Главная страница
Навигация по странице:

  • ГРОМКО

  • развитие речи. 10. разв уст речи с нар слух. Методическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт


    Скачать 385.21 Kb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт
    Анкорразвитие речи
    Дата22.10.2022
    Размер385.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла10. разв уст речи с нар слух.docx
    ТипМетодическое пособие
    #749000
    страница9 из 70
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   70

    РАЗЛИЧЕНИЕ НА СЛУХ ДЛИТЕЛЬНОСТИ, СЛИТНОСТИ, ТЕМПА, ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ И РИТМА ЗВУЧАНИЙ



    Также как и при различении на слух звучащих игрушек или количества звучаний, при определении их длительности (громкости, слитности, темпа, высоты) педагог вначале учит дошкольников различать характер звучания на слухо- зрительной основе, затем дает им послушать длительные и краткие (или громкие и тихие и т.п.) звучания в качестве образца, и, наконец, предлагает различать их на слух. При этом каждый раз в случае ошибки детям предлагается воспринять звучание слухо-зрительно, а затем - только на слух.
    Особенность проведения данной работы заключается в том, что на начальном этапе обучения различению длительности звучаний (их громкости, темпа и т.п.) педагог наряду со звуковым образцом дает и зрительный эквивалент. При этом важно учитывать возраст детей. Чем они младше, тем занимательнее должно быть зрительное подкрепление звучаний. Использование различных игрушек делает эти занятия для малышей осмысленными, их ответы мотивированными.
    Например, при обучении различению длительностизвучаний:


    • педагог в момент его воспроизведения (например, на дудке) демонстрирует детям, как машинка едет по короткой дорожке: у (дорожку можно построить из брусков строительного материала или вырезать из бумаги) или, соответственно, по длинной - у. Детям старше 3-х лет можно на доске провести линии: соответственно




    5 Увеличение количества звучаний происходит на протяжение нескольких лет и связано не столько со слуховыми возможностями детей, сколько с овладением представлениями о числе.
    или и дополнить их табличками со словами долго, кратко. Дети воспринимают звучания на слухо-зрительной основе; демонстрируют действие своими машинками и произносят у или у . Старшие дети свой устный ответ сопровождают краткими или долгими движениями рук вперед;


    • педагог производит то длительные, то краткие звучания, которые дошкольники различают слухо-зрительно. В ответ они выбирают нужную дорожку и везут по ней свою машинку, произнося у или у. Старшие дети могут начертить соответствующие линии на листе бумаги, а затем воспроизводят звучание движением руки (например, длительные - плавным движением руки в сторону, краткие - резким, коротким движением руки в сторону), одновременно произносят соответственно: паили па, уили у, а затем показывают соответствующую табличку - долго или кратко, «читая» ее с педагогом (как могут);




    • педагог предъявляет детям в качестве образца длительное и краткое звучания. При этом он показывает соответствующую дорожку, которую можно дополнить табличкой долго или кратко, держит ее перед экраном, за которым на дудке (или другой звучащей игрушке, или голосом) производит длительное или краткое звучание. Дошкольники воспринимают его на слух и воспроизводят машинкой

    (движением руки) и голосом (например, паили па), старшие дети затем

    показывают соответствующую табличку и «читают» ее (как могут);


    • педагог воспроизводит то длительные, то краткие звучания, которые дети различают на слух. В ответ они провоэят машинку по той или иной дорожке, отображают звучание соответствующей линией на листе бумаги, движением руки и голосом, а затем показывают соответствующую табличку, «прочитывая» ее.


    При знакомстве дошкольников с характером звучаний (например, с громкостью), педагог воспроизводит голосом (на звучащей игрушке) тот или иной звук (например, громкий или тихий) и подчеркивает его особенность соответствующим ему движением. При работе с самыми маленькими детьми, а также на первых занятиях с 3-хлетними, эти звучания также можно “опредметить”. Например: громкому звучанию соответствует большой мишка, а тихому - маленький. Дети в ответ воспроизводят характер звучания движениями с игрушками, находящимися на их столах, либо показывают картинки, изображающие большие и маленькие объекты, одновременно
    произнося слоги. Затем педагог задает вопрос: “Как звучало?” и сам отвечает на него, показывая соответствующую игрушку, картинку, более старшим детям и табличку. В оформлении таблички может быть элемент подсказки: ГРОМКО или тихо, слитно или н е с л и т н о, быстро или М Е Д Л Е Н Н О.
    При обучении различению на слух характера звучания следует уделить особое внимание способам его воспроизведения детьми. При этом целесообразно использовать различные упражнения из занятий речевой ритмикой (см. разделы, посвященные долготе, слитности, темпу звучания, силе и высоте голоса, ритмической структуре речи). Если на занятиях речевой ритмикой эти игровые приемы используются для обучения детей умению воспроизводить характер звучаний, то на слуховых занятиях основное внимание уделяется тренировке в различении на слух длительности (темпа и т.п.) звучаний, а также умения передавать характер звучаний не только голосом, но и игрой на звучащих игрушках.
    Дети воспроизводят услышанное звучание соответствующим движением и голосом, например, ПАПАПАили папапа(громкость), папапаили папапа(слитность), папапа или папапа(темп) и характеризуют его, говоря: громко, тихо, слитно,неслитно, быстро, медленно, высоко, низко и т.п. При этом вначале они используют соответствующие таблички, но по мере усвоения данных понятий (т.е. по мере того, как дети соотнесут слово со звучанием и запомнят его звуко-буквенный состав) таблички убираются.
    Обучая детей различению на слух слитности и темпа звучаний, педагог должен воспроизводить их примерно равное время. В противном случае дети будут ориентироваться не на характер звучания, а на время, в течение которого оно продолжается, например: мало звучит - слитно (быстро), долго - неслитно (медленно).
    Особое внимание должно быть уделено умению воспроизводить соответствующие звучания не по образцу, данному педагогом, а по словесной инструкции, например, играй (говори) долго (кратко тихо, громко, быстро, медленно, слитно, неслитно). С этой целью на фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению полезно использовать “маленького учителя”, когда звучания за экраном воспроизводит тот или иной ребенок по словесной инструкции педагога.
    Следует отметить, что при различении на слух долготы, громкости, высоты, темпа и слитности звучаний ошибки в ответных реакциях детей могут быть вызваны, с одной стороны, тем, что ребенок не определил характер того или иного звучания на слух, а с другой, - тем, что он, правильно услышав звучания, не смог адекватно воспроизвестиего голосом. Чтобы убедиться в причине ошибки, следует предложить ребенку показать соответствующую игрушку или табличку. В том случае, если ошибка связана именно с затруднением в воспроизведении звучания, то педагог повторяет его без экрана и помогает ребенку правильно воспроизвести его движением и голосом. Если же это «слуховая» ошибка, то звучание предъявляется для слухо-зрительного восприятия (дошкольник видит свой промах), а затем повторяется за экраном (слуховой образец).
    Работа проводится в определенной системе: вначале дети знакомятся с долготой (долго - кратко), слитностью (слитно - неслитно) и темпом (быстро - медленно) звучаний, и лишь затем с громкостью (громко - тихо) и высотой (высоко - низко). Это обусловлено не только постепенно расширяющимися слуховыми возможностями детей, но и возможностями воспроизведения звучаний.
    В процессе обучения дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала резко противопоставленные звуки (например, громко - тихо), а затем и более близкие по звучанию (например, громко - нормально - тихо, а по возможности и очень тихо - тихо - нормально - громко - очень громко и т.п.). Полезно предлагать для восприятия на слух и постепенное изменение характера звучаний, например, убыстрение или замедление темпа звучаний, нарастание и снижение силы (высоты) голоса.
    Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух и воспроизводить одновременно две характеристики звучаний, например, громкость и темп: медленно и громко (тихо), быстро и громко (тихо) и т.п.


    Как только дети научаться определять количество звучаний в пределах 2 - 3 и различать на слух их долготу и громкость, педагог приступает к работе поразличениюна слухритмов.
    Дети учатся различать на слух:
    двусложные ритмы типа таТА и ТАта, трехсложные ритмы типа ТАтата, таТАта, татаТА,

    дву-трехсложные ритмы типа таТА, ТАта, ТАтата, таТАта, татаТА,
    повторяющиеся двусложные ритмы типа ТАтаТАта, таТАтаТАтаТА и т.п. (слабослышащим детям предлагаются и более сложные ритмы типа таТАтатаТАта, таТАТАта и т.п.).
    Рассмотрим методику работы по различению на слух ритмов (на материале двусложных ритмов):

    1. педагог предъявляет образец звучания ритма ТАта(например, ударами по барабану), подкрепляет его соответствующим изображением - например: рисунком, где ударные слоги - красные круги, безударные - синие; дети воспринимают образец звучания на слухо-зрительной основе, в ответ они отхлопывают ритм одновременно проговаривая его - например, ТАта(педагог учит правильно отхлопывать данный ритм и произносить его)6, затем это же проделывается и со вторым ритмом ;




    1. дети различают двусложные ритмы, которые они воспринимают на слухо-зрительной основе (т.е. видя и слушая, как педагог играет на “инструменте”); в ответ дошкольники отхлопывают ритм, или отстукивают его пальцем по столу, или воспроизводят дирижированием - движением руки сверху вниз, или справа налево, при этом ударение подчеркивается большей амплитудой движения, и одновременнопроговаривают ритмы, например, ТАта, таТА. При этом необходимо следить за тем, чтобы слогосочетания произносились и педагогом, и детьми слитно, а не делились на отдельные слоги;




    1. педагог предъявляет образец звучания ритмов, которые дети воспринимают на слух; с этой целью, прежде чем воспроизводить тот или иной ритм, он показывает соответствующее ему графическое изображение, а затем за большим экраном воспроизводит этот ритм, например, ударами по барабану; в ответ дети




    6 С теми детьми, которые испытывают в этом значительные трудности, работа продолжается и на индивидуальных занятиях.
    воспроизводят ритм либо отхлопыванием, либо отстукиванием, либо дирижированием с одновременным его проговариванием;


    1. дети различают двусложные ритмы на слух, воспроизводя их отхлопыванием, отстукиванием, дирижированием, игрой на “инструменте” (например, на барабане) с одновременным проговариванием, а в дальнейшем - только проговариванием, например ТАта,таТА. В случае ошибки педагог каждыйразпредлагает детям воспринять данный ритм на слухо-зрительной основе, а затем - только на слух.


    Следует отметить, что, как и при различении на слух характера звучаний, ошибки в ответной реакции ребенка при восприятии на слух ритмов могут быть вызваны как тем, что, правильно восприняв на слух, он не смог адекватно его воспроизвести, так и тем, что он неправильно воспринял тот или иной ритм на слух. Поэтому в случае ошибки ребенку предлагаются графические изображения ритмов, один из которых еще раз предлагается ему на слух, выясняется правильно ли он услышал (т.е. правильную ли «картинку» он выбирает), а лишь затем ребенок воспроизводит ритм (т.е. отхлопывает, отстукивает, дирижирует, играет на “инструменте”, произносит словосочетание - в зависимости от требования педагога).
    При обучении детей узнавать на слух ритмы вначале в качестве источника звучания используется барабан (по которому производят несильные удары). Как только дети научились различать на слух ритмы, воспроизводимые на барабане, педагог учит их различать ритмы при произнесении ими слогосочетаний типа ТАта и таТА.
    Как уже отмечалось, обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на формирование их устной речи, в первую очередь ее темпо-ритмической стороны. Но для того, чтобы дети успешнее ею овладели, при проведении специальных фронтальных занятий необходимо обратить внимание на следующее:
    Во-первых, знакомство детей с характером звучания (его долготой или темпом, или ритмом и т.п.) проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей группы. Как только дошкольники научатся различать на слух долготу (или слитность, или громкость и т.п.) звучания воспроизводимого на первой
    игрушке, педагог переходит к работе и на материале слогов, т.е. дети определяют, как произнесено слогосочетание: слитно или неслитно (например, татата или та тата) быстро или медленно (например, татата или татата), в каком ритме (например, ТАтата,таТАта,татаТА). В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используются и звучащие игрушки, и голос, но последнему уделяется главное внимание.
    Во-вторых, спервыхзанятийпедагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводитьих. Вначале детям предлагается воспроизводить характер звучания различными движениями с одновременным проговариванием слогов, затем игрой на “инструменте” (на барабане, бубне, металлофоне и лишь затем - на дудке, гармонике и свистке, т.к. воспроизводить звучание на данных игрушках значительно труднее, чем на барабане)7 также с произнесением слогосочетаний, если это возможно. Слоги, которые предлагаются детям для произнесения, должны быть доступны им, поэтому лучше использовать слогосочетания типа папапа,татата.Постепенно основным способом воспроизведения характера звучания должно стать произнесение соответствующих слогосочетаний.
    В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесением слогосочетаний, эту работу можно проводить и на материале слов и фраз, т.е. учить дошкольников произносить речевой материал медленно, в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты. Для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. Следует заметить, что специально учить дошкольников произносить речевой материал неслитно не нужно, т.к. это может оказать отрицательное влияние на их устную речь.
    Крайне важно использовать словный и фразовый материал при работе над ритмами. Произнесению слов или фраз может предшествовать татакирование, например:
    ТАтата-яблоко,бабушка и т.п.,
    таТАта-бумага,собакаи т.п.,
    татаТА-карандаш,барабан и т.п.,
    ТАтаТАта-мама(кукла,Тоня)дома,папапишет,мальчиклепити т.п.,
    таТАтаТА - вода бежит, письмо лежит, петух кричит и т.п., ТАтатаТА - мальчик стоит, кукла сидит, тетя идет и т.п., таТАТАта-компот(арбуз)вкусный,упал(бежит)мальчик.

    Эти упражнения широко используются на занятиях речевой ритмикой с первых лет обучения. Позже, по мере овладения детьми умением различать ритмы на слух, они проводятся и на специальных фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
    Работа с ритмами может проводиться в разных формах. Например, на доске написаны слогосочетания ТАта, таТА, ТАтата, таТАта, татаТА (или ТАтаТАта,таТАтаТА,ТАтатаТА,таТАТАта), под каждым из них помещена картинка, соответствующая слову или фразе с данным ритмом. Подбираемые слова и фразы должны быть знакомы детям и быть актуальными для общения. При этом их звуковой состав должен быть доступен всем детям группы. Педагог предлагает дошкольникам послушать ритм. Он произносит за экраном, например, таТА; дети узнают ритм, повторяют, а затем хором вместе с педагогом и по одному проговаривают слово, соответствующее этому ритму.

    На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами, например: ударный слог - красный круг, безударные слоги

    • синие круги. При этом следует следить за тем, чтобы дети располагали формы слева направо и «читали» их также. Таким способом дошкольники воспроизводят ритмы, предложенные для различения на слухо-зрительной или слуховой основе. Ребенок также может самостоятельно выкладывать ритмы и воспроизводить отхлопыванием, отстукиванием, татакированием и т.п. Остальные дети следят за правильностью воспроизведения ритма, видя выложенный «рисунок» и воспринимая его слухо-зрительно или на слух.


    Важно также приучать дошкольников контролировать качество своей речи. С




    1. При этом свисток и дудка должны быть у каждого ребенка.


    этой целью, научив детей различать на слух слитность, темп, ритм звучаний, сурдопедагог предлагает одному из детей произнести то или иное слово (фразу), например, мама, у меня карандаш и т.п. Он просит других детей определить, как их товарищ сказал (слитно, быстро, с ударением или неслитно, медленно, без ударения). Сначала нужно учить детей определять характер произнесения слова или фразы на слухо-зрительной основе, а затем - и на слух. В дальнейшем следует учить детей контролировать собственную речь и следить за тем, как говорит отвечающий ребенок.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   70


    написать администратору сайта