развитие речи. 10. разв уст речи с нар слух. Методическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт
Скачать 385.21 Kb.
|
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮРабота по развитию слухового восприятия и обучению произношению направлена на формирование устной речи детей: ее восприятия и воспроизведения. Развитие остаточного слуха расширяет сенсорную основу восприятия речи на слухо- зрительной основе и формирования произносительных навыков. В то же время совершенствование произносительных навыков во многом способствует восприятию речи как слухо-зрительно, так и только на слух. С этой точки зрения эти два направления в обучении детей с нарушением слуха можно рассматривать как единое целое. Однако, для удобства изложения материала методические рекомендации даются раздельно для работы по развитию остаточного слуха детей и обучению произношению. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯОписание методики работы проводится по четырем основным направлениям содержания обучения: выработка условной двигательной реакции на звук; знакомство со звуками окружающего мира; обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов; обучение восприятию на слух речевого материала. ВЫРАБОТКА УСЛОВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ЗВУКРабота по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определенным действием, например: в ответ на звуковой стимул собирать пирамидку и т.п. Упражнения проводятся без звукоусиливающей аппаратуры. Педагог сажает ребенка перед собой (за стол, на пол) на расстоянии 0,5 - 1 м. Перед ребенком кольца пирамидки (пуговицы, бирюльки и т.п.). Сурдопедагог кладет около руки малыша одно кольцо (или большую пуговицу и т.п.), ударяет несколько раз в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды (кладет пуговицу в коробку и т.п.). Это упражнение проводится до тех пор пока малыш самостоятельно (без побуждения) не начинает нанизывать кольцо пирамиды или выполнять любое другое действие в ответ на сигнал (на это может потребоваться несколько занятий). Затем педагог встает за спину малыша (на расстоянии 0,5 м) и ударяет по барабану несколько раз. В ответ ребенок собирает или разбирает пирамидку (или выполняет другое подобное действие). Если ребенок при восприятии звучания барабана только на слух перестал работать (т.е. не выполняет определенного действия), нужно вновь несколько раз ударить по барабану так, чтобы он мог видеть это и слышать удары (в ответ - надеть кольцо пирамиды или выполнить другое действие), а затем - опять встать за спину малыша. Убедившись в том, что ребенок воспринимает звучание барабана на слух, педагог, постепенно отходя от малыша, определяет максимальное расстояние, на котором он реагирует на его звучание. Аналогично проводится работа и с другими звучащими игрушками (например, с бубном, гармошкой и т.д.), но начинается она ближе к уху ребенка - на расстоянии 15 - 20 см. При этом для поддержания интереса к занятию обязательно надо менять дидактический материал. Например, при работе с барабаном ребенок собирает и разбирает разнообразные пирамидки, при работе с гармошкой он “нагружает” пуговицами грузовик и т.п. Параллельно с выработкой условной двигательной реакции на звучание игрушек ведется обучение детей ощущению звучания речевых сигналов (слогосочетаний, слов). Педагог садится рядом с ребенком за стол, на котором стоит пирамидка (матрешка), лежит мозаика (бирюльки и т.п.), и учит его реагировать на звучание речи (слогосочетаний), воспринимаемое на слухо-зрительной основе. С этой целью он обращает внимание малыша на свои губы и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, папапапа) и одновременноего рукой нанизывает на стержень пирамиды одно кольцо (выкладывает один из элементов мозаики и т.п.). Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начинает сам (безпобуждения)выполнять действие в момент произнесения слогов. Затем сурдопедагог голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, пупупупу)на ухо ребенка безэкрана.В этом случае дополнительным раздражителем является выдыхаемая говорящим струя воздуха. Если малыш не отреагирует на звук, то педагог в момент звучания его рукой нанизывает одно кольцо пирамиды (или выполняет другое действие). Упражнение также проводится до тех пор пока ребенок не начинает сам выполнять действие в момент произнесения педагогом слогов. Наконец педагог произносит эти же слоги голосом разговорной громкости, но уже при использовании экрана, в качестве которого могут выступать ладонь или лист бумаги (плотные экраны использовать не следует, т.к. за ними дети могут не услышать звучание голоса). Теперь малыш должен реагировать на произносимые слогосочетания, воспринимаемые только на слух; в ответ он собирает и разбирает пирамидку, матрешку и т.п. Если при изоляции струи воздуха ребенок перестал реагировать на звучание слогов, можно усилить голос до громкого. После того, как выработана четкая реакция на громкий голос (она есть практически у всех детей), надо его снижать, пытаясь научить ребенка реагировать на голос разговорной громкости. Как только у него выработана реакция на звучание слогов, произносимых у ушной раковины голосом разговорной громкости, педагог постепенно увеличивает расстояние от уха ребенка, отодвигаясь вместе с экраном на 5 - 10 см и далее. Если реакция на звук голоса разговорной громкости обнаруживается у ребенка на расстоянии 1 м и далее, следует, используя описанную выше методику, определить его возможности в восприятии шепота. В этом случае слоги типа папапа, тутутупроизносятся шепотом у ушной раковины ребенка за экраном. Если первоначально реакция отсутствует, то педагог опять в момент произнесения слогов надевает рукой ребенка кольцо на стержень пирамиды, добиваясь в дальнейшем самостоятельного действия дошкольника. У некоторых слабослышащих детей реакция на шепот может быть обнаружена не только у ушной раковины, но и на определенном удалении от нее. Эта работа проводится вначале на каждом индивидуальном занятии, а затем - не реже одного раза в неделю в течение первых полутора лет. В дальнейшем эту работу целесообразно проводить хотя бы один раз в месяц, с тем, чтобы стимулировать ребенка реагировать на тихие звуки. При этом, как правило, используются либо звучащая игрушка, либо слогосочетание. Среди используемых для этого упражнения слогосочетаний должны быть низкочастотные типа пупупу,тутутуту, среднечастотные типа папапа,тататаи высокочастотные типа сисиси, чичичи. На каждом занятии педагог начинает работу с того максимального расстояния, которое отмечено у данного ребенка, и постепенно пытается его увеличить. Если ребенок не реагирует на звучание игрушки (или шепота, голоса) на максимальном для него расстоянии, то педагог постепенно приближается к малышу. После того как ребенок отреагировал на данное звучание на более близком расстоянии, сурдопедагог вновь возвращается к исходному (максимальному) расстоянию. На последующих занятиях делается попытка его дальнейшего увеличения. Следует помнить, что в начале обучения у многих глухих и даже слабослышащих детей отсутствует реакция на звучание ряда игрушек (например, свистка, металлофона, шарманки), а также на звучание голоса разговорной громкости даже у самого уха. Педагог должен постоянно возвращаться к тем игрушкам, звучание которых тот или иной ребенок пока не слышит, и пытаться выработать у него реакцию на этот звук (это же относится и к восприятию голоса разговорной громкости и шепота). При проведении данной работы следует помнить, что: педагог должен играть на “инструменте” или произносить слогосочетания (типа пупупу, папапа и т.д.) с разным временным интервалом; педагог должен проследить, чтобы ребенок боковым зрением в зеркале или в другом отражающем предмете не мог видеть его лица; педагог не должен касаться экраном уха ребенка, иначе он будет ощущать вибрацию; педагог не должен сразу после произнесения слогов, игры на дудке, свистке и т.п. убирать экран, закрывающий его лицо и струю воздуха; нельзя смотреть на ребенка сразу после произнесения слогов, игры на “инструменте”. В противном случае малыш будет реагировать на внешние проявления поведения педагога, а не на звук; педагог не должен требовать и ждать от ребенка повторения звуков: малыш отвечает на сигнал определенным действием; во время работы не нужно произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных. После того, как уже выработана условная двигательная реакция на звучание игрушек и речи без звукоусиливающей аппаратуры, аналогично проводятся упражнения и с индивидуальными слуховыми аппаратами. В последнем случае возможности детей в ощущении звучаний резко возрастают: они ощущают звучание голоса на расстоянии 1,5-2 м и более, слышат звук игрушки, удаленный от них на 2-3 метра и более. |