Главная страница

психология. Методические указания Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология


Скачать 235.5 Kb.
НазваниеМетодические указания Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Анкорпсихология
Дата27.05.2022
Размер235.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла20100507.doc
ТипМетодические указания
#553343
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

2. Виды мышления


Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, бухгалтера и плотника, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одного и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых их них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

Раньше других появилась генетическая классификация, согласно которой выделяют три уровня развития мышления. При этом ранним и простейшим видом мышления является нагляднодейственное мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т. е. не способное осуществляться без опоры на созерцание ситуации и возможности действовать в ней.

Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образное мышление с присущими ему свойствами, например, обратимостью осуществленных в воображении ситуаций. Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Например, возможность отделения свойства от предмета, что закрепляется в речи.

В ходе дальнейшего совершенствования мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом возникает словесно-логическое или словесно-символическое мышление. Как видим, первым критерием выделения этих видов мышления оказывается собственная логика развития мышления, его все более значительное освобождение от многочисленных конкретных деталей реального оперирования элементами предметного мира.

Конечно, с развитием мышления не исчезает сама способность оперировать в ходе поиска самими предметами или их образами, хотя характер этого оперирования изменяется под влиянием изменяющихся новых видов мышления.

Таким образом, возможно деление мышления на виды в зависимости от того, чем оперирует мышление: символами, образами или действиями (см. статью Дж. Брунера в хрестоматии). По этому же критерию выделяют вербальное, визуальное, конкретное, абстрактное мышление.

Существует также деление мышления на виды в зависимости от его направленности – теоретическое и практическое. Направленность на объяснение явлений действительности приводит к появлению теоретического мышления, а направленность на преобразование действительности – практического. Таким образом, определяемое практическое мышление – это познание, подготавливающее преобразование некоторого объекта, познание, дающее субъекту возможность преобразовать, изменить объект, т. е. обеспечивающее адекватные действия субъекта по переводу объекта из одного состояния в другое.

Сам термин «практическое мышление», или «разумное действие», появился в работах Торндайка, Келера и др., направленных на изучение поведения животных. Исследования С. Л. Рубинштейна позволили рассматривать практическое мышление как протекающее в форме действий и как исходную форму мышления теоретического: «Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность». Под «практическим» Рубинштейн понимает «мышление, совершающееся в ходе практической деятельности, непосредственно направленное на решение практических задач». По его мнению, в простых случаях практическое мышление принимает форму наглядно-действенного. Но обычно оно требует особой наблюдательности, умения быстро переходить от размышления к действию и обратно и других специфических особенностей.

Проблема практического мышления впервые остро была поставлена Б. М. Тепловым в работе «Ум полководца». По мнению автора, практическое мышление – это не наглядно-действенное мышление ребенка, а мышление полководца, руководителя предприятия, врача, т. е. взрослого человека, профессионала; «работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой».

Практическое мышление, согласно Б. М. Теплову, – это мышление, протекающее в условиях практической деятельности: дефицита времени, опасности, высокой ответственности за принимаемое решение. Это также мышление, направленное на решение очень сложной задачи – с неопределенными, изменчивыми условиями, отличающимися огромным числом элементов и свойств, которые, казалось бы, надо учесть. Но главное – практическое мышление, по его мнению, ищет решение, неотделимое от исполнения, т. е. сразу же реализующееся.

Таким образом, для Б. М. Теплова практическое мышление – это не наглядно-действенное мышление, а мышление, регулирующее, определяющее действие. Оно «вплетено» в деятельность в качестве управляющего, регулирующего компонента. Его результаты реализуются в деятельности, испытываются в ней.

Сегодня мы встречаемся с практическим мышлением как разделом когнитивной психологии, который разрабатывается отечественными и зарубежными психологами (Д. Н. Завалишиной, Р. Стернбергом, Д. Дернером и др.). Практическое мышление – это мышление, в котором представлены как когнитивная, так и регулятивная функции. Это мышление, отличающееся направленностью на преобразование реальной действительности, а не только ее познание и объяснение. Осуществляя трудовую деятельность, практически преобразуя мир, человек познает этот мир также и со стороны путей и возможностей этого преобразования. Такое мышление обеспечивает успешное, адекватное преобразование мира в ходе практической деятельности. Направленность на реализацию вырабатываемого решения вносит глубокие изменения в сам мыслительный процесс. Практическое мышление – это индивидуализированное мышление: если субъект производит изменения в объекте, то свойства объекта воспринимаются сквозь призму возможностей воздействия на него именно данным субъектом, обладающим некоторыми особенностями средств преобразования.

Для практического мышления характерно, что оно начинается не со знакомства с условиями задачи, кем-то уже сформулированной, а с проблемной ситуации, которую необходимо заметить в ситуации реально протекающей деятельности. «Условия» задачи никем не представлены, их должен сформулировать сам человек.

На всех этапах мыслительного процесса субъекту необходимо помнить, что нужно найти решение не «в принципе», а решение осуществимое, реальное. Это учитывается, когда субъект, взявшись за решение, формулирует задачу, выдвигает гипотезу и т. д. Вот почему принимается как проблемная не любая ситуация, а достаточно значимая и разрешимая.

Знания о возможности реализации решения, т. е. практического действия по преобразованию объекта, – это знания о его преобразуемости, о свойствах объекта, позволяющих эти преобразования. Их нередко называют «податливостями». Для практического мышления нужны и другие знания – о строении и взаимосвязях объекта, о том, какие возможны изменения в его различных частях под влиянием вносимого изменения в какойлибо одной части. Все эти знания организованы не по категориальному, а по ситуативному и субъектному принципу, они часто не осознаются и с трудом поддаются вербализации («молчаливое знание»).

О практическом мышлении см. [2] (отрывок из статьи

Б. М. Теплова).

Мыслительный процесс предполагает как создание гипотезы, новой идеи или образа, так и критическую оценку этого начала, проверку его на соответствие реальности. В обычном реалистическом мышлении эти его компоненты взаимосвязаны и взаимоуравновешены. В некоторых особых случаях критический компонент отсутствует или ослабевает, и тогда возникает аутистическое мышление. Оно может приобретать различные формы в зависимости от того, как и почему снижается роль критического компонента. Это может быть связано с недостатком или недоступностью знаний о мире, как в детском или мифологическом мышлении; с направленностью мышления не на познание, а на удовлетворение каких-то внутренних желаний; наконец, просто с нефункционированием этого механизма, как это бывает в сновидном мышлении.

Статья Блейлера в [2] посвящена анализу именно этого явления – аутистического мышления. В своей работе автор пишет: «Реалистическое (логическое) мышление работает для установления контакта с помощью словесных элементов, оно кропотливо и утомительно. Аутистическое мышление работает, наоборот, без труда, так сказать, самопроизвольно, с помощью воспоминаний. Первое создает новые достижения, приспособления, имитирует действительность и пытается видоизменить ее. Второе – наоборот, уходит от действительности, освобождает субъективные желания и совершенно непродуктивно в смысле приспособления к реальной жизни».

При изучении статьи Блейлера необходимо обратить внимание на четыре случая ослабления логического мышления, которые приводят к перевесу мышления аутистического.

Аутистическое мышление описывается в отрывке из книги Блейлера, помещенном в [2].

В работе Люсьена Леви-Брюля «Первобытное мышление» мы находим описание мышления, построенного на базе другой культуры. Поэтому особенности мышления, его зависимость от ряда факторов особенно хорошо видны. Отрывок из этой работы приводится в хрестоматии. Необходимо специально обратить внимание на те особенности мышления (в данном случае – пралогического), которые впервые были описаны автором. Речь идет о коллективных представлениях, акценте на мистических причинах непонятных явлений, безразличии к противоречиям. Важно и сосуществование двух очень разных частей пралогического мышления. С одной стороны, это мистические объяснения непонятных явлений, даже мистическое мировосприятие, с другой – это весьма совершенное практическое мышление при построении жилища, на охоте и т. п.

Отрывки из книги Л. Леви-Брюля помещены в хрестоматии. В части второй хрестоматии описываются и другие виды мышления. В первую очередь имеет смысл ознакомиться со статьями Арнхейма, Поддъякова, Тульвисте, Коула и Скрибнер.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта