развитие речи. 10. разв уст речи с нар слух. Методическое пособие для учителейдефектологов и родителей Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко Институт
Скачать 385.21 Kb.
|
Различение звучащих игрушек.Следует отметить, что выбор методики обучения узнаванию на слух неречевых и речевых звучаний зависит от возраста детей. Как уже отмечалось выше, восприятие детьми различного характера звучаний не только обогащает представления детей о звуках окружающего мира, но и является базой для формирования определенных произносительных навыков: темпа, слитности, ритма речи. Т.о. слуховые представления ребенка должны найти отражения в его собственных речевых проявлениях. Так как артикуляционные движения тесно связаны с крупной моторикой, на чем и основана речевая ритмика, то важно, чтобы ответ ребенка на воспринятое звучание был двигательный, сопровождаемый устным проговариванием. Так в ответ на звучание барабана дети топают ногой, или хлопают в ладоши, произнося, как могут, татата, в ответ на звучание дудки вытягивают руки вперед, произнося уи т.п. Однако у детей младше 2,5 - 3 лет еще плохо развиты произвольные движения, для них представляет значительную трудность связать воспринятый стимул с абстрактным движением и собственным проговариванием. Для маленьких детей более мотивированным, а 4 На индивидуальных занятиях педагог постоянно возвращается к тем игрушкам, звучание которых пока недоступно слуху того или иного ребенка, и пытается выработать у него реакцию на этот звук, а также увеличить расстояние, на котором он может ощущать звучания. значит и более действенным способом является «опредмечивание» звучания. Этот прием заключается в том, что каждому звучанию: барабана, бубна, дудки, гармошки, шарманки, свистка - соответствует определенная игрушка, например: под звучание барабана прыгает зайка - папапа, под звучание гармошки “танцует” кукла - ляляля и т.п. Предлагая детям для различения, например, звучания барабана и гармошки педагог побуждает их в ответ выбрать соответствующую звучанию игрушку и произвести с ней действия: продемонстрировать как прыгает зайка и танцует кукла, произнося (как могут) соответственно папапа или ляляля. Постепенно игрушки могут заменяться на изображение барабана и гармошки, либо на их макеты (маленькие бумажные или картонные барабаны, гармошки). Но уже к 3-м годам всех детей следует научить отвечать на звучания собственными движениями (ходьбой, выполнением танцевальных движений и т.п.), сопровождаемыми проговариванием тех или иных слогосочетаний (например, папапа,ляляля). Если же обучение ребенка начинается с 3-х лет и старше, то этому способу ответа его учат с самого начала на индивидуальных занятиях. Убедившись с помощью выработанной условной двигательной реакции, что тот или иной звук доступен слуху детей, определив расстояние и тип аппаратуры, с которой будет проводиться работа по различению звучаний, педагог на фронтальном занятии по развитию слухового восприятия, воспитатель во время игр и физических упражнений, музыкальный работник на своих занятиях учат детей определенным действием реагировать на звучания, например:
Последовательность работы по различению звучащих игрушек такова: Различение двух (впоследствии трех - четырех, а для слабослышащих детей и пяти - шести) звучащих игрушек при восприятии на слухо-зрительной основе, т.е. ребенок видит, как педагог играет на том или ином “инструменте”, и слушает его звук; в ответ он воспроизводит соответствующее действие: шагает, танцует, “поет”, и т.д. или выбирает соответствующую игрушку, картинку. Предъявление звучания игрушки в качестве образца: педагог показывает, какая игрушка будет звучать и играет на ней забольшимэкраном; дети воспринимают звучание “инструмента” только на слух и воспроизводят соответствующее действие, выбирают игрушку (это же проделывается и с другими звучаниями); Различение на слух двух (впоследствии трех - четырех и более) звучащих игрушек; педагог извлекает звук то из одной, то из другой игрушки за большимэкраном;в ответ дети воспроизводят соответствующее действие, выбирают игрушку. Большой экран, который используется на занятиях, должен быть полукруглым или П-образным, чтобы скрыть движения рук педагога от детей, находящихся сбоку. Извлекать звучания из всех игрушек, включая и дудку, и свисток, необходимо за большим экраном. В противном случае дети будут знать, что если сурдопедагог играет за маленьким экраном - это звучит или дудка, или свисток, а если за большим - остальные игрушки. Лишь после того, как дошкольники начали выполнять действие под звучание той или иной игрушки, педагог появляется из-за экрана, продолжая игру на «инструменте». Дети видят и слышат, какая игрушка звучит. Сурдопедагог одобряет тех, кто правильно определил звучание. Для того чтобы данная работа проходила результативно, надо также помнить, что время звучания каждой игрушки должно быть примерно равным, чтобы дошкольники ориентировались на характер звучания, а не на его длительность. Кроме того, последовательность предъявления звучаний должна постоянно меняться; при этом звучание одной и той же игрушки может повторяться подряд 2-3 раза. Это важно для того, чтобы дети вслушивались, а не пытались угадать, какая игрушка звучит. Слабослышащих детей, а также глухих дошкольников, успешно справляющихся с различением на слух звучащих игрушек при выборе из 4-х, следует учить и их опознаваниюнаслух. С этой целью изменяется методика работы. Звучащие игрушки находятся за большим экраном. Дети не видят, на какой игрушке играет педагог. Они должны по слуховым образам определить, что звучало. Ответная реакция дошкольников остается такой же, как и при различении звучаний на слух: барабан - шагать на месте, произнося татата, гармоника - выполнять танцевальные движения, произнося ляляля, а также называние звучащей игрушки: барабан, этобарабан. На последних двух годах занятий слабослышащих детей учат различать, а затем и опознавать на слух не звучащие игрушки, а настоящие музыкальные инструменты, например: барабан, аккордеон, пианино, скрипку и т.д. Звучание инструментов предлагается в записи на пластинках или кассетах и подкрепляется соответствующей табличкой и картинкой. Об особенностях работы с записями см. ниже. |