Главная страница

развитие речи. 10. разв уст речи с нар слух. Методическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт


Скачать 385.21 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт
Анкорразвитие речи
Дата22.10.2022
Размер385.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла10. разв уст речи с нар слух.docx
ТипМетодическое пособие
#749000
страница11 из 70
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   70

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РИТМОВ



С целью знакомства детей с музыкальными ритмами их учат различать на слух звучание марша, вальса, польки (полонеза и др. - для слабослышащих детей). Эта работа тесно связана с музыкальными занятиями.
Так, на музыкальных занятиях дошкольники впервые знакомятся со звучанием марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов, учатся различать их на слухо- зрительной (т.е. видя, как педагог играет на пианино и слушая) и слуховой основе при прослушивании игры на фортепиано. Музыкальные занятия проводятся при обязательном использовании индивидуальных слуховых аппаратов. Желательно оборудовать музыкальный зал индукционной петлей или, что значительно эффективнее, использовать системы, работающие на радиопринципе или инфракрасном излучении.
На специальных фронтальных занятиях педагога дети учатся различать звучания марша и вальса, польки и вальса и т.п. при прослушивание записей. 9 При этом используется как стационарная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, так и 9индивидуальные аппараты детей (желательно в режиме радиосистемы или инфракрасного излучения). Проигрыватель (или магнитофон) должен подключаться непосредственно к аппаратуре (усилителю или передатчику), чтобы звук с пластинки (или магнитной ленты) поступал сразу в телефоны детей, а не подавался через микрофон.
Прежде чем приступить к различению марша, вальса, польки и других музыкальных ритмов при прослушивании записи педагог показывает детям пластинку или кассету, называет ее и помещает в наборное полотно табличку со словом пластинка (кассета). Сурдопедагог говорит детям: “Там (на пластинке) музыка: марш и вальс, полька и вальс. Будем слушать музыку.” Затем он включает проигрыватель или магнитофон, звучит музыка (например, марш). Педагог показывает соответствующую табличку (марш, или вальс, полька) и побуждает детей выполнять определенные действия, например: марш - шагать на месте, вальс - выполнять плавные движения руками над головой, полька - приседать, полонез - торжественно идти вперед или в сторону. Затем дети еще раз прослушивают данную запись и выполняют определенное движение в момент ее звучания.
Познакомив детей со звучанием марша и вальса (польки и вальса и т.п.), педагог предлагает им различать их на слух и каждый раз спрашивает: «Что звучит?» или «Что вы слушали?». В момент звучания дети выполняют соответствующие




  1. Если же сурдопедагог играет на пианино и инструмент есть в группе, то полезно начать работу именно с прослушивания детьми его игры; при этом используются индивидуальные слуховые аппараты.


движения, а после его окончания называют, что они услышали, Сначала дети различают звучания музыкальных ритмов при выборе из двух, наиболее акустически противопоставленных, - марш и вальс, затем - более близких по звучанию - вальс и полька. Когда дети начнут уверенно справляться с этими заданиями, им предлагается различать музыкальные ритмы при выборе из трех: марш - вальс - полька.
Каждый раз, когда кто-то из детей ошибается, педагог показывает соответствующую табличку (марш, полонез, или полька) и еще раз дает послушать данные произведения (его фрагмент).
Впоследствии, когда дети научатся различать на слух первые марш, вальс, польку, вводятся новые произведения. При включении в работу нового марша (вальса, польки) педагог дает образец его звучания. С этой целью, показывая соответствующую табличку (например, марш), он дает прослушать дошкольникам новое произведение (его фрагмент).
В течение одного года дети должны научиться различать на слух не менее 2 - 3 разных маршей, вальсов полек. Причем на одном занятии должны звучать разные марши, вальсы, польки. Только в этом случае дети будут определять характер музыкального произведения, а не узнавать уже знакомый марш (вальс, польку). Важно подбирать произведения, исполняемые в умеренно быстром темпе, в противном случае дети будут узнавать темп звучаний, а не музыкальный ритм: медленно - вальс, быстро - полька и т.п. Музыкальный работник должен помочь педагогу подобрать музыкальные произведения для проведения данной работы.
В дальнейшем репертуар музыкальных ритмов расширяется. Для слабослышащих детей это обязательное требование. Кроме того, они должны научиться не только различать, но и опознавать (т.е. узнавать на слух вне выбора, без предупреждения, что будет звучать) на слух не менее четырех музыкальных ритмов.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   70


написать администратору сайта