методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен
Скачать 79.84 Kb.
|
59. Этапы разучивания песни с детьми дошкольного возраста, методы и приемы Методика разучивания песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий): 1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений. 2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство. 3. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, использование других атрибутов, исполнение знакомых песен в контексте сюжетноролевой игры – 60. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Задачи музыкально-ритмических движений: 1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов); 2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма); 3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;) 4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др.). 5. Содействовие физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. 61. Виды музыкально-ритмических движений Традиционно выделяются следующие виды музыкально-ритмических движений: 1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения): а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки); б) общеразвивающие (с предметами и без них); в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.). г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок; д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»). 2. Пляски: а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки); - пляски с подлинными элементами народного танца; - характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.); - хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями; - современный детский танец; - детский бальный танец. б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией); 3. Музыкальные игры с движением. а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей; - под пение (―У мядзведзя на бару‖); - под инструментальную музыку ( типа ―День и ночь‖, ―Весело-грустно‖, ―Зайцы и лиса‖); - игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (―Теремок‖, ―Колобок‖). б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр 62. Принципы отбора музыкального репертуара к музыкально-ритмическим движениям дошкольников Репертуар отбирается в соответствии с принципами: - художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов; - моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям; - разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки; - разнообразие движений ( танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения); - соответствие движений характеру, образам музыки. 63. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений с детьми дошкольного возраста, методы и приемы. Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение), практические методы (упражнения, но не тренаж). При разучивании новой пляски на протяжении 5-7 занятий необходимо соблюдение следующих этапов: 1. Ознакомительный, цель которого – познакомить с новым упражнением, пляской, создать целостное впечатление о музыке и движении. А) восприятие музыки; Б) беседа о характере и содержании музыки; В) показ движения целиком под музыку; Г) пояснение содержания элементов движения; Д) начало разучивания в общих чертах. 2. Углубленное разучивание – уточнение и закрепление элементов посредством многократного повторения (возможно без музыки, под счет, но для осознанности необходимо время от времени обращаться к соответствующему музыкальному отрывку). 3. Закрепление представлений о музыке и движении – работа над качеством, выразительностью, четкостью, использование творческих заданий (задание изменить какой-либо элемент, исполнить соло или ансамблем, использовать другие атрибуты и т.д) 64. Игра на детских музыкальных инструментах как вид детской музыкальной деятельности, его задачи Один из видов исполнительства, суть которого в частичном или полном воспроизведении мелодий, ритмических рисунков или метрической основы музыки с помощью музыкальных инструментов. Общими задачами этого вида деятельности является: 1. Овладение приемами игры на детских музыкальных инструментах и элементами нотной грамоты. 2. Развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти). 3. Содействие физическому (мелкая моторика), умственному (сочетание действий, устройство инструментов и др.) развитию. Задачи несколько специфицируются в зависимости от возрастной группы: В группе детей 3-4 лет внимание отводится знакомству с некоторыми музыкальными инструментами (барабаном, ксилофоном, металлофоном, дудочкой), формированию интереса к музыкальным инструментов и развитию музыкально-сенсорных способностей. С детьми 4-5 лет уделяется основное внимание обучению технике игры, коллективному музицированию, нотной грамоте, развитию звуковысотного слуха и чувства ритма; для детей 5-6 лет - совершенствование техники игры, закрепление знания нотной грамоты 65. Характеристика детских музыкальных инструментов, их классификация Наиболее многочисленная группа детских музыкальных инструментов – ударные. Среди них большинство инструментов шумовых, не имеющих звукоряда. Они обладают разнообразными тембрами: стучащий тембр у деревянных ложек, трещоток, кастаньет; звенящий – треугольник, тарелки, колокольчик, бубенцы, шархуны; шуршащий тембр у инструментов по типу погремушки – шейкеров, маракасов. Бубен и барабан обладают гулким, резонирующием звучанием. Имеют звукоряд металлофон и ксилофон. Из струнных инструментов в работе с дошкольниками используются только щипковые, на которых играют с помощью медиатора – цитра, гусли, цимбалы, арфа. Среди клавишных инструментов-игрушек – пианино, рояль. Клавишно-язычковые – аккордеон (с 20-ю клавишами, на котором играют только правой рукой). Среди духовых инструментов – разнообразные свистульки, гудки, дудочка (и другие инструменты по типу флейт), духовые гармоники (с клавишами). Знакомство с инструментами начинается уже в раннем возрасте, в группе детей 2-3 лет для этого педагог использует инструменты, контрастные по звучанию, – например, дудочка и колокольчик, барабан и металлофон; сопровождает звучание марша игрой на бубне, барабане, ложках и др. Дети сами пробуют действовать к погремушкой и колокольчиком. Дети 3-4 лет сами пробуют играть на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с другими шумовыми инструментами. Уже в этой возрасте проводятся дидактические игры на различение тембров знакомых детям детских инструментов. С 4-5 лет начинается обучение игре на звуковысотных инструментах – в первую очередь на металлофоне и ксилофоне, цымбалах . 66. Способы обучения игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста, методы и приемы Существует несколько способов обучения на звуковысотных музыкальных инструментах: 1. По нотам. Это трудоемкий способ и не все дети овладевают нотной грамотой в дошкольном возрасте. При использовании этого способа важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии. 2. Цифровая и цветовая методики. Суть их в том, что за каждым звуком закрепляется знак – цветовой или цифра, и исполнение мелодии осуществляется с опорой на воспроизведение последовательностей из цифр или цветных знаков (кружочков и др.). Такой подход дает очень быстрый эффект – мелодия хорошо запоминается ребенком, но не происходит развития звуковысотного слуха, т.к. здесь велика роль механического воспроизведения. 3. Игра по слуху. Данный подход требует систематической работы по развитию представлений детей о высоте и длительности музыкальных звуков. Данная методика предполагает расширение диапазона попевок, начиная с попевок на одном звуке. Ценным репертуаром для данного вида деятельности образцы детского фольклора. 67. Обучение элементам нотной грамоты детей дошкольного возраста, методы и приемы Обучение элементам нотной грамоты органично связано с игрой на звуковысотных инструментах. Программой не предусмотрено изучение нотной грамоты детьми дошкольного возраста, однако эта работа может проводиться в следующей последовательности: знакомство детей 3-4 лет со звуками до, ре, ми, фа первой октавы, детей 4-5 лет – звуками соль, ля, си первой и «до» второй октавы. Дети 5-6 лет овладевают исполнением последующих звуков второй октавы – это обогащает их возможности в музицировании и инструментальном творчестве.В процессе ознакомления с нотной грамотой дошкольники могут овладеть знаниями о названиях нот и их последовательности, расположении на нотном стане, расположении соответствующего звука на звуковысотных музыкальных инструментах. Обучение предполагает использование разнообразных игровых приемов – названия нот связываются с понятными детям образами по принципу ребуса: «ДОмик», «РЕчка», «МИшка», линейки нотного стана – дорожки, по которым «ходят» персонажи и др. Широко применяется зрительная наглядность: озвученные и неозвученные лесенки, фланелеграф с нотным станом и съемными нотами, методы моделирования звуковысотных отношений – с помощью предметного моделирования (расположенные по вертикали предметы – кузнечик прыгает по цветам разной высоты, птица садится на ветки дерева и т.д.) или двигательного (показ высоты звука с помощью руки на уровне от пояса до макушки головы, приседание или вставание на носочки и др.). Важное значение имеет показ педагога и упражнения детей в проигрывании на инструменте, пропевании звуков по нотам. При закреплении очень эффективны сюжетные музыкально-дидактические игры. 68. Формы организации коллективного музицирования дошкольников (ансамбль, шумовой и смешанный оркестры), методика работы. Кроме индивидуального музицирования, в дошкольном возрасте детям доступно и коллективное. Это может быть: 1. Ансамбль – участвуют одинаковые или однотипные инструменты. Как правило, звуковысотные. 2. Шумовой оркестр, в котором участвуют игрушки и инструменты, не имеющие звукоряда. Этот оркестр доступен уже детям младшего возраста, исполняя произведение, дети выделяют сильную долю, акценты, в среднем и старшем возрасте – воспроизводят ритм. 3. Смешанный оркестр, в котором участвуют и звуковысотные, и шумовые инструменты. Предварительная работа подразумевает индивидуальное разучивание партий, затем игру в ансамблях, и лишь потом – объединенный смешанный оркестр. 69. Понятие детского музыкального творчества, его задачи Понятие «творчество» характеризует деятельность, направленную на создание ценностей, отличающихся новизной и значимостью. Ценность детского творчества субъективна – его продукты ценны для самого ребенка, объективная ценность детского творчества – явление исключительное. Именно в процессе собственной творческой деятельности ребенок эффективно закрепляет полученные в процессе восприятия и исполнительства представления, актуализирует свой слуховой опыт, овладевает способами использования известной ему информации в новых условиях. Помимо основных музыкальных способностей и способностей к различным видам музыкальной деятельности, музыкальное творчество, будучи очень привлекательным видом деятельности для дошкольников (из-за малой степени регламентированности, возможности самовыражения), развивает универсальную способность к творчеству – креативность. Продукты творчества ребенка являются показателем его музыкального развития. 70.Подходы к развитию музыкального творчества дошкольников условия и этапы его развития. В 40-ые годы вопросы музыкального творчества (старших дошкольников) рассматривались К.В. Головской, в 60-80 годы - Н.А. Ветлугиной. Она выделила условия формирования детского творчества: - наличие специальных творческих заданий; - накопление опыта исполнительства; - накопление опыта восприятия, который выступает источником творчества детей, своеобразным образцом, которому на первых этапах творчества ребенок подражает. Также были выделены этапы руководства детским музыкальным творчеством, учитывающие степень приобщения детей к творчеству: 1.Этап ориентировки в творческой деятельности (установка на создание своего продукта, частичное сочинительство). 2. Этап освоения способов творческой деятельности (от частичного сочинения к самостоятельным композициям). 3. Этап самостоятельной творческих действий детей (от появления замысла до конечной реализации). Она предлагала серию творческих заданий для развития песенного творчества: импровизация имен и звукоподражаний, импровизация вопросов и ответов, сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, в определенном жанре. 71. Виды заданий для развития музыкально-творческих способностей детей дошк.возраста. Используются задания: для детей 2-3 лет – исполнить голосом или на инструменте звукоподражание, слово, мелодию вопроса или ответа; выполнить образные движения в соответствии с текстом песни, попевки, выполнять свободные движения в соответствии с характером музыки. Для детей 3-4 лет: сочинение музыкальных вопросов и ответов, мелодий на одну-две поэтические строчки. Для детей 4-5 лет – сочинение музыкальной фразы на собственные тексты, сочинение попевок в жанре, в определенным настроении; сочинение танцевальных движений различных персонажей, движений в свободной пляске; песенных, инструментальных и двигательных импровизаций по сказкам: «Теремок», «Репка» и др. В старшем дошкольном возрасте – сочинение голосом и на инструментах музыкальных диалогов, попевок в жанре, в определенном характере, темпе, ритме и т.д., мелодизация стихов и собственных строк, создание музыкальных картинок к рассказу; сочинение танца персонажа, комбинаций из 4-6 движений в свободной пляске; оркестровка музыкального произведения; сочинение микроопер по сказкам. 72. Музыкально-образовательная деятельность, ее задачи Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников. Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту. Для успешности в видах музыкальной деятельности также требуются определенные знания. Так, для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера (о композиторах, жанрах и др.), осознание детьми значения средств музыкальной выразительности в создании образа. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, ансамбль). В музыкальноритмической деятельности дошкольники приобретают знания о слитности музыки и движений, зависимости образа от средств выразительности (темпа, динамики, пауз), узнают названия танцевальных шагов (шаг польки, переменный шаг, галоп и др.), усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь игре на инструментах, дошкольники получают знания о тембрах инструментов, способах и приемах игры (стакатто, глиссандо – на металлофоне, как правильно держать молоточек при игре на нем, медиатор для игры на цитре или арфе), знакомятся с элементами нотной грамоты. Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников (развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры) и О.П. Радыновой выделяется в отдельный вид детской музыкальной деятельности. для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания. Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что: содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску; определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация); музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки; Для развития музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что: звуки имеют различную высоту; что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что: звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими; их чередование (темп) может быть спокойным и более активным; ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры. |