методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен
Скачать 79.84 Kb.
|
9. Сущность и специфика белорусского музыкального фольклора. Фольклор (народная мудрость). Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкальнотворческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра. Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. 10. Система жанров белорусского музыкального фольклора. 1. Обрядовый фольклор – наиболее древний пласт музыкальной культуры, образцы этого фольклора были строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально выполняли магическую функцию. Обрядовый фольклор использует большое количество типовых напевов, ритмов и текстов. Он подразделяется на календарнообрядовый и семейно-обрядовый. Календарно - обрядовый фольклор соотносится с сезонами и земледельческим календарем: - зимний цикл (колядные, щедровальные песни и обряды); - весенний цикл (масленичные, «гуканне вясны», волочебные, троицкие, русальные и другие); - летний цикл (купальские, жнивные, среди который зажиночные, собственно жнивные и дожиночные песни); - осенний цикл (льняные, ярные и другие, часто связанные с видами сельскохозяйственных работ). Семейно - обрядовый фольклор, который приурочен к событиям в семье: - родильные песни и обряды; - крестильные песни и обряды; - свадебные песни и обряды; - похоронные голошения (наиболее импровизационный жанр). 2. Внеобрядовый фольклор - более поздний пласт, в нем нет жесткой приуроченности к событию, сезону. Мелодически он более разнообразен, многие напевы индивидуализированы, характерен более широкий певческий диапазон, более сложные ритмы. Среди жанров выделяются пастушьи, бурлацкие, чумацкие (чумаки - торговцы), казацкие, солдатские, рекрутские, партизанские, лирические, шуточные песни, частушки. Значительную часть фольклора составляет и фольклор танцевальный. Наиболее древним по происхождению жанром является хоровод. К внеобрядовому фольклору относится и детский фольклор. Это произведения, исполняемые взрослыми для детей или детьми в своей среде. Наиболее известными жанрами детского фольклора являются колыбельные, потешки, заклички. Среди жанров детского фольклора выделяется целый ряд танцевальных жанров, часто сопровождающихся пением – хороводы, «кривые» танки. Нередки и танцы, имеющие импровизационный характер. 11.Белорусские народные музыкальные инструменты, их классификация. В зависимости от их конструкции и способа звукоизвлечения инструменты можно подразделить на духовые, ударные, струнные, клавишноязычковые. овые музыкальные инструменты – инструменты, звук из которых извлекается при помощи потока воздуха. К ним относятся: свистулька, окарина, различные виды дудок (например, двойная дудка), жалейка, труба, дуда (инструмент, схожий по конструкции с волынкой). Ударные инструменты – инструменты, звук из которых извлекается при помощи удара о корпус инструмента, либо способом встряхивания. К этой группе инструментов традиционно относятся: бубен, барабан, треугольник, трещотка, шархуны, ложки, рубель, коробочка и др. Струнные музыкальные инструменты – инструменты, отличительным признаком которых является наличие струн. Это: цимбалы, скрипка, балалайка, колесная лира. Клавишно-язычковые инструменты – инструменты, в конструкции которых присутствуют клавиши, приводящие в движения «язычки», которые под воздействием струи воздуха воспроизводят музыкальные звуки. Представитель этой группы в белорусском музыкальном фольклоре – гармонь. 12 Возможности использования бел.муз. фольклора в работе с детьми дошк.возраста. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.С народными песнями и мелодиями можно знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока» и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. Произведения белорусского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.Кроме этого, часто используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Народная музыка звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. 13.Понятие о музыкальном стиле, краткая характеристика основных музыкальных стилей. Термин музыкальный стиль определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определенного идейнообразного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия, мировоззрение и мироощущение композиторов. Соответственно выделяют стиль исторический, национальный, индивидуальный. В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов, в Германии — миннезингеров, а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формы песен . На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Формируются новые вокальные и вокально-инструментальные жанры: мотет, кондукт, затем месса. Ренессанс - эпоха в истории европейской культуры, характеризующаяся крупнейшими экономическими и социальнополитическими преобразованиями, расцветом светской гуманистической мысли, великими научными и географическими открытиями, возрождением античного культурного наследия. Самостоятельной стала инструментальная музыка (хоральные обработки, ричеркары, канцоны, импровизационные пьесы - прелюдии, токкаты, фантазии), возродился интерес к танцевальному искусству (появление многочисленных танцевальных жанров, нотных танцевальных собраний, специальных руководств и первых профессиональных танцмейстеров). Изменилось также интонационное наполнение традиционных церковных жанров - мессы и мотета. 14.Характеристика музыкального стиля «барокко», творчество композиторов этой эпохи. Барокко - причудливый, вычурный, странный; существуют разные версии происхождения этого термина: 1) от португальского- жемчужина неправильной формы; 2) от латинского - обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике; 3) от имени итальянского художника Ф. Бароччи) - художественный стиль в европейском искусстве и литературе конца 16- 1-й пол. 18 вв. С возникновением стиля барокко музыка впервые полно продемонстрировала свои возможности углублѐнного и многостороннего воплощения мира душевных переживаний человека. На ведущее положение выдвинулись музыкально-театральные жанры (прежде всего, опера). Наиболее ярко стиль барокко проявился в Италии. Известнейший композитор, скрипач этого периода - Антонио Вивальди, автор многочисленных ансамблево-оркестровых концертов. В нач. 18 в. в Германии выдвинулись два великих композитора – Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, творчество которых тесно было связано со стилем барокко. Однако их творчество, подытоживая и углубляя достижения прошлого и предвещая будущее европейской музыки, не вмещается в рамки какого-либо одного стиля. 15.«Классицизм» как музыкальный стиль, его отличительные черты, творчество композиторов. Классицизм ( - образцовый) - стиль в литературе и искусстве 17- нач.19 вв. Сложился под влиянием идей философского рационализма, а также эстетики Возрождения с его ориентацией на античное искусство как на непревзойдѐнный художественный образец. Ведущий тезис эстетики классицизма заключается в убеждении, что суть бытия глубоко разумна и гармонична, в утверждении единого, всеобщего порядка, управляющего миром. Основоположником классицизма в музыкальном театре стал Жан-Батист Люлли, создатель оперного жанра лирической трагедии во Франции. Для опер Люлли характерны античная и мифологическая сюжетика, высокая героика, приподнятость стиля, в построении опер - логическая ясность, соответствие строгим правилам, нормативность, ориентация на драматически речитатив и оркестровое развитие. Однако лишь немецкому композитору-классику Кристофу Виллибальду Глюку, осуществившему реформу оперы, удалось создать произведения, отличающиеся благородной простотой и возвышенностью. Вершинная, качественна новая стадия в развитии музыки классицизма - искусство венской классической школы. С творчеством венских классиков связан блестящий расцвет ведущих инструментальных жанров - симфонии, сонаты, струнного квартета, формирование симфонического оркестра. Они создали симфонизм - метод действенного раскрытия жизненных противоречий, созвучный диалектическим идеям немецкой классической философии. На рубеже 18-19 вв. классицизм обрѐл новые формы в сочинении композиторов эпохи Великой французской революции. Кульминационное выражение эти идеалы нашли в творениях Бетховена, поздние произведения которого, однако, уже были отмечены чертами романтизма. Сочетаясь с элементами других художественных направлений, черты классицизма преломились и в русской музыкальной культуре (М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е. И. Фомин, И.Е. Хандошкин). 16.Утонченная логика музыки стиля «рококо» в творчестве композиторов 18 века. Рококо (- орнаментальный мотив, буквально - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие, прежде всего, во Франции. Ярче всего рококо сказалось в изобразительном искусстве и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрѐнность, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Луи Клод Дакен, Франсуа Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для музыки этих композиторов характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики. 17. Отражение внутреннего мира человека в творчестве композиторов романтиков. Романтизм - идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18- 19 вв. Характерное для романтического метода острое столкновение образных антитез (реальное - идеальное, шутовское - возвышенное, комическое - трагическое и т. д.) опосредованно выражало резкое неприятие буржуазной действительности, протест против возобладавшего в ней практицизма и рационализма. В эпоху романтизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоциональной жизни человека. Начальный этап романтизма представлен творчеством Франца Шуберта, Никколо Паганини, Джоакино Россини и др. Последующий этап (1830-50-е гг.) - творчеством Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Гектора Берлиоза, Винченцо Беллини, Ференца Листа, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца 19 в. (Иоганнес Брамс, позднее творчество Ференца Листа и Рихарда Вагнера, ранние сочинения Густава Малера, РихардаШтрауса и др.) Русская музыка, опиравшаяся в основном на эстетику реализма, в ряде явлений тесно соприкасалась с романтизмом, - творчество Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Важнейшим моментом эстетики музыки романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Рихарда Вагнера и в программной музыке (Ф. Лист, Р. Шуман, Г. Берлиоз), отличавшейся большим разнообразием источников программы (литература, живопись, скульптура и др.). Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики - от изящной скерцозности, народной сказочности. По-новому, с невиданной до того конкретностью, живописностью и одухотворѐнностью, воссоздают романтики образы природы. С этой образной сферой тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма. Психологическая и лирико-драматическая трактовка присуща в эпоху романтизма и крупным жанрам - симфонии, сонате, квартету, опере. Тяга к свободному самовыражению, постепенной трансформации образов, сквозному драматургическому развитию породила свободные и смешанные формы, свойственные романтическим сочинениям в таких жанрах, как баллада, фантазия, рапсодия, симфоническая поэма и др. 18.«Реализм» как объективное отражение окружающего мира в музыкальном искусстве 19-20 веков Реализм (- вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими определенному виду искусства. У крупнейших композиторов-романтиков элементы собственно романтической эстетики тесно переплетались с реалистическими. Обратившись к внутреннему миру человека, романтики достигли правдивой типизация эмоциональной жизни в еѐ динамизме, конфликтности, целостности. Так формировался основной принцип музыки реализма: постижение действительности через эмоциональнопсихологическое состояние человека, а внутренней психологической жизни - через драматизм внешней истории, с которой неразрывно связана человеческая личность. Основоположник реалистической школы в русской музыке - Михаил Иванович Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве крупнейших русских композиторов 19 - нач. 20 вв. "Родоначальником реализма в музыке", по определению В. В. Стасова, был и Александр Сергеевич Даргомыжский. В классической русской музыке реализм получил яркое, неповторимое выражение в эпических операх А.П. Бородина и Н.А. Римского-Корсакова, в лирикодраматических сочинениях Петра Ильича Чайковского и др, которые обогатили реалистическое направление новым кругом образов. Они связаны как с повседневной жизнью народа, так и с историей, движениями масс, как с гармоничным самоощущениемличности, так и с еѐ внутренней конфликтностью, с коллизиями столкновении личности и социальных условий, препятствующих еѐ развитию и самоутверждению. Сохраняя свои основные, определяющие признаки, реализм в музыке 20 в. обретает новые, более сложные формы. Круг типичных интонаций расширяется, вбирая, с одной стороны, глубинные интонационные пласты народных культур с другой стороны - влияния звуковой среды современности, включая моторику, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами городской жизни и т. п. 19.Музыкальное искусство 20 века, его представители (импрессионизм, экспрессионизм и др.). Импрессионизм в музыке ( - впечатление) - художественное направление, сложившееся в Западной Европе в последней четверти 19 - нач. 20 вв., прежде всего в творчестве Клода Дебюсси. Музыкальный импрессионизм сближают с импрессионизмом в живописи красочность, стремление к воплощению мимолѐтных впечатлений, к одухотворѐнной пейзажности , к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. Импрессионисты создали произведения искусства, утончѐнные и ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные и строгие по стилю, при этом значительно изменилась трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались программные миниатюры, сюитные циклы, в которых господствовало красочно-живописное начало. Обогатилось гармоническое и тембровое музыкальное мышление. Экспрессионизм ( - выражение) - направление в европейском искусстве и литературе 1-й четверти 20 в. В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны 1914–18 гг., в военные и послевоенные годы. Экспрессионизм стал одной из форм бунта против абсурдности современного мира, позитивного выхода из которой художник не видел. В центре внимания искусства экспрессионизм оказываются болезненные, иррациональные состояния души, порождѐнные страхом и отчаянием. Беспощадный показ негативных сторон действительности, гуманистическая идея сострадания к "униженным и оскорблѐнным" внесли в искусство экспрессионизма остро обличительную струю ("Воццек" Альбана Берга). Экспрессионизм наиболее ярко представлен в искусстве и литературе Австрии и Германии. В музыке чертами экспрессионизма были отмечены некоторые позднеромантические произведения (последние симфонии Густава Малера, оперы "Саломея" и "Электра" Рихарда Штрауса); полное и законченное выражение музыка экспрессионизма нашла в творчестве Арнольда Шѐнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание"). Экспрессионистским музыкальным сочинениям обычно свойственны отказ от мажора и минора, разорванность мелодики. 20. Современные стили и направления музыкального искусства (jazz, rock, pop и др) Понятие поп-музыки как одной из разновидностей популярной музыки, возникшей в конце 50-х — начале 60-х гг. Субкультурные и контркультурные тенденции в поп-музыке 60 — 80-х гг.: обращенность преимущественно к молодежной аудитории, оппозиционно настроенной по отношению к официальной культуре; опора в своем бытовании на полупрофессиональные и непрофессиональные формы музицирования и т. д. Характерные черты современного джаза: усиление фольклорных элементов, модернизация блюзовых традиций; все большее использование выразительных приемов и средств европейской академической музыки; усиление роли солиста-импровизатора, высокое профессиональное мастерство исполнителей и аранжировщиков, концертное предназначение музыки, обращение к профессиональной, интеллектуальной аудитории меломанов и т. д. Основные стили современного джаза: Боп — первый значительный стиль современного джаза, сформировавшийся к началу 40-х гг. и связанный главным образом с практикой малых ансамблей. лавная фигура ансамбля — солист-импровизатор, стремящийся к индивидуальному самовыражению. Хард-боп- продолжатель традиции классического хотджаза, ритм-энд-блюза и бибопа. Кул-джаз — результат творческой деятельности белых джазменов. Его возникновение на рубеже 40—50-х гг. как реакция на экспансивный бибоп на основе достижений музыкантов свинга и бибопа. Боссанова-джаз— синтез бразильской самбы, свит-музыки и кул-джаза. Прогрессив — один из стилей концертного джаза, возникший в первой половине 40-х гг. на основе традиций свингового биг-бэнда. Фри-джаз (свободный джаз). Причины его возникновения. Характерные черты стиля (культ свободной индивидуальной и групповой импровизации, широкое применение полиметрии, эксперименты в области атональности, дедекафонии, сериаль-ности, свободных форм и т. д.). Зарубежная рок-музыка. Возникновение рока в 30-е гг. Формирование к концу 60-х гг. его музыкально-стилистической системы на базе поп-музыки. Три основных типа рок-музыки: поп-рок — облегченный рок, ориентирующийся на массовую аудиторию поп-музыки (например, кантри-рок); мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием мэйнстрим в джазе), связанный с историей становления рок-музыки и относящийся к ее истокам (например, негритянский рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, белый рок-н-ролл 59-х гг., ранняя бит-музыка, хард-рок, хэви метал и др.); авангардный рок (экспериментальные направления), соединяющий разнородные музыкальные стили (арт-рок, электрик-джаз-рок и др.). 21 Возможности использования музыки различных стилей и направлений в работе с дошкольниками. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на ребенка, воспитывает его чувства, формирует вкус. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир ребенка, формирует основы его музыкальной культуры. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. У них есть возможность познакомиться с минимальным историческим и географическим контекстом существования музыкальной культуры, что содействует интеллектуальному и нравственному развитию ребенка. Доступны и отвечают требованию художественности произведения таких композиторов былых эпох, как А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах (танцевальные сюиты), И. Гайдн (симфоническая музыка, включая «Детскую симфонию»), В.А. Моцарт (симфоническая и камерная музыка), Л.В. Бетховен (симфоническая и камерная музыка). Обширен перечень произведений, которые можно использовать в работе с дошкольниками, композиторов эпохи романтизма. Среди них «Альбом для юношества» Р. Шумана, камерные произведения Ф. Шопена (вальсы, мазурки, прелюдии), танцевальная музыка Ф.Шуберта, И. Брамса и др. Образы сказки ярко показаны в музыке Э. Грига («Шествие гномов», «Кобольд», «В пещере горного короля»), образы животных. |