Главная страница
Навигация по странице:

  • 49. Характеристика методов уподобления звучанию музыки, их роль в активизации музыкального восприятия детей дошкольного возраста

  • 50. Дидактическая игра как метод музыкального воспитания дошкольников. Музыкально-дидактические пособия, их роль в музыкальном развитии дошкольников.

  • 51. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр.

  • 52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно- игровых комплексов в воспитании дошкольников.

  • 53. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации.

  • 54. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы активизации восприятия музыки.

  • 55. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дошкольного возраста

  • 56. Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи

  • 57. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране

  • 58. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста

  • методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен


    Скачать 79.84 Kb.
    НазваниеМетодика музыки экзамен
    Дата14.02.2023
    Размер79.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1).docx
    ТипДокументы
    #936781
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    48. Значение методов моделирования звуковых отношений в развитии музыкальности дошкольников.

    Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов тела изменения динамики музыки и т.д.); с помощью изображений предметов (для показа изменения высоты используются 3- ех, 5-ти, 7-ми ступенные лесенки, предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали: ветви дерева, по которым передвигается персонажптичка и др.; для показа смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков: длинные и короткие брусочки, большие и маленькие цветы и др.).

    49. Характеристика методов уподобления звучанию музыки, их роль в активизации музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

    О.П. Радынова выделяет группу методов уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое

    (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке, оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк), полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т.д.). Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра как метод музыкального воспитания.

    50. Дидактическая игра как метод музыкального воспитания дошкольников. Музыкально-дидактические пособия, их роль в музыкальном развитии дошкольников.

    Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкальнодидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осознанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства. Можно выделить следующие виды пособий: 1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.) 2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л.Н.): а).формирующие представление о характере музыки (―Солнышко и тучка‖). б). формирующие представления о средствах выразительности (―Музыкальный домик‖-регистр, ―Карусель‖-темп). а).формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (―Море‖, ―Узнай сказку‖). 3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара). Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников. Среди них: Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний.Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

    Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями:А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е.И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е. И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности.


    51. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр.

    Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкальнодидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп, динамика, регистр, тембр. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкального объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки), наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: нагляднопредметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Э.П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также выступают в качестве ценного дидактического материала для практической деятельности педагогов.

    52. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно- игровых комплексов в воспитании дошкольников.
    В исследованиях Л.С. Ходонович акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Такой подход усиливает полифункциональные свойства сюжетных музыкально-дидактических игр за счет их объединения, позволяет стимулировать интегрированные виды музыкального творчества; В игровых комплексах предусмотрена возможность проявления дошкольниками творчества в разных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Содержание игр побуждает к синтезу разных видов творчества и проявлению ребенком своих индивидуальных способностей в предпочитаемом виде музыкально-творческой деятельности. В то же время многие творческие задания игровых комплексов составлены с целью объединения детей по интересам к видам деятельности, по уровню развития музыкально-творческих способностей, по выбору игровых персонажей, игровых задач и путей наиболее верного их решения. Музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой музыкально-творческой деятельности детей, в которой возможно осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит личностно-ориентированное общение, эмоциональноположительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество.


    53. Восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности. Его задачи и формы организации.

    Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Свойствами музыкального восприятия является целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что 1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека); 2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Восприятие музыки в УДО проводится в следующих формах: 1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности 2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности: А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут) Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут). 3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения). Задачи музыкального восприятия: 1. Формирование способности сопереживания образу; 2. Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку); 3.Формирование оценочного отношения к музыке; 4.Обогащение слухового опыта; 5.Формирование знаний о музыке. В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.

    54. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы активизации восприятия музыки.

    Этапы организации музыкального восприятия: 1. Первичное восприятие музыки (целостное). А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.)сообщается название произведения и его автор. Б) выразительное исполнение музыки . В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?», ―Каков характер музыки, ее настроение?‖ В ходе беседы могут использоваться методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса ―О ком (о чем) рассказывает музыка?» 2. Повторное восприятие (дифференцированное). А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей; Б) параллельно с исполнением фрагментов произведения - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?» 3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное): А) узнавание произведения по отрывку; Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства

    55. Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дошкольного возраста

    1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию. 2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу). 3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки.

    56. Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи
    Пение как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности; оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка. Задачи певческой деятельности дошкольников: 1. Формирование певческих умений и навыков; 2. Развитие музыкальности; 3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;
    57. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране

    Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране. Среди таких особенностей можно назвать: короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2). Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3), подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном; соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов. Также необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку. В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально-хоровые навыки: - звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог; необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); - дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз); - дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные, в конце слов; этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте); - чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения); - ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах.

    58. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста

    В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной), и собственно песни, среди которых: песни без аккомпанемента (на нескольких звуках, как правило – фольклорный репертуар); песни с аккомпанементом; песни с движениями (спокойные, напевного характера, текст которых, как правило, связан с движениями); песни-попевки для игры на детских музыкальных звуковысотных инструментах (начиная с попевок на одном звуке, как правило, – образцы фольклора, попевки-упражнения из «Музыкального букваря»). Песенный репертуар должен удовлетворять требованиям художественности, доступности, разнообразия по тематике и стилям. Для детей до 3-ех лет отбираются попевки подражательного характера с повторяющимися интонациями, в среднем темпе и короткими фразами. Для детей 3-5 лет – наличие протяжных звуков, в среднем темпе, с двухтактовыми фразами, 5-6 лет – разнообразная тематика, различные темпы, динамика от пиано до меццо форте, фразы - 2 такта в медленном темпе. В старшем возрасте уделяется внимание музыкально одаренным детям – они как правило чисто интонируют, отличаются выразительностью и артистичностью, им доступно сольное исполнение.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта