Главная страница
Навигация по странице:

  • Использование компьютерных технологий в обучении и.я.

  • Использование совр. видеотехнологий в обучении и.я.

  • Группы видеомат-лов : 1)

  • При обучении инояз. к-ре

  • Этапы работы

  • 2. Демонстрац. э.

  • I. Фонетич

  • III. Грамматич

  • 2. Для обучения письму

  • Методическое мастерство учителя и.я. и пути его совершенствования

  • Интенсивные методы обучения и.я.

  • Методика как теория обучения иностранным языкам (ИЯ). Основные методические понятия. Методы исследования


    Скачать 445.57 Kb.
    НазваниеМетодика как теория обучения иностранным языкам (ИЯ). Основные методические понятия. Методы исследования
    Дата18.01.2022
    Размер445.57 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMetodika-prepodavaniya-inostr.-yazy-ka-konspekt-lektsij.pdf
    ТипДокументы
    #335154
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Симуляция - осуществление реальной деятельности в искусственной обстановке, обладающая ярко-выраженной коммуникативной направленностью и развивающее речевые умения.
    Особенности:
    Общение осуществляется на фоне социального взаимодействия личности учащихся, что помогает приблизить процесс обучения к естественному условию процесс общения.
    Этапы:
    1.подготовительный( уточнение особенностей учащихся, объединение целей и задач, поиск сюжета, распределение ролей, разработка правил и отбор дидактического материала.
    2.введениие в ролевую ситуацию( учащиеся знакомятся со сценарием, правилами игры и ролевыми предписаниями.
    В основе сценария лежит сюжет и проигрывание ситуации осуществляется в соответствии с ролью и собственными взглядами, жизненным и языковым опытом
    3.подвеление итогов игры( происходит анализ и оценка процесса симуляции, группа оценивается в целом и каждый в отдельности, формулируются выводы, самооценка в устной форме( репортаж, конференция), и в письменной форме( сочинение, эссе), анализируются допущенные ошибки.
    Роль учителя: сценарист, режиссер, консультант ,участник, наблюдатель.
    Использование компьютерных технологий в
    обучении и.я.
    На современном этапе все ярче и актуальнее выражается необходимость подключения школы к компьютерной сети и практическое овладение компьютерной техникой учителем и выпускником. Способы, основанные на широких уникальных возможностях компьютерной техники, объединяются в понятие «Новые информационные технологии» (компьютер, интернет, видео).
    Внимание исследователей, прежде всего, обращаются на такие методические возможности компьютера, как способности моделирования условной коммуникативной деятельности, увеличение объема тренировки при
    овладении лексико-грамматическими навыками, реализации принципа обратной связи, дифференциации и индивидуализации учебного процесса, объективного и полного контроля навыков и умений, возможности унифицировать учебный процесс и стимулировать учителя к применению различных новаторских приемов. Решающим фактором успешного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс является готовность и способность учителя иностранного языка не только основать новые ТСО, но и предложить новые методики обучения с использованием новых средств. Многие тренировочные упражнения, составленные в виде занимательных игр, обеспечивающие наглядную развернутую ориентировку, вполне решают поставленную задачу, а именно за счет дополнительной мотивации учащимися более прочно запоминается языковой материал и откладывается в долговременную память учащихся.
    Компьютер на уроке и.я.:
    1. позволяет индивидуализировать обучение
    2. повышает активность обучаемых
    3. помогает интенсифицировать обучение
    4. повышает мотивацию
    5. создает условия для самостоятельной работы
    6. способствует выработке самооценки учащихся
    Имеющиеся компьютерные программы отвечают принципам развивающего обучения и помогают решению следующих задач:
    1. осознанию языковых явлений
    2. формированию лингвистических способностей за счет выполнения ЯУ,
    УРУ и РУ
    3. автоматизации языковых и речевых действий
    4. созданию ситуаций общения
    Использование интернета и электронной почты с помощью спутниковой связи позволяет вести переписку между школьниками разных стран, позволяет осуществить проекты, например, проект «Школа 21 века». Целью такого проекта может быть модель школы будущего. Работу над совместными проектами можно рассматривать как метод развивающего обучения. Учебная работа учащихся при этом отходит на второй план, на первый план – общение со школьниками из Германии, решение одинаково интересующих вопросов, достижение общих целей, возможное проникновение в культуру другой страны. И.я. превращается из предмета обучения в средство общения. Письма набираются на уроке на компьютерах.
    Ответы являются образцом для наших учащихся. Так в 8-9 классах можно включить темы «Мой друг по переписке», «Праздники», «Каникулы». В 10-
    11 классах – «Спорт», «Традиции», «Свободное время», «Охрана окружающей среды».
    Работу над учебными письмами можно организовывать по плану:
    1. чтение письма со словарем, выписывание слов и выражений
    2. обсуждение этих слов и контроль понимания текста письма
    3. фонетическая отработка, разметка

    4. составление устного ответа, чтение вслух, краткий пересказ содержания
    5. домашнее задание: (можно дифференцированно) составить письмо-ответ с обязательным использованием выше указанных слов составить свой рассказ по теме, например, что бы вы рассказали о традициях вашей школы вопросы с целью получения дополнительной информации
    Такая работа способствует оживлению уроков и умелому пользованию словарем, увеличению скорости чтения и т.д.
    Таким образом, можно выделить преимущества использования информационных технологий на уроке: обеспечение различных форм и видов работы (индивидуальные, парные, групповые) разнообразное представление учебного материала (графика, звук, фото, иллюстрации, видеофильм) облегчение контроля, гибкость управления учебным процессом (не только фиксирует ошибку, но и определяет ее характер, что позволяет вовремя устранить причину ее появления) интенсивный режим (высокая скорость ввода информации) повышает мотивацию, эмоциональный подъем, снятие напряжения поощрение (музыкальные фрагменты, мультипликация) позволяет устранить одну из причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, т.к. существует возможность довести задание до конца, использование различных опор и помощи ПК, возможность делать задание несколько раз гибкое использование различных учебных тем возможность варьирования количеством заданий, временем источник информации (словари, книги, журналы, энциклопедии) средство распространения и обмена информацией (e-mail) средство наглядности, опоры возможность моделировать ситуации и среды представление и работа с аутентичным материалом, с другими национальностями (Chat) дисциплина конкуренция наглядно и объективно представлен результат действий равноправный доступ к образованию
    Недостатки: запутанность программ, их недостаточно высокий уровень слишком быстрое развитие вычислительной техники, постоянное обновление программ, дорогостоящее оборудование занимательность может стать превалирующем фактором и заслонить учебные цели
    составлением учебных программ занимаются не учителя, а программисты, что влияет на их качество
    Использование совр. видеотехнологий в обучении и.я.
    Видео мотивирует, вызывает интерес, связ-й с визуальной формой представления мат-ла; уделяет вним. вербальной и неверб. комм-ции, знакомит с культурой и традициями страны изучаемого я.
    Группы видеомат-лов: 1) предназнач-е для обучения и.я.
    (видеокурсы); 2) предназ-е для носителей я. – аутентичные мат-лы (худ. фильмы, телепрограммы); 3) мат-лы, разработ-е самими препод-ми и обуч- мися.
    1) состоят из удобных для работы коротких эпизодов и содержат сопровождающий их дидакт. мат-л. Подгруппы: а) непосредственно обучающие языку и б) выступающие в кач-ве доп. источника для обучения.
    Особое место заним. видеофильмы, предназнач-е для обучения навыкам и умениям инояз. общения в опр. сфере практ. деят-ти (напр., туризм, бизнес).
    Недостаток: искусств. хар-р (неаутентичность).
    2) аутентичные видеомат-лы предлагают большое разнообразие образцов я. и речи, включая региональные слова и др. в том контексте, в кот- м их исп-ют носители я. Недостаток: ориентация только на обучаемых с хорошей подготовкой. Классиф-ция: а) развлекат. программы, б) программы, основ-е на достоверной инф-ции (док. фильмы), в) короткие программы (10 сек. – 15 мин.: погода, новости, реклама)
    3) эти мат-лы могут обеспечить препод-лю более полную реализацию поставленной цели. Недостаток: для подготовки нужно много вр., опр. оборудование и т.д.
    Видеомат-лы рекомендуется (Запад) исп-ть 1р./1-2 недели. Но лучше
    (Будько) – без ограничений, но только тогда, когда это действительно нужно.
    Продолжительность – 45мин.-1час (спорно). Предпочтение отдается коротким видеомат-лам: 30сек.-5/10мин. При этом считается, что 5 мин. демонстрации видео может обеспечить напряженную учеб. раб. группы в течение 1 часа. Это обусловлено такой специф. особенностью видеомат-лов как плотность и насыщенность инф-ции. Более 10 мин. просмотра нерацион- но в усл-ях огранич. учеб. вр.
    Цели применения видео: 1) презентация яз. мат-ла в реальном контексте; 2) закрепление и тренировка яз. мат-ла в разл. ситуациях общения;
    3) развитие умений устно-реч. общения; 4) для обучения инояз. культуре и выявление межкультурных различий. Ограниченно видео исп-ется только в чт. и письм. речи. Большинство видеомат-лов исп-тся для комплексной реализации целей. При обучении инояз. к-ре видео способствует реализации след. целей: 1) овладение навыками адекватного реч. и нереч. поведения в разл. ситуациях инояз. общения, 2) учить уч-ка в процессе
    изучения инояз. к-ры осознавать особенности нац. к-ры своей страны, 3) преодоление негатив. стереотипов в восприятии др. стран и народов, толерантность. (примеры заданий: просмотр видеофрагмента - без звука и анализ разл. аспектов невербального поведения, напр., определение эмоций по выражению лица, жестам), - и выявление сходств и различий в инояз. и родн. к-рах.
    Этапы работы с видеомат-ми: 1. Преддемонстрац. этап. Задачи: - снятие яз. и содержат. трудностей, - введение в ситуацию, - создание разл. гипотез (о чем пойдет речь), форм-ние реч. навыков, - установка на просмотр видеофильма. 2. Демонстрац. э. (с использованием звука или без). 3.
    Последем. э.: обсуждение фильма или к.-л. эпизода. Связан с переносом на др. ситуации и виды РД.
    Упражнения: I. Фонетич. (демонстрация образцов артикуляции с последующим их воспроизведением; повтор-е отдельных слов в предложении, реплик диалога вслед за диктором с использованием остановок); II. Лексич. (прогнозирование слов, фраз; описание внешности персонажей; соотнесение прилагательных, записанных на доске с опред-ми персонажами эпизода); III. Грамматич. (повторение разл. реч. образцов вслед за диктором во вр. паузы; дополнение ситуации, напр., восстановление вопросов, заданных по телефону). 1. Для обучения говор-ю: (просмотр видеофрагмента без звука и ответы на ?ы; восстановите диалог на основе отд-х реплик; гипотезы; пересказ сюжета от имени 1 из персонажей); 2. Для
    обучения письму (написать воображаемую биографию персонажа; изложение эпизода в форме письма к другу); 3. Для обучения чтению
    (прочт-е резюме по сод-ю фрагмента и нахожд-е ложной инф.; прочт-е сценария фильма перед показом).
    Методическое мастерство учителя и.я. и пути его
    совершенствования
    Методическое мастерство состоит:
    1. знания обо всех компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приемах; знания о себе, как учителе
    2. опыт работы – овладение приемами своей профессиональной деятельности, основанной на навыках
    3. творчество, основанное на преобразовании и переносе приемов обучения в разные условия (продукция нового в обучении)
    4. опыт положительного эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности
    Уровни профессионализма:
    1. овладение методическими знаниями обеспечивает уровень грамотности
    (только система научных знаний)

    2. овладев опытом осуществления приемов профессиональной деятельности, учитель поднимается до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма)
    3. переход на уровень мастерства возможен только после освоения творчества.
    Процесс становления уровня мастерства зависит еще от факторов: уровня грамотности (чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство) определенных качеств учителя как индивидуальности
    4. уровень искусства как высшее проявление мастерства.
    Итак, методическое мастерство – это психическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность
    (комплексное умение) оптимально осуществить мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.
    Выделяют группы методических умений:
    1. перцептивные умения a) умение видеть всех и каждого (распределение внимания, боковое зрение) b) умение отличать текущую информацию об ученике от устойчивых его характеристик c) умение подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности ученика
    2. проектированные умения a) планировать уроки и предвидеть результаты планирования, умение отбирать необходимый материал для урока b) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над темой c) умение определить необходимую дозу теории в практике обучения общению d) умение импровизировать в неожиданных ситуациях
    3. адаптационные умения a) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его подготовленности b) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения (адаптация к условиям) c) умение использовать приемы работы, материал и т.п. соответственно индивидуальности учащихся
    4. коммуникативные умения a) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы, умение говорить выразительно и эмоционально b) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу) c) умение быть коммуникабельным, говорить экспромтно
    5. организованные умения
    a) умение организовать работу в парах, групповую работу, умение организовать коллективное общение b) умение организовать самостоятельную работу учащихся дома, умение требовать c) умение организовать внеклассную воспитательную работу и найти помощников среди учащихся
    6. познавательные умения a) умение анализировать деятельность коллег, собственную деятельность b) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения и.я. c) умение воспринимать новое в методике и претворять методические рекомендации d) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию
    7. вспомогательные умения a) умение рисовать, играть на музыкальном инструменте, мастерить и т.д.
    (это фон для передачи знаний)
    Методическое мастерство требует специальной целенаправленной работы по его формированию. Также важны для учителя такие личностные качества, как любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к совершенствованию, интеллигентность и главное – оптимизм.
    Интенсивные методы обучения и.я.
    Интенсивные методы – это группа методов, реализующих концепцию интенсивного обучения и базирующихся на теории деятельности и положениях коммуникативной лингвистики. Цель: в минимальный срок достичь максимального объема (краткосрочные курсы). Факторы: учитывается будущая деятельность, макс. объем – до 120 академических часов нормативная грамматика
    2000 ЛЕ максимальное использование всех резервов личности обучаемого в условиях специальной атмосферы в группе (психологический микроклимат)
    К интенсивным методам относят: суггестопедический метод Г. Лазанова метод активизации резервных возможностей обучаемого Г.А.
    Китайгородской эмоционально-смысловой метод Шехтера (73 г.) интенсивный метод обучения устной речи взрослых учащихся Л.Ш.
    Гегечкори (75-78) ритмопедия Бурденюк
    гипиопедия (60-70) релаксопедия Шварц (71)
    Релаксопедия – это комплекс дидактических приемов, предусматривающий использование на занятиях по и.я. релаксации, т.е. психического и физического расслабления, вызываемого внушением и способствующее лучшему запоминанию учебного материала в большом объеме.
    В 60-70 гг. XX в. возникла потребность в изучении и.я. в сжатые сроки с узкопрактическими целями, а именно, научить устной речи. Тогда же сформировались новые направления, т.е. методика интенсивного обучения.
    Особенно активно оно начало свое развитие в середине 60 гг. в Болгарии, где под руководством психотерапевта по образованию Георгия Лазанова были разработаны основы интенсивного суггестопедического метода, получившего широкое распространение во многих странах мира. В основе этого лежит разработка проблем внушения, так называемая суггестопедия.
    Внушение и внушаемость рассматривал Лазанов как различные формы влияния педагога, при которых наиболее активно используются скрытые резервы мозга (мыслительной деятельности учащихся).
    Суггестология – наука о внушении (от лат. suggero, sugges, suggesto – подставлять, нашептывать, внушать)
    Среди педагогов бытует мнение о норме памяти или о пределе усвоения при обучении и.я.. Лазанов полагает, что человек имеет гораздо большие резервы памяти у отдельных людей, как проявление этого феномена бывает состояние, когда человек без особого напряжения запоминает большой по объему материал.
    Экспериментально было доказано, что за одно занятие человек может запомнить от 60 до 120 слов. За 120 часов обучаемые могут вести беседу в пределах 1800 ЛЕ. Но для успешного применения такого подхода нужно соблюдение определенных условий:
    1. психологическая подготовка обученных
    2. наличие специального оборудования для введения информации
    3. отбор и программирование учебного материала
    При этом требуется соблюдение 3 главных принципов суггестопедии:
    1. радость и ненапряженность
    2. единство осознаваемого и неосознаваемого
    3. суггестивная взаимосвязь, которая уничтожает барьеры торможения, препятствующие обучению
    Была выдвинута гипотеза: наилучшее запоминание происходит при создании «пункта ясного сознания», который образуется при релаксации. По мнению Лазанова, использование качественно новых резервов психики человека лежит в основе не только суггестопедии, но и в области гипио-, релаксо-, ритмопедии. Наибольший успех достигнут в обучении по суггестопедийному методу и его современной модификации.
    Методические принципы:
    1. расширенный программный материал: за 3 недели достигается такой же уровень владения и.я., как за 3 месяца по традиционной методике

    2. непосредственное включение обучаемых в язык: весь речевой поток представлен в виде дна или полилогов, новый материал вводится глобально без использования специальных тренировочных упражнений (в учебниках левая сторона страницы содержит диалог, правая – его перевод)
    3. система суггестивных стимулирующих этюдов: Этюды – не формальные упражнения лингвистического характера, а активные действия учащихся по заданной программе. Этюды строятся в форме ролевой игры, что придает речи естественный и непринужденный характер. Занятия по методу Лазанова напоминают спектакль (играет музыка, учащиеся в свободной позе сидят откинувшись на спинки кресел вокруг большого стола, по сценарию распределенные роли, разыгрываются ситуации из жизни, литературы; несмотря на интересный характер занятий и значительный набор материала, не вызывается давление, дискомфорт от учебного процесса).
    4. принцип положительной эмоциональной насыщенности: отражает положения общей психологии о том, что эмоциональный фактор лежит в основе долговременной памяти и развития речемыслительной активности.
    Учитель должен быть образцом доброжелательности и источником положительных эмоций, должен использовать элементы юмора и способствовать отсутствию негативных психологических факторов, таких как порога тревожности, критики, окрика, высмеивания, т.е. учитель должен способствовать созданию благоприятного психологического микроклимата для активизации и речемыслительной деятельности учащихся.
    5. принцип реализации личности в коллективе: один из важнейших принципов. Именно через коллектив, через симпатии, сопереживание, признание, поддержку, взаимопомощь ученик может полнее реализовать себя. Коллектив создается через ролевую игру. Благодаря наличию общей цели, использованию различных режимов работы (диадах, триадах, в звездочках)
    Разновидностями интенсивной методики является гипнопедия – обучение и.я. во время сна, а именно сразу после засыпания и перед пробуждением.
    Материал при этом запоминается непроизвольно. Эта методика не получила широкого распространения. Сначала нужно изучить безвредность метода чтобы он не привел к переутомлению и нежелательным психологическим воздействиям.
    Релаксопедия – важное условие обучения в состоянии мышечного и психологического расслабления под воздействием аутогенной тренировки, способствующей непроизвольному запоминанию. Разработаны следующие варианты занятий:
    1. предварительное знакомство с новой лексикой (8-10 мин.)
    2. ввод в состояние релаксации (7-10 мин.)
    3. релаксопедическое усвоение новой лексики (20-25 мин.)

    4. вывод из состояния релаксации и упражнения, активизирующие применение изученных лексических единиц (5-10 мин.)
    Ритмопедия – основывается на особом состоянии нервной системы человека и создании оптимальных условий для работы механизмов памяти. Разработан в 60-е годы в Кишиневе. Ввод информации на фоне мелодичной музыки в затемненной аудитории в релаксационном положении. В интенсивной методике этот этап получил название музыкальный сеанс.
    В нашей стране наибольшее распространение получил метод активации резервных возможностей обученного, в конце 70 – начале 80 гг. на основе концепции Лазанова, разработанный профессором Китайгородской.
    Отличительные особенности этого метода: максимальная активация обучаемых в ходе занятий мобилизация скрытых психологических резервов личности обучаемого, что способствует резкому увеличению объема усваимого материала. За
    120 академических часов + 60 часов домашней работы усваивается
    2500 слов и нормативная грамматика (2,5 – 3 мес.). глобальное использование всех средств воздействия на личность учащихся, в том числе и на подсознательное снятие психологических барьеров при усвоении языка
    Эффективность методов: распределение по ролям (за роль спрячется любой, сыграет, как сможет) обучение в процессе общения проблемный характер обучение в количестве и через количество усвоение значительного объема материала благоприятный микроклимат
    Трудности: основное внимание – речевая деятельность, недостаточное внимание работе над языковым материалом, отсюда большое количество ошибок в речи. Здесь должен работать учитель высокой квалификации со специальной подготовкой. Метод можно применять только на краткосрочных курсах для взрослых и при высокой интенсивности занятий за краткий срок.
    Наблюдается высокая забываемость при прекращении занятий. Требуется специально оборудованное помещение с ТСО и не только (шторы, музыка, освещение). Отсутствие домашних заданий.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта