методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен
Скачать 79.84 Kb.
|
28. Музыкальное образование на территории современной Беларуси с 1917 по 1930 - е годы. На неоккупированной территории Беларуси действовал Витебский музыкальный отдел. В оккупированном Минске в апреле 1918 года была открыта Высшая музыкальная школа, преобразованная в консерваторию, которая должна была обеспечить подготовку специалистов в инструментальных и вокальнохоровых классах, а с установлением советской власти на базе существовавших частных учреждений открываются народные консерватории в Витебске, Минске, Гомеле. Значительную роль в истории музыкального воспитания Беларуси сыграла деятельность А. Гриневича. С именем А.А. Гриневича связано начало создания вокально-хорового репертуара для детей, в первую очередь, для школы. Занимаясь вопросами собирательства белорусской песни, он стремился к пропаганде произведений. национального музыкального творчества, был убежден, что пение, преподавание музыки обязано занять должное место в воспитании детей. Им были созданы и изданы в 20-ые годы в Вильно пособия для белорусской школы «Школьны спеўнiк» и «Народны спеўнiк». В них вошли такие популярные и сегодня «Саўка ды Грышка», «Чаму ж мне не пець», «Лявонiха», «Юрачка», «Перапелачка», а также песни, написанные А.А. Гриневичем на стихи Я. Купалы и Я. Коласа. Примечательным является и внимание Гриневича к репертуару для детей дошкольного возраста – в 1925 году в Вильно был издан «Дзiцячы спеўнiк», составленный на основе собранных в период с 1905 по 1924 годы образцов детского фольклора, по сути, являющийся первым отдельным изданием детского песенного фольклора. Видное место в истории белорусской музыкальной культуры, в становлении системы музыкального воспитания в республике принадлежит М.В. Анцеву – композитору, одному из старейших педагогов-музыкантов республики. М.В. Анцев - автор учебных пособий для певцов-хористов, учебника по элементарной теории музыки, справочника по нотной терминологии. В начале 30-ых годов М.В. Анцевым было создано одно из наиболее интересных и оригинальных учебных пособий, когда-либо существовавших в истории музыкального воспитания в Беларуси. Им стал вышедший в 1930 году сборник песен для детей 3–7 лет – «Зайчык-грайчык». Развивая свои взгляды на постановку общего музыкального образования, в этом пособии автор раскрывает выдвинутое им ранее положение о необходимости развития музыкального слуха через воспитание ритмического и ладового чувства. Для решения этих задач М.В. Анцев предложил использовать белорусские народные приговорки, припевки, сказочки, небольшие песенки, понятные и доступные детям - «которые смогут спеть дети, а не такие, что должны петь дети». Развитие методики музыкального воспитания дошкольников в 30-е годы, в соответствии с общим тенденциями в музыкальном воспитании, характеризуется стремлением систематизировать круг сведений и навыков, усваиваемых детьми в процессе музыкальной деятельности. 29. Музыкальное образование детей дошкольного возраста в БССР (40-е – 80-е гг. ХХв). 40-ые годы отличаются появлением нескольких специальных исследований, оказавших влияние на развитие муз. воспитания дошкольников. К.В. Головской в работе «Детское музыкальное творчество (как метод воспитания)» (1941) рассмотрены вопросы песенного муз. творчества применительно к старшим дошкольникам и младшим школьникам. В исследовании Н.А. Метлова «Обучение пению детей старшей группы детского сада» (1940) решались вопросы методики обучения пению (определены удобные певческие диапазоны, выработаны рекомендации по овладению вокально-хоровыми навыками), охраны детского голоса. Особый интерес представляет работа «Психология музыкальных способностей» (1947) известного российского психолога Б.М. Теплова, в которой он, проанализировав, среди прочих, данные исследования К.В. Головской, выявляет структуру музыкальных способностей, уточняет характер музыкальной деятельности, позволяющей их развивать (выделяя пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки. Однако достижения в области развития методики, успехи в исследовательской работе порождали новые задачи, связанные, главным образом, с преодолением недостатков теории и практики. При определении содержания и объема муз. навыков и умений в разных возрастных группах в «Руководстве…», отсутствовали требования, связанные с задачами музыкального развития, не были определены средства музыкальной выразительности, которые дети должны усвоить, предлагалась только одна организационная форма муз. воспитания – муз. занятия. Непосредственное участие в создании программ музыкального воспитания дошкольников принимала Н.А. Ветлугина. С ее именем неразрывно связано становление советской системы музык и эстет воспитания дошкольников. Ею доказано уникальное значение му. деят. в развитии ребенка, заложен фундамент дошкольной муз. педагогики от теоретических оснований до практических технологий, разработаны многие важнейшие проблемы муз. воспитания дошкольников: развития музыкальных способностей, муз. исполнительства и творчества дошкольников, самостоятельной муз. деятельности дошкольников, применения различных форм организации детской музыкальной деятельности.. В этот период увеличивается количество детских муз. школ, муз и культпросветучилищ, в 1972 году начал работать музыкально-педагогический факультет, а в 1978 году факультет дошкольного образования Минского педагогического института, в 1975 – Минский институт культуры 30. Развитие отечественной методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе (с 90-ых годов ХХ в. по настоящее время). В 90-ые годы в связи с обретением независимости, в РБ начался новый этап как в развитии самой системы дошкольного образования, так и в развитии методики музыкального воспитания дошкольников. Отличительные черты воспитательно- образовательных подходов этого периода – гуманизация, отношение к детству как к самоценности, опора на амплификацию развития, органичное сочетание воспитания и обучения. Эти черты в полной мере присущи основному документу, определяющему задачи и содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста – в программе дошкольного образования «Пралеска» (последнее издание – 2007 год). В подразделах «Музыкальная деятельность», выделенных в программе для разных возрастных групп, определены общие задачи музыкальной деятельности, а также задачи, реализуемые отдельными видами детской музыкальной деятельности, дан перечень рекомендуемого для каждого из них репертуара. Отдельным подпунктом выделены задачи и содержание музыки в повседневной жизни. В программе «Пралеска» учтены лучшие традиции советской системы музыкального воспитания дошкольников, опыт педагогов-практиков Беларуси, результаты современных исследований ученых Беларуси и России. Так, огромное внимание, уделяемое в программе детскому музыкальному творчеству, игре на музыкальных инструментах, обусловлено использованием оригинального опыта минского педагога Е.Р. Ремизовской в пособии «Солнышко. Система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста» (1996). Еще один соавтор раздела «Музыкальная деятельность» – российский исследователь (доктор педагогических наук) О.П. Радынова, автор программы «Музыкальные шедевры», цель которой – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в процессе активного восприятия музыки. Новая учебная программа дошкольного образования (2013) в целом созвучна подходам программы «Пралеска».Результаты научно-иследовательской работы в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста отражены и диссертационных исследованиях современных белорусских ученых Л.С. Ходонович «Сюжетная дидактическая игра как средство приобщения старших дошкольников к музыкальному творчеству» (1999) и Г.А. Никашиной «Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях» (2001), О.Н. Анцыпирович «Формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора» (2012). Результаты этих исследований широко используются педагогами-практиками, их авторы продолжают активную научно- исследовательскую деятельность. Среди созданных Л.С. Ходонович пособий для педагогов и детей дошкольного возраста следует выделить «Ребенок. Игра. Творчество» (2002), «Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль» (2005), «Развитие музыкального творчества дошкольников» (2007), «Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников» (2007), УМК «Путешествие в мир музыки» и др. Г.А. Никашина – автор пособий «В мире фантазий и звуков» (2004, 2008), «Малыш и музыка» (2005), «Весь мир в игре: игровая модель познавательного развития ребенка» (2005, 2006, 2008) и др. Свою роль в методическом обеспечении процесса музыкального воспитания дошкольников играют учебно-методические пособия В.Г. Савельева «Музыкально- эстетическое воспитание в дошкольном возрасте», «Дошкольники слушают музыку», «Развитие музыкального восприятия дошкольников»; учебные наглядные пособия О.Н. Анцыпирович и О.Н. Зыль «В мире музыки» , «Тропинка в мир музыки» «Музыкально- эстетическое воспитание детей дошкольного возраста и др. Обогащается и осовременивается также и музыкальный репертуар для детей дошкольного возраста , создаваемый не только композиторами, но и педагогами. Среди них – выразительные и доступные для дошкольников песни, созданные С.Д. Галкиной, Я. Жабко, В.В. Коваливом, Е.Р. Ремизовской. отечественная методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста, зародившись в качестве самостоятельной научной отрасли в середине XIX, прошла противоречивый путь становления и развития, испытывая сильное влияние тенденций, характерных для российской и советской дошкольной педагогики и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, в настоящее время продолжает свое развитие, ориентируясь на современные достижения психолого-педагогической науки и практики. 31.Современные подходы к организации музыкального воспитания детей дошк.возр.(на основе программы дошк.обр.2012г) Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Нагляднослуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех контрастных произведений, либо наоборот, схожих. Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), а также с целью обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Словесный метод это беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Назначение словесного метода: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки. Практический метод в музыкальном воспитании очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дыхания), в музыкально-ритмических деятельности (используется тактильно-мышечная наглядность), в игре не музыкальных инструментах. Одним из основных практических методов является упражнение. Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания. Игры, игровые задания, сюжетные игровые комплексы названных авторов наряду с музыкальными занятиями в образовательной программе (2012 г.) рассматриваются как одна из форм организации музыкальной деятельности детей. 32. Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников. В методике музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается широко: как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему. В данном случае опыт поколений заключен в произведениях музыкальной культуры (текстах музыкальной культуры) и способах деятельности, позволяющих распредмечивать и опредмечивать заложенные в этих текстах смыслы и ценности. Поэтому музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное. В сущности категории музыкального воспитания дошкольников отражены задачи музыкального воспитания детей этого возраста, которые О.П. Радынова определяет следующим образом: 1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству. 2. Сформировать начала музыкальной культуры, способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности. (она включает в себя: компоненты музыкально-эстетического сознания: потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др. 33. Сущность категорий «музыкальное воспитание», «музыкальное развитие», «музыкальное образование» Музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры. Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной). Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.Под музыкальным развитием дошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребенка от простейших форм к более сложным. Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организации музыкального воспитания, включая обучение и образование. 34. Система музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, возможности ее использования в работе с дошкольниками. В СССР существовала система, предложенная советским композитором, общественным деятелем и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским. Система изначальна предназначалась для детей школьного возраста. Он считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы и позволяющий идти от простого к сложному. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности – закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой . 35. Хоровое пение как основа системы музыкального воспитания З. Кодая. Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем. Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Основные принципы системы: музыкальное искусство – центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания – музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам.В ней используются слоговые названия ступеней лада и условные обозначения длительностей звуков и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). 36. Синтез музыки и движения в системе музыкального воспитания Э.Жака- Далькроза. Движение под музыку- стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар – отрывки из произведений западноевропейских композиторов. Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены». |