционное движение в Европе, идеологи которого провозглашали человека высшим существом, а его деятельность как путь, который приведет к царству разума и свободы. Буржуазия ощутила угрозу со стороны феодализма и со стороны угнетенных масс. Зародилось противоречие внутри третьего сословия, некоторые стремились к компромиссу с феодальными силами. Эти противоречия и тенденции ярко проявились в Германии, ибо ее буржуазия была слаба, а страна представляла собой раздробленную (около 400 княжеств) полуфеодальную страну. В Германии буржуазной революции предшествовала революция в сознании и в философии. Классики немецкой философии (кроме Фейербаха) все были идеалистами, но их учения сыграли революционную роль: немецкие философы в абстракции выразили то, что западноевропейская буржуазия исчерпала в своих революциях (схема 23). Родоначальником немецкой классической философии по праву считают И. Канта, в творчестве которого выделяют два периода: до начала 70-х годов (докритический) и с середины 70-х годов (критический). В первый период он занимался вопросами естествознания и высказывал диалектические идеи. Второй период творчества – это раскрытие идеи агностицизма. Его теория познания включает в себя три ступени: чувственное познание, рассудочное и разумное. Знания имеют сложный состав и складываются из двух частей: из материи знания – это поток ощущений или знание, даваемое путем опыта; и из формы – дается до опыта и должно целиком готовым находиться в душе, в субъекте; но он отказывался признать априорные знания врожденными. До восприятия предметов в нас существуют наглядные представления, которые являются условиями всякого опыта (ими являются пространство и время). Первая ступень познания (область чувственности) характеризуется способностью человека упорядочить хаос ощу-щений при помощи субъективных форм созерцания – пространства и времени, так образуется мир чувственности или мир явлений. Следующая ступень – это область рассудка. Если без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, то без рассудка ни один предмет не был бы мыслим. Причинность – это априорный принцип рассудка, а категории его – это орудия для обработки чувственного материала. Последний, высший, этап познания – сфера разума. Разум может порождать трасцедентальные идеи, выходящие за пределы опыта при помощи трех идей: учения о душе, мире и боге, но попадает в антиномии (неразрешимые противоречия), что свидетельствует о бессилии разума постичь «вещи в себе» и выйти за границы опыта. Поскольку теоретический («чистый») разум терпит поражение в своих попытках постигнуть мир «вещей в себе», то человеку остается лишь одно – уповать на «практический» разум (т.е. на нравственность). В основе любых нравственных оценок лежит категорический императив, т.е. форма поведения, связанная с выполнением долга. Императив бескорыстен и имеет форму безусловной, обязательной для всех людей заповеди. Так бог превращен Кантом в этический символ (и сближается с деизмом). Апогей немецкого классического идеализма – философия Г.В.Ф. Гегеля. В основе всего сущего, по Гегелю, лежат законы мышления (или мысли бога до сотворения мира). Мышление у него – не мышление отдельного человека. Оно предстает в виде мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи и включает в себя все богатство изменяемого мира, природу, человека и его разум. Абсолютная идея независима от человека, истории и природы. Она представляет собой процесс познания себя в каждой сотворенной вещи и явлении – это процесс самопознания Абсолютного духа. Познание он не связывает ни с отдельным человеком, ни с обществом – это некое безличное явление (феномен). Мировой дух в своем поступательном развитии порождает окружающую действительность и развивается до понятий науки. Суть гегелевской диалектики: исходная категория (тезис) заключает в себе разделение, т.е. выделение своей противоположности (антитезиса). Уравновешивание, нейтрализация первого (тезиса) и второго (антитезиса) приводит к их единению (синтезу). Синтез превращается в новый тезис, но он уже более высок, чем предыдущий (т.е. обогащен позитивными достижениями). Противоречие – единство противоположностей – корень всякого движения. Но диалектический метод Гегеля вступал в противоречие с его идеалистической системой, обращенной в прошлое. Третий вопрос темы связан с деятельностью ученика Гегеля, материалиста Л. Фейербаха, который свою философию назвал «философией будущего». Критикуя религию, он считает, что человек сам создал бога, подобного себе, ибо все свои лучшие качества человек воплотил в своём идеале – боге. Бог – это то, чем хочет стать человек. Образ бога – это отчуждение сущности человека, которому люди приписывают самостоятельное существование и превращают в первопричину всего существующего. Но истинная религия – это религия без бога. Поэтому атеизм – это истинная религия человеческого братства и любви. Любовь человека к человеку Фейербах называл истинно религиозным чувством. Поэтому, по его мнению, в будущем религия как любовь к богу будет заменена религией как любовь к человеку (в переводе Фейербаха «религия» означает «любить»). Фейербах восстанавливает материализм в его правах и убежден в познаваемости мира (сторонник сенсуализма и противник агностицизма). Но в ходе критики идеализма Гегеля он теряет то ценное, что было в трудах Гегеля – диалектику. Предметом новой философии, по Фейербаху, должен стать человек, а сама философия – учением о человеке (или антропологией). Однако он исходил из природной сущности человека, т.е. рассматривал его как родовое существо, вне социальных его характеристик. Избавление от зла заключается в нравственности, а правильно понятый личный интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом – в этом суть его теории разумного эгоизма, дополненной альтруизмом: «Я» не может быть счастливым без «Ты». Человек не может быть счастлив в одиночку. Любовь к ближнему – предпосылка гармонии и цель человеческого существования. Значение немецкой классической философии, несомненно, для истории, хотя она и была в значительной мере обеднена своей идеалистической формой. Основные понятия АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философии Гегеля в основе всех явлений природы лежит абсолютное и духовное начало – абсолютная идея, мировой разум или мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: развитие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), развитие в форме инобытия и развитие в истории (философия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля – это заключительное, третье звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы объективного духа, абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в искусстве, религии и философии. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория философии Гегеля, обоз-начающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей». АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – философская концепция, представители которой основной её категорией считают понятие «человек». Ввел ее Фейербах. АПРИОРИ («изначально») – философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, пра-вильность которых не может быть доказана или опровергнута опытом. «ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» – основные термины философской системы Канта, по мнению которого любая вещь имеет две стороны – «вещь в себе» и «вещь для нас». Первая существует для себя самой, независимо от познающего субъекта и является сущностью вещи (она потустороння и непознаваема, дана человеку врожденно, априорно). «Вещь для нас» – это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от «повелительный») – термин, введенный Кантом и обозначающий основное понятие его этики. Категорический императив имеет две формулировки: 1) «поступай так, чтобы сила твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства»; 2) «действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство». Им должен руководствоваться каждый человек, независимо от происхождения и богатства, видя в нем свой высший долг. НАУКОУЧЕНИЕ – общее обозначение комплекса сочинений Фихте, в котором он на протяжении всей своей жизни перерабатывал и развивал учение о науке, отождествляя философию с наукой о сознании, знанием знания. Наукоучение, по Фихте, должно содержать в себе обоснование всех частных наук. ОТРИЦАНИЕ – одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемственность, спиралевидное развитие, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей степени развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия». ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ – понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших принципов. По Канту, разум, выступая в своих практических функциях, даёт человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем поведении от механизма природы и конечных условий эмпирического существования. РАЗУМ – философская категория, выражающая высший уровень рационального познания, для которого характерно оперирование абстракциями и сознательный анализ их природы. На этом уровне мышления человек может постигнуть сущность вещей, закономерности их развития, логику понятий и их взаимосвязь. Цель разума – выявление коренных причин развития явления, его противоположных его начал и логики дальнейшего развития. Логика разума – это диалектика развития явления. Разум в «снятом» виде включает в себя анализирующую рассудочную деятельность мышления. Кант построил первую развернутую концепцию рассудка и разума. В дальнейшем их трактовка в немецкой философии шла по пути превращения разума в сверхчеловеческий. Заслуга Гегеля в том, что разум и рассудок не противопоставлялись друг другу извне, а представляли собой диалектические противоположности. РАССУДОК – философская категория, выражающая исходный уровень мыслительной деятельности, которая характеризуется статичностью и формальностью, когда оперирование абстракциями происходит по заданному стандарту, когда мысли последовательно выстраиваются, обозначаются в понятиях и четко классифицируются. Рассудок в обыденной деятельности часто называют «здравым смыслом», однако в философии рассудок – это способность образования понятий, суждений и правил. СНЯТИЕ – термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в котором наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что сейчас есть в их наличной форме. Полагаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») – то, что связано с предпосылками возможного опыта. В философии Канта означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и восприятий. В гносеологическом смысле – обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является имманентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это – что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие). ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «вещи в себе», а вещи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность восприятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что условием возможности истин являются априорные формы сознания, и исследует вопрос о преемственности этих форм, как внутри опыта, так и за его пределами. ТРИАДА – трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое раз-витие протекает по определенной схеме: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположностей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о явлениях. В немецкой идеалистической философии – это учение о феноменах человеческого сознания: у Канта оно означает учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Гегеля – это метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии – к абсолютному знанию. ФИЛОСОФИЯ ДУХА – философская система Гегеля, который понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Гегель предполагает как бы лестницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории мирового духа. Тематика докладов и рефератов
Тексты и источники Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. - М., 1974-1977. Гегель Г. Феноменология духа // Соч. - М., 1959. - Т.IV. Кант И. Критика чистого разума. – СПб., 1995. Кант И. Критика практического разума. - СПб., 1995. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. Фейербах Л. Основные положения философии будущего: Избр. философ. произв.: В 5 т. - М., 1966. - Т.1. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1985. Научная литература Гулыга А.В. Гегель. - М., 1994. Гулыга А.В. Кант. - М., 1994. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. - М., 1989. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. - М., 1987. Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - М., 1990. Мотрошилова Н. Путь Гегеля к «Науке логики». - М., 1984. Схема 16 Тема 8. Философия марксизма План
|