Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.1 Педагогическая культура

  • Вопросы для самоконтроля

  • 2.1.2 Культура внешнего вида педагога Вопросы для обсуждения

  • 2.1.3 Основы мимической и пантомимической выразительности учителя

  • Методическое пособие по дисциплине Основы педагогического мастерства раздел изучение общих основ педагогического мастерства Педагогическое мастерство и его элементы


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие по дисциплине Основы педагогического мастерства раздел изучение общих основ педагогического мастерства Педагогическое мастерство и его элементы
    Дата13.05.2022
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаpedmasterstvo_obschenie (1).docx
    ТипМетодическое пособие
    #526597
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Раздел 2. Освоение компонентов педагогической техники как инструментария педагогического мастерства

    2.1 Компоненты педагогической культуры

    2.1.1 Педагогическая культура

    Чтобы выделить сущностные характеристики педагогической культуры, обра­тимся к вычленению связей и зависимостей педагогической и общей культуры.

    КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

    Культура рассматривается как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность.

    Культура не только совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности. Опыт представляет собой единство знаний, умений, пере­росшее в модель деятельности в любой ситуации. Этот опыт передается в со­циальных институтах в виде образования. Носителем культуры является как общ­ность людей, так и каждый отдельный человек. При этом культура рассматривается как признак деятельности, высокий уровень ее развития. На первый план выступает результативный аспект, т. е. совокупность достижений, а на второй — процессуаль­ный, т. е. высокое развитие умений, способ организации деятельности.

    Культура представляет собой нормативные требования к любому виду дея­тельности человека. А потому существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

    Исходя из сказанного, педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

    Педагогическая деятельность, как ни один другой вид человеческой деятельности, связана с общей культурой человека. Она является особой сферой общества, которая осуществляет целенаправленное социокультурное воспроизводство челове­ка, выполняет функции культурного наследования, социализации личности, управ­ления процессами ее становления и развития.

    Показателями культуры профессионала можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоцио­нальной восприимчивости.

    В научно-методической литературе существует несколько подходов в опреде­лении «педагогическая культура». Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях.

    На ЖИТЕЙСКОМ уровне педагогическая культура понимается как нечто задан­ное, нормативное, образец, которому следуют профессионалы при выстраивании по­ведения в ситуации педагогического общения, иногда происходит отождествление педагогической культуры с профессиональной грамотностью, образованностью, пе­дагогической техникой или тактом.

    На ТЕОРЕТИЧЕСКОМуровне педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры, так как она:

    - объединяет историко-культурный опыт человечества, а конкретный педагог
    передает этот опыт через предъявление воспитанникам определенной суммы ценно­стных ориентиров и отношений;

    - является частью социальной практики преподавателя и проявляется в сфере его взаимодействия со студентами через традиции, нормы взаимоотношений;

    - представляет область человеческих знаний и находит свое выражение в пе­дагогических концепциях, системах, технологиях, которые реализует преподаватель, является существенным компонентом его деятельности;

    - является способом отражения педагогом объективных потребностей обще­ства.

    Педагогическая культура — это сложноорганизованная система, обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического воздействия.

    Педагогическая культура представляет собой требования, предъявляемые к деятельности по обучению и воспитанию. Педагог не свободен в своих воспитатель­но-образовательных возможностях.

    Педагогическая культура тесно связана с понятием «профессиональная куль­тура педагога», но вместе с тем им не исчерпывается, ибо обучением и воспитанием в той или иной мере занимаются не только педагоги-профессионалы, но и все члены общества. Поэтому по своему содержанию понятие «педагогическая культура» шире понятия «профессиональная культура педагога».

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА представ­ляет собой часть культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека: с одной стороны, это особая подсистема, особый вид культуры, с другой стороны, она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая их с системой социального наследования и реализуясь во всех формах трансляции социального опыта, а потому не может быть закрытой.

    Педагогическая культура определяется уровнем педагогической культуры масс. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры содержит ми­ровой педагогический опыт. Смена культурных эпох влечет за собой и смену соот­ветствующих им педагогических цивилизаций, изменяет образовательные парадиг­мы. Каждая эпоха формирует свой тип педагогической культуры.

    Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях.

    СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬопределяется способами:

    сохранения традиций, ритуалов, правил, обрядов, выражающих отношения поколений отцов и детей, старших и младших;

    межличностных, человеческих отношений и передачи социально-педагогического опыта как части общечеловеческой и национальной духовной куль­туры;

    формирования общечеловеческих и педагогических ценностей:

    обогащения педагогических теорий, культурных образцов, проявляющихся в педагогическом мышлении, педагогическом сознании общества, в системе практи­ческих знаний.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬвключает общественные требования к нему, закономерности культурной идентификации педагога, культуросообразные образовательные системы, педагогические технологии, способы создания обществен­ной жизни и педагогической практики.

    ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬсостоит из совокупности личностных свойств педагога и его личностной направленности. Личностные свойства интегрированы с педагогиче­ской позицией, профессиональными умениями, поведением, индивидуальными дос­тижениями в творчестве.

    Личностная направленность влияет на реализацию гуманистических ценностей в практической деятельности, выражает отношение педагога к этим ценностям, в ка­честве которых выступают: личностные смыслы учения и жизни ребенка, а не только знания; индивидуальные способности, самостоятельная учебная Деятельность и жизненный опыт личности; сотрудничество, диалог педагога и воспитанников; целостное развитие, личностный рост учащихся.

    К показателям личностных ориентиров педагогической культуры преподавате­ля можно отнести:

    - гуманистическую позицию педагога по отношению к детям, его способ­ность быть воспитателем;

    - психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление, позволяющее решать возникшие проблемы с позиций воспитанника;

    - образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с со­держанием и технологией обучения, придавая им личностную направленность;

    - опыт творческой деятельности, дающий возможность преподавателю обос­новать свою педагогическую технологию, авторские подходы к организации учебно-воспитательной работы;

    - культуру профессионального поведения и способность к саморазвитию.

    Условно выделяют три уровня педагогической культуры: достаточный, массо­вый и некомпетентный.

    ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ,или профессионально-адаптивный, характеризуется умением педагога опираться в своей деятельности на приобретенные знания, умения и навыки, добиваясь при этом определенных результатов. Однако участие педагога в творческой деятельности носит эпизодический характер, он не испытывает насущной потребности в собственном личностном и профессиональном росте.

    МАССОВЫЙ УРОВЕНЬ,или непрофессионально-репродуктивный, определяется нежеланием педагога совершенствовать свое профессиональное мастерство на фоне нескольких «не»: ОН не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств; не опирается на профессиональные знания, умения; не ведет творческий поиск; не испытывает потребности в самообразовании и самовоспитании.

    НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬпроявляется в негуманном отношении педагога к воспитанникам, в его профессиональной некомпетентности (Е. В. Бондаревская).

    Таким образом, педагогическая культура представляет собой динамическую систему способов деятельности и профессионального поведения педагога.

    Вопросы для самоконтроля

    - Какой термин характеризуется как всеобщая универсальная форма реализации сущностных сил личности, как творческая созидательная деятельность? __________________(культура).

    - Из каких совокупных показателей состоит культура?______________ (совокупность достижений человечества в производствен­ном, общественном, умственном отношении, но и овеществленный опыт человече­ской жизнедеятельности).

    - Культура, представляющая собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непо­средственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому называется ____________(педагогическая культура).

    - Что является показателями профессиональной культуры педагога? _______________ (широта кругозора, и направленность личности, степень социальной активности, характер эмоцио­нальной восприимчивости).

    - Для подчеркивания ее значимости как педагогиче­ской категории дается характеристика на житейском и теоретическом уровнях, раскройте их.

    - Как категория педагогики педагогическая культура может быть подвергнута определенному изучению на социально-педагогическом, профессионально-педагогическом, личностном уровнях, представьте их.

    - Выделите уровни педагогической культуры.
    2.1.2 Культура внешнего вида педагога
    Вопросы для обсуждения

    - Особенности восприятия личности учителя учениками.

    - Понятие культуры внешнего вида педагога.

    - Характеристика компонентов внешнего облика учителя, влияющих на восприятие его личности учениками (осанка, походка, поза, жесты, одежда).

    - Способы организации внешнего вида учителя

    ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ на контроль и коррекцию правильной осанки, походки, позы.

    При выполнении упражнений важно осмыслить функциональную роль внешнего вида учителя: показатель уровня воспитанности, средство обеспечения контакта, эталон культуры внешнего вида современного человека, показатель психического состояния учителя.

    РАЗМИНКА:

    1. Не сойдя со стула, посидите так, как сидят:

    председатель ГЭК;

    пчела на цветке;

    кассир на рабочем месте;

    побитая собака;

    обезьяна, изображая вас;

    кот, имеющий пойти погулять;

    невеста на свадьбе;

    наездница;

    преступник на скамье подсудимых;

    космонавт в скафандре.

    2. Походите, как;

    младенец, начавший ходить,

    глубокий старик;

    артист балета;

    горилла:

    Ромео, в ожидании свидания.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    УПРАЖНЕНИЕ 1. Контроль осанки.

    Соедините обе руки за спиной (сложенные ладони находятся пальцами вниз на нижнем отделе позвоночника). Не разжимая ладони друг от друга, внутренним движением развернуть их вверх по позвоночнику. Сложность выполнения задания указывает на нарушение осанки,

    УПРАЖНЕНИЕ 2. Контроль и коррекция осанки.

    Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепит мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Упражнение выполняется 1-3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

    УПРАЖНЕНИЕ 3. «На колок»

    Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3- раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.

    УПРАЖНЕНИЕ 4.

    Встать, мысленно соединить кончики плеч и мочки ушей воображаемым шнуром, идти так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.

    УПРАЖНЕНИЕ 5. Рабочая поза учителя.

    Примите характерную для учителей позу на уроке. Ноги поставьте на расстоянии 1-15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные зажимы. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке раскрытая книга. В занятой вами позе сделайте шаг назад, вперед, влево, вправо. Повторите эти движения, но в процессе чтения, импровизированного рассказа.

    УПРАЖНЕНИЕ 6.

    Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног.

    УПРАЖНЕНИЕ 7.

    Встаньте из-за стола и поменяйтесь местами с товарищем, сидящим рядом. Сделайте это бесшумно, аккуратно, используя минимум целесообразных и естественных движений. Обратите внимание на осанку; снимите напряжение, если оно появилось,

    УПРАЖНЕНИЕ 8. Контроль и коррекция походки.

    Походка должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семенящее - танцующей походки. Ширина шага должна соответствовать росту, полу человека (женская, мужская; чем выше человек, тем длиннее его шаг). Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, горбиться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой и легкой.

    3. МИКРОПРЕПОДАВАНИЕ. Опираясь на раздаточный материал, выполните следующие задания.

    КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА

    1. Осанка - прямая:

    Умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежит на столе;

    Подтянутость, собранность.

    2. Одежда:

    - аккуратность;

    - скромность;

    - цветовая гармония;

    - соответствие возрасту и моде, условиям занятий и работы;

    - чувство меры в украшениях.

    - Грим - умеренность

    - Прическа - аккуратность

    Мимика:

    - выражение доброжелательности, спокойствия, уверенности:

    - взгляд при общении направлен на собеседника;

    - эмоциональная выразительность;

    - соответствие лица характеру речи, с которой выступают.

    Пантомимика:

    - жесты умеренны, ограничены, естественны;

    - походка упругая, ритмичная, легкая;

    - движения гибкие, размеренные, непринужденные, отсутствие скованности;

    - сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности;

    - умение бесшумно вставать и садиться.

    Формирование умений и навыков организации внешнего вида в заданных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

    СИТУАЦИИ:

    Вход учителя в класс. Приветствие. Представление, знакомство с классом.

    Вход учителя в класс. Приветствие. Неожиданный стук в дверь. Действуйте, реагируйте.

    Вход учителя в класс. Приветствие. Начать рассказ так: «Дети, я хочу рассказать вам...» Это может быть рассказ о преподаваемом предмете, об интересном, значимом событии: Задача рассказчика - привлечь внимание учеников к рассказу, установить контакт с аудиторией, продумать организацию своего внешнего вида.

    Проверка домашнего задания на уроке: отчет ученика у доски; учитель слушает, сидя за рабочим столом, комментирует ответ и мотивирует оценку.

    ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЗАДАННЫХ СИТУАЦИЯХ:

    1. Успешное прогнозирование предполагаемых условий общения, работы и рациональное моделирование своего поведения в соответствии с ними.

    2. Обеспечение продуктивного общения, взаимодействия с учениками, создание для них оптимального режима работы, усвоения знаний.

    3. Самоконтроль поведения, речевого общения, видение и правильная интерпретация реакции учеников на внешний вид, речь учителя; эффективная коррекция своего поведения.

    4. Степень интереса и старания проявленных студентами при выполнении учебного задания.
    2.1.3 Основы мимической и пантомимической выразительности учителя
    Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.

    «Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу», - говорит военная пословица. Надо ли говорить, что для учителя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на занятии, выступление перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. «Я твердо убежден», - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность учебной работы так же снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка.

    Объем словесных воздействий не одинаков в работе разных учителей. И чем он меньше, тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более, что вербальное общение не идентично простой передаче информации. Прежде всего школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен со старшими. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать, если он спорит, если он не согласен с услышанным. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны, а также умение старшего не только говорить, но и слушать.

    Способность и готовность не вещать истину, а совместно вырабатывать общую точку зрения, для чего, как минимум необходимо, чтобы собеседник не боялся высказать сомнение, поспорить, надеялся, что его не оборвут, а выслушают до конца, в случае необходимости тактично поправят и помогут разобраться в трудной проблеме, необходима настоящему педагогу. Наконец, участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга. Это бывает не всегда.

    «Наш учитель физики говорит сам с собой», - рассказывает один школьник другому. – «А ваш?» – «Наш тоже, но он думает, что мы его слушаем».

    Выражение «речь учителя» (синоним – «педагогическая речь), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога. Устная речь учителя – это речь, создаваемая педагогом в момент говорения.

    Педагогическая речь призвана обеспечить:

    - Продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками.

    - Положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности.

    - Полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения.

    - Рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

    Устная речь учителя существует в двух разновидностях – в монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя являются рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование правил, законов, развернутые оценочные суждения. Диалогическая речь учителя представлена в беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.

    Для того чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или, как говорят ученые, обладать требуемыми коммуникативными качествами. Так, требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи – ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества речи педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи.

    Американский ученый Алберт Мейерабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвилл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит 2,5 секунды. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

    Публичный характер обобщения начинающего педагога с классом, как правило, вызывает у него «мышечные зажимы», чувства неуверенности, страха, скованности. Деятельность под пристальным вниманием учителя, детей, родителей, т.е. действие «на виду», отражается на странности мыслей учителя, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии, психическом состоянии. Все эти негативные ощущения непременно выражаются в зажатости мимических и пантомимических мышц тела. Все это требует знания и умения осуществлять самоконтроль за своим психофизическим состоянием, необходимым для проведения предстоящего занятия. Умение пользоваться своими мимическими и пантомимическим аппаратом – как необходимой составляющей педагогический техники, способно оказать неоценимую услугу в овладении секретами педагогического мастерства.

    КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА ПЕДАГОГА

    ПАНТОМИМИКА ПЕДАГОГА

    Нежелательно

    Предпочтения учащихся

    Объяснения с точки зрения представлений учащихся

    Зажатость, скованность

    Подвижность, энергичность, живость педагога

    Видимо, педагог целеустремлен, неравнодушен к тому, что делает и говорит

    Суетливость

    Спокойная, сдержанная, умеренная и контролируемая жестикуляция

    Педагог - человек уравновешенный и волевой.

    Строевой шаг. Подпрыгивающая или шаркающая походка

    Ровная походка, плавные движения

    Солидность, основательность педагога

    Напыщенность, неестественность, дисгармоничность

    Естественность поведения. Соответствие движений темпераменту, возрасту и другим параметрам человека. Соответствие их общим ожиданиям школьников

    Открытый, целостный человек. Откровенен, не фальшивит, не скрытничает и не рисуется. Он достоин доверия.

    Однообразные движения, раскачивание или монотонное хождение по комнате.

    Характер и ритм движения соответствуют характеру и содержанию остальной деятельности

    Педагог действительно увлечен делом и общением с воспитанниками, а не занят посторонними вещами


    Нежелательно

    Предпочтения учащихся

    Объяснения с точки зрения представлений учащихся

    Скрытное, неопределенное,

    возможно,

    таящее неведомые опасности для детей

    Открытое, ясное, определенное выражение лица. Ясные, выразительные глаза. Прямой и честный взгляд

    Такое лицо отражает порывы души, доступные пониманию. Педагог ни чего не скрывает

    Зажатое или безвольное лицо. Безразличные глаза.

    Бодрое, раскованное, умеренно-ясное, но в то же время волевое, принципиальное и твердое выражение лица. Энергичный взгляд

    Здоров, энергичен, смел. Умеет довести сиво до дела, а дело до конца. Возможный лидер

    Скучное, «обыкновенное» выражение лица. Пустые суетливые глаза.

    Осмысленное, обращенное внутрь, одухотворенное и увлеченное выражение лица. Любопытствующие, думающие, проницательные, спокойные, лучистые глаза

    Уравновешен. Много знает. Напряженно размышляет. Любит думать. Мыслитель. Неординарный человек

    Высокомерное лицо. Слащавое выражение лица. Отсутсвующий взгляд.

    Обращенное к людям, доброжелательное, ласковое, улыбчатое, хотя сдержанное и серьезное лицо. Внимательный, заинтересованный, мягкий, доверчивый и теплый взгляд.

    Внимателен к окружающим и общителен. Добр. Старается что-либо сделать хорошее окружающим. Основателен, спокоен, открыт. Доверчив. С ним, наверное, приятно общаться


    МИМИКА – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему его усвоению.

    Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать. Не следует нести в класс маску домашних забот, неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно – воспитательных задач.

    Выражение лица, как и весь внешний облик, должно выражать различные эмоции (уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение и т.д.) в десятках вариантах. Широкий диапазон чувство выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики – брови, глаза. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души» (К.С.Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающие глаза»), а также и безжизненной статичности («каменное лицо»).

    ЗАДАНИЕ: работа с зеркалами. Для развития ориентировки в сознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Но мы поступим по-другому. Возьмите зеркала в руки. Давайте представим: 1-эталон поведения в состоянии радости: улыбка, глаза сияют, брови чуть приподняты; 2-эталон поведения в состоянии страха: глаза расширены, брови высоко подняты вверх, взгляд бегающий; 3-состояние удивления; 4- состояние грусти; 5 -состояние сожаления; 6 - состояние укоризны и т.д.

    Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой – которую необходимо сознательно развивать. Нужно держать в поле зрения всех учащихся.

    ПАНТОМИМИКА – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

    Посмотрим на учителя, вдохновенно объясняющего урок. Как органически слиты у него движение головы, шеи, рук, всего корпуса.

    Красивая выразительная осанка учителя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке (ноги на ширине 12-15 см., одна нога немного выдвинута вперед). Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад – вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула, вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать себя за ухо. Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Среди жестов (описательных и психологических) гораздо важнее последние (выражающие чувства к учащимся: обращение к учащимся, легкое прикосновение и т.д.) правильная осанка: открытая поза, не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, шаги вперед усиливают значимость сообщения, отступая назад – говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта